Ядро человеческой личности. Понятие «ядро личности» в психологии ХХ столетия и древневосточных философских учениях Что значит быть личностью

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Ядро сознательной личности
ценности
мышление
мотивы
эмоции

2. Специфика социально-психологического понимания личности состоит в …
том, что личность рассматривается как объект социальных отношений
в исследовании взаимоотношения личности с конкретной группой
в изучении индивидуальных характеристик личности
в изучении внутреннего мира человека

3. Способность самоопределения личности в жизни, обобщенная на основе ее ценностей и отвечающая основным жизненным потребностям личности — это…
ценностные ориентации
жизненная позиция
смысл жизни
мотивация личности

4. Функция социальной установки
характеризует определенную готовность субъекта реагировать на явления социальной жизни
характеризует переход на рациональный уровень отношения личности к окружающей действительности
отражение в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов

5. Человеческая личность – это …
представитель гомосапиенса, его биологическая особь
микрокосмос, отражение макрокосмоса
статус человека как члена общества, отличается самостоятельностью в поступках, способностью нести ответственность и решать проблемы
совокупность индивидуальных особенностей человека как биологического существа и как члена общества

6. Представители структурно-системного подхода утверждали, что …
человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов
поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы
социальная среда оказывается для личности наиболее значимой, чем ее инстинкты
индивидуальные качества личности играют определяющую роль в ее формировании

7. Негативные каналы социализации
идентификация
чувство вины
имитация

8. Социализация – это …
целенаправленное действие социальных институтов на личность
процесс вхождения индивида в социальную среду, приобщение к системе социальных связей
внутренняя мотивация личности
процесс удовлетворения потребностей личности

9. Ученый, чьи работы посвящены проблеме смысла жизни
Ральфа Дарендорфа
Виктора Франкла
Эрика Фромма
Карла Юнга

10. Диспозицией личности называется …
направленность личности на определенные ценности и интересы
предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности
взаимодействие потребностей и интересов, которые преобразуются в конечную цель личности

11. Социально-психологические качества личности …
даны от рождения
неизменны до конца жизни человека
характеризуют связи личности с социальной действительностью
характеризует индивидуальные психологические особенности

12. Высказывание, принадлежащее Э. Фромму
Удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие
Идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними
Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни
Люди редко бывают достаточно разумны, чтобы предпочесть полезное порицание опасной похвале

Разумеется, каждый из нас неповторим и уникален. Но есть и такие особенности личности, которые свойственны всем людям без исключения.

К 18 годам у человека уже есть сформировавшаяся личность. Это не означает, что нам не переделать свою личность - мы на протяжении своей жизни только этим и занимаемся, но есть нечто очень глубоко внутреннее и почти неизменное, что остается с нами во все времена, то, что мы не можем и не хотим изменять. Обычно это называется «центром» («ядром») личности.

Изначально ядром личности является «Я биологическое», то, что является знаком биологической индивидуальности человека: свои, похожие на кого-то и непохожие на других лицо и тело, собственные физические и физиологические особенности. Затем к этому ядру добавляется «Я психологическое», поведенческие реакции младенца, его эмоциональные реакции, а затем и формирование не просто реакций, но поведения: осмысленность движений глаз и издаваемых звуков, различение родственников и посторонних, предпочтение первых и недоверие к последним и т.д.

Формирование ядра личности происходит в процессе активной деятельности человека по освоению предлагаемых обществом и воспитанием ценностей и осуществляется путем идентичности. Все психологические структуры личности, выполняющие функцию Ядра личности, называются «Я»: образ Я, метафора себя и жизни, личные верования

(здесь же детские предписания и разрешения) и типовые личностные роли (эго-состояния), личные ценности и интересы, личные позиции и взгляды, личное понятие смысла жизни...

Сильное ядро личности выражается через развитость личной позиции, определенности личных ценностей и интересов, уверенности в себе и свободном выборе своих действий. Ядро личности обычно соответствует данной эпохе, непосредственно связано с жизнедеятельностью социума, со всей его материальной и духовной культурой. Именно из ядра личности идет импульс противостояния внешнему окружению. Разные исследователи видят его по-разному:

  • 1) естественно растущее позитивное зерно (гуманистический подход);
  • 2) место воспаленного конфликта (классический психоанализ);
  • 3) продукт самосозидания (экзистенциальный подход);
  • 4) то, что формируется окружающей средой (бихевиоризм и советская психология).

Сильное ядро - при сильной биологической энергетике или высоком уровне развития личности. Тенденция ядра личности человека заключается в том, чтобы актуализировать свои потенциальные возможности.

Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости оттого, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Люди не просто ошушают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими, прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. «такими же, как они», выражает стремление к самореализации и самоутверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), также суть стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху.

Ядро человеческой личности, таким образом, состоит из шкалы ценностей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли. Ядро может быть воспринято только как цельный и неразделимый элемент, на котором и строится в дальнейшем личность человека.

К периферии личности относятся те структуры, которые почти непрерывно меняются в течение жизни: опыт и способности; знания, умения, навыки; системы конструктов, личная история; поведение: характер (акцентуации), привычки и манеры (черты), социальные роли, конкретные действия и поступки. Дальняя периферия - это внешность, здоровье, состояние, атрибутика личности. Развитая периферия для личности может быть как удачей, так и проблемой.

Приятная внешность, прекрасное здоровье, бодрость физическая, милый характер, привычка улыбаться - такая периферия является благом для личности, помогает двигаться вперед и реализовываться. Если внешность невыигрышная, здоровье плохое, физическое состояние неважное, постоянная усталость и болезни, характер вредный, то периферия не помогает развиваться личности, а скорее мешает. Чаще всего это приводит к личностным нарушениям: неврозам, депрессиям, психосоматическим заболеваниям (см. гл. 6).

Наличие самосознания явл-ся обязательным условием сформированной личности. Самосознание - осознание и оценка ч-ком самого себя как субъекта практ-кой и познават-ной деят-ти, как личности (то есть своего нравств-го облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). Сущ-т взгляд на развитие самосознания как на многоур-вый пр-с. Так выд-т 4 ур-ня (по Столяренко): 1. Непосред-но – чувственный (ур-нь простейшего самопознания, обеспеч-го самоощущение пр-сов в орг-ме, псих-х состояний) 2. Личностный (ур-нь переживаний о себе как личности, кот. присущи сильные и слабые стороны) 3. Интеллект-но – аналитический (ур-нь осознания содержания собств-х мыслит-х пр-сов через самонаблюдение и самоанализ) 4. Целенаправленно – деятельный (симбиоз предыдущих ур-ней с выходом на мотивир-щее поведение через самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение). В. Мерлин считает, что формирование самосознания осущ-ся в 4 этапа : 1. Осознание индивидом отличия себя от остального мира. 2. Осознание «Я» как активного начала субъекта деят-ти. 3. Осознание своих псих-х св-в. 4. Соц-но-нравственная самооценка, самоуважение. Стр-ра (как устойчивая установка индивида по отношению к себе она вкл-т в себя 3 компонента): - когнитивный , отражающий самопознание индивида (самопознание – сложный пр-с изучения индивидом самого себя, в рез-те кот. в его сознании отражается весь континуум собств-х св-в и кач-в); - эмоц-ный , выраж-щий его самоотношение (самооценку); - поведенческий, отражающий саморег-цию ч-ка (саморегуляция – это осозн-ное, сис-но-организ-ное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее хар-к в желаемом напр-нии). Ф-ции: 1. Формирование себя как неповторимой личности (приобретение собств-го образа «Я») 2. Самозащита своего образа « Я » как фактора устойч-ти личности во всех условиях жизнедеят-ти. « Я » - концепция – устойчивая с-ма обобщенного представления индивида о себе, как образ собств-го «Я». Образ « Я » - это целостное представление ч-ка о самом себе (реальное, идеальное, зеркальное, фантастическое).

36. Эмоц-но-волевые пр-сы личности Эмоц. сост-ние – это псих. явления, кот. отражают, в форме переживаний, субъективные отношения (личная значим-ть, оценка внеш. и вн. ситуации) к самому себе и окруж. действ-ти. Причины эмоций: - хар-р наших потреб-тей, - индив. особ-ти ч-ка, - время, - интеллект. Виды: 1. Вн. переживание. 2. Физиолог. антивация. 3. Внеш. поведение. Клас-ция: 1. Аффект (самая короткая, самая сильная, суживает сознание) 2. Собств-но эмоции (более длительны, но менее интенсивны, ситуативны) 3. Чувства (относит-но устойчивы, очень длительны, соц-ны): - интел-ные, - эстет-кие, - нравств-ные 4. Настроение (общее эмоц. состояние; это фон деят-ти ч-ка, не интенсивны, оказывают влияние на эмоции) 5. Страсть (это сплав эмоций, чувств, кот. сконцентрированы на каком-то предмете, явлении). Ф-ции: - сигнальная (Э. сигнализируют об уд-рении потреб-ти или нет); - оценочная (оценить ситуацию, в кот. мы нах-ся. с пом-ю эмоций, мы постигаем свои мотивы); - регулятивная (с пом-ю эмоций мы можем управлять не только внеш. деят-тью, но и вн-ней) Св-ва: 1. Знак (+/-, амбиваленты (удивление)) 2. Интенсивность (сила переживаний) 3. Длит-ть (отражает динамику) 4. Модальность (кач-во эмоций, активов, потреб-тей; вид эмоций). Содержание эмоций затрагивает потреб-ти и мотивы. Личность управляет эмоциями . Воля – 1. Высш. ур-нь произвол. регуляции. Психолог-м фактором, кот., выступает сознат-ная, опосред-ная знаниями ч-ка деят-ть. 2. Это сп-ть ч-ка настойчиво достигать сознат-но поставл. цели, несмотря на наличие внеш-х и вн-х препятствий. Виды: 1. Непроизв-ная рег-ция (необдуманная, непроизв-ная, без содержания) 2. Произв-ная р. (она всегда осознана. Достигается легко, когда нет трудностей) 3. Волевая р . (преодоление трудностей). Ф-ции: 1. Побудительная – побуждает на что либо. 2. Тормозящая – сдерживание нежелател-х проявлений активности. Стр-ра волевого акта : 1. Осознание двух мотивов разной побудит-ной силы. 2. Борьба мотивов (сп-бы: удов-рение мотивов отодвигать на потом, предвосхищение будущего, наделить полож-ми эмоциями меньший мотив, а больший – отриц-ми, больший мотив объединить с чем-то более важным) 3. Акт принятия решений 4. Исполнение принятого решения.

37. Смысловая сфера личности: стр-ра и ф-ции. Мех-мы смыслообразования. Впервые о ней заговорил В. Франкл (затем Братусь).

Мотивационный механизм - безразлично, кто совершил поступок, при каких обстоятельствах и какова объективная оценка этого поступка; определяющую роль играют последствия этого поступка для реализации мотивов. Диспозиционный механизм определяющую роль играет го, кто и по отношению к кому совершил поступок. Атрибутивный механизм - главную роль играет сам поступок вне зависимости от того, кто и по отношению к кому его совершил, а также от последствий этого поступка; высвечивается смысл поступка под углом зрения ценностей. Смысловая сфера личности обуславливает все другие сферы.

Уровни смысловой сферы личности (Братусь)

0 – ситуативный: ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой

1 – эгоцентрический

2- группоцентрический (определяющий смысловой момент – группа либо отождествляемая с собой, либо поставленная выше)

3 – просоциальный(гуманистический): внутренняя смысловая устремлённость человека на создание таких результатов, которые принесут пользу другим.

4- духовный (экзистенциальный): соприсутствует диалог.

Смысловая система личности суть особым образом организованная совокупность смысловых структур и их взаимосвязей, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности индивида (Леонтьев)

Функции смысловой сферы личности:

Создание образа, эскиза будущего, перспективы развития личности, не вытекающей прямо из наличной ситуации. Системы смысловых образований не задают конкретные мотивы, а задают плоскость отношений между ними.

Оценочная и регулятивная.

Любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны её успешности в достижении целей и со стороны её нравственной оценки, подразумевая внеситуативную опору, относительно самостоятельный психологический план, прямо не захваченный ходом событий. Смысловой уровень регуляции не предписывает рецептов поступкам, а даёт общие принципы, которые в разных ситуациях по-разному реализуются.

Смысловые системы несут функцию не отражения, а преображения действительности.

Смысловое образование - это прежде всего активнодейственное образование, имеющее вектор направленности на деятельность и так или иначе проявляющееся в деятельности в ее внешних или внутренних, развернутых или фрагментарных формах.

Три вида смысловых образований:

Смысл образующие мотивы,

Смысловые установки

Непосредственные личностно значимые эмоциональные переживания.

"Это понятие часто встречается у классиков астрологии. Давайте разберём, из чего оно состоит:

1) Солнце, его дом, знак, аспекты - наши интересы, сознательный выбор, свобода делать то, что хочется и нравится, то, что заставляет глаза гореть, зажигает вдохновение, придает уверенности, качает самооценку, помогает почувствовать себя абсолютно счастливым, любимым, востребованным, благодаря чему хочется жить и дарить тепло другим.

  • Знак - интересы;

  • Дом - сфера реализации, где можно стать "звездой";

  • Напряженные аспекты - зуды, нехватка, что дербанит самооценку и заставляет поднимать попу для реализации воли, хотелок, амбиций по знаку;

  • Гармоничные аспекты - врожденные качества/таланты, помогающие реализации солнечного потенциала и воли натива, улучшающие самооценку.
Например, Солнце в Рыбах зажигается от духовных практик, эзотерики, поиска глубинного смысла в повседневности, от доброты к другим людям и идеальных отношений, взаимной любви, как в сказке, когда мечтает, молится, жертвует, путешествует, творит, воображает, отдаёт бесплатно, распространят.

Солнце в Тельце получает удовольствие от жизни, когда чувствует единение с природой, гармонию в отношениях, обустраивает комфорт для себя или близких, вкусно кушает, занимается сексом, шоппингом, огородом, массажем, хэнд-мейдом и так далее.

Но пока вы не скажете человеку или он сам не осознает, что знак и дом солнца это именно то, чем ему стоило бы увлекаться или заниматься всерьёз, он не будет ассоциировать себя с солнцем. А будет ассоциировать себя с:

2) Знак и дом управителя 1 дома - это то, что заставляет нас действовать, мотивирует двигаться вперёд, предпринимать любую активность, то, ради чего мы начинаем тратить энергию, делать.

Например, упр.1 в Овне телится, когда его сравнивают или он сам сравнивает себя с кем то, лазит по группам конкурентов или профайлам бывших партнёров и старается их догнать, обогнать, победить, быть лучше, выше, сильнее, быстрее, когда есть конкуренция и повод завоёвывать новые вершины.

Упр.1 в Деве предпринимает что то, чтобы навести порядок, сделать идеально, как он представляет, проработать ошибки, помочь другим, быть незаменимым и полезным обществу. И так далее.

  • Знак - зачем, почему, ради чего начать;

  • Дом - в каких сферах, обстоятельствах, с помощью чего/кого;

  • Аспекты - что/какие качества помогают или что чешет, мешает, заставляет действовать;
3) Знак, дом, аспекты Луны - наше подсознание, инстинкты, генетика, наследственность, и другие материалы из которых склеена наша психика и базовое восприятие мира.

Это и образ матери, семьи, и способ отдохнуть, расслабиться, подзарядиться энергией, и мотив раздражения, и образование фобий, и врожденные таланты, интуиция, и способы выражения чувств. Это все что происходит подсознательно, неконтролируемо, люди живущие по Луне метеозависимы и прекрасно чувствуют все лунные фазы, плывут по течению, руководствуются эмоциональными порывами.

  • Знак - описание, мотивы, образ, причины, зачем, почему;

  • Дом - где, когда, обстоятельства, ситуации, сферы;

  • Аспекты - способы выражения, как;
4) Знак Асцендента - наша социальная маска, первое впечатление, как мы выглядим со стороны, внешность, моторика, походка, хотя внутренне мы можем быть совершенно другими, но воспринимают из-вне нас именно по асценденту.

Если у вас полностью неустойчивая мутабельная карта, а на асценденте фиксированный знак и фиксированные планеты - Вы будете выглядеть со стороны крайне уверенным в себе, независимым, принципиальным человеком. Именно так будете себя позиционировать сами, хотя при более близком общении окажется, что все же нуждаетесь в социуме, партнере и оценке со стороны.

5) Планеты в 1 доме, знаке, аспектах - так называемые, дары рождения, то есть планеты, получившие от судьбы индульгенцию проявлять себя абсолютно свободно, им открыты все дороги, хочешь - используешь, хочешь - нет, все зависит только от собственной инициативы. Они так же связаны с первым впечатлением и социальной маской.

  • Сами планеты в знаке и их управление - какие сферы можно свободно и самостоятельно по желанию развивать.

  • Аспекты - что происходит с частями внешности, за которые отвечают планеты в 1 в знаке (например, в 1 Уран в Козероге 90 Юпитер = увеличивает рост)
Подробно проанализировав и проинтерпретировав запчасти ядра личности, у вас уже на руках окажется 50% информации о человеке, и, все что ей противоречит в дальнейшем анализе, можно смело вычеркивать, оставляя только соответствующие ядру качества, трактуя личность на его основе.

Комментарии

    Считаем преобладание в ядре личности.

    Ядро состоит из:

    - Солнца = то, что нас увлекает, доставляет радость, предаёт уверенность, энтузиазм и желание жить;

    - Луны = то, каким мы хотим видеть окружающий мир и нашу зону комфорта, с каким миром готовы себя ассоциировать;

    - Асцендента - то, какими нас хотят видеть окружающие, наша социальная маска;

    - Планет 1 дома (управитель и порой со-управитель 1 дома, планеты в 1 доме) = какими мы хотели бы выглядеть в глазах окружающих;

    Преобладающая стихия, зона и/или крест в ядре помогают понять, каким представляет себя человек этому миру, внутри он может быть намного многослойнее, но качества ядра лежат на поверхности и, если он не склонен к самокопанию, то именно с ними и ассоциирует себя в первую очередь, через их призму смотрит на этот мир. Через него же необходимо интерпретировать и все нюансы натальной карты.

    Например, интерпретация аспекта Венера 90 Плутон в карте женщины с преобладанием в ядре огня и в карте женщины с преобладанием в ядре воздуха - это две огромные разницы.

    У первой это умение и желание завоёвывать любовь, тяга к конкуренции в партнёрстве, хищная хватка в отношениях, она даже может казаться опасной окружающим женщинам.

    Вторая, ни в коей мере, не ревнива и не стремится ничего завоёвывать, ей чужда конкуренция, но она не особо дальновидна и потому попадает постоянно в сложные отношения с таким аспектом, ее преследуют ревнивцы и прочие неприятности.

    Чувствуете разницу? Хотя аспект один и тот же.

    Конечно, не буду утверждать, что одним ядром единым можно объяснить все что угодно, всегда есть дополнительные подводные камни, способные исказить даже стандартные интерпретации ядра. Но для беглого анализа карты перепрошивать значения любого положения или аспекта нужно именно через призму ядра, синтезируя все с его качествами.

    Пример с прикреплённой карты:

    6 Воздуха: знак Солнца самого по себе, знак Солнца как планеты в первом доме, знак Венеры как планеты первого дома и еще так же знак Сатурна (в пределах пяти градусов до куспида планета работает на оба дома), знак Асцендента и знак со-управителя включённых в первый дом рыб ретро Юпитера (систему управления использую по ретроградности = ретроградная планета со-управляет минорной обителью, директная только мажорной).

    2 Воды: Меркурий и Марс в первом доме в Рыбах.

    2 Огня: управитель первого Уран в Овне и Луна в Стрельце.

    1 Земля: управитель включённого знака в 1 дом Нептун в Деве.

    Помимо выделенной стихии, можно распределить ядро по качествам .

    Здесь неустойчивость, Ян и рацио. Так же лидирует зона учителя и фиксированность с мутабельностью, что делает человека одновременно гибким, но упёртым.

    Я привожу стандартные значения преобладания стихии в ядре, уверена, у вас найдётся, что добавить.

    В ядре преобладает огонь.
    потребность обращать на себя внимание, перетягивать одеяло, быть замеченным, стремиться в центр;
    демонстративное поведение;
    концентрация на том, что интересно лишь ему, эгоизм, субъективность, единоличие, высокомерие;
    хищная хватка, потребность конкурировать, завоёвывать, храбрость, наглость, дерзость, самоутверждение;
    откровенность, прямолинейность, в худшем случае грубость, резкость и озабоченность;
    скорость, нетерпеливость;
    энергичность, активность, решительность, предприимчивость, инициативность, самостоятельность;
    отличное чувство юмора или пошлость, азарт, авантюризм, игривость, умение создавать праздник;
    тяга к яркому, роскошному или вульгарному;

    В ядре преобладает вода.
    повышенная адаптивность, выживаемость, умение лавировать, гнуться, хитрить, приспосабливаться;
    потребность жалеть, спасать, заботиться, сострадать (как – см. луну), в худшем случае мазохисты, ждуны, терпилы;
    отличные манипуляторы, умеют мягко выманивать своё, им доверяют, в худшем случае пользуются этим и давят на жалость, разводят, притворяются, сплетничают;
    о себе стараются не распространяться, о других знают/чувствуют многое, наблюдательны, въедливы, хорошие психологи;
    есть склонность к зависимости, залипанию, потери себя;

    В ядре преобладает воздух.
    любопытные созерцатели, гибкие коллективисты;
    хотят вечно оставаться молодыми, лёгкими на подъем, подвижными, «в теме»;
    легко входят в контакт и подхватывают, поддерживают, находят тему, с ними интересно поговорить о том, что не здесь и сейчас, а где-то и когда-то;
    часто произносят "мы с тобой...", понимают, что им нужна тоже поддержка, проще вместе и потому могут подстраиваться, уступать;
    легче других переносят трудности и проблемы, легче отпускают: там, где один сошёл бы с ума от психологического перегруза, эти махнут рукой и пойдут дальше;
    романтики, мечтатели, оторванные от реальности бунтари, живущие ожиданием лучшего будущего;
    всё больше в теории, нежели на практике;
    важно, что подумают и скажут другие, хотят всем нравиться, потому могут оправдываться, извиняться, мельтешить, благодарить и устраивать прочие дипломатичные ходы;

    В ядре преобладает земля.
    сухой расчёт, рациональность, практичность, в худшем случае скупость и жестокость, бесчувственность;
    упрямство, устойчивость, бескомпромиссность, упёртость;
    ответственность, трудолюбие, усидчивость, терпеливость, надёжность;
    проблемы с клиент ориентированностью, не умеют почувствовать оппонента, подстроиться, уступить, если совсем нет воды/воздуха в ядре.

Одним из важнейших феноменов, изучаемых в рамках гуманистической психологии является личность, рассматриваемая как продукт развития человеческого в человеке через его опыт. И, в частности, через опыт собственного бытия в разнообразном мире людей, через опыт общения.

Отличие взгляда гуманистической психологии на человека от воззрений других наиболее известных школ психологии, таких как психоанализ и бихевиоризм, заключается в том, что самым важным фактором, образующим личность, является не столько и не только окружающая действительность — среда, но прежде всего сам человек, его внутренние побуждения.

Один из ярких представителей нашей школы — французский психиатр и психолог П.Жане высказал как-то мысль о том, что «психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми». Только в контактах с другими людьми человек может доподлинно узнать самого себя и развить самого себя.

Личность человека можно условно поделить на три основные зоны:

I зона — внутренняя, ядро личности.

Ядро личности — это те врожденные свойства человека, с которыми он вступает в мир. Содержанием этой зоны является феноменом, который можно открыть в себе, но нельзя изменить сознательным усилием. Есть содержание существующее только во внутренней зоне. В этой зоне находятся чувства, ощущения, потребности, воспоминания. Именно эта зона синтезирует потребности, направляет их и мотивирует личность. Внутренняя зона способна реагировать на мир без искажений. Однако полноценный контакт с ней — это редкий случай гармонии у человека.

II зона — средняя, оболочка личности.

Оболочка личности — это те изменяемые качества личности, которыми она приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды, в том числе и социальной среды. Ее основная функция — адаптационная. В этой зоне живут наше восприятие, представления, социальные нормы и те возможности личности, при помощи которых можно достигать опознания и удовлетворения потребностей. В этой же зоне обитают все наши психологические защиты, интерпретации опыта и проекции. Посредством ее мы, защищаясь, бессознательно манипулируем и искажаем мир. В этой же зоне обитают все «не наши» истины, то что мы приняли в себя как феномен окружающей среды — без критической обработки и осознавания, без чувствования, как факт жизни.

Психоанализ занимается именно этой зоной личности. Гуманистическая психология — всеми тремя зонами.

III зона — внешняя, граница личности.

Граница личности — это та часть личности, которой мы вступаем в контакт с окружающим миром, со всем, что не есть Я. В этой зоне обитает наша Персона и те осознаваемые модели поведения, а так же наш Эго-Идеал — такое представление о самом себе, которому хотелось бы соответствовать, кем бы хотелось выглядеть в контактах с миром, с окружающей средой. Эта зона несет нам информацию из реальности. Через нее из социального мира мы принимаем или отказываемся принять ту информацию, которая содержит представления, мнения других людей о нас, их оценки наших поступков, качеств и нашей личности в целом. При помощи этой зоны мы обучаемся, овладеваем навыками и реализуем потребности. Т.е. обмениваемся со средой.

В этой зоне мы — феномены внешнего мира. Хотя и обладаем при этом скрытым большей частью внутренним содержанием. Бихевиоризм занимался только этой зоной. Гуманистическая психология, как я уже сказала выше — занимается всеми тремя зонами личности.

В гуманистической психологии принято не рассматривать человека отдельно от среды. Человек как социальное существо контактирует с другими, находясь в поле своего окружения, своей истории. И сущностью этого поля является целостность отношений личность-среда. Все это вместе и создает то феноменологическое поле, которое является предметом изучения гуманистической психологии. Гуманистическая психология, рассматривая человека, решает такие вопросы: КАК человек воспринимает мир, КАК делает выбор, КАК создает собственный опыт, КАК организует мир и самого себя в нем. Важно, что все это рассматривается не с точки зрения структуры — некоей застывшей композиции свойств личности, а динамично — с точки зрения процесса адаптации к ситуациям и развития личности на основе приобретения нового опыта.

Хотя в гуманистической психологии есть и понятие — замороженная феноменология, т.е. застывшие паттерны поведения, которыми личность реагирует ригидно (негибко) на изменчивую среду, не зависящее от среды однотипное поведение. Проблема замороженной феноменологии — это проблема средней зоны, ее низкой адаптивной способности. Человек с замороженной феноменологией прекратил процесс своего развития, он не обменивается с внешней средой. Между оболочкой и ядром личности отсутствует необходимое для развития взаимодействие и взаимообогащение.

А теперь попытаемся рассмотреть более конкретно на примерах четырех возможных уровней общения то взаимодействие человека с миром, с окружающей социальной средой, которое инициирует процесс развития личности уже взрослого человека.

В зависимости от дистанции, на которой люди общаются друг с другом, принято выделять 4 уровня общения. Хотя деление это условно и принято для удобства понимания. В реальности все четыре уровня общения могут быть смешаны и представлять собой единый феномен.

Уровень 1. Информационно-интеллектуальный.

На этом уровне главными движущими факторами сближения являются интерес и то впечатление, которое люди получают друг от друга.

Здесь мы контактируем границами личностей, нашими Персонами, сознательными моделями поведения. По соционике — это блок Супер-эго: КНС и ролевая функции.

На этом уровне источник нашей активности — жизнь, мир. То, что мы получаем — практический опыт общения со всеми людьми. Мы получаем обратную связь. И реализуем свои самые общие представления о людях и ожидания от мира людей.

Проблемы, возникающие на этом уровне, связаны с тревожностью, возникающей из-за недоверия к миру, полученного в результате детской травмы. Сформированный страх перед миром, искажает представления о мире и лишает возможности обретения нового опыта — человеку хочется сделать свою границу личности непроницаемой для внешних воздействий. К такому же приблизительно эффекту может привести недостаток общения с людьми или миром.

КНС и ролевая работают в этом случае как стражи, не допускающие новый развивающий опыт. И как внутренний ограничитель. А не как защитники от излишней агрессии мира, что происходит в случае благополучного развития и обретения чувства доверия к миру.

Уровень 2. Социальный.

На этом уровне главными движущими факторами выступают потребность во внешней оценке и социальном принятии. Тут же мы и сами выносим оценки окружающим и осуществляем выбор тех социальных контактов, которые наиболее приемлемы. Здесь развиваются такие отношения как партнерство, симпатии, флирт, приятельство, и многие традиционные формы контакта — родственные, религиозные, национальные, корпоративные…

И здесь мы реализуем потребность в принятии со стороны социального окружения. А так же сами строим свое социальное окружение.

С точки зрения психологии тут задействуются средняя и внешняя зона.

С точки зрения соционики — блоки Эго (целевая и творческая функции) и Супер-эго. Они взаимодействуют и помогают этим взаимодействием решать задачу выбора своей социальной среды в условиях изменчивого и разного в этой изменчивости мира. Так же на этом уровне мы продолжаем защищать себя от внешней агрессии. Но делаем это еще и интерпретируя поведение окружающих людей, а так же вынося им личностные оценки.

Проблемы этого уровня общения могут включать в себя проблемы предыдущего уровня и формироваться на их основе — в этом случае человек не переходит к нормальному функционированию блока Эго, постоянно оставаясь в напряженности информационного контакта с миром по Супер-эго, в состоянии постоянного недоверия, распространяющегося уже и на мир социальных связей.

Но так же проблемы могут сформироваться уже только на этом уровне. В числе самых актуальных проблем (а все я не буду рассматривать сейчас — это предмет для отдельного исследования) — недооценка окружающими качеств, значимых для самого человека, приводящая к потере его самоуважения; уничтожающие личность жесткие установки ближайшего социального окружения — что приводит к преобладанию оболочки личности над ее ядром; нехватка идентификаторов, т.е. людей, с которыми чувствуешь себя схожим) — приводит к ощущению изоляции.

КНС и ролевая в этом случае продолжают работать как стражи, а развитие блока Эго подвергается деформации. Человек видит иллюзорно людей, себя и интерпретирует их и свое поведение неверно, манипулирует посредством своих сильных функций. Возникает множество ригидных защит. Дальнейшее сближение с людьми замораживается, пребывая на манипулятивно-информационном уровне.

В случае благополучного развития и прохождения этой фазы развития Эго развивается во взаимодействии с Супер-эго, формируется устойчивое ядро личности и мобильная, гибкая оболочка для адаптации в социальных контактах. Человек подготавливается для перехода к следующему уровню сближения. Он умеет выбирать людей и обмениваться с миром людей качествами — обретать новые для себя, отказываться от старых на основе сознательного выбора собственной личности, ее ядра. И человек умеет выбирать те условия, в которых ему комфортно жить и развиваться. Но это пока выбор Эго и Супер-эго — контролирующих частей личности.

Уровень 3. Психологический.

На этом уровне человек реализует потребность в дружбе, принятии и непринятии. А так же потребность во влюбленности и поверхностных физических контактах — таких как рукопожатие, объятие, прикосновение, танцы и других, включая исследовательские сексуальные эксперименты.

Источником этого уровня общения являются более близкие контакты, связанные со сближением, узнавание друг друга, более ли менее длительными и глубокими отношениями, открытостью, эмоциями и даже чувствами.

И помешать всему этому великолепию человеческого общения могут те проблемы которые накопились за два предыдущих этапа социального развития. Проблемы эти уже окрепли, и превратились во внутренние конфликты. В силу динамичности процесса у человека всего два выбора — деградация в виде укрепления и ужесточения ригидных защит или развитие, связанное с избавлением от ригидных защит.

Внутренняя зона чувств, потребностей и ощущений находится под диктатом средней и внешней зон. И через этот диктат все самое живое в человеке пробивается с огромным трудом или с большим искажением.

Внутренняя зона, представленная блоком Супер-Ид (в соционике — детским блоком: суггестивной и референтной функциями) подавляется. И человек по сути лишается возможности испытывать свои желания напрямую. Желания проходят сквозь сито внутренней и внешней цензуры. (все перипитии этого процесса описать тут нет возможности). Человек приучается удовлетворяться манипулятивным способом. И основные проблемы выглядят как — неумение и невозможность общаться на близкой дистанции; страх отвержения; невозможность адекватно отреагировать негативный опыт; зависимости; неврозы; связи с неподходящими травмирующими партнерами и т.д. Искажается уже не только внешняя реальность, но и внутренняя.

При хорошей работе внутренней зоны человек научается доверять своим побуждениям, у его возникают желания, и энергия для их реализации. Он успешно выбирает подходящего партнера. Умеет и брать и отдавать в отношениях — обменивается и взаимодействует. Внутренняя зона, ядро личности находится во взаимообогащающем взаимодействии со средней зоной, адаптирующейся к изменяющимся условиям. Происходит необходимая интеграция личности, ее гармонизация. И человек становится готов к следующей — последней и самой близкой стадии общения.

Уровень 4. Психофизиологический.

На этом уровне человек реализует потребности в единении, длительной дружбе и любви как длительных развивающих и насыщающих отношениях. Потребности в самораскрытии и доверии конкретному человеку, но и потребность в одиночестве и адаптации к потере отношения или доверия.

На этом уровне человек может наиболее полно реализоваться как человек, т.е. во всем многообразии и глубине своей человечности. На этом этапе человек обретает максимум гармонии и интеграции собственной личности.

Здесь человек лучше и глубже всего познает и себя и другого.

Взаимодействие блоков Эго и Ид дает возможность глубоко чувствовать и ощущать. Познать все трудности и радости любви и секса. И благодаря именно такому глубокому чувствованию человек становится способен познавать мир и себя на совершенно ином качественном уровне.

Ну а проблемы в случае неблагоприятного развития тоже крепнут и становятся совсем невыносимыми в связи со сложностью актуальных задач. Это все многообразие проблем личности, знакомое психологам и психиатрам, да и просто врачам, поскольку возможна психосоматика. Это садистические отношения, отношения слияния, истерии, аногразмия и импотенция, неврозы, психотические и пограничные состояния, амбивалентные чувства, убийства и самоубийства и, увы, многое многое другое… К сожалению, на уровне близких отношений как нигде человек чувствует свою несостоятельность и уязвимость. И в по-настоящему близкие отношения люди вступают не так часто, как может показаться на первый взгляд. Чаще всего развитие отношений и общения заканчивается на социальном уровне. Влюбленность, симпатия как недолгий всплеск с переходом на уровень психологический и далее — спад и функционирование пары в рамках социальных стереотипов. Так люди защищаются от близких отношений, способных обострить внутренние проблемы и подвергнуть деформации внутреннюю зону.

Ну а те, кому повезло или те, кто проработал свои проблемы (везунчиков, попавших в благоприятные для развития условия среды, по статистике около 5%) или решил их, не прибегая к осознаванию (это тоже редко, но возможно), или самостоятельно — те ощущают полноту жизни, полноту своей человечности, единение с людьми и веру в себя.

Позже я собираюсь рассмотреть разнообразие видов или типов любви. Так же с привязкой к зонам личности и соционическим функциям. Тема животрепещущая и, думаю, актуальная для многих.

 

Возможно, будет полезно почитать: