Поведение и установки. Определяют ли установки поведение? Почему поступки влияют на установки? Почему поступки людей нередко расходятся с моральными нормами Изучение нового материала

Если вы были в отношениях, то знаете, почему люди расходятся. Но я хочу рассказать вам не о тех случаях, когда кто-то предал, потому что ч(м)удак или шл*ха. Лучше уметь разобраться, что происходит с нормальными людьми и их крепкими отношениями, безграничной любовью и прекрасными перспективами. Когда разрыв происходит после долгих и многообещающих лет.

Как правило, серьёзные отношения рушатся буквально у всех на одной стадии, так как даже любовь имеет в своём цикле развития кризисы. Давайте по порядку.

1. Первая стадия. Влюблённость

Все это проходили и, наверняка, очень часто читали. Это та самая пора, когда бабочки в животе не дают спать. Когда вы настолько одурманены партнёром, что уже построили в мыслях пряничный домик, в котором проведёте старость в обнимочку. На первой стадии восприятие настолько нереально, а человек идеализирован, что даже единорог на заднем дворике вашего пряничного домика блюёт радугой. Длится подобное около двух месяцев.

2. Вторая стадия. Остывание

Не кризис, а именно остывание, потому что розовые очки порядком потрескались, и вы уже не витаете в облаках. В этот период происходит первое более менее осознанное развитие отношений. Тёплые чувства привязывают вас, но идеальный образ не заменяет собой реальности. Вы изучаете друг друга более глубоко, не пытаетесь любоваться исключительно своими миражами о второй половинке, но пытаетесь найти точки соприкосновения реального человека и вашей фантазии. Тем не менее минусы не принимаются, а игнорируются намеренно, потому что человек вас всё ещё вдохновляет, и положительные эмоции ставятся в приоритет отрицательным. Ценится всё хорошее, но заминаются неловкие ситуации несовпадения позиции, скапливаясь про запас в подкорке для того, чтобы однажды вылиться в скандал.

Именно эту стадию многие ошибочно называют “настоящей любовью”, потому что им кажется, что они принимают все плюсы и минусы партнёра, в то время как на самом деле они их скрепя зубы всего лишь терпят.

3. Третья стадия. Кризис

Происходит тогда, когда партнёры уже живут вместе, либо знают друг друга довольно продолжительное время. За весь предыдущий периоды пара изучает друг друга, и на данном этапе готова хоть экзамен сдавать. Партнёры выучили друг друга вдоль и поперёк: знают все привычки, модели поведения и ход мыслей. Именно в такой момент всем (всем без исключения) кажется, что любовь прошла. Люди надоедают друг другу и расходятся в поисках “чего-нибудь нового”. Многим кажется, будто партнёр тянет его вниз, тормозит развитие личности, не желает добра, а лишь тяготит своими тупыми привычками. На третьей стадии одного или обоих партнёров начинает раздражать друг в друге буквально всё.

Привычное поведение кажется невыносимым, а мелкие косяки – поводы для войны. Из любой безобидной мелочи может разразиться скандал, где оба припомнят друг дружке абсолютно всё. После такого, как правило, и приходят к выводу, что больше ничего общего не осталось и смысла продолжать отношения нет. Если на данный момент у пары есть дети, они могут терпеть друг друга ради них, но именно терпеть и в конце концов винить весь мир и ненавидеть жизнь. Не желая примиряться, 50% всех союзов распадаются.

Это самый сложный и глобальный кризис, его способны пережить только те пары, которые настроены на разбор всех ситуаций, компромиссы и дипломатию. И даже готовы пытаться бороться с собственным отвращением.

4. Четвёртая стадия. Затишье и спокойствие

Однажды в череде вечных претензий покажется усталость и смирение. Некоторая апатия и равнодушие ко всему. Тогда оппоненты перестают кричать друг на друга, кидаться едкими словами и изничтожающими взглядами. Изживут себя в один момент все попытки насолить и побольнее ужалить. Эта стадия как наркоз.

Оба перестают чувствовать ненависть и раздражение. Вы можете сосуществовать в мире, но не будете испытывать ни тяги друг к другу, ни негатива или неприятных осадков ссор. На этой стадии люди не разбегаются сразу же. Хотя кажется, что вот теперь то их ничто не держит, они могут найти нечто новое и вдохновляющее. Но психологическая картина такова, что оба вымотаны. Жизнью, отношениями и эмоциями. Когда после высокой температуры жар спадает, чувствуется необыкновенная лёгкость и головокружение, и будто голова набита ватой. Здесь так же. Мозг отказывается выдавать порцию нервов и скандалов из-за ерунды, поэтому раздражающие раньше мелочи перестают для вас существовать. Оба партнёра по-прежнему знают всё о привычках друг друга и продолжают вести размеренный образ жизни. Совместный и без эмоций.

5. Пятая стадия. Последняя инстанция в отношениях

После истерик и безэмоционального затишья начинают появляться искорки. Приятные мелочи жизни начинают снова казаться приятными. Наша душа чувствует себя приятно опустошённой и отдохнувшей, теперь она снова способна радоваться. Теперь сожительствующий партнёр снова кажется интересным, а то, что вдрхновляло в нём раньше, снова начинает нравится. На этот раз происходит частичный повтор первой стадии влюблённости.

Вы уже полностью друг друга знаете и принимаете. Ваша вторая половинка воспринимается как самостоятельная личность: с несовпадающими интересами, собственной точкой зрения и вредностями. Однако точки соприкосновения теперь для вас обоих – необычайная ценность. Вы стараетесь развивать все приятные моменты. Происходит обоюдное полное принятие личности партнёра. Теперь вы вместе развиваетесь, углубяетесь в психологию общения и легче относитесь к неприятностям. Партнёры, достигшие этой стадии, больше не расходятся и не расходятся.

Человек и культура

Учитель:

учебный год

Тема урока: Человек и культура

Цели:

· Раскрыть представление о культуре как результатах человеческой деятельности;

· Показать необходимость культуры для подлинно человеческого существования;

· Сформировать четкое представление о необходимости взаимоотношения человека и общества через культуру;

· Развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать собственную позицию.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint «Человек и культура», системный блок Intel PentiumМБ/70ГБ, манипулятор типа мышь Genius, мультимедийный проектор.

Ход урока.

Организационный момент.

Знакомство с темой урока.

Сообщение целей урока учащимся

Слайд 1.

Слайд 2.

Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

· Что такое человечность?

· Какие правила морали вам известны?

· В чем их нравственный смысл?

· Как связаны между собой понятия «мораль» и «человечность»?

· Почему поступки людей нередко расходятся с моральными нормами?

Слайд 3.

Изучение нового материала.

1. Проанализируйте высказывания известных ученых и общественных деятелей. Согласны ли выс этими суждениями?

Культура - видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт.

А. Круглов

Культура начинается с запретов.

Ю. Лотман

Культура – это память человека о себе.

Сегодня на уроке речь пойдет о культуре ее

роли в жизни человека.

2.Что такое культура.

Рассказ учителя.

Культура – лат. сultura (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Таким образом, первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу.

В позднеримской империи, а затем в эпоху средневековья понимание культуры ассоциировалось с городским укладом жизни и связанными с ним благами цивилизации.

В эпоху возрождения культура определялась как признак личного совершенства. Культура отождествляется с различными областями духовной деятельности: наукой, моралью, искусством, философией, религией.

Философы Просвещения рассматривали культуру как некую специфическую автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. И. Кант различал культуру умения (способность реализовать цели) и культуру дисциплины (способность ставить осмысленные цели и делать разумный выбор).

В 19 веке в культуре философы видели систему ценностей и идей. Гегель рассматривал культуру как начальное и завершающее звено самопознания абсолютной идеи. Шпенглер рассматривал культуру народов как замкнутые, неповторимые организмы, которые прошли в своем развитии следующие стадии: возникновение, расцвет, надлом, упадок, гибель.

Марксистская концепция культуры включает в содержание культуры не только духовную, но и материальную культуру.

Современное понимание:

Культура – система материальных и духовных ценностей, способы их создания, формирование человека, способного осваивать опыт предшествующих поколений и современников и использовать его для создания новых ценностей.

Культура включает в себя: устойчивые элементы, т. е. культурные универсалии (все родовые, общечеловеческие формы общественной жизни: производство, труд, досуг, общение, порядок, управление, воспитание и образование, духовную жизнь) и элементы преходящие, возникающие и исчезающие в конкретных исторических условиях, которые присущи конкретным типам культуры.

Классификаций культуры существует много.

Культура делится на:

Материальную и духовную;

Светскую и религиозную;

Контркультуру и субкультуру.

Ответьте на вопрос:

Какие элементы присущи молодежной субкультуре?

Культура обладает определенными функциями:

Гуманистической:- развитие потенциала человека во всех сферах жизнедеятельности;

Информационной – трансляция социального опыта;

Коммуникативной – функция социального общения;

Нормативно-регулирующей - средство социального контроля за поведением человека;

Гносеологической (познавательной) - с редство познания и самопознания человека, социальной группы, общества;

Ценностно-ориентационной - з адает систему жизненных ценностей.

· 2. Пути приобщения к культуре

· Образование

· Общение с искусством, народными традициями

· Общение в социуме.

Несколько лет назад проходил очень интересный проект «Семь современных чудес света». С помощью Интернета любой желающий голосовал за те памятники культуры, которые он считал достойными называться чудом света. Перед вами на слайде представлены некоторые из них.

А вот такие памятники, по вашему мнению, достойны войти в культурный фонд нашего города. Их вы можете увидеть на следующем слайде. (Фотографии учащегося 8 класса Борисова Александра).

Большой вклад в развитие культуры вносят представители интеллигенции. Перед вами академик, литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачев, первый в России кавалер ордена Андрея Первозванного.

Его судьба неотрывна от судьбы России 20 века. Родился в 1096 году, был гимназистом, членом Человеколюбивого общества, ударником Белбалтлага, пережил блокаду Ленинграда. Знавал и времена гонений, и мировое признание.

В 80-годы он создал культурологическую концепцию, в основе которой рассматривались проблемы гуманизации жизни людей. Являлся поборником культурного единства человечества при безусловном полном сохранении культурного своеобразия.

Оригинальным вкладом ученого в общую культурологию стала предложенная им идея гомосферы (т. е. человеческой сферы) Земли.

Обсудите справедливость следующего высказывания

Нельзя сохранять музыку в виде скрипки, положив ее под колпак, а нужно сохранять в виде музыкантов, умеющих пользоваться этой скрипкой и умеющих научить и других.

По вашему мнению, Интернет это:

А) новый вид искусства;

Б) развлечение;

В) способ передачи информации;

Г) все вышеперечисленное.

Свой ответ обоснуйте.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10. Слайд 11.

Слайд 12 .

Слайд 13.

Слайд 1 4 .

Слайд15

Слайд16

Слайд17

Слайд18

Слайд19

Слайд 20

IV .

Закрепление изученного материала

Ответьте на вопросы

1 .Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?

2. Каковы функции культуры?

2. Что входит в понятие внутренней культуры человека?

3.В чем состоят трудности на пути постижения подлинной культуры?

Слайд 21

V .

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Сочинение - размышление

«Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых»

Фазиль Искандер

  • Что отличает человека нравственного от безнравственного?
  • Что значит чтить мораль и читать мораль?
  • Почему нелегко следовать нормам и заповедям?

Мораль и гуманизм . Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Итак, по этому определению человечность связана с моралью. А что такое мораль? Зачем она нужна человеку? Почему именно с ней связано проявление гуманизма в повседневных отношениях людей?

Слово «мораль» пришло к нам из французского языка (morale - нравственность), а во Францию это слово пришло из Древнего Рима (лат. moralis - нравственный), но само понятие о морали, т. е. определенных правилах поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова «мораль». Мораль - это еще и общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Когда и кем признаны те или иные правила поведения? Нравы общества и понятие о нравственном поведении человека формируются в каждом обществе по-своему. Скажем, наша современная мораль предполагает, что к детям надо относиться бережно, ласково, тем более к больным детям. Такая норма поведения общепринята в нашем обществе. Проявлять заботу о больном ребенке считается нормальным поступком. Совершая такой поступок, человек ведет себя хорошо, по-человечески, как подобает.

А вот другой пример, другое время, другое общество - Древняя Спарта. Здесь на протяжении многих веков не считалось зазорным убийство ребенка, если у него обнаруживался физический недостаток, который мешал впоследствии стать полноценным воином. И в той же Спарте совершили свой подвиг 300 спартанцев во главе с царем Леонидом. Они погибли, преграждая дорогу персам-завоевателям. Благодарные потомки увековечили этот подвиг в мраморе, начертав на нем, что воины погибли, «честно исполнив закон».

Подобных примеров противоречий вы сами можете найти немало. Нравы меняются, они обусловлены историческим временем.

Моральные нормы и поступки людей . Нормы морали могут иметь существенные различия у современников. Но и тогда, когда ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» общепризнан, нормы морали и конкретные поступки людей могут противоречить друг другу. Христианская мораль, например, вызывает глубокое уважение. В самом деле, разве плохо то, что проповедуется в Евангелии от имени Христа? А как в жизни? Всегда ли христианин поступает так, как учит Священное Писание? Значит, моральные нормы и конкретные поступки вовсе не одно и то же. Следовать моральным нормам совсем не просто, какими бы простыми они ни казались. За ними скрывается очень важное содержание. Нормы морали указывают человеку на необходимость трудиться, а не жить за чужой счет, осуждают и запрещают воровство, обман. Они провозглашают необходимость быть честным, верным дружбе и любви, обязанность проявлять уважение к старшим, благодарность за оказанные услуги, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность.

Перечисленные нормы знает, вероятно, каждый. Но сколько бы правил поведения ни знал человек, они для него мертвый капитал, пока он не станет соизмерять свои поступки с требованиями морали. Мораль не сухое назидание, а отношение к жизни. Причем отношение разумное, требовательное, действенное, честное, иными словами - человечное и человеческое. Именно нравственные качества делают человека человеком. Главная задача моральных норм - создать образец поведения человека по отношению к другим людям.

    Основные понятия

  • Мораль, нормы морали.

    Термины

  • Нравы, человечность.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое человечность?
  2. Какие правила, нормы морали вам известны? В чем их нравственный смысл? В чем их гуманистическое значение?
  3. Как связаны между собой понятия «мораль» и «человечность»?
  4. Почему поступки людей нередко расходятся с моральными нормами?

Задания

  1. Часто человек, хорошо зная, что тот или иной поступок, то или иное действие является плохим, пытается оправдать свое поведение тем, что у него не было другого выхода. «Обманывать нехорошо, но в данном конкретном случае...»

    Но ведь вся наша жизнь состоит из конкретных случаев. Подумайте, как оставаться человеком в самом трудном положении.

  2. Существует так называемое «золотое правило нравственности». Оно гласит: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

    Выскажите ваше отношение к этому правилу и к готовности применить его в основе своего поведения.

  3. В одной книге, посвященной морали, говорится: «Вопрос сегодня стоит так: или люди научатся жить по законам добра и гуманности, или они не будут жить вовсе». Поясните, как вы понимаете эти слова, и каково ваше отношение к ним.
  4. Человек совершает хороший поступок в расчете на вознаграждение. Обоснуйте, является ли этот поступок нравственным.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Поведение и установки Определяют ли установки поведение? Определяет ли поведение установки? Почему поступки влияют на установки?

2 Определяют ли установки поведение? 1. Вводная часть. 1.1.Что такое установки? Характеристики установки Структура установки В какой форме они выражаются? 1.4. Для чего они? 2. Развитие представлений о связи между установками и поведением Установки определяют поведение Установки не определяют ничего При каких условиях установки прогнозируют поведение? По ходу нашего совместного продвижения к ответу на данный вопрос мы будем останавливаться в следующих пунктах.

3 Определяют ли установки поведение? Проблема социальной установки при исследовании личности занимает в социальной психологии важнейшее место. Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Определяют ли установки поведение? Определяет ли поведение установки? Почему поступки влияют на установки? Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии (Дэвис, С. 54).

4 Что такое установки? 1. Социальная установка форма установки, представленная устойчивой системой взглядов и представлений. 2. Аттитюд предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии (Дэвис, С. 54). Введение этого термина в 1918 г. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин "аттитюд", который в литературе на русском языке переводится либо как "социальная установка", либо употребляется как калька с английского (без перевода) "аттитюд". Эту оговорку необходимо сделать потому, что для термина "установка" (втомсмысле, который ему придавался в школе Д.Н.Узнадзе) существует другое обозначение в английском языке "set". Взятые вместе оценочные реакции на что-либо, независимо от того, в какой форме он выражены, определяют установку человека (Olson & Zanna, 1993). Установка это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них. Термин «установка», соответствующий английскому понятию «attitude», или в русском варианте «аттитюд», в российскую психологическую науку ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д. Н. Узнадзе.

5 Черты А. a) определенное состояние сознания и нервной системы; б) выражающее готовность к реакции; в) организованное; г) на основе предшествующего опыта; д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так. Аттитюд понимался всеми как: a)определенное состояние сознания и нервной системы, b)выражающее готовность к реакции, c)организованное, d)на основе предшествующего опыта, e)оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении. 5

6 ВЫДЕЛЯЮТ А.: Базовые система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а сформировывается к годам, затем очень трудно меняется и выполняет регулирующую функцию. Периферийные ситуативные, могут меняться взависимости от социальной обстановки.

7 3 - компонентная структура А. Когнитивный А. (осознание объекта А., выражаемое обычно в убеждении или мнении. Нередко основанном на социальном стереотипе); Аффективный А. (эмоциональная оценка объекта А., переживание симпатии или антипатии к нему, что может быть продиктовано стереотипом); Поведенческий А. (конативный, отражающий диспозицию к действию); В 1942 г. М. Смит разработал т.н. 3 компонентную структуру А. 7

8 Аттитюд выражается в форме: Убеждений, Чувств, Готовность к действиям. Оценивая наши установки, мы обращаемся к одному из следующих трех параметров: чувствам, действиям, мыслям.

9 Установки эффективный способ оценки мира. Отвечая на вопрос «Для чего нужны нам установки?» Когда нам нужно быстро отреагировать на что-то, чувство, которое это «чтото» вызывает у нас, способно направить нашу реакцию. Например, человек, убежденный, что представители данного этноса ленивы и агрессивны, может испытывать к ним антипатию и совершать по отношению к ним дискриминационные поступки.

10 Выделяют 4 потенциальные функции установок: 1. Социально приспособительную 2. Когнитивную 3. Экспрессивно оценочную 4. Психологической защиты 1. Социально приспособительная (утилитарная, адаптивная, инструментальная): мы действуем в соответствии с определенными аттитюдами, потому что в данной среде нам это выгодно, приносит пользу. 2. Когнитивная (лат. cognitio знание, познание): аттитюды упрощают нашу ориентацию в мире, позволяют легко категоризировать и оценивать происходящие события. 3. Экспрессивно оценочная, функция выражения: проявляясь в мнениях и поведении, аттитюды способствуют самовыражению личности. 4. Психологическая защита: аттитюды предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения. Все это на основании прошлого опыта уже зафиксировано в установке. 10

11 Развитие представлений о связи между установками и поведением. «Установки определяют поведение». Проблема того, определяют ли установки поведение, вызывает к жизни основополагающий вопрос о природе человека: какая существует связь между тем, что у нас на душе, и тем, что мы творим в действительности? Философы, теологиипросветителивтечениедлительноговременирассуждалиосвязимежду мыслью и действием, характером и поведением, личным миром и общественными делами. В основе большинства учений, советов и методик по детскому воспитанию лежит предпосылка, гласящая, что личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение. Поэтому, если мы хотим переделать образ действия людей, нам следует изменить их душу и образ мышления. Исходя из того, что установки определяют поведение, социальные психологи сошлись на том, что знание установок людей позволяет прогнозировать их поведение. 11

12 Развитие представлений о связи между установками и поведением. Многие спортивные мероприятия, призванные пропагандировать здоровый образ жизни, спонсируются производителями такой вредной для здоровья продукции, как сигареты (вовремя этих спортивных мероприятий на хорошо видных местах размещаются рекламные щиты спонсоров производителей сигарет). Да и сами рекламы противоречивы: бравый ковбой, «лицо» компании Marlboro, соседствует с обращением министра здравоохранения, предупреждающего о вреде курения} Информация о вреде курения лишь незначительно воздействует на тех, кто уже пристрастился к нему. Когда общество осознало, что демонстрация сцен насилия на телеэкране оказывает негативное воздействие на аудиторию, многие высказались в пользу более гуманных программ, но это не мешает им смотреть «медиа убийства» с прежней регулярностью. Призывы к безопасному вождению автомобиля оказали на статистику дорожно транспортных происшествий значительно менее заметное влияние, чем снижение предельных скоростей, введение в эксплуатацию скоростных шоссе с односторонним движением и штрафные санкции за вождение в пьяном виде (Etzioni, 1972). 12

13 Разве все мы лицемеры? Именно этот разрыв между установками и действиями был назван Даниэлем Бэтсоном и его коллегами «моральным лицемерием», т. е. претензией на обладание такими моральными качествами, которых на самом деле нет (Batson et al, 1997, 1999). Авторы провели исследование. Участникам его, студентам университета, предлагалось задание, за выполнение которого можно было получить вознаграждение (лотерейные билеты на сумму до $30 долларов), или задание, не сулившее никакого вознаграждения. Участники должны были выбрать одно из них лично для себя и другое для некоего предполагаемого испытуемого. Хотя только 1 из 20 участников открыто сказал то, что наиболее нравственный поступок «взять себе оплачиваемую работу», однако 80% поступили именно так.

14 Развитие представлений о связи между установками и поведением. «Установки определяют поведение». Вконечномитоге, по мере развития представлений о том, что именно определяет поведение, на передний план вышли внешние социальные влияния, «переигравшие» такие внутренние характеристики, как установки и личностные качества. В 60 е гг. XX в. на смену изначальному тезису «Установки определяют поведение» пришел антитезис «Установки не определяют ничего». Однако в 1964 г. Леон Фестингер, которого многие считают ученым, внесшим наиболее существенный вклад в социальную психологию (Gerard, 1994), пришел к следующему выводу: свидетельства в пользу того, что изменение установок приводит к изменению поведения, отсутствуют. По мнению Фестингера, все как раз наоборот: наше поведение это лошадь, а установки телега. В 1957 г. профессор Леон Фестингер (Festinger) предложил теорию познавательного диссонанса (cognitive dissonance). Суть этого явления заключается в том, что в подсознании возникает конфликт между нашими убеждениями/ предположениями и реальностью. Чтобы избежать его, подсознание разрешает возникающие противоречия, «подстроив» исторические факты так, чтобы избежать внутреннего конфликта. Например, инвестор, который своевременно не принял решение и потерял деньги, попытается объяснить свои неудачи тем, что с опозданием получил финансовые рекомендации, хотя он раньше никогда ими не пользовался. Другой пример, приведенный Фестингером. Лидер религиозной сектыубедил своих последователей, что ему стало известно о близости конца света, но, согласно полученному им сообщению из космоса, инопланетяне готовы спасти тех из них, кто в этот день соберется в определенном месте. Группа людей во главе с лидером отправляется в указанное место, а инопланетяне все никак не появляются. Затем остается позади и тот момент, когда должен был состояться конец света. В конце концов лидер доводит до своих последователей новую информацию: он получил еще одно послание из космоса» который вознаградил их веру тем, что отменил конец света. Наступает всеобщее ликование. Очередной удар по предполагаемому всевластию установок был нанесен в 14

15 «Установки не определяют ничего» Узнав, что поступки людей часто расходятся с их словами и убеждениями, удивившись этому, социальные психологи активно занялись поискомответанавопрос, почему так происходит. Тезис. Антитезис. Может быть, истина посередине? Узнав, что поступки людей часто расходятся с их словами и убеждениями, удивившись этому, социальные психологи активно занялись поиском ответа на вопрос, почему так происходит. Конечно, рассуждали мы, убеждения и чувства должны порой отличаться друг от друга. 15

16 При каких условиях установки прогнозируют поведение? Наше поведение и наши выраженные установки потому отличаются друг от друга, что и то и другое подвержено влиянию разных обстоятельств. Один социальный психолог насчитал 40 разных факторов, осложняющих их взаимосвязь (Triandis, 1982; см. также: Kraus, 1995). Наше поведение и наши выраженные установки потому отличаются друг от друга, что и то и другое подвержено влиянию разных обстоятельств. Один социальный психолог насчитал 40 разных факторов, осложняющих их взаимосвязь (Triandis, 1982; см. также: Kraus, 1995). Что произойдет, если устранить все прочие источники влияния на поведение? Будут ли установки предсказывать поведение?

17 Метод мнимого источника информации Разработанный Эдвардом Джоунсом и Гарольдом Сигалом метод мнимого источника информации предназначен для того, чтобы обманным путем «выуживать» из людей их истинные установки (Jones, Sigall, 1971). В отличие от врача, который всегда может определить частоту пульса, социальные психологи никогда не имели «прямого доступа» к установкам и вынуждены были довольствоваться измерением выраженных установок. Однако действия, выражающие установки, как и другие проявления поведения, подвержены внешним влияниям. Зная, что люди не очень склонны к откровенности, социальные психологи давно мечтали о том, чтобы «добраться до сердца какимнибудь окольным путем». Таким «обходным путем» и является разработанный Эдвардом Джоунсом и Гарольдом Сигалом метод мнимого источника информации, предназначенный для того, чтобы обманным путем «выуживать» из людей их истинные установки (Jones, Sigall, 1971). В 1971 г. Сигал (вместе с Ричардом Пейджем) провел эксперимент, в котором приняли участие студенты Рочестерского университета. Испытуемые удерживали заблокированный руль, с помощью которого после отключения блокировки могли поворачивать стрелку налево в случае несогласия или направо в случае согласия. Когда к рукам студентов прикреплялись электроды, псевдомашина якобы начинала измерять даже очень слабые мышечные сокращения, «сообщая» таким образом манометру о намерении испытуемых повернуть руль влево (несогласие) или вправо (согласие). Продемонстрировав испытуемым это «чудо техники», экспериментатор задал им несколько вопросов. Через несколько мгновений, в течение которых машина гудела и вспыхивал яркий свет, на табло возникал ответ установка испытуемого, бывшая на самом деле не чем иным, как установкой, выраженной им раньше, при проведении опроса, о котором все уже успели благополучно забыть. Чистота эксперимента ни у кого не вызвала сомнений. Когда стало ясно, что экспериментатор убедил испытуемых, «измеритель установок» был спрятан и студентов спросили об их отношении к афроамериканцам, попросив одновременно догадаться о том, что «выдаст измеритель». По сравнению со своими товарищами, заполнявшими стандартные опросники, участники эксперимента продемонстрировали более негативные установки. Если участники письменного опроса признавали афроамериканцев более чувствительными (менее толстокожими), чем остальные американцы, то участники эксперимента Сигала и Пейджа высказали диаметрально противоположное суждение. Скорее всего, ход их мыслей был примерно таким: «Пожалуй, я лучше скажу правду, а то еще решат, что я не в ладу с самим собой».

18 1. Минимизация других влияний на выраженные установи и на поведение Наблюдения помогли сформулировать принцип совокупности: влияние установки на поведение становится более очевидным, если мы принимаем во внимание не отдельные поступки человека, а его совокупное, или обычное, поведение. При любых обстоятельствах нами руководят не только наши внутренние установки, но и сама ситуация, в которой мы оказываемся. социальные влияния могут быть чрезвычайно сильными, настолько сильными, что люди вынуждены поступаться своими глубочайшими убеждениями. Итак, может ли усреднение многих случаев позволить нам более точно определить влияние наших установок? Результаты одного исследования свидетельствуют о том, что на основании общего отношения людей к религии трудно предсказать, пойдут ли они в церковь на следующей неделе (поскольку на этот поход могут повлиять и погода, и проповедник, и самочувствие, и многое другое). Однако религиозные установки достаточно хорошо могут предсказать общее количество религиозных отправлений за определенный промежуток времени (Fishbein & Ajzen, 1974; Kahle & Berman, 1979). Подобные наблюдения и помогли сформулировать принцип совокупности: влияние установки на поведение становится более очевидным, если мы принимаем во внимание не отдельные поступки человека, а его совокупное, или обычное, поведение. 18

19 2. Установка специфична и релевантна (уместна) наблюдаемому поведению. Вместо того чтобы убеждать людей избавляться от вредных привычек вообще, полезнее попытаться изменить их отношение к конкретным действиям. Известны и другие условия, при которых прогностическая точность установок повышается. Как отмечают Айзек Эйджен и Мартин Фишбейн, когда измеряется некая общая установка (например, отношение к выходцам из стран Азии), а поведение весьма специфично (например, принятие решения о том, помогать или нет конкретному азиату), не следует ждать тесной корреляции между словами и делами (Ajzen & Fishbein, 1977; Ajzen, 1982). Справедливость этого утверждения, по данным Эйджена и Фишбейна, подтверждается тем, что в 26 из 27 рассмотренных ими исследований установки испытуемых не прогнозировали их поведения. Однако они предсказывали поведение в 26 исследованиях, которые авторы смогли найти и в которых измеряемая установка была непосредственно связана с ситуацией. Дальнейшее изучение этой проблемы всегобыловыполненоболее 500 исследований подтверждает вывод о том, что конкретные, релевантные установки действительно прогнозируют поведение (Six & Eckes, 1996; Wallace et al., 1996). Например, отношение к презервативам надежно прогнозирует их использование (Sheeran et al., 1999). Отношение человека к переработке отходов и к получению из них полезных вещей (а невообщекпроблемеохраны окружающей среды) прогнозирует его участие в соответствующих программах (Oskamp, 1991). Вместо того чтобы убеждать людей избавляться от вредных привычек вообще, полезнее попытаться изменить их отношение к конкретным действиям.

20 3. Установка достаточно сильна. Установка может прогнозировать поведение тогда, когда она достаточно сильна. Когда установка сильна? 1. Когда она осознанна 2. Когда источником установки является опыт Есть и третье условие: установка может прогнозировать поведение тогда, когда она достаточно сильна. Когда мы действуем автоматически, наши установки чаще всего не дают о себе знать. В новой ситуации наши действия уже не столь автоматичны: не имея готового сценария, мы вынуждены сначала думать, а уж потом действовать. Если побудить людей задуматься над своими установками, прежде чем они начнут действовать, будетлиихповедениебольшесоответствовать последним? Марк Снайдер и Уильям Свонн задались целью ответить именно на этот вопрос (Snyder & Swann, 1976). Через две недели после того, как 120 их студентов из Университета штата Миннесота сформулировали свое отношение к политике государства, направленной на искоренение дискриминации на рынке труда, Снайдер и Свонн пригласили их сыграть роль присяжных на процессе по иску о дискриминации по половому признаку. Только те студенты «вынесли приговоры», соответствующие их установкам, которым сначала напомнили о необходимости «систематизировать собственные мысли о дискриминации на рынке труда и взгляды на эту проблему» ипредоставиливозможностьэтосделать. Наши установки руководят нашим поведением, если мы задумываемся над ними. Люди с развитым самосознанием обычно не теряют связи со своими установками (Miller & Grush, 1986). Когда люди осознают себя, связь между словом и делом становится более прочной (Gibbons, 1978; Froming et al., 1982). Сила установок зависит и от того, как мы их приобретаем. Результаты серьезных исследований, выполненных Расселом Фазио и Марком Занной, позволяют сделать следующий вывод: если установки являются следствием опыта, вероятность того, что они сохранятся надолго и бу-дут направлять поведение, значительно возрастает (Fazio & Zanna, 1981). Финансовые проблемы заставили администрацию универси-тета временно, на несколько недель, поселить некоторых первокурсников в об-щих спальнях, в то время как другие студенты блаженствовали в относительно комфортных отдельных комнатах. В ходе опроса, проведенного Деннисом Реганом и Рисселлом Фазио, студенты из обеих групп выразили одинаково негативное отношение и к ситуации, сложив-шейся в общежитии, и к решению, принятому 20

21 Доведение установок до сознания Якобы для определения IQ, Динер и Уоллбом дали студентам Вашингтонского университета задание и сказали, что когда прозвенит звонок, работа должна быть прекращена. Большая часть оставленных без присмотра испытуемых (71%) обманули экспериментатора: они продолжали работать и после звонка. Среди студентов, для которых были созданы условия, благоприятствующие самоосознанию (они работали перед зеркалом, слушая свой собственный голос, записанный на пленку), количество обманщиков не превысило 7%. Эдвард Динер и Марк Уоллбом отмечают, что едва ли не все студенты университета считают обман аморальным (Diener & Wallbom, 1976). Но станут ли они следовать совету шекспировского героя, Полония, ибудутлиискреннимис самими собой?

22 Опыт как источник силы установок. Сила установок зависит и от того, как мы их приобретаем. Результаты серьезных исследований, выполненных Расселом Фазио и Марком Занной, позволяют сделать следующий вывод: если установки являются следствием опыта, вероятность того, что они сохранятся надолго и будут направлять поведение, значительно возрастает (Fazio & Zanna, 1981). В ходе одного из экспериментов исследователям, не подозревая об этом, помог Корнеллский университет. Финансовые проблемы заставили администрацию университета временно, на несколько недель, поселить некоторых первокурсников в общих спальнях, в то время как другие студенты блаженствовали в относительно комфортных отдельных комнатах. В ходе опроса, проведенного Деннисом Реганом и Рисселлом Фазио, студенты из обеих групп выразили одинаково негативное отношение и к ситуации, сложившейся в общежитии, и к решению, принятому администрацией (Regan & Fazio, 1977). Когдажеимбылапредложена возможность действовать в соответствии со своими установками подписать петицию и собрать подписи других студентов, вступить в комитет, изучающий ситуацию, или написать ходатайство, ею воспользовались лишь студенты, ставшие жертвами временного размещения, т. е. люди, чьи установки сформировались на основе личного опыта. Но это еще не все. По сравнению с пассивно сформировавшимися установками установки, зака-ленныевгорнилеопыта, более осмысленны, более определенны, более стабиль-ны, менее подвержены внешним влияниям, более доступны и более насыщены

23 Связь между выраженными установками и поведением Подводя итог, - связь между выраженными установками и поведением может варьировать в широких пределах от полного ее отсутствия до очень сильной. 23

24 Резюме. Наши установки прогнозируют наше поведение, если 1. если эти «другие влияния» минимизированы; 2. если установка в большой степени релевантна прогнозируемому поведению; 3. если установка сильная. Таковы условия, при которых существует связь между тем, что мы думаем и чувствуем, и тем, что мы делаем. Социальные психологи согласны с тем, что установки и поведение взаимно подпитывают друг друга. Народная мудрость подчеркивает влияние установок на поведение. Но установки, обычно определяемые как чувства по отношению к какомулибо объекту или человеку, нередко на удивление плохо прогнозируют поведение. Более того, изменение установок, как правило, не приводит к заметным переменам в поведении людей. Эти открытия заставили социальных психологов обратиться к поиску ответа на вопрос, почему у нас слова так часто расходятся с делами. Ответ был найден, ион заключается в следующем: и наши выраженные установки, инаше поведение подвержены многочисленным влияниям. Наши установки могут прогнозировать наше поведение при следующих условиях: 1) если эти «другие влияния» минимизированы; 2) если установка в большой степени релевантна прогнозируемому поведению (как в исследованиях голосований); 3) если установка сильная (либо потому, что что-тонапомнилонамоней, либо потому, что она сформировалась в результате нашего собственного опыта). Таковы условия, при которых существует связь между тем, что мы думаем и чувствуем, итем, что мы делаем.

25 Литература Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М., Summers G.F. (Ed.) Attitude Measurment. N.Y., 1971

26 Иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личностиs1 В.А.Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при "встрече" определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. Для того чтобы теперь нарисовать общую схему всех этих диспозиций, необходимо хотя бы условно описать как иерархию потребностей, так и иерархию ситуаций, в которых может действовать человек Здесь А. как фиксированная социальная установка помещается на уровне между элементарными фиксированными установками (в понимании Узнадзе) и двумя более высокими уровнями: базовыми социальными установками (в которых фиксируется общая направленность интересов личности) и ценностными ориентациями. (В.А. Ядов) Что касается иерархии потребностей (П), то хорошо известны многочисленные попытки построения их классификации. Ни одна из этих попыток сегодня не удовлетворяет всем требованиям классификации. Поэтому для нужд данной схемы целесообразно не апеллировать к каким либо известным (и уязвимым) классификациям, а дать специфическое описание возможной иерархии потребностей. В данном случае потребности классифицируются по одномуединственному основанию с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Первой сферой, где реализуются потребности человека, является ближайшее семейное окружение (1), следующей контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид (2), далее более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта (3), наконец, сфера деятельности, понимаемая как определенная социально классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4).Таким образом, выявляется четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. 26

27 Слайд 26 s1 к слайду 14 stupko;

28 Пересмотренный вариант теории диссонанса: связь поведения с изменением установки. s2 Порождают ли условия, которые, по общему мнению, вызывают диссонанс (кпримеру, принятие решений или совершение поступков, противоречащих установкам), неудобствонасамом деле? Естественно, ответом будет «да» при условии, что существуют нежелательные последствия поведения, за которые человек несет ответственность. Когда, находясь в уединении, вы произносите слова, в которые сами не верите, возникающий диссонанс окажется минимальным. Но он значительно возрастает, если появляются неприятные последствия: если кто то вас слышит и принимает ваши слова за чистую монету, если негативное влияние ликвидировать нельзя и если человек, которого они затронули, относится к тем, кого вы любите. Более того, если вы чувствуете себя ответственным за эти последствия если вы не можете просто извиниться за ваш поступок, поскольку добровольно совершили его, и если вы могли предвидеть его последствия, стесняющий диссонанс становится еще больше (см. рис. 1). Более того, возбуждение станет заметно благодаря усилившемуся потоотделению и участившемуся сердцебиению. Как считает Клод Стил, существует причина тому, что «добровольность» высказывания или совершение нежелаемого поступка становится спусковым крючком. Такие действия приводят нас в замешательство. Они заставляют нас чувствовать себя идиотами. Они угрожают нашей личной компетентности и добродетели. Оправдание своих поступков и решений является, таким образом, мерой самозащиты, укрепляет нашу внутреннюю убежденность и чувство собственного достоинства. Итак, как вы думаете, что произойдет, если мы дадим людям несколько иной способ восстановить их чувство собственного достоинства после того, как они совершили поступок, противоречащий их внутренним убеждениям, скажем, предоставим им возможность совершить доброе деяние? В нескольких экспериментах Стил обнаружил, что люди, в особенности испытуемые с сильной Яконцепцией, чувствуют меньшую необходимость оправдывать свои поступки. Таким образом, утверждает Стил, нежелаемое поведение, порождающее диссонанс, стимулирует людей потому, что поступки такого рода угрожают их позитивной Яконцепции. Если бы китайцы в Корее применяли пытки, чтобы добиться согласия на сотрудничество, военнопленные бы меньше нуждались в оправдании своих поступков перед собой. Нет необходимости чувствовать вину или давать себе отчет за вынужденные поступки. Таким образом, условия диссонанса действительно вызывают напряжение, в особенности когда существует угроза чувству собственного достоинства. Но неужели запуск этого механизма необходим для проявления эффекта «установки следствие поведения»? Стил и его коллеги считают, что так и есть на самом деле. Если алкоголь уменьшает активизацию, вызванную диссонансом, исчезает и эффект «установки следствие поведения». В одном из своих экспериментов они заставили студентов Вашингтонского университета написать сочинение в поддержку увеличения учебной нагрузки. Студенты уменьшили диссонанс от такого поступка, пересмотрев исделавболее лояльными свои установкипротив учебы, если, конечно, после написания этого неприятного сочинения они не пили спиртные напитки, якобы относящиеся к эксперименту по дегустации пива иводки. 27

29 Слайд 27 s2 К слайду 14 stupko;


ГЛАВА 4 Поведение и установки Табачная промышленность индустриально развитых стран ежегодно убивает 3,5 миллиона самых стойких потребителей их продукции, т. е. примерно 10 000 человек в день (ВОЗ, 1997).

По учебнику Г.М. Андреевой «Социальная психология» СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА Социальная установка Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова / Лаборатория прикладной социальной психологии Проблема социальной

Глава 17 СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА Исследования социальной установки в общей психологии При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс

Тема:КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ Слайд 1. Слайд 2.Конфликт-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. Конфликты существуют ровно столько, сколько и человек,

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Социальная психология» 1. Социальная психология изучает поведение индивида в социальном контексте, считает 2. Социальная психология включает в себя такую

Я-концепция личности План лекции: 1. Понятие самосознания и Я-концепции личности. 2. Структура Я-концепции. 3. Самоотношение и самооценка личности. 4. Я-концепция в различных психологических теориях. Понятие

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. Раитина М. С. Читинский государственный университет. Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований

МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курапова И.А. к.пс.н. Педагогическая деятельность является одной из самых эмоционально насыщенных профессий. Причем спектр эмоций

УДК 378 Г. И. Азыркина, студентка экономического факультета Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Виды конфликтов Внутриличностные конфликты - столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями одного человека. Межличностные конфликты

Психолого-педагогические основания формирования патриотических ценностных ориентаций во внеурочной деятельности Что такое ценность? В философии ценность - это понятие для обозначения объектов, явлений,

РОЛЬ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ личности P.P. ЬЛуслумов Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург Правовое сознание является предметом изучения многих наук. Природу, сущность сознания рассматривают

УДК 159.922.6 ЗАВИСИМОСТЬ СУБЪЕКТИВНОГО ВОЗРАСТА ОТ УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ Асташев В.Б. Научный руководитель Гаврилова О.В. Сибирский федеральный университет Возраст человека - один из основных критериев его

Терешкин А. Ф. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР МОРАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. С. 116-120. Согласно родоначальнику концепции осмысления

3.1. Особенности психического развития школьников Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности

Б.П. Шаповалов НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Ценности изучаются различными науками. Социологию же ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определенную

Учет затруднений в обучении и коррекция поведения Уровень знаний учащихся может быть различным. Есть сильные, средние и слабые. Впрочем, плохие результаты в учебе еще не являются основанием для отчисления.

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ НГТУ. 2006. 1(43). 153 158 УДК 101.1: 316 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ

Н.Б. ЧАРЫЕВА Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина РОЛЬ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Персональный успех модуль 3 7 важнейших законов успеха и высоких достижений Брайан Трейси. Все права защищены. содержание данной документации не может быть воспроизведено полностью или частично, в любой

Кравчук Д.В. МЕХАНИЗМЫ УБЕЖДЕНИЯ Человек существо социальное, реализующее себя и развивающееся лишь во взаимодействии с другими людьми. Несомненно, что человек постоянно взаимодействует с окружающим обществом,

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Винокурова А.А., Михалева А.Б. Северо-Восточный федеральный университет, Якутск, Россия LIFE VALUES OF MODERN STUDENTS Vinokurova F.A., Mikhaleva A.B. North-Eastern

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда родители и воспитатели могут сделать значительный вклад в становление нравственных черт

Правильный путь к высокому знанию товара Узнаваемость бренда или осведомленность о бренде (brand awareness) отвечает за способность целевой аудитории узнать или вспомнить торговую марку компании в момент

Г.М. Пикалова, БГПУ РОЛЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одной из главных прикладных задач в психологии управления является повышение эффективности деятельности управления. Существуют

КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ Марковская Г.Г. В последние годы понятие толерантности стало не только общеупотребимым международным термином, но и одной из наиболее актуальных тем

ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ* Концепция психологической безопасности образовательной среды это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному

Суицид намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (на примере учебной дисциплины «Электроника») Методология организации образовательного процесса при

Лекция 15. Психология малых групп. Межличностные отношения 15.4 Взаимоотношения в малой группе Межличностное отношение (взаимоотношения) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся

Факторы развития эмоциональной сферы дошкольника Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, детерминанты развития, деятельность. Эмоции играют важную роль в жизни человека. В дошкольном возрасте идет

Лекция 5. Сознание как высший уровень развития психики. Сознание и бессознательное 5.3 Сознание и бессознательное в личности человека Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены

Повлияем на мотивацию к деятельности вместе (о сотрудничестве педагогов и родителей) Существует очень важный момент психологической подготовки к школе выработка мотивации. Ребенок может иметь хорошее общее

ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Губарев А.Э. Научный руководитель канд. психол. наук, доцент Камнева Е.В. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Почему люди

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ Самедова Зарина Динамутдиновна, магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВПО «ДГПУ». Тревожность - это склонность человека к переживанию тревоги. В психологической

М.Л. Шапхаева руководитель к.ю.н., доц. Ю.В. Хармаев Убийство в состоянии аффекта Преступления из категории «убийство», и в частности убийство, совершенное в состоянии аффекта, всегда будет актуальной

Тема 3. Институциональная организация совместной трудовой деятельности План 1. Сущность трудовой организации, ее социальная структура. 2. Социальные процессы и явления в трудовой организации. 3. Понятие

Создание условий для активизации речевой деятельности через интерактивные формы обучения. Инина Н.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Богашевская СОШ им. А. И. Федорова» Томского района Межрегиональный

Конфликт в учебной деятельности Технологии предупреждения и разрешения конфликта КОНФЛИКТ это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых

Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ 17 города Липецка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Психология общения» общекультурной направленности для учащихся 5-х классов. 2018/2019 уч.год. Планируемые результаты

Калинина Е.А. Студентка 21 гр. педагогического факультета Тверской государственный университет Развитие Я-концепции личности в детском и подростковом возрасте Ключевые слова: Я-концепция, компоненты Я-концепции,

Памятка для родителей по профилактике суицида! По данным отчета детского фонда ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и детей.

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ИНСАЙТ»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Гулина Ольга Владимировна студентка Писненко Александр Георгиевич доцент, канд. психол. наук ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г.

ПСИХОЛОГИЯ Лекция (тезисы) ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ. НАПРАВЛЕННОСТЬ. СПОСОБНОСТИ Цели: - сформировать представление о структуре личности; о направленности и способностях; - способствовать пониманию основных характеристик

Знакомо ли тебе чувство раздражения и злости, когда муж требует не общаться с подругой, подруга бомбардирует сообщениями одновременно скайп, аську и все существующие социальные сети, желая поведать тебе

УДК 159.9.072:37.015.3 ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА СТРУКТУРУ УСТАНОВКИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА А.А. Адыкулов Анализируется процесс дифференциации установки школьников и влияние учебного процесса на изменения

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ Анна Николаевна Толочкова * Правовая культура личности Правовая культура, безусловно, представляет собой одно из наиболее многосторонних и многослойных правовых явлений. Правовая

Надо отметить участники тренинга сначала чувствовали дискомфорт, когда искренне приходилось отвечать. Но спустя несколько занятий им удалось справиться с волнением. Таким образом, они научились управлять

Театральная коммуникация осуществляется в определенной культурной среде, которая представляет устойчивую совокупность вещественных и личных элементов, окружающих социальный субъект и непосредственно влияющих

(Кыргызский национальный А. X. Бугазов университет) ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ Традиционно процесс образования, помимо усвоения учениками новых знаний, всегда включал

Как психолог, я регулярно слышу истории домашнего насилия от клиентов. И сейчас мне важно начать говорить о том, каким образом это насилие рождается, где истоки, и что с этим делать. Как это ни печально,

1 А. Ю. Агафонов об эмпирических и теоретических понятиях 1 «В отличие от определений, считает А. Ю. Агафонов, термины важны. Научный стиль речи предполагает использование терминологии. Без терминов невозможно

ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК БИО-ПСИХО-СОЦИО- ДУХОВНАЯ БОЛЕЗНЬ Чтобы найти выход, очень важно понять: наркомания это болезнь. Специалистам, работающим в наркологии, это известно давно, и признается безоговорочно.

Роль педагогов дошкольного образовательного учреждения в преодолении агрессивного поведения старших дошкольников Ковалева Л.В., старший воспитатель Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее

УДК 17.024 А.В. Егоров Иркутский государственный университет путей сообщения ПРОБЛЕМА СОВЕСТИ В ЭТИКЕ И.КАНТА В статье расcматривается сущность совести в воззрениях И.Канта. Большая заслуга И.Канта заключается

220 Где твоя волшебная кнопка? когда возникает необходимость рассмотреть предложения по дальнейшим действиям, подумайте три минуты в черной шляпе сконцентрируйтесь на опасностях и потенциальных проблемах

Аутотренинг и вера в себя. Свобода, независимость, самовыражение Общие сведения о картах В колоде 83 карты. Проекционные карты это гибкий, творческий метод, с помощью которого мы можем исследовать важные,

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа комплексного развития дошкольников «Гармония» разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ Формирование у детей уважительного, ценностного отношения к себе является одной из ведущих идей современного образования. Дошкольный возраст является важным периодом

Каждый из нас является членом общества, в котором традиционно существует определённая модель поведения, считающегося нормальным. Оно закреплено в понятии общечеловеческих ценностей. И что самое главное, оно не нарушает и этики, не приносит вреда окружающим. Однако есть люди, которые ему не следуют. Даже напротив, они, пренебрегая нравственными принципами, совершают аморальные поступки, вредящие остальным членам общества. Таких людей называют девиантами, и их поведение недопустимо.

Обращаясь к духовности

Многие аморальные поступки являются безнравственными не только с человеческой точки зрения, но ещё и с религиозной. Взять, к примеру, алчность. Нездоровая тяга к материальным благам нередко толкает людей на совершение ужасных поступков, при помощи которых у них получается утолить своё корыстолюбие.

Гордыня, являющаяся одним из семи смертных грехов в католичестве, также относится к безнравственным качествам. Непомерная заносчивость и неуважение к другим людям никого не делают лучше. Точно так же, как и прелюбодеяние. Супружеская измена - это грех, аморальный поступок, предательство и унижение того, кому была дана клятва верности. Человек, её совершивший, не достоин доверия, уважения и доброго отношения.

Тщеславие воспринимается многими как социально-психологическое свойство личности, которое, впрочем, не красит людей. Зачастую они эгоистичны, высокомерны, постоянно жаждут убеждения в собственном превосходстве. Казалось бы, разве плохо ценить и любить самого себя? Нет, это нормально. Но только тщеславие подразумевает выставление всего перечисленного напоказ, что обычно осуществляется через унижение или пренебрежение другими людьми.

Известные примеры

Многие из нас уже давно перестали замечать аморальные поступки людей, которые встречаются чуть ли не на каждом шагу. Ярким примером можно считать употребление нецензурных выражений, наблюдаемое повсеместно. Сквернословие - это речь, пресыщенная неприличными выражениями. Их ещё называют непристойными. Почему? Потому что они являются бесстыдными, а значит, нарушающими общественную мораль.

Брань, давно ставшая привычной и потерявшая свойство шокировать членов современного общества, уже практически перестала попадать в категорию безнравственных поступков. В отличие от оскорблений, которые являются умышленным уничижением достоинства и чести личности. И такие аморальные поступки, как оскорбления, караются законом. Все положения, касающиеся этого, прописаны в статье 5.61 КоАП РФ.

Противоречащие формы поведения

Если человек совершает аморальный поступок, то он однозначно не укладывается в общепринятые нравственные рамки. Но он соответствует определённым формам поведения, противоречащим нормам. Их существует несколько. Это наркомания, токсикомания, проституция, преступность, алкоголизм и суицид.

Считается, что человек придерживается той или иной формы поведения по одной из трёх причин. К первой, наиболее распространённой в современном обществе, относится неравенство на социальной лестнице.

Тут всё просто. На поведение и воспитание человека влияет его доход. Чем он меньше, тем выше вероятность деградации личности. Многие люди пытаются справиться с разочарованием в своей жизни при помощи наркотиков или алкоголя. Их нельзя винить в отсутствии внутреннего «стержня». Нищета действительно является психологически тяжёлым испытанием.

Внешние факторы

Совершение аморального поступка человеком, который следует той или иной форме поведения, может также зависеть от его окружающей среды. Ни для кого не является секретом то, что мысли и действия личности нередко формируются под влиянием семьи, друзей, коллег, одноклассников. К сожалению, те люди, которые выросли в окружении индивидов с аморальным поведением и ничего, кроме девиантных поступков, не видели, начинают считать всё подобное нормой.

Окружающая среда и общество - одна из основополагающих причин, формирующих сознание человека. Нередко для искоренения безнравственных деяний требуется помощь социологов, которые работают не с одним провинившимся индивидом, а с целой группой людей.

Важен и уровень воспитания. Порой люди не знают о таких элементарных понятиях, как «нравственность» и «мораль», из-за своего неведения. Из поколения в поколение должны передаваться правила, нормы и традиции, а это задача родителей. Но некоторые люди просто забывают воспитывать своих детей и прививать им осознание того, как поступать можно, а как нельзя.

Отношение к животным

Нельзя не затронуть вниманием и аморальные поступки людей касательно братьев наших меньших. Жестокое отношение к животным является не только преступлением, но ещё и острым нравственным вопросом. Индивиды, позволяющие себе плохо обращаться с братьями нашими меньшими, не принимаются нормальным, современным обществом. Они осуждаются и порицаются остальными людьми.

Является самым настоящим аморальным поступком. Оно не несет угрозы общественной безопасности. Но тем не менее является неприемлемым и недопустимым с другой, моральной точки зрения.

Реальные случаи

В нашей жизни имеют место самые разные аморальные поступки. И стать их жертвами или свидетелями не пожелаешь даже врагу.

Сколько известно ситуаций, когда сыновья напивались до невменяемого состояния и бросались с кулаками на своих матерей. Или когда любимый кем-то питомец подвергался жестоким действиям со стороны малолетних девиантов ради развлечения. Нередко многие люди становились свидетелями самоубийства, что тоже относится к рассматриваемой категории поведения. И конечно, никто из нас не застрахован от предательства ради личной выгоды пользовавшегося доверием человека.

Когда осознаешь, насколько часто происходят эти и подобные случаи, становится предельно ясно, что мораль в современном обществе, к сожалению, находится отнюдь не на первом месте в системе ценностей.

Невоспитанность

Рассуждая про моральные и аморальные поступки, стоит упомянуть, что к последним относится и поведение, воспринимаемое многими как элементарная неотёсанность и невоспитанность.

И примеры такового сопровождают нас в повседневной жизни. В общественном транспорте нередко можно наблюдать картину, как невоспитанные индивиды толкают в спину впереди идущих, лишь бы побыстрее покинуть салон. На выходе из помещения многие не стесняются захлопнуть дверь прямо перед носом тех, кто следует за ними, причём даже не оглянувшись.

Но чаще всего, пожалуй, встречаются индивиды, открыто нарушающие правила общежития. Они выставляют мусор на лестничную площадку, курят в подъезде, не открыв окон, нарушают санитарию и гигиену другими способами. Это тоже аморальные поступки. Примеры окружают нас повсюду, но многие из них мы перестали замечать, поскольку они, как бы печально ни было, перешли в категорию обыденности.

 

Возможно, будет полезно почитать: