Единожды предавший кто тебе поверит. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Почему потребитель нам поверит

Последние дни в местном информпространстве продолжалось (хотя и без особого энтузиазма) обсуждение отставки главы Счетной палаты Красноярского края Татьяны Давыденко, которую Заксобрание отстранило от должности на прошлой неделе.

И пусть это сейчас не главная тема информационной повестки – и у жителей края, и у его руководства есть дела поважней, – но сам факт того, что кто-то упорно продолжает подливать масло в угасающий огонь, показателен. Он свидетельствует, что вся эта некрасивая кампания с самого начала носит заказной характер и кем-то хорошо проплачена – очень уж стараются очернители Усса.

После душераздирающих видеообращений теперь уже экс-председателя Счетной палаты, наигранного «праведного гнева» московского журналиста, после плохо срежиссированных протестных пикетов и провального сбора подписей за отставку губернатора началась вторая серия марлезонского балета.

Когда прокуратура и депутаты ЗС доходчиво объяснили, с чем связаны прозвучавшие «разоблачения», в интернете на свет божий вылезли «блогеры» второго и третьего эшелонов, о которых раньше никто и знать не знал. Для них что Красноярский край, что Краснодарский – это где-то за МКАД. Но ребятам кинули копеечку – они и несут пургу. Причем все как под копирку повторяют сто раз уже опровергнутые цифры и факты: и об «украденных» 45 миллиардах, и о том, что «треть экономики края» – в тени, и о том, что «честная и неподкупная» разоблачительница коррупционеров невинно пострадала за правду…

Между тем достаточно понимать общие принципы устройства экономики и включить здравый смысл, чтобы увидеть: вся эта игра со слезой, с подтасовкой цифр и фактов (где общая валютная выручка предприятий выдается за «украденные» деньги) – фейк с самого начала. Причем направлен он не только на дискредитацию руководства края, но и на дестабилизацию в нем политической обстановки, давайте называть вещи своими именами.

А то, что это фейк, стало понятно буквально с первых минут программы Караулова. За этим деятелем я давно наблюдаю и давно уже не верю в его пафос, театральные паузы и придыхания, многозначительные повторы одних и тех же фраз, которые лично меня заставляют воспринимать все сказанное с точностью до наоборот.

Жизненный опыт, знаете, ли…

Прийти в эту студию, чтобы «отстаивать правду», – странное решение.

Впрочем, речь не о Караулове. А об этике и порядочности, наказании и справедливости. Я намеренно не затрагиваю юридических аспектов отставки Давыденко – о них скажут наши комментаторы, люди более компетентные, у меня другое в голове не укладывается. Вот ты – высокопоставленный чиновник, ты несешь полную ответственность и за свои слова, и за юридическую чистоту своих действий – и на службе, и за ее пределами… Ну как можно было выходить на трибуну Заксобрания и на телевидение с какими-то обвинениями, делать честные глаза, четко понимая, что у тебя за спиной такой шлейф, мягко говоря, очень запутанных дел и бизнес-разборок с материальными интересами? Пусть не твоих личных (хотя как знать?). Но разве глава Счетной палаты не должна быть кристально чиста и безупречна во всем? В том числе и по линии родственных связей. Если уж ты берешь на себя роль борца за правду, так изволь обличать так, чтобы и комар носа не подточил. Чтобы даже самый злой и ангажированный прокурор не нашел ни одной зацепки, за которую можно к тебе придраться. А там, как я понимаю, не просто зацепки – крючья.

От всей этой истории остался еще вот какой осадок – репутационные потери власти. Люди всегда знали, что Счетная палата – главный контролирующий орган краевых законодателей. Если «кто-то кое-где у нас порой» – она этого не допустит, разоблачит, поймает за руку. Люди привыкли ей безусловно доверять. Но получилось так, что человек, руководящий этим органом, скомпрометировал не только себя, но и своих коллег. О каком тогда доверии к Счетной палате может идти речь? Единожды солгавши, кто тебе поверит? По большому счету за это Татьяну Алексеевну и отправили в отставку.

А что касается нарушений в лесном комплексе края, то они, безусловно, есть. И губернатор, и правоохранительные органы борются и боролись с ними задолго до громких «разоблачений». И эта работа будет продолжаться.

КОММЕНТАРИИ

Сергей ПОПОВ, первый заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края

– Я голосовал за поддержку этого решения (за отставку Татьяны Давыденко. – НКК). Во внимание были приняты доводы прокуратуры, которые однозначно говорят о юридических основаниях для досрочного прекращения полномочий. Это факты, свидетельствующие о злоупотреблении служебным положением в интересах аффилированных лиц в области авиации. И нарушение антикоррупционного законодательства – конфликт интересов. Доводы Татьяны Алексеевны об обратном меня как депутата не убедили.

Что касается прочих аспектов, то этот вопрос нельзя отрывать в целом от психологической и эмоциональной обстановки, которая сложилась в Красноярском крае. Председатель Счетной палаты активно участвует в политической кампании, информационной войне, участвует в интервью, где звучит откровенно недостоверная, лживая информация. Журналист, конечно, может что-то не знать, говорить недостоверные данные ради каких-то интересов и целей. Но председатель Счетной палаты края все это слышит и даже не пытается опровергнуть эти пресловутые 45 миллиардов, которые «украли», хотя это просто выручка. На мой взгляд, с морально-этической точки зрения, в соответствии с кодексом, который разделяют контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, это недопустимое поведение. Это либо непрофессионализм, либо участие в кампании, дискредитирующей Красноярский край.

Сергей КОМАРИЦЫН, политолог

– Татьяна Давыденко понимала, что ей придется уйти с поста председателя Счетной палаты, и как опытная аппаратчица попыталась сделать упреждающий шаг. Но связалась с маргинальными политическими силами в крае (кстати, теми самыми, которые еще недавно тоже требовали разобраться с ее аффилированным бизнесом).

Ее заинтересованность в авиационной отрасли была известна. Бюро журналистских расследований в течение четырех-пяти лет, например, занималось этой темой. Сейчас Татьяна Алексеевна попытается перевести все в политическую плоскость. Якобы это месть за «проверку» Счетной палатой лесной отрасли. В реальности в записках Счетной палаты никаких разоблачений нет. Внутри самой палаты возник конфликт. Большинство аудиторов обвинили Давыденко в том, что она преследует политические интересы, манипулирует цифрами, и высказали ей недоверие. Однако история с Давыденко стала частью целенаправленной информационной кампании, в которой технологично используется эмоциональный фон. Это накладывается на состояние общественного мнения, рост протестных настроений и недовольства властью. Поэтому многими Давыденко воспринимается как жертва, человек, пострадавший за гражданскую позицию. Но это не так. С ситуацией в лесной отрасли, безусловно, надо разбираться. Но это совсем другая история. А у Татьяны Алексеевны оказалось много скелетов в шкафу, поэтому отставка ее закономерна.

Ирина ДАММ, директор центра противодействия коррупции и правовых экспертиз СФУ, завкафедрой деликтологии и криминологии юридического института СФУ, кандидат юридических наук

– В федеральном законе «О противодействии коррупции» закреплено понятие конфликта интересов. И должностные лица обязаны уведомлять о возникновении или даже о возможности возникновения личной заинтересованности, принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Если проверка установит, что депутат, министр или председатель Счетной палаты Российской Федерации или любого субъекта РФ не уведомил о возникновении или о возможности возникновения конфликта интересов, не принял мер по его урегулированию – он будет уволен или освобожден от должности в связи с утратой доверия. Что, собственно, мы и увидели на примере Татьяны Давыденко.

Депутаты Законодательного собрания Красноярского края приняли это решение в полном соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. А общественный резонанс по поводу освобождения от должности председателя Счетной палаты отчасти обусловлен тем, что антикоррупционное законодательство современной России динамично развивается, не все граждане знакомы с тонкостями антикоррупционных стандартов поведения. Замечу, что наказание за несоблюдение этих стандартов может быть очень строгим – вплоть до уголовной ответственности.

На фото: Краевые депутаты подавляющим большинством голосов приняли решение о досрочном освобождении от должности председателя Счетной палаты края Татьяны Давыденко


Недавно мне подарили книгу о современных монастырях и монахах, она называется «Несвятые святые». Книга выставлена на видном месте во всех церковных лавках Костромы: «Обязательно возьмите, отец Георгий, - убеждала меня знакомая на автовокзале, - замечательная книга, очень замечательная, оторваться нельзя!» Жалею, что не взял тогда: судил по одёжке, внешний вид оттолкнул. Изумрудный переплёт, на лужайке – монах в пучке света театральных софитов. «Волшебник изумрудного города, охмуряла», - подумал я. А зря.

«Батюшка, я восемь таких книг купила и подарила знакомым», - говорила другая женщина, глядя на изумрудную книгу у меня на столе. «Понравилась?» - «Очень-очень понравилась! Вот как надо жить, вот с кого пример брать!» Третья рассказала, что вся семья её сестры по вечерам читает вслух книгу архимандрита Тихона (до этого читали Евангелие или, реже, сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова)). «У сестры двое детей, - говорила женщина, - они уже ходят в школу, им книга о.Тихона намного интересней, чем Евангелие. Наша современная действительность, школа жизни. Она – тоже Евангелие, но более конкретное, понятное, живое». И в доказательство прочла мне резюме на обратной стороне переплёта:

«Один подвижник как-то сказал, что всякий православный христианин может поведать своё Евангелие, свою Радостную Весть о встрече с Богом. Конечно, никто не сравнивает такие свидетельства с книгами апостолов, своими глазами видевших Сына Божия, жившего на земле. И всё же мы, хоть и немощные, грешные, но Его ученики, и нет на свете ничего более прекрасного, чем созерцание поразительных действий Промысла Спасителя о нашем мире». Кстати, с этого же резюме книга и начинается.

Книга читается легко, часто, действительно, трудно оторваться. У неё только один существенный недостаток: она – лживая, сергианская. Эдакий социалистический реализм о монахах Русской Православной Церкви Московского Патриархата в конце прошлого ХХ века и сегодня. Всё остальное хорошо.

«Мне не было нужды что-либо придумывать - все, о чем вы здесь прочтете, происходило в жизни. Многие из тех, о ком будет рассказано, живы и поныне». И заканчивает примерно так же:

«Особо хотелось бы попросить прощения у читателей за то, что в книге пришлось говорить и о себе самом. Но без этого документальных рассказов от первого лица не бывает».

Семьдесят лет нам показывали (да и сегодня показывают) документальные фильмы о героическом труде советских людей на фабриках, заводах и на колхозных полях, на строительстве Беломоро-Балтийского канала и московского метро, о нерушимом союзе республик свободных, о бескорыстной братской помощи угнетённым народам Африки, Азии, Латинской Америки. Семьдесят лет мы читали рассказы о В.И. Ленине, о Ф.Э. Дзержинском, о мальчике из Уржума С.М. Кирове: «Володя Ульянов родился в Симбирске, у него были папа и мама, был брат Саша и брат Митя. Потом он женился, жену звали Н.К. Крупская». А о том, что он был людоедом можно умолчать: ведь это не в прямом, а в переносном смысле. И о нашем дорогом Никите Сергеевиче документальные очерки, репортажи и фотографии, и о Леониде Ильиче, и о Михаиле Сергеевиче. Теперь очередь дошла до епископов, архимандритов, иеромонахов. Всё документально: на сцене появляется дочь маршала Жукова, его тёща, кинорежиссёр С.Ф. Бондарчук, скульптор В.М. Клыков. Тоже, надо полагать, «несвятые святые». Архимандрит Тихон (Шевкунов) в этой области профессионал: он окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Не мне, дилетанту, его учить.

Рассказ «Отец Гавриил», стр. 157-185.

«Безраздельным владыкой и хозяином Псково-Печерского монастыря в те годы был наместник архимандрит Гавриил. О его крутом нраве в церковных кругах до сих пор ходят легенды. А ведь прошло больше двадцати лет с тех пор, как он покинул Печоры и стал епископом на Дальнем Востоке».

Глядя на иерархов католической церкви в консервативных регионах Европы – что в Польше, что в немецкой Баварии – иногда сложно отделаться от ощущения, что ты находишься где-то в Смоленской епархии. То же самодовольство, та же нетерпимость к критике, те же безумные наскоки на демократические нормы. Если кто-то думает, что немецкие правоверные отцы серьезно отличаются от епископов православной церкви, он сильно ошибается.

Среди наших советских церковных владык не счесть тупых, жестоких и злобных самодуров, медведей на воеводстве, подбор и расстановка кадров были важными аспектами государственной антирелигиозной политики. Именно таких продвигали вперёд и выше Идеологический отдел ЦК КПСС, КГБ, Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Но епископ Гавриил (Стеблюченко) даже в той компании был из ряда вон выходящим хамом.

«Однажды к мирно стоящей у братского корпуса толпе паломников вдруг подлетел отец Гавриил. Он наорал на несчастных, перепуганных людей и как коршун разогнал всех. Да еще вызвал плотника и велел заколотить дверь в комнату, где отец Иоанн принимал народ.

Несколько дней в Печорах только и говорили о том, что наместник заодно с властями не пускает народ Божий к старцам. Лишь сам отец Иоанн (которому от наместника досталось больше всех) был безмятежен. Да еще и нас успокаивал:

Ничего, ничего! Я делаю свое дело, а отец наместник - своё».

Нет, конечно, не однажды, а постоянно, все долгие тринадцать лет пока был наместником. Не только орал, но и колотил палкой. И учил монахов так же жестоко относиться к паломникам. Чаще не сам бил, рук не марал, не барское это дело, а велел сопровождавшим его монахам или послушникам-полканам. Отец Тихон и сам в том же рассказе говорит, что постоянно. Люди для архимандрита Гавриила – что куклы для Карабаса-Барабаса. Не случайно, думаю, Доктор кукольных наук именовал себя Владыкой.

«Скажем, разгневается наместник на какого-нибудь не понравившегося ему паломника или на глупого дерзкого туриста и закричит, грозно указывая перстом:

Схватить его! Выкинуть вон из монастыря!!! Мы, разумеется, со всех ног кидаемся исполнять приказание. А подбежав к несчастному, шепотом успокаиваем его и мирно препровождаем к воротам.

Наместник все это прекрасно видел и молчаливо одобрял: и послушание исполнили, и с дурацким усердием не переборщили».

Боюсь, у автора не всё в порядке с памятью: очень часто перебарщивали. И на исповеди не каялись: кулаком по шее или пинком под зад – это не хулиганство, но лишь беспрекословное послушание священноначалию. Без навыка абсолютного послушания всегда и во всём невозможно стать монахом. Послушание выше поста и молитвы. Сия есть первая и большая заповедь в любом монастыре, в любой казарме.

«Как-то летом я дежурил на Успенской площади. Наместник в этот час, как обычно, вышел из своего дома, чтобы обойти монастырь. И тут к нему приблизился какой-то незнакомый мне крепкий хлопец. Я услышал, что он просит принять его в обитель.

А ты послушания исполнять готов? - строго спросил наместник.

А как же, батюшка, любое!

Неужели любое? - поинтересовался наместник.

Так точно! Любое! - с жаром отрапортовал хлопец.

В это время через Успенскую площадь ковылял старенький монах отец М.

Ну, если ты и правда готов на любое послушание, то подойди к этому деду и поддай ему так, чтобы он улетел подальше! - велел наместник.

Вмиг хлопец подлетел к старому монаху и отвесил ему такого пинка, что старик рыбкой улетел на несколько шагов».

«Отец наместник с искренним изумлением оглядел хлопца с ног до головы.

Н-да… - протянул он. - Ну ты, брат, и дурак! С этими словами наместник достал из кармана двадцать пять рублей:

Вот тебе на билет. И поезжай-ка ты домой.

А отец М., поклонившись наместнику, снова, прихрамывая, побрел своей дорогой».

Любой человек, приехавший помолиться Богу в Псково-Печерском монастыре, мог рыбкой улететь за ворота. Две женщины из Загорянки, прихожанки церкви с. Жигалово (Щёлково) рассказывали мне, что их «Богородица смирила и не допустила в монастырь». Один хлопец, маляр и садовник, как-то приехал в Москву с огромным синяком и совершенно заплывшим глазом. «Это меня поленом смирили, но я сам виноват, не на ту клумбу высадил». Жаль о.Рафаила (Огородникова) нет, он десятки подобных историй мог рассказать. Надеюсь, его брат Александр помнит.

«На свете есть только один повод, когда послушник может, и не просто может, а должен, оказать неповиновение, говорил отец Иоанн. Это если приказание противоречит евангельским заповедям. Но такого, слава Богу, на моем веку не случалось».

О любви к человеку в Евангелии и в Посланиях, разумеется, нет ни слова. А если есть, то в каких-то притчах. Заповеди о пинках под зад и о поленом по лицу в Евангелии точно нет.

«Дисциплинарное послушание наместнику в монастыре для всех нас было безусловным и само собой разумеющимся. Именно, подчеркну, безусловным, сколь это ни покажется светским людям странным, глупым и нелепым. Даже у людей церковных такое прямолинейное послушание порой вызывает шок, возмущение, потоки гневных обличений. Целые тома исписаны на тему абсурдности и вреда послушания. Это не вина просвещенных авторов подобных сочинений. Просто они не понимают, что в монастырях своя жизнь, подчиненная особым законам. Цель и смысл этих законов далеко не все могут ощутить».

Для меня, представителя белого духовенства, не монаха, одна из главных задач на приходе – научить людей не уподобляться Гавриилу: так относились к зекам вертухаи в концлагерях Совдепии. Для меня, священника, существует только один устав, только одна палата мер и весов, где хранятся эталоны поведения на все без исключения случаи жизни: Книги Священного Писания Нового Завета.

Не смею судить, любил ли Гавриил Бога (в рассказе о.Тихона об этом ничего нет), но ближнего своего он считал хуже мусора. Образцово-показательный продукт тоталитарной советской действительности.

«Или вспомнить, например, самое прискорбное на моей памяти событие в монастыре, когда из обители ушли сразу десять монахов. Они написали патриарху письмо, в котором заявили, что покидают монастырь в знак протеста против грубого, деспотичного поведения наместника, и требовали незамедлительно удалить архимандрита Гавриила из обители. Все эти монахи были в основном замечательные молодые люди. Они поселились в Печорах в домах прихожан и стали ждать ответа на свое послание».

За тринадцать лет, когда Гавриил был наместником, из монастыря ушли не десять монахов, а в несколько раз больше, чаще всего называют цифру 60. Иеромонах Рафаил (Огородников) близкий друг о.Тихона, утверждал, что не более 53-х.

«Вскоре в Печоры прибыла высокая комиссия из Патриархии с указом о снятии архимандрита Гавриила с должности. Престарелый псковский владыка, митрополит Иоанн, созвал монастырский собор. Вся братия собралась в трапезной, и архиерей, приехавший из Москвы, поставил вопрос об отношении к наместнику. Повисло тягостное молчание. И тогда первым слова попросил казначей архимандрит Нафанаил. Он зачитал написанное им обращение к патриарху - с просьбой оставить наместника в обители.

Московский архиерей удивился, но спросил, не хочет ли кто-нибудь еще подписать это послание. Снова повисло молчание. И вдруг с места поднялся самый почитаемый в обители старец, архимандрит Серафим.

Где подписывать? - как всегда кратко спросил он.

Подошел и поставил свою подпись. За ним подписали духовники и остальные монахи. Несколько монахов воздержались».

Указ Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси обсуждению на монастырском соборе не подлежит. Командир роты не может уведомить Верховного Главнокомандующего, что он посоветовался с командирами взводов и они решили не выполнять приказ Верховного.

Отец Рафаил (Огородников) только посмеивался, когда в монастыре «работала» комиссия: «Руки коротки у Святейшего, не достать ему нашего Гаврюшу, Куроедов своего наместника ни за что не сдаст. Весь Совет по делам религий за него горой».

В. Куроедов своего наместника не сдал.

В конце 80-х у Александра Огородникова откуда-то появилась целая пачка машинописных отчётов архимандрита Гавриила о посещавших монастырь иностранцах, они были написаны очень профессионально. Фамилии, имена, профессия, чем интересуется. Кто пытался отстать от группы, посидеть на скамейке, завести разговор с гражданами СССР, раздавать нелегально ввезённую религиозную литературу etc. Доносы эти Александр передал тогда в Keston College. Полагаю, они общедоступны.

«Правда, некоторые ядовито предполагали, что уполномоченный Юдин ездит в монастырь «на ковер», потому как у наместника звание выше. Но это были просто злые языки. Хотя понятно, что в те времена наместники и настоятели не могли не иметь взаимоотношений с представителями государственной власти».

Так работают шулеры и напёрсточники: «звание выше» - одно, «иметь отношения с прдставителями» - совершенно иное. К «злым языкам» нужно причислить о.Рафаила (Огородникова). Кстати, не он ли передал брату Александру доносы наместника?

Из всего, что рассказал о Гаврииле о.Тихон, больше всего мне понравилась история с кадилом. Злые языки хихикали в восьмидесятые, что наместник мог тем тяжеленным кадилом кого-нибудь «нечаянно смирить» во время каждения, но о.Тихон о подобных деяниях молчит.

«У наместника в алтаре было любимое, необычайно красивое кадило, такое огромное, что мы называли его «вавилонской печью». В него вмещалось полведерка пылающих углей. Пользовался этим кадилом отец наместник исключительно сам. Да оно и было таким тяжелым - металл, позолота, камни, цепи, - что только мощный отец Гавриил мог с ним справиться. Иногда, впрочем, под особое настроение отец наместник во время всенощной обращался, например, к отцу Иоанну:

Отец архимандрит, совершите каждение!

Отец Иоанн, которому и поднять-то такое кадило было непросто, смиренно кланялся (это к вопросу о дисциплинарном послушании), брал это кошмарное орудие и начинал кадить. Но очень скоро настолько уставал, что завершал каждение двумя руками, еле держа цепи.

Отца наместника это весьма веселило. А когда кто-то пытался высказать отцу Иоанну свое сочувствие, тот с удивлением говорил:

Что вы так возмущаетесь? Кому же меня и смирять, как не отцу наместнику?»

Пятьдесят лет не перестаю изумляться своеобразнейшему чувству юмора наших внешне таких скучных владык. Отец Иоанн (Крестьянкин) на всех фотографиях светлый, радостный, улыбающийся. Отец наместник неизменно мрачный, суровый, злой. И вдруг: «…отца наместника это весьма веселило». Любопытно, в чём выражалось его веселие? Неужели он умел улыбаться? «Весьма веселило» где-то в алтаре? Во время богослужения? Шутник стоял у Престола, перед ним – икона Спасителя. А все остальные монахи, стоявшие в алтаре, тоже «весьма веселились»? «Кто-то, - говорит о.Тихон, - пытался выразить о.Иоанну сочувствие». А отцу наместнику своё негодование ни один из тамошних несвятых святых не посмел выразить. В моей системе ценностей такие весельчаки и молчальники достойны только презрения, там уж они архимандриты, игумены или ещё кто… Но продолжим рассказ о кадиле.

«И вот питерский дьякон предстал в алтаре, вознося перед отцом наместником пылающую углями и дымящуюся благородным фимиамом драгоценную кадильницу. И торжественно произнес положенное:

Благослови, владыко, кадило!

Наместник по привычке занес было руку для благословения и… замер! Он просто не поверил своим глазам! Осознав, наконец, что его любимое кадило посмел взять какой-то питерский дьяконишка, отец наместник тихим, леденящим кровь шепотом произнес:

Тебе кто это дал?!

Дьякон замер с вознесенным кадилом. Лишь рука его затряслась так, что на весь алтарь раздался зловещий звон драгоценных цепей.

Брось его сейчас же! - повелел наместник. Академист совсем окоченел от ужаса.

Брось, кому говорят! - снова скомандовал наместник.

В алтаре на полу были расстелены ворсистые ковры. Кадило пылало добрым ведерком углей. Академист впал в предобморочное состояние. Было очевидно, что в Ленинградской духовной академии они такого не проходили. Отец наместник, не сводя с него глаз, поманил пальцем старого иеродьякона Антония и коротко скомандовал ему:

Забери у него кадило!

Антоний выхватил кадило из руки питерца.

Брось его, - велел наместник.

Ни секунды не раздумывая, Антоний разжал пальцы, и кадило с печальным звоном обрушилось на ковер. Пылающие угли тут же рассыпались, ковер заполыхал. Стоящие вокруг бросились ладонями тушить огонь, ползая на коленях у ног наместника. А тот, в дыму и пламени, сверху величественно взирал на эту картину.

Вот как надо исполнять послушание! - заключил наместник.

И, оборотившись к питерскому дьякону, бросил:

А ты - вон из алтаря!

«И в чем здесь смысл? - спросят у меня. - Разве это не пример самого настоящего мракобесия, самодурства и деспотии? Разве о таком послушании говорили святые отцы?»

А мне и возразить-то нечего… Кроме разве того, что мы, монахи, и вправду какие-то ненормальные люди, если воспринимаем подобного рода вещи в целом как должное».

Прошу всех читателей одного миллиона ста тысяч экземпляров задуматься, какая служба совершается, в начале какого богослужения дьякон просит благословить кадило. И вновь обращаюсь к своей палате мер и весов. Я полагаю, что митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископ Ермоген (Голубев), священник Анатолий Жураковский не стали бы ползать на коленях у ног наместника, они бы вышли из алтаря, ибо слова, которые священник говорит во время Божественной Литургии, для них не были пустым звуком. Если о.Тихон прав, если человеку неизбежно приходится выбирать между таким монашеством и христианством, я выбираю христианство. Сын Человеческий никогда не взирал величественно на ползающих перед Ним на коленях. Наместник – не христианин, и все, кто молчал, кто боялся обличить мерзавца, кто побоялся сказать вслух здесь, в алтаре, что отказывается сослужить ему, должны быть запрещены в священнослужении впредь до раскаяния, ибо они убоялись человека паче, нежели Бога, служили наместнику, начальнику, а не Богу.

Я категорически отвергаю такое «послушание» и такое «смирение», к которому на всех шестистах страницах призывает христиан о.Тихон. Я не нахожу примеров такого «смирения» в Евангелии, я вижу его только в восточных деспотиях да в сталинском СССР.

Первоверховный апостол Петр постоянно возражал Христу, спорил с Ним, хотя каждый раз убеждался в правоте Учителя, а потом опять спорил. И Господь лишь однажды смирил его, но не поленом по лицу и не коленом под зад, а только Своим словом:

«Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16:23)

Самые близкие, самые симпатичные мне люди в книге о.Тихона – старец Иоанн (Крестьянкин) и «великий наместник» Алипий в принципиальных случаях отнюдь не проявляли безоговорочное послушание и не смирялись безрассудно ни перед гражданской властью, ни перед «священноначалием». Примеры этого есть и в рассказах о.Тихона. В жизни их было значительно больше.

Задуматься о границах «смирения» мне пришлось уже с первых дней священства.

«Перед малым входом в алтаре столпилось человек пятнадцать. Протодиакон Георгий дергает меня за рукав: "О.Георгий, выходим на середину, подходим к кафедре, Вы становитесь на край ковра прямо напротив архиерея, к нему лицом и сразу - земной поклон". - "Так земные отменены до Троицы, мы Богу так не кланяемся в эти дни". -"Ничего, для смирения, а Господь простит. Владыка тоже". Уже подошли к кафедре, полемизировать поздно. Делаю глубокое метание, но в лицо негромкая четкая команда: "Земные поклоны", а сзади тоже очень четкая невербальная - мануальная команда, кто-то в загорбок кулаком подталкивает: не сбивай ритм Богослужения, о.Настоятель. "...награждается наперсным крестом". Потом о заслугах и высокой награде подробно говорилось в проповеди с амвона, потом в церковном доме поднимались тосты за праздничным столом. Порядок тостов на приходах Вологодской епархии тоже регламентировался специальным циркуляром Его Высокопреосвященства.

Полные глубочайшего смысла слова "для смирения" превратились в Московской Патриархии в универсальное орудие борьбы и побед. Хорошо бы ввести в чин Торжества Православия еще один член: "О приемлющих всуе дивные слова, краеугольные камни православного делания".

Приемные экзамены на заочное отделение Московской духовной семинарии. Оценки никому не сообщают, критерии отбора никому не ведомы. Во время обеда в столовую приходит помощник инспектора и зачитывает список принятых. "Остальные после обеда едут домой, на приход". "Отец Инспектор, а почему я..." - "Для смирения." - "А меня..." - "Для смирения." "Благословите обратиться к Владыке Ректору." - "Нет... для..."

Окончивших семинарию зачисляют в академию только по оценкам в аттестате: первым закончил - первым бесспорно зачислен. Правило простейшее, никаких перетолкований не допускает. Два года, в 1984 и в 1985, я подавал прошения и два года получал отказ "в связи с конкурсом". Вместе со мною поступил в МДС в 1980 г., но окончил ее на год раньше первым учеником выпуска 1983 г. о. Александр Геронимус, священник нашей же Курской епархии из Старого Оскола. Тишайший, воплощенное смирение, громкого слова при священноначалии не скажет, не то что собрата - мухи не обидит. Он, насколько я знаю, три года писал тогда же такие же прошения, потом, кажется, надоело.

Первый класс семинарии, мне возвращают после проверки курсовое сочинение. Это обычная ученическая тетрадка в клеточку, на последней странице оценка "4". Во всей тетради ни одного замечания, ни одной пометки на полях, ни одного исправления фактической, орфографической или стилистической ошибки. Рецензии нет. Вполне вероятно, что преподаватель просто открыл тетрадь в конце и оценил работу по объему. У меня к тому дню 22-летний стаж работы в институте, через мои руки прошли сотни курсовых работ, десятки дипломов, несколько диссертаций и учебников для вузов. Обращаюсь к о. Инспектору. Он, не заглядывая в тетрадь, даже не поднимая глаза на вопрошающего, не заботясь о четкой артикуляции, произносит магическую формулу. Тогда бы уж двойку? КПД был бы выше. Смирять - так дрыном. Идеал воспитания - бессловесие. Пик торжества сергианского "смирения" - Поместный собор в июне 1990 г. Все делегаты Собора - епископы, священники, миряне - знали, что его председатель, Местоблюститель Патриаршего престола, тогдашний митрополит Киевский и Галицкий Филарет, - чудовищное воплощение человеческих пороков, о чем совершенно откровенно писали центральные газеты и журналы. Но ни один делегат Собора не встал и не заявил, что Филарет не может не только председательствовать на Соборе, быть одним из главных претендентов на Патриарший престол, но даже присутствовать в этом высоком собрании. Ни один не обличил и членов Священного Синода за то, что в день смерти патриарха Пимена они большинством голосов избрали Местоблюстителем Филарета. И сегодня вся Московская Патриархия молчит, когда Филарет лишен сана, когда он - заурядный самозванец, "вор", как испокон веков именовались самозванцы на Руси, молчит о том, что все усердно продвигавшие Филарета в патриархи архиереи по-прежнему, как и 5 лет назад, члены Священного Синода.

У каждого свое послушание и свой тип смирения. Живут в коммунальных или однокомнатных малогабаритных квартирах, а иногда и на коечке в общежитии милые Леночки, Юлечки, Танечки, Манечки. Ходят по улицам пешком или ездят в "общественном транспорте". Потом испытывают высокий духовный порыв и принимают решение порвать с этим безумным суетным миром, посвятить всю свою жизнь служению Богу и ближнему, дают обеты безбрачия, послушания, бедности. Самые лучшие, самые верные клятве становятся матушками-игуменьями. Теперь никто никогда не встретит вчерашнюю Юленьку или Катеньку в троллейбусе или автобусе, она умерла не только для мира, но и для трамвая. Если она, смиренно опустив глаза, идет к елеопомазанию или желает приложиться к чудотворной иконе, ни одного "профана" несколько минут к той иконе не подпустят, с двух сторон будут усердно стекло протирать. Не приведи Господь какой-то раззяве на ковровую дорожку, по которой епископ или матушка шествовать изволит, ненароком наступить. Хоть на секундочку, хоть на самый краешек. Каждого посетителя, если не из богатых и не чиновных, матушка непременно выдержит часик в передней. Для вящего смирения, не потому, что чем-то занята.

Его Святейшество ездит в пуленепробиваемом правительственном лимузине исключительно из смирения. На таком же лимузине он прибыл в Елоховский Собор на перенесение мощей убогого монаха Серафима, а потом на бешеной скорости убыл в Саров» («Записки сельского священника» сс. 115-118)

74-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.

В оригинале: Единожды солгавши, кто тебе поверит?

Иносказательно: комментарий к словам, уверениям, обещаниям человека, про которого достоверно известно, что однажды он кого-то обманул, подвел и пр. А обманувший однажды может сделать это и еше раз.

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения

Из романа «Земля людей» (1939) французского писателя и военного летчика Антуана де Сент-Экзюпери (1900- 1944).

Цитируется как напоминание о ценности общения с близкими по духу, интересными людьми, которая в полной мере познается обычно с опозданием.

Еже писах, писах

С латинского: Quod scripsi, scripsi [квод скрипси, скрипси].

Из Библии (старославянский текст).

В Евангелии от Иоанна (гл. 19, ст. 19, 21-22) сказано, что на кресте, на котором был распят Иисус Христос, римский наместник в Иудее Понтий Пилат сделал надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Первосвященники иудейские возмутились столь «легкомысленным» обращением с именем царя иудейского и попросили исправить написанное, сказали Пилату: «не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». Пилат отвечал: чту я написал, то написал» (на старославянском языке: «Еже писах, писах»).

Иносказательно о нежелании (невозможности) изменить написанное (сделанное) - что написано, то написано, и никаких изменений уже не будет. Петр Вяземский (Автобиографическое введение // Соч. Т. 1. М., 1878): «Литературная жизнь писателя есть также своего рода жизнь человека. «Еже писах, писах»: что прожил, то прожил».

Езда в незнаемое

Из стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).

Иносказательно: 1. О поэтическом творчестве, об открытиях поэта в сфере человеческих чувств. 2. О некоем новом, рискованном, с неизвестными последствиями предприятии, начинании (ирон.).

Елисейские поля

Из античной мифологии. Елисейские поля (рим. - Элизиум) - синоним христианского рая, той части загробного мира, где пребывают герои, чистые души, праведники, в то время как в Аиде (синоним христианского ада) терпят вечные муки преступники, злодеи и т. д. Древние греки располагали Елисейские поля или на «островах блаженных», или на некой прекрасной долине на берегу океана.

Где пробегают светло беспечальные дни человека:

Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает;

Где сладкошумно летающий веет Зефир Океаном,

С легкой прохладой туда посылаемый людям блаженным.

Елисейские Поля также название главной улицы Парижа. Аналог выражений «загробная жизнь», «тот свет», «царство небесное».

Отсюда же популярное в прошлые века поэтическое иносказание «отправиться в Елисейские поля», то есть скончаться, умереть.

Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать

С французского: Si Dieu n "existaitpas, ilfaudrait I"inventer.

Анонимный автор «Книги о трех лжецах» (1768) в своем произведении подверг жестокой критике и развенчанию три основные мировые религии. Вольтер хотя и был настроен против церкви, тем не менее, будучи деистом, самого существования Бога публично не отрицал. И не делал этого из сугубо рациональных соображений, полагая, что религиозность без фанатизма объективно необходима непросвещенному народу как род моральной узды. Поэтому он отозвался об этом резко атеистическом произведении очень критически: назвал его «плоским» (письмо к Анри Риё от 9 мая 1769 г.) и «исполненном грубого атеизма без мысли и философии» («Заметка», 1771).

Своим стихотворным «Посланием к автору книги о трех самозванцах» Вольтер очень гордился: «Я редко бываю доволен своими стихами, но признаюсь, что к этому я испытываю отцовскую нежность» (из письма Сорену от 10 ноября 1770 г.). 22-й стих этого «Послания» и стал знаменитой крылатой фразой.

Обычно служит основой для образования однотипных фраз, когда говорящий хочет выразить свое удовлетворение по поводу каких-то обстоятельств (явления, человека и т. д.), наличие которых ему очень выгодно (шутл.).

Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...

Из пьесы «Женитьба» Н. В. Гоголя (1809-1852), слова невесты Агафьи Тихоновны: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанное, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась. А теперь - поди подумай!»

Цитируется как иронический комментарий к чьим-либо капризам, нереальным желаниям, неясным мечтаниям и т. д.

Если бы директором был я

Название специальной рубрики, которая в марте 1974 г. была открыта в «Литературной газете». В этой рубрике публиковались предложения читателей по усовершенствованию работы различных учреждений, службы быта и т. д.; о более разумном управлении как в социально-экономической сфере государства, так и во всем народном хозяйстве.

Обычно это выражение предваряет конкретные меры, идеи по наилучшему обустройству чего-либо, сторонником (автором) которых является говорящий (шутл.).

Если бы молодость знала, если бы старость могла

С французского: Si jeunesse savait, si vieillesse pouvait.

Из эпиграммы (№ 191) французского писателя и филолога-полиглота Анри Этьена (1531 - 1598), которая была опубликована в его сборнике «Первые шаги» («Les Premices», 1594).

Иносказательно: сожаление о невозможности совместить энергию молодых и опыт пожилых, о пренебрежительном отношении молодежи к советам старших. Известна стихотворная версия этого выражения, принадлежащая дагестанскому поэту Расулу Гамзатову (р. 1923);

Ах, если б нам, как юным, мочь,

Ах, если б им, как старым, знать.

Единожды солгавший, кто тебе поверит?
74-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.
В оригинале: Единожды солгавши, кто тебе поверит?
Иносказательно: комментарий к словам, уверениям, обещаниям человека, про которого достоверно известно, что однажды он кого-то обманул, подвел и пр. А обманувший однажды может сделать это и еше раз.

  • - ...
  • - Кто бабе поверит, трех дней не проживет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Полушутливая попытка успокоить ребёнка...

    Словарь народной фразеологии

  • - См. раз навсегда...

    История слов

  • - нареч...

    Орфографический словарь русского языка

  • - не...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ЕДИ́НОЖДЫ, нареч. . Один раз. Е. в жизни...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ЕДИ́НОЖДЫ, нареч. ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - еди́ножды I нареч. качеств.-количеств. 1. Один раз. 2. Взяв один раз. II нареч. обстоят...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - не еди́ножды нареч. качеств.-количеств...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ед"...
  • - не ед"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  =  нареч. - однажды.         ...

    Словарь церковнославянского языка

  • - См. БОЖБА - КЛЯТВА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 36 бортанувший впаривший втерший очки выдумавший заправивший арапа извернувшийся извративший факты изобретший кинувший дезу набрехавший ...

    Словарь синонимов

"Единожды солгавший, кто тебе поверит?" в книгах

Не единожды солгавший: Открытое письмо в канадскую газету «Глоуб энд Мэйл»

Из книги В круге последнем автора Решетовская Наталья Алексеевна

Не единожды солгавший: Открытое письмо в канадскую газету «Глоуб энд Мэйл» В последнее время Ваша газета уделяет много места материалам об Александре Солженицыне.Мне, советскому писателю, также хотелось бы высказать на страницах «Глоуб» свое мнение по поводу этой

«Кто к знамени присягал единожды…»

Из книги У стен столицы автора Кувшинов Семен Филиппович

«Кто к знамени присягал единожды…» Выведенная с фронта бригада была расквартирована под Клином, в селе Селинском. Сюда к воинам прибыл командующий 1-й ударной армией генерал-лейтенант В. И. Кузнецов.Морозное январское утро. На плотно утоптанной площадке стоят в две

«Никто уже не поверит ни единому вашему слову…»

Из книги Литературный гид: 1968 автора Магид Сергей

«Никто уже не поверит ни единому вашему слову…» Никто уже не поверит ни единому вашему слову, первобытный звук ворочается в ваших дырах, сползает по скользкой наклонной в выгребную яму и там, в

ЕДИНОЖДЫ УБИВШИ...

Из книги Краткий курс сталинизма автора Борев Юрий Борисович

ЕДИНОЖДЫ УБИВШИ... В 37-м году один из деятелей спросил Сталина:? Не слишком ли круто мы ведем репрессии?Сталин ответил неожиданно:- Теперь вы говорите о репрессиях. А что же вы молчали, когда мы проводили коллективизацию, во время которой было репрессировано и погибло два

Глава 1 «Было время (поверит ли кто сему)…»

Из книги Военный Петербург эпохи Николая I автора Малышев Станислав Анатольевич

Глава 1 «Было время (поверит ли кто сему)…» Главное и, если назвать вещи своими именами, преступное деяние Александра Благословенного - мятеж в декабре 1825 года. Конечно, ничего подобного он не хотел, и ход событий не режиссировал, но его отстраненность от дел управления,

Единожды солгавший, кто тебе поверит?

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Единожды солгавший, кто тебе поверит? 74-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.В оригинале: Единожды солгавши, кто тебе поверит?Иносказательно: комментарий к словам, уверениям, обещаниям человека, про которого достоверно известно,

Почему потребитель нам поверит?

Из книги Анатомия бренда автора Перция Валентин

Почему потребитель нам поверит? На каждом этапе процесса мы по косточкам определяли абсолютно все, что касается бренда. Теперь для вас не составит труда выбрать из огромного перечня наших атрибутов, преимуществ и ценностей именно те, которые убедят потребителей в том,

СОЛГАВ ОДНАЖДЫ, КТО ТЕБЕ ПОВЕРИТ?

Из книги Почему мужчины врут, а женщины ревут автора Пиз Алан

СОЛГАВ ОДНАЖДЫ, КТО ТЕБЕ ПОВЕРИТ? Если вы считаете, что человек вам лжет, ведите себя так, словно вы верите каждому его слову, и тогда он обязательно выдаст себя, поскольку станет излишне уверенным в себе. Попросите лжеца повторить все снова. Хорошие лжецы заранее

Из книги Хочу быть стервой! Пособие для настоящих женщин автора Аргов Шерри

Считайте себя подарком судьбы, и тогда он вам поверит Сексуальная привлекательность на 50 процентов состоит из того, что у вас действительно есть, и на 50 процентов из того, что у вас есть, по мнению других людей. Софи

Единожды солгав

Из книги Антикультурная революция в России автора Ямщиков Савва Васильевич

Единожды солгав Свобода слова, о которой мы все мечтали и которой упивались на кухонных посиделках в так называемую тоталитарную эпоху, обрушилась на Россию стихийно и нежданно, будто майский снег на расцветшие фруктовые сады. И сразу стало ясно, что сама по себе свобода

Эль Мюрид -- Единожды предав...

Из книги Газета Завтра 928 (35 2011) автора Завтра Газета

Эль Мюрид -- Единожды предав... Когда я пишу эти строки, натовские интервенты перебрасывают свои ударные соединения из Триполи в район Сирта и Бреги. На смену им идут каратели. Сегодня ночью в Триполи будет резня. Она уже началась - но, судя по прибывающим партиям исламских

Юрий Павлов ЕДИНОЖДЫ ПРИСЯГНУВШИЙ

Из книги Газета Завтра 832 (44 2009) автора Завтра Газета

Юрий Павлов ЕДИНОЖДЫ ПРИСЯГНУВШИЙ Статья Сергея Куняева "Трагедия стихии и стихия трагедии" ("Литературная учёба", 1982, № 1) о поэме С. Есенина "Пугачёв" – первая серьёзная публикация литературоведа. Закономерно, что именно эта статья открывает его книгу "Жертвенная чаша"

Вадим Кожинов ЕДИНОЖДЫ СОЛГАВ...

Из книги Газета Завтра 357 (40 2000) автора Завтра Газета

Вадим Кожинов ЕДИНОЖДЫ СОЛГАВ... ЕДВА ЛИ МОЖНО ОСПОРИТЬ следующий тезис: чем шире свобода слова, тем более высокой должна быть ответственность авторов за свое слово как об истории, так и о современности. А между тем изо дня в день приходится читать совершенно

3. Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, 4. и да даст тебе благословение Авраама (отца моего), тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

3. Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, 4. и да даст тебе благословение Авраама (отца моего), тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал

Заканчивать я собирался не единожды

Из книги Как уничтожили «Торпедо». История предательства автора Тимошкин Иван

Заканчивать я собирался не единожды В Воронеже дела у меня не заладились ни в игре, ни в вещах, совершенно от нее далеких. Дело в том, что в качестве гонорара за выступления в команде мне дали машину. Оказалось, вне очереди. Причем получил я ее, сам того не ведая, вместо

 

Возможно, будет полезно почитать: