Кравченко дважды герой советского союза. Кравченко григорий пантелеевич - дважды герой советского союза генерал-лейтенант авиации. Верный сын родины

Григорий Кравченко родился 29 сентября 1912 года в селе Голубовка, Украина. В мае 1923 года семья Кравченко сменила место жительства, переехав в село Звериноголовское, Курганская область. Окончив начальную школу, поступил в школу крестьянской молодежи.

Во время учебы, в 1928 году вступил в комсомол. Вскоре, Кравченко избран членом бюро ВЛКСМ школы. В декабре 1929 года, молодой комсомолец избран членом райкома ВЛКСМ, внештатным секретарем райкома комсомола. Осенью 1930 года, Григорий принят кандидатом в члены партии. В том же году, окончил школу крестьянской молодежи и поступил в Пермский землеустроительный техникум, который вскоре перевели в город Москва. После первого курса Московского землеустроительного техникума, в 1931 году, юношу призвали в ряды Красной Армии.

По спецнабору ЦК ВКП(б), в мае 1931 года, Григорий Кравченко направлен в 1-ю военную школу летчиков имени товарища Мясникова. В авиашколе овладел самолетами У-1 и Р-1. Учебную программу, настойчивый и дисциплинированный курсант освоил за 11 месяцев. В 1932 году, по окончании Качинской военной авиационной школы имени Мясникова, остался работать как летчик - инструктор. В период с 1933 по 1934 год, служил в 403-й ИАБ. Быстро освоил истребители И-3, И-4, И-5. С 1934 года, перспективный летчик служил под Москвой, в 116-й истребительной эскадрилье особого назначения под командованием полковника Томаса Сузи. Являлся командиром звена. Эскадрилья выполняла спецзадания НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях динамореактивных авиационных пушек Курчевского АПК 4-бис на самолетах И-Z.

В период с 13 марта по 24 августа 1938 года, старший лейтенант Кравченко участвовал в боевых действиях на территории Китайской Народной Республики. В конце декабря 1938 года, летчику присвоено внеочередное воинское звание майор. Далее, продолжил летно-испытательную работу в НИИ ВВС в отряде Стефановского. Провел государственные испытания истребителей И-16 тип 10 с крылом «М», И-16 тип 17 и ряд испытательных работ на истребителях И-153 и ДИ-6.

Указом президиума, в конце февраля 1939 года, Григорию Пантелеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия «Золотая Звезда», молодому герою вручена медаль № 120. В начале июня 1939 года, Кравченко прибыл в Монголию и занял должность советника в 22-ом истребительном авиационном полку. Впоследствии занял пост командира полка. Летчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолетов. Непосредственно Кравченко, с 22 июня по 29 июля провел 8 воздушных боев, сбив 3 самолета лично и 4 в составе группы.

В конце августа 1939 года, майор Кравченко Григорий Пантелеевич, во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая звезда» под номером - 1/II. В середине сентября 1939 года, героев Халхин-Гола встречали представители Главного штаба ВВС и родные. В Центральном Доме Красной Армии города Москва, состоялся торжественный обед в честь прославленных летчиков, а уже 15 сентября 1939 года, офицер отбыл в Киевский военный округ для участия в операции по освобождению западных областей Украины в должности советника авиационной дивизии. Далее, 2 октября 1939 года майора Кравченко отозвали из Киевского военного округа и назначили начальником отдела истребительной авиации Главного управления ВВС РККА. Летчику выделили квартиру в городе Москва, на Большой Калужской улице, куда вскоре переехали родители, младшие брат и сестра.

Вскоре, опытный офицер, принял непосредственное участие в советско-финской войне 1939 - 1940 годов. Во время боевых действий, бригада часто помогала 10-й смешанной авиабригаде ВВС КБФ при организации совместных ударов по финским портам и броненосцам. Распределение целей между бригадами было таким: 10-я бригада бомбила порты западного и юго-западного побережья Финляндии, а также транспорты и боевые корабли противника в море, а группа Кравченко - населенные пункты в центральной и южной Финляндии.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года Кравченко присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. С 19 июля по ноябрь 1940 года, занимал должность командующего ВВС Прибалтийского особого военного округа. С 23 ноября 1940 года, являлся слушателем курсов усовершенствования начальствующего состава при академии Генерального Штаба. В марте 1941 года, после окончания КУВНАС, назначен командиром 64-й ИАД Киевского Особого военного округа, которой командовал вплоть до начала Великой Отечественной войны.

С началом войны с Германией, после гибели руководства 11-й смешанной авиационной дивизии Западного фронта 22 июня 1941 года, Кравченко назначен командиром вышеуказанной авиадивизии. В период с июля по август 1941 года, участвовал в Смоленском сражении. В ноябре 1941 года, назначен на должность командующего ВВС 3-й армии Брянского фронта. Затем, в марте-мае 1942 года, офицер руководил 8-й ударной авиационной группой Ставки Верховного Главнокомандования. В мае 1942 года, Кравченко занимался формированием 215-й истребительной авиационной дивизии, и в качестве командира - участвовал в боях на Калининском и Волховском фронтах.

Участвуя в бою, 23 февраля 1943 года, самолет отважного пилота Ла-5 подбили. Перелетев через линию фронта, комдив Кравченко не смог дотянуть до своего аэродрома и вынуждено покинул горящую машину, но парашют не раскрылся. Вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком. Прославленный летчик погиб. Урна с прахом захоронена в колумбарии Кремлевской стены 28 февраля 1943 года.

Герои Советского Союза

Кравченко Григорий Пантелеевич

Биография

Григорий Кравченко родился 29 сентября (12 октября) 1912 года в селе Голубовка Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, ныне Днепропетровской области, в семье крестьянина-бедняка.

С 1914 года жил в селе Пахомовка Павлодарского уезда Семипалатинской области (ныне в Павлодарской области, Казахстан). Вскоре его отца, Пантелея Никитовича, призвали в армию, он вернулся в 1917 году на костылях.

В мае 1923 года семья Кравченко переехала на жительство в село Звериноголовское Челябинского уезда Челябинской губернии (ныне административный центр Звериноголовского района Курганской области).

Здесь Гриша пошел учиться в первый класс, окончил начальную школу. В мае 1925 года был принят в пионеры. В 1927 году поступил в Звериноголовскую школу крестьянской молодежи. С 1928 года он жил в интернате при школе, так как его родители переехали в село Мочалово ныне в Притобольном районе Курганской области, а затем в город Курган. Всего в интернате жило более 30-ти человек. Интернатовцы бесплатно питались и получали до 5-ти рублей в месяц на приобретение учебных принадлежностей. Школа имела небольшое подсобное хозяйство, двух лошадей, корову. Григорий был председателем хозяйственной комиссии.

Во время учёбы вступил в 1928 году в комсомол. Вскоре его избрали членом бюро ВЛКСМ школы. В декабре 1929 года был избран членом райкома ВЛКСМ, внештатным секретарем райкома комсомола. Осенью 1930 года был принят кандидатом в члены партии.

В 1930 году окончил школу крестьянской молодёжи и поступил в Пермский землеустроительный техникум, который вскоре был переведён в Москву. После первого курса Московского землеустроительного техникума в 1931 году был призван в Красную Армию. В этом же году вступил в ВКП(б).

В авиации

Когда зимой 1931 года было опубликовано обращение IX съезда ВЛКСМ с призывом «Комсомолец - на самолёт!», ответ советской молодёжи был единодушный: «Дадим 100 000 лётчиков!». Григорий воспринял призыв как обращённый лично к нему и подал заявление с просьбой направить его в авиацию. По спецнабору ЦК ВКП(б) в мае 1931 года он был направлен в 1-ю военную школу лётчиков им. тов. Мясникова в Каче. В авиашколе он освоил самолёты У-1 и Р-1. Учебную программу настойчивый и дисциплинированный курсант прошёл за 11 месяцев.

В 1932 году по окончании Качинской военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова остался в ней работать как лётчик-инструктор. В 1933-1934 гг. служил в 403-й ИАБ, которой командовал комбриг П. И. Пумпур. Быстро освоил истребители И-3, И-4, И-5.

С 1934 года служил под Москвой в 116-й истребительной эскадрилье особого назначения под командованием полковника Томаса Сузи. Был командиром звена. Эскадрилья выполняла спецзадания НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях динамореактивных авиационных пушек Курчевского АПК 4-бис на самолётах И-Z (N 13535). За успехи по службе был награждён 25 мая 1936 года орденом «Знак Почёта». В августе 1936 года награждён грамотой ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Осоавиахима СССР за отличную работу по подготовке и проведению авиационного праздника, состоявшегося 24 августа 1936 года.

В бою на Халхин-Голе пять истребителей 22-го авиаполка целые полчаса успешно сдерживали атаку ста самолетов противника

Участие в боевых действиях в Китае и на Халхин-Голе

Старший лейтенант Кравченко участвовал в боевых действиях в Китае с 13 марта по 24 августа 1938 года. Летал на И-16 (76 часов боевого налёта). 29 апреля сбил 2 бомбардировщика, но был подбит и сам, с трудом посадил машину на вынужденную и более суток добирался до своего аэродрома в Наньчан. 4 июля, прикрывая выбросившегося с парашютом Антона Губенко, так прижал японский истребитель, что тот врезался в землю. После перелёта группы в Кантон, Кравченко участвовал в налёте на аэродром противника.

31 мая 1938 года уничтожил два самолёта при отражении вражеского налёта на Ханьхоу. Спустя несколько дней уничтожил в одном бою сразу три истребителя противника, но был сбит и сам. Летом 1938 года над Ханьхоу одержал последнюю победу - сбил бомбардировщик. Всего же, в Китае он сбил около 10 вражеских самолётов, был награждён орденом Красного Знамени.

В конце декабря 1938 года Кравченко присвоено внеочередное воинское звание майор. Он продолжил летно-испытательную работу в НИИ ВВС в отряде Стефановского. Провёл государственные испытания истребителей: И-16 тип 10 с крылом «М» (декабрь 1938 года - январь 1939 года), И-16 тип 17 (февраль-март 1939 года). Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и ДИ-6.

22 февраля 1939 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия «Золотая Звезда» ему была вручена медаль № 120.

29 мая с Центрального аэродрома им. Фрунзе группа из 48 летчиков и инженеров, имевших боевой опыт, во главе с заместителем начальника Управления ВВС комкором Я. В. Смушкевичем вылетела на трех транспортных самолётах «Дуглас» по маршруту Москва - Свердловск - Омск - Красноярск - Иркутск - Чита для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол. Провожать их приехал К. Е. Ворошилов, который запретил вылет, пока не доставили для всех парашюты.

2 июня 1939 года Кравченко прибыл в Монголию и был назначен советником в 22-й истребительный авиационный полк (базировался на Тамсаг-Булак). После гибели в бою комполка майора Н. Г. Глазыкина, а затем помкомполка капитана А. И. Балашева, был назначен командиром полка. Лётчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. Сам Кравченко с 22 июня по 29 июля провёл 8 воздушных боёв, сбил 3 самолёта лично и 4 в группе, в том числе известного аса майора Маримото. Участвовал в 2-х штурмовых ударах по аэродромам противника, в которых под его командованием, на земле и в воздухе, было уничтожено 32 самолета противника. 10 августа за мужество в боях с агрессорами Президиум Малого Хурала МНР наградил Григория Пантелеевича Кравченко орденом «Красного знамени за воинскую доблесть». Орден вручил Маршал МНР Хорлогийн Чойбалсан.

29 августа 1939 года майор Кравченко Григорий Пантелеевич был во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза (медаль № 1/II). Г. П. Кравченко и С. И. Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза. Кроме самого Кравченко, ещё 13 лётчиков 22-го ИАП было удостоено звания Герой Советского Союза, 285 человек - награждены орденами и медалями, а полк стал Краснознамённым.

12 сентября 1939 года группа Героев Советского Союза на 2-х транспортных самолётах вылетела из района реки Халхин-Гол в Москву. В Улан-Баторе советских лётчиков приветствовал маршал Чойбалсан. В их честь был дан обед.

14 сентября 1939 года героев Халхин-Гола встречали в Москве представители Главного штаба ВВС и родные. В Центральном Доме Красной Армии состоялся торжественный обед. В зале прибывших встретил Ворошилов. Он отечески обнял Грицевца и Кравченко и посадил их рядом с собой за стол. Был поднят бокал за победу на Халхин-Голе, за дружбу монгольского и советского народов, за отважных лётчиков. Климент Ефремович подошёл к столику, где сидели Пантелей Никитович и Мария Михайловна Кравченко. Он крепко пожал руки родителям героя и поздравил их с присвоением сыну звания дважды Герой Советского Союза.

15 сентября 1939 года отбыл в Киевский военный округ для участия в операции по освобождению западных областей Украины в должности советника авиационной дивизии.

2 октября 1939 года майор Г. П. Кравченко был отозван из Киевского военного округа и назначен начальником отдела истребительной авиации Главного управления ВВС РККА. Кравченко была выделена квартира в Москве на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект). Родители, младшие брат и сестра переехали к нему.

4 ноября 1939 года впервые в стране вручались Героям Советского Союза медали «Золотая Звезда». Первому в стране и сразу две медали «Золотая Звезда» Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин прикрепил на гимнастерку Григорию Пантелеевичу Кравченко.

7 ноября 1939 года он был ведущим пятерки истребителей и открывал воздушный парад над Красной площадью.

В ноябре 1939 года Кравченко был выдвинут кандидатом в депутаты Московского областного Совета депутатов трудящихся (в декабре был избран).

Военный конфликт с Японией: маршал МНР Х.Чойбалсан (в центре) и Герои Советского Союза, летчики С.И.Грицевец (слева) и Г.П.Кравченко во время беседы.

Советско-финляндская война

Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Первоначально авиагруппа Кравченко (или Особая авиагруппа) состояла из двух полков - бомбардировщиков СБ и истребителей И-153 - и дислоцировалась на острове Эзель (Даго) в Эстонии, но постепенно увеличилась до 6 авиаполков (71-й истребительный, 35-й, 50-й и 73-й скоростные бомбардировочные, 53-й дальнебомбардировочный и 80-й смешанный авиаполки). В оперативном отношении бригада подчинялась начальнику ВВС РККА комкору Я. Смушкевичу. Во время боевых действий эта бригада часто помогала 10-й смешанной авиабригаде ВВС КБФ при организации совместных ударов по финским портам и броненосцам. Распределение целей между бригадами было таким: 10-я бригада бомбила порты западного и юго-западного побережья Финляндии, а также транспорты и боевые корабли противника в море, а группа Кравченко - населенные пункты в центральной и южной Финляндии. За это он был награждён вторым Орденом Красного Знамени.

Летом 1940 года участвовал в присоединении Эстонии. В мае-июле 1940 года - начальник отдела истребительной авиации Лётно-технической инспекции ВВС Красной Армии.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 июня 1940 года Кравченко Г. П. присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. С 19 июля до ноября 1940 года - командующий ВВС Прибалтийского особого военного округа. С 23 ноября 1940 года - слушатель курсов усовершенствования начальствующего состава при академии Генерального Штаба.

В марте 1941 года, после окончания КУВНАС, он был назначен командиром 64-й ИАД Киевского Особого военного округа (12-й, 149-й, 166-й, 246-й и 247-й ИАП), которой командовал вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война

В Великой Отечественной войне участвовал с июня 1941 года как командир 11-й смешанной авиационной дивизии на Западном и Брянском фронтах.

С 22 ноября 1941 года по март 1942 года - командующий ВВС 3-й армии Брянского фронта. Затем, марте-мае 1942 года - командир 8-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования (Брянский фронт). С мая 1942 года формировал 215-ю истребительную авиационную дивизию и в качестве её командира участвовал в боях на Калининском (ноябрь 1942 - январь 1943) и Волховском (с января 1943 года) фронтах.

23 февраля 1943 года в воздушном бою Кравченко сбил «Фокке-Вульф 190», однако его самолет Ла-5 загорелся. Перелетев через линию фронта, Кравченко не смог дотянуть до своего аэродрома и был вынужден покинуть самолет, но парашют не раскрылся, – вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком, и он погиб.

Общее число побед, одержанных Г. П. Кравченко, ни в одном из источников не приводится (за исключением книги П. М. Стефановского «300 неизвестных», где указано 19 побед, одержанных в боях с японцами. Возможно, эти цифры отражают общий итог его боевой деятельности). Согласно некоторым мемуарным источникам, в своём последнем бою он одержал сразу четыре победы (три самолёта сбил пушечным огнём, ещё один умелым маневром вогнал в землю). Некоторые западные источники указывают на 20 побед, одержанных в четырех войнах.

Генерал-лейтенант авиации Кравченко Григорий Пантелеевич - первый дважды герой Советского Союза


Родился 12 Октября 1912 года в селе Голубовка, ныне Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1930 - 1931 годах учился в Московском землеустроительном техникуме, откуда по путёвке комсомола был направлен на учёбу в Качинскую военную авиационную школу пилотов. После её окончания был лётчиком - инструктором этой школы, затем командиром звена, отряда и эскадрильи. За успехи по службе был награждён в 1936 году орденом "Знак Почёта". Проявил себя и в испытательской работе, за что был награждён орденом Красного Знамени.

С Февраля по Сентябрь 1938 года в качестве добровольца участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. В воздушных боях лично и в группе с товарищами сбил несколько самолётов противника.

22 Февраля 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 29 Мая по 7 Сентября 1939 года воевал на реке Халхин - Гол, где командовал 22-м истребительным авиационным полком.

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне в качестве командира особой авиагруппы. В последующем возглавлял отдел истребительной авиации Главной лётной инспекции ВВС. В 1940 году был назначен начальником ВВС Прибалтийского военного округа. С Ноября 1940 года учился на курсах усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.

В период Великой Отечественной войны на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией, ВВС 3-й Армии, Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, 215-й истребительной авиационной дивизией. Сражался на Западном, Брянском, Калининском, Ленинградском и Волховском фронтах.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, "Знак Почёта", а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени. Приказом Министра обороны СССР от 31 Октября 1955 г. навечно зачислен в списки истребительного авиаполка, которым командовал на Халхин - Голе. Именем Героя названы улицы в Москве, Днепропетровске, а также средняя школа в селе Звериноголовское Курганской области. Бронзовый бюст установлен в селе Голубовка.

Свою боевую деятельность Григорий Кравченко начал в Марте 1938 года, участвуя в национальной войне китайского народа с японскими захватчиками. В первом же бою, 29 Апреля, он сбил 2 бомбардировщика, но был подбит и сам, с трудом посадил машину на вынужденную и более суток добирался до своего аэродрома в Наньчан. Через несколько дней, прикрывая выбросившегося с парашютом Антона Губенко, так прижал японский истребитель, что тот врезался в землю.

После перелёта группы в Кантон, Кравченко участвовал в налёте на аэродром противника. 31 Мая 1938 года уничтожил 2 самолёта при отражении вражеского налёта на Ханьхоу. Спустя несколько дней уничтожил в одном бою сразу 3 истребителя противника, но был сбит и сам.
Летом 1938 года над Ханьхоу одержал последнюю победу - сбил бомбардировщик. Всего же, в Китае он сбил около 10 вражеских самолётов, был награждён орденом Красного Знамени.

22 Февраля 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Григорию Кравченко было присвоено звание Героя Советского Союза.

В период боёв с японцами на реке Халкин - Гол, летом 1939 года, он командовал сначала эскадрильей, а затем и авиационным полком. В первом же бою сбил вражеский истребитель. Участвовал в 2-х штурмовых ударах по аэродромам противника, в которых под его командованием, на земле и в воздухе, было уничтожено 32 самолёта.

В эскадрилью прибыла группа молодых лётчиков. И сразу же познакомил их с боевой обстановкой, с тактикой японских лётчиков командир Григорий Кравченко. Был он молод (ему шёл 27 год), невысокого роста, коренастый, с весёлыми серыми глазами, всегда полон юношеского задора, прост в обращении с людьми. Несмотря на молодость, у Кравченко был уже большой опыт в лётном деле. Виртуозное мастерство, аналитический ум, объективный подход к оценке событий дали ему возможность как командиру эскадрильи исключительно быстро наладить обучение в боевых условиях вновь прибывших.
Г.П.Кравченко

Майские бои на Халхин - Голе показали, что наша авиация из - за устаревших типов самолётов, неопытности лётчиков и плохой организации боя действовала неудачно. У японцев на Халхин - Голе были лучшие авиационные эскадрильи, имевшие опыт войны в Китае и вооруженные новейшими истребителями И-97.

Излюбленная тактика японских лётчиков, - подчеркнул Кравченко, наставляя молодых, - вести бой большими группами, атаковать с высоты со стороны солнца или из - за облаков. Часто в целях внезапности они нападают на нас с выключенными моторами, имитируют гибель, бросаясь в пике или сваливаясь в штопор, применяют и другие уловки. В общем, - заключил командир, - японец - враг хитрый, коварный, и одолеть его не так - то просто.

Чтобы наглядно показать молодым лётчикам, как ведётся настоящий воздушный бой, Кравченко обратился к Виктору Рахову, одному из опытных лётчиков эскадрильи, прибывшему вместе с ним на Халхин - Гол:

Давай новичкам покажем, на что мы способны.

Лётчики знали друг друга ещё по 1-й военной школе пилотов: Кравченко был инструктором, Рахов - курсантом. Позднее вместе служили, вместе летали в краснокрылой пятёрке над Красной площадью и Тушинским аэродромом в Москве, демонстрируя своё высокое лётное мастерство.

Лётчики поднялись почти одновременно, набрали высоту, сделали 2 круга над аэродромом. Затем, словно по команде, разошлись, прошли немного, развернулись и устремились навстречу друг другу. Расстояние между ними сокращалось с каждой секундой. "Противники" не уступали друг другу. Ещё немного - и самолёты столкнутся...

Что они делают?! - не выдержал кто - то из новичков, наблюдавших за лётчиками.

Но через мгновение машины взмыли вверх, разошлись в разные стороны и, разыграв ещё несколько сложных элементов воздушного боя, пошли на посадку.

Рахов приземлился после Кравченко. Он быстро выпрыгнул из машины и подошёл к командиру. Лицо лётчика, как всегда, светилось улыбкой. Кравченко, вытирая рукавом гимнастёрки капли пота на лбу, резко сказал:

Тебе что, Витя, жизнь надоела?! Почему не отвернул первым?

А я ждал, когда это сделаете вы, - выпалил разгорячённый Рахов. - Вы же сами учили: истребитель обороняется только нападением...

Кравченко не ожидал такого ответа, помолчал, посмотрел в улыбающееся лицо лётчика, смущённо буркнул:

Вот дьявол! Характерец не лучше моего... Ну да ладно, - смягчившись, сказал он. - Считай, что экзамен на боевой вылет сдал на "отлично". Но запомни: бой слагается из трёх моментов: осмотрительности, маневра и огня.

В Июле Майор Г. П. Кравченко был назначен командиром 22-го истребительного авиационного полка. Много раз поднимал он свои эскадрильи в воздух, десятки самолётов уничтожили его лётчики, но операцию по штурмовке вражеского аэродрома помнил особенно.

Было это в районе озера Узур - Нур. Во время одного из полётов Кравченко заметил аэродром противника, на котором полукругом стояли самолёты. Командир полка покачал крыльями и перевёл свой истребитель в пике. За ним последовали остальные лётчики.

Поймав в перекрестие прицела крайний истребитель, Григорий нажал на гашетку. Трассирующие пули прошили японскую машину, и она вспыхнула. Выровняв свой истребитель, Кравченко вновь набрал высоту и увидел, как горели японские самолёты, метались в панике лётчики. Пламя и дым окутали аэродром. Сделав круг над аэродромом, командир вновь повёл свой истребитедь в атаку, а за ним ринулись и все лётчики.

И так повторялось 4 раза. Когда командир полка убедился, что все 12 вражеских самолётов уничтожены, а склад горючего взлетел на воздух, он собрал лётчиков и повёл их на свой аэродром.

Теперь надо ждать ответного удара японцев, - предупредил командиров эскадрилий Кравченко.

И вскоре действительно над площадками 22-го авиаполка появились 23 бомбардировщика и 70 истребителей противника. Они пробрались обходным путём на большой высоте, поэтому служба оповещения сообщила о приближении самолётов с опозданием. К тому же связь с некоторыми постами ВНОС была выведена из строя японскими диверсантами.

Кравченко поднялся в воздух, когда японцы уже пикировали на площадку. Одновременно с ним взлетели Виктор Рахов, Иван Красноюрченко, Александр Пьянков и Виктор Чистяков. Завязался воздушный бой. Командир зашёл в хвост японскому истребителю и короткой пулемётной очередью сбил его. Через несколько минут он сразил другого японца. Бой шёл уже 30 минут. Крутящаяся "этажерка" переместилась в сторону от аэродрома. В бой вступали новые эскадрильи, но японцев было всё же больше. Три И-97 навалились на самолёт командира полка, пытаясь сбить его. Выручил Виктор Рахов: бросившись наперерез одному из них, он сразил врага первой же очередью.

Когда опасность миновала, Кравченко заметил в стороне японского разведчика Р-97 и стал его преследовать. Но бензин был на исходе. На последних каплях горючего командир приземлился в степи. Замаскировав машину, он стал ждать. Но никто не приходил ему на помощь. Тогда он решил пешком добраться до своего аэродрома. При 40-градусной жаре шёл день, два... Мучили жажда и голод.

Кравченко искали. В первый же день с командного пункта запросили все аэродромы, но никаких известий о лётчике не было. Григорий вернулся в полк только на третьи сутки, а через 3 дня - снова в бой...

Полк под командованием Кравченко уничтожил в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. В представлении командира к награде за боевые действия на Халхин - Голе есть такие строчки: "Его исключительная храбрость воодушевляет весь личный состав ВВС армейской группы на полный разгром врага. В одном из боёв лётчики полка уничтожили 18 японских самолётов. Лично тов. Кравченко с 22 Июня по 29 Июля сбил 5 вражеских истребителей".

Всего в воздушных боях на Халкин - Голе, проявив исключительную храбрость и упорство, он сбил около 10 японских самолётов, в том числе известного аса - Майора Маримото. Григорий Кравченко иногда не прочь был подчеркнуть в разговоре присущую ему храбрость и презрение к опасности. Но это получалось у него как - то между прочим, без принижения достоинства товарищей. Лётчики, хорошо знавшие Кравченко, обычно прощали ему некоторую нескромность характера за его действительно беззаветную храбрость, проявленную им в боях с японцами.

29 Августа 1939 года Григорий Кравченко стал одним из первых в стране дважды Героем Советского Союза, а 7 Ноября именно он открывал воздушный парад над Красной Площадью. После Монголии Кравченко был назначен Начальником отдела истребительной авиации управления боевой подготовкой ВВС.

В период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, Григорий Пантелеевич командовал особой авиагруппой, которая базировалась в Хаапсалу (Эстония). Если погода была сложной, а задание особо ответственным, во главе групп непременно шёл сам командир. В один из дней его лётчиками был совершён дерзкий налёт на железнодорожную станцию Хельсинки - столицы Финляндии. Этот налёт наделал много шуму (бомбардировка Хельсинки была официально запрещена), напуганное финское правительство срочно покинуло столицу и бежало на берег Ботнического залива, в город Васа. За участие в "Зимней войне" Григорий Пантелеевич был награждён орденом Красного Знамени.

19 Июля 1940 года Генерал - лейтенант Г. П. Кравченко был назначен Командующим авиацией Прибалтийского Военного округа. Однако, уже осенью, он поступил на Курсы усовершенствования высшего начсостава Красной Армии при Военной академии Генерального штаба.

С началом Великой Отечественной войны снова на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией. Вспоминая о тех днях Герой Советского Союза лётчик 4-го штурмового авиаполка, входившего в состав этой дивизии, Василий Борисович Емельяненко, пишет:

"Комдив вёл себя запросто с рядовыми лётчиками, несмотря на то, что от них его теперь отдаляли и высокое воинское звание, и заслуженная слава. Кравченко, бывало, пересаживался из автомобиля в свой ярко - красный истребитель, чтобы сцепиться с фашистами. "Мессершмитты" яростно набрасывались на приметный самолёт, уступавший им и в скорости и в огневой мощи. Несмотря на подавляющее численное превосходство, фашистским лётчикам никак не удавалось сразить "красного дьявола". Но и Кравченко в воздушных боях уже не мог проявить себя так, как недавно на Халхин - Голе и в финскую войну. Слишком много было преимуществ у противника в этой большой войне, не похожей на все предыдущие".

Следует отметить такой факт: Григорий Кравченко был одним из немногих лётчиков имевших "именной" самолёт. Правда, это была не боевая машина, а учебный У-2 на фюзеляже которого красовалась надпись: "Дважды Герою Кравченко Г. П. от уральских рабочих". Этот самолёт использовался в дивизии в качестве связного.

Позднее Григорий Кравченко командовал ВВС 3-й Армии, затем - Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, а с Июля 1942 года - 215-й истребительной авиационной дивизией. Только за время боёв на Брянском фронте его подчиненные уничтожили 27 вражеских самолётов, 606 танков и 3199 автомашин. Даже руководя такими крупными авиационными соединениями, Генерал - лейтенант Г. П. Кравченко часто летал ведущим групп, лично принимал участие в воздушных боях.
Г.П.Кравченко.

22 Февраля 1943 года, в канун 25-й годовщины Красной Армии, Григорий Пантелеевич получил свою 7-ю боевую награду - орден Отечественной войны 2-й степени. На следующий день в составе 8 истребителей он вылетел на боевое задание в район Синявинских высот. Во время завязавшегося боя его самолёт был подбит. Кравченко тянул сколько мог, затем вывалился за борт кабины и выдернул кольцо... Но рывка парашюта не последовало - вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком...

Лётчик упал неподалёку от передовой, в расположении своих войск. Тело Кравченко плашмя впечаталось в землю. В правой руке было намертво зажато красное вытяжное кольцо с обрывком троса. На другой руке были поломаны ногти. Очевидно, лётчик в свободном падении пытался разорвать клапаны ранца...

Последний бой
Свидетелями последнего боя Григория Пантелеевича оказались артиллеристы 2-й батареи 1-го дивизиона 430-го гаубичного полка большой мощности, действовавшего в составе 2-й ударной армии. В тот день батарея вела огонь по Синявинским высотам. В небе с самого утра барражировали наши самолёты. То тут, то там возникали воздушные бои.

Старший лейтенант Матвеев и Лейтенант Шанава находились на огневой позиции, расположенной в балке, окружённой лесом. Они наблюдали бой четвёрки советских истребителей с превосходящими силами противника на высоте примерно 1000 метров. Среди нашей четвёрки особо выделялся стремительностью своих атак один истребитель. Павел Матвеевич Матвеев, ныне Полковник в отставке, свидетель того воздушного боя, рассказывал, как они, артиллеристы, изумились отваге лётчика, виртуозности и смелости его пилотажных приёмов. Такого лихого пилота они видели впервые.

Вот он идёт в лобовую атаку. Немец не выдержал, рванулся вверх. Наш лётчик дал по врагу короткую очередь, и тот круто пошёл вниз, оставляя за собой чёрный шлейф дыма. В это мгновение два Ме-109 ринулись сверху на истребитель героя. Тот уклонился от атаки крутым пикированием и так низко вышел из пике, что преследующий его "Мессер", не успев сманеврировать на малой высоте, врезался в землю.

Наш пилот резко бросал самолёт то в одну, то в другую сторону с одновременным снижением, уходя из - под удара противника и тут же занимая выгодную позицию для очередной атаки. Лётчик взмывал вверх, делал крутые виражи, и трудно было уследить, как он оказывался в хвосте "Фоккера". И что особенно удивительно, он переварачивал машину и снизу расстреливал вражеские самолёты. Так им был сбит ещё один немецкий истребитель.

Казалось, бой длился бесконечно долго. Самолёты поочерёдно выходили из схватки: возможно, кончалось горючее. Наконец, отважный лётчик остался один против пары немецких истребителей, которые нападали на него сверху. Вот он умелым маневром уходит из - под удара и после резкого разворота заходит в хвост вражеской машине, очередь с короткой дистанции - и дымит падая ещё один сбитый им самолёт, уже четвёртый!

И вдруг наш Ла-5 пошёл со снижением к земле. От него отделилась тёмная фигура лётчика. Артиллеристы ждали с замиранием сердца, когда же раскроется парашют. Но парашют не раскрылся... Лётчик упал почти рядом, на брусвер, около орудия.

Матвеев и Шанава подбежали к пилоту, расстегнули ворот тёмно - синего комбинезона. Сердце лётчика ещё билось, он шевелил губами, пытался что - то сказать, но тут же потерял сознание.

По найденному в кармане документу установили, что это был Дважды Герой Советского Союза Генерал - Лейтенант авиации Григорий Пантелеевич Кравченко. Артиллеристы знали его по газетам ещё с 1939 года. Они осторожно положили Генерала на плащ - палатку и перенесли его в землянку, где размещался санитарный пункт. Фельдшер сделал укол, наложил повязки на пулевые раны. Они были не тяжёлые: сквозное ранение левой руки и левого бедра. Лётчику делали искусственное дыхание. Он был жив часа полтора, но в сознание так и не пришёл...

Артиллеристы сообщили о случившемся в штаб дивизии, вскоре оттуда пришла санитарная машина.

Полковник авиации в отставке Михаил Абрамович Уфимцев, бывший инженер - капитан 215-й авиадивизии, вспоминает, что он вместе с политработником Павлом Андреевичем Виноградовым и небольшой группой техников в 16 часов выехали к месту гибели своего комдива. Сгущались сумерки зимнего дня, начался снегопад. С трудом нашли землянку санитарного пункта стрелковой дивизии. Майор медицинской службы сообщил о причине смерти Генерала Кравченко. Вошли в землянку. Комдив лежал на столе. В правой руке намертво зажато вытяжное кольцо парашюта с обрывком перебитого тросика. Очевидно, огненная трасса вражеского истребителя пришлась по кабине, нарушив управление самолётом, ранив пилота и перебив вытяжной тросик парашюта.

Очевидцы гибели лётчика рассказывали, что самолёт Генерала над местом катастрофы пролетел на высоте не более 300 метров. После того, как лётчик покинул кабину, самолёт снижался тем же курсом и упал в 1,5 - 2 километрах, в мелколесье.

Части 215-й истребительной авиационной дивизии Генерала Г. П. Кравченко 23 Февраля 1943 года выполнили приказ командования по сопровождению и прикрытию действий наших штурмовиков и бомбардировщиков, а также наземных войск над полем боя. Всего за день было проведено 67 боевых вылетов, в 7 воздушных боях, согласно официальным донесениям, сбито 5 немецких самолётов. В донесения не были включены самолёты, сбитые лично Кравченко и другими не вернувшимися лётчиками - Кузнецовым, Смирновым и Горюновым...

Победы
Общее число побед одержанных Г. П. Кравченко, ни в одном из источников, не приводится (за исключением книги П. М. Стефановского "300 неизвестных", где указано 19 личных побед, одержанных в боях с японцами). Известно, что в своём последнем бою он одержал сразу 4 победы (3 самолёта сбил пушечным огнём, ещё один - умелым маневром вогнал в землю).

Таким образом, за основу можно принять значение - "около 25". Некоторые западные источники указывают на 20 побед, одержанных в 4-х войнах. Точных данных, к сожалению нет.

Родился 12 октября 1912 года в селе Голубовка, ныне Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В 1930 - 1931 годах учился в Московском землеустроительном техникуме, откуда по путёвке комсомола был направлен на учёбу в Качинскую военную авиационную школу пилотов. После её окончания был лётчиком - инструктором этой школы, затем командиром звена, отряда и эскадрильи. За успехи по службе был награждён в 1936 году орденом "Знак Почёта". Проявил себя и в испытательской работе, за что был награждён орденом Красного Знамени.

С 13 марта по 24 августа 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Летал на И-16 (76 часов боевого налёта), в 8 воздушных боях сбил 7 самолётов противника (6 лично и 1 в группе с товарищами).

22 февраля 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 29 мая по 7 сентября 1939 года воевал на реке Халхин - Гол, где командовал 22-м истребительным авиационным полком. Лётчики полка уничтожили в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. Сам Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей. 29 августа 1939 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне в качестве командира особой авиагруппы. В последующем возглавлял отдел истребительной авиации Главной лётной инспекции ВВС.

В 1940 году был назначен начальником ВВС Прибалтийского военного округа. С ноября 1940 года учился на курсах усовершенствования командного состава при Военной академии Генерального штаба.

В период Великой Отечественной войны на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией, ВВС 3-й Армии, Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, 215-й истребительной авиационной дивизией. Сражался на Западном, Брянском, Калининском, Ленинградском и Волховском фронтах.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, "Знак Почёта", а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени. Приказом Министра обороны СССР от 31 октября 1955 года навечно зачислен в списки истребительного авиаполка, которым командовал на Халхин - Голе. Именем Героя названы улицы в Москве, Днепропетровске, а также средняя школа в селе Звериноголовское Курганской области. Бронзовый бюст установлен в селе Голубовка.

* * *

Свою боевую деятельность Григорий Кравченко начал в марте 1938 года, участвуя в национальной войне китайского народа с японскими захватчиками. В напряжённом бою 29 апреля сбил 2 бомбардировщика, но был подбит и сам, с трудом посадил машину на вынужденную и более суток добирался до своего аэродрома в Наньчан. Через несколько дней, прикрывая выбросившегося с парашютом Антона Губенко, так прижал японский истребитель, что тот врезался в землю.

После перелёта группы в Кантон, Кравченко участвовал в налёте на аэродром противника. 31 мая 1938 года уничтожил 2 самолёта при отражении вражеского налёта на Ханьхоу. Спустя несколько дней уничтожил в одном бою сразу 3 истребителя противника, но был сбит и сам.

Летом 1938 года над Ханьхоу одержал последнюю победу - сбил бомбардировщик. Всего же, в Китае он сбил около 10 вражеских самолётов, был награждён орденом Красного Знамени.

22 февраля 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Григорию Кравченко было присвоено звание Героя Советского Союза.

В период боёв с японцами на реке Халхин - Гол, летом 1939 года, он командовал сначала эскадрильей, а затем и авиационным полком. В первом же бою сбил вражеский истребитель. Участвовал в 2-х штурмовых ударах по аэродромам противника, в которых под его командованием, на земле и в воздухе, было уничтожено 32 самолёта.

В эскадрилью прибыла группа молодых лётчиков. И сразу же познакомил их с боевой обстановкой, с тактикой японских лётчиков командир Григорий Кравченко. Был он молод (ему шёл 27 год), невысокого роста, коренастый, с весёлыми серыми глазами, всегда полон юношеского задора, прост в обращении с людьми. Несмотря на молодость, у Кравченко был уже большой опыт в лётном деле. Виртуозное мастерство, аналитический ум, объективный подход к оценке событий дали ему возможность как командиру эскадрильи исключительно быстро наладить обучение в боевых условиях вновь прибывших.

Майские бои на Халхин - Голе показали, что наша авиация из - за устаревших типов самолётов, неопытности лётчиков и плохой организации боя действовала неудачно. У японцев на Халхин - Голе были лучшие авиационные эскадрильи, имевшие опыт войны в Китае и вооруженные новейшими истребителями И-97.

Излюбленная тактика японских лётчиков, - подчеркнул Кравченко, наставляя молодых, - вести бой большими группами, атаковать с высоты со стороны солнца или из - за облаков. Часто в целях внезапности они нападают на нас с выключенными моторами, имитируют гибель, бросаясь в пике или сваливаясь в штопор, применяют и другие уловки. В общем, - заключил командир, - японец - враг хитрый, коварный, и одолеть его не так - то просто.

Чтобы наглядно показать молодым лётчикам, как ведётся настоящий воздушный бой, Кравченко обратился к Виктору Рахову, одному из опытных лётчиков эскадрильи, прибывшему вместе с ним на Халхин - Гол:

Давай новичкам покажем, на что мы способны.

Лётчики знали друг друга ещё по 1-й военной школе пилотов: Кравченко был инструктором, Рахов - курсантом. Позднее вместе служили, вместе летали в краснокрылой пятёрке над Красной площадью и Тушинским аэродромом в Москве, демонстрируя своё высокое лётное мастерство.

Лётчики поднялись почти одновременно, набрали высоту, сделали 2 круга над аэродромом. Затем, словно по команде, разошлись, прошли немного, развернулись и устремились навстречу друг другу. Расстояние между ними сокращалось с каждой секундой. "Противники" не уступали друг другу. Ещё немного - и самолёты столкнутся...

Что они делают?! - не выдержал кто - то из новичков, наблюдавших за лётчиками.

Но через мгновение машины взмыли вверх, разошлись в разные стороны и, разыграв ещё несколько сложных элементов воздушного боя, пошли на посадку.

Рахов приземлился после Кравченко. Он быстро выпрыгнул из машины и подошёл к командиру. Лицо лётчика, как всегда, светилось улыбкой. Кравченко, вытирая рукавом гимнастёрки капли пота на лбу, резко сказал:

Тебе что, Витя, жизнь надоела?! Почему не отвернул первым?

А я ждал, когда это сделаете вы, - выпалил разгорячённый Рахов. - Вы же сами учили: истребитель обороняется только нападением...

Кравченко не ожидал такого ответа, помолчал, посмотрел в улыбающееся лицо лётчика, смущённо буркнул:

Вот дьявол! Характерец не лучше моего... Ну да ладно, - смягчившись, сказал он. - Считай, что экзамен на боевой вылет сдал на "отлично". Но запомни: бой слагается из трёх моментов: осмотрительности, маневра и огня.

В июле 1939 года майор Г. П. Кравченко был назначен командиром 22-го истребительного авиационного полка. Много раз поднимал он свои эскадрильи в воздух, десятки самолётов уничтожили его лётчики, но операцию по штурмовке вражеского аэродрома помнил особенно.

Было это в районе озера Узур - Нур. Во время одного из полётов Кравченко заметил аэродром противника, на котором полукругом стояли самолёты. Командир полка покачал крыльями и перевёл свой истребитель в пике. За ним последовали остальные лётчики.

Поймав в перекрестие прицела крайний истребитель, Григорий нажал на гашетку. Трассирующие пули прошили японскую машину, и она вспыхнула. Выровняв свой истребитель, Кравченко вновь набрал высоту и увидел, как горели японские самолёты, метались в панике лётчики. Пламя и дым окутали аэродром. Сделав круг над аэродромом, командир вновь повёл свой истребитедь в атаку, а за ним ринулись и все лётчики.

И так повторялось 4 раза. Когда командир полка убедился, что все 12 вражеских самолётов уничтожены, а склад горючего взлетел на воздух, он собрал лётчиков и повёл их на свой аэродром.

Теперь надо ждать ответного удара японцев, - предупредил командиров эскадрилий Кравченко.

И вскоре действительно над площадками 22-го авиаполка появились 23 бомбардировщика и 70 истребителей противника. Они пробрались обходным путём на большой высоте, поэтому служба оповещения сообщила о приближении самолётов с опозданием. К тому же связь с некоторыми постами ВНОС была выведена из строя японскими диверсантами.

Кравченко поднялся в воздух, когда японцы уже пикировали на площадку. Одновременно с ним взлетели Виктор Рахов, Иван Красноюрченко, Александр Пьянков и Виктор Чистяков. Завязался воздушный бой. Командир зашёл в хвост японскому истребителю и короткой пулемётной очередью сбил его. Через несколько минут он сразил другого японца. Бой шёл уже 30 минут. Крутящаяся "этажерка" переместилась в сторону от аэродрома. В бой вступали новые эскадрильи, но японцев было всё же больше. Три И-97 навалились на самолёт командира полка, пытаясь сбить его. Выручил Виктор Рахов: бросившись наперерез одному из них, он сразил врага первой же очередью.

Когда опасность миновала, Кравченко заметил в стороне японского разведчика Р-97 и стал его преследовать. Но бензин был на исходе. На последних каплях горючего командир приземлился в степи. Замаскировав машину, он стал ждать. Но никто не приходил ему на помощь. Тогда он решил пешком добраться до своего аэродрома. При 40-градусной жаре шёл день, два... Мучили жажда и голод.

Кравченко искали. В первый же день с командного пункта запросили все аэродромы, но никаких известий о лётчике не было. Григорий вернулся в полк только на третьи сутки, а через 3 дня - снова в бой...

Полк под командованием Кравченко уничтожил в воздухе и на земле более 100 вражеских самолётов. В представлении командира к награде за боевые действия на Халхин - Голе есть такие строчки: "Его исключительная храбрость воодушевляет весь личный состав ВВС армейской группы на полный разгром врага. В одном из боёв лётчики полка уничтожили 18 японских самолётов. Лично тов. Кравченко с 22 июня по 29 июля сбил 5 вражеских истребителей".


Всего в воздушных боях на Халхин - Голе, проявив исключительную храбрость и упорство, он сбил около 10 японских самолётов. Григорий Кравченко иногда не прочь был подчеркнуть в разговоре присущую ему храбрость и презрение к опасности. Но это получалось у него как - то между прочим, без принижения достоинства товарищей. Лётчики, хорошо знавшие Кравченко, обычно прощали ему некоторую нескромность характера за его действительно беззаветную храбрость, проявленную им в боях с японцами.

29 августа 1939 года Григорий Кравченко стал одним из первых в стране дважды Героем Советского Союза, а 7 ноября именно он открывал воздушный парад над Красной Площадью. После Монголии Кравченко был назначен Начальником отдела истребительной авиации управления боевой подготовкой ВВС.

В период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, Григорий Пантелеевич командовал особой авиагруппой, которая базировалась в Хаапсалу (Эстония). Если погода была сложной, а задание особо ответственным, во главе групп непременно шёл сам командир. В один из дней его лётчиками был совершён дерзкий налёт на железнодорожную станцию Хельсинки - столицы Финляндии. Этот налёт наделал много шуму (бомбардировка Хельсинки была официально запрещена), напуганное финское правительство срочно покинуло столицу и бежало на берег Ботнического залива, в город Васа. За участие в "Зимней войне" Григорий Пантелеевич был награждён орденом Красного Знамени.

19 июля 1940 года генерал - лейтенант Г. П. Кравченко был назначен Командующим авиацией Прибалтийского Военного округа. Однако, уже осенью, он поступил на Курсы усовершенствования высшего начсостава Красной Армии при Военной академии Генерального штаба.

С началом Великой Отечественной войны снова на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией. Вспоминая о тех днях Герой Советского Союза лётчик 4-го штурмового авиаполка, входившего в состав этой дивизии, Василий Борисович Емельяненко, пишет:

"Комдив вёл себя запросто с рядовыми лётчиками, несмотря на то, что от них его теперь отдаляли и высокое воинское звание, и заслуженная слава. Кравченко, бывало, пересаживался из автомобиля в свой ярко - красный истребитель, чтобы сцепиться с фашистами. "Мессершмитты" яростно набрасывались на приметный самолёт, уступавший им и в скорости и в огневой мощи. Несмотря на подавляющее численное превосходство, фашистским лётчикам никак не удавалось сразить "красного дьявола". Но и Кравченко в воздушных боях уже не мог проявить себя так, как недавно на Халхин - Голе и в Финскую войну. Слишком много было преимуществ у противника в этой большой войне, не похожей на все предыдущие".

Следует отметить такой факт: Григорий Кравченко был одним из немногих лётчиков имевших "именной" самолёт. Правда, это была не боевая машина, а учебный У-2 на фюзеляже которого красовалась надпись: "Дважды Герою Кравченко Г. П. от уральских рабочих". Этот самолёт использовался в дивизии в качестве связного.

Позднее Григорий Кравченко командовал ВВС 3-й Армии, затем - Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, а с июля 1942 года - 215-й истребительной авиационной дивизией. Только за время боёв на Брянском фронте его подчинённые уничтожили 27 вражеских самолётов, 606 танков и 3199 автомашин. Даже руководя такими крупными авиационными соединениями, генерал - лейтенант Г. П. Кравченко часто летал ведущим групп, лично принимал участие в воздушных боях.

22 февраля 1943 года, в канун 25-й годовщины Красной Армии, Григорий Пантелеевич получил свою 7-ю боевую награду - орден Отечественной войны 2-й степени. На следующий день в составе 8 истребителей он вылетел на боевое задание в район Синявинских высот. Во время завязавшегося боя его самолёт был подбит. Кравченко тянул сколько мог, затем вывалился за борт кабины и выдернул кольцо... Но рывка парашюта не последовало - вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком...

Лётчик упал неподалёку от передовой, в расположении своих войск. Тело Кравченко плашмя впечаталось в землю. В правой руке было намертво зажато красное вытяжное кольцо с обрывком троса. На другой руке были поломаны ногти. Очевидно, лётчик в свободном падении пытался разорвать клапаны ранца...

Общее число побед одержанных Г. П. Кравченко, ни в одном из источников, не приводится (за исключением книги П. М. Стефановского "300 неизвестных", где указано 19 побед, одержанных в боях с японцами. Возможно эти цифры отражают его общий итог боевой деятельности). Согласно некоторым мемуарным источникам, в своём последнем бою он одержал сразу 4 победы (3 самолёта сбил пушечным огнём, ещё один - умелым маневром вогнал в землю).

Некоторые западные источники указывают на 20 побед, одержанных в 4-х войнах. Точных данных, к сожалению, пока нет.

Плита на Красной площади
Мемориальная доска в посёлке Чкаловский
Мемориальная доска в Москве
Мемориальная доска в Ряжске
Бронзовый бюст в селе Голубовка
Памятный знак в селе Голубовка


Кравченко Григорий Пантелеевич – командир истребительной авиационной группы советских добровольцев в Китае;
командир 22-го истребительного авиационного полка (1-я армейская группа), майор.

Родился 27 сентября (10 октября) 1912 года в селе Голубовка Новомосковского уезда Екатеринославской губернии (ныне Новомосковского района Днепропетровской области, Украина). Украинец. С 1914 года жил в селе Пахомовка (ныне Качирского района Павлодарской области, Казахстан), с 1923 года – в селе Звериноголовское (ныне Курганской области). В 1929 году окончил 7 классов школы, в 1931 году – 1 курс Московского землеустроительного техникума.

В армии с мая 1931 года. В июле 1932 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, до марта 1933 года был в ней лётчиком-инструктором. В 1933-1934 годах служил лётчиком и командиром звена истребительной авиаэскадрильи (в Московском военном округе).

С июля 1934 – на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС (НИИ ВВС). Участвовал в испытаниях динамореактивных авиационных пушек Курчевского АПК-4бис на истребителях И-Z.

Участник войны с японцами в Китае: в марте-августе 1938 – командир звена, командир отряда и командир авиаэскадрильи советских добровольцев. Выполнил около 75 боевых вылетов на истребителе И-16, в 8 воздушных боях сбил 6 самолётов противника. 29 апреля 1938 года был сбит в воздушном бою, сел на вынужденную посадку. В июле 1938 года был второй раз сбит в воздушном бою, но благополучно спасся на парашюте.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года майору Кравченко Григорию Пантелеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия Г.П.Кравченко 4 ноября 1939 года была вручена медаль «Золотая Звезда» №120.

По возвращении из Китая, в ноябре 1938 года, вернулся на лётно-испытательную работу в НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16 тип 10 с крылом «М», И-16 тип 17 и И-16ПС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и ДИ-6.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол: с июня 1939 – командир авиаэскадрильи, а в июле-сентябре 1939 – командир 22-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько десятков боевых вылетов на истребителе И-16, в 8 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 1 самолёт противника. 27 июня 1939 года сел на вынужденную посадку из-за нехватки бензина, 3 дня пробирался к своим.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года майору присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

Г.П.Кравченко и С.И.Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза.

После учреждения знака особого отличия Г.П.Кравченко 4 ноября 1939 года была вручена вторая медаль «Золотая Звезда» №1/II.

Участник похода Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года в должности советника командира авиационной бригады.

С октября 1939 – начальник отдела истребительной авиации Управления боевой подготовки ВВС Красной Армии.

Участник советско-финляндской войны: в декабре 1939 – марте 1940 – командир особой авиационной группы, состоявшей из четырёх полков (двух истребительных и двух бомбардировочных) и базировавшейся в Эстонии.

В апреле-июле 1940 – начальник отдела истребительной авиации Лётно-технической инспекции ВВС Красной Армии.

В июле-ноябре 1940 года командовал ВВС Прибалтийского особого военного округа. В марте 1941 года окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. В марте-апреле 1941 – командир 64-й авиационной дивизии (в Киевском особом военном округе). В апреле-июне 1941 года обучался в Военной академии Генштаба.

Участник Великой Отечественной войны: в июне-ноябре 1941 – командир 11-й смешанной авиационной дивизии, в ноябре 1941 – марте 1942 – командующий ВВС 3-й армии, в марте-мае 1942 – командир 8-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования. Воевал на Брянском фронте. Участвовал в Орловской-Брянской операции, Московской битве и боях на орловском направлении.

С июля 1942 – командир формирующейся 215-й истребительной авиационной дивизии. С ноября 1942 года в этой должности участвовал в боях на Калининском и Волховском фронтах. Участвовал в Великолукской операции и прорыве блокады Ленинграда. За время войны совершил несколько боевых вылетов на истребителях.

Погиб 23 февраля 1943 года на истребителе Ла-5 в воздушном бою в районе посёлка Синявино (Кировский район Ленинградской области).

Урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Генерал-лейтенант авиации (1940). Награждён орденом Ленина (22.02.1939), 2 орденами Красного Знамени (14.11.1938; 19.01.1940), орденами Отечественной войны 2-й степени (22.02.1943), «Знак Почёта» (25.05.1936), монгольским орденом Боевого Красного Знамени (10.08.1939).

Бронзовый бюст Г.П.Кравченко установлен в селе Голубовка. Его именем названы улицы в городах Москва и Курган, селе Звериноголовское, а также школы в сёлах Голубовка и Звериноголовское. В Москве и посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на домах, в которых он жил, установлены мемориальные доски. Навечно зачислен в списки воинской части.

Воинские звания:
Лейтенант (20.03.1936)
Старший лейтенант (19.02.1938)
Майор (26.09.1938)
Полковник (29.11.1939)
Комбриг (1.02.1940)
Комдив (11.04.1940)
Генерал-лейтенант авиации (4.06.1940)

Биография предоставлена

 

Возможно, будет полезно почитать: