Персонаж романа «Двенадцать стульев» Киса Воробьянинов: биография и интересные факты. Образ кисы воробьянинова, созданный ильфом и петровым, и реалии жизни в российском империи Литературный отец кисы воробьянинова

Киса, Отец русской демократии, Предводитель дворянства (хоть и бывший) — какие только прозвища не давали своему герою Илья Ильф и Евгений Петров. Кстати, когда писатели только задумывали книгу «12 стульев», Ипполит Воробьянинов должен был стать главным ее персонажем, а сын турецко-подданного Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей — второстепенным. Но первоначальную задумку пришлось изменить. В любом случае, яркая фигура Воробьянинова вызывает у читателя такой же интерес, как и образ его коллеги-концессионера Остапа. Так что было бы не справедливо не отыскать прототип Ипполита Матвеевича.

Лишенный революцией 1917 года положения предводителя местного дворянства, Ипполит Матвеевич перебрался в уездный город N, где работал регистратором в ЗАГСе. Проживал он вместе с тёщей, которая, как мы помним, на смертном одре призналась, что спрятала свои фамильные драгоценности в одном из стульев работы мастера Гамбса. Так начался авантюрный роман про искателей приключений. Из книги мы знаем, что Ипполит Матвеевич — это высокий (185 см) седой старик, который носит ухоженные усы, красит волосы в «радикальный чёрный цвет». А теперь еще ближе к тексту:

«Ипполит Матвеевич проснулся в половине восьмого и сразу же просунул нос в старомодное пенсне с золотой дужкой. Очков он не носил. Однажды, решив, что носить пенсне не гигиенично, Ипполит Матвеевич направился к оптику и купил очки без оправы, с позолоченными оглоблями. Очки с первого раза ему понравились, но жена нашла, что в очках он - вылитый Милюков, и он отдал очки дворнику».

Именно из-за указанного авторами сходства со знаменитым историком и политиком Павлом Милюковым многие читатели решили, что прототипом Воробьянинова был Нобелевский лауреат по литературе, знаменитый русский писатель Иван Бунин. Иван Алексеевич и правда был внешне немного похож на демократа Милюкова. Впрочем, в слабохарактерном Кисе довольно мало общих черт с литературным гением Бунина. Может быть поэтому некоторые читатели усмотрели однозначное сходство Воробьянинова с другим русским писателем — Алексеем Толстым.

А вот жители Вятки уверены, что прототипом Кисы Воробьянинова стал их земляк — Николай Дмитриевич Стахеев. Это был один ярчайших представителей знаменитой династии елабужских купцов Стахеевых. Николай обладал неординарными коммерческими способностями. В начале XX века годовой оборот его торговой фирмы составлял 80 миллионов рублей. Перед Первой Мировой войной Стахеев уехал с семьей во Францию, в Европе же он встретил Октябрьскую революцию — известие это, конечно же, не порадовало купца, так как все его капиталы были национализированы. В голове Стахеева созрел опасный, но единственный верный план. В 1918 году Стахеев тайно вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной улице серебро и драгоценности. Однако на выходе из усадьбы купец вместе со всем кладом был задержан сотрудниками ГПУ. Стахеев на допросе предложил Феликсу Дзержинскому сделку: он говорит, где в доме спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать. Дзержинский якобы принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть «найденных» сокровищ был построен Дом Культуры железнодорожников на современной Комсомольской площади в Москве.

Но наиболее правдоподобной нам кажется версия, согласно которой прообразом ‘предводителя дворянства’ был Евгений Петрович Ганько — глава Полтавской земской управы. О нем осталось совсем немного сведений — лишь воспоминания его племянников братьев Катаевых и одного из авторов «12 стульев» Евгения Петрова.

Евгений Ганько был вдовцом и жил с сестрой своей покойной жены. Она управляла его хозяйством, так как зачастую Евгений уезжал в путешествия по экзотическим странам: Китаю, Японии, Индии. Валентин Катаев вспоминал, что очень часто возвращаясь из очередного путешествия, Ганько заезжал к ним в гости и привозил гостинцы: японские лакированные пеналы, страусовые яйца, портсигары с изображением жука-скарабея и так далее. Евгений носил золотое пенсе, которое на нем выглядело особенно эффектно. К старости Ганько осел в Полтаве, развлекая себя просмотром старых французских журналов или расфасовкой своих марок. К слову, он был большим коллекционером.

Евгений Петров говорил, что его дядя (Евгений Ганько) любил щегольнуть перед барышнями и пустить им пыль в глаза. Его образ лег как «листик бумаги в стопочку». Исходя из всего этого, можно смело утверждать, что именно Евгений Ганько стал прообразом для Кисы Воробьянинова.

Ипполит Матвеевич Воробьянинов был уездным предводителем дворянства (предводителем команчей, как выражается Бендер). Он изображается в романе не просто как богатый в царское время человек. Воробьянинов был выдающимся по богатству человеком.

Его доходы описаны авторами четко и обстоятельно: от отца он унаследовал стабильный доход в 20.000 рублей в год. Знакомясь со своей будущей любовницей Еленой Боур на благотворительном балу, Воробьянинов отдает за бокал шампанского 100 рублей. При расставании с той же Еленой Боур он начинает выплачивать ей содержание в 3.600 рублей в год, причем эта финансовая нагрузка воспринимается им безболезненно.

Воробьянинов не укладывается в получаемую им ренту и начинает проживать недвижимость и производственные активы; в 1911 году он вынужден жениться на некрасивой (180, 90-60-90 — для того времени это просто уродина, долговязый скелетик, как говорится в романе) девушке с большим приданым. Если мы предположим, что к этому моменту Воробьянинов прожил за 18 лет (с момента получения им наследства от отца) хотя бы треть своего изначального состояния — а состояние землевладельца традиционно определялось как 16 его годовых доходов — то он реально расходовал 26-27.000 рублей в год.

Это были огромные деньги. Обследование доходов населения, произведенное в 1910 году Министерством финансов в рамках подготовки к введению подоходного налога, показало, что в стране было всего 12.100 домохозяйств с доходом свыше 20.000 рублей в год. Таким образом, Воробьянинов входил приблизительно в одну двухтысячную часть (а точнее, 1/2300) наиболее богатых людей России.

Если предположить, что прообразом Воробьянинова служил полтавский двоюродный дядюшка авторов, то в многолюдной и достаточно богатой Полтавской губернии людей с доходом свыше 20.000 рублей в год было всего лишь 211 человек.

Для получения такого дохода помещику надо было располагать как минимум 2.800-3.000 десятин (десятина — 1.08 га) удобной земли, то есть иметь имение в 3.500-4.500 тысяч десятин (в любом имении есть разного рода неудобные, бездоходные земли). Таким образом, Ипполит Матвеевич владел участком приблизительно 6х6 км — и это при условии высокой эффективности использования земли. Для обработки такого участка, если бы Воробьянинов сам вел хозяйство, потребовалось бы нанять около 150 человек и содержать около 150 лошадей.

По дворянским меркам это было весьма крупное владение — средний размер дворянского землевладения в 1905 году составлял 488 десятин. В Европейской России в 1905 году было всего лишь 2594 дворянских земельных владения в 3000 и более десятин. В Полтавской губернии было 34 таких имения — по 2-3 на уезд. Неудивительно, что не имевший никаких личных заслуг Воробьянинов продолжал оставаться звездой уездной величины и без труда был избран уездным предводителем дворянства.

Что значили 20.000 рублей в год в том масштабе доходов? Губернатор получал 10.000, вице-губернатор 6.000, университетский профессор 3.000 (на такую зарплату горько жаловались), судья окружного суда 4.200, земский врач — 1.200-1.800, учитель гимназии 1.200-2.000 (в зависимости от доходов). Доходы простых людей были совсем другими: средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 264 рубля, квалифицированный станочник в столицах получал 500-700 рублей, ткач 180-200 рублей, сторож или чернорабочий 120-180 рублей. Конторщик или приказчик в магазине получали 600-900 рублей, учитель начальной школы — 300-400 рублей.

В целом, поддержание стиля жизни, типичного для среднего класса, для семейного человека в столицах требовал как минимум 3.000 рублей в год. Что именно входило в это понятие? Наемная квартира с центральным отоплением и электричеством, со спальней, детской, гостиной, столовой, кухней и комнатой для прислуги, с ванной и туалетом; кухарка, горничная и няня; питание по барскому типу, то есть обед с 2-3 горячими блюдами; новая, ухоженная одежда, приличная мебель в доме; передвижение по городу на извозчике; дача в пригороде, снимаемая на лето. При 3.000 рублей семья еле-еле удерживалась на этом уровне, и то, только если детей было 1-2: квартира была на непрестижной улице, на высоком этаже или окнами во двор, на покупку одежды или мебели надо было подкапливать, иногда приходилось ездить не на извозчике, а на трамвае и т.д. А вот доход в 5.000-6.000 тысяч рублей в год уже обеспечивал совершенно безбедную жизнь (независимо от количества детей) и позволял иногда ездить в отпуск за границу.

Из всего вышесказанного видно, что Воробьянинов в 1917 году потерял многое и очень многое. Если для Бендера спрятанные в стуле сокровища — это путь в невиданному процветанию, то Ипполиту Матвеевичу даже их находка не сможет вернуть прежний уровень жизни.

Вторая интересная тема — деятельность Воробьянинова как предводителя дворянства. Уездные предводители дворянства — это уникальная должность. Предводительство уездным дворянством практически не отнимало у них времени, так как уездное дворянство имело крайне мало общих дел.

Но зато выборный (на 3 года) предводитель дворянства был неоплачиваемым чиновником-добровольцем, безвозмездно исполнявшим обязанности де-факто главы уездной администрации (юридически уездные учреждения не составляли единого целого и не имели начальника). Предводитель председательствовал в уездном земском собрании (эта обязанность отнимала одну-две недели в году) и в уездном съезде (это была комиссия, разбиравшая жалобы на судебные и административные решения земских начальников), заседавшем одну неделю в месяц. Также предводитель руководил деятельностью уездного по воинской повинности присутствия, проводившего ежегодный призыв в армию, уездной землеустроительной комиссии (руководила проведением аграрной реформы), уездной оценочной комиссии (разбирала жалобы на оценку имуществ для налогообложения). Также предводитель был организатором выборов в Государственную Думу, возглавляя избирательные собрания.

Всё это позволяет предположить, что совершенно пустой, бездельный и глуповатый человек не мог бы справиться с данной работой. Как бы халатно предводитель не относился к своим обязанностям, они в любом случае были многохлопотными и требовали хорошего знания многочисленных законов и процедур, умения руководить процессами и налаживать отношения со множеством людей. Таким образом, робость и туповатость Воробьянинова объясняется только несколько пасквильным характером знаменитого романа. Реальные предводители дворянства были работоспособными и толковыми людьми.

Когда Юрий Никулин узнал, что Леонид Гайдай решил снимать "12 стульев", то тут же позвонил режиссёру - он очень хотел сняться в этом фильме в роли Ипполита Матвеевича Воробьянинова. Но Гайдай отказал своему другу - в Никулине он Воробянинова не видел и доверил ему роль дворника Тихона


А рассматривал он на роль предводителя дворянства трёх актёров - Анатолия Папанова, который к тому времени уже играл роль Воробьянинова на сцене

Ростислава Плятта

и Сергея Филиппова

Плятт был очень хорош в паре с Михаилом Пуговкиным (который играл отца Федора), но в самостоятельных эпизодах не очень нравился режиссёру

Поэтому Гайдай склонялся к Филиппову. Но тут возникла большая проблема - у Филиппова диагностировали рак мозга. Режиссёр принял решение утвердить Ростислава Плятта. Но Филиппов, узнав об этом, позвонил Леониду Гайдаю и заявил: Ипполита Матвеевича будет играть он, чего бы это ему ни стоило. Режиссёр попал в сложную ситуацию: с одной стороны, ему не хотелось обидеть Филиппова, с другой стороны, серьёзная болезнь исполнителя могла поставить съёмки под угрозу. Но, когда о страстном желании Сергея Филиппова сыграть Кису Воробьянинова узнал Плятт, Ростислав Янович позвонил Гайдаю и отказался от этой роли

В итоге Гайдай решил рискнуть, и утвердил Филиппова, для которого это решение стало вторым шансом - его к тому времени уволили из театра из за проблем с алкоголем. Филиппов рьяно взялся за работу, несмотря на серьезную болезнь. Но по окончании съёмок Филиппову стало хуже, его срочно положили в больницу. Но, к счастью, лечение прошло успешно и и он сам озвучил своего героя

Использованы кадры из х/ф "12 стульев", реж. Л. Гайдай, Мосфильм, 1971 год
и фотографии из архива Мосфильма

Смотрите также:






Родился Ипполит Матвеевич Воробьянинов в 1875 году в имении своего отца, в Старгородском уезде. Жизнь его была весьма обычной, был он "типичным представителем вырождавшейся аристократии", и никакими талантами или яркими особенностями Киса не отличался. Учился он плохо, оставался на второй год, был ленивым. В армию он не пошел по здоровью, от государственной службы уклонился, получать хорошее образование не пожелал. Так и остался Ипполит Матвеевич дворянином без особых занятий, жил в свое удовольствие, много кутил, много позволял себе, и все шло бы прекрасно, если бы не события 1917 года. И Воробьянинов неожиданно оказался без привычного образа жизни и без денег, и ему пришлось стать скромным служащим, работником ЗАГСа. Он скрывал свое прошлое, и никто не знает, вспоминал ли он с тоской в одиночестве свои былые подвиги – вот он показался на публике с двумя совершенно голыми девицами, а вот по-молодецки избил присяжного поверенного.

Но репутация повесы и кутилы – все это осталось позади, а в книге читатель впервые встречает Воробьянинова в образе забитого бывшего аристократа, изо всех сил пытающегося подстроиться под новую действительность.



Бывший щеголь и мот, он растерял почти весь свой былой шик и являл собой к моменту встречи с Остапом довольно жалкое зрелище. Впрочем, он был все еще готов к приключениям, рассказав Бендеру о сокровищах, и когда Остап предложил ему найти их и бежать, то после коротких торгов Киса согласился, причем согласился с большим энтузиазмом.

Что касается внешности Воробьянинова, то это был 52-летний мужчина ростом 185 сантиметров, с седыми волосами, которые он выкрасил в "радикально черный цвет", и с приметными усами, которыми очень дорожил. Он носил пенсне, отличался хорошими манерами, и в целом никак не мог спрятать в себе бывшего предводителя дворянства.

Остап Бендер моментально подавил Ипполита Матвеевича, и, несмотря на редкие бунты, Киса смирился. Он уже устал от жизни, и в молодом и энергичном Бендере он увидел шанс и для себя.

И читатели, и кинозрители могли заметить, как по ходу сюжета меняется личность Воробьянинова. Так, по мере приближения к сокровищам, он словно бы стал более "хищным". "И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и ус торчал уже не параллельно земной поверхности, а почти перпендикулярно, как у пожилого кота".

Изменился Воробьянинов и по характеру, став более жестким, а в конце он стал по-настоящему ненавидеть своего молодого компаньона Бендера.

Кто бы мог подумать, что Киса Воробьянинов, бывший предводитель дворянства, полоснет в итоге Остапа бритвой по горлу, но случилось именно так. Впрочем, по всему видно, что к тому моменту Воробьянинов уже попросту повредился рассудком…

Лучшие дня

Российские зрители знают двух экранных Воробьяниновых – в постановке Леонида Гайдая 1971 года Кису сыграл Сергей Филиппов, а Остапа тогда исполнил Арчил Гомиашвили.

В постановке Марка Захарова 1976 года в паре с Андреем Мироновым, воплотившем Остапа Бендера, в роли Ипполита Матвеевича снимался Анатолий Папанов.

Оба этих фильма стали знаковыми для русского кинематографа, и у того, и у другого огромное количество поклонников и даже фанатов.

Что касается собственно Воробьянинова, то некоторые из его фраз стали крылатыми, и к ним относятся "Поедем в номера!", "Я думаю, что торг здесь не уместен", и, конечно же, знаменитое "Же не манж па сис жюр".

Диалоги Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова – настоящие перлы, и знатоки книги традиционно цитируют их.

Что касается жизни Ипполита Матвеевича после того, как он обезумел и чиркнул Отсапа по горлу, то о нем более ничего не известно – вернулся ли он к тихой жизни советского служащего, или попробовал бежать, а, возможно, он опустился и стал обычным нищим попрошайкой. Лишь однажды в романе "Золотой теленок" Остап упоминает его, назвав "взбалмошным стариком", с которым они когда-то "искали счастья на сумму в сто пятьдесят тысяч рублей".

Киса Воробьянинов - персонаж из романа «Двенадцать стульев», опубликованного в 1928 году. Этот встречается также и в другом произведении Ильфа и Петрова - «Прошлое регистратора ЗАГСа». В этом рассказе представлена более полная биография Кисы Воробьянинова.

Основная информация

Полное имя героя - Ипполит Матвеевич Воробьянинов. На момент начала повествования ему было 52 года. Совсем непривычный для себя образ жизни бывший предводитель дворянства начал вести после знакомства с авантюристом Остапом Бендером. Киса Воробьянинов получил от него профсоюзную книжку, где значилось: «член союза совторгслужащих». Отныне Воробьянинов представляется Конрадом Михельсоном. По поддельным документам ему 48 лет, он холост, является членом союза с 1921 года.

Что известно о жизни бывшего сотрудника ЗАГСа? После революции Воробьянинов был лишён положения предводителя дворянства. Перебрался в уездный город, название которого авторы знаменитой книги не упоминают. Здесь работал в ЗАГСе, в отделе регистрации браков и смерти. Жил Воробьянинов вместе с тёщей Клавдией Ивановной - женщиной, как оказалось, довольно скрытной и таинственной.

В погоне за сокровищами

Жизнь Кисы Воробьянинова полностью изменилась после смерти матери покойной жены. В последние минуты своей жизни тёща призналась ему в том, что владеет дореволюционными Правда, хранятся они далеко, в одном из 12 стульев. Поиски сокровищ - основная сюжетная линия знаменитого романа Ильфа и Петрова.

В 1918 году праздной жизни Ипполита Матвеевича пришёл конец. Он был изгнан из собственного дома, лишен имущества. Со временем превратился в жалкого обывателя. И вдруг - новость о драгоценностях. Она дала шанс вернуть прежнюю, полную роскоши и праздности жизнь. Ипполит Матвеевич бросился на поиски драгоценностей, будучи абсолютно неприспособленным к подобному роду деятельности.

Киса Воробьянинов и Остап Бендер

Откуда появилось такое странное прозвище, несоответствующее зрелому мужчине? Конечно, придумал его Остап Бендер. По отношению к своему помощнику он использовал также такие слова, как «фельдмаршал», «предводитель команчей».

О судьбе Воробьянинова после событий, описанных в романе «Двенадцать стульев», неизвестно почти ничего. Он лишь раз упоминается в другой книге - «Золотой телёнок». В этом произведении Ипполит Матвеевич описывается как «взбалмошный старик, бывший предводитель дворянства», с которым Остап Бендер когда-то искал счастье на сумму в 150 тысяч рублей.

Облик

Как выглядел Киса Воробьянинов? Актёр, сыгравший этого персонажа в киноленте 1971 года, соответствует знаменитому образу. Ипполит Матвеевич был высоким, седовласым. Носил усы. Очкам предпочитал пенсне, дабы избежать сходства с Павлом Милюковым - политическим деятелем, который занимал должность министра иностранных дел при Временном правительстве.

Прежде чем отправиться на поиски сокровищ, Воробьянинову приходится изменить внешний облик. Он перекрашивает волосы в чёрный цвет. Однако процедура оказывается неудачной. Волосы становятся зелёными. Ничего не остается, как побриться наголо.

Привычки

Киса Воробьянинов, как и любой другой представитель дворянства, говорит по-французски. Утром он по обыкновению произносит bonjour. Но только в том случае, если проснулся в добром расположении духа. Если у Воробьянинова с утра шалит печень, он имеет обыкновение здороваться по-немецки.

Прошлая жизнь

То, какой была жизнь Кисы Воробьянинова до встречи с Остапом Бендером, описано в рассказе "Прошлое регистратора ЗАГСа". Произведение было опубликовано в 1929 году. Здесь образ Воробьянинова довольно неожиданный. Персонаж предстаёт перед читателями эдаким гулякой и авантюристом.

Из рассказа становится известно, что родился бывший регистратор ЗАГСа в 1875 году. Его родной город находится в Старгородском уезде. Отец Ипполита Матвеевича был страстным любителем голубей - это вся информация о родственниках «гиганта мысли». Ярких событий в биографии Воробьянинова нет, за исключением нескольких скандальных случаев.

Коллекционер

В 1911 году «отец русской демократии» женился на дочери соседского помещика Петухова. Изменить семейное положение он решил в силу пошатнувшихся дел в имении. Будучи Воробьянинов слыл страстным филателистом. В коллекционировании марок он мечтал превзойти легендарного мистера Энфильда.

Однажды знаменитый английский филателист обратился к нему с просьбой продать одну из марок. Воробьянинов отказал, причём в довольно своеобразной форме. Энфильду предводитель дворянства отправил лаконичный ответ: «Накося выкуси!». Краткий и исчерпывающий отказ был написан латинскими буквами. Ведь адресован он был иностранцу.

Скандальный случай

В 1913 году произошло событие, которое возмутило передовые слои светского общества. Предводитель дворянства появился в общественном месте в сопровождении двух абсолютно обнажённых дам. Позади растерянно шел околоточный, держа в руках одежду, которая, по-видимому, принадлежала разоблаченным спутницам Воробьянинова.

Фильм 1971 года

Режиссер киноленты - Леонид Гайдай. Фильм стал лидером кинопроката в 1971 году. Главную роль исполнил Арчил Гомиашвили. Кису Воробьянинова сыграл Сергей Филиппов. Это был актёр, обладавший многогранным талантом. Однако в фильмах он представал преимущественно в сатирическом образе. До выхода «Двенадцати стульев» сыграл в кино более 50 ролей. В 1980 вышла картина «Комедия давно минувших дней», в которой Филиппов снова сыграл Кису Воробьянинова.

Фильмы 1976 года

Эту картину снял не менее известный советский и российский режиссер. А именно Марк Захаров. Остапа Бендера сыграл выдающийся актер Андрей Миронов. Ипполита Матвеевича - Анатолий Папанов. На счету актера несколько десятков ролей, среди которых есть и трагические, и комические. Он впервые появился на экране в 1939 году, сыграв эпизодическую роль в киноленте "Подкидыш".

Фильмы с участием Папанова: «Дети Дон Кихота», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Холодное лето пятьдесят третьего» и многие другие. Голосом говорит самый знаменитый мультипликационный персонаж советского периода - Волк из «Ну, погоди!».

Спектакли и мюзиклы

Кто играл Кису Воробьянинова помимо Филиппова и Папанова? В начале 70-х вышла британская кинолента с участием Рона Муди. В спектакле 1966 года роль «особы, приближенной к императору» исполнил Александр Белинский. В мюзикле 2005 года - Илья Олейник.

 

Возможно, будет полезно почитать: