Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации». Обучение детей с ограниченными возможностями. Ассоциация руководителей образовательных организаций Такие разные "особые" дети

С 1 сентября 2016 года вступит в силу новый стандарт, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Делать оценки пока раны, но эксперты отмечают, что у детей, вовлеченных в новую образовательную модель, отмечается положительная динамика обучения. Уже сегодня во всех регионах страны активно ведется работа по созданию в школах и детских садах, учреждениях дополнительного образования безбарьерной среды, совершенствуются материально-техническая и кадровая базы.

Работа по созданию условий для инклюзии в общеобразовательных школах России проходит при активной поддержке государственных институтов разного уровня. На реализацию этой задачи в 2011-2015 годах был направлен и завершающийся первый этап госпрограммы "Доступная среда". Программой предусмотрено увеличение до 45% к 2016 году доступных для маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

В рамках создания современной информационно-образовательной среды на базе пилотных площадок отработаны подходы к оснащению кабинетов мультимедийным, компьютерным и учебно-лабораторным оборудованием, использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.

Сегодня

На сегодняшний день в российских образовательных учреждениях обучается 482 тысячи детей с особыми образовательными потребностями. Из них 270 тысяч обучаются инклюзивно в общеобразовательных школах, остальные – в специальных образовательных коррекционных заведениях. По данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки, только за последние три года, количество детей перешедших в инклюзию увеличилось более чем на 21 тысячу человек.

Существуют разные модели деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В детских садах нового образца помимо воспитателей, работают квалифицированные педагоги, психологи, дефектологи, логопеды. При необходимости в некоторых регионах ребенку предоставляется тьютер. Такой подход помогает социализации не только детей, но и семьи в целом. Родителям не нужно отказываться от трудоустройства или выбирать менее оплачиваемую работу ради возможности дополнительно посещать с ребенком специализированные центры. Весь необходимый для индивидуального развития малыша объем помощи он получает в своем образовательном учреждении по программам, рекомендованным ему специалистами психолого-медико-педагогической консультации.

Победители

В Московском городском психолого-педагогическом университете в рамках международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы" состоялось подведение итогов второго всероссийского конкурса "Инклюзивная школа России" и награждение победителей состоялось. В номинации "Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику" победителями стали: ГБДОУ №83 (Санкт-Петербург) и Отделение "Наш дом" ГБОУ Школы №1206 (Москва).

"Лучшим ресурсным центром по инклюзивному образованию" признали Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Областной центр диагностики и консультирования" (Новосибирская область).

Победителем в номинации "Лучший педагог инклюзивного образования" стала учитель русского языка и литературы МБОУ №3 (Свердловская область).

В номинации "Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования" победу одержала МБОУ Верх-Тулинская общеобразовательная школа №14 (Новосибирская область). "Лучшей школой, реализующей инклюзивную практику", признана МБОУ "СОШ № 84" (Томская область).

Статья подготовлена по материалам РИА / Фото: РИА

«Хотела бы остановиться на 64-й статье закона об образовании , так как это единственная статья, которая полностью посвящена дошкольному образованию. В ней 3 части: 1) собственно содержание дошкольного образования; 2) освоение образовательных программ дошкольного образования; 3) инклюзивное образование. Это вещь не дешёвая, требует финансирования, требует создания специальных условий, повышения квалификации педагогических работников, также нет методических программ, литературы. Поэтому начинать будем с детей с ОВЗ.

Мы никогда не работали по адаптированным программам, были коррекционные. Есть адаптированная программа, которую используют в образовательном процессе, если вся группа детского сада мономорфная по категории, например, это дети с нарушением зрения. Если группа комбинированной направленности, и в ней сидит один-два человека, тогда мы работаем по адаптированной программе, которую для этих детей прописываем исходя из той основной, по которой Вы работаете. Адаптация идёт под каждого, кто пришел в Вашу группу, закон этого требует, а педагоги адаптировать не умеют. Пути решения мы ещё ищем.

79-я статья закона (организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) говорит, что эти дети проходят ситуацию образования и всё, что они делают в ситуации образования, и весь их образовательный маршрут, и все методы и приёмы, которые Вы используете, подчинены адаптированной образовательной программе.

12 пункт 79-й статьи — государство в лице органа государственной власти субъекта, т.е. ваш губернатор обеспечивает подготовку педработников для работы с детьми с ОВЗ и содействует привлечению таких работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Переходим к ФГОС ДО . <...> К основным задачам относится обеспечение преемственности. Это проблема не новая, мы занимаемся ей лет 40. Преемственность, когда говорим о документах в системе образования, есть преемственность на уровне стандартов, преемственность на уровне примерных программ, преемственность на уровне основных образовательных программ. Она должна быть между уровнями — дошкольным и начальным общим образованием.

Когда в 2013 г. писался дошкольный стандарт, школьный стандарт был один. Поэтому дошкольный стандарт писался в рамках преемственности к школьному стандарту. Но прошло время, и в конце 2014 г. вышло ещё два стандарта — организация обучения детей с ОВЗ в начальной школе и организация обучения детей умственно отсталых, с интеллектуальными нарушениями. На сегодняшний день получается, что школьных стандартов три, а дошкольный — один. Мы ещё не понимаем, во что это выльется на практике. Если у Вас есть дети с ОВЗ, Вы не знаете, куда он пойдёт после подготовительной группы — в общеобразовательный класс, в инклюзивный класс, в коррекционную школу... Эти школы не равноположены, так как есть школы, дающие цензовое образование, и школы, дающие нецензовое образование. В этом смысле есть понимание, что преемственности не будет и дети будут идти в разные системы образования. Суть проблемы очевидна».

Расшифровано со слов Татьяны Владимировны Волосовец

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

Источник информации - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (сайт "Российской Газеты")

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Минобрнауки РФ издан приказ от 19.12.2014 г. №1598, которым утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –Стандарт). Стандарт начнет действовать с 1 сентября 2016 года. При этом обучение детей с ОВЗ, зачисленных до 1 сентября 2016 г., осуществляется по адаптированным программам до завершения обучения по ним. Стандарт может использоваться и при получении образования в форме семейного образования, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. Возможно использование сетевой формы.

В настоящее время Стандарт проходит апробацию в 24 регионах на базе 115 школьных площадок.

Согласно Стандарту реализация адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее — АООП НОО) может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных на основе его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а в случае наличия инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП НОО возможны переходы с одного варианта на другой с учетом мнения родителей.

В связи с утверждением Стандарта возникает ряд вопросов по инклюзивному образованию, на некоторые из которых ответил заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов в ходе беседы с корреспондентом РИА Новости накануне Московского международного салона образования. В частности он сказал:

Об инклюзии

Инклюзия – очень широкое понятие: дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одной школе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Мы должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

О Стандарте

Госстандарты как раз направлены на то, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей, какой результат ожидается.

— Госстандарт пока разработан для начального образования, нам еще предстоит разработать специальные требования в стандарты для старшеклассников.

Сохранятся ли коррекционные школы

— Стандарт может реализовываться как в коррекционной, так и в инклюзивной школе.

— По факту мы ни в коем случае не отвергаем инклюзивным образованием коррекционное образование, не вытесняем коррекционные школы. Мы создаем условия и для того, и для другого. По закону только родитель вправе решать, куда ему отдавать своего ребенка. Задача же системы образования – предоставить разные варианты.

— Мы за сохранение этих школ, но в них тоже нужно обновлять содержание, показывать более высокий результат обучения.

Не навреди

— Но когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы предостерегаем все школы: убедитесь в вашей готовности, не торопитесь переходить на то, что вам еще, возможно, чуждо, к чему вы еще не совсем готовы.

О работе в переходный период

— Сейчас нас всех ждет переходный период: будет достаточно напряженная работа, направленная на то, чтобы совместить желания с возможностями. На федеральном уровне уже ведется масштабная подготовка педагогов, вырабатываются педагогические технологии, разрабатывается соответствующая литература. Мы создаем условия, чтобы такая подготовка велась и на уровне субъектов Федерации.

— Уже разработан профессиональный стандарт педагога-психолога, начинается его апробация в регионах. До конца года будет уточнен профессиональный стандарт тьютора и разработан стандарт помощника (ассистента). Теперь мы должны разработать образовательные программы, решить, за какие деньги тьюторы и помощники (ассистенты) будут работать в школах, ведь это дополнительная финансовая нагрузка. Все эти вопросы находятся в стадии проработки.

О наполняемости классов

— Наполняемость классов уже определена СанПиНами – например, в инклюзивном классе на 25 детей может быть 2 ребенка с ОВЗ, а если их больше, то и общая наполняемость класса должна быть снижена.

— Предполагается, что под каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа обучения и его развития в рамках класса.

О финансировании

Почти во всех регионах финансирование образования детей-инвалидов выше в два-три раза, чем финансирование по обычному нормативу, но это – не финансовый интерес, а компенсация дополнительных затрат на персонал, на специальные условия обучения.

Об отношении к инклюзии

— Однако есть и такие регионы, которые пока не знают, как относиться к инклюзии образования. Я их не осуждаю. Достаточно сложно провести грань, где заканчивается норма и начинается ОВЗ. Но уже совершенно ясно, что сильные школы, предоставляющие качественное образование, должны уметь обучать всех, причем делать это не только с точки зрения обеспечения интересов конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других детей. Здоровые мальчики и девочки должны понимать, что есть и другие дети, которым, возможно, меньше повезло, но они также нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. Они вырастут. С ними надо дружить, работать вместе. Я думаю, что через некоторое время на первое место выйдет не желание увеличить финансовый норматив, а желание построить качественное образование в современных условиях, создать предпосылки для хорошей репутации.

— Инклюзия не может произойти мгновенно. Нельзя сказать «завтра будет толерантность», и она наступит. На это нужно время.

Справка .Распоряжением Правительства РФ в 2015 году бюджетам 33 субъектов Федерации выделяются субсидии в размере 216,315 млн руб. на финансирование мероприятий в целях поддержки:

— сети созданных в 2011–2013 годах стажировочных площадок, на которых в том числе повышают квалификацию педагогические и руководящие работники системы образования;

— региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья (приобретение приспособительных устройств, оборудования для занятий адаптивной физической культурой, специализированного дидактического материала для общеобразовательных организаций в целях создания условий, необходимых для апробации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Цитаты по материалам статьи «Каганов об инклюзии: школа должна уметь обучать всех».

Сегодня, только по официальным данным Минобрнауки, из 30 млн детей, проживающих в России, 1,006 млн нуждаются в коррекционной помощи. А по данным ЮНЕСКО, таких детей в нашей стране от 2,5 до 3,5 млн. При этом мест в коррекционных учреждениях всего лишь порядка 500 тысяч. Впрочем, скоро подобных специальных (коррекционных) общеобразовательных школ в России вообще не останется. По закону «Об образовании», к 2016 году исчезнет даже такое понятие.

Взамен с 1 сентября 2016 года в России будет введен новый образовательный стандарт инклюзивного образования, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) будут учиться вместе с обычными школьниками. Мнения о том, хорошо это или плохо, расходятся. Между тем расследование, проведенное корреспондентом «Совершенно секретно», показало, что на данный момент к такой реформе ничего не готово, хотя закрытие коррекционных школ уже идет полным ходом!

Многие эксперты сходятся во мнении, что переход на инклюзивное образование связан не столько с заботой о детях с ОВЗ и их образовании, сколько с распределением бюджетных средств. Попытки внедрения зачастую оборачиваются механическим закрытием коррекционных школ – слишком дорого обходится государству их содержание. На одного ребенка тратится в 20 раз больше денег, чем в обычной школе. Кроме того, по закону там обязателен медицинский блок.

Для того чтобы новая система работала надежно и эффективно, недостаточно просто принять решение, нужны специально обученные педагогические кадры, большой актив психологов, дефектологов и других специалистов, нужна практика такой работы. Но всего этого нет. Система же начала процесс перехода с закрытия коррекционных школ. Декабрьская коллегия Министерства образования и науки РФ по проблемам, связанным с образованием людей с ограниченными возможностями здоровья, констатировала, что за 10 лет уже закрыто около 280 специальных коррекционных образовательных учреждений.

На что потратят три с лишним миллиарда рублей?

Новый закон об образовании отменил все особые статусы школ (кроме школ для детей с девиантным поведением). Теперь закон гарантирует поддержку не школам, а детям. «Подушевое финансирование» школ (учебных комплексов) рассчитывается из количества обучающихся. И если раньше коэффициенты, повышающие финансирование, были у коррекционных школ, то теперь они остались только у учащихся. Если в школе есть ребенок-инвалид, то его финансирование умножается на 2 или 3 (в зависимости от диагноза). На первый взгляд, казалось бы, для инвалидов мало что изменилось, но это не так.

Выделяемого на нескольких детей дополнительного финансирования в обычной школе просто не хватит, чтобы обеспечить этим школьникам хотя бы минимально приемлемые условия. Если у ребенка проблемы со зрением, то нужно приобрести наглядный рельефный материал, пригодный для бисенсорного восприятия (с использованием зрения и осязания), укомплектовать аудиобиблиотеку (записи художественных произведений или учебников на электронных носителях), закупить специальные оптические, технические средства («электронная лупа», преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки, контактные линзы, диктофоны, «говорящие» калькуляторы) и т.д. А много ли вы видели обычных школ, оборудованных для перемещения детей-колясочников?

В специализированных школах расходы на дорогостоящее оборудование складываются из дополнительных коэффициентов всех детей, и даже при этом подобные учреждения не все себе могли позволить. Между тем по закону «Об образовании» к 2016 году понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» исчезнет. Статья 108, пункт 5: «Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего: 1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации…»

Как будут выходить из создавшейся ситуации директора обычных школ? На совершенствование и оснащение общеобразовательных школ потребуются большие дополнительные бюджетные средства. Премьер-министр Дмитрий Медведев в апреле этого года заявил, что правительство направляет на формирование образовательной системы 3,762 млрд рублей, что позволит создать в субъектах Федерации сеть базовых общеобразовательных организаций с условиями для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Но как и на что будут расходоваться эти деньги? Пока что приемлемые условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (специально обученный педагогический персонал, архитектурная доступность, спецтранспорт, адаптированные образовательные программы, специальное оборудование для обучения) есть только в 3345 учебных заведениях страны, то есть лишь в каждом 13 м из общеобразовательных.

Пострадают все дети

Пострадать от идущей реформы могут не только дети с ОВЗ, но и все остальные. Нагрузка на педагогов точно увеличится. Во-первых, детей привлекает все необычное, а ребенок-инвалид необычен, по крайней мере первое время общения с ним. Во-вторых, части особых детей необходимо большее время на освоение материала, они могут нарушать учебный процесс своим неконтролируемым поведением, кто-то из них быстро устает и теряет внимание к теме или начинает требовать внимания к себе.

Насколько быстро смогут адаптироваться к новым условиям учащиеся и педагоги? Да и насколько готовы обычные дети, их родители, восприятие которых изменить непросто, принять детей с особенностями? Некоторые учителя просто боятся таких детей. Нужно менять психологию детей и взрослых. Это огромная работа – кто будет ее проводить?

Инклюзия – это интеграция в общество людей с трудностями в развитии. Философия инклюзивного мышления заключается в том, что каждый ребенок имеет право на полноценное образование, на неограниченные возможности развития личности, в конечном итоге на счастливую жизнь. Инклюзия подразумевает равенство возможностей. Инклюзивное образование рассматривается как процесс обучения и воспитания, при котором все обучающиеся, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности. Любого ученика ценят и принимают таким, какой он есть.

По-хорошему эта система должна работать начиная с рождения ребенка. Уже с первого года жизни малыша с ОВЗ его родители должны четко знать, куда идти за помощью – медицинской, психологической, патронажной. При специализированных коррекционных детских садах должны проводиться уроки самообслуживания, где детей научат самостоятельно есть, обслуживать себя, подготовят к обучению в школе и вхождению в школьный коллектив.

Таким образом, в обычную школу с системой инклюзивного образования такие дети поступают уже подготовленными. Но удастся ли ребенку справиться с трудностями, если он окажется в иной ситуации внезапно?

Сейчас родителям ребенка с ОВЗ при наступлении школьного возраста предлагают три варианта его дальнейшего обучения – отдать его в специализированный интернат, который находится на попечении Минздрава РФ и в котором по большому счету в образовании ребенка не заинтересованы; оставить ребенка на домашнем обучении или отдать в районную школу, в которой будет развиваться это самое инклюзивное образование, что уже контролирует Министерство образования и науки РФ. Коррекционные школы уже не предлагают. А зачем, если в районную общеобразовательную школу обязаны взять ребенка с любыми особенностями?

Мы существенно отстаем от развитых стран

При инклюзивном образовании в классе из 25 детей без ОВЗ могут еще учиться ребенок с нарушением речи, ребенок с органическими поражениями (ДЦП, колясочник) и ребенок с задержкой умственного развития, например, а может быть слепой. И по сегодняшним нормам закона их в этот класс обязаны записать, исходя из места жительства.

«Несколько раз остро обсуждался вопрос, связанный с реализацией права родителей выбирать для своих детей школы и детские сады – соответственно инклюзивные или коррекционные. Мы по-прежнему сталкиваемся с ситуациями, когда в обычные школы не принимают детей с ограниченными возможностями здоровья, родители которых хотели бы их в таких школах учить. Сейчас к ним прибавились письма от тех, кто хочет учить своих детей в коррекционных учебных заведениях, а они расформировываются, – рассказывает Олег Смолин, депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета по образованию. – Одно из моих предложений – закрепить в федеральном законодательстве понятие «ранняя коррекционная помощь». Во всем мире это одно из главных условий инклюзии. Чем раньше ребенок такую помощь получает, тем больше у него шансов избежать инвалидности и учиться в обычной школе. Именно здесь мы существенно отстаем от развитых стран».

В Европе в любую школу может прийти учиться любой ребенок. Видимо, после рассмотрения западного опыта, которому уже десятилетия и в котором многие первоначальные ошибки уже искоренены, наши чиновники решили, что любой особенный ребенок легко впишется в обычные классы. И что совместное обучение – это просто допуск детей-инвалидов в обычные классы. Но это не так. Для каждого ребенка с ОВЗ, принимаемого в школу, необходимо разрабатывать индивидуальную программу обучения с учетом его возможностей, слабых и сильных сторон.

К ребенку с ОВЗ приставляется тьютор, сопровождающий его во всем процессе обучения, знакомый именно с его особенностями развития, контактирующий с его родителями, помогающий в процессе общения со сверстниками, учителями. В переводе с английского тьютор – педагог-наставник. Он знакомится с историей подопечного, разрабатывает индивидуальную программу занятий, возможные методики обучения, ежедневно заполняет «лист обратной связи», адресованный родителям, где пишет о достижениях ребенка, проблемах, его поведении.

Родители, в свою очередь, заполняют этот лист на предмет поведения ребенка дома. При возникновении неадекватных физических реакций на уроке именно тьютор имеет право вывести ребенка в комнату отдыха (сенсорную зону), и он же отвечает за то, чтобы таких срывов было меньше.

В России эта специальность введена в нормативные акты Министерства образования и науки РФ в 2010 году, один тьютор должен и может курировать до шести детей. Но до сих пор не все понимают предназначение тьюторов. При этом отдельные деньги на их зарплаты не выделены и нормы их работы не расписаны. Директора школ же могут вообще не понимать, зачем им вводить новые должности в школьное расписание.

Родители особых детей против

Родители, понимая, что совместное образование благо, тем не менее боятся за своих детей в коллективе людей, не понимающих чужой боли. Должно пройти время, чтобы одноклассники не просто жалели детей-инвалидов (такое есть и сейчас), а воспринимали их как равных, только с тем условием, что в каких-то вещах им нужна реальная помощь – прочесть вслух слабовидящему, помочь в передвижении по ступенькам колясочнику. И в этом помочь учителям и обычным школьникам тоже должны грамотные психологи.

Мы беседуем с мамой ребенка-инвалида, сейчас она уже спокойно рассказывает о прошедшем: «Мой слабовидящий сын учился в обычном классе обычной школы. Когда мы туда поступали, то директор заверил меня, что у сына будут дополнительные занятия, что его не будут нагружать домашними заданиями и требовать результатов по физкультуре (нагрузки силовые нам запрещены). Но… в итоге оказалось, что, кроме того, что его посадили за первую парту, ничего сделано не было. Сыну ставили плохие оценки, не думая, что он просто мог не разглядеть какие-то задания на доске или не мог быстро прочесть учебник. А двойки он воспринимал как доказательство своей тупости.

Одноклассники издевались над ним из-за его внешнего вида (он носил очки с толстыми стеклами). Выживали мы там как могли, я старалась убедить сына, что он не дурак, но он все равно чувствовал там себя изгоем. И еще я очень за него боялась – знаете как, специально толкнут слепого, а он потеряет ориентацию, упадет куда-то… Промучившись несколько лет, я забрала его в специализированную школу, где он постепенно стал уверенным в себе, начал получать хорошие оценки, с медалью окончил школу, сейчас учится в вузе…»

Спасти систему коррекционного образования в России

Можно ли спасти систему коррекционного образования в нашей стране? При нынешней ситуации практически все оказывается в руках… директоров школ. При слиянии нескольких разных учебных заведений под единый номер и единое руководство можно попытаться фактически сохранить коррекционную школу. Если директор решает, что, невзирая на затратность и нерентабельность такого заведения, оно ему нужно, то все получается отлично. Дети остаются в своих классах, их не смешивают, но предоставляют им расширенные возможности для общения и интегрирования в обычный социум. Как конкретный положительный пример можно привести ГБОУ СКОШИ № 101, которая присоединилась к гимназии № 2077 и сохранила специальное (коррекционное) обучение для глухих детей. Это заслуга директора Ирины Валентиновны Сивцовой.

В противном случае коррекционные школы ждет закрытие по чисто экономическим причинам. Площади таких заведений большие (обычно два-три корпуса различного назначения, около 5 тысяч квадратных метров), стоимость коммунальных услуг выросла, повышающие коэффициенты сняты. В год на одного учащегося выделяется 8 тысяч рублей – этого мало, чтобы покрыть все расходы, включая достойную зарплату учителей и других специалистов. К примеру, в ГБОУ СКОШ – интернат II вида № 30 им. К. А. Микаэльяна раньше финансирование от государства составляло 402 тысячи рублей в год, сейчас – 225 тысяч. Для того чтобы содержать школу, необходимо еще 1,5 млн рублей. Где взять эти деньги?

И часто после слияния многие коррекционные учреждения теряют свою основную направленность. Корректирующий детский сад № 1883 после вхождения в образовательный комплекс ГБОУ СОШ № 398 стал обычным. Коррекционная школа-интернат для глухих после слияния с гимназией № 1529 им. А. С. Грибоедова потеряла статус школы-интерната, с глухими работают только до обеда. У коррекционной школы – детского сада № 1635 объединили классы с общеобразовательной школой № 1485, сократили количество часов дефектологической работы. Вечерней (единственной на всю Москву) школы № 197 для глухих теперь нет, потому что нет сурдопедагогов, их сократили.

Сейчас в школах идет повсеместное сокращение кадров, урезается финансирование. В таких условиях может ли идти речь о дополнительном внимании к особым детям?

Мнение

Елена Бабич, экс депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Когда я была депутатом, этот закон внедряли. Я была категорически против. Есть понятие «усреднение группы». Нормальные дети будут опускаться до детей с отклонениями в развитии. Возможно совместное обучение только с детьми, у которых все в порядке с умственным развитием, но есть проблемы с физическим здоровьем. В Советском Союзе именно так и было, а для детей с отклонениями были спецшколы.

Я хорошо помню свое детство. До 4-го класса мы учились в соседних зданиях с больными детьми. Мы их жутко боялись. Они были маловменяемыми. Причем мы знали, что лучше держаться подальше, так как, если что-то нехорошее со стороны этих детей по отношению к нам случится, им ничего не будет, ведь они больные и не отвечают за свои поступки».

Роман Дощинский, член Общественной палаты РФ:

«К нам приходят многочисленные обращения от директоров специализированных коррекционных школ и детских садов. Под маркой мероприятий, якобы способствующих дальнейшей интеграции инвалидов в жизнь общества, фактически происходит ликвидация системы специализированного коррекционного образования. Это может быть связано с тем, что в РФ действует единый стандарт оценки эффективности работы образовательных учреждений и специализированные коррекционные учреждения не могут пройти государственную аккредитацию по этому стандарту. Дело в том, что одним из ключевых параметров аккредитации образовательного учреждения является «уровень образовательных достижений».

Однако дети с ограниченными возможностями здоровья (ментальными нарушениями, различными формами аутизма, незрячие и слабовидящие и т.д.) не могут демонстрировать такие же результаты, как здоровые дети. В итоге в погоне за формальными показателями многие коррекционные учреждения вынуждены менять направление своей образовательной деятельности и нацеливаться на более «сильную» и «доступную аудиторию». Таким образом, фактически отказ в образовании получают самые уязвимые категории детей-инвалидов.

Следует сохранить в системе образования существующую на протяжении десятилетий сеть коррекционных образовательных организаций, а также максимально улучшить их материально-техническую базу. При этом, конечно, поэтапно развивать формы инклюзивного образования. Оно в принципе не отрицает поддержку системы специализированных школ, а дополняет и углубляет ее.

Можно согласиться с тем, что форма инклюзивного образования действительно подходит для детей с «нетяжелыми» нарушениями (сахарный диабет и пр.), для детей без ментальных нарушений, которые не представляют опасности для окружающих. Но ведь об этом не говорится ни в одном официальном документе. В школах, где подчас отсутствуют медицинские работники, где прошли массовые увольнения психологов, логопедов, социальных работников, пребывание детей с «тяжелыми» нарушения недопустимо!»

Анна Астахова

 

Возможно, будет полезно почитать: