Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Школьные сочинения). «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Значение образа гриши добросклонова

Один из спорных для некрасоведов вопросов - роль Григория Добросклонова и смысл этого образа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» : создавал ли Некрасов образ «заступника народного», борца за народное счастье, «разночинца, революционера 60-х гг. и революционного народника 70-х гг.», или просветителя, воспитателя народа. В черновой редакции главы, как отмечают исследователи, был «яснее истинный смысл образа Гриши Добросклонова - народного заступника. Именно здесь Некрасов сравнивал его с Ломоносовым и предрекал ему тяжкую судьбу: «чахотку и Сибирь». «Чахотка» и «Сибирь» были, безусловно, точными указаниями на революционную, противоправительственную деятельность Гриши Добросклонова. Но Некрасов еще на начальном (доцензурном) этапе работы зачеркнул строки: «Ему судьба готовила / Путь громкий, имя славное / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь». Только по воле издателей поэмы уже в советское время эти строки были включены в текст. Но вопрос, почему автор отказался от этих строк, напрямую указывающих на революционную деятельность героя, - остается. Сделал ли это Некрасов в результате автоцензуры, т.е. заранее зная, что строки не будут пропущены? Или это было вызвано изменением концепции образа Гриши?

Возможное объяснение отказа Некрасова от указаний на трагическую судьбу Гриши Добросклонова нашел Н.Н. Скатов, который увидел причину в стремлении создать обобщенный образ представителя молодого поколения. «С одной стороны, - пишет исследователь, - он (Гриша Добросклонов) человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша - и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, надеющейся и верующей. Он весь в будущем, отсюда некоторая его неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно, не только из цензурных соображений, зачеркнул уже на первом этапе работы стихи».

Споры вызывает и место героя в повествовании. К.И. Чуковский склонен был отводить этому герою ключевую роль. Собственно, появление такого героя, как Гриша Добросклонов, и стало для исследователя важнейшим аргументом в определении композиции поэмы. «Счастье» народного заступника Гриши Добросклонова и должно венчать, по мнению К.И. Чуковского, поэму, а не восторженный гимн «благодетельнице»-губернаторше, который звучит в «Крестьянке». Как итоговый в размышлениях Некрасова о «счастье» воспринимают образ Гриши Добросклонова и другие исследователи. По предположению Л.А. Евстигнеевой, «в следующих главах центральной фигурой поэмы должен был стать Гриша Добросклонов, образ которого только намечен в «Пире...».

Но есть и иная точка зрения, согласно которой Гриша Добросклонов - не кульминация поэмы, не ее венец, а всего лишь один из эпизодов в поисках крестьян. «Встреча с Григорием Добросклоновым, - полагают исследователи, - была одним из эпизодов путешествия странников - важным, знаменательным, принципиальным и т.д., но все же лишь эпизодом, который вовсе не означал окончания их поисков». Эту же позицию разделяет и В.В. Жданов, автор книги «Жизнь Некрасова»: «Маловероятно, что все линии пути многосложного повествования, все многообразие образов и характеров можно свести к Грише Добросклонову, - утверждает он, - вероятно, что это один из этапов на пути к завершению всего труда». Ту же мысль высказывает и Н.Н. Скатов: «Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце». Исследователь мотивирует свои слова тем, что «счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир».

Для такого понимания роли героя есть все основания: путешествие мужиков, действительно, не должно было заканчиваться на Вахлачине. И в то же время, трудно согласиться и с тем, что Гриша Добросклонов - всего лишь один из многочисленных героев. Не случайно в образе Гриши Добросклонова явственны черты столь дорогих некрасовскому сердцу людей - Добролюбова и Чернышевского.

Но проблема заключается не только в определении места героя в поэме. Спорным представляется вопрос о том, принимал ли Некрасов «счастье» Григория Добросклонова как высшее представление о счастье? Обращаясь к этой проблеме, К.И. Чуковский утверждает, что в своем творчестве Некрасов соотносил с представлением о счастье жизнь только богатых и влиятельных людей, например, счастливым был назван «владелец роскошных палат» из стихотворения «Размышление у парадного подъезда». Но это утверждение не совсем точно. У Некрасова было и другое понимание счастья. И оно тоже выразилось в его лирике. Счастливцем, например, он называл И.С. Тургенева:

Счастливец! из доступных миру
Ты наслаждений взять умел
Все, чем прекрасен наш удел:
Бог дал тебе свободу, лиру
И женской любящей душой
Благословил твой путь земной.

Несомненным слагаемым «счастья» для Некрасова была не праздность, а труд. И потому, рисуя картины счастливого будущего в поэме «Горе старого Наума», Некрасов воспевает «вечный бодрый труд над вечною рекою». Известно и такое некрасовское признание. В мае 1876 г. сельская учительница Малоземова написала ему письмо - отклик на прочитанную поэму, которая завершалась главой «Крестьянка». Учительнице казалось, что поэт не верит «в существование счастливых людей», и она старалась разубедить его: «Я уже стара и очень некрасива, - писала она, - но очень счастлива. Сижу у окна в школе, любуюсь природой и наслаждаюсь сознанием своего счастья... В прошлом моем много горя, но я считаю его благом-счастьем, оно выучило меня жить, и без него я не знала бы наслаждения в жизни...». Некрасов ответил ей много позднее - его письмо датировано 2 апреля 1877 г.: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Означают ли эти слова, что в дальнейшем автор хотел продолжить рассказ о жизни Гриши Добросклонова? Ответить на этот вопрос невозможно. Но нельзя не заметить, что Гришино понимание счастья действительно близко счастью сельской учительницы. Так, когда благодарный Грише за добрые слова, за помощь, Влас желает ему счастья, как он его понимает, счастья крестьянского:

Дай Бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену! -

Гриша Добросклонов отвечает несогласием с таким пониманием счастья, противопоставляет ему свое:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Исследователями давно отмечена близость судьбы и образа Гриши Добросклонова с судьбами и личностями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова. Семинаристское прошлое, происхождение Чернышевского, черты личности Добролюбова и даже его фамилия - становятся непосредственными источниками образа. Известно и то, как Некрасов воспринимал своих сотрудников по «Современнику»: в стихотворениях, посвященных Добролюбову и Чернышевскому, их судьбы утверждаются как воплощение идеальной судьбы. Но можно отметить еще целый ряд деталей, которые свидетельствуют об особенной значимости для автора образа Гриши Добросклонова. Некрасов явно сакрализирует образ Гриши: представляя Гришу как «посланца Божьего», отмеченного «печатью дара Божьего». На путь, избираемый им, - «дорогу тесную», «честную», призывает ангел милосердия. Песня «Средь мира дольнего», которую поет ангел милосердия, в черновой редакции называлась «Куда идти?» Исследователи видят в этом названии явную аналогию с названием романа Чернышевского «Что делать?» Но можно предположить и другой источник этих слов: они перекликаются со словами апостола Петра, вопрошавшего, как свидетельствуют древние апокрифы, Христа о цели его пути: «Куда идешь?» Отвечая на вопрос Петра, Христос сказал: «В Рим, чтобы снова принять распятие». «После этого Христос возносится на небо, а Петр, видя в словах Христа провозвестие своей мученической смерти, возвращается в Ром, где его распинают вниз головой». Эта аналогия также позволяет увидеть высший смысл Гришиного пути. Интересно отметить, что первоначально имя некрасовского героя было - Петр.

Но автор не случайно отказывается от этой прямой аналогии с судьбой последователя Христа, как отказывается и от прямых указаний на революционную деятельность Гриши Добросклонова. Гриша предстает как просветитель, «сеятель знанья на ниву народную», который и призван «сеять разумное, доброе, вечное». Характерно, что стихотворение, призывающее «сеятелей знанья на ниву народную», было написано одновременно с главой «Пир на весь мир». Но если в стихотворении «Сеятелям» Некрасов сетовал на «робость» и «слабость» сеятелей, то в поэме он создает образ героя, наделенного и целеустремленностью, и нравственной силой, и пониманием народной души. Рожденный в народной среде, испытавший все его горести и печали, он знает и народную душу, и пути к народному сердцу. Он знает, что может «оживить» Русь. Жизнь, отданная возрождению народной души, просвещению народа, и мыслится Некрасовым как счастье. Именно поэтому Некрасов и заканчивает свою поэму словами:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного!..

Следует согласиться с В.И. Мельником, который пишет о том, что поэт воспевал «всякую жертву человека, всякий подвиг - лишь бы он делался во имя других людей. Такое самопожертвование стало как бы религией Некрасова».

Наделяя своего героя истинно «счастливой» судьбой, Некрасов тем не менее не завершает главу возвращением странников в родные деревни. Их путешествие должно было продолжиться. Почему? Ведь заключительные строки указывали не только на согласие автора с таким пониманием счастья, но и на то, что странники уже были готовы его разделить. Один из возможных ответов на этот вопрос дал Г.В. Плеханов, известный революционный деятель. Он увидел причину такой концовки в том, что народ и «народные заступники» не были едины в своих стремлениях. «В том-то и дело, что странники-крестьяне разных деревень, порешившие не возвращаться домой, пока не решат, кому живется весело, вольготно на Руси, - не знали того, что творилось с Гришею, и не могли знать. Стремления нашей радикальной интеллигенции оставались неизвестны и непонятны народу. Ее лучшие представители, не задумываясь, приносили себя в жертву его освобождению, а он оставался глух к их призывам и иногда готов был побивать их камнями, видя в их замыслах лишь новые козни своего наследственного врага - дворянства».

Это замечание, отражающее действительные реалии русской жизни, все же не совсем справедливо по отношению к некрасовской поэме: Гриша не предстает как борец-одиночка в поэме, «вахлаки» и слушают его, и прислушиваются к его мнению. И все же Некрасов не хотел завершить искания своих героев в Вахлачине. Странствие должно продолжиться, и, как справедливо пишет один из исследователей, «неизвестно, к чему оно может привести мужиков. Ведь поэма строится на основе развития авторской идеи, а Некрасову очень важно показать, чему учатся странники во время путешествия, что, в частности, они почерпнули из тех новых встреч, о которых рассказывается в «Пире...». Поэтому события, изображенные в «Пире...», вовсе не должны быть концовкой поэмы, напротив, они становились новым стимулом в дальнейших поисках семи мужиков, дальнейшем росте их самосознания».

В этой статье описывается образ Гриши Добросклонова, его характер, биография и жизненные идеи.

Вам нужно написать по литературе сочинение про Гришу Добросклонова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Первое, что нужно знать, это народный заступник, который вместе со всеми людьми того времени искал, кому же все-таки на Руси жить хорошо, но так и не нашел.

Образ Гриши начинает раскрываться во главе: «Доброе время – добрые песни». В этой поэме жизнь героя описывается хорошо. Более детально можно ознакомится с ней в этой статье, которую можно использовать для написания школьных сочинений. Вы можете писать по плану, графы которого выделены в отдельные подзаголовки или брать информацию частями для коротких, но интересных и емких эссе.

Гриша Добросклонов - биогафия

Гриша Добросклонов

Гриша Добросклонов – сын дьячка Трифона. Биография Гриши Добросклонова не самая «радужная»: постоянная нехватка средств, тяжело больная, а впоследствии, умершая мать. Исходя из слов автора, нетрудно догадаться, что семья церковнослужителя низшего сана живет очень бедно. Как и подобает ребенку священника, парень учится в духовном семинарии. Несмотря на некие трудности и финансовые проблемы, Гриша амбициозен – он хочет поступать в московский университет.

Юноша умен и образован. Его жизнь в семинарии не настолько «сладка», как может показаться – он мерзнет, недоедает. Автор показывает, что мать очень любила своего сына и вряд ли хотела бы для него такой участи.

Отец испытывает гордость за Гришу и его брата, Савву. Тем не менее, ни усилия дьячка, ни старания его сыновей пока не приносят результата – бедность сопровождает их на каждом шагу, из нее очень сложно выпутаться.

Парни стараются заработать на кусок хлеба, помочь отцу. Они выполняют «черновую» работу, взамен получая материальную благодарность от крестьян. Склонен Гриша и к философии – простой люд нередко подмечают, что он изрекает «умные мысли», делится своими рассуждениями с окружающими.

Правда, они далеко не всегда понимают всю суть. Героя можно назвать «особенным», ведь у него есть дар располагать к себе людей и врожденные лидерские качества. Также Гриша искренний – он никогда не лукавит и говорит то, что думает. Конечно, иногда это польза, а иногда – вред.

Парень довольно часто думает о недостатках жизни крестьян на Руси, и искренне желает, чтобы не только он, а и все люди жили хорошо. Мало того, за эту идею он даже готов отдать жизнь. А исходя из описания ему всего-то 15-16 лет от роду.

Однажды Гриша сочиняет песню «Русь», с помощью которой стремится поднять «боевой дух» простых тружеников, дать им надежду на светлое будущее. Можно сказать, что его сочинения - это гимн о народном счастье, которое рано или поздно обязательно настанет.

Как проходило детство Гриши Добросклонова?

Детство Гриши Добросклонова прошло в труде и бедности. Впервые читатель знакомится с ним во время пира, на который был приглашен отец. Подмечается, что сыновья его, Гриша и Савва, как работают в поле наравне со взрослыми, так и пьют водку в праздники в том же количестве. Примечательно, что дьяк жил настолько бедно, что даже кошка с собакой сбежали из семьи, уже не ожидая получать достаточного пропитания. Духовное сословие не играло роли. Семья Гриши жила «хуже самого последнего крестьянина».

Вполне возможно, что бедное детство сыновей связано с тем, что отец любит не в меру выпить. Ведь в произведении описывается, как братья ведут пьяненького родителя домой. К слову, непомерная любовь к крепкому алкоголю – еще одна исконно русская беда. В семинарии, куда поступает учиться парень, серо, уныло и голодно. Именно там в его голову приходят идеи о песнях – он вспоминает, что их пела покойная мать и сам находит в этом отдушину.

Он начинает слагать песни – о том, что родная страна прозябает, что труженики гнут спину, подрывают свое здоровье за гроши, а взамен получают лишь унижение и пренебрежение, о том, что лишь надежда поможет выбраться из этого ада, и будущее нужно приближать самим, объединившись, взяв свою волю в кулак.

Гриша Добросклонов: история жизни



Гриша Добросклонов

Гриша родился в семье дьячка - уважаемого всеми священника. Смышленый молодой человек, часто голодает, судьба бросает его «во все тяжкие». Возможно, именно поэтому он так явно чувствует всю несправедливость и все неимоверные мучения, которые испытывают его соотечественники. Поэтому парень, не раздумывая, встает на путь защиты своего народа и той социальной прослойки, к которой принадлежит сам.

Герой понимает, что многие из крестьян думают так же, как он - просто не все находят в себе силы и смелость открыто об этом сказать. Именно поэтому Гриша Добросклонов считает своим долгом мотивировать людей с помощью своих песен и это его история жизни. Он очень уважает свой народ, понимает, как простым людям тяжело и искренне желает облегчить их участь.
Гриша считает, что если все, кто способен держать в руках вилы, перестанут молчать и наконец, восстанут, то у угнетателей просто не будет иного шанса – они сдадутся под натиском народного праведного гнева. «Да, свобода возможна, но ее нужно выбороть» — вот, что пытается донести юноша.

Не гнушается парень и физической работы – чтобы прокормить семью, они с братом выполняют поручения крестьян. Тем не менее, казалось бы, в неприметном мальчике живет отважный и идейный революционер, который по мере развития действия в произведении, вырывается наружу.

Какое авторское отношение к Грише Добросклонову?

Некрасов относит Гришу Добросклонова к типу тех неординарных, удивительных людей, что были поцелованы Богом. По характеру мальчик чем-то схож с Добролюбовым – возможно, тем, что оба этих персонажа нашли свое счастье в великих, глобальных целях, которых так сильно старались достичь.

Можно сказать, что Гриша является собирательным образом, ведь автор отображает в его облике дух революционной молодежи того времени. Мало того, писатель также считал борьбу за долю простого народа своей прямой обязанностью. В этом прослеживается все авторское отношение к герою поэмы.

Некрасов видит в семинаристе настоящего заступника и бунтаря. И хоть руки Добросклонова не так крепки, он изможден и худощав, но его воля действительно сильна. Гриша чем-то напоминает Павку Корчагина из произведения «Как закалялась сталь», но в иную эпоху. Ведь ему также присущи жертвенность, непреодолимое желание участвовать и победить в классовой борьбе, он стойко терпит все тяготы и лишения, что выпали на его долю.

Поэт вкладывает в героя огромное количество своих личных качеств, «снабжает» его собственными песнями - значимыми, осмысленными. Поэтому иногда кажется, герой слишком смышлен для своих лет. Но это объяснимо – тяжелая жизнь заставляет рано взрослеть.

Из какой среды вышел Гриша Добросклонов?



Гриша Добросклонов

Из какой среды вышел Гриша Добросклонов? Можно сказать, что юноша принадлежит к простой среде, он вышел из народа. Однако с другой стороны, его можно причислить и к обедневшей интеллигенции. Да, мама Гришы – батрачка, но отец, несмотря на несовершенства его, как личности, все же имеет духовный стан, следовательно, он уже чем-то выше простых крестьян.

Правда, Некрасов характеризует дьячка как человека приземленного, без особых амбиций. Именно поэтому благородство его сына настолько восхищает. Казалось бы, нет у парня никаких ген и предпосылок к таковому. Но факт остается фактом – в обычной бедной семье, родилась неординарная личность, способная творить историю.

Гриша Добросклонов - характер: основные черты

Можно сказать, что данный герой является симбиозом всех положительных качеств, которые только могут быть в человеке. Возможно, что автор не напрасно лишает его недостатков. Ведь любой человек, несущий свободу и революционные идеи, априори идеализируется.

Тем не менее, парень действительно предстает пред читателем практически идеальным – и, как личность, и как семинарист, и как сын, и как верный защитник своего обездоленного народа.

Какие основные черты характера присущи Грише:

  • Целеустремленность – следуя своим идеалам и принципам, герой ни на секунду не сомневается в том, что поступает правильно. Им движет не только желание перемен, но и вера в светлое будущее, которое обязательно настанет.
  • Трудолюбие – физической работы, равно, как и работы умственной, Гриша совершенно не боится. Он с детства привык смотреть в лицо трудностям и не робеет при этом.
  • Отзывчивость – юноша всегда готов прийти на помощь, а защиту униженных, обездоленных, обиженных и оскорбленных считает своей прямой обязанностью.
  • Любовь к земле и своему народу – парнишка любит Родину, как мать. Уважает и ценит труд простых крестьян.
  • Решительность – возможно, это максимализм, но Добросклонов свято уверен в том, что на пути к своей цели он никогда не остановится.
  • Смелость – она присутствует как в словах, так и в действиях. Даже сам факт, что парень говорит то, что думает и не боится осуждения, уже вызывает уважение.
  • Находчивость – Гриша смышлен, изобретателен. Поэтому, при желании может найти выход из любой ситуации.
  • Воля к победе и жизни – привыкший к лишениям, герой, уже не боится ни голода, ни холода, ни бедности.
  • Творческая жилка – вкладывая в песни особый смысл, основанный на жизненных реалиях, юноша не только находит способ самовыражения, но и пытается изменить мир, облегчить судьбу людей и приблизить их к лучшей жизни.
  • Доброта – герой искренне старается помочь людям, не преследуя при этом никаких корыстных целей.
  • Тяга к справедливости – Гриша полагает, что лишь только жизнь «по совести» может считаться по – настоящему счастливой.

Как видно, герой обладает стойким, волевым характером. Ему не чужды рассудительность и трезвый анализ ситуаций. Он очень жертвенный, целеустремленный и отзывчивый. Искренне верит в то, что делает и старается вселить эту веру в окружающих. Достаточно эрудирован. Ведь, несмотря на бедное существование, Гриша Добросклонов получил хорошее образование. Он свободолюбивый, не желает плыть по течению. Верный сын своего народа, для которого в первую очередь важно благосостояние страны, а уж потом – личные интересы.

Рассказ о родителях Гриши Добросклонова

Родители героя кардинально отличаются между собой. Даже странно, как они могли сойтись. Мать – типичная русская крестьянка, добрая, отзывчивая, работящая. Отец – местный дьячок, человек бездарный и ленивый, любящий «заложить за воротник», безразличный, не отличающийся амбициями. Но при этом они оба гордились своими сыновьями. Гриша и Савва Добросклоновы знали об этом, что и являлось для них вдохновением в жизни.

Портрет Гриши Добросклонова: описание внешности



Гриша Добросклонов

О внешности Гриши Добросклонова читателю известно мало. Упоминается, что у него широкая кость, возможно, данное утверждение пошло от того, что в работе он вынослив и достаточно силен. Однако у парня слишком уж исхудалое лицо. Наверное, потому что растущий организм в результате очень бедной жизни, не получал всех необходимых полезных веществ и достаточного количества пищи. Соответственно, представляется он юношей 15-16 лет от роду, среднего роста, худощавого (в силу недоедания), телосложения.

Хотя, по образу мыслей данного героя, ему вполне можно дать и 18-30 лет. Насколько здраво он порой рассуждает, настолько стойкая его жизненная позиция.

Что же касается деталей, автор не дает каких-либо явных упоминаний. Хотя, вполне разумно предположить, что у Гриши, свойственные русским, светлые либо рыжие волосы, бледная кожа, горящие огнем, живые глаза, приятные, но немного «простоватые» черты лица. Это возможный портрет героя, который представляется читателю.

Почему истинно счастливым поэт считает Гришу Добросклонова?

Несмотря на то, что Гриша работает за еду, он думает не о себе, а о стране, о жизни людей. Можно сказать, что парнишка своими глазами видит все те несовершенства, которые имеются в обществе – поэтому так яро желает их изменить.

Отмечается, что, хоть Добросклонова и роднят с крестьянами такие факторы, как изнурительная каждодневная работа, голод, холод, социальная несправедливость и гнет, бедность, он имеет острый ум и восприятие, нетипичное для среды, из которой он вышел. Зачастую парень мыслит гораздо шире, чем может позволить его крестьянское происхождение. Признаться честно, это действительно очень удивляет, делает данного героя уникальным.

Поэт считает Григория Добросклонова истинно счастливым, потому что тот имеет цель – принести людям счастье и свободу. Мало того, прекрасно осознает эту миссию и прилагает все свои силы для ее осуществления.

Поскольку Гриша в понимании Некрасова является неким нравственным идеалом, его счастье состоит в том, чтобы даровать людям свободу и ту жизнь, которой они достойны. Именно существование на благо других, приближение счастливых перемен и есть смысл жизни этого парнишки.

Мало того, учитывая, что и его мама погибла от тяжкого труда, герой считает, что пора положить этому конец и народ не должен гробить себя по указке господ, которые не ставят простой люд выше домашнего скота. Он остро воспринимает данную ситуацию, ведь люди –это не животные, у них есть свои права, мысли, мечты, которыми никак нельзя пренебрегать.

Какой выбор в жизни сделал Гриша Добросклонов?



Гриша Добросклонов

Выбор Григория был сделан неосознанно. Автор намекает на то, что к счастью существует два пути - один предполагает материальное (это богатство и власть), а второй заключается в духовном (борьба за права крестьян, их свободу, отстаивание их интересов). Какой выбор в жизни сделал Гриша Добросклонов?

Конечно же, как и любой юноша из бедной семьи, герой иногда задумывается о финансовом благополучии, материальное манит его – но все же, интересы простого люда для него стоят выше финансовой стабильности и набитого живота. Добросклонов понимает, что единение с народом – и есть тот «правильный» путь, по которому стоит идти вперед.

Прошлое Гриши Добросклонова

Несмотря на юный возраст, герой уже многое стерпел и перенес: крайне бедную жизнь, смерть матери, выходки пьющего отца, выполнение крестьянских поручений за еду совместно с братом, голодную и безрадостную учебу в семинарии. Ему ли бояться революции?

Вполне очевидно, что мальчик так уверен в своих убеждениях потому, что понимает, что «хуже уже не будет». Поэтому его попытки склонить крестьян к тому, чтобы перестать гнуть спину и начать отстаивать свои права вполне обоснованы и логичны. Кажется, что Грише и вовсе чужды страх и нерешительность – подросток ведет себя так, как будто руководить народными восстаниями для него не в новинку, не в диковинку – словно всю свою жизнь он только этим и занимался. В этом и есть все прошлое Гриши Добросклонова.

Почему Гришу Добросклонова можно считать счастливым?

В понимании автора счастливый человек – это тот, кто ставит всеобщее счастье выше собственного. Почему Гришу Добросклонова можно назвать счастливым? Хотя бы потому, что любовь к родной земле и народу окрыляет его, дает надежду. Даже, несмотря на то, что парня впоследствии ждали Сибирь и чахотка, именно он, практически единственный в произведении, испытывал состояние эйфории, которое не могли нарушить ни тяжелые жизненные обстоятельства, ни какие-либо иные факторы.

Гриша был счастлив, потому, что жил для людей. Это и было основной идеей – парнишка хотел посвятить жизнь заступничеству простого люда и помощи в скором достижении тех «светлых дней», когда крестьяне, наконец, перестанут испытывать муки.

Чему хочет посвятить свою жизнь Григорий Добросклонов?



Гриша Добросклонов

У каждого героя любого времени есть свои идеи. Были они и у Григория Добросклонова. Он хочет посвятить свою жизнь борьбе за свободу. Он мечтает освободить народ от угнетения. И это действительно восхищает. Поразительно, откуда у Гриши находятся физические и моральные силы – ведь, исходя из его детства, он должен быть сломленным, нерешительным, угнетенным.

Вместо этого перед читателями предстает вовсе не забитый голодный ребенок, а уверенный в себе, решительный молодой мужчина, который не только сам готов к переменам, но и может вести за собой армию единомышленников, при этом ежеминутно воодушевляя их и вдохновляя своим примером. Без сомнения, Гриша – убежденный лидер.

В чем смысл песен Гриши Добросклонова?

Песни Гриши Доброклонова – это отнюдь не увеселительные средства. Это оружие, которое герой крепко «сжимает в руках», что помогает в борьбе с угнетателями. В чем смысл песен Гриши Добросклонова? Их лейтмотивом является идея, что счастье народа невозможно без борьбы – только лишь восстав против несправедливой действительности, можно изменить свою жизнь в лучшую сторону, наконец, воспрянуть духом.

Исполняя эти творения, которые после расходятся по миру, одаренный юноша стремится вселить в народ ту мысль, что Россия не погибнет, что ситуацию можно изменить только путем революции. Но для того, чтобы справедливость восторжествовала, необходим еще один факт – изменение народного сознания. Без этого ничего не получится.

Как Гриша характеризует свою Родину?

Внутренне глубоко переживая кончину своей матери, Гриша невольно ассоциирует с нею Родину – потому, ему очень хочется, чтобы люди на родной земле, и она сама не пребывала в упадке, а напротив, встала с колен. Как Гриша характеризует свою Родину?

Анализируя образ, перед глазами Родина невольно представляется в виде простой женщины-крестьянки, для которой каждодневный, тяжкий и неблагодарный труд на чужое благо становится некой кармой, от которой невозможно скрыться не только ей, но и всем последующим поколениям.

Парень искренне любит землю, на которой родился, но в то же время, отмечает ее двойственность, называя ее в одно время «обильной» и «убогой», «бессильной» и «могучей», где «уживается сила с неправдою». Соответственно, герой понимает, что Родина имеет все возможности и потенциал, чтобы стать свободной, независимой, со счастливыми обитателями – только вот для этого нужно, чтобы все осознали необходимость перемен, начали приближать свое счастье делами.

Каковы жизненные позиции, идеалы и стремления Григория Добросклонова?

Все желания героя поэмы «Кому на Руси жить хорошо» направлены на одно – освобождение народа. Каковы жизненные позиции, идеалы и стремления Григория Добросклонова? Юноша ценит идеалы справедливости, демократии, любви и добра. Признаться честно, он и сам источает последнее. Даже тот факт, что люд идет за парнишкой, уже подтверждает это. Соответственно, энергетика от героя исходит позитивная, добрая, располагающая.

Гриша считает, что Россия имеет скрытый потенциал, следовательно, люди могут жить лучше, если приложить усилия, он верит в торжество справедливости. Он полагает, что лишь объединившись, можно добиться осуществления мечты и безоговорочной победы над крепостничеством.

Парнишка считает тяжкий труд несправедливым, готов положить жизнь ради благого дела в борьбе с угнетателями, любит односельчан, поскольку они напоминают его умершую мать. Он использует творчество, как оружие против социального неравенства и гнета, как средство воздействия на сознание широких масс.

Мечты Гриши Добросклонова



Гриша Добросклонов

Конечно же, как и любой молодой человек его возраста, Гриша Добросклонов мечтает, но не о юной деве либо несметном богатстве. Он лелеет мечту о том, чтобы его родная страна, наконец, изменилась, чтобы простой народ перестал испытывать унижения господ, прекратил гнуть спину на помещиков, а зажил тихой и спокойной жизнью, вне зависимости от социального статуса либо рода.

В мечтах юноши Россия преображается, становится могучей правовой державой, в которой нет господ и крепостных, в которой каждый человек имеет свои права и свободы. Причем, парень считает, что действовать нужно уже сейчас – именно к этому он и призывает в своих песнях.

«Не нужно бояться, довольно страданий, настало время бороться за свои права! Необходимо перестать быть бесправными, безропотными, от кого-то зависимыми! Каждый человек – сам кузнец своей судьбы, своего счастья! Настало время жить!» — именно это пытается донести до людей герой.

И, хоть он сам, возможно, в полной мере не осознает, насколько кровавыми могут быть бунты, сколько жизней может принести один протест – Гриша понимает, что терпеть и молчать больше нельзя. Даже если победа будет «пирровой».

Почему Гришу Добросклонова можно назвать народным заступником: образ народного заступника

Народным заступником Гришу называют не напрасно. Ведь все его мысли и стихи были посвящены освобождению народа от гнета, он искренне любил людей и родной край, и просто-напросто не мог позволить, чтобы здесь продолжались несчастья.

Юноша посвятил всю свою жизнь освобождению крестьян от царящей на русской земле, несправедливости. Он представляется немного суровым, но справедливым, преданным своей стране и людям, чутким к народным нуждам, ответственным, бескомпромиссным и, несмотря на внешнюю стройность и даже хрупкость, очень сильным (как физически, так и морально). Вот в этом и полностью раскрывается образ народного заступника.

Гриша Добросклонов: в чем его счастье?

Какие бы страдания не испытывал парень, счастье Гриши в том, что он важен и нужен своему народу, что он имеет возможность и право сказать о том, о чем другие боятся задуматься, направить народные мысли в «нужное русло», лишний раз напомнить о необходимости объединяться и бороться за свое счастье. К слову, люди, как правило, идут за юношей, что еще раз доказывает тот факт, что то, что он делает – не напрасно.

В чем видит свое предназначение Гриша Добросклонов?

Герой видит свое предназначение в борьбе за права своего народа, за то, чтобы все крестьяне обрели счастье и достойную жизнь. Он готов положить собственную молодость на благо заветной цели.

Прототип Гриши Добросклонова



Николай Добролюбов - прототип Гриши Добросклонова

Не напрасно считается, что основной прототип данного героя - поэт и публицист Н. Добролюбов. Последний был человеком очень талантливым. Уже в 13 лет он прослыл умелым переводчиком, занимался написанием критических статей. Роднит этих личностей и трагедия – а именно, материнская смерть. Мало того, оба этих человека стремились сделать мир лучше, добрее.

Можно заметить, что писатель изменил только вторую часть фамилии, а первую оставил «как есть», возможно, для того, чтобы намекнуть потенциальному читателю о том, с кого был писан этот харизматичный и «ключевой» персонаж. Вторая часть фамилии Добросклонова несет смысл «склонять», то есть влиять на людей посредством популяризации идеалов добра и справедливости.

Гриша Добросклонов: цитаты

Цитаты народных героев всегда имеют значение для современных людей и о многом говорят. Это наша история, которую нужно знать. Вот цитаты Гриши Добросклонова:

«В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать.
Но ты не погибнешь, я знаю.»

«Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.»

«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!»

«Удалась мне песенка! Вахлачков я выучу петь ее - не все же им петь свою «Голодную».

«Рать подымается -
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!»

«За обойденного.
За угнетенного -
Умножь их круг,
Иди к униженным,
Иди к обиженным -
И будь им друг!»

Видео: Николай Некрасов: Кому на Руси жить хорошо. Аудиокнига

Прочитайте статьи

Само появление Гриши как действующего лица служит в общей концепции главы «Пир на весь мир» залогом нарастания и грядущей победы новых начал. Заключительная глава поэмы «Доброе время — добрые песни» связана полностью с его образом. Народ расходится по домам. Доброе время в его жизни еще не наступило, веселых песен он еще не поет,

Еще конец страданию

Народному далек,

Еще далеко солнышко,

но предчувствие этого освобождения пронизывает главу, придавая ей бодрый, радостный тон. Не случайно действие развертывается на фоне утреннего пейзажа, картины восхода солнца над простором волжских лугов.

В корректуре «Пира...», подаренной Некрасовым А. Ф. Кони, заключительная главка имела заголовок: «Эпилог. Гриша Добросклонов». Очень важно, что финал последней главы сюжетно незавершенной поэмы Некрасов рассматривал как эпилог, как логичное завершение ее основных идейно-смысловых линий, притом возможность этого завершения связывал с фигурой Григория Добросклонова.

Вводя в финальную главу поэмы образ юноши Гриши Добросклонова, автор давал выношенный размышлениями и опытом всей жизни ответ на вопрос, во имя чего должен жить человек и в чем состоит его высшее назначение и счастье. Тем самым получила завершенность этическая проблематика «Кому на Руси жить хорошо». В предсмертном лирическом цикле «Последние песни», который создавался одновременно с главой «Пир на весь мир », Некрасов высказывает непоколебимое убеждение, что высшим содержанием человеческой жизни является альтруистическое служение «великим целям века»:

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет... («Зине»)

К этому типу людей, всецело отдающих свою жизнь борьбе «за брата человека», по замыслу Некрасова, принадлежит и Гриша Добросклонов. Для него нет большего счастья, чем служение народу:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Он живет во имя того, чтобы землякам его

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Как и героя стихотворения «Памяти Добролюбова», Некрасов относит Гришу к тому типу «особеных», «отмеченных / Печатью дара божьего» людей, без которых «заглохла б нива жизни». Данное сопоставление не случайно. Общеизвестно, что, создавая образ Добросклонова, Некрасов придал герою отдельные черты сходства с Добролюбовым, человеком, умевшим находить счастье в борьбе за «великие цели века». Но, как уже говорилось выше, рисуя нравственно-психологический облик Добросклонова, Некрасов опирался не только на воспоминания о великих шестидесятниках, но и на факты, которые давала ему практика революционно-народнического движения 70-х годов.

В задуманном художественном образе юноши Григория Добросклонова поэт и хотел воплотить особенности духовного облика революционной молодежи этого времени. Ведь это о них в поэме строки:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути.

Это ведь им «судьба» не готовила, а уготовила (как в прошлом Добролюбову и Чернышевскому) «чахотку и Сибирь». К этим людям, отмеченным «печатью дара божьего», приравнивает Некрасов и Гришу Добросклонова: «Как ни темна вахлачина», но и она

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

И видимо, на определенном этапе работы над «Эпилогом» Некрасов написал знаменитое четверостишие о будущем героя:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Нельзя забывать и о лирической основе образа Гриши. Борьбу за «долю народа, / Счастье его» Некрасов воспринимал как свое личное, кровное дело. И в годину мучительной

болезни, беспощадно казня себя за недостаточное практическое участие в этой борьбе («Песни мне мешали быть борцом... »), поэт, однако, находил опору и утешение в сознании того, что его поэзия, его «кнутом иссеченная Муза» помогает движению к победе. Не случайно и Гришу автор «Кому на Руси...» сделал поэтом. В образ юного героя поэмы он вложил лучшую часть самого себя, в его сердце — свои чувства, в его уста — свои песни. Эту лирическую слитность авторской личности с образом юноши — поэта особенно хорошо выявляют черновые рукописи главы.

Читая «Эпилог», мы подчас уже не различаем, где Гриша, а где автор-повествователь, великий народный поэт Николай Алексеевич Некрасов. Попробуем отделить Гришу от Некрасова, результат от намерения и, пользуясь только текстом поэмы (включая и черновые варианты), вглядеться, каким же предстает на страницах «Эпилога» поэмы сын дьячка-выпивохи Трифона и труженицы Домны семнадцатилетний семинарист Гриша Добросклонов. Некрасов говорил, что «своеобразность» его поэтического творчества состоит в «реальности», опоре на факты действительности. И мы помним, что из своих охотничьих поездок в глубинку России поэт привозил немало сюжетов. В 1876 году Некрасов уже не ездил на охоту, не беседовал у костра с окрестными мужиками, но и прикованный к постели, он все-таки стремился «держать связь» с миром, опираться на какие-то реальные факты.

Побеседовав с вахлаками, Гриша на весь остаток ночи уходит «в поля, в луга» и, будучи в приподнятом состоянии души, сочиняет стихи и песни. Вот увидел идущего бурлака и сочинил стихотворение «Бурлак», в котором от души желает этому труженику, возвращающемуся домой: «Дай бог дойти и отдохнуть!» Сложнее с «песней» «В минуты унынья, о родина-мать!», представляющей пространное размышление об исторических судьбах России с древних времен до современности, написанное в традициях гражданской лирики некрасовской поры и вполне бы закономерно прозвучавшее в сборнике стихов Некрасова. Но с образом выросшего в селе Большие Вахлаки семнадцатилетнего Гриши никак не вяжется архаизированная гражданская лексика стиха («сопутница дней славянина», «русская дева», «влекут на позор»). И если Н. А. Некрасов в итоге своего жизненного и творческого пути пришел к выводу, что

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином,

то вскормленный темной вахлачиной Гриша Добросклонов этого никак не мог знать. А ключевой для понимания сущности образа Гриши является песня, которую братья-семинаристы Гриша и Савва поют, уходя с вахлацкого «пира»:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!

О каком же «честном деле» молятся Богу юные семинаристы? Слово «дело» в те времена имело и революционный подтекст. Так что же, Гриша (и Савва тоже) рвется в ряды революционных борцов? Но ведь здесь слово «дело» поставлено рядом со словами «жизнь трудовая». А может быть, Гриша, который в будущем «порывается» в Москву, «в новорситет», мечтает стать «сеятелем знанья на ниву народную», «сеять разумное, доброе, вечное» и просит у Бога помощи в этом честном и трудном деле? Что больше ассоциируется с мечтой Гриши о «честном деле», карающий меч «демона ярости» или призывная песня «ангела милосердия»?

А. И. Груздев, в процессе подготовки 5-го тома академического издания Некрасова тщательно изучавший рукописи и все материалы, связанные с «Пиром...», пришел к выводу, что, рисуя образ Гриши, Некрасов все более освобождал его от ореола революционности и жертвенности: вычеркнуто четверостишие про чахотку и Сибирь, вместо «Кому отдаст всю жизнь свою / И за кого умрет» появилась строка «Что будет жить для счастия... ».

Так что «честное дело», которому мечтает посвятить свою жизнь Григорий Добросклонов, все более становится синонимом «самоотверженного труда на просвещение и благо народа».

Итак, счастливый человек в поэме изображен, хотя мужикам-правдоискателям не дано этого знать. Гриша счастлив, счастлив мечтой, что он своей жизнью и трудом внесет хоть какой-то вклад в дело «воплощения счастия народного». Думается, что текст главы не дает достаточных оснований для того, чтобы трактовать образ Гриши Добросклонова как образ юноши-революционера, что в некрасоведении стало почти тривиальным. Но дело, видимо, в том, что в сознании читателя этот образ как-то двоится, ибо существует некий зазор между персонажем Гришей — парнем из деревни «Большие Вахлаки» (юным семинаристом с поэтической душой и чутким сердцем) и несколькими авторскими декларациями, в которых он приравнивается к категории «особенных людей», отмеченных «печатью дара божьего», людей, которые «звездой падучею» проносятся на горизонте русской жизни. Эти декларации, видимо, идут от первоначального намерения поэта нарисовать образ революционера, вышедшего из недр народных, намерения, от которого Некрасов постепенно отходил.

Так или иначе, но образ Гриши Добросклонова как-то выпадает своей контурностью и бесплотностью из образной системы эпопеи, где каждая, даже вскользь мелькнувшая фигура зрима и осязаема. Эпическую недорисованность образа Гриши нельзя объяснить ссылкой на свирепость цензуры. Есть непреложные законы реалистического творчества, от которых не мог быть свободен даже Некрасов. Он, как мы помним, придавал большое значение образу Добросклонова, но при работе над ним поэту не хватало «реальности», непосредственных жизненных впечатлений для художественной реализации задуманного. Как семи мужикам не дано знать о счастье Гриши, так и Некрасову не дано было действительностью 70-х годов «строительного материала» для создания полноценного реалистического образа «заступника народного», вышедшего из глубин народного моря.

«Эпилог. Гриша Добросклонов», — написал Некрасов. И хотя «Эпилог» Некрасов связывал с Гришей, позволим себе, отделив Некрасова от Гриши, эпилог, итог всей эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» связать с голосом самого поэта, сказавшего последнее слово своим современникам. Как будто странно, что у эпической поэмы — лирический финал, две исповедальные песни умирающего поэта: «Средь мира дольного...» и «Русь». Но этими песнями Некрасов сам, не скрываясь за созданными его пером героями, стремится дать ответ на два, пронизывающие поэму от начала до конца вопроса: о понимании счастья человеческой личностью и о путях к народному счастью.

Лишь высокогражданское, а не потребительское отношение к жизни может дать человеку ощущение счастья. Думается, что обращенный к демократической интеллигенции призыв Некрасова сыграл свою роль в формировании ее гражданского сознания.

Григорий Добросклонов появляется в эпилоге поэме, о его значение нельзя сравнить с простым завершением произведения.

Образ и характеристика Гриши Добросклонова – это попытка автора вселить в души читателя оптимизм и веру в будущее.

Описание отца героя и жизни в его доме

Григорий - сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее

«захудалого последнего крестьянина».

В доме Трифона две комнаты – каморки. В одной стоит печь, которая дымит. Другая – в высоту больше 2 метров (сажень), пригодная только для лета. В хозяйстве нет коровы, лошади. От Трифона ушли собака и кот. Мать была доброй и заботливой. Она прожила недолго. Женщина думала о самом насущном – о соли, ей как в песне «Соленая» приходилось готовить для сына на слезах. Два образа – мать и Родина – слились в один. Сделать их жизнь лучше стало целью Гриши.

Учеба героя

Дьяк отправил сына в духовную семинарию. Так было положено на Руси. Живет Григорий в страшной бедности, но его тяга к знаниям поражает. В час ночи просыпается парень и ждет утра, когда им принесут ситник. Еда была безвкусной и не сытной. На семинаристах экономил «хапуга-эконом». В описании семинарии нет данных об учителях, предметах, классах. Некрасов здесь скуп на слова: темно, холодно, угрюмо, строго, голодно. За каждым наречием встает страшная картина. Зачем раскрашивать словами то, что темно в реальности. Отец гордится успехами сына, но не пытается улучшить его существование, он сам был вечно голодным.

Характер Григория

Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

Мечты героя

Григорий – заступник, воин, смелый человек. Он с детских лет наметил свой путь. Еще ребенком слушал песни матери, он понимает, как велика песенная сила, как проникает она вглубь людей. Песни – душа народа. Они передают проблемы и лечат их, сдерживают негативные порывы, воспитывают оптимизм и веру в себя. Григорий с помощью песен пытается поднять крестьян на защиту своих прав. Образованный юноша видит, в чем причина русской нищеты:

  • крепостничество;
  • тяжелый непосильный труд;
  • разгул пьянства среди мужиков;
  • страшная нищета и голод;
  • жадность и лень барства;
  • невежественность простого народа.

Григорию обидно за страну, которую он любит всей душой. Такого патриотизма нет ни у кого из героев поэмы.

Прототип Гриши

Н.А.Некрасов подобрал герою фамилию, сказывающую, кто был прототипом персонажа. Добросклонов – Добролюбов. Основа общая – добро. Это люди, которые несут добро в массы народа. Исходя из фамилий, можно выяснить важные характеристики. Один склоняет людей к добрым делам, другой – любит всех и надеется, что каждый человек изначально добр. У героя поэмы и публициста много общего:

  • уникальная целеустремленность;
  • трудолюбие;
  • одаренность и талант.

Объединяет литературный персонаж и реальное лицо трагедия детства. Они остались без матери, которая оставила в душе силу и воспитала характер сыновей. Герой и его прототип стремятся изменить окружающий их мир.

Выбор героя

Григорий – представитель революционно настроенных молодых людей, которые в будущем обеспечат народу достойную жизнь. Судьба героя – яркий путь, громкое имя, слава заступника и защитника, но в этом же ряду стоят чахотка и Сибирь. Гриша много размышляет. Молодой поэт пришел к выводу, что у людей есть к счастью две дороги. Одна приведет человека к богатству, власти и почету. Это счастье строится на достижении материального благосостояния. Второй путь – духовное счастье. Оно предполагает единство с теми, кому служат, - с народом. Второй путь тяжелый и тернистый. Григорий призывает идти к заветным целям, сделать счастливыми как можно больше людей: «вольготно – весело на всей святой Руси» будут жить хлебопашец, бурлак и простой мужик. Таких, как персонаж поэмы, уже сотни, но автор верит, что их станет еще больше. Весь многомиллионный русский народ просыпается и встает на путь борьбы.

«Рать подымается – Неисчислимая, сила в ней скажется Несокрушимая!». Песня «Русь» - гимн о счастье, сила веры русской молодежи. Звуки музыки и смысл слов проникали в сердца и поднимали дух. Юноша делился своим оптимизмом, автор через него поддерживал идеи друзей – революционеров.

Перед вами сочинение по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сочинение посвящено анализу образа Гриши Добросклонова.

Народный заступник - Гриша Добросклонов

Созданная в середине 70-х годов поэма «Кому на Руси жить хорошо» отразила период демократического подъема России, оказавшейся на пороге революции. Началось массовое движение интеллигенции в народ с целью революционной пропаганды. Все надежды возлагались на “революционное” крестьянство, однако крестьянские массы остались “глухи” к проповеди народников и их «хождение в народ» не увенчалось успехом. Споры о формах и методах пропаганды в деревне, о внедрении революционного сознания в народные массы, о том, как направить их на путь активной борьбы, то и дело возникали в народнической среде в то время. Автор, в образе Гриши Добросклонова , включается в этот спор.

Некрасов верил в необходимость “живой” пропаганды среди крестьян, в единение интеллигенции и народа, в ее действенность, даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Борцом- агитатором, ушедшим в народ, в крестьянство — является Гриша Добросклонов — сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина », и «батрачки безответной », слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь.

… лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка.

Чертами характера Гриша напоминает Добролюбова, даже фамилии их созвучны. Как и Добролюбов, Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных. Он хочет быть там, «…где трудно дышится, где горе слышится ». Ему не нужно ни богатство, ни личное благополучие, он готов отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси! ».

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Григория не пугают испытания, он верит в торжество дела, которому посвятил жизнь, ощущая, как многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Мысль об этом наполняет его душу радостью и уверенностью. Сильное действие оказывают на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, они заражают верой в будущее счастье для всей Руси.

Григорий Добросклонов - будущий вожак крестьянства, тяжел его путь, но и славен, «лишь души сильные, любвеобильные » вступают на него потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос, в котором заключается смысл поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» - автор отвечает: борцам за счастье народа.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного -

Пел он воплощение счастия народного.

Поэт связывает соединение крестьянства и интеллигенции с судьбой всего народа, предлагая свое решение вопроса — как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести Россию на широкую дорогу свободы и счастья.

Надеюсь, данное сочинение помогло вам лучше понять образ Гриши Добросклонова.

 

Возможно, будет полезно почитать: