Государственная антиалкогольная политика россии. Антиалкогольная политика российской федерации как средство обеспечения национальной безопасности

Проблема потребления алкоголя в России и внешние эффекты чрезмерного злоупотребления спиртными напитками. Государственная политика по снижению потребления алкоголя. Оценка влияния мер антиалкогольной политики на динамику несовершеннолетней преступности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблема потребления алкоголя в разных странах и его воздействие на здоровье. Исследование влияния факторов ("тип населенного пункта", "пол", "возраст", "курение" и "доход") на употребление алкоголя среди населения РФ. Построение нелинейной пробит-модели.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2016

    Изучение истории появления алкоголя и характерные черты его потребления в России. Анализ динамики потребления алкоголя в исторической ретроспективе. Тенденции негативного развития алкоголизма в России и его влияние на личность и на общество в целом.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Социальная стоимость употребления алкоголя для общества, эпидемиологическая ситуация в отношении алкоголизма в России. Объем и структура потребления спиртных напитков. Статистические данные о смертности населения от чрезмерного употребления алкоголя.

    реферат , добавлен 12.07.2013

    Анализ структуры потребления алкоголя в России: частоты употребления, объемов и предпочтений. Характеристика экономических потерь от злоупотребления населения алкоголем. Изучение правовых основ, принципов и стратегии алкогольной политики государства.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Социально-экономические факторы алкоголизма в России, структура потребления алкоголя. Основные последствия алкоголизации населения России. Экономические и социальные потери страны от употребления алкоголя. Принципы и стратегии алкогольной политики.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Проблемы повышения потребления алкоголя среди студенческой молодежи. Осведомленность студентов о вреде алкоголя. Последствия, вызванные потреблением алкогольных напитков в раннем возрасте. Сущность эффективных методов профилактики по борьбе с алкоголем.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2018

    Причины алкоголизма и его особенности в России. Негативные последствия хронического потребления алкоголя. Предпосылки, стимулирующие рост потребления спиртных напитков. Социальные методы борьбы с алкоголизмом, его диагноз и профилактическая работа.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Алкоголизм как социальная угроза. Причины алкоголизма и особенности проблемы. Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя. Социально-медицинские аспекты заболевания. Действие алкоголя на организм. Симптомы и стадии алкогольной зависимости.

    Согласно данным опроса, проведенного в 2009 году в шести российских регионах группой исследователей Института демографии, две трети респондентов выразили озабоченность масштабами распространения пьянства и связанных с ним разрушительных для общества последствий. В бо льшей степени людей беспокоит значительное количество неблагополучных семей, несчастные дети злоупотребляющих спиртным родителей, приобщение к алкоголю подростков. Возникает вопрос: чем можно объяснить столь высокую социальную опасность массовой алкоголизации населения России при сравнительно небольших различиях в объёмах потребления с другими странами?

    Основную причину такой ситуации многие исследователи видят во влиянии суровых природно-климатических условий, вследствие чего сформировалась особая структура потребления, с преобладающими в ней крепкими спиртными напитками. Наличие большого количества питейных обычаев и традиций, требующих пить и угощать горячительными напитками (и в значительных объёмах) по разным случаям и событиям превратили алкоголь в неотъемлемый атрибут жизни российского населения. Кроме того, исторически сложилась привычка пить много и быстро, часто на голодный желудок. Это в разы увеличивает негативный эффект от потребления алкоголя. И, к сожалению, злоупотребление алкоголем подвергает опасности не только здоровье и жизнь злоупотребляющего, но и его ближайшее окружение.

    На рубеже XX-XXI вв., сопровождающимся множеством политических реформ, широкая распространенность чрезмерного потребления алкоголя приобрела характер национального бедствия. Экономические, социальные и политические преобразования имели результатом ухудшение условий жизни десятков миллионов людей. Чувство незащищенности и неуверенности всегда способствовало значительному повышению спроса населения на спиртное, употребление которого для многих служит своеобразным средством ухода от действительности, забвения, «преодоления» стресса.

    Переход к рыночной экономике в 1992 году и отказ от государственной монополии на производство и продажу алкогольной продукции привели к потере контроля алкогольной индустрии. Эти события в сочетании с высокими налогами на алкогольную продукцию вызвали всплеск её нелегального производства. Дешёвая и низкокачественная водка стала причиной множественных отравлений. О степени опасности потребления фальсифицированной водки для здоровья и жизни людей можно судить по данным Государственного комитета статистики (ныне - Росстат): случайные отравления алкоголем с 16,1 тыс. чел. в 1991 г. выросли до 55,5 тыс. чел. в 1994 г., затем снизились до 35 тыс. в 2005 г. Доля нелегальной продукции по сей день остаётся высокой - по данным Министерства экономического развития она составляет около 40%.

    В конце XX в. страну охватило массовое самогоноварение. По различным данным и сегодня значительная часть (60-70%) сельских жителей употребляет в основном самогон, произведенный самостоятельно или приобретенный у знакомых или соседей. В данный момент решить эту проблему невозможно, так как закон не запрещает изготовление самогона для личного пользования.

    Возможно ли при такой государственной политике добиться сколько-нибудь существенных позитивных изменений в алкогольной ситуации, ослабить ее негативное влияние на жизнедеятельность общества?

    Обратимся к опыту прошлого. В Царской России антиалкогольной политики вплоть до царствования последнего Российского Императора Николая II не было. В стране периодически вводилась монополия на производство спиртных напитков, однако её основная цель состояла в извлечении государством прибыли.

    Когда в конце XIX века пьянство достигло небывалых масштабов, под благим предлогом была введена очередная винная монополия, и возникли первые движения за трезвость. Основной задачей последних была организация досуга населения, так как отсутствие цивилизованных развлечений было одной из причин чрезмерного употребления спиртного. Дополнялась она нищетой, тяжелыми жизненными условиями, неприятием многими людьми происходивших в стране перемен, и, конечно, сложившимися привычками и отсутствием знаний о вреде алкоголя. Кроме того, введение винной монополии очевидным образом усугубило алкогольную ситуацию, повысив доступность спиртных напитков.

    Массовое пьянство и разбои, имеющие место во время революции, показали неэффективность государственных мер и деятельности антиалкогольных движений. Закрытия кабаков и просветительных мероприятий оказалось недостаточно с борьбе с такой серьёзной социальной проблемой.

    Петербургский (декабрь 1909 г. - январь 1910 г.) и Московский (1912 г.) съезды по борьбе с пьянством выявили серьёзные разногласия между чиновниками и активистами движения за трезвость. Чиновники отстаивали винную монополию, считая её заслугой упорядочение потребления алкоголя, в то время как представители антиалкогольных объединений видели в ней главную причину роста потребления спиртного. Деятельность обоих сторон подверглась критике духовенства, которое рассматривало борьбу с пьянством как «мирную культурную работу», а не как средство для достижения политических целей. Как бы то ни было, к началу Первой мировой войны была выполнена важная задача - формирование у населения отрицательного отношения к алкоголю.

    Начав с ограничения продажи алкоголя 22 августа 1914 г., совет министров в октябре того же года дал право местным властям полностью прекращать торговлю спиртными напитками. Год спустя доход казны от производства вина сократился втрое по сравнению с первой половиной 1913 года, что вызвало существенные диспропорции в экономике. Вынужденная эмиссия денег привела к инфляции. Население же стало активно потреблять одеколоны, денатураты, брагу, самогон.

    Февральская революция и отречение Николая II от престола не могли не сказаться на социальном настрое и общественном порядке. Ни одна мера, предпринятая Временным правительством, не смогла побороть массовое пьянство и отличавшиеся невиданной жестокостью погромы. Лишь большевики, взяв власть, решительно подавили все проявления пьяной анархии. Основным инструментом были репрессии против пьяниц и хулиганов, которые приравнивались к «врагам народа». Они подкрепились «сухим законом»: согласно декрету правительства от 19 декабря 1919 года продавать спирт и спиртсодержащие напитки могли только национализированные или подконтрольные государству заводы.

    Несмотря на жёсткие меры, правительство так и не смогло справиться с самогоноварением. Вред от изготовления самогона состоял не только в спаивании населения, но и уничтожении огромного количества зерна, которое было в дефиците. Вынужденная легализация спиртного и последовавшее в 1924 году введение винной монополии сделали из пьяницы-«контрреволюционера» слабовольного, опустившегося человека, который не соответствовал идеологическому образу советского гражданина.

    В 1928 году был создан Всесоюзный совет противоалкогольных обществ. В рамках его деятельности планировалась организация культурных мероприятий, активная пропаганда трезвости, международное объединение антиалкогольных обществ. Однако воплотить эти идеи в жизнь не удалось: в 1930 году правительство раскритиковало Общество за превышение полномочий и неправильный выбор методов борьбы с пьянством. Объединенное в 1932 году с обществом «За здоровый быт», антиалкогольное движение прекратило своё существование. Но это вовсе не означало, что власть пустила ситуацию на самотёк.

    Снятие запрета на алкоголь, постепенное сокращение производства питьевого спирта и расширение ассортимента алкогольных напитков стали первыми шагами на пути воспитания «культуры пития». Прегражден он был в 1941 году, с началом Великой Отечественной Войны. На фронте водка была одним из средств снятия стресса. Многие не бросили привычку и после войны, однако дороговизна напитка вынудила население вновь заняться самогоноварением. В борьбе с последним правительство увеличивало производство водки, снижало её цену, что в итоге привело к значительному росту потребления спиртного. Рекордным его назвать нельзя - многие страны в послевоенные годы отметили увеличение объёмов потребления алкоголя.

    Алкогольная проблема обострилась и требовала решения. Но жесткие административные меры в купе с ценовой политикой не смогли принести существенных результатов, ведь как и прежде велась борьба не с пьянством, а с пьяницами.

    С приходом к руководству страной Михаила Горбачева была запущена новая антиалкогольная кампания. Очередное повышение цен, талоны, огромные очереди впоследствии вылились в распространение и увеличение объёмов самогоноварения. Но, даже не смотря на это, данные меры позволили почти на четверть снизить уровень смертности населения. Кроме того, некоторые исследователи обращают внимание на тот факт, что дети, рожденные во время действия алкогольной кампании, отличались лучшим состоянием здоровья. Завершение кампании повлекло за собой увеличение потребления алкоголя и повышение уровня преступности, связанного со злоупотреблением спиртным.

    Таким образом, предшествующая практика борьбы с алкогольной проблемой в России, если и демонстрировала улучшение ситуации, то со временем антиалкогольные меры либо переставали действовать, либо меняли свой эффект на противоположный. Любые ограничения и запреты приводили к распространению самогоноварения, что усугубляло ситуацию с заболеваемостью и смертностью по причине потребления спиртного; репрессии уменьшали число открытых проявлений пьянства, но масштаб проблемы не сокращался.

    Основное препятствие в борьбе с пьянством, по мнению экспертов, состояло в разности взглядов населения и власти на людей злоупотребляющих. Потребление спиртного категорически осуждалось «сверху», в то время как общество не собиралось расставаться с традицией «выпивать по случаю». Более того, советских людей всегда отличало терпимое отношение к пьяницам и алкоголикам, «попавшим в беду, сломленным несчастьями и злой судьбой».

    Причина провалов, по мнению многих экспертов, состоит в одностороннем подходе и ограниченности мер, используемых для борьбы с проблемой чрезмерного потребления алкоголя. Обычно предпринимаемые действия не отличались организованностью, продуманной структурой, и долговременностью. Кроме того, в большинстве случаев не принимались во внимание научные исследования и работы, посвященные злоупотреблению алкоголем.

    Так, долгие годы главную причину широкой распространенности пьянства видели в высокой доступности спиртных напитков и передаваемой из поколения в поколение традиции выпивать по поводу и без. Однако, ряд социологических исследований доказывает комплексность причин пьянства и алкоголизации в стране. Можно выделить следующие группы факторов:

    • · экономические (высокая прибыльность производства спиртных напитков, доступность алкоголя, неблагоприятная структура реализции и потребления алкогольной продукции с преобладанием в ней крепких напитков);
    • · социально-экономические (плохие жизненные условия, воспитание и культурное развитие, социальное неравенство и т.п.);
    • · социально-культурные (питейные традиции, обычаи);
    • · психофизиологические (слабая нервная система, наследственность).

    Таким образом, ограничение антиалкогольной политики административно-правовыми мерами и игнорирование важных факторов, определяющих алкогольную ситуацию в стране, и их взаимосвязей не позволяет достигнуть и, главное, закрепить положительные результаты в борьбе с проблемой.

    К сожалению, проблема алкоголизации населения и по сей день остро стоит в нашей стране. Как указывалось выше, в течение последних двух десятилетий в России происходили серьезные изменения во всех сферах жизни, а любые преобразования, отрицательно сказывающиеся на уровне жизни большинства населения, влекут за собой рост потребления алкоголя, в котором отчаявшиеся ищут способ забыть о проблемах. Поэтому, сегодня как никогда актуален вопрос антиалкогольной политики.

    В последние годы антиалкогольная политика является одним из приоритетных направлений государственной деятельности. В 2011 Государственной Думой были приняты серьезные поправки к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которым пиво и напитки на его основе крепостью более 0,5% признаются алкогольной продукцией, на которую распространяется запрет ночных продаж (с 24 до 8 часов по всей России, регионы могут по своему усмотрению увеличивать временной период запрета). С 1 января 2013 года введен запрет на торговлю алкоголем в нестационарных торговых точках (ларьках, киосках, АЗС). Недолгое время действия данных мер не позволяет оценить их эффективность, однако, очевидным является снижение объёмов продаж алкоголя. Это отрицательно сказывается на алкогольном бизнесе, в частности некоторые ритейлеры отказываются от ставшей нерентабельной ночной работы, но подобная жертва может быть со временем оправдана.

    Для предотвращения незаконных продаж в крупных магазинах вводятся автоматические программные блокировки, не позволяющие ночью пробить чек на алкоголь. Законодательно запрещена торговля спиртным через интернет. Оставшееся «поле для деятельности» - небольшие магазины под руководством индивидуальных предпринимателей. Штраф за ночной сбыт алкогольной продукции для ИП составляет 3000 рублей, что несоизмеримо с прибылью, которую они могут получить таким незаконным путем. Недавно депутатами Государственной Думы была выдвинута инициатива по значительному увеличению штрафа для ИП, что было с одобрением воспринято участниками рынка, учитывая потери их добросовестных представителей.

    Что касается ценовой политики, то в 2010 году была установлена минимальная цена за бутылку водки объёмом 0,5 литра - 89 рублей. Увеличение акциза с 1 января 2013 года повлекло очередное повышение цены: с начала этого года минимальная розничная цена на пол-литровую бутылку водки составляет 170 рублей. И наконец, с 11 марта этого года вступил в силу Приказ Росалкогольрегулирования от 28 января 2014 г. № 9 о новых ценах, не ниже которых должна осуществляться закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28% (водка, коньяк, бренди).

    Так, цена, по которой сегодня можно приобрести у организации-производителя ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью от 28 до 29%, составляет 112 руб. за бутылку объемом 0,5 л. Аналогичная стоимость водки крепостью от 39 до 40% возросла со 132 руб. до 154 руб.

    При этом, если алкогольная продукция крепостью от 28 до 29% приобретается у иной организации, цена за 0,5 л не должна быть меньше 117 руб. (раньше - 100 руб.). Минимальная цена на водку крепостью от 39 до 40% в данном случае составляет теперь 162 руб. (вместо прежней цены в 138 руб.). Кроме того, со 123 руб. до 144 руб. за 0,5 л выросла минимальная розничная цена на алкоголь крепостью от 28 до 29%, со 170 руб. до 199 руб. - на водку крепостью от 39 до 40%.

    Отметим, что в этом году минимальные цены на водку и ликероводочную продукцию будут повышаться два раза. Указанные выше цены будут действовать до 1 августа текущего года, после чего минимальные цены за 0,5 л алкогольной продукции крепостью от 28 до 29% составят:

    • · 124 руб., если алкоголь приобретается у производителя;
    • · 130 руб., если он приобретается у иной организации;
    • · 160 руб. при розничной продаже.

    Для водки крепостью от 39 до 40% будут действовать цены в 171 руб., 179 руб. и 220 руб. соответственно.

    Кроме того, повышены цены на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного и вискового дистиллятов. К примеру, минимальная розничная цена такой продукции теперь составляет 293 руб. за 0,5 л. Минимальная розничная цена такого же объема коньяка - 322 руб. Цены на коньяк и бренди повышаются в этом году один раз - с 11 марта.

    Без внимания не остаются и водители. Сейчас в нашей стране действует абсолютный ноль на содержание алкоголя в крови. Что касается наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде, то водитель лишается прав на срок от полутора до двух лет. В конце мая 2013 года Правительство поддержало законопроект об ужесточении наказания пьяных водителей, который предполагает «добавить» к действующей санкции штраф в размере 50 тысяч рублей. Тюремный срок от 2 до 7 лет ждёт автомобилиста, чьё вождение в нетрезвом виде стало причиной гибели человека.

    Российское законодательство ограничивает и рекламу, ставшую в последнюю пару десятилетий значимой частью рынка любой продукции. 23 июля 2012 года в России вступил в силу законодательный запрет на рекламу алкоголя в Интернете, на телевидении, радио, наружных конструкциях, общественном транспорте, на первой и последней полосах печатных СМИ. С 1 января 2013 года реклама алкоголя в печатных СМИ запрещена полностью. Как бы то ни было, рекламодатели активно используют возможность рекламировать алкогольную продукцию в местах продаж и на спортивных мероприятиях, проводимых за пределами нашей страны, но транслируемых по российским телеканалам.

    Активно и нарушаются запреты на использование образов детей в рекламе алкоголя. Так, Управление ФАС по Ленинградской области в мае 2013 года оштрафовало торговую сеть «Ашан» на 150 тысяч рублей за рекламу алкоголя с использованием образа школьницы. В торговом зале одного из магазинов сети на стеллажах с алкоголем была вывешена реклама со слоганами «1+1=3, Платите за два, третий в подарок», «1=2, Платите за один -- второй в подарок» с образом школьницы, пишущей на школьной доске. Реклама не содержала предупреждений о вреде чрезмерного употребления алкоголя. Данный случай является доказательством лояльности закона к подобным нарушителям, незначительности штрафов для юридических лиц в сравнении с их «алкогольными» доходами.

    В последние годы проблема пьянства в России стала особенно актуальна для подростков. Пик приобщения к алкоголю сместился, по данным Института социологии РАН, в возрастную группу 14-15-летних. Психологи объясняют это отсутствием иных альтернатив для самоутверждения в приходящийся на этот возраст период группирования со сверстниками. С 2000 года заболеваемость алкоголизмом среди подростков выросла на 65 % и приравнялась к 21 случаю на 100 тысяч человек.

    В январе 2013 года аспирантка факультета экономики НИУ-ВШЭ Марина Пономарёва представила результаты исследования, проведенного на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, о том, как 16-23-летние россияне принимают решение, употреблять ли им, и в каком объёме, алкоголь. В частности, она сообщила, что пик потребления алкоголя в этом возрастном промежутке приходится на 19 лет, и предложила поднять возрастной ценз для покупки алкоголя до 20-летнего возраста.

    Доктор медицинских наук, эксперт по проблемам алкоголизма Александр Немцов согласен, что возраст для разрешения самостоятельной покупки алкоголя может быть поднят до 21 года, хотя, на его взгляд, это было бы незаконным, ведь дееспособность юридически наступает в 18 лет. С запретом продажи алкоголя до 21 года согласен также главный нарколог Министерства здравоохранения России Евгений Брюн. Необходимо учитывать, что данная мера является опасной, так как может вызвать волну негодования среди молодежи, подстегнуть их к нарушению закона и злоупотреблению спиртным «на зло» власти.

    Современная государственная политика должна включать меры, реализуемые с помощью интернет-технологий, которые заняли прочное место в нашей жизни. Так, с 2011 года Министерство здравоохранения и социального развития в рамках проекта «Здоровая Россия» запустил информационный интернет-проект «Независимость», разъясняя, что такое зависимости, как не допустить развития алкоголизма у детей, куда обратиться в случае возникновения проблем.

    Несомненно, важным является отношение общества к антиалкогольной политике. По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2009 году большинство россиян (65% опрошенных респондентов) поддержали бы новую антиалкогольную кампанию. Против таких мер высказались четверть опрошенных (25%). Самыми популярными мерами в борьбе с алкоголизмом россияне признали запрет на продажу алкоголя молодёжи до 21 года (63% опрошенных), запрет рекламы любого вида алкоголя, в том числе и слабоалкогольных напитков (57%), пропаганду здорового, трезвого образа жизни (47%).

    Сравнивая ситуацию 2005 года со временами антиалкогольной кампании времён Михаила Горбачёва, 61% россиян выразили убеждение в том, что люди стали пить больше, и лишь 4% придерживались обратного мнения. При этом 58% респондентов оценили ту кампанию позитивно, а 37% назвали её ошибкой. Однако в 2009 году доля россиян, признающих необходимость и эффективность антиалкогольной кампании времён перестройки, снизилась вдвое -- с 15% до 8%.

    В начале 2013 года ВЦИОМ опросил россиян по проблеме пьяных водителей. Большинство респондентов, как водители, так и пешеходы, сочли проблему нетрезвого вождения важной. «Нулевое промилле» как меру профилактики россияне назвали целесообразной (64%), но, правда, бессмысленной (62%). Идею возврата разрешённых 0,2-0,3 промилле алкоголя для водителя поддержало меньшинство россиян (39%). По мнению респондентов, с нетрезвыми водителями нужно бороться также длительным лишением водительских прав (58%), искоренением дорожных привилегий (46%) и алкозамкамми (40%).

    Средняя продолжительность жизни россиян в 2012 году составила 66,5 лет. Американская газета The Washington Post, отметив как одну из основных цель антиалкогольной программы Правительства России повысить к 2018 году среднюю продолжительность жизни до 74 лет, указала на недостаточность одних только запретительных мер: важно «помочь людям осознать важность здорового образа жизни и изменить своё поведение», а также улучшать экономическую ситуацию, повышать заработную плату и модернизировать систему здравоохранения.

    Наша страна использует большое количество инструментов в борьбе со злоупотреблением алкоголем, однако, необходимо не только использовать эти инструменты, но и оценивать их эффективность и результативность, чего не хватает современной политике. При разработке антиалкогольной политики важно принимать во внимание быстро развивающееся современное общество, искать новые методы противостояния пагубной привычке. Самым главным является комплексность мер и дополнение антиалкогольной политики мерами экономического и социально-культурного характера. Пьянство вызывается и поддерживается множеством различных причин, а потому и борьба с чрезмерным потреблением алкоголя должна вестись одновременно различными способами в различных сферах жизни.

    Таким образом, начало третьего тысячелетия отмечено повышением активности как европейской, так и российской антиалкогольной политики. Осознание масштаба бедствия стимулирует общественные институты к созданию новых эффективных мер борьбы с вредной привычкой.

    Что не менее важно, в ЕС создана база данных, аккумулирующая информацию, касающуюся потребления алкоголя, которая может быть использована в рамках разработки и реализации антиалкогольной политики. Комплексность и взаимосвязанность мер и коммуникативность антиалкогольной политики - фундамент будущего успеха в борьбе со злоупотреблением алкоголем в обществе.

    Формы, механизм, методы социального контроля должны быть адекватны генезису и закономерностям девиантных проявлений.
    Пьянство относится к ретретистским формам девиантного поведения и находит то же объяснение («вторичная неудача» Р. Мертона, его же теория напряжения и др.). Кроме того, злоупотребление алкоголем, как и другие формы ретретизма, является следствием утраты или отсутствия смысла существования, «экзистенциального вакуума» (В. Франкл*), заполняемого алкоголем или наркотиками за отсутствием возможностей (неумением) найти более достойное средство (например, творчество или увлечение чем-либо). Врачи-наркологи хорошо знают эту закономерность, утверждая: «Людей с хобби нет среди наших пациентов».
    * Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
    Всемирная организация здравоохранения называет три группы последствий злоупотребления алкоголем: проблемы для самого пьющего – заболевания, правонарушения, ранняя смерть; для семьи пьющего – конфликты, ссоры, безденежье, негативное воздействие на детей; для общества – преступления, дорожно-транспортные происшествия, затраты на лечение, утрата трудоспособности и др. При бесспорном вреде пьянства и алкоголизма этому злу нельзя противодействовать запретительно-репрессивными мерами. Об этом свидетельствует мировой опыт введения «сухого закона»: в США на его основе зародилось бутлегерство и организованная преступность, в России – массовое самогоноварение (в 1923 г. на самогон было израсходовано свыше 100 млн пудов хлеба, к 1985 г. 26% алкогольных изделий составлял самогон*).
    * Treml V. Soviet and Russian Statistics on Alcohol Consumption and Abuse. In: Bobadilla J., Costello Ch., Mitchell F. (Eds.) Premature Death in the new independent States. Washington, 1997. P. 220-238.
    Приоритетными направлениями антиалкогольной политики являются первичная (общесоциальная) профилактика – улучшение условий бытия возможно большего числа жителей страны, создание условий для заинтересованного труда и разумного отдыха, повышение общей культуры населения, образовательного уровня, а также вторичная (специальная) профилактика – антиалкогольная пропаганда, формирование культуры пития и др. Важную роль играет и третичная (индивидуальная) профилактика – медицинская, психологическая, социальная помощь лицам, имеющим склонность к злоупотреблению алкоголем и страдающим алкоголизмом.
    Одной из наиболее распространенных в мире форм помощи (самопомощи) лицам, страдающим от злоупотребления алкоголем, больных алкоголизмом, является движение «АА» – анонимных алкоголиков («Alcoholics Anonymous»)*. Считается, что оно возникло 10 июня 1935 г. в Акроне, штат Огайо (США), хотя аналогичные попытки предпринимались и раньше. Основная идея движения – оказание взаимной помощи лицами, имеющими проблемы с алкоголем, с целью удержания от его потребления. Одна из наиболее известных стратегий деятельности АА – «12 шагов». Эти 12 принципов АА были институционализированы как Первая международная АА конвенция в 1950 г. в Кливленде.
    * Подробнее см.: АА – анонимные алкоголики // Социологические исследования. 1991. № 1, 3-8; Осятинский В. Алкогольная зависимость: Болезнь или порок? СПб., 1997; Bryant С. (Ed.). Vol. IV. Ibid. P. 38-42.
    Из национальных антиалкогольных стратегий можно назвать шведскую: монополия на изготовление и продажу алкогольных напитков; запрет рекламы алкогольных изделий; продажа их только в специализированных магазинах; на витринах этих магазинов выставлены только вина (крепкие алкогольные напитки можно купить в этих же магазинах, попросив их у продавца); активная пропаганда здорового образа жизни; социальная, медицинская, психологическая помощь лицам, имеющим проблемы, связанные с алкоголем.
    Особое значение приобрела необходимость разумной антиалкогольной политики в России. Это обусловлено тяжелой алкогольной ситуацией в стране.
    Страшные последствия массовой алкоголизации населения России, особенно жителей малых городов и сельской местности, связаны не только и не столько с давними традициями, сколько с тяжелейшими условиями бытия большинства населения в XX в.. перешедшими в век XXI. За эти годы сложилась «антикультура» пития: «Стародавние питейные привычки в России носили застольный, праздничный характер, и были преимуществом мужчин. Выпивки женщин и молодежи долго оставались позором. В новейшей истории России доминирует новый стиль потребления, когда пьют и в праздники, и в будни, не только не закусывая, но часто даже не приседая. Или на ящике-таре вместо стола, на газетке вместо скатерти, среди мусора и грязи. Стали привычными выпивки женщин и подростков. Это питейное бескультурье носит массовый характер и является лишь поверхностным отражением деградационных процессов российского общества, прочно связанных с неуемным потреблением спиртных напитков»*.
    * Немцов А. Алкогольная смертность в России, 80-90-е годы. М., 2001. С. 5.
    Очередные данные о «питейном бескультурье» приводятся в статье Н. Алякринской. Если 2002 г. унес жизни более 40 тысяч граждан от отравления алкоголем, то «проблема серьезно обострилась в этом году... В ход идут средство для протирки стекол с ласковым названием "Максимка" и тонизирующее средство для ванн "Вдохновение", жидкости для разжигания костров "Веселый огонь" и "Астра", противорвотные средства для собак и свиней, препараты для травли бытовых насекомых и даже жидкость для размягчения копыт...»*.
    * Алякринская Н. После «тройного» не закусывают // Московские новости. 2003. 11-17нояб. С. 22.
    После малоэффективной антиалкогольной кампании середины 80-х гг. минувшего столетия в России отсутствует какая-либо стратегия и программа превенции неумеренного потребления алкоголя в стране. Это не исключает, конечно, деятельности медицинских и негосударственных организаций по оказанию помощи лицам, зависимым от алкоголя.

    Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

    Вопрос: ...В организации принят локальный нормативный акт "Антиалкогольная политика компании". Его положениями предусмотрено, что за распитие алкогольных напитков в организации работник будет уволен. Принимаемые на работу граждане знакомятся с документом одновременно с правилами внутреннего трудового распорядка, а уже работающих работников заставляют подписать документ под угрозой увольнения. Правомерно ли введение акта? (Консультация эксперта, 2007)

    Вопрос: В организации за подписью руководителя организации принят локальный нормативный акт "Антиалкогольная политика компании". Его положениями предусмотрено, что за распитие алкогольных напитков в организации как в рабочее, так и в нерабочее время или же появление в офисе компании в состоянии опьянения даже в нерабочее время работник будет уволен. Принимаемые на работу граждане знакомятся с указанным документом одновременно с правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, а уже работающих работников заставляют подписать указанный документ под угрозой увольнения. Правомерно ли введение такого акта?
    Ответ: Документ, называемый "Антиалкогольная политика компании", относится к категории локальных нормативных актов, то есть актов, содержащих нормы права и издаваемых руководством организации в пределах предоставленных ему полномочий. Такой акт относится к источникам трудового законодательства только в том случае, если содержит нормы трудового права, то есть нормы, регулирующие трудовые отношения (отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ) или иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству у данного работодателя, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя, социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, других (ст. 1 ТК РФ). Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права; нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
    В указанном локальном нормативном акте очевидной ошибкой является условие о его подписании всеми работниками, по общему правилу введение локального нормативного акта не требует его подписания работниками. Для применения локального нормативного акта необходима такая процедура, как ознакомление с его положениями тех, кому акт предназначен.
    Ознакомление работников с положениями локального нормативного акта может осуществляться в различных формах (в устной, письменной, комбинированной), разными способами и иметь или не иметь письменное закрепление.
    Отказ лица, принимаемого на работу, проставить отметку об ознакомлении с антиалкогольной политикой компании (в листе ознакомления, ином документе) не может являться основанием для отказа работодателя в заключении трудового договора: согласно ч. 1 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора; необоснованным отказом будет признан отказ по причинам, не связанным с деловыми качествами работника.
    Отказ работника засвидетельствовать ознакомление с антиалкогольной политикой компании не может иметь каких-либо правовых последствий.
    Меры ответственности, установленные данным локальным нормативным актом, искажены по сравнению с предусмотренными Трудовым кодексом РФ. Так, пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусматривает ответственность работника за появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
    Разъяснение по применению данной нормы дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 63). Согласно п. 42 Постановления при разрешении споров, связанных с расторжением трудового договора по пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 Кодекса, суды должны иметь в виду, что по этому основанию могут быть уволены работники, находившиеся в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. При этом увольнение по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в таком состоянии не на своем рабочем месте, но на территории данной организации либо он находился на территории объекта, где по поручению работодателя должен был выполнять трудовую функцию.
    Отношения вне рабочего времени, то есть времени, которое работник вправе использовать по своему усмотрению, не являются трудовыми и не могут регулироваться трудовым законодательством и тем более локальным нормативным актом.
    Нежелательность появления работников в состоянии алкогольного опьянения, а тем более распития спиртных напитков решается с помощью других правомерных средств. Например, путем введения пропускной системы, при которой появление на рабочем месте вне установленного рабочего времени конкретного работника будет просто невозможно. Если нахождение работника на территории организации в нерабочее время должно быть ограничено, то для этого не обязательно вводить антиалкогольную политику, а достаточно отразить запрет на появление работника на территории организации за пределами рабочего времени в таком локальном нормативном акте, как правила внутреннего трудового распорядка.
    Л.В.Щур-Труханович
    Консультационно-аналитический центр
    по бухгалтерскому учету
    и налогообложению
    28.02.2007

    Российский путь антиалкогольной политики

    Попытки государственного регулирования алкогольного рынка в России предпринимались неоднократно еще в царское время. В 1896 году при императоре Николае II была введена государственная «винная монополия», устранившая почти всю частную продажу алкоголя в стране. В период русско-японской войны в 1904-1905 годы последовал полный запрет на продажу водки в ряде регионов, который продлился до 1907 года. Позднее, в 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, постановлением правительства продажа алкоголя была запрещена на всей территории страны. Это позволило к 1915 году сократить потребление спиртных напитков до 0,2 л на человека (в 1913 году значение этого показателя составляло 4,7 л на человека) . В итоге «сухой закон», введенный Николаем II, продержался в России до августа 1923 года.

    Впоследствии советское правительство также предпринимало неоднократные попытки введения различных ограничений на продажу алкоголя. Так, в 1958 году было принято постановление, согласно которому запрещалась продажа водки большинством предприятий общественного питания, расположенных в районе вокзалов, аэропортов, в местах отдыха граждан, а также в непосредственной близости от промышленных предприятий, учреждений сфер образования и здравоохранения . В 1972 году в СССР были введены временные ограничения на продажу алкоголя: торговля спиртными напитками крепостью 30 градусов и выше была разрешена с 11.00 до 19.00, т.е. до официального времени закрытия магазинов, торгующих алкоголем .

    В 1985 году была развернута самая масштабная в истории СССР антиалкогольная кампания, в ходе которой правила продажи спиртного стали еще жестче, были закрыты многие торговые точки. В тех же магазинах, где торговля спиртными напитками была разрешена, продавать алкоголь можно было только с 14.00 до 19.00 . Кроме того, был введен запрет на распитие спиртного в парках, скверах, а также поездах дальнего следования. Начавшийся в 1987 году в стране экономический кризис, а также массовое недовольство населения мероприятиями кампании вынудили правительство свернуть борьбу с алкоголизмом. Однако временные ограничения на продажу алкоголя отменены не были и действовали в стране до середины 1990 года. Согласно имеющимся оценкам, за годы кампании продажи алкогольной продукции в расчете на душу населения сократились на 60% . В то же время в эти годы в стране стал активно развиваться «теневой» рынок алкоголя, возросли объемы самогоноварения и нелегального производства спиртного, увеличилось количество отравлений алкогольными суррогатами.

    К сожалению, после распада СССР антиалкогольная политика не вошла в число приоритетов российского правительства. В условиях быстро развивающихся рыночных отношений государство утратило как монополию на производство и продажу спиртного, так и контроль над временем его продажи. В 1990-е годы на рынок алкогольной продукции вышло множество производителей и продавцов, в том числе крупные международные компании. Согласно данным Росстата, объем продаж алкоголя в литрах чистого спирта в расчете на душу взрослого населения резко увеличился с 7,1 в 1990 году до 10-11 в 2000-е годы .

    Исследователи подчеркивают негативную роль ослабления антиалкогольной политики государства. Трейзман отмечает, что рост смертности, наблюдаемый в России в начале 1990-х годов, был вызван действующей ценовой политикой в отношении алкоголя (низкая относительная цена водки), а не социальным стрессом от проводившихся в стране политических и экономических реформ. Другие авторы считают именно окончание антиалкогольной кампании Горбачева основной причиной так называемого «российского кризиса смертности» .

    Последние годы характеризуются, однако, повышенным вниманием со стороны российского правительства к регулированию ситуации на алкогольном рынке. Ключевым документом в этом отношении стала принятая в 2009 году «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». В документе, помимо мер законодательного регулирования, заложены и экономические меры, направленные как на ограничение ценовой доступности алкоголя (повышение акцизов на спиртное, установление минимальных розничных цен), так и на снижение его физической доступности (сокращение точек и времени продаж алкоголя). Цели и направления антиалкогольной политики государства были в дальнейшем зафиксированы в Указе Президента РФ от 7.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

    С июля 2011 года введены единые по всей стране ограничения ночного времени продаж спиртных напитков – с 23.00 до 8.00 . Согласно закону, с 1 января 2013 года запрет на ночную продажу спиртного был распространен и на пиво. Единые федеральные ограничения, введенные в 2011 году, оказались достаточно мягкими по сравнению с теми, что устанавливали ранее отдельные регионы .

    В 2011 году начинается существенное повышение акцизов на алкоголь, введенных еще в 1992 году. Так, в 2010 году они составляли 231 рубль за 1 л безводного этилового спирта крепостью более 9%, в 2011 году – 254 рубля, в 2012 – 300 рублей, в 2013 году - 400 рублей, в 2014 году – 500 рублей, а с 1 января 2015 года возросли до 600 рублей.

    К числу новых для России мер государственной политики относится законодательное установление минимальной цены на водку. Одной из основных причин введения этого механизма стало снижение цены водки относительно средней зарплаты, чем и объясняют многие исследователи рост потребления спиртного, наблюдавшийся в России за последние 20 лет. Относительная цена алкоголя в стране постоянно снижалась в течение этих лет, делая его все более доступным. Так, в середине 1990-х годов на среднюю заработную плату можно было купить 25 л водки или 100 л пива, а в 2009 году – уже 79 и 358 л соответственно. Изменения минимальной цены водки и доступность алкоголя в соотношении со средней зарплатой показаны в табл. 1. В 2010 году значение минимальной цены водки было установлено впервые и на достаточно символическом уровне - 89 рублей за пол-литровую бутылку. Но впоследствии цена несколько раз повышалась, и к 1 августа 2014 года достигла уже 220 рублей.

    Таблица 1. Минимальная цена водки относительно средней заработной платы

    Дата введения

    Минимальная цена, рублей за 0,5 л

    Средняя зарплата, рублей

    Сколько бутылок можно купить?

    Однако с 1 февраля 2015 года минимальная розничная цена водки впервые была снижена до 185 рублей (или на 16%). Среди причин данного факта эксперты выделяют как замораживание ставки водочного акциза на 2015 и 2016 годы, так и увеличение теневого сектора алкогольного рынка .

    Таким образом, к числу наиболее заметных мер регулирования алкогольного рынка в последние годы можно отнести введение минимальной розничной цены продажи водки, повышение акцизов на алкоголь и установление временных запретов на продажу спиртного. Как и следовало ожидать, официальные статистические данные показывают, начиная с 2010 года, стабильное сокращение объемов продажи как алкогольных напитков в целом (в пересчете на чистый спирт), так и водки. Продажи пива, несколько увеличившись в 2011 году, снова начали сокращаться, и в 2014 году среднедушевые продажи алкоголя, пива и водки оказались ниже уровня 2010 года (табл. 2).

    Таблица 2. Динамика продажи алкогольных напитков в России, 2010-2014 годы

    Суммарный годовой объем продаж:

    Все алкогольные напитки, в млн дкл спирта

    Водка, млн дкл

    Пиво, млн дкл

    В расчете на душу взрослого населения в год:

    Все алкогольные напитки, в л спирта

    Можно ли утверждать, что наблюдаемые на макроуровне позитивные изменения являются следствием проводимой государством антиалкогольной политики? Учитывая, что схожие экономические меры на протяжении многих лет активно используют правительства разных стран, проанализируем известные исследования по оценке их эффективности.

     

    Возможно, будет полезно почитать: