Конспект урока по предмету «человек и мир». тема: «главные правила хороших отношений» (с презентацией) - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тема урока: «Права ребенка»

Цель: создать условия для осознания второклассниками своих прав, стимулирования потребности в защите своих прав и уважении прав других людей.

Задачи: - познакомить второклассников с Конвенцией ООН и Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» (глава 2);

Формировать представление о том, что каждый ребенок имеет право на защиту от жестокости и насилия, другие права;

Создать условия для понимания второклассниками необходимости защиты своих прав и уважения прав других людей, а также выполнения своих обязанностей;

Содействовать формированию умений выбирать правильный вариант поведения, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения соблюдения прав человека.

Оборудование: Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», конверт с картинками о жизни мальчика, карточки с иллюстрациями из сказок, карточки-пиктограммы с изображением прав человека; отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Ход урока

І. Организационное начало урока.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

ІІ. Актуализация знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Какую тему обсуждали?

Давайте немного поиграем.

Конкурс «Устами младенца»

Давайте вместе попробуем отгадать, о чем рассказывают дети.

Это когда все вместе: мама, папа, бабушка, дедушка и дети. (Семья.)

В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия.)

Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на земле. (Мама.)

Место, где мы бываем все вместе. (Дом.)

Бывает только раз в году, но все его очень любят и очень ждут. (День рождения.)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят. (Ребенок.)

В них играют все дети. (Игрушки.)

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

Очень много стран на свете,

Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте,

Там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, важней, нужней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земли права его – право на надежду!

–– Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

–– Какие цели поставим перед собой на этом уроке?

І V . Изучение нового материала.

–– Ребята, в этом конверте находятся рисунки о жизни одной девочки. Глядя на эти рисунки, внимательно слушая и дополняя меня, вы узнаете, какие права имеет каждый ребенок. Вы станете соавторами истории ее жизни. Итак, история начинается.

У папы Андрея и мамы Оли родилась дочка. Каждый человек имеет право на имя . Давайте дадим имя девочке. (Дети обсуждают имя.) Настя?.. Хорошее имя. У каждого из нас есть имя. А приятно, когда человеку придумывают кличку?.. Вот и нашу девочку, пока она будет маленькой, будут называть Настенька, когда пойдет в школу – Настей, а когда вырастет и станет работать, ее все будут называть Анастасией Андреевной.

Каждый ребенок имеет право на заботу . Кто же будет заботиться о Насте? Конечно же, – ее семья. Как заботится мама? Как заботится папа? Ребенок, живя в семье, тоже должен заботиться о своих близких. Как Настя может заботиться о своих родных?

Девочка и ее семья живут в большом доме. Каждый человек имеет право на жилье . В каждом доме есть дверь. За дверью живет семья. И никто без разрешения папы и мамы не имеет права войти в дом.

Когда Настя болеет, мама ведет ее к врачу. Что происходит дальше? Каждый человек, живущий в нашей стране, имеет право на медицинскую помощь .

Вот Настя подросла и пошла в школу. Потому что каждый человек, проживающий в нашей стране, имеет право на учебу . Она ходит в школу, общается с друзьями, занимается спортом, ходит в библиотеку.

Прошло время, Настя выросла и стала взрослой… А вы хотите знать, что было потом?

Настя окончила медицинский университет и теперь работает врачом. Все пациенты зовут ее Анастасией Андреевной. Каждый человек имеет право на труд и на плату за свой труд . Она встретила красивого парня Сашу. Они создали свою семью. Ведь каждый человек в нашей стране, достигший совершеннолетия, имеет право на создание семьи . И история снова повторится. У них тоже родится ребенок, у которого будут все эти права.

Давайте еще раз назовем права ребенка.

Работа с карточками-пиктограммами.

Учитель показывает карточку-пиктограмму, а дети называют, какое право она обозначает.

Рассказ учителя об истории создания закона «О правах ребенка».

Права каждого ребенка в нашей стране защищены Законом «О правах ребенка». Как вы думаете, для чего нужно было создавать такой закон?

В начале прошлого века произошла страшная война, которую назвали первой мировой войной. В этой войне погибло много мирных жителей и детей. И тогда люди поняли, что если будут продолжаться войны, то погибнет много ни в чем не повинных детей. Они собрались вместе и составили документ, где обращались к правительствам всех стран с просьбой беречь детей.

Но еще через 20 с лишним лет снова разразилась война, вторая мировая, в которой погибло еще больше людей разных стран, и детей тоже. И когда, наконец, настал мир, собрались представители всех народов со всех уголков планеты Земля вместе и составили документ. Там записали права людей и назвали его Всеобщей декларацией прав человека . Было это 10 декабря 1948г. Самыми беззащитными и бесправными являются дети, и поэтому была составлена Декларация прав ребенка , а потом Конвенция ООН (международный договор стран) о правах ребенка .

Наша страна – Республика Беларусь – признала Конвенцию и выполняет требования, записанные в ней. А затем приняла свой Закон «О правах ребенка» .

Эвристическая беседа «Зачем знать свои права?»

Ребята, а зачем человеку нужно знать свои права?

Мир, в котором мы живем, полон хороших людей. Это правильно, когда взрослые любят, жалеют, заботятся о своих детях. Но бывает иначе. Я, к сожалению, знаю такую семью, где родители не только не заботились о своем ребенке, а еще и били его, наказывали без причины. Жилось мальчику очень плохо. Как вы думаете, к кому должен обратиться мальчик за помощью?

Физкультминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

(соответствующие движения)

V . Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

69, с.56 в рабочей тетради.

Рассмотри рисунки. О каких правах они напоминают? Напиши ответы в клетках.

Работа в группах.

1 группа работает с учебником.

2 группа

    Право на жизнь;

    Право на образование;

    Право на медицинскую помощь.

3 группа получает иллюстрацию к сказке с заданием.

Выбери право, которое нарушено в этой сказке:

    Право на жизнь;

    Право на образование;

    Право на жилье.

4 группа получает иллюстрацию к сказе с заданием.

Выбери право, которым воспользовалась лягушка:

    Право на образование;

    Право на свободное передвижение;

    Право на труд.

5 группа игра «Загадка философа».

Восстановить высказывание Диогена Лаэртского из слов, записанных в алфавитном порядке. Высказать свое мнение – согласны или не согласны с этими словами и почему.

без, в, государстве, жизнь, закона, не возможна

Решение ситуативных задач «Как ты поступишь, если…»

    Во дворе старшие ребята требуют деньги. А если я их не даю, то меня бьют и оскорбляют.

    За мной кто-то гонится.

    Из моего портфеля часто пропадают вещи и деньги. Я догадываюсь, кто это делает, но боюсь рассказать об этом.

    В раздевалке постоянно кто-то бросает мое пальто на пол и топчет его ногами.

Чтение по ролям отрывка из сказки «Цветик-семицветик»

(Участвуют три ученика, исполняющие роли Автора, девочки Жени и мальчика Вити.)

Женя. Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну ничего! Вперед буду умнее… Чего бы мне все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «Мишек». Нет, лучше два кило «Прозрачных». Ну допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я лучше себе трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну покатаюсь, а потом что? Нет, велю я себе билет в кино или цирк. Там все-таки весело.

Автор. Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела мальчика, который сидел на лавочке. Мальчик был очень симпатичный, сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться.

Женя. Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Мальчик. Витя. А тебя как?

Женя. Женя. Давай играть в салки.

Мальчик. Не могу. Я хромой.

Женя. Как жалко! Ты мне очень понравился, я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

Мальчик. Я тоже с большим удовольствием побегал бы с тобой, но, к сожалению это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

Женя. Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! Гляди!

Женя. Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

Как вы думаете, дети-инвалиды пользуются такими же правами, как и остальные, или другими? Почему? А как мы должны относиться к ним?

Подумайте, как бы вы потратили последний лепесток?

Есть желания, без которых можно прожить. Нельзя иметь все, что хочешь. Но есть желания, которые обязательно должны исполняться, без них человеку просто нельзя жить. Всем необходимо дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть полезную пищу, ходить в школу, читать умные книги, чувствовать себя защищенным. Такие жизненно важные желания и определяют основные права человека.

V І. Подведение итогов.

О каких правах человека вы узнали на уроке?

К кому можно обратиться, если нарушаются ваши права?

В жизни иногда нарушаются права людей. Чтобы защитить себя, свои права нужно знать. Важно также не нарушать права своих одноклассников, соседей, близких людей. И если люди, которые живут в разных странах, на разных континентах, говорят на разных языках, будут совершать только хорошие поступки, все люди на Земле будут жить в мире и согласии.

V ІІ. Рефлексия.

Что было интересно на уроке?

Что было трудно?

V ІІІ. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему: «Мои права» или

Подготовить рассказ на тему: «Мои права и обязанности».

Государственное учреждение образования «Средняя школа №45 г.Могилева»

Конспект урока по предмету

«Человек и мир»

на тему:

«Права ребёнка»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кухарева Ю. М.

Тема «Культурные растения. Значение их в жизни человека.»
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: Узнать, что такое культурное растение и для чего их
выращивают.
Задачи:
 Сформировать понятие «культурные» растения;
 Назвать признаки, отличающие «культурные» растения от
«дикорастущих» растений
 Познакомить с «культурными» растениями разных групп
 Расширить кругозор учащихся о «культурных» растениях.
Результат:
1 Знают «культурные» растения
2 Умеют выделять характерные признаки культурных растений,
3 Умеют различать группы культурных растений;
4 Умеют рассказывать о культурных растениях родного края;
отличающих их от дикорастущих;
Оборудование: учебник, тетради на печатной основе, презентация,
компьютер, экран, картинки с дикорастущими и культурными
растениями, схемы, синий и красный карандаш
Используемые приемы, методы, технологии обучения: технология
критического мышления (Кубик Блума, прием составление кластера,
прием «Мозговой штурм»)
Используемые формы организации познавательной
деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная,
работа в парах.
План урока:
1 Организационный момент
Доброе утро, ребята, я рада вас видеть!
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Отдохнуть вы все успели? (Да)
А теперь вперед – за дело.
2 Мотивация к учебной деятельности
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания.
Будем работать как?
Дети: активно, старательно и дружно.
- У каждого из вас есть светофорчики красного и зеленого цветов.
Покажите мне, пожалуйста, с каким настроением вы будете
работать на уроке.
Здорово!!!
У каждого из вас в руках светофорчики зеленого цвета – значит
дорога к знаниям для нас открыта. Вперед!!!
3. Проверка домашнего задания
- Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Учащиеся (О
растениях, которые занесены в Красную книгу РБ)
Давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал.

Поиграем в игру «Вопросы из конверта»
Начинаем
1 Какое значение имеют растения для людей?
2 Почему книгу об охране растений назвали Красной? Эта книга так
называется потому, что красный цвет – сигнал опасности
3 Какие растения занесены в Красную книгу РБ? (Венерин башмачок,
прострел луговой, кувшинка белая, первоцвет высокий,
4 По каким причинам многие растения становятся редкими?(Из за
хозяйственной деятельности человека, вытаптывания, сбора
букетов)
(В заповедниках, заказниках, национальных парках)
башмачка.
5 Что было бы, если на Земле исчезли все растения?
6 Где еще охраняют исчезающие виды растений кроме Красной книги?
7 Рассказать занимательную информацию о цветке венериного
Молодцы! Как правильно и быстро вы справились с моими
вопросами. Я довольна вами.
А вы довольны своей работой???. Покажите свои светофорчики.
А теперь я вам предлагаю расслабиться и посмотреть отрывок
из мультфильма «Смешарики»
4. Актуализация знаний
Просмотр отрывка из мультфильма «Смешарики. Некультурный»
5. Определение темы, задач урока.
- Что выращивает Копатыч на огороде? (овощи)
- Какие растения он удаляет с грядки? (некультурные)
- Значит, какие остаются на грядке растения? (культурные)
- Какое интересное слово.
- А вы в своей жизни встречали это слово? Где? (культурный человек)
- Какой из этих людей культурный? Почему? (ухоженный, опрятный,
вежливый, воспитанный)
- Так и у растений. Бывают растения: некультурные (дикорастущие),
они растут сами по себе, и культурные, которые выращивают
специально, за которыми ухаживают.
Как вы думаете, о каких растениях будем говорить на уроке
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
-Какие цели мы перед собой на уроке поставим?
- Какие вопросы о культурных растениях можем обсудить?
Можете воспользоваться словами-подсказками.

КАКИЕ? (Какие растения мы относим к культурным? Какое
значение они имеют в жизни людей?)
ЗАЧЕМ? (Зачем люди выращивают культурные растения?)
ГДЕ? (Где выращивают культурные растения?)
5.1. Педагогический метод «Мозговой штурм»
 Как возникли культурные растения??? История их
возникновения.
В древние времена все растения на земле были дикорастущими. Древ-
ний человек собирал плоды, семена и корни различных растений и те,
которые ему нравились, он высаживал рядом со своим домом. Чтобы
плоды вырастали вкуснее и крупнее, человек ухаживал за растениями.
Растения привыкали к заботе о себе и изменялись. Так на земле и по-
явились культурные растения.
Какое главное, ключевое слово нашего урока? (Культурные растения)
Где обычно размещают главный предмет? (В центре)
Отметим это слово в центре доски. И будем составлять схему по ходу
нашего урока.
А теперь немного отдохнем!!!
5.2. Физкультминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
6. Изучение нового материала
- Все культурные растения можно разделить на группы.
Давайте узнаем на какие?
6.1. Карточки со словами на доске:
Назови и объясни!!!
Пшеница, капуста, лен, слива, рожь, хлопок, картофель, пион,
груша, роза
Какое слово составит пару другому слову?
Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

 Пшеница-рожь. Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях.
(Смотрим ролик)
Послушаем об этих культурах
Что из них делают?.(муку, а из муки делают хлеб).
Как называются такие растения? Они называются зерновые растения.
 Капуста- картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде
(Смотрим ролик)
Какие из увиденных растений запомнили?
Как называются такие растения?
Что в них содержится?
 Лен-хлопок. Что это за необычные растения, кто знает?(Из них
делают ткань)
(Смотрим слайды).
Для чего используются эти растения?
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные
растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают
ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные
полотенца - это все лен и хлопок.
 Пион-роза. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Для чего их выращивают?
Как их называют?
Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
 Груша-слива. Это фрукты. Они растут в садах. (Смотрим
слайды)
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним
относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие
нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Для чего использует человек культурные растения???
(Слайд)
2
-Для своего питания
-Для домашних животных
-Для изготовления тканей
-Для красоты
А теперь посмотрим, что говорит автор нашего учебника о
культурных растениях.
6.3. Самостоятельное чтение текста в учебнике с.35-37
Выборочное чтение
-Найти и прочитать о картофеле.
-Что выращивают в садах нашей республики?
-Какие растения называются культурными?
-Почему нужно употреблять в пищу много овощей и фруктов?

6.4.
Физкультминутка для глаз
6.5.

Самостоятельная творческая работа с самопроверкой по
эталону
Педагогический метод "Перепутанные логические цепи".
Дети выстраивают логические цепочки из терминов: (на доске
карточки, один ученик работает у доски)
растение, плодовое, дикорастущее, культурное, дерево,
травянистое растение, черешня, одуванчик, кустарник.
Работа в парах
7. Обобщение и систематизация знаний. Включение в систему
знаний и повторение
7.1. Работа с презентацией. «Попробуй свои силы»
Любое сообщение состоит из вступления, основной части и заключения.
На экране Вы видите план доклада. Опираясь на него, подготовьте свое
сообщение о культурном растении.
1)Как называется растение?
2)Где растет?
3) Для чего растение нужно людям?
4) К какой группе культурных растений относится?
-Оцените свою работу.
Поднимите нужную сигнальную карточку. Обсудим наши успехи и
трудности.
А теперь я хочу посмотреть, кто на уроке был самым внимательным. Если
вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный квадрат, а если
нет, то красный.
Верите ли вы, что:

7.2.
Игра "Верю – не верю"
Учитель читает предложения.
Если учащиеся согласны с
утверждением, они поднимают зеленого цвета светофорик, если не
верю- красного.
- Яблоки растут на кустах.
- Лук и картофель – это овощи.
- В саду растут овощи.
- Сад – это участок земли, где растут фруктовые деревья.
- Чеснок растет в огороде.
- Кабачок – растение сада.
- Вишни растут в огороде.
- Огород – это участок земли, где растут дикорастущие растения.
7.3.
Решение природной задачи
Ученики нашей школы решили высадить на наш пришкольный участок
следующие растения:
 Ананас
 Яблоня

 Малина
 Томат
 Пион
- Все ли растения смогут расти около нашей школы?
Решение:
Ананас - расти у нас не может, т.к. это тропическое растение.
Какие жалобы мы могли бы от него услышать? (Не хватает солнца,
мало тепла, света, влаги, не подходит почва)
8. Итог урока.
8.1. Кубик Клума. Бросает учитель кубик и задает вопрос
Почему? (Почему культурные растения так называются?)
Объясни? (Объясни, чем отличаются культурные растения от
дикорастущих)
Назови? (Назови на какие группы делятся культурные растения)
Предложи? (Предложи какие культурные растения можно
высадить на пришкольном участке)
Придумай? Придумай вопрос по теме урока)
Поделись? (Поделись своими впечатлениями от урока)
8.2. Метод «Солнце»
Цель: подведение итогов.
Я предлагаю вам на лучиках солнца написать свои
впечатления от урока
- Ребят, а где в жизни мы можем применить знания, полученные на
сегодняшнем уроке?
(Садоводство, при помощи родителям на огороде.)
- А скажите: что лучше вырастить или купить овощи?
- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?
- Приведите по два-три примера растений каждой группы.
9. Рефлексия
9.1. Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы ставили
перед собой?
КАКИЕ?
ЗАЧЕМ?
ГДЕ?
- На все задачи мы нашли ответы?
- А вы дома выращиваете культурные растения?
9.2. Приём

«Что, если…?»

Что, если бы культурные растений не было бы?
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас
на начало урока; теперь левую ладошку, с теми знаниями, что вы
получили на нашем уроке. Соедините их вместе и поблагодарите себя
за работу на уроке аплодисментами. Вы замечательно потрудились.
Спасибо вам!
10. Домашнее задание. Найти информацию о любом культурном
растении

Конспект урока по предмету «Человек и мир»

на тему «Поведение в природе»

Класс : 2

Цель : Формирование способов действий по уходу за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

· совершенствовать представления о комнатных растениях посредством дидактической игры «Найди такой же»

· Формировать способы действий по уходу за комнатными растениями посредством практической работы

Коррекционно-развивающие:

· Совершенствовать активный словарь: «рыхлить», «опрыскивать», «протирать» посредством беседы

· Развивать мелкую моторику рук посредством ухода за комнатными растениями

Воспитывающие:

· Воспитывать интерес к растениям, любовь к природе

· Воспитывать желание ухаживать за растениями и бережно относиться к ним.

Оборудование: иллюстрации по теме, слова-подсказки, учебник «Человек и мир» 2 класса вспомогательной школы (Т. Л. Лещинская), фартуки для детей, лейки, деревянные палочки, клеенка, горшки с комнатными растениями, влажные салфетки, пульверизаторы.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2. Проверка домашнего задания

Давайте сделаем маленькую зарядку для наших рук изображая цветок.

«Цветок»

Руки держим перед собой,

прижимаем ладошки обеих рук друг к другу,

затем слегка раздвигаем их, округлив пальчики.

3. Уточнение временных представлений

Скажите мне ребята, какое сегодня число? Месяц? День недели?

II. Основная часть

1. Подготовка к усвоению нового материала

Послушайте внимательно загадку и сами отгадайте, о чём будет наше занятие.

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут.

(Комнатные растения)

Правильно сегодня мы с вами будем продолжать говорить о комнатных растениях, и научимся правильно за ними ухаживать (Стук в дверь)

Ребята, к нам кто-то пришёл (На столе появляется кукла Юля) .

Это Юля. Наша гостья. Она хочет, чтобы я вам рассказала, какая история с ней приключилась. Слушайте внимательно. (Рассказ сопровождается картинками ).

Оля и Юля - сестрички. Они родились в один день, и им исполнилось по 6 лет. На день рождения они получили много подарков. Мама подарила – мяч, дедушка - книгу, папа - «сказочный» дом. А что подарила бабушка?(Учитель показывает картинку с цветочными горшками ) (Горшочки ).

Правильно, бабушка подарила горшочки, но не простые. Она велела поставить их на окно и поливать каждый день и смотреть, что же произойдёт. Оля всё сделала, как велела бабушка: поставила на окно и поливала каждый день свой горшочек (Учитель показывает картинку с лейкой ).

Через неделю появился росток.(Картинка с маленьким ростком).

А скоро на высоком стебле распустился красивый цветок(Картинка с цветком амариллиса ).

Бабушка сказала Оле, что это и есть чудо-подарок. А у Юли цветок погиб(Картинка с засохшим растением). Как вы думаете почему? (Юля не поливала цветок ).

Правильно, у Юли цветок погиб, потому что она не ухаживала за ним. Давайте расскажем Юле, что же такое комнатные растения, для чего они нам нужны. И научим ее правильно за ними ухаживать.

2. Сообщение нового материала

2.1. Беседа

Почему эти растения называют комнатными? (Потому что они растут в классе, в комнате).

Давайте вспомним их. Откройте в учебнике страницу 83. Такие же цветы есть у нас в классе. Давайте их назовём (Фикус, кактус, гортензия )

(Учитель показывает цветы детям и соотносит с названиями цветов, прикрепленными магнитами на доске ).

Для чего нужны комнатные растения? (Для красоты, для уюта, ещё они очищают воздух).

2.2. Дидактическая игра «Найди такой же»

Юля мне шепнула, что забыла, как выглядят наши комнатные растения. Давайте поможем ей. Разделимся на 3 группы. Я буду описывать растение, а вы мне ответите, про какое растение я рассказываю. (Учитель вызывает ответить трех учащихся от каждой группы)

Для 1 группы: Вкусно пахнет, у него есть много белых цветочков (Гортензия )

Для 2 группы: Имеет зеленые толстые колючие листья. Не пахнет. Круглой формы. (Кактус )

Для 3 группы: Имеет гладкие, зеленые листья. Не пахнет. Листочки овальной, продолговатой формы (Фикус )

Молодцы, вы хорошо угадали комнатные растения. Теперь Юля хорошо запомнила наши комнатные растения.

2.3. Ознакомление со схемой «Потребности растений»

А теперь скажите, что нужно растению, чтобы оно росло? (Вода, солнце, земля, воздух, доброта)

(Учитель одновременно показывает детям схему «Потребности растений», на доске слова: поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать).

- Откройте в учебнике страницу 84. Снизу на картинке представлены потребности растений. Давайте их назовём по очереди: поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить

(Учитель показывая слово на доске проговаривает его с учащимися несколько раз соотносит с соответствующей иллюстрацией в учебнике).

А теперь немного отдохнем.

2.4. Физкультминутка «Цветочки» (музыка)

На окне в горшочке (дети сидят на корточках)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (поднимаются на носочки)

Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны)

К солнышку листочки, повернут цветочки, (разворачивают ладони вверх )

Развернут бутоны, в солнышке утонут. (Соединяют руки над головой , медленно разводят в стороны)

3. Закрепление нового материала

3.1. Практическая работа

Помните наших сестричек Олю и Юлю? Помните ошибки Юли? (Да, у нее завяло растение ).

Теперь мы научимся ухаживать за нашими комнатными растениями, чтобы не допустить таких ошибок и не дать погибнуть нашим «зеленым друзьям».

Я приготовила вам инструменты по уходу за растениями. Давайте рассмотрим инструменты и определим, для чего они нужны (лейка поливать , деревянная палочка - рыхлить , пульверизатор - опрыскивать , влажные салфетки - протирать ).

Посмотрите, на доске записаны слова, прочитаем их и запомним, как они пишутся (слова-подсказки на доске прикреплены магнитами ).

Пульверизатор – это инструмент, с помощью которого мелко разбрызгивается вода.

Прежде чем начать работу познакомимся с правилами ухода за растениями (демонстрация действий ):

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки, которые находятся далеко в земле.

Полив . Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.

Давайте прорыхлим и польем наши цветы. Наденем фартуки и начнем работу.

(Дети подходят к столу, на котором стоят горшки с комнатными растениями, с помощью учителя начинают рыхлить и поливать цветы) .

А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми.

Растения с крупными листьями будем протирать влажной салфеткой или тряпочкой . Кладем на правую ладошку влажную салфетку, а на левую - листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать. Давайте попробуем.

(Дети выполняют задание).

Другие растения будем опрыскивать из пульверизатора.

(Дети выполняют задание, учитель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми о том, как называются растения, отмечает старательных детей. По окончанию работы дежурные убирают рабочее место).

- Вы все большие молодцы, теперь Юля знает, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

4. Повторение пройденного материала

4.1. Работа в парах «Как можно помочь комнатным растениям»

Чтобы Юля еще плотнее запомнила, как нужно ухаживать за комнатными растениями, мы должны ей напомнить и объяснить все правила. Давайте разделимся по парам. Каждой паре я буду называть одно из правил ухода, а вы будете выходить ко мне и показывать это правило.

(Учащиеся выходят к учителю и показывают правила ухода за комнатными растениями)

III. Заключительная часть

1. Объяснение домашнего задания

Вам будет домашнее задание: поухаживать за своими комнатными растениями дома вместе с родителями.

2. Оценивание деятельности учащихся на уроке

- Какие вы молодцы как хорошо у вас все получилось. В нашем классе сразу воздух стал чище и комнатные растения все блестят от чистоты! Хорошо работали сегодня …(учитель называет учащихся ). (Учитель называет учащихся ) у вас неплохо получается, но нужно еще потренироваться в уходе за комнатными растениями.

Юля ты все запомнила, о чем рассказали и что показали тебе ребята? Давайте еще раз напомним Юле, чем мы сегодня занимались на уроке (Дети по очереди отвечают ).

3. Подведение итогов урока

- Давайте попрощаемся с Юлей, она теперь знает, как ухаживать за комнатными растениями, и сможет вырастить много красивых комнатных цветов.

  • Природа - это естественная среда обитания человека.
  • Биосфера - земная оболочка планеты, охваченная жизнью.
  • Ноосфера - область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.

Учащиеся должны уметь:

  • Аргументировать свои ответы.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то вспомнила одну легенду: «Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, - все стало не мило. И тогда пришел Человек к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно поесть, мягко спать и жить в тепле? Неужели вечно воевать с этой проклятой природой?!» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце; у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать и ваять. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от изнурительного труда и опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал или лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни возникали на устах Человека. И стал замечать Человек, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек, что насытив тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет с речкой…»

Вопрос: Как вы думаете, какой смысл заложен в этой легенде?

Комментарий: Ребята должны понять, что наряду с потребностью в творческой деятельности, общении с другими людьми, удовлетворении материальных потребностей, у человека есть потребность в неразрывной связи с природой.

Учитель: Я не случайно рассказала вам эту легенду. Дело в том, что сегодня мы приступаем к изучению темы «Человек и природа».

Вопрос: Как вы думаете, зачем нужны друг другу природа и человек?

Учитель: Я думаю, лучше разобраться в этом вопросе, нам поможет схема «Природа».

Вопрос: Как вы думаете, какое определение природа более емкое?

Ответ: Вся действительность и мир в целом.

Вопрос: А где в этом случае находится человек?

Комментарий: Если под природой понимать всю действительность и мир в целом, то в этом случае человек и общество - часть природы.

Учитель: И так, что такое природа? Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений или природа - это биосфера (термин на доске) нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью?

Жизнь на земле есть в лесах, горах, пустынях, водоемах. Там где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.

Вы, наверное, слышали библейскую притчу о сотворении мира. Давайте еще раз к ней обратимся.

(Выступает ученик с заранее подготовленным докладом).

Комментарий: Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Вы только что услышали библейскую притчу о сотворении мира, что говорят ученные, узнаете на уроках биологии. А что по этому поводу думают писатели-фантасты.

(Выступает ученик с сообщением на тему: «Р.Бредбэри - фантаст или пророк?»).

Комментарий: Вы только что услышали как легко можно нарушить связи существующие в природе. Наверное не зря кто-то когда-то сказал: «Срываешь один цветок - гибнут миллионы звезд». Человек должен всегда об этом помнить, прежде чем вторгаться в природу.

Учитель: А теперь мы попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы. В вашем параграфе приводится два тезиса, две точки зрения:

  • Человек - венец природы.
  • Человек - звено в цепи эволюции.

Этот вопрос мы выносим на дискуссию. Ваша задача привести аргументы в пользу того и другого тезиса и определить свою собственную позицию.

Для начала давайте вспомним правила дискуссии:

  1. Следить за ходом дискуссии.
  2. Слушать внимательно.
  3. Выдвигать идеи.
  4. Не повторяться
  5. Каждое следующее высказывание или продолжает идею или…
  6. Оставьте за мной последнее слово.

Нам необходимо выбрать группу экспертов. Задача экспертов следить:

  1. Каково было первоначальное мнение.
  2. В какой момент мнение изменилось.
  3. Как изменился ход дискуссии.
  4. К какому мнению пришли в конце.

Учитель (по завершению дискуссии): Сегодня было много сказано о том, что человек есть самое совершенное творение природы. Что благодаря разуму, он не только осваивает мир, но и создает новое. Великий ученный В.И.Вернадский считал, что придет время, когда жизнь на планете будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума - Ноосферу (определение на доске).

Логическим завершением дискуссии и урока в целом станет написание эссе на тему «Сможет ли человек безраздельно господствовать над природой?».

(При нехватке времени можно вынести написание эссе на домашнее задание).

Цели урока будут достигнуты, если ребята придут к выводу, что человек должен жить в гармонии с природой.

Домашнее задание:

параграф 8, учебник «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова;

вопросы и задания в конце параграфа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Человек и природа" »

Урок обществознания в 8-м классе.

Тема урока: Человек и природа.

Тип урока: изучение нового материала в рамках технологии критического мышления.

Цели урока:

    Продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества.

    Развивать у учащихся уверенность в себе и понимание ценности собственного мнения; учиться вести дискуссию.

    Воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважение к мнению собеседника.

Учащиеся должны знать, что:

    Природа – это естественная среда обитания человека.

    Биосфера – земная оболочка планеты, охваченная жизнью.

    Ноосфера – область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.

    Человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.

Учащиеся должны уметь:

    Раскрывать основные значения понятий.

    Определять роль природы в жизни человека и общества.

    Аргументировать свои ответы.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то вспомнила одну легенду: «Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, - все стало не мило. И тогда пришел Человек к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно поесть, мягко спать и жить в тепле? Неужели вечно воевать с этой проклятой природой?!» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце; у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать и ваять. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от изнурительного труда и опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал или лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни возникали на устах Человека. И стал замечать Человек, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек, что насытив тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет с речкой…»

Вопрос: Как вы думаете, какой смысл заложен в этой легенде?

Комментарий: Ребята должны понять, что наряду с потребностью в творческой деятельности, общении с другими людьми, удовлетворении материальных потребностей, у человека есть потребность в неразрывной связи с природой.

Учитель: Я не случайно рассказала вам эту легенду. Дело в том, что сегодня мы приступаем к изучению темы «Человек и природа».

Вопрос: Как вы думаете, зачем нужны друг другу природа и человек?

(Ребята высказывают свое мнение).

Учитель: Я думаю, лучше разобраться в этом вопросе, нам поможет схема «Природа».

(Ребята работают с пунктом параграфа «Что такое природа» и составляют схему).

Примерная схема:

Вся действительность

и мир в целом

Естественная среда

обитания человека Кладовая ресурсов

необходимых человеку

для жизни

Вопрос: Как вы думаете, какое определение природа более емкое?

Ответ: Вся действительность и мир в целом.

Вопрос: А где в этом случае находится человек?

План-конспект урока по курсу "Человек и мир" для 2 класса адресован в помощь учителю начальных классов. В нем в занимательной форме представлен материал по теме "Азбука питания".
Материал подобран таким образом, чтобы воздействовать на комплекс анализаторов (зрительный, слуховой). Урок способствует развитию мышления, навыков связной речи, умения рассуждать.
Автор: Пилимон Екатерина Андреевна,учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 40 г. Витебска"
Тема : «Азбука питания»
Цель:
1. воспитать у детей умения культурного поведения во время приёма пищи;
2. развивать связную речь учащихся, образное мышление, творческое воображение;
3. обучить основам рационального питания, а также руководствоваться умением выбора продуктов питания не только опираясь на вкусовые качества, но и на наличие в продуктах основных питательных веществ.
Оборудование: кроссворд (нарисован на ватмане), сигнальные карты, карточки с правилами питания, карточки со словами «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», картинки с изображением мяса, рыбы, молочных продуктов, картофеля, гречки, мёда, орехов, хлеба, овощей, фруктов, морепродуктов.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Начинаем наш урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
В своей жизни применять.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, вспомнить материал, пройденный на прошлом уроке, нам поможет кроссворд. Обратите внимание на доску. Я буду читать вопрос, а вы – отвечаете.
В ОДА
КИСЛО РОД
З ДОРОВЬЕ
Д ОЖДЬ
КУ СТАРНИКИ
ОХ РАНЯТЬ
1. Чем поливают улицы в жаркие дни, чтобы было меньше пыли.
2. Какой газ выделяют растения?
3. Охраняя растения, мы заботимся о своём ….
4. После чего воздух становится чище?
5. Для того, чтобы воздух был чистым, в населённых пунктах сажают деревья и …
6. Чтобы воздух был чистым, растения нужно …
- Молодцы! Все правильно отгадали!
3. Сообщение темы и постановка учебных задач.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с азбукой питания. Она поможет нам правильно питаться и расти здоровыми.
- Давайте послушаем стихотворение С.Михалкова, а затем его обсудим:
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
- Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,
Вырастешь такая – умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
- Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет.
- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальное все продукты – ерунда!
- Какие продукты выбрала девочка? Согласны ли вы с ее выбором? Почему? (нет, она выбрала сладости, а они не приносят пользы)
- Права ли девочка, сказав, что остальные все продукты ерунда? Почему?
4. Изучение нового материала.
- Надя, героиня стихотворения, как и все дети, любит только сладости и не знает, что для ребёнка полезно есть совершенно другие продукты. Откройте свои учебники на стр. 13 и рассмотрите картинки. Назовите продукты, которые считаете наиболее полезными.
- Как вы думаете, а зачем человеку надо есть?
- Правильно, дети. Обратите внимание на доску. Давайте хором прочитаем стихотворение (написано на доске):
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

- Все ли согласны с тем, что мы прочитали?
- Здоровье человека зависит от правильного питания, поэтому нужно соблюдать некоторые правила. Давайте зачитаем на стр. 13 первое правило (дети читают, после чего правило крепится на доску)
- Организму человека нужны различные питательные вещества (карточки с их названиями крепятся под первым правилом)
- Белки являются строительным материалом для клеток нашего организма, углеводы и жиры дают энергию, а без витаминов ни один ребенок не может нормально расти и развиваться.
- Давайте с вами сейчас поиграем. Я покажу вам картинку, а вы, отыскав ответ в учебнике, скажете, к каким питательным веществам ее отнесем (показ картинок)
- Молодцы! Мы немного устали. Давайте отдохнём. Встаньте, выйдите из-за парт.
На раз – подняться, потянуться,
На два – согнуться, разогнуться,
На три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

- Присаживайтесь, продолжим наш урок.
- Прочитаем второе правило (крепится на доску)
- Так, наиболее полезными для человека являются молоко и молочные продукты, гречневая и овсяная крупы, хлеб, овощи. А вот сладостей много кушать вовсе не полезно.
- А как вы думаете, почему?
- Давайте зачитаем третье правило (прикрепить)
- Действительно, пищу нужно тщательно пережёвывать, чтобы она лучше усваивалась организмом.
- Ребята, мы рассмотрели правила рационального питания. Давайте теперь из них составим азбуку (прикрепить на доску, читают ученики по одному):
1. Обязательно завтракай;
2. Каждый день ешь свежие фрукты и овощи;
3. Обед начинай с салата или винегрета;
4. Старайся употреблять сладкое после обеда и в небольших количествах;
5. Не ешь очень холодную и очень горячую пищу.

5. Закрепление.
- Ребята, надеюсь, вы запомнили правила питания? Давайте проверим, как вы их усвоили. Приготовьте свои сигнальные карты. Если вы согласны с утверждением – поднимайте зелёную карту, если нет – красную. Готовы?
1. не садись за стол с немытыми руками;
2. ешь не спеша, хорошо пережёвывай пищу;
3. не разговаривай во время еды;
4. ежедневно употребляй много острой и жареной пищи;
5. жирную пищу ешь не часто и понемногу;
6. следи, чтобы в твоём меню было мало молочных продуктов;
7. почаще ешь солёную пищу;
8. выбирай на десерт свежие фрукты;
9. каждый день ешь много конфет и других сладостей;
10. не пей черный кофе и крепкий чай.

- Молодцы! Все прекрасно справились с заданием.
6. Итоги урока.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Какие правила вы запомнили?
7. Рефлексия.
- А теперь давайте оценим наш урок: тем, кому понравился – похлопайте в ладоши, а те, кому было скучно и неинтересно – потопайте ногами.
8. Д/З
- Вашим д/з будет с. 13-15, прочитайте и ответьте на вопросы.
- Урок окончен.

 

Возможно, будет полезно почитать: