Патриарх Кирилл выступил против вторжения в жизнь семьи под любыми предлогами «чужих людей. Патриарх Кирилл: Крепкая семья — это залог нашего будущего Проповедь отца кирилла о семье

Брак исчезает тогда, когда исчезает любовь, и потому причина разделений семей именно в том, что можно назвать кризисом любви. В прошлом это тоже имело место, но люди были воспитаны иначе - в их сердцах присутствовал страх Божий.

Даже когда что-то происходило в глубине души и чувства друг к другу трансформировались, то молитвой, обращением к Богу, добрыми делами сохранялись семейные отношения и сохранялся брак. А потом, когда люди проходили через эти трудности, они уже в зрелом возрасте вдруг обнаруживали, что сохранившийся брак является величайшей ценностью в их жизни, потому что только он и ограждает их от холодных ветров извне. Брак остается реально домом, крепостью, местом, где люди поддерживают друг друга - искренне, бескорыстно, в самых трудных обстоятельствах.

Вам доводилось видеть пожилых людей, которые идут под руку друг с другом по тротуару? Если зима, то они страшно боятся друг за друга, чтобы кто-то не поскользнулся, не упал. Они идут буквально вцепившись друг в друга, они оба нуждаются в поддержке, они перестали быть сильными, они перестали быть независимыми от многих обстоятельств, и единственное, что сохраняется в их жизни, - это опора, которая рядом с тобой.

Что же происходит с людьми, которые разрушают брак, семью? А происходит следующее. Любовь исчезает, и тогда совместная жизнь становится мучением. А почему любовь исчезает? Ведь любовь-то была, когда познакомились, когда ухаживали друг за другом, когда вступили в семейные отношения… Да не просто любовь - некий апогей жизни! По-немецки «брак», «венчание» - это «высокое время жизни», это некий апогей. В каком-то смысле это действительно так - эмоциональный, душевный апогей.

Что же происходит потом? Почему же этот апогей постепенно сходит на нет? Да потому, что это великое чувство, которое люди испытали, они не сберегли, они его разрушили - несознательно, по мелочам. Когда человек начинает жить больше для себя, чем для другого, тогда он приступает к этому разрушению. Он подтачивает, подпиливает дерево, и чем больше он или она живет для себя, а не для другого, тем сильнее оно расшатывается. И когда не остается ничего для другого, а только для самого себя, когда появляются какие-то параллельные связи, увлечения, параллельная жизнь с новыми интересами, с новыми ощущениями, - тогда стоит только слегка дотронуться до дерева, которое подпилено со всех сторон, или подуть сильному ветру, не говоря уже о землетрясении, как оно рухнет и рассыплется в щепы.

Вот точно так же разрушаются семейные отношения. Беречь любовь и беречь брак нужно с первого дня, и помнить, что это трудная работа, что это некий подвиг, который человек добровольно на себя принимает.

Проблема в том, что у слов «счастье» и «удовольствие» разная смысловая нагрузка. Это не одно и то же. Если человек устремлен только к получению удовольствий, то он не будет счастливым - ни в первом браке, ни во втором, ни в третьем, ни в каком другом.

Никакое общее имущество, никакой общий дом и даже общие дети не останавливают людей от роковых решений, если исчерпано чувство любви и вместо любви появляется ненависть. Чтобы избежать такого рокового развития событий, берегите свою любовь.

В последнее время на государственных каналах телевидения прошла серия передач, посвященная незаконнорожденным детям. К большому сожалению, смысл и содержание этих передач направлены, по моему мнению, не на защиту традиционных общечеловеческих и христианских ценностей, не на укрепление семейных уз и улучшение нравственного состояния общества, а на укоренение в массовом сознании антицерковных и антигосударственных идей.
Апофеозом таких передач, по моему мнению, стала передача «Семейная тайна», состоявшаяся 14 августа 2012 г. в ШОУ «Пусть говорят» на первом телеканале. Ведущий передачи — православный Андрей Малахов.
Главная героиня этой передачи Раиса Стрельцова, будучи замужем и имея других детей от своего мужа, родила от другого главного героя передачи — женатого мужчины Павла Прайса, также имеющего жену и детей. Это подтвердили на передаче оба главных героя. Женщина добровольно и сознательно родила ребенка от любовника. Налицо факт прелюбодеяния и последствие от прелюбодеяния — незаконнорожденный ребенок.
Приведу только один фрагмент этой передачи, наиболее ёмко и точно отражающий смысл и характер данной передачи. Приглашенный на передачу заслуженный артист РФ Владимир Конкин так эмоционально восхищался грехом, совершенным героями, что диву даешься: « Вы молодцы! … Мое русское сердце ликует, потому что вы нам пример (!) целомудрия (?), достоинства (?), у меня язык не поворачивается сказать, что это адюльтер (?). Это не адюльтер! (?)». Вот так, Владимир Конкин, исповедующий (с его слов) православие, ставит под сомнение учение самого Иисуса Христа и Седьмую Заповедь о прелюбодеянии и распутстве. Изначальный смысл адюльтера (аdulterium) – это любая запретная половая связь (измена) замужней женщины. Если внимательно читать Библию, становится ясным, что Библия обращает особое внимание на прелюбодеяние замужней женщины, поскольку последствием прелюбодеяния замужней женщины становится ещё более тяжкий грех – незаконнорожденный ребенок, чем нарушается исключительное право мужа быть биологическим отцом в заключенном браке.
По моему мнению, монолог, произнесенный Конкиным на данной передаче, с точки зрения Православия, циничен и кощунственен, поскольку из уст заслуженного артиста лились нескрываемый призыв к разврату, публичная пропаганда аморальности, непочтение к основам христианского вероучения, попытка облагородить тяжелейший грех. Конкин, по моему мнению, допустил поругание учения Иисуса Христа и Седьмой Заповеди, и тем самым глубоко оскорбил чувства верующих.
Восхваляя поступок женщины, родившей ребенка от прелюбодеяния, устроители передачи тем самым нанесли, по моему мнению, нравственные страдания российским семьям: мужчинам за умаление их права быть биологическим отцом, женщинам — за возможность подозрения в прелюбодеянии, поскольку передача первого канала транслируется на всю страну.
Для другой женщины в романе Пушкина выше измены стоит мораль и супружеский долг: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Остается только пожалеть, что не эти слова, полные любви к вере, к супружескому долгу, Таинству Венчания, произнес Конкин.
По моему мнению, в данной передаче просматривается прямой умысел на опошление семейных ценностей, опорочение христианского вероучения.
В связи с тем, что передачу смотрели десятки миллионов людей, надеюсь, что Патриархия, с целью защиты учения Христа, Седьмой Заповеди и укрепления авторитета Русской Православной Церкви, проявит инициативу о возбуждении производства по факту оскорбления чувств верующих и нанесения им нравственных страданий путем пропаганды, и навязывания православным верующим антицерковных убеждений в передаче «Пусть говорят» от 14 августа 2012 г. под названием «Семейная тайна».
В другой передаче «Пусть говорят» была представлена следующая ситуация. После десяти с лишним лет супружеской жизни муж случайно, после пробы крови на групповую принадлежность, узнает, что он не является биологическим отцом ребенка, родившегося в его браке с супругой. Иск мужа об оспаривании отцовства был удовлетворен, брак был расторгнут без взыскания алиментов с бывшего мужа. Так эта женщина обратилась в суд о признания отцом и взыскании алиментов с бывшего любовника, от которого она родила много лет назад, который к этому времени уже имел свою семью. Статья 49 СК РФ позволяет это. Своим прелюбодеянием эта женщина нанесла огромнейшую моральную травму обоим мужчинам. Какого было узнать её мужу, что он растил ребенка, зачатого его лучшей половиной от другого мужчины, что право быть биологическим отцом у него было украдено его законной женой? А какой моральный ущерб нанесла эта прелюбодейка через много лет её бывшему любовнику, его теперешней семье, жене, детям, родным и близким?
Я не удивлюсь, если в ближайшее время на передаче «Пусть говорят!» нам продемонстрируют факт удовлетворения судом иска проститутки к богатенькому пациенту об установлении отцовства и взыскании алиментов. Статья 49 Семейного кодекса допускает это: «суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица». Закажут платный тест на ДНК — вот и доказательства. А православный ведущий передачи Андрей Малахов будет «впервые» красочно рассказать о «предательстве» отца. А после передачи появятся и агентства по предоставлению услуг по добыче таких доказательств в суде. Дело то для агентства прибыльное.
Русская Православная Церковь активно выступает за недопустимость пропаганды сексуальных извращений. Правильно! Сексуальная распущенность в любом ее виде и форме является нарушением Седьмой Заповеди. Но, ни гомосексуалисты, ни лесбиянки никогда не произведут на свет незаконнорожденного ребенка.
Седьмая Заповедь направлена, прежде всего, на исключение самого тяжелого последствия от прелюбодеяния — незаконнорожденного ребенка, поскольку совершенным прелюбодеянием жена фактически крадет у мужа право быть отцом в заключенном браке. Всю свою жизнь такой ребенок будет нести на себе пятно позора и бесчестия, которое возложили на него прелюбодеи. Но, ни гомосексуалисты, ни лесбиянки никогда не произведут на свет незаконнорожденного ребенка.
Сейчас же, по моему мнению, идет массовое насаждение и пропаганда прелюбодеяния, но почему-то нет активного осуждения прелюбодеяния и прежде всего самого тяжелого последствия от такого греха — незаконнорожденного ребенка со стороны Русской Православной Церкви.
Уважаемый Патриарх, как создавшееся положение в России с ценностью семьи увязывается с учением Иисуса Христа, которое провозглашает истину о том, что взаимоотношения между мужчиной и женщиной — семейные узы — являются пожизненными? Почему Русская Православная Церковь не бьёт во все колокола о создавшемся положении?
Разрушение семьи влечет за собой экономические беды, потому что в результате этого увеличивается количество отказных и брошенных детей: в России миллионы беспризорников. Распад семьи отрицательно сказывается и на воспитании детей, потому что наилучшее, полноценное воспитание дети могут получить только в полноценной семье. Врачи утверждают, что развод крайне отрицательно сказывается на здоровье граждан: разведенные болеют чаще, чем семейные, и живут меньше.
Нельзя закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит, когда речь идет об угрозе существования самого государства: воспроизводство коренного населения (русских, татар, башкир, украинцев и др.) в 21 веке катастрофически падает. Без войны, без влияния Запада численность только русского населения в России уменьшается ежедневно на 1000-1500 человек, в среднем — на полмиллиона ежегодно, что подтверждается проведенными переписями.
Призываю Вас принять решительные меры по пресечению пропаганды разврата, прелюбодеяния и экстремизма на каналах телевидения и радио, по восстановлению семейных ценностей и института отцовства в России.
С уважением Валентин
Из обращения от 25.08.2012

Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки монахини! Братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю со вторым днем Рождества Христова, когда мы посвящаем свои молитвы семье нашего Спасителя. День сей называется Собором Пресвятой Богородицы. Вокруг Божией Матери были ближайшие родственники, Ее родственники по плоти, которые были, конечно, и родственниками Младенца Иисуса. Это Обручник Иосиф, это двоюродный брат Спасителя Иаков, ставший позже первым епископом Иерусалимским, - это была семья. И когда мы говорим, что Рождество - семейный праздник, это не просто дань некоей светской традиции отмечать день сей в кругу семьи, но еще и наполненное великим смыслом почитание семейных отношений. Сам Господь, Его Пречистая Матерь жили в семье. И семья - это колыбель, в которой воспитываются дети, в которой оттачиваются человеческие отношения.

Нет более сложных отношений, чем между мужем и женой, потому что эти отношения претерпевают множество испытаний. Ведь никто больше постоянно не живет бок о бок друг с другом. Когда мы приходим на работу, мы с кем-то некоторое время общаемся, а потом уходим в семью. Но в семье мы пребываем всегда, и в семье мы такие, какие есть на самом деле . Семья снимает все условности, разрушает все предрассудки, и непросто воспринимать человека таким, какой он есть, потому что есть в этом не только хорошее, но и плохое.

Что же сохраняет семью перед лицом этой ничем не приукрашенной реальности? Существует только одна сила, которая может соединять людей, живущих друг с другом, - это сила любви.

Вот почему мы молимся сегодня о семьях - о мужьях и женах, о детях, о бабушках и дедушках, о всех, кто соединен семейными узами. Да благословит Господь жизнь наших семей! Да укрепит Господь каждого члена семьи и да умудрит, чтобы он дорожил этой великой общностью и никогда не ставил под сомнение ее ценность, - даже тогда, когда отношения между членами семьи проходят через испытания! И дай Бог, чтобы эти испытания никогда не кончались разрушением святых и Богом благословенных семейных уз. Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг , и если он совершает его достойно, то семья крепкая , сильная, и она способна пройти через все испытания и внешние, и внутренние. В таких семьях и формируются сильные личности , способные на подвиг.

Сегодня мне стало известно о подвиге, который совершил один из наших полицейских патрульной службы. Это произошло на заснеженной трассе Оренбург-Орск. Вы, конечно, слышали и видели телевизионные передачи: страшная вьюга, мороз, холод. Многие застряли в сугробах, у многих жизнь повисла буквально на волоске, и вот рядом с этими несчастными оказался полицейский Даниил Максудов, который, спасая кого-то, отдал ему свои рукавицы, куртку… Сейчас он лежит в госпитале с тяжелейшим обморожением конечностей, и неизвестно, как все это закончится, - может быть, самым трагическим для него образом. Но ведь когда он снимал теплые рукавицы и отдавал другому, когда он сбрасывал с себя форменную куртку, он же понимал, что он делал! Он шел на этот поступок сознательно.

Пусть эти примеры помогают нам осознать важность человеческого подвига. Без таких подвигов не может состояться человеческая общность. Без подвигов не может состояться семья. Нужно научиться наступать на горло своей песне. Нужно научиться сдерживать свои эмоции. Нужно научиться хранить любовь даже тогда, когда муж и жена стареют и перестают быть привлекательными, когда теряются физические силы и энергия, которые притягивают людей друг к другу. Нужно научиться нести подвиг жизни в семье, и тогда дети будут способны на подвиг, народ наш будет способен на подвиг, без которого не может состояться человеческое общество и без которого не может быть крепким государство.

Помолимся о брате нашем Данииле, чтобы Господь исцелил его, дал ему силы и чтобы его пример многих вдохновил совершать и профессиональный подвиг, и что, может быть, еще труднее, подвиг несения ответственности за свою семью и за своих ближних.

Еще раз сердечно вас всех поздравляю с праздником Рождества Христова!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Жирным шрифтом текст выделен мной, потому что я особенно хотел обратить внимание, прежде всего своё на непостижимую силу борьбы, которую мы ведем ежечасно с врагом, ежеминутно испытываясь и проходя испытания. Мне многогрешному не стоит ничего ни добавлять, ни убавлять от слов Святейшего Патриарха.

Я только заострю внимание. Мы здесь на этом сайте знакомств, так или иначе находимся или с семьей или в поисках ее - сайт, знаете, тематический - обязывает!

Как тонко, его Святейшество отмечает, что мы все находимся в семье! Даже принявшие на себя высокий подвиг подвижничества и служения Богу - родом из семьи! Даже иноки приходят из семьи и в семью!

Вы представляете, братия и сестры - как это высоко поднимает идеал семьи! На какие непостижимые высоты!!! Далее Святейший Патриарх говорит: "...Живя в семье, каждый совершает маленький подвиг..." и далее: "...В таких семьях и формируются сильные личности, способные на подвиг." Причем речь ведется не только о детях, растущих в такой семье. Мы знаем немало случаев, когда по произволению Божьему, великие подвижники, постники воспитывались вне семьи, вне родителей! Но и это тоже семья! Такие отношения еще ближе дают ощущение близости Бога!

Святейший Патриарх, как мне понимается, не ограничивает этот круг "личностей, способных на подвиг" детьми! Нет! И еще раз (по моему прискорбному и многогрешному мнению) нет! Родители! Вот с кого начинается - наипрекраснейший образец подвига!

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, Московского и всея Руси, "...Сам Господь, Его Пречистая Матерь жили в семье." Так мы 31 января будем вспоминать прекрасных подвижников и одновременно родителей Кирилла и Марию Радонежских, даровавших нам отца нашего преподобного Сергия, игумена Радонежского!

Дорогие братия и сестры во Христе, давайте помнить, что мы - подвижники в своем родительстве, кто-то будущем, а кто-то уже. Давайте держать перед своими очами тот незримый идеал, который даровал нам Сам Господь, родившись в семье! Давайте помнить слова Святейшего Патриарха, который говорит, что" без подвигов не может состояться семья" и "нужно научиться хранить любовь", которой (Любви) еще надо научиться!

Молитвенной нам всем помощи, сил и терпения для "несения ответственности за свою семью и за своих ближних" от Всемилостивого и Всещедрого Господа нашего Иисуса Христа! Храни Господи Русь Святую и все православные христиане! Спаси Господи нас многогрешных и даруй многая и благая лета Святейшему Патриарху нашему Кириллу, Московскому и всея Руси!

Помоги Господи брату нашему рабу Божьему Даниилу, и даруй ему мирная Твоя и премирная благая

6 апреля 2012 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. Со вступительным словом к собравшимся обратился Предстоятель Русской Православной Церкви.

Приветствую всех членов Комиссии по вопросам защиты семьи и материнства, а также приглашенных гостей. Особо приветствую Павла Алексеевича Астахова, который только что подписал соглашение с Преосвященным владыкой Пантелеимоном. Надеюсь, на основе этого соглашения будет развиваться конкретное сотрудничество Церкви и подчиненного Вам ведомства, и не только ведомства, но и всей той важной сферы общественной жизни, к которой Вы как уполномоченный представитель при Президенте имеете непосредственное отношение. Дай Бог, чтобы нашими совместными усилиями были преодолены все существующие шероховатости, с тем чтобы мы могли, объединив усилия, достичь того результата, который является архиважным для будущего всей нашей страны.

Позвольте мне сказать несколько слов относительно вопросов, связанных с защитой семьи, с защитой материнства и детства. Тот факт, что мы употребляем слово «защита», уже есть некий сигнал неблагополучия. Когда все благополучно, тогда и защищать не нужно. Но если мы говорим о необходимости защищать материнство, детство, природу, значит, речь идет о неблагополучии. А неблагополучие, связанное с семейной жизнью, имеет самое непосредственное отношение к тому, будет ли благополучной или неблагополучной жизнь нашей страны. Никакие экономические реформы, никакая модернизация, никакие инвестиции, никакая развитая инфраструктура, никакие высочайшие достижения в области науки, техники, образования, культуры не сделают ничего радикального для изменения к лучшему жизни нашей страны, если народ наш будет вымирать.

Тема демографии имеет, конечно, ярко выраженное политическое измерение, связанное с безопасностью Отечества. Но при этом проблема демографии имеет некую первопричину, которая лежит в помрачении нравственного сознания современного человека. И Церковь в первую очередь обращает внимание на первопричину, отдавая себе отчет в том, насколько важны последствия демографического неблагополучия для жизни нашего народа.

Семья является Богом установленной ценностью. Вообще, не существует иных Богом установленных институтов, кроме семьи и Церкви. Все остальное является результатом общественного развития, эволюции общественного сознания, а вот семья и Церковь установлены Богом. Поэтому у Церкви особое отношение к сохранению семьи. Мы знаем, что история рода человеческого началась с семейных отношений. Семья была призвана формировать человеческую личность, развивать в человеке Божий образ, содействовать такому умственному, нравственному, духовному, физическому развитию человеческой личности, которое обеспечило бы поступательное развитие всей человеческой цивилизации. Семья, действительно, — колыбель человечества: и человек как личность, и весь род человеческий формируются в семье. Что происходит в семье, то проецируется на жизнь общества и всей человеческой цивилизации.

Мы можем утверждать, что семья в России, на всем постсоветском пространстве, в Европе и во всем мире переживает сегодня тяжелейший кризис. Если мы сконцентрируемся сейчас только на российской ситуации (хотя одновременно в моем сознании сохраняется озабоченность, касающаяся положения семьи в других странах, которые входят в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата), то и на примере России мы сможем поговорить о том, что происходит на всем бывшем постсоветском пространстве. Наше общество приходит в ужас от сообщения о том, как двое молодых людей убивают своего ребенка, а затем заявляют, что он пропал, обрекая весь город и всю страну на глубочайшие переживания. Это сообщение сменяется другим: как отец убивает свою дочь только потому, что она не хотела есть кашу. Далее эти новости чередуются с ужасной информацией о детских суицидах, о том, с какой легкостью дети и подростки кончают жизнь самоубийством…

Происходящее несет в себе сигналы огромной силы для каждого мыслящего, для каждого совестливого человека. А если эти сигналы не достигают сознания и сердца кого-то из телезрителей или пользователей Интернета, то это свидетельствует о его духовном и нравственном неблагополучии. Мы понимаем, что семью нельзя вырвать из общего культурного, социального, политического, экономического контекста, в котором живут люди; и на семейное благополучие влияет огромное количество факторов. Когда мы говорим о коррупции, когда мы говорим о преступности, когда мы говорим об информационной политике, отмечая неблагополучие в этих сферах, мы должны это неблагополучие проецировать и на семейные отношения.

Ну, а что же происходит в сфере семейных отношений? В нашей с вами сегодняшней дискуссии нельзя избежать фактов и статистики. Вот некоторые цифры: на 1 215 000 браков приходится почти 640 тысяч разводов, то есть больше половины. В 2011 году родилось 1 814 000 детей и произведено абортов 1 230 000 — по официальной статистике. Неофициальная статистика оперирует ужасными цифрами — 3,5 - 4 млн. абортов.

Сегодня в России около 700 тысяч детей-сирот, большинство из которых — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Такого понятия в старые времена в России вообще не существовало, как до сих пор не существует в некоторых странах, где развита система солидарности, в первую очередь семейной солидарности, где даже дальние родственники сразу берут покровительство над сиротами в случае, если умирают родители. Так вот, из 700 тысяч детей-сирот 10-11 тысяч — те, от кого отказались уже в роддоме.

Число самоубийств среди подростков — это 20% от всех самоубийств. Никогда не было такой страшной цифры. По данным Генпрокуратуры 62% всех самоубийств несовершеннолетних связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Подростковое пьянство: более 80% подростков употребляют алкоголь. По данным Роспотребнадзора ежедневно в России употребляет алкоголь — вдумайтесь! —33% юношей и 20% девушек начиная с 13 лет. 33% мальчиков и 20% девочек с 13 лет систематически употребляют алкоголь! По данным Государственного антинаркотического комитета из 130 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет, ежегодно умирающих в России, около 100 тысяч гибнет от злоупотребления наркотиками. Если исключить смерть от наркотиков, то в три с лишним раза сократится смертность среди молодых людей.

Конечно, можно пытаться решать проблемы общества политическими и экономическими методами, по всей вероятности, на уровне правительства. Именно это и нужно делать в первую очередь, но без понимания того, что в основе всего — нравственные проблемы личности, формирующейся в семье, успеха не будет. Сегодня мы должны ясно осознать: разговоры о нравственности — это не просто красивые слова, не просто рефрен, звучащий в церковной проповеди, от которого иногда отмахиваются, как от чего-то скучного или даже надоевшего. Церковь действительно изо дня в день говорит об одном и том же и не перестанет говорить, потому что состояние семьи, рождаемость, физическое и нравственное состояние молодежи — это залог выживания нашего общества, и никак не меньше.

Государство сегодня демонстрирует обеспокоенность демографической проблемой. При таких темпах спада рождаемости через 20 лет в России просто некому будет работать. Мы действительно стоим перед угрозой вымирания и потери национальной идентичности. Именно поэтому тема, которой мы сегодня посвящаем свои усилия, является темой первостепенной важности.

По данным переписи 2010 года, в России приходится 1,47 ребенка на одну семью. Для того чтобы поддержать демографический баланс, нужно 2,11-2,15 детей на семью. Другими словами, при всех усилиях, которые сегодня прилагаются со стороны государства, мы так и не достигли черты, когда можно было бы сказать, что Россия не вымирает или, по крайней мере, что вымирание страны приостановилось. Каждый из нас должен пройти свою часть пути — государство, Церковь, общественные организации, средства массовой информации.

Но нам кажется, что нужно тем не менее подумать и об иных способах и средствах преодоления острой демографической проблемы с позиции государства и с приложением усилий государственных институций. И для того, чтобы это произошло, должно произойти, в том числе, изменение в сознании наших политиков. Семья должна быть поставлена в центр озабоченности, она должна стать одним из важнейших государственных приоритетов. Об этом говорится все больше и больше, но было бы важно закрепить это в каком-то законодательном акте, пусть это будет не закон, а некое авторитетное заявление высшей власти о том, что состояние материнства, семьи и детства становится наиважнейшим приоритетом государственной политики.

Если проанализировать информационный поток, который сегодня идет на каждого человека через Интернет и телевидение, то можно убедиться в том, что в процентном отношении тема семьи, материнства и детства уступает другим темам. А это означает, что в сознании абсолютного большинства людей, в том числе влияющих на информацию, семья, материнство и детство не являются приоритетом. Вот когда материалы демографического характера, тема семьи будут занимать большее место в информационном потоке, это и будет свидетельствовать о возросшем внимании и о возросшем интересе общества, ведь, что греха таить, многие информационные источники работают на потребителя. Чем выше спрос, чем выше интерес, тем больше и отдача информационных источников.

Полагаю, было бы важно, чтобы при поддержке государства были приняты меры для решения жилищных вопросов многодетных семей. Мы видели, как энергично решался жилищный вопрос военнослужащих, военных пенсионеров, — эта программа практически завершается. Может быть, сейчас важно было бы выработать параметры программы жилищного строительства для многодетных семей. Рождение нового ребенка не должно обрекать семью на бомжевание или даже на значительное снижение комфорта проживания. Если кто-то отказывается от ребенка, потому что просто жить негде, то это не нравственная проблема — это государственная задача. Нужно вывести семью, ожидающую нового ребенка, из-под угрозы попасть за грань бедности. Хотя бы матерям четырех и более детей должны выплачиваться какие-то пособия, а работа по воспитанию детей, тяжелейший труд матери, полагаю, должен засчитываться в стаж, потому что сегодня для государства воспитание ребенка — не меньшее по важности дело, чем работа на фабрике, на заводе, в офисе или в каком-то другом месте.

Я хотел бы коснуться темы возможной реорганизации органов опеки. Не наше дело давать конкретные советы, но вот в чем мы видим свой долг: достаточно ясно сказать, что органы опеки не должны ассоциироваться с неким репрессивным механизмом, направленным на изъятие детей из семей, направленным на то, чтобы воздействовать на семейную ситуацию непременно репрессивными методами. Органы опеки должны быть в первую очередь органами помощи, органами профилактики. Родители должны опираться на органы опеки, звонить туда, спрашивать совета, разделять свою скорбь, и в первую очередь органы опеки должны реагировать на это. Знаю, что во многих местах так и происходит; но, к сожалению, в очень большом количестве случаев органы опеки действуют, как репрессивный механизм.

Полагаю важным создавать центры кризисной беременности, которые желательно объединить в единую систему. Надо, чтобы женщина, сделавшая выбор в пользу жизни своего ребенка, чувствовала практическую поддержку и получала помощь со стороны государства и общества. Пока такой помощью занимаются в основном негосударственные организации; многое уже успела сделать Церковь. Мы сейчас строим общецерковную систему центров защиты жизни. Положительный пример у нас есть в Москве — под эгидой нашего Отдела по церковной благотворительности и социальному служению открыт такой центр кризисной беременности, и полагаю, что мы будем энергично двигаться вперед, содействуя открытию аналогичных церковных учреждений в епархиях Русской Православной Церкви.

Полагаю, что столь же важно скорректировать существующую сейчас государственную систему помощи многодетным. Иногда складывается впечатление, что люди, которые создавали или создают эту систему, сами не имеют опыта многодетных семей и опыта многодетности. Хотел бы привести один пример. Многодетным семьям выделяются путевки на отдых — и слава Богу, что это делается. Но при этом не предполагается отдых всей семьей: дети-подростки должны ехать в лагерь, дети-дошкольники — с одним из родителей в пансионат, а дети до трех лет в дома отдыха, предлагаемые государственной программой, вообще не принимаются. Так как же отдохнуть семьей? Полагаю, надо было бы подумать над этим. Речь должна идти о либо о каких-то компенсациях, либо об организации семейного отдыха. В частности, во многих церковных лагерях мы практикуем именно семейный отдых, обеспечивая необходимыми условиями всю семью — и родителей (а иногда даже бабушек и дедушек), и детей.

Хотел бы сказать несколько слов о возможных усилиях государства, как они нам представляются, в сфере информации и культуры. Уже было сказано, что сегодня главным источником воспитания стали телевизор и Интернет. Современную масс-культуру можно прямо назвать антисемейной — здесь и доказывать ничего не нужно. С экранов телевизоров и компьютеров слышится площадная брань, персонажи шоу-бизнеса в эфире похваляются подробностями своей личной жизни, которые никак не содействуют формированию семьи. А ведь эти люди становятся образцами для подражания, становятся некими кумирами для молодежи. И если кумир похваляется своей безнравственной жизнью, отсутствием семьи, наличием детей от огромного количества партнерш или партнеров, — что это означает? Тем самим молодежи предлагается «пример», как надо себя вести.

Мне кажется, что на центральных телеканалах должно быть выделено время для программ, прямо и привлекательно пропагандирующих семейные ценности. Должна проводиться целенаправленная кампания по созданию привлекательного образа многодетной семьи. И, конечно, желательно, чтобы в сфере кино- и телеиндустрии проводилась совершенно осознанная государственная политика, направленная на поддержку семейных ценностей, особенно через теле- и кинопродукцию, которая имеет госфинансирование. У нас должен быть социальный заказ, в том числе на соответствующую информационную и культурную политику, целью которой было бы увеличение рождаемости и оздоровление семейной жизни.

Теперь несколько слов о том, что может и должна сделать Церковь. У Церкви есть понимание того, что семья и дети являются великим даром Божиим. Каждый ребенок — это дар Божий, и многодетность является благословением для родителей. Жена спасается чадородием (см. 1 Тим. 2:15). Что значит «спасается»? Конечно, наследует Царствие Небесное и райские обители. Но ведь спасение обретается уже здесь, на земле, во внутреннем духовном состоянии человека. Полнота жизни — это не только внешний комфорт, это состояние души; и спасение дается человеку через семью.

Это не значит, что человек одинокий, по каким-то обстоятельствам не вступивший в брак или не имеющий детей, исключается из этой спасительной перспективы. Такой человек должен сам себя найти и делать в своей жизни нечто, что было бы в нравственном смысле не менее значимым, чем рождение и воспитание детей.

Церковь должна всеми мерами помогать верующим, которые несут благодатный подвиг многочадства. Полагаю, что мы должны поставить тему многодетной семьи также в центр нашей приходской жизни. Мы говорим о необходимости осуществлять в каждом приходе социальную работу, заботиться о неблагополучных семьях, о людях одиноких, престарелых, больных, об инвалидах. Но давайте скажем, что и многодетная семья должна быть в центре нашего внимания. И социальные, и приходские программы нам нужно выстраивать таким образом, чтобы они содействовали, в том числе, поддержке многодетных православных семей.

Семья, которую Церковь призвала к чадородию, не должна чувствовать себя заброшенной и тем более обманутой: услышали призыв священника, откликнулись на этот призыв, — а потом начинают сталкиваться с одной, другой, третьей проблемой… Церковь должна сделать все для того, чтобы ее призывы были поддержаны, по крайней мере, ее собственной социальной политикой в отношении многодетных семей.

Особенно важно уделять внимание воспитанию самих родителей. Следует подумать о создании общественной организации многодетных семей. Вообще, нужно поддерживать социальные связи единомышленников, а многодетные семьи — это единомышленники, и даже больше чем единомышленники. У них не только единые мысли — у них единый образ жизни. У нас есть общества рыбаков, охотников — кого только нет! Вот должны создаваться и организации многодетных семей — по крайней мере, в Церкви, а я бы предложил, чтобы такие организации создавались и в нашем обществе. Может быть, где-то это уже есть, но недостаточно для того, чтобы организовать систему солидарной нравственной поддержки — а, может быть, не только нравственной, но и материальной — тех, кто попадает в трудную ситуацию, будучи связан большим количеством обязательств по воспитанию детей.

Убежден, что помощь семье — это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью. Мы все должны понять, что крепкая семья — это действительно залог нашего будущего.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Необходимо «с очень большой осторожностью» отнестись к появившимся тенденциям, в т.ч. и в законодательной сфере, дать возможность вмешиваться в жизнь семьи чужим для нее людям, об этом сказал патриарх Кирилл .

– Конечно, нельзя допускать никакого насилия в семье! Но есть нечто опасное в тех тенденциях, которые сегодня формируются, в том числе и в законодательной сфере, когда некоторые пытаются под видом борьбы с семейным неблагобополучием узаконить вторжение в семейную жизнь сторонних сил, общественных или государственных организаций или каких-то там добровольцев, которые якобы призваны помочь урегулировать положение в семье, – сказал Первосвятитель 4 декабря после Литургии в Успенском соборе Кремля, передает агентство «Интерфакс-религия» .

Как считает Первосвятитель, «к такого рода вторжению чужих людей в семейную жизнь нужно относиться с очень большой осторожностью».

Заметив, что семья – это «святое пространство любящих друг друга людей», Предстоятель Церкви выразил уверенность, что, прежде всего, «нужно делать все для того, чтобы сохранять эту любовь, чтобы не допускать никакого насилия и вообще употребления силы, чтобы жизнь супругов была радостной, мирной, счастливой, чтобы в этой атмосфере воспитывались дети».

– Но очень опасно, когда в это закрытое, интимное семейное пространство вторгаются чужие люди и иные силы, и Бог его знает, что это вторжение может принести реально – пользу или вред – для людей, которые живут бок о бок друг с другом и которые сохраняют семейные узы. Поэтому, категорически выступая против всякого насилия в семье, считая это великим грехом, а также и преступлением, мы вынуждены возвысить наш голос на защиту семейного пространства от всякого вторжения извне, под любыми предлогами, – сказал патриарх Кирилл.

В тоже время, добавил Первосвятитель, для того, чтобы в семейной жизни дело не доходило до крайностей, каждый, кто собирается вступить в брак, должен понимать, что «любовь – это не только цветы и радость периода знакомства или первых лет супружеской жизни, любовь – это в первую очередь жертва, когда один супруг отдает себя другому супругу, когда нет ничего, что было бы жалко отдать, когда люди готовы здоровье свое отдать, кровь свою отдать друг за друга – вот это и есть настоящая любовь».

– И в такую любовь нельзя вторгаться извне ни под каким видом, потому что любовь сама по себе способна испепелить любой конфликт и любую проблему в семейных отношениях, – заключил Святейший.

Напомним, что ранее Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства , находящийся сейчас на общественном обсуждении, проект закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», который, по ее словам, имеет целый ряд правовых дефектов.

 

Возможно, будет полезно почитать: