Что важнее в покере: удача, талант или трудолюбие? Секретный компонент успеха – Трудолюбие Что важнее талант или трудолюбие аргументы

У людей едва знакомых с покером принято считать, что главное для выигрыша — это блеф, умение читать оппонента и слепое везение. Но что на самом деле важнее в покере: удача, талант или трудолюбие?

Удача против Математики

Игроки за покерным столом делятся на две группы: те, кто верят в удачу и всячески пытаются задобрить и привлечь и её и те, кто верят в математику, дистанцию и своё мастерство. На самом деле, и те, и другие игроки верят в одно и то же, только называют это по-разному. Удачу можно определить как успех по воле случая. То есть, в покере удача — выиграть раздачу, совершив по ошибке на каждой из улиц. Тогда неудача — когда оппонент выигрывает раздачу, собирая к риверу раннер-раннер стрит, хотя с точки зрения математики его действия были ошибочны.

Ответьте на несколько вопросов: когда вам сдают карманную пару Тузов и вы выигрываете с ними раздачу, это удача или нет? А если Тузы приходят несколько раз подряд? А если вы проигрываете раздачу с карманными Тузами против 72 — это, получается, неудача? Карманная пара Тузов приходит на руки раз на 221 раздачу — и это часть игры. В 12% случаев пара Тузов будет проигрывать 72 — это тоже часть игры. Ежедневно на дорогах в дорожно-транспортных происшествиях погибает 3 500 человек — это часть жизни, статистика, и кто-то должен попасть в это число.

Существование удачи зависит от точки зрения

Удача или есть, или нет — всё зависит от точки зрения. К примеру, многие игроки глубоко убеждены, что турнирный покер — это лотерея, где всё зависит от удачи. Бесспорно, выиграть крупный турнир на несколько сотен или тысяч человек без удачи не получится. Профессионалы подтвердят, что в МТТ нужно уметь выигрывать «монетки» и несколько раз нужно переехать оппонента снизу.

Но удача в турнирном покере — это пример важности концепции дистанции. Один турнир — это очень короткая дистанция. И можно утверждать, что удача чрезвычайно важна в турнирном покере. Самое яркое доказательство тому — победа Криса Манимейкера в Main Event WSOP 2003 года, после которой начался покерный бум.

Ещё более яркий случай произошел спустя 9 лет, правда, в онлайне. В 2012 году Main Event WCOOP выиграл игрок из России под ником «maratik». Как оказалось, этот парень отобрался в Главное событие через сателлит, пройдя с самых низов — турнира на 40 FPP-очков. Отбор в турнир с бай-ином $5,200 — большая удача, но одолеть поле из 1 825 оппонентов и заработать $1.000.907 ещё большее безумие. Эта победа запомнилась как самая прибыльная за всю историю покера, учитывая, что победитель вложил в участие в этом турнире меньше $1. Удача ли выиграть такой турнир? Определенно.

Игроки связывают удачу с генератором случайных чисел и умением ловить заветные ауты. «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи» — классическая преферансная поговорка, актуальная и в покере. Неудачные игроки развивают в себе паранойю по поводу пиханины в офлайне и подкрученного ГСЧ в онлайн-покере. Но в ближайшее время ГСЧ покер-румов перейдут на блокчейн . И тогда предположения о подкрутке ГСЧ навсегда останутся мифами.

Но удача далеко не единственный важный фактор успеха в покере. Известный игрок Никита Бодяковский в начале своей карьеры 10 раз принимал участия в Main Event EPT и ни разу не попадал в деньги. 10 турниров без ITM серьезно заставят усомниться в выборе покера в качестве профессиональной карьеры, если верить в удачу и не знать про дистанцию. Но Никита Бодяковский продолжил играть офлайн, и теперь суммарное количество его призовых в турнирах офлайн составляет более $6,7 миллионов.

Талант + удача = успех

Талант — ещё один фактор успеха, окутанный ореолом тайны. Талант в покере можно определить как умение видеть споты, избирать нестандартные линии и принимать правильные решения без специальной теоретической подготовки.

В нулевых, когда не было покерных пособий, обучающих сайтов и видео, талантливые игроки имели перевес над любителями. И многие известные покерные имена стали популярны благодаря таланту. Гас Хансес, определенно, относится к числу таких. В офлайн-покере он заработал $10 миллионов. Гас Хансен — игрок, безумным агрессивным линиям розыгрыша которого восхищались тысячи зрителей шоу «Покер после полуночи». Несмотря на это в онлайн-покере Хансен проиграл почти $22 миллиона. Вот так талантливый игрок может не быть успешным в финансовой части вопроса.

Трудолюбие, или везёт тому, кто везёт

Удача и талант в правильных пропорциях могли сделать из заурядного игрока выдающегося. И многих из тех игроков, которые сейчас играют на высоких лимитах, объединяет похожая история: они любили игру, были талантливы, и однажды им повезло в каком-то крупном турнире. Но всех известных игроков объединяет одно важное качество — трудолюбие. Ощутив вкус победы, заполучив банкролл, хорошие игроки не отправляются сразу же раскручиваться на лимиты выше. Они приступают к работе над техникой и играют по банкроллу. Те, кто поступают иначе, возвращаются в исходную точку.

Так произошло с россиянином под ником «I7AXA», которому повезло выиграть почти $200.000 в турнире Sunday Million. Победа в воскресном турнире на несколько тысяч человек — это всегда удача. Но дальше в дело вступают другие качества. Выигрыша «I7AXA» оказалось мало, он отправился на высокие лимиты, где всего за пару раздач сумел раздать весь свой выигрыш тамошним регулярам.

Трудолюбие — вот главное качество, которое сделает из хорошего игрока лучшего в 2018 году. Сегодня поле в онлайне и в офлайне сильнее, чем когда бы то ни было раньше в истории. Поэтому те, кто не работают над игрой, оказываются в хвосте пищевой цепи. Молодые игроки-интернетчики проводят по нескольку часов за разбором игры, спотов, чтобы принимать оптимальные решения. И из-за того, что с каждым годом таких игроков становится всё больше и больше, именитые игроки, типа Даниэля Негреану или Патрика Антониуса, уходят из онлайна в офлайн, где проще выдерживать конкуренцию. А другие игроки, типа Ванессы Селбст, и вовсе завязывают с карьерой и подаются в другие сферы. Трудолюбие принесёт победу. Везёт тому, кто везёт.

Успех «ТУТ» — талант + удача + труд

В конечном счёте, в покере всё зависит от принятых вами решений. Верить в удачу или нет — решать вам. Если это помогает, то да, если нет, то какой в этом смысл? Есть ли в покере место таланту? Определенно. Но в любом случае главным качеством в 2018 году остаётся трудолюбие. А если в вас сочетаются все 3 качества, то успех гарантирован.

Понадобится всего восемь качеств. Хорошая новость в том, что ни одно из них не является врожденным, т.е. их можно наработать. И весь подвох в слове «можно»! Именно здесь и таится загвоздка.

Огромное количество энергии расходуется понапрасну: стоит ли мне этим заниматься? А что мне это даст? Этим никто никогда не занимался! Этим занимаются сейчас все! А стоит ли вообще эта затея моих усилий? А вдруг ничего не получится?

Секрет трудолюбия в отсутствии сомнений. Когда Вы смотрите на успешного человека, то видите только парадную картинку, а каков был путь к этой вершине? Если уж Вы приняли решение и все обдумали, так не расходуйте понапрасну свой ресурс! Гоните прочь дурные мысли и всех «советчиков». Это Ваш успех и только Вам решать, как он выглядит. Именно так и действуют успешные люди.

Независимо от избранного пути, работать и достигать успеха придется самостоятельно. Не верьте, что работу может сделать кто-то за Вас. Вы можете привлекать специалистов, но делать они будут то, что Вы им поручите. И даже, если над воплощением Вашей мечты в реальность работают супер-специалисты и очень инициативные сотрудники, все равно и тогда придется принимать самостоятельные решения: продвигает предложенная идея к конечной картинке успеха, которую Вы запланировали, или удаляет от него.

Успешные люди не трудоголики, а трудолюбики

Независимо от сферы деятельности, . Если Вы работаете без устали над своей идеей, все мысли направлены на достижение результата в этой области, и при этом, совершенно не чувствуете усталости – значит Вы сделали правильный выбор! Если работа и удовольствие от работы неразделимы, то это верный путь к успеху.

Я не трудился в своей жизни ни одного дня. Я только получал удовольствие от работы.
Томас Эдисон.

Имея такое отношение к работе, конечно же, трудно представить себе, что «трудолюбики» ждут, когда уже настанет выходной или придет отпуск. Успешные люди не пользуются графиком «с 9 до 5», у них своя формула: «с 5 до 9».

Сейчас модно рассуждать о жаворонках и совах. Так вот, успешный человек, не зависимо от типа, работает, либо встав раньше всех, либо задержавшись позже других, а чаще всего и то, и другое!

Я почти не вижу дневного света. Я приезжаю на работу в 5:30 утра, когда еще темно и уезжаю в семь или восемь вечера, когда уже темно. Я просто перехожу из павильона в павильон.
Опра Уинфри

Успешные люди потому и успешны: они черпают энергию от того, что делают, а не «просиживают и маются на рабочем месте от звонка до звонка». Именно такая вовлеченность и дает энергию двигаться вперед к своему успеху. Это не значит, что они никогда не устают и не отдыхают, и с ними такое происходит, но чаще всего, только после достижения задуманного и для обдумывания следующего этапа!

Побеждают те, кто делает не только любимую работу

Разве так бывает в нашей жизни, чтобы только одни радости и удовольствия? Ведь даже то, что сейчас уже может нравиться, когда-то вызывало опасение, раздражение, сомнение и даже злость. Так было на начальном этапе, когда не было навыка или понимания.

Так вот, успешные люди умеют вовремя собраться и выполнять даже тяжелую или не любимую работу, для того, чтобы достигнуть цели. Они упорно тренируются. Без тяжелых и системных усилий на успех рассчитывать не приходится. И весь вопрос в том, чтобы не останавливаться!

Те, кто оказались на вершине, не с неба туда упали!
Маркус Уошлинг

Если Вы рассуждаете так: добьюсь успеха и вот тогдаааа… Сплошное веселье, удовольствие и праздное времяпрепровождение!

Увы, я Вас разочарую: успех невозможно заработать раз и навсегда. Самые успешные люди – самые сильные «трудолюбики»! Они не оставляют свою работу, даже, когда по мнению окружающих, они уже могли бы уйти на заслуженный отдых. Но нет, трудолюбие у успешных людей , и именно это дает им возможность долгое время оставаться на вершине успеха. Так происходит потому, что трудолюбие, как абонементная плата за право находиться на территории успеха, и ее невозможно внести раз и навсегда.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого

Люди старшего поколения могут возразить: с приходом интернета появилась легкая работа. Сиди и клацай по клавишам. Виртуальная работа не требует усилий, это ж не мешки ворочать!

Но я так не думаю, и мои старшие родственники тоже так не думают... Уже! Потому что я предложила им эту «легкую работу» сделать вместо меня, а я пока пойду в грядках покопаюсь и свежим воздухом подышу. Вот здесь и выяснилось, что, оказывается, первостепенно важно, как и на какие клавиши надо «клацать», и еще много чего знать и уметь надо.

Неважно, чем Вы хотите заниматься. Работать Вам в любом случае придется много.
Джефф Безос – глава и основатель Amazon

Что первично? Трудолюбие или талант?

Часто и много слышу о таланте, о нем говорят, им восхищаются, а трудолюбие остается как-то в тени. В принципе, в жизни так же. Мы восхищаемся красивым прыжком, точным броском, метким выстрелом, и часто комментаторы говорят об отточенности и выверенности действия или жеста.

Нас также восхищает филигранное мастерство ведения переговоров или выступление оратора. Мы восхищаемся виртуозностью владения голосом, инструментом или собственным телом. Это восхищает и завораживает. А теперь стоп! Это все охи-ахи-вздохи.

А сколько нужно часов-дней-недель-месяцев-лет для подготовки этого успешного выступления? И здесь уже вопрос таланта не так актуален. Микеланджело, признанный гений живописи, не многие знают, что он в своей гениальности отводил первое место не таланту, а трудолюбию.

Если бы люди узнали, как упорно я трудился, чтобы достичь мастерства, они не считали бы мое творчество таким замечательным.
Микела́нджело Буонарро́ти

Можно быть очень талантливым и не достигнуть успеха. Чтобы достичь цели, стать известным, получить признание – надо много практиковаться. За блестящим пятиминутным выступлением спортсмена на соревновании стоит несколько лет упорного труда. И даже, если от природы Вы не награждены какими-то особыми талантами, у Вас очень большой шанс на успех, если вы трудолюбивы!

Вода камень точит.
Народная мудрость

В моей жизни, думаю, как и в Вашей, есть множество примеров друзей, знакомых и близких, которые подавали большие надежды в детстве и юности. А теперь они являются наглядным примером подрастающему поколению, как блестяще можно погубить свои таланты, если не быть трудолюбивым.

Известный американский баскетболист Майкл Джордан в начале своей карьеры так полагался на свой талант и был настолько ленив, что тренер отчислил его из команды. Да, он подавал надежды, но это только надежды! Этот шок позволил Майклу более трезво оценить свои возможности и уяснить, что на одном таланте, без трудолюбия, далеко не продвинешься. И впоследствии он стал одним из самых известных, не только своим талантом, но и трудолюбием, игроков НБА.

И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут.
Евангелие от Луки 12:48

Самые простые и общедоступные упражнения на развитие трудолюбия

  1. Повышение квалификации и обучение. Видимые изменения к лучшему в качестве работы, которую делает человек, стимулируют его, помогая развивать трудолюбие. Фиксируйте, в чем и насколько Вы стали лучше.
  2. «Задания самому себе». В письменном виде ставить перед собой конкретные задачи (прочесть две книги, прополоть пять грядок, закупить оборудование на минимальную сумму и т.д.). Фиксируйте, что удалось с первого раза, а к чему пришлось повторно возвращаться. Используйте для этого .
  3. Оптимистичное отношение к труду. Личный настрой, позитивное и осознанное отношение к тому, что вы делаете, для кого и с какой целью, помогает выработать трудолюбие.

Трудолюбие - это секретный компонент успеха. Он часто остается за кадром. О нем не принято говорить, он как бы «по умолчанию» обязан быть. Но это заблуждение, перепрограммируйте свое сознание и уясните, что трудолюбие необходимо в себе воспитать и развивать всю свою жизнь. Только тогда – успех неизбежен!

А как именно внедрить и развить этот навык правильно, без отторжения – я готова Вам помочь, как эксперт в области раскрытия личностных ресурсов, который помогает своим клиентам эффективно и гармонично построить и пройти путь к достижению успеха.

Я не скажу что это легко, но это того стоит!

У кого больше шансов стать великим и богатым?

Почему одни добиваются исключительных успехов, а другие довольствуются весьма средними результатами? Что определяет успех: талант, ум, образование, амбиции или сочетание всего перечисленного плюс толика удачи? , ведущий редактор и постоянный автор журнала Fortune , основываясь на данных многочисленных исследований, утверждает, что результаты мирового уровня доступны почти каждому, а ключ к ним - осознанная практика.

Дело не в таланте

Самое распространенное объяснение выдающегося успеха - природный дар. К тому же, как пишет Джефф Колвин, самое приятное в этом объяснении, что мы на полном основании можем выкинуть из головы мысль об отличном выполнении работы. Ведь если бы у нас был какой-то природный дар, то мы бы уже об этом знали, а раз его нет, то и утруждаться не стоит. Автор предлагает пересмотреть роль врожденных талантов, подчеркивая тот факт, что «таланты сами по себе гораздо менее значимы, чем мы привыкли думать», и если врожденные способности существуют, а некоторые ученые в этом сомневаются, то успех создается не ими. Не столь уж важны оказались и общие способности, такие как интеллект и память. «Исследования показывают, что во многих областях взаимосвязь интеллекта и качества выполняемой работы слаба либо отсутствует, - пишет Джефф Колвин. - Люди с невысоким IQ работают блестяще, а те, у кого он высок, иногда не выбираются за рамки посредственности».

По мнению автора, кардинальное значение для достижения успеха имеют врожденные неизменные пределы. Человек ростом 150 см вряд ли станет известным баскетболистом, или голос, например, можно развить как угодно, а вот диапазон ограничен - тенор не сможет петь басом. Все же, лежащее за пределами физических рамок, оказывается спорным, пишет Колвин. Явные подтверждения того, что нефизические пределы существуют, пока не найдены.

Осознанная практика

«В целом осознанная практика есть выведение себя за рамки того, что мы обычно можем делать», - говорит Джефф Колвин. Это непросто и не очень-то приятно. Но ведь если бы все было легко и приятно, то успеха добивался бы каждый.

Успешность применения осознанной практики зависит от ответов на два вопроса, считает автор. Чего вы действительно хотите? И во что верите? Для ответа на первый нужно разобраться с собственными истинными желаниями - успеха добьется лишь тот, кто движим сильным желанием, готов к самоотверженности и самопожертвованию. Что касается веры, то шанс есть у тех, кто верит, что если будет выполнять правильно спланированную работу по нескольку часов в день в течение многих лет, то сможет начать работать значительно лучше и даже добьется выдающихся успехов. «Если вам кажется, что качество вашей работы навеки ограничено отсутствием у вас особого природного дара или недостатком общих способностей на том уровне, который вы себе определили, то шансов на успех у вас нет», - пишет Джефф Колвин.

Подробно описывая, как разработать и применять осознанную практику, Джефф Колвин уделяет внимание и организациям - они ведь тоже хотят быть успешными. «Лучшие организации поручают людям работу в целом так же, как спортивные тренеры или учителя музыки выбирают упражнения для своих учеников, - пишет он. - Стараясь вывести их за рамки их возможностей и поощряя развитие самых важных навыков». Применять принципы успешной работы непросто, но у компаний, которые хотят выжить, нет выбора.

Итак, цена большого успеха крайне высока, но «самая поразительная и окрыляющая новость, которую преподносят нам факты, такова: успех - удел не только избранных. Он доступен всем».

Джефф Колвин Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!. - М. .

Фигурное катание - несомненно, один из самых красивых видов спорта. Виртуозные вращения и прыжки, от которых захватывает дух, не могут оставить равнодушным ни одного зрителя.

Фигуристы катаются так легко, что кажется, будто в этих невесомых движениях нет ничего сложного. Однако за каждой успешной программой стоит большая работа спортсменов и тренеров.

В «Сириусе» для участников январской смены мастер-класс провела Ольга Орлова, российская фигуристка, трехкратный призер этапов юниорского Гран-при в танцах на льду (2002), участница чемпионата России (2006), тренер группы Нины Михайловны Мозер. На практическом уроке ребята оттачивали технику скольжения и занимались обязательным элементом для соревнований - «дорожкой шагов».

О своём профессиональном пути, первой победе, а также о том, как проявили себя на мастер-классе участники январской смены «Сириуса» Ольга Орлова рассказала в интервью.

- Ольга, как Вы оцениваете уровень подготовки юных фигуристов январской смены «Сириуса»?

Ребята меня приятно удивили. Им легко давались сложные элементы. А самое главное - дети очень внимательные: достаточно было одного замечания, чтобы они исправили ошибку. Ребята на правильном пути, но совершенству нет предела. Спортсменам стоит продолжать работать над хореографией и скоростью.

- А можно ли за одно занятие заметить большой талант?

Можно… вот только одного таланта фигуристу недостаточно. У спортсмена должны быть такие качества характера, как сила воли и упорство. А если к этому набору приложить желание и старание - всё получится.

- То есть важнее не талант, а характер?

Талантливым людям всё легко даётся, но побеждает тот, кто «пашет» с утра до ночи, точно знает, чего хочет, и идёт к своей цели, несмотря на трудности и неудачи.

- Какие наставления тренера могут помочь добиться успеха после обидного поражения?

Для каждого нужно найти свои слова поддержи, чтобы спортсмен понял: даже если сейчас что-то не получается, в дальнейшем всё будет хорошо. Как это важно, помню по собственному опыту. Во время подготовки к Чемпионату России я сильно болела, а нагрузка была колоссальной. Помню свои слёзы на тренировках. Ни о каком успехе я тогда и не думала. В тот сложный момент мой тренер Татьяна Анатольевна Тарасова сказала: «Доверься мне. Я знаю, что делаю». И она была права - мы выступили достойно.

- В каком возрасте лучше всего начинать заниматься фигурным катанием?

Оптимальный возраст - 4-5 лет.

- А можно начать кататься позже и достичь профессиональных вершин?

Думаю, можно. Тому есть яркие примеры. Японский спортсмен Дайсуке Такахаси начал заниматься фигурным катанием только в 10 лет, и в итоге стал чемпионом мира. Джонни Вейр (чемпион США) встал на лёд только в 11 лет. А в 17-18 лет он уже прыгал все тройные прыжки и один четверной. В России набор в школы ведётся, как правило, с 4-5 лет. Ребёнку, который хочет пойти в фигурное катание, например, в 10 лет, нужно будет начать с частных уроков, на которых его подтянут до того уровня, где сейчас находятся сверстники.

- Во сколько лет Вы встали на лёд и почему выбрали фигурное катание?

В прошлом моя мама была фигуристкой, но из-за проблем со здоровьем она была вынуждена оставить спорт. Я пошла по её стопам - начала заниматься фигурным катанием в четыре года.

- Расскажите о своих самых первых успехах.

Мне было всего шесть лет, когда я заняла первое место на одиночных соревнованиях. До сих пор помню свою радость: мне подарили огромную вазу с цветами - она была в половину моего роста. Самое интересное, что я полностью провалила разминку: делала ошибки во всех прыжках и бесконечно падала…

- То есть можно провалить разминку и идеально откатать выступление?

Да. Главное - верить в победу. Помню, как тренер хватался за голову на разминке. Но я собралась с духом и победила: вышла первым номером и так и осталась первой.

Российская школа фигурного катания считается не только самой сильной, но и одной из самых консервативных. Внедряются ли какие-либо инновационные методы работы?

Конечно. В фигурном катании меняются правила, критерии оценок, совершенствуются методы работы. Тренеры адаптируются к современным тенденциям. Но основная схема обучения фигурному катанию, которая работала, когда я была школьницей, успешно применяется и сейчас.

- С кем легче работать: со взрослыми спортсменами или с детьми?

Дети смотрят на тренера с широко раскрытыми глазами и внимательно слушают каждое слово. Со взрослыми, в этом смысле, сложнее. Доверие к тренеру - основа, которую легче сформировать в детской группе.

Ольга, несколько лет Вы работали в США: тренировали, в том, числе и юных спортсменов. Чем отличается обучение маленьких фигуристов на Западе и в России?

Системы - принципиально разные. В Америке есть только индивидуальные уроки, а групповых занятий нет. Ребёнок тренируется один на один с наставником. В России тренер с детьми работают в команде. При этом в нашей стране дети до 10-ти лет осваивают полный набор тройных прыжков, а в Штатах в том же возрасте учат только двойные.

- Как Вы считаете, что ребятам дают мастер-классы с известными спортсменами и тренерами в «Сириусе»?

Такие встречи, прежде всего, заряжают мотивацией. Когда ты видишь перед собой известного спортсмена, олимпийского чемпиона, общаешься с ним - это даёт большой толчок, чтобы развиваться и идти вперёд. Ребята имеют возможность задать кумиру вопрос, узнать какие-то профессиональные секреты. Конечно же, всё это вдохновляет на покорение спортивных вершин.

Жанара Рахметова рассказала «Степи» о том, как на самом деле появляется талант.

Существует мнение, что талант это врожденное качество. Если человек виртуозно играет на музыкальном инструменте или бьет рекорды в спорте, как правило, говорят, что у него природный дар. Так ли это на самом деле?

В первом выпуске своего подкаста Один Процент (1%) Данияр Абенов расставил все точки над i, рассказав, что наука и факты говорят о другом - в большинстве случаев талантливыми не рождаются, а становятся. За основу Данияр взял книги Дэниела Койла «Код Таланта», а также книги Андерса Эрикссона «Максимум».

Феномен Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт - великий австрийский композитор классической эпохи. С раннего детства Моцарт демонстрировал прирожденный музыкальный дар. С 6 лет он сочинял музыку и выступал в европейских монарших дворах, будучи уже серьезным исполнителем на клавишных инструментах и скрипке.

А вот другая история о Моцарте, основанная на реальных исторических данных. Отец Моцарта, Леопольд, и сам был неплохим, хотя и менее известным композитором. Более того, Леопольд был одним из первых людей, кто продвигал идею обучения детей музыке с раннего детства.

Он даже написал практическое пособие для обучения детей музыке. Сначала Леопольд оттачивал свой навык преподавания на старшей сестре Вольфганга. А позже он вплотную занялся музыкальным образованием маленького Моцарта, ему тогда было всего 4 года.

Основываясь на записях тех лет, многие историки считают, что уже к 6 годам Моцарт провел около 3500 часов за изучением музыки. Сохранившиеся записи показывают, что Моцарт начал писать музыку в очень раннем возрасте, первые его сочинения не особо отличались оригинальностью, а напоминали работы других композиторов того времени.

Это вполне понятно, ведь он еще только учился. Свои первые серьезные композиции Моцарт сочинил, когда ему было уже 15 -16 лет, то есть к тому времени прошло более десяти лет с начала обучения. Выходит, что на самом деле Моцарт отнюдь не был рожден гениальным музыкантом. Он им стал благодаря отцу.

Эксперимент Ласло Полгара


В 60-х годах Венгерский психолог Ласло Полгар изучил сотни людей, которых считали гениями в различных областях. Основываясь на своих исследованиях, Полгар пришел к выводу, что любой ребенок способен стать гением в любой сфере при определенной поддержке и занятиях. Ласло решил доказать это на собственных детях.

Через брачное объявление в газете Ласло нашел мать своих будущих детей, согласившуюся на его смелый эксперимент. У четы Полгар родились три дочери. Для своего эксперимента родители выбрали шахматы. Все обучение девочек Полгар проходило на дому.

Каковы же были результаты этого эксперимента?

Уже в 4 года самая старшая дочь, Жужа, выиграла свой первый турнир по шахматам - чемпионат Будапешта для девочек до 11 лет. В 15 лет Жужа стала первой в мировом рейтинге женщин-шахматисток. Жужа также стала первой женщиной, выполнившей мужскую норму международного мастера-гроссмейстера. При всем при этом, Жужа была не самой титулованной шахматисткой в семье.

Средняя дочь, София, в возрасте 14 лет одержала победу среди мужчин в международном турнире по шахматам в Риме, продемонстрировав феноменальный результат - 8,5 очков из 9 возможных. София сумела достигнуть 6-й строчки в рейтинге самых сильных шахматисток мира. Но несмотря на все эти достижения, в семье Полгар Софию считали бездельницей.

Младшая дочь, Юдит, стала самой успешной среди сестер. И это не удивительно - ведь к ее рождению у родителей Полгар уже накопился опыт воспитания 2-х чемпионок по шахматам. Среди многочисленных достижений Юдит - звание международного гроссмейстера в возрасте 15 лет. На тот момент Юдит была самым молодым игроком как среди женщин, так и среди мужчин, кто смог добиться этого звания. Юдит оставалась сильнейшей шахматисткой в мировом рейтинге среди женщин на протяжении 25 лет, а именно до тех пор, пока она не ушла из спорта.

Результаты эксперимента семьи Полгар явно продемонстрировали, что при достаточных тренировках, любой ребенок может превратиться в вундеркинда. С момента этого эксперимента были проведены и другие исследования, показавшие, что гены не предопределяют талант. В частности, не было обнаружено ни одной комбинации генов, которая отвечала бы за успехи человека в той или иной сфере.

В то же время, было проведено большое количество экспериментов и исследований, которые явно демонстрируют, что любой человек может стать первоклассным мастером в любой области, приложив к этому достаточно усилий и времени. Так как же работает этот процесс? Каким образом развивается талант?

С развитием новых технологий, у ученых появилась возможность заглянуть под корку мозга и понять, что же происходит у нас в головах, когда мы развиваем навыки и получаем знания. С 2005 года многие исследования показали, что существует прямо пропорциональная связь между тренировками и развитием навыков, а также плотностью и строением белого вещества в человеческом мозге.

К примеру, была доказана связь между количеством времени, которое проводили за занятиями пианисты, и плотностью белого вещества у них в голове. Другими словами, чем больше занятий, тем плотнее было белое вещество у пианистов в мозге.

Белое вещество обеспечивает проводящие пути, которые покрыты миелином - белой жировой тканью. Работа миелина заключается в том, чтобы обеспечить прохождение электрического сигнала по нейрону, не позволяя сигналу потерять свою силу.

Именно миелин отвечает за развитие нейронных сетей в мозге. Именно он помогает нам приобретать и совершенствовать навыки за счет улучшения работы нейронных сетей.

Чем дольше развивать какой-либо навык, тем плотнее становится покров миелина. И чем плотнее покрытие миелина вокруг проводящих путей, тем сильнее навык. Будь то спорт, танцы, пение, игра на музыкальном инструменте или любой интеллектуальный навык, как например скорочтение. Всему этому можно обучиться, «намотав» достаточно миелина.

Однако не всякое занятие или тренировка способны привести к таланту. Чтобы развить в себе талант, нужна осознанная и целенаправленная практика, умноженная на несколько тысяч часов.

Что же представляет собой «осознанная и целенаправленная практика»? Эксперты сходятся на нескольких элементах такой практики. Из них можно выделить 5 основных:

Первое - очень важно работать с опытным преподавателем, инструктором или тренером. Желательно, чтобы ваш наставник уже имел успехи в выбранном вами занятии. Также важно, чтобы у вашего наставника был опыт обучения других - в идеале - кого-то со схожим с вами возрастом и уровнем.

Второй элемент - это полная сконцентрированность на процессе. Нужно быть постоянно включенным во время занятий, то есть процесс обучения должен быть осознанным, а не автоматическим. Поддерживать высокий уровень внимания беспрерывно довольно сложно. Поэтому эксперты советуют начинать с более коротких занятий и увеличивать их продолжительность постепенно.

Третий элемент целенаправленной практики направлен на то, чтобы разбивать изучаемый навык на составные части и работать над этими составляющими поочередно. Эксперты также советуют тренировать такие составляющие с разной скоростью, медленнее или быстрее

Четвертый элемент - это повторение. Необходимо как можно чаще тренироваться, особенно с возрастом. Если не тренироваться часто, то в какой-то момент это приведет к тому, что слой белой жировой ткани (миелина) станет тоньше и высокий уровень навыка будет утрачен.

И, наконец, пятый элемент - это мотивация. Осознанные целенаправленные занятия очень трудоемки. Поэтому важно сохранять мотивацию для того, чтобы поддерживать такой интенсивный режим. Для этого полезно все время помнить о своей цели, стараться наслаждаться процессом, и радоваться маленьким победам.

Тот факт, что талант не дается природой, а его можно создать самим, очень обнадеживает. Фактически любой человек вне зависимости от возраста может развить любой навык, приложив достаточно усилий и терпения.

И, возможно, вы не хотите стать гроссмейстером или виртуозом игры на скрипке, посвящая этому тысячи часов, а всего лишь, к примеру, хотите «подтянуть» уже существующий навык или научится чему-нибудь новому, например, неплохо петь в караоке или играть на гитаре.

Попробовав эти 5 ключевых элементов, вы увидите, насколько эффективно они приведут вас к вашей цели. Сначала не все будет получаться, но с каждым осознанным и целенаправленным занятием результаты вас удивят.

 

Возможно, будет полезно почитать: