Рекомендации психологической готовности детей школе. Психологическая готовность детей к обучению в школе (курсовая работа). Формирование личностной готовности

Главная > Документ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе? Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обу- чению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах - родители, воспитатели детского сада и учителя, школа? Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе си-лами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помо-гают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учре-ждение - ни детский сад, ни начальная школа - не могут полно-стью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном уч-реждении детям прививают многие полезные навыки, учат ри-сованию, счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает от-носиться к ним пренебрежительно, не стремится работать луч-ше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника при-даёт особое значение всем достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении лю-бого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и спо-собствует близости родителей и детей. Правила создания позитивной обстановки в обучении:

    Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно
    участвуют родители.

    Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый
    день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

Необходимо учитывать принцип «от простого к сложно-му», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвеча-ет неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изме-няя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распо-знавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».

    Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одоб- ряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (по-каз, объяснение), то было бы ещё лучше».

    Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что заня-тия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому иг-райте с малышом, например, во время приготовления ужина
    на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге
    в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города» и др.).

    Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому
    не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует,
    то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу
    не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое обще-ние должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого.
    В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения
    и развития.

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всесторон-нее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной под-готовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в се-мье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня. Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помо-щью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6-7 лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни стра-ны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формиру-ется столь необходимая первокласснику интеллектуальная ак-тивность, рождается радость познания. Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ре-бёнка верными, яркими образами окружающей действительно-сти, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В про-цессе наблюдения и отчёта о наблюдениях развивается речь детей. Как организовать подготовку ребенка к школе? Подготовку к школе нужно организовать как непродолжи-тельные приятные для ребёнка занятия. ^ Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение - всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродол-жительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы. ^ Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ре-бёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, по-ставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Ис-кусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ре-бёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя кото-рые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего - это ошибки взрослого (неправильное объ-яснение материала). ^Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть. ^ Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось. ^ Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощ-ряйте поиск решения. ^ Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. За-давайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном. ^ Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение. ^ Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий. ^ Развивайте образные представления ребёнка. Этому спо-собствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок. ^ Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще иг-рать с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, пла-вать и т. п. ^ Следует увеличить объём даваемых ребёнку пропедевти-ческих, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выпол-нения каких-либо действий. ^ Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном воз-расте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их. ""Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизы-вание бус. ^Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей. ^ Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача). Как научить ребенка читать, считать, писать? Любое обучение начинается с наблюдения и пробуждения интереса к данному виду деятельности. Движущая сила разви-тия и обучения детей - их желание быть похожими на взрослых. Когда ребёнку читают книги, он слушает и рассматривает кар-тинки. Но наступит момент, когда начнёт самостоятельно перелис-тывать любимую книгу, по памяти сопровождать иллюстрации проговариванием текста. Тогда он объявляет всем, что «читает». Родители могут использовать появившееся желание. Делает-ся это так. Сначала ребёнок вместе со взрослым рассматривает крупные буквы и называет звуки, которые они обозначают. Не надо объяснять детям, что их учат читать, иначе некоторые, особенно упрямые, сразу же станут сопротивляться. Затем вме-сте можете нарисовать буквы и раскрасить их (изображайте только печатные буквы). Это уже обучение письму. Про бук-вы можно сочинять истории, одушевлять их. А потом буквы «подружатся», например: М-И; М-А; М-У... Так происходит чтение согласной буквы с различными гласными. Ребенок нау-чился читать по слогам! Не торопите ребёнка, продолжайте чи-тать ему книжки с яркими картинками и крупными буквами. Старайтесь сопровождать текст пальцевым слежением, то есть проводите своим пальцем по читаемым строчкам. Это ускорит процесс обучения. Здесь необходимо отметить, что оптимальный возраст нача-ла обучения зависит от индивидуальности ребёнка. Если малыш познал приёмы чтения, но не желает упражняться в этом, пред-ложите ему игру «Записки с секретом», где печатными буквами взрослый, а затем и сам ребенок, указывает нахождение чего-то интересного. Например: «КОНФЕТА В ВАЗЕ НА СТОЛЕ». Счёту надо обучать тоже постепенно. Но, называя цифру, обязательно соотносите её с количеством предметов. Иначе у малыша нарушается развитие понятия «число». Проговаривание цифр скороговоркой не является показателем развития у ре-бёнка математических умений. В быту, в домашних условиях малыш закрепляет счёт, помогая накрывать на стол. Пусть ребё-нок считает игрушки, этажи, подъезды. Иногда нужно создавать условия решения задач («Нас трое, а две ложки. Сколько не хва-тает?»). Тогда счёт станет для него привычным и понятным. Начиная писать или рисовать цифры и буквы, ребёнок может изображать их «зеркально». Не удивляйтесь. Перевёрнутые цифры, буквы сравнивайте с образцами, и у дошкольника по-степенно это пройдёт. Когда ребёнок рисует, пишет левой рукой, понаблюдайте за ним. Если, играя, одеваясь, он действует активнее левой ру-кой, то, скорее всего, писать этой рукой ему будет удобнее, чем правой. Никогда не заставляйте использовать правую руку. Этим можете нанести большой вред психике малыша. При воз-никновении сомнений проконсультируйтесь у специалистов (психологов, психоневрологов). Чем ещё можно помочь ребёнку, чтобы облегчить его вхож-дение в новую жизнь? Используйте те игровые приёмы и уп-ражнения, которые доступны и интересны ребёнку, которые разносторонне подготовят интеллектуальные психические про-цессы к предстоящей школьной нагрузке.

Надо ли учить ребенка писать письменными буквами?

Нет, ни в коем случае. У ребёнка ещё слабая рука, плохо развита мелкая мускулатура. Лучше помогите ему овладеть «ручной умелостью». И для этого совсем не обязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, по-могает перебирать крупу, вышивает, вяжет - это и есть подго-товка руки к письму. А уже незадолго до учёбы попробуйте по-играть в школу. «Будем писать диктант, только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Будь внимателен, не пропусти ничего: проведи линию по двум кле-точкам вправо, потом по двум клеточкам вниз, затем две кле-точки вправо, две клеточки вверх» и т. д. Это полезно не только для рук, но и для умения точно выполнять задание взрослого. Начать раскрашивать картинки, аккуратно штрихуя поле, можно значительно раньше. Но не давайте ребёнку сразу боль-шую картинку. Начните с раскрашивания, например, воздушно-го шарика. И покажите, как это нужно правильно делать, обра-тите внимание малыша, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не заходил за контур. Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предме-ты, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука, она ста-нет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьётся зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко овладеет ваш ребёнок письмом в 1 классе. Надо ли играть с ребенком старшего дошкольного возраста? Те родители, которые думают, что чем ближе ребёнок к шко-ле, тем меньше он должен играть, совершают большую ошибку. Психологи и педагоги обеспокоены не тем, что дошкольники много играют, а тем, что они переходят из сада в школу «не наи-гравшись», что игры детей 5-6 лет примитивны и неинтересны. Почему же так важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе? В игре дети:

    учатся применять имеющиеся у них знания;

    ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;

    получают богатый чувственный опыт, прежде всего ка-сающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окру-жающих их. В игре развиваются все психические процессы -
    внимание, память, мышление, речь и, что особенно существен-
    но, воображение.

Взрослым важно руководить игровой деятельностью ребён-ка. Во-первых, для того, чтобы игра была более целенаправлен-ной, интересной и развивающей. Во-вторых, игра требует парт-нёров, а заинтересованный взрослый - хороший игровой парт-нёр. В-третьих, игра - своеобразное общение, а участие в нём родителей доставляет ребёнку большую радость. Наиболее полезны для подготовки детей к школе игры, ко- торые:

    формируют внимание, память, сосредоточенность («Кто
    ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки
    не хватает?», «Сделай так же»);

развивают детские представления о качествах и свойствах
предметов («Что из чего сделано», «Магазин "Ткани"», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет» (по цвету, величине, форме); развивают логическое мышление («Что сначала, что по-том», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание сти-хов»). Несколько советов, как организовать игру:

    Никогда не отказывайтесь поиграть с ребёнком, даже если
    вам некогда. Обязательно находите (лучше заранее) время для
    совместной игры.

    Подбирайте игры не слишком трудные, но и не слишком
    лёгкие, так как интерес падает в том и в другом случае.

    Подробно объясняйте правила игры. Будьте объективны
    в оценке игрового результата. Поддерживайте ребёнка, если иг-
    ра «не клеится», хвалите за честное стремление к победе.

    Придумывайте новые игры вместе с ребёнком. Дайте ему
    возможность самому придумывать разные варианты одной игры.

    Занимаясь дома с ребёнком, почаще берите себе роль уче-
    ника, а не учителя. Превратитесь в совсем глупенького, непони-
    мающего первоклашку и задавайте ребёнку различные вопросы
    («Почему?», «Зачем?»).

Что делать при отсутствии у ребенка интереса к чтению Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтере-сованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них: 1) Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей от-ношение к чтению как к удовольствию. 2) Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием:
цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитан-ным и т. п. 3)Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, да-рите их сами и получайте в качестве подарков.

    Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в биб-лиотеке, книжном магазине и т. п.).

    На видном месте дома повесьте список, где будет отражен
    прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой
    срок).

    Выделите дома специальное место для чтения (укромный
    уголок с полками и т. п.).

    В доме должна быть детская библиотечка.

    Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще
    что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или
    космических путешествиях).

    Предложите детям до или после просмотра фильма про-
    читать книгу, по которой поставлен фильм.

    По очереди читайте друг другу рассказы или смешные
    истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть те-левизор.

    Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят
    читать.

    Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

    Поощряйте чтение детей вслух, когда это только воз-
    можно, чтобы развивать их навык и уверенность в себе.

    Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые
    они читают.

    Поощряйте чтение любых материалов периодической
    печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов -
    пусть дети чаще читают все что угодно!

    Пусть дети читают каждый вечер (перед тем как уснуть).

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка к школе:

    формирование адекватного поведения;

    установление контактов с учащимися и учителем;

    овладение навыками учебной деятельности.

    Выбор школы

    Если есть возможность выбрать для ребёнка ту или иную школу из числа государственных или частных, прежде всего на-до, во-первых, определить, какую пользу мы ждём от неё; во-вторых, понять, на что следует обратить внимание, чтобы оце-нить, устраивает ли нас данная школа. Нет нужды говорить, что каждый родитель стремится дать своим детям нечто из ряда вон выходящее. Одних интересует, насколько серьёзное образование можно получить в данной школе, других особенно волнует социальный статус учеников, с которыми придётся общаться их детям. Прежде чем знако-миться с какой бы то ни было школой, нужно составить для себя чёткое представление, чего же мы хотим. Мнения людей отно-сительно школы очень разные. Если родители считают, что лучшей системой является та, в которой уделяется много внимания каждой отдельной лично-сти, то их не устроят школы, где в классах много учеников. Если родители убеждены, что школы с первого же класса должны быть разделены на мужские и женские, их детям не подойдут учебные заведения, где мальчики и девочки учатся совместно. Во всех подобных случаях мнение взрослых не касается самой школы, а показывает, отвечает ли она их представлению о ней или нет. Выбор школы не должен быть сложным. Отправляя учиться детей, мы надеемся, что они получат определённые сведения об окружающем мире, о людях, живущих на земле, о собствен-ных способностях. Образование должно помочь стать достой-ными гражданами своей страны. Даже будь у нас возможность оставить детей дома, мы не смогли бы сами научить их всему тому, что они узнают в школе. Полученные там знания нужны, чтобы обобщить жизненный опыт, который дети приобретают с нашей помощью в семье. Совершенно очевидно также, что большинство школ заинтересовано в таких же результатах, ка-кие хотели бы получить и мы.

    О чем следует сказать учителю перед началом учебного года

    Очень важно всё о своём ребёнке рассказать учителю. Лож-ный стыд и нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно - «слабостях») своего ребёнка усложняют не только работу педагога, но часто являются при-чиной трудностей самого ребёнка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора. Не забудьте рассказать:

      о развитии и здоровье ребенка, особенно если у него есть
      хронические заболевания, нарушения зрения и слуха;

      как работает ребёнок (спокойно, целеустремлённо, быстро
      отвлекается, рассеянный, скоро утомляется);

      каковы особенности его поведения (спокойный, дисцип-линированный, беспокойный, легковозбудимый, раздражитель-ный, плохо управляемый); особо отметьте, если ребенок лени-
      вый или левша;

      как общается с окружающими (со взрослыми, с детьми);

      что вы знаете об особенностях его мышления, памяти
      (воспринимает только конкретный материал, владеет абстракт-ными понятиями, может обобщать; память - хорошая или пло-хая);

      как развита речь (произносит правильно все звуки, непра-вильно несколько звуков, заикается, пересказывает, употребляет
      распространённые предложения, пользуется эпитетами, речь
      бедная, односложная; умеет ли понять смысл картинки, рисунка,
      рассказа).

    Если вы занимались или занимаетесь у логопеда, не забудьте сообщить об этом.

    Предостережения родителям

    Многие родители начинают думать об образовании ребёнка задолго до школы. Но редко кто из взрослых осознаёт реальную трудность и сложность школы. Не только учёбы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок - интеллектуальных, эмо-циональных, физических. Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное - готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам своих детей? Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдёт их не-заметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препят-ствием. Здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и под-держки. Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания до школы, чем больше внимания мы уде-ляем детям, тем выше родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи, только успехи. К сожале-нию, желания родителей не столь уж часто совпадают с воз-можностями детей, очень горькими бывают разочарование, огорчение, растерянность, когда у малыша, на которого возлага-ли столько надежд, неудачи следуют одна за другой. Родители в таких случаях часто бывают нетерпеливы, нетер-пимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намере-ниями». Но какими бы ни были оправдания, раздражение, кри-ки, выяснение отношений, наказания - всё это дополнительные стрессовые ситуации, это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и созда-ёт новые проблемы. Сейчас можно отдавать ребёнка в школу как можно раньше, но рассчитываем ли мы силы ребёнка? Кому-то по силам все школьные нагрузки и в 6 лет, а кому-то полезнее провести ещё годик дома или в детском саду. Не потому, что ребёнок к учёбе не готов, а потому что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объёму школьных нагрузок, с кото-рыми он должен будет справиться. И дело здесь не только и не столько в уровне интеллектуального развития ребёнка, сколько в возрастных особенностях его функционального разви-тия, в резервах его организма, в состоянии здоровья, но об этом мы почти не задумываемся. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значи-мость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ре-бенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитаци-ей всех выявленных отклонений.

      Узнайте у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько
      «зрел» или «незрел» ребенок, или же проведите самостоятельно
      ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома. Если
      ребенок зрел, то всё равно психологически готовьте его к школе,
      ко всем трудностям, которые там ждут. Если малыш условно
      зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попы-
      таться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, ис-
      пользуя рекомендации психолога и педиатра. Если ребенок ваш
      недостаточно готов, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его
      по вашей просьбе записали в школу. Если ребёнок готов, вам на-
      до выбрать только школу, необходимую ему, которую вам посо-
      ветуют на медико-психологической комиссии.

      Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он
      встретился в школе. Объясните их необходимость и целесооб-разность.

      Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него мо-жет что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет
      право на ошибку.

      Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, сле-дите за его соблюдением.

      Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на на-чальном этапе овладения учебными навыками. Если у перво-классника, например, есть логопедические проблемы, постарай-тесь справиться с ними на первом году обучения.

    Поддержите первоклассника в его желании добиться ус-пеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его по хвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

      Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учеб-ных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консульта-цией к учителю или школьному психологу.

      С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появил-ся человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте
      мнение первоклассника о своем педагоге.

    10. Ученье - это нелегкий и ответственный труд. Поступле-ние в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно
    лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника
    должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА

    1. Педагогическая готовность:

      навыки чтения;

      навыки письма;

      навыки рисования;

      звуковая культура речи (чистая речь);

      умеет развернуто ответить на вопрос;

      хороший словарный запас;

      хорошая общая осведомленность.

    2. Интеллектуальная готовность:

      дифференцированность восприятия как основа мышления;

      развито воображение;

      хорошая ориентировка в пространстве и времени;
      -развито наглядно-образное мышление (умение выделять

    существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное);

      развита тонкая моторика рук (владение карандашом, руч?
      кой, ножницами, навыки рисования);

      хорошая память;

    -развита регулирующая функция речи (выполняет словес-ные инструкции); - интеллектуальная активность (умение превратить учебную
    задачу в самостоятельную цель деятельности); -предпосылки абстрактно-логического мышления (способ-ность понимать символы, формулировать вопросы, самостоя-тельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы). 3. Мотивационная готовность:

      выраженность познавательных интересов;

      стремление освоить роль школьника (хочет ходить в шко-лу, иметь портфель и т. п.);

    -принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем. 4. Эмоционально-волевая готовность: -умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены); -сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня; - эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
    -произвольная регуляция внимания (концентрация, устой-чивость, переключение внимания); - умение задерживать свои импульсы (например, не переби-вать других в разговоре); -умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие. 5. Коммуникативная готовность: - желание общаться со взрослыми и детьми;

    Умение установить контакт с учителем;

      сохранение чувства дистанции;

      способность к личностному контакту со взрослым (в про-тивовес ситуативному);

      умение устанавливать контакт со сверстниками;

      умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;

      Документ

      Аверин В. А. Часть1: главы 1-11. Дандарова Ж. К. В частях II, IV, V: глава 3; часть III: глава 4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Часть VI: глава 6. Зимняя И.

    Психологическая подготовка детей к обучению в школе

    Рибинова Надежда Анатольевна, педагог-психолог МАДОУ детский сад "Семицветик" с. Лычково, Демянского района, Новгородской области.
    Описание: данный материал может быть полезным для педагогов-психологов, воспитателей, родителей. Игры, используемые в работе проводятся с детьми в подготовительной к школе группе.
    Цель: мотивационная и интеллектуальная подготовка детей к школе, через системное использование разнообразных игр и упражнений.
    Задачи:




    - развивать мелкую моторику рук.

    Актуальность . В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
    Для успешного обучения в средней массовой школе ребенок к моменту поступления должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития.
    По мнению Д.Б. Эльконина, личностная готовность включает в себя параметры, сформированность которых наиболее важна для овладения учебной деятельностью. Это:
    - развитая учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
    - умение строить адекватные системы отношений со взрослыми;
    - произвольность поведения (умение сознательно подчинить свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме);
    - отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.
    Показатель интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе - уровень развития мышления и речи. К концу дошкольного возраста главный показатель умственного развития - сформированность образного и основ словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.
    Социально - психологический компонент готовности включает:
    - коммуникативную компетентность - формирование у детей качеств, благодаря которым они могут общаться с другими детьми, учителем;
    - социальную компетентность - знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально – культурной среде, реализация этих знаний на практике;
    - языковую (речевую) компетентность - уровень речевого развития, позволяющий в процессе общения свободно использовать свои знания о языке.
    Основной деятельностью, внутри которой формируются и развиваются компоненты психологической готовности к школе, является игра. В рамках ФГОС, игра - наиболее адекватная дошкольному возрасту, форма построения образовательного процесса, в ходе которого формируются интегративные качества дошкольника. Игровая методика обучения является и условием, и средством обучения дошкольников.
    Прежде всего, игра оказывает влияние на развитие личностной стороны психики ребенка, изменяется мотивационно-потребностная сфера: в игре возникает и реализуется важный мотив – желание стать взрослым, стать школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь его права и обязанности. Умелое использование игр различной направленности в практике детского сада способствует речевому развитию детей, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать, строить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
    Опираясь на вышеизложенные критерии психологической готовности и на результаты диагностики, мною составлена программа коррекционно-развивающих занятий по психологической подготовке к успешному школьному обучению «Я знаю, я могу, я хочу!».
    Этапы работы по программе:
    Диагностический (констатирующий);
    Развивающий (коррекционно – развивающие занятия);
    Диагностический (контрольный).
    Для проведения констатирующего замера в подготовительной группе была проведена экспресс-диагностика готовности к школе по Е.К.Вархотовой, Н.В.Дятко, Е.В.Сазоновой. Получены следующие результаты: из 17 детей подготовительной группы (100%):64,8% детей - готовы к обучению в школе (11 человек); 11,7% детей – готовы к школе «условно», с ними требуется дополнительная коррекционно-развивающая работа (2 ребенка); 23,5% детей – не готовы к обучению школе, им требуется основательная коррекционно-развивающая работа (4 ребенка).
    Анализ результатов показал, что 35,2% детей имеют сниженный уровень вербального развития, произвольности поведения, недостаточный уровень общей осведомленности, сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, низкий уровень развития тонкой моторики. Дети с трудом принимают и соблюдают правила игр, затрудняются с ответами.
    После проведения цикла коррекционно-развивающих занятий планируется контрольный замер по этой же методике, с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы.
    Цель программы: мотивационная и интеллектуальная подготовка детей к школе, через системное использование разнообразных игр и упражнений.
    Задачи программы:
    - повысить мотивационную готовность детей к обучению через формирование положительного отношения к школе;
    - активизировать имеющихся у детей знания об окружающем мире;
    - развивать познавательные психические процессы (мышление, память, внимание, речь, творческое воображение);
    - развивать эмоционально-волевую сферу (произвольность поведения, волевые качества личности, умения считаться с мнением других и вести продуктивный диалог);
    - развивать мелкую моторику рук;
    - работать с родителями в данном направлении (поддерживать высокую мотивацию в подготовке детей к обучению в школе).
    Принципы программы:
    1. Доступность (для детей любого уровня готовности к школе);
    2. Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования у данной подгруппы дошкольников);
    3. Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны взрослого, чтобы успех ребят переживался ими как радость).
    4. Направленность (формировать компоненты психологической готовности, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).
    5. Добровольность (в группы попадают только те дети, родители (законные представители) которых дали согласие на психологические занятия).
    6. Актуальность (использование современных достижений науки, своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования, мониторинговых показателей.)
    Цель и задачи позволили определить содержание программы. Основная идея реализации программы состоит в том, что психологические занятия с детьми проводятся в особой форме работы в виде «урока – игры», игры в "Школу". Это не стандартные обучающие занятия, а комплекс игр и игровых упражнений, который соответствует старшему дошкольному возрасту. На занятиях вместе с детьми «учится» Игрушка - герой занятий. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги, беседы. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность.
    Программа занятий рассчитана на 7 месяцев (октябрь-апрель). Форма проведения занятий: групповая с индивидуальными играми-упражнениями. Занятия проводятся в первой половине дня 1 раз в неделю с подгруппой не более 6 человек в возрасте 6-7 лет. Продолжительность занятия - 35 минут, так как деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают. Игры используются дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей. Мотивационный компонент представлен на занятиях в виде: игрового преподнесения заданий; создания положительного образа школьника; при выполнении некоторых игр, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать, как настоящие школьники. За успехи обязательно похвала, выдаются наклейки, которые дети сами приклеивают в свои «игрушечные дневнички».



    Замечания носят только характер рекомендаций и побуждают к дальнейшим действиям. Занятия включают дидактические (интеллектуально-развивающие) игры и игровые упражнения, выполнение которых не занимает слишком много времени, а материал наглядный и интересный для ребенка. Особенностью дидактических игр то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.
    Структура игровых занятий:
    Ритуал приветствия, разминка – 5 минут (в кругу);
    Коррекционно-развивающий этап (основная часть) - 25 мин.:
    - дидактические игры на развитие познавательных психических процессов, эмоционально-личностной сферы; игры-беседы,
    - динамическая пауза (физкультминутка, малоподвижная игра - этюд, пальчиковая гимнастика);
    - игры на развитие мелкой моторики.
    3) Подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания (в кругу) – 5 минут.
    Начало и окончание занятия происходит в кругу, что дает возможность открытого общения, взаимопонимания, ощущения целостности и завершенности.
    Ритуал приветствия и разминка включают такие игры, как «Гимн наших занятий!», «Ласковое слово», «Доброе утро», «Комплимент», «Снежный ком» « Я люблю», «Желаю тебе» и др.

    Дидактические игры, используемые на занятиях с целью развития познавательных процессов:

    1) Игры с использованием игрушек и предметов:
    - игры с мячом: «Четвертый лишний» на развитие целенаправленного внимания, памяти, логического мышления; «Наоборот» на развитие логического мышления; «Прямой счет» на развитие внимания, устного счета, координации движений; «Много – один» на развитие внимания, быстроты мышления, координации; «Запрещенные слова» на развитие произвольности, речи и общей осведомленности; «Говори наоборот» на развитие речи и мышления; «Закончи фразу» на развитие ассоциативного мышления, «Ловушка» на развитие произвольного внимания, восприятия, аналитико-синтетической деятельности. Детям медленно зачитываются предложения, если предложение неправильное по смыслу – они должны объяснить, почему предложение неправильное, как произнести его правильно и др.;
    - игры с кубиками:
    1) Игра «Напиши цифру» (ребенок бросает 2 кубика: один кубик показывает, какую цифру он пишет, второй кубик показывает сколько раз ребенок пишет данную цифру) на развитие мелкой моторики, навыков счета и письма.


    2) Игра «Назови слова на букву» на развитие навыков счета, речи, мышления;


    3) «Фоторобот» на развитие графических навыков, творческого восприятия. Ребенок бросает кубик, в зависимости от того, какая выпадает цифра, рисует элемент.
    Игра «Фоторобот»



    - игры - конструкторы: «Танграм», «Разрезанные картинки», «Колумбово яйцо» на развитие пространственного мышления, сообразительности, зрительно-моторной координации, усидчивости, умения работать по образцу. Закрепляются знания геометрических фигур, размеров. Развиваются элементы творческого воображения при составлении новых фигур. Можно вводить соревновательный момент, кто быстрее соберет фигуру.
    Игра «Танграм»



    2) Настольно-печатные игры;
    3) Игры на бумаге, направленные на развитие тонкой моторики рук, пространственной ориентировки, умения действовать по правилам, по словесной инструкции; «Что получится?», «Нарисуй по точкам фигуру, как на образце», «Срисуй по клеточкам», «Продолжи ряд» развивают не только зрительно-моторную координацию и мелкую моторику, но и умение действовать по образцу, правилу; игра «Продолжи узор» выполняется в тетради в крупную клетку, предлагается как домашнее задание, которое дети выполняют вместе с родителями. Узоры каждый раз новые.

    3) Словесные игры: «Расскажи по картинке», «Четыре стихии», «Запомни слово по знаку-символу», «Кто назовет больше предметов» на развитие внимания и памяти; «Что было бы, если люди могли летать?», «Говори на что похоже», «Закончите предложения» на развитие творческого воображения; игры - беседы: «Что такое школа?», «Я иду в школу для того, чтобы…», «Возьму с собой в школу», «Школьные правила» на развитие положительной мотивации к обучению в школе; «Как можно узнать настроение человека?», «Узнай по описанию», «Что такое дружба?», «Когда я буду взрослым…» и т.д.; загадки на школьную тематику.

    Игра «Запомни слово по знаку-символу».

    Рекомендации родителям

    по формированию психологической

    готовности детей к школе
    Готовность в сфере общения.


    • Развивать:

    • умение налаживать контакты с другими. Это умение способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям;

    • умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

    • умение согласовывать действия с другими;

    • осознание собственных успехов и неудач в отношении общей цели совместной деятельности.

    • Эмоционально-волевая готовность:
    Главный акцент в ее развитии взрослые должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

    • не бояться трудностей;

    • стремиться преодолевать их;

    • не отказываться от намеченной цели.

    • Как развивать волевую готовность?

    1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка (закрепить за ребенком конкретное поручение, поощрять его выполнение).

    2. Учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

    3. Развивать самоконтроль - использование игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», « «Да» и «Нет» не говорите...»:

    • чаще использовать игровую мотивацию; оценку со стороны сверстников;

    • развивать стремление действовать по моральным мотивам;

    • соблюдать постепенность в высказывании требований;

    • развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

    • Взрослый должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

    • устойчивости чувств;

    • глубины чувств и эмоций;

    • осознания причин появления тех или иных эмоций;

    • проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

    • эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

    • В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).

    • Мотивационная готовность:
    Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации.

    • Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

    • положительных представлений о школе;

    • желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового;

    • сформированности позиции школьника.

    • Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

    1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

    2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

    3. Подбирать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»
    Подготовлено по материалам Колесниковой О.Н.

    Задания по психологии для студентов V курса направлены на закрепление и применение знаний, полученных при изучении ими дисциплин психологического цикла (Общей психологии, Экспериментальной психологии, Возрастной и педагогической психологии); овладение навыками и умениями исследовательской работы при изучении психологических особенностей младшего школьника и классного коллектива; развитие у студентов профессионально-значимых качеств личности и формирование активной педагогической позиции.

    Исследовательская деятельность студентов 5 курса в период педагогической практики осуществляется по трем направлениям:

    I. Изучение психологической готовности ребенка к обучению в школе;

    II. Изучение классного коллектива;

    III. Самоанализ профессиональных умений и педагогической позиции студента.

    I. Изучение психологической готовности ребенка к обучению в школе

    «Первые дни ребенка в школе»

    Задачи педагогической практики «Первые дни ребенка в школе»:

    1. Ознакомление студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребенка в школе;

    2. Ознакомление студентов с особенностями работы учителя с первоклассниками и их родителями в первую неделю учебного года;

    3. Формирование у студентов исследовательских умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе.

    В процессе практики у студентов должны быть сформированы умения наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Студенты получают определенный опыт общения с первоклассниками и их родителями.

    Задание по психологии в период обозначенной практики заключается в определении «школьной зрелости» у учащихся (2-3 человек) первого класса на начальный период обучения.

    Исследовательская деятельность студентов при изучении психологической готовности первоклассников к школьному обучению может быть организована по следующему плану:

    1. Целенаправленное наблюдение за вербальными и невербальными особенностями поведения детей в первые дни обучения в школе;

    2. Беседа со школьным психологом, анализ школьной документации по предварительному тестированию детей при поступлении в первый класс (по возможности);

    3. Выборочное наблюдение за отдельными учащимися из класса, определение у них особенностей адаптации к новым социальным условиям (школе);

    4. Беседа с этими первоклассниками, налаживание психологического контакта, изучение учебной мотивации;

    5. Определение «школьной зрелости» у этих учащихся с помощью психологического тестирования;

    6. Формулировка выводов о степени психологической готовности к школьному обучению у первоклассников (2 -3 человека из класса).

    Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Эти аспекты важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

    Не только педагогам известно, как трудно научить чему-либо ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным занятиям", "ответственным" поручениям. Появление такого рода желаний свидетельствует о сформированной мотивационной готовности к школьному обучению

    Если детей привлекают лишь новые атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.д. – можно говорить о внешней мотивации, не направленной на процесс получения новых знаний. Для начального периода обучения это характерно. Однако у отдельных ребят явно проявляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (разумеется, только хорошие). Такого рода проявления свидетельствуют о внутренней мотивации, направленной на процесс учебной деятельности.

    В младшем школьном возрасте у детей проявляются мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую для них позицию школьника. Эти мотивы могут быть как личными ("хочу учиться, чтобы прочитать много книг"), так и общественно значимыми (научусь быть врачом, буду лечить людей).

    Изучение мотивационной готовности как составного компонента «школьной зрелости» студент может проводить методом выборочного наблюдения, а так же методом беседы с учеником (заранее продуманные вопросы позволят получить необходимую информацию).

    Вопросы для организации беседы с первоклассником могут быть такими:

    · Ходил ли ты в детский сад? Если нет, то с кем был дома?

    · Чем тебе нравилось больше всего заниматься до школы? Почему?

    · Хотел ли идти в школу? Почему?

    · Нравится ли тебе в школе? Что нравится? Почему?

    · На каких уроках интересней всего заниматься? Почему?

    · Хотел ли ты вернуться снова в детский сад? Почему?

    · Хотел бы ты, чтобы учитель приходил к тебе домой и занимался с тобой одним? Почему?

    Интеллектуальная готовность к школе определяется не только количеством накопленных ребенком знаний, представлений и понятий, но и уровнем развития мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные закономерности, делать выводы.

    В настоящее время существует большое количество вариантов определения познавательной готовности ребенка к школе. Однако, учитывая тот факт, что практика «Первые дни ребенка в школе» рассчитана на короткий срок, совпадающий с нелегким для первоклассника периодом жизни, мы сознательно не рекомендуем их использовать в большом количестве, и ограничиваем студентов одной - двумя из них, наиболее информативных, простых в проведении и обработке.

    Успех обучения в школе зависит от того, насколько у дошкольника будет сформирована произвольность поведения , что в первую очередь выражается в его организованности. Это проявляется в умении ребенка планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль. Обозначенные показатели поведения ребенка, свидетельствующие так же о готовности к новым социальным требованиям, студент-практикант может определить методом выборочного наблюдения.

    По итогам исследований сформированности у детей «школьной зрелости» студент составляет характеристику на 2-3 учеников из класса, ориентируясь на предложенную ниже схему. К характеристикам прикладываются результаты проведения тестирования по определению психологической готовности к школе (1-2 теста на выбор студента).


    Похожая информация.


    Аннотация: Статья посвящена изучению формирования психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет; представлена методика диагностирования названного феномена; разработана соответствующая программа и обсуждены результаты её апробации.
    Ключевые слова: школьное обучение, психологическая готовность к школьному обучению, методика, диагностика, программа, коррекция.

    В первый класс принимают детей в возрасте 6-7 лет. Считается, что к этому возрасту готовность ребёнка к школе, если и не полностью сформирована, то близка к идеалу. Тем не менее, немало детей, достигших необходимого возраста и обладающих необходимыми для школы навыками, на практике испытывают трудности во время учёбы. Их психологическая готовность к обучению к школе недостаточна, поэтому реальность в виде «школьных будней» тяготит таких детей.

    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребёнка для усвоения школьной программы при определённых условиях обучения.

    Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного
    детства .

    Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги: Л.И.Бoжoвич, Л.А.Вeнгeр, А.В.Зaпoрoжeц, В.С.Мухина, Л.М. Фридман, М.М.Бeзруких Е.Е.Крaвцoвa и многие другие.

    Л.М. Бeзруких считает, что готовность ребенка к интеллектуальному обучению в школе - это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка .

    Л.А. Вeнгeр трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию) .

    Социально-психологическая готовность к школе - это набор психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала учебы в школе.

    Психологи, проводившие опрос детей дошкольного возраста, отмечают разницу в восприятии факта предстоящей учебы в школе у детей, готовых и не готовых к школе психологически.

    Те дети, у которых уже завершилось формирование психологической готовности к школе, в большинстве своём утверждали, что их привлекает сам факт учебы. В меньшей степени их привлекала перспектива изменения их положения в обществе, владения особыми атрибутами школьника (портфель, тетради, пенал), поиска новых друзей.

    А вот дети, психологически не готовые, рисовали себе радужные картины будущего. Их привлекала, в первую очередь, возможность каким-то образом изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они ожидали, что у них непременно будут отличные оценки, полный класс друзей, молодая и красивая учительница. Безусловно, такие ожидания были обречены на провал в первые несколько недель учебы в школе. В итоге, школьные будни превращались для таких детей в рутину и в постоянное ожидание выходных.

    Перечислим критерии психологической готовности к школе. К ним относятся готовности : мотивационная; умственная (познавательная); волевая; коммуникативная.

    Во-первых, у ребёнка должны быть такие мотивы идти в школу, как желание учиться и желание стать школьником, то есть занять новое социальное положение. Отношение к школе должно быть положительным, но реалистичным.

    Во-вторых, у ребёнка должно быть достаточно развито мышление, память и другие познавательные процессы. Родителям стоит заниматься с ребёнком, чтобы дать ему необходимые для школы знания и умения (как минимум, счет до десяти, чтение по слогам).

    В-третьих, ребёнок должен уметь силой воли, сознательно контролировать своё поведение для достижения поставленных в школе целей. Ведь в школе ему предстоит слушать учителя на уроках, выполнять домашние задания, работать по правилу и по образцу, а также соблюдать дисциплину.

    В-четвертых, ребёнок должен быть способен устанавливать отношения с одногодками, работать сообща над групповыми заданиями, признавать авторитет учителя.

    Такова общая структура психологической готовности к школе. Своевременное определение психологической готовности к школе ребёнка - непосредственная задача родителей дошкольника. Если время идти в первый класс приближается, а ваш сын или дочка, на ваш взгляд, ещё не совсем готовы к этому психологически, можно попробовать помочь ребёнку самостоятельно или обратиться за помощью к педагогу-психологу .

    Исследование формирования психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет мы провели на базе МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска в подготовительной группе, с участием 20 дошкольников.

    Нами было проведено тестирование детей по методикам: методика Н.И. Гуткинoй «Дoмик», «Тeст первичной успеваемости для определения готовности ребенка к школе» А.Керна, Методика «Грaфический диктaнт» Д.Б. Элькoнина.

    Результаты сформированности компонентов готовности к обучению детей (тест «Домик») представлены на рис. 1

    Рисунок 1 - Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей (тест «Домик»)

    8 дeтeй (40%) имeют низкий уровeнь сформированности компонентов гoтовности к обучению в школе, - размер рисунка у данных детей не сохранен. У некоторых дeтей нeправильное изображение в пространстве. Присутствуют отклонения прямых линий более чем 30 грaдусов, от зaданного на правления. Есть разрывы между линиями.

    У 6 детей (30%) результаты сформированности компонентов готовности к обучению оцениваются на средний уровень. Почти все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Некоторые элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

    У 6 детей (30%) результаты сформированности компонентов готовности к обучению оцениваются на высокий уровень. Все элементы рисунка изобразили правильно, нет разрывов между линиями и залезание линий одна за другую. Отсутствует увеличение деталей рисунка более чем 2 раза при относительном сохранение размера всего рисунка. Нет отклонений линий более чем на 30 градусов.

    Следует сказать, что не все дети хорошо ориентируются на образцы, не у всех детей сформировано умение копировать. Можно говорить о недостаточном развитии произвольного внимания, сенсомоторной координации.

    Рассмотрим второй проведённый нами ориентировочный тест школьной зрелости Кeрна - Йирасeка

    В результате диагностики мы получили следующие результаты: у 25% детей уровень готовности к обучению в школе можно считать средним. Высокий уровень готовности к школьному обучению на момент обследования показали 0%, низкий уровень готовности - у 75%. Низкий уровень готовности связан также с тем, что дома эти дети принадлежат сами себе. Некоторые из детей с низким уровнем из неблагополучных семей (родители страдают алкоголизмом) они не получают никакого внимания со стороны взрослых. У одного мальчика все, без исключения показатели очень низкие. Когда проводилось обследование, он не проявлял никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он постоянно отвлекался к играющим детям.

    Рисунок 2 - Распределения показателей готовности детей подготовительной группы к обучению в школе (Тeст Керна - Йирасека)

    При исследовании сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью (методика «Графический диктант») были получены следующие результаты (Приложение - таблица). В группе детей с высоким уровнем готовности детей нет, 4 (20% чел.) имеют уровень готовности выше среднего, 11 человек (55%) имеют средний уровень готовности и 5 человек (25%) имеют уровень готовности ниже среднего.

    Анализируя результаты семилетних детей по методике «Грaфичeский диктaнт» можно сказать, что успешность выполнения диктанта и самостоятельной работы невысокая. Дети неусидчивы, невнимательны, слабо удерживают в памяти указания взрослого. У них слабо развито умение сознательно подчинять свои действия правилам.

    Рисунок 3 -Результаты исследования шестилетних детей

    По результатам исследования среди семилетних детей по методике Д.Б. Эльконина «Грaфичeский диктант» можно сказать, что детей, получивших низкий балл нет, значит, все дети готовы к школьному обучению. Среди них детей с высоким уровнем развития - нет, детей, имеющих уровень выше среднего - 4 человек, детей со средним уровнем развития - 11 человека, детей с уровнем ниже среднего 5 человек.

    Данные констатирующего этапа исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки и реализации программы формирования психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.

    Под руководством педагога-психолога МАДОУ ЦРР ДС № 478 г. Челябинска была составлена программа коррекции психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лeт.

    Актуальность создания программы психологической готовности детей к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.

    Цель программы:

    Создать условия для организации и сплочения детского коллектива, для развития коммуникативных навыков и способов общения, для развития адекватной самооценки и умения подчиняться правилам. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимовыручки .

    Время проведения: занятия проводятся в начале учебного года

    Время на игру и на обсуждение: 40 - 50 мин.

    Участники:

    Возраст участников: 6-7 лет;

    Количество участников: 15-20 человек;

    Ведущий — психолог;

    Программа состоит из 10 занятий:

    Занятие 1. Цeль: создание условий для построения субъектных отношений между детьми, детьми и взрослым, для реализации способов общения.

    Занятие 2. Цeль: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.

    Занятие 3. Цeль занятия: способствовать формированию открытых отношений между членами группы.

    Занятие 4. Цeль: способствовать сплочению группы.

    Занятие 5. Цeль: создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.

    Занятие 6. Цeль: развивать навыки общения и групповую сплоченность.

    Занятие 7. Цeль: стимулировать готовность прислушиваться детей друг к другу и способствовать развитию доверия в группе.

    Занятие 8. Цель: развивать чувства принадлежности к группе.

    Занятие 9. Цель: способствовать повышению самооценки детей.

    Занятие 10. Цели: формирование мотивации на успех и адекватного отношения к неуспеху; обучение умению сотрудничать; развитие волевой регуляции.

    По реализации программы мы предполагаем следующий результаты:

    • создание благоприятного психологического климата;
    • получение опыта взаимодействия детей в группе;
    • создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения;
    • повышение познавательной активности и интереса участников.

    Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

    1. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе. - М.: Инфра-М, 2014. - 291 с.
    2. Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников // В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. - С. 33-34.
    3. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.
    4. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие.- М.: 2010. - 247 с.
    5. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. - М.: Просвещение, 2012. - 289 с.
    6. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. Слободчикова В. В. - Томск: Обь, 2014. - 240 с.
    7. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. -192 с.
    8. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
    9. Рыбин Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - С.25-28.

     

    Возможно, будет полезно почитать: