Гранатовый браслет: главные герои, проблематика, анализ. Дидактический материал по литературе на тему "А.И.Куприн «Гранатовый браслет" Гранатовый браслет вера николаевна

В помощь преподавателю литературы в проведении уроков по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Первый признак любви–благоговение . Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти.

Блез Паскаль

Вариант 1.

1.Расскажите об истории создания произведения и о прототипах главных героев?

2. Почему эпиграфом к своему произведению А.И. Куприн взял Son . № 2, op . 2. Largo Appassionato Бетховена?

3. Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь)

4. Произведение начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. (Ученик читает фрагмент текста)

5. Какую роль в произведении играет первая глава? Какое настроение создает пейзаж?

(Первая глава является вступлением. Содержание ее готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб». Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шейной, жены предводителя дворянства.)

(Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)

7. Найдите и прочитайте описание (вторая глава).

Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: «Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу...»

(Показать, что душа Веры пребывает в состоянии дремы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царственно спокойна».)

9. Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Что же «счастливо-чудесное» произошло в этот день?

Вариант 2.

1. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что же происходит далее? (Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.) (Ученики рассуждают о предчувствиях героини: 13 гостей; зачитывают описание подарка; и выясняют впечатление от увиденного: «точно кровь!» - подумала с тревогой Вера.)

2.Что мы узнали о браслете из письма Желткова?

(«По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...»)

3. Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова? (Это символ его безнадежной восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.)

4.А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует?

5. Как меняется Желтков за 7 лет «безнадежной и вежливой любви»? Расскажите о «трех шагах» Желткова в последней попытке объясниться с Шеиным (гл. Х, стр.312), с Верой (гл. ХI, стр.315–316) и наконец, со всем миром. (Объяснением со всем миром и со всеми, кто может слышать, является бетховенская соната №2 – о жизни, о смерти и о любви) (гл. ХII, стр.319).

6. Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос (гл. ХI, стр.316) (гл. Х, стр.313).

Вариант 3.

    Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.

    Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

(Учащиеся отыскивают в тексте “характеристики” гостей: и “толстого, безобразно огромного” профессора Свешникова; и с “гнилыми зубами на лице черепа” мужа Анны, глупого человека, который “ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении”; и штабного полковника Пономарёва, “преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой”.

    Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?

(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное - мудрого. Его Куприн наделил “русскими, мужицкими чертами”: “добродушно-весёлым взглядом на жизнь”, “бесхитростной, наивной верой”… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: “Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”. Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой “совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость”.)

4. Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?

5. Как он рассуждает о любви?

6. Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?

7. Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»)

    Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: “…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”)

Вариант 4

    Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: «В комнате пахло ладаном...» до конца главы. (Ученик читает фрагмент текста.)

2. Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? (гл. ХII, с.318–319) А может быть, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

3. Каким настроением проникнут финал рассказа? (Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет.)

    В звуках сонаты Бетховена Вера Николаевна будто слышит прощальное мысленное послание человека, «покорно и радостно» обрёкшего себя «на мучения, страдания и смерть»: «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Почему же речь идёт о взаимной любви как о свершившемся факте, если чувство Желткова оставалось безответным?

    .«… смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью», – считает литературовед Е. Добин. Каковы, по вашему мнению, первая и вторая победы?

    Многие детали повести символичны. Обратим внимание на две из них. Вспомните, что позолоченная цепочка с кулоном в виде пасхального яйца, полученная в подарок Людмилой Ивановной Любимовой, прототипом героини повести княгини Веры, под пером Куприна превращается в гранатовый браслет. Кстати, Вера Николаевна получила на именины и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Что известно о свойствах граната и жемчуга? В чём заключается символическое значение этих деталей? В повести есть ещё одна символическая деталь – красная роза, которую княгиня Вера Николаевна положила под шею умершему Желткову. Каково значение этой детали?

7. Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.)

8. Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

(Смысл рассказа - показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. “Маленький человек” возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)

Характеристика образов в повести.

Приведите цитаты, иллюстрирующие

    образ Желткова;

    образ Веры Николаевны Шеиной;

    образ Василия Львовича Шеина;

    образ Анны Николаевны Фриессе;

    образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;

    образ генерала Аносова

Образ Желткова :

…он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.

…глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившею всю его человеческую жизнь

Образ Веры Николаевны Шеиной:

Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…

…что касается Веры- та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры…

Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна.


Образ Василия Львовича Шеина:

Князь Шеин,несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т.д.

…у него (Шеина) была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом являлся кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьёзным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха.

Образ Анны Николаевны Фриессе :

…Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя… она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа…с надменным выражением в маленьком, чувственном рте…-лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт…в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Её грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая крастоа ее сестры.

Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком…мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей…больше она решила не иметь детей и не имела.

Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту…но никогда не изменяла мужу…

Была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища…но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество.

Образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановского :

Холостой брат Веры Николаевны, товарищ прокурора…Николай из скупости (он и в самом деле был скуповат)…

Образ генерала Аносова:

…тучный, высокий, серебряный старец…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть.

…этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, о трогательные и глубокие черты…те чисто русские, мужицкие черты… состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечному терпению и поразительной выносливости.

Групповые домашние задания по повести.

Вариант 1.

1 ГРУППА:

Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твоё”.

Вопросы:

    Связана ли, на ваш взгляд, способность любить высоко и красиво с уровнем интеллектуального и духовного развития человека или “любовь” выпадает человеку, как выигрыш в лотерею?

    Как, по вашему мнению, решает этот вопрос автор рассказа?

2 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа её как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил её слушать именно это бетховенское произведение, и ещё против её желания? И в уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твоё”.

“Вот сейчас я вам покажу в нежных чувствах жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка... ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твоё”.

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу, молча, так угодно Богу и судьбе. “Да святится имя Твоё”.

Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе”.

Вопросы:

    В чём состоит в этой части произведения изобразительная задача автора?

    Какую роль играет в рассказе музыкальная тематика?

    охарактеризуйте текст с точки зрения метафорического наполнения, образности, стилистических особенностей, ритмической организации, логичности и непротиворечивости мысли

3 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Ну хорошо… скажем – исключение… Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмём женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой главною в доме, дамой, самостоятельной… К тому же… физическая потребность материнства , и чтобы начать вить своё гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее… Во-вторых, чувствуешь, что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, - я-то умру, а часть меня всё-таки останется на свете… нечто вроде иллюзии бессмертия. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”? понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почём знать , может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться.

Вопросы:

    Каковы воззрения на любовь иных персонажей рассказа?

    Какие из выделенных выражений являются фразеологизмами?

    какие вопросы в тексте являются риторическими? В состоит их смысл?

4 ГРУППА:

Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Любовь до самоуничижения и – даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, - тема эта расцветает в волнующем, мастерски выписанном “Гранатовом браслете”. Стремясь воспеть красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть может, один из тысячи”, А.И. Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, не способна “выпрямить”, окрылить его. Замкнутая в себе, эта любовь не обладает творческой, созидательной силой. Богатство души Желткова не оборачивается ли её бедностью?

Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: 1) тема востока; 2) монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассудности; 3) упоминание о том, что мать сестёр – англичанка вводит тему рассудочности в сфере чувств, власти разума над сердцем.

Вопросы:

    Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

    Согласны ли вы с такой расширительной трактовкой проблематики рассказа?

    Приведите дополнительные основания в поддержку или опровержение точек зрения, заявленных в тексте

Вариант 2.

    Задание для первой: Любовь Желткова в свете христианской морали.

    Задание для второй: Тема любви в рассказе "Суламифь” (прочитанном накануне) и повести "Гранатовый браслет”.

    Задание для третьей группы: Представление о счастье в повести "Гранатовый браслет” и стихотворении И.А. Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья...” Выразительное чтение стихотворения.

Вариант 3.

    1-й вариант – Составьте монолог гранатового браслета о Вере Шеиной

    2-й вариант – Составьте монолог гранатового браслета о Желткове.

    3-й вариант – Подготовьте отзыв к одной из повестей А.И.Куприна про любовь (“Суламифь”, “Олеся”)

Варианты вопросов для индивидуальных заданий.

    Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?

    Какие подарки получала Вера? В чем их значение?

    Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?

    Как развивается тема любви в рассказе?

    Письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? Как относится муж Веры к этим письмам?

    Роль генерала Аносова в рассказе, его рассуждения о любви.

    Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

    Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

Творческие задания.

    О какой любви говорит Куприн в рассказе “ Гранатовый браслет? (Учащиеся высказываются.)

    О единственной, нетленной любви…

    О красивой, возвышающей любви…

    О скромной, самоотверженной…

    О честной, бескорыстной…

    О безответной, неравной любви…

    О прекрасной, могучей любви …!!!

    Перед вами несколько высказываний об этом удивительном чувстве. Какое из них наиболее соответствует вашему представлению о любви? Прочтите их и постарайтесь высказать свою точку зрения. Как их можно соотнести с эпиграфом? (Заслушиваются мнения ребят.)

    Первый признак любви - благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены,

и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете не сравнится для нас

С предметом нашей страсти. (Блез Паскаль)

    Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца. (Виктор Гюго)

    У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. (К. Г. Паустовский)

    Любовь - это чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя. (А.И. Куприн)

3 .Написать эссе на темы:

- Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

Существует ли идеальная любовь?

Любить и быть любимым – это одно и то же? Что лучше?

4. Творческое письмо

Темы:

Почему эпиграфом к своему произведению А.И. Куприн взял сонату №2 Л. ван Бетховена?

Александр Куприн написал повесть «Гранатовый браслет» в 1910 году. История безответной любви, изложенная в этом литературном произведении, основана на реальных событиях. Куприн придал ей черты романтизма, наполнив мистикой и загадочными символами. Образ княгини занимает центральное место в этом произведении, поэтому на характеристике Веры Николаевны Шеиной следует остановиться подробнее.

Княгиня Вера Николаевна Шеина, молодая замужняя женщина, празднует именины. В этот день она получает от тайного поклонника гранатовый браслет в подарок. Оставаясь для нее незнакомцем, он в течение восьми лет пишет ей письма, рассказывая о своей любви к ней.

Вечером Вера Николаевна рассказала о подарке мужу. На следующий день муж и ее брат Николай нашли тайного поклонника. Им оказался молодой чиновник Желтков. Он признается князю, что увидел Веру за два года до замужества и с тех пор не может ее забыть. Николай уговаривает его не писать сестре, пуская в ход угрозы. Желтков просит разрешения позвонить Вере Николаевне. В разговоре с ним она сообщает ему, что, если бы его не было, она бы жила спокойнее. В ответ Желтков попросил ее послушать вторую сонату Бетховена.

После разговора с возлюбленной Желтков заперся в своей комнате и застрелился.

О смерти своего поклонника княгиня узнала из газет. С разрешения мужа она поехала на квартиру Желткова. По возвращении домой она слушает сонату Бетховена и плачет, понимая, что мимо нее прошла настоящая любовь.

Портрет главной героини

Княгиня Вера Николаевна - молодая красивая женщина. Ее отец - татарский князь, мать - британка необыкновенной красоты. Старшая дочь Вера выросла очень похожей на мать. У нее была бледная кожа, темные волосы, лицо с тонкими чертами, высокий рост, стройная гибкая фигура. Вера одевается в манере, свойственной аристократам. До замужества она получала образование в Петербурге, в Смольном институте благородных девиц.

Она не ведет ни с кем дружеские беседы, демонстрирует свой независимый нрав. Княгиня разговаривает властным тоном. Внешне она всегда выглядит высокомерно и снисходительно. Со всеми любезна, царственно спокойна и холодна. Ничто не трогает героиню глубоко. Все эмоции и чувства Веры Николаевны находятся в состоянии покоя. Создается впечатление, что в ней погас огонь жизни. Уже в начале произведения, когда автор описывает увядающий осенний пейзаж, подсознательно читатель проводит параллель с увядающим душевным состоянием героини. Вся ее жизнь размеренна и предсказуема. Она основывается на привычных занятиях и обязанностях.

Анна и Николай

У Веры есть младшая сестра Анна. Это полная ее противоположность. Анна не так красива, как старшая сестра. Она замужем за человеком, которого не любит. Но в ней живы чувства и эмоции, она способна воспринимать жизнь яркой.

Брат княгини Николай — чопорный и серьезный молодой человек. Он работает заместителем прокурора, имеет хорошие связи. С людьми он учтив, сух и вежлив.

Увлечения княгини

Вера Николаевна любит музыку. Особенно ей близки сонаты Бетховена. Она часто ходит на концерты.

Княгиня достаточно азартна. Ее страстью стала игра в покер с сестрой Анной в послеобеденное время.

Отношение Веры Николаевны к детям

Несмотря на годы замужества, героиня не имеет своих собственных детей. Она очень переживает по этому поводу. Однако нерастраченные материнские чувства княгиня переносит на племянников - детей своей младшей сестры Анны. Она с удовольствием помогает сестре их растить и воспитывать.

Семейные трудности княгини

Семья Шеиных занимает высокое положение в обществе. Однако их благосостояние оставляет желать лучшего: они находятся на грани разорения. Ведь и имение, и наследство перешли к князю в состоянии упадка. Тем не менее супруги вынуждены соблюдать все внешние приличия, которые подтверждали статус и соответствовали их положению: вести приемы, заниматься благотворительностью, содержать лошадей, одеваться дорого, по моде, при этом находясь на грани банкротства. Княгиня изо всех сил старается помочь мужу предотвратить полное разорение. Она, насколько это возможно, экономит на домашнем хозяйстве, во многом отказывает себе. Однако мужу об этом не говорит, не желая расстраивать его. Давая кратко характеристику Вере Николаевне Шеиной, можно говорить о ней как о чутком человеке, стремящемся всегда прийти на помощь, сострадательном к своим близким.

Неожиданный подарок

Развязка этой драматической истории началась с подарка. Именинница получает пакет от тайного поклонника. В него был вложен для Веры Николаевны гранатовый браслет. Послания от этого поклонника она получала на протяжении восьми лет. Подарок же был получен впервые. Героиня в смятении. Ее раздражают эти знаки внимания и назойливость поклонника. Подарок, сделанный незнакомым мужчиной, ставит княгиню в неловкое положение перед мужем. Это противоречит ее понятиям о чести и достоинстве замужней женщины. Княгиня считает своего поклонника безумцем и одержимым. Она желает от него только одного - прекратить преследование и оставить ее в покое. Поэтому Вера Николаевна гранатовый браслет возвращает своему поклоннику через мужа и брата.

Отношение близких к поклоннику княгини

Близкие Веры Николаевны относятся к тайному поклоннику княгини несерьезно. Ее муж, князь Шеин, ради развлечения придумывает для гостей рассказ о княгине Вере и телеграфисте. Это очень их забавляет.

При встрече с Желтковым князь Шеин и Николай возвращают гранатовый браслет, который, как оказалось, был семейной реликвией семьи Желтковых и достался ему в наследство от бабушки. Когда смущенный молодой человек рассказывал о своей давней любви к княгине, о своих тщетных надеждах и недостижимой мечте, мужу Веры даже становится жаль его.

Брат Николай, узнав о преследованиях сестры, приходит в бешенство и требует от Желткова прекратить это безумство.

Тайный поклонник

Желтков - бледный молодой человек лет тридцати - тридцати пяти. Это мелкий чиновник, небогатый. У него нет собственного жилья, поэтому он живет с хозяйкой в бедном доме, снимая у нее комнату. Он приятный в общении, тактичный и необычайно скромный. Вначале Желтков надеялся на то, что его возлюбленная ответит на его письма. Однако, по прошествии времени, герой понял, что ответа он никогда не получит, и перестал надеяться на взаимность. Он стал реже писать, напоминая о себе Вере Николаевне лишь в праздники и дни ее рождения. Княгиня и не подозревает о том, что он постоянно находится рядом с ней, преследуя ее. Вещи, принадлежавшие возлюбленной и случайно оказавшиеся у него, он хранит и оберегает как реликвию. При этом он не считает свое душевное состояние маниакальным, объясняя свои действия сильным чувством к ней.

Желтков - человек с тонкой душевной организацией. Ему невыносимо равнодушие возлюбленной. Но герой готов на все ради нее, он любит ее настоящей, самоотверженной любовью. Именно поэтому он заканчивает свою жизнь самоубийством: ведь она попросила оставить ее в покое, а это для него было возможно только в случае своей смерти. Ее ответ в их единственном роковом разговоре, который стал последним, убивает его.

Любовь в жизни героини

В характеристике Веры Николаевны особую, определяющую роль играют отношения с мужем. Сама княгиня считает, что брак ее сложился достаточно удачно. Она знает его с детства, но никогда не испытывала к нему настоящей любви. Ей были незнакомы любовные волнения и горячая страсть. Супружескую пару Шеиных связывают теплые дружеские отношения, взаимное уважение и привычка.

Для Веры Николаевны любовь - абстрактное понятие. Не имея в своей жизни любви, княгиня не видит ее и в своем окружении. Младшая сестра Анна совсем не любит своего мужа, она его просто терпит. Брат Николай вообще не женат и в ближайшем будущем женитьбы не планирует. Сестра мужа Людмила - вдова. Старинный друг семьи Шеиных генерал Аносов в разговоре о любви лишь подтверждает факт ее отсутствия в их окружении.

Привычный покой героини нарушает лишь один Желтков. Только после знаков его внимания, оказанных им, душа Веры как будто бы открывается для чего-то нового, неизведанного. С развитием событий внутреннее напряжение героини растет. Кульминацией их несостоявшихся отношений можно считать сцену прощания княгини с умершим Желтковым. Именно тогда она понимает, какое глубокое, настоящее чувство было совсем рядом. Чувство, о котором мечтает каждая женщина. Вера побоялась быть счастливой, поэтому любовь и счастье прошли мимо нее.

Музыка второй сонаты Бетховена, которую она слушает в конце произведения, стала еще одним откровением для героини. Она звучала для нее как признание Желткова в любви. И, прослушав ее, она говорит о его прощении и успокаивается.

Главная героиня в экранизации

Впервые экранизация этой удивительной истории состоялась в 1915 году. Этот немой черно-белый фильм длился четыре часа. Он состоял из четырех актов. Роль Веры Николаевны Шеиной была исполнена актрисой Ольгой Преображенской. Эта кинолента не сохранилась до нашего времени.

В 1964 году на экраны вышел фильм «Гранатовый браслет».

Эту мелодраму снял режиссер Роль Веры Шеиной сыграла а роль самого Куприна - Григорий Гай.

Тема любви – одна из самых главных в мировой и русской литературе с момента ее возникновения. Это чувство имеет самые разные определения, но, пожалуй, самым всеобъемлющим является определение евангельское: “Тайна сия велика есть”. К пониманию великой тайны Куприн и ведет читателя всей системой образов новеллы “Гранатовый браслет”.

Тайну Божьего дара любви, чистую и единственную, высокую до самопожертвования, созидающую высокую атмосферу нравственности, автор воплотил в образе “маленького человека” Желткова.

Новелла открывается описанием наступающей осени по принципу контраста. В половине августа погода “отвратительная”. Ей сопутствуют “густой туман, мелкий, как водяная пыль, дождик, превращающий глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь”, свирепый ураган, “сирена на маяке ревела, точно бешеный бык”…Деревья раскачивались…, “точно волны в бурю”.

К началу сентября погода резко меняется. “Тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья”.

Этот контрастный пейзаж, удручающий и радостный, как бы предваряет естественную перемену в жизни княгини Веры Николаевны Шеиной и чиновника контрольной палаты Желткова, где гармонично сольются воедино Божественная чистота и трагедия, прозрение и вера в любовь вечную, неземную. Душевное состояние Веры Николаевны автор дает через призму отношения к природной красоте, растворенной в необъятном мире бытия.

“Она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанию на телеграфных проволоках ласточек…”.

От природы чуткая, она уже “давно” утратила чувство любви к мужу. Они дружили и заботились друг о друге.

Вера интуитивно ищет ответ на вопрос, есть ли любовь и как она проявляется.

Жажду любви и наивность замужних сестер автор объясняет сложившимся стереотипом во многих поколениях, где любовь подменяется привычкой, удобствами. Автор и поведет свою героиню вместе с читателем к истинной любви, на престол, на алтарь которой возложена жизнь.

На протяжении всего повествования Желтков – тайный влюбленный Веры Николаевны

Шеиной, редко напоминающий о себе письмами. Для родных Веры он представляется смешным, незначительным. Василий Львович, муж Веры, неглупый, милосердный, много места отводит Желткову в домашнем юмористическом журнале, изображает его карикатурный воображаемый портрет. То Желтков трубочист, то монах, то деревенская баба, то он присылает Вере флакон от духов, наполненный слезами. В такой сниженной манере Шеин изображал ущербность “маленького человека”, дерзнувшего полюбить женщину не своего круга.

Вероятно, князь Шеин в минуту встречи с Желтковым понял свое паясничанье, поскольку даже Николай Николаевич Тугановский мгновенно увидел благородство Желткова. Он всматривается в необычный облик мужчины, видит в нем внутреннюю работу души: “худые, нервные пальцы, бледный, нежное лицо, детский подбородок”.

Это внешние черты человека, утонченно воспринимающего мир, дополняются штрихами его психологических переживаний перед Василием Львовичем и Николаем Николаевичем. Желтков растерялся, губы помертвели, вскочил, дрожащие руки забегали и т.д.

Все это и характеризует человека одинокого, не привыкшего к такому общению.

В новелле слово “обрыв” имеет прямое значение и обретает смысл образа – символа. Вера живет на обрыве, перед которым бушует море. Она боится смотреть с обрыва. Желтков постоянно мысленно там, на обрыве.

Речь его перед гостями, пришедшими лишить его того, чем он живет, была прыжком в бездну с обрыва. С детской прямотой он скажет то, чем наполнена душа: “Посылка браслета была еще большей глупостью. Но…я не в силах ее разлюбить никогда… Заключить меня в тюрьму? Но я и там найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно – смерть…”

Желтков бросается с “обрыва” в небытие, когда слышит по телефону Веру: “ Ах, если бы Вы знали, как мне надоела эта история”.

Облик Желткова, речь, поведение всколыхнули Шеина. Он вдруг увидел перед собой живого человека “с невыплаканными слезами”, с “громадной трагедией души”. Шеин понял, что это не сумасшедший, а любящий человек, для которого не существовала жизнь без Веры.

Вера слышит от квартирной хозяйки полные материнской любви и скорби слова: “Если бы вы знали, пани, что за чудный человек был”. От нее Вера узнает, что гранатовый браслет он просил повесить на икону Божьей Матери. И холодная Вера берет из рук квартирной хозяйки написанное для нее последнее письмо Желткова с нежностью, читает строчки, адресованные ей, единственной: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или попросите сыграть сонату D-dur № 2. ор.2 ”.

Итак, любовь Желткова, вечная и единственная, бескорыстная и самоотверженная, дар Творца, за которую он с радость идет на смерть. Любовь Желткова исцеляет Веру и двух мужчин от гордыни, душевной сухости, рождает в душах этих людей милосердие.

В семье у Веры любви между супругами не было, хотя они чувствовали себя удобно и уверенно. На любовь и не было спроса, о чем свидетельствует разговор Веры с Яковом Михайловичем Аносовым.

— Люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел.

— Ну как же так, дедушка? Зачем клеветать? Вы ведь сами были женаты. Значит все-таки любили?

— Ровно ничего не значит, дорогая Верочка.

— Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым? Аносов долго молчал. Потом протянул неохотно:

— Ну, хорошо… скажем – исключение…

Умный Аносов, любящий и Веру, и Анну, весьма сомнительно соглашается с Верочкиным понятием о счастье. Сестра Анна и вовсе мужа терпеть не могла, хотя родила двух детей.

Он один среди героев повествования чувствует запах роз в этот осенний вечер: “ Как розы пахнут… Отсюда слышу”. Ему Вера вдела в петлицу генеральского пальто две розы. Первая любовь генерала Аносова связана с девушкой, перебиравшей сухие лепестки роз.

Тонкий запах роз напомнил ему случай из жизни – смешной и грустный. Это вставной рассказ в новелле “Гранатовый браслет” , с началом и концом.

“Вот иду по улице в Бухаресте. Вдруг на меня повеял сильный розовый запах… Между двух солдат стоит прекрасный хрустальный флакон с розовым маслом. Они смазали им сапоги и также оружейные замки.

— Что это у вас такое?

— Какое-то масло, Ваше высокоблагородие, клали в кашу, да не годится, так и рот дерет, а пахнет хорошо”.

Следовательно, тонкий аромат солдатам не нужен, кругозор не тот, необходимости в красоте нет. Путь к вершине духа, красоте, вершине благородства труден и длинен.

Образ розы, символ любви и трагедии, пронизывает ткань новеллы от начала до конца. Они и в виде сухих лепестков, и в виде уже изготовленного масла, несомненно, являются параллелью ко всем тем историям любви, которые рассказывает дедушка, тем, которые наблюдает сам читатель в среде действующих персонажей.

Образ розы живой, красной, как кровь, возникает как невозможное явление осенью в руках у Веры Николаевны. Она ее положила к голове умершего в знак признания его неземной любви. Такой же цвет и в гранатовом браслете, только это другой символ, символ трагедии, “точно кровь”.

Понявши силу любви Желткова, Вера прикована к музыке Бетховена. И шептали ей волшебные звуки слова восторженной любви: “Да светится имя твое”. Осознанная вина растворяется в ее обильных слезах. Душу наполняют звуки равносильные словам:

“Успокойся, дорогая, успокойся. Ты обо мне помнишь? Ты ведь моя единственная и последняя любовь. Успокойся, я с тобой”.

И она ощутила его прощение. Именно музыка их объединила в этот скорбный день первой встречи и прощания, как объединяла все восемь лет Веру и Желткова, когда он впервые увидел ее на концерте, где звучала музыка Бетховена. Музыка Бетховена и любовь Желткова является художественной параллелью новеллы, что и предваряется эпиграфом к новелле.

L. Von Bethoven. 2 Son. (op.2, № 2)
Largo Appassionato

Таким образом, все художественные средства: живая речь, вставные повествования, психологические портреты, звуки и запахи, детали, символы — делают авторское повествование яркой картиной, где любовь является главным мотивом.

Куприн убеждает, что любовь у каждого своя. То она подобна осенним розам, то это подобие сухих лепестков, то любовь приняла пошлые формы и снизошла до житейского удобства и маленького развлечения. Любовь, о которой грезят женщины, Куприн сосредоточил на образе Желткова. Его любовь – Божий дар. Его любовь преобразует мир. Куприн убеждает читателя, что “маленький человек” может обладать богатейшей душой, способной внести благодатную лепту в совершенствование человеческой нравственности. Как важно понять это до наступления трагедии.

0 / 5. 0

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Историю любви мелкого чиновника к замужней княгине Паустовский назвал одним «из самых благоуханных и томительных рассказов о любви». Настоящая, вечная, являющаяся редким даром любовь – тема произведения Куприна.

С целью ознакомления с сюжетом и героями рассказа предлагаем прочитать краткое содержание «Гранатового браслета» по главам. Он даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.

Главные герои

Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.

Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.

Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.

Другие персонажи

Яков Михайлович Аносов – генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.

Анна Фриессе – сестра Веры и Николая.

Николай Мирза-Булат-Тугановский – помощник прокурора, брат Веры и Анны.

Женни Рейтер – подруга княгини Веры, знаменитая пианистка.

Глава 1

В середине августа на побережье Черного моря пришла непогода. Большая часть обитателей прибрежных курортов стала спешно переселяться в город, оставляя свои дачи. Княгиня Вера Шеина вынуждена была оставаться на даче, поскольку в ее городском доме шел ремонт.

Вместе с первыми днями сентября пришло тепло, стало солнечно и ясно, и Вера была очень рада чудесным дням ранней осени.

Глава 2

В день своих именин 17 сентября Вера Николаевна ожидала гостей. Муж с утра уехал по делам и должен был привезти гостей к обеду.

Вера радовалась, что именины пришлись на дачный сезон и можно не устраивать пышный прием. Семья Шеиных была на грани разорения, а положение князя обязывало ко многому, поэтому супругам приходилось жить не по средствам. Вера Николаевна, любовь которой к мужу давно переродилась в «чувство прочной, верной, истинной дружбы» , как могла, поддерживала его, экономила, во многом отказывала себе.

Помочь Вере по хозяйству и принимать гостей приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Не похожие ни внешностью, ни характерами, сестры были очень привязаны друг к другу с детских лет.

Глава 3

Анна давно не видела моря, и сестры ненадолго присели на скамью над обрывом, «отвесной стеной падавшего глубоко в море» – полюбоваться прелестным пейзажем.

Вспомнив о приготовленном подарке, Анна вручила сестре записную книжку в старинном переплете.

Глава 4

К вечеру начали съезжаться гости. Среди них был генерал Аносов, друг князя Мирза-Булат-Тугановского, покойного отца Анны и Веры. Он был очень привязан к сестрам, они, в свою очередь, обожали его и называли дедушкой.

Глава 5

Собравшихся в доме Шеиных развлекал за столом хозяин, князь Василий Львович. У него был особый дар рассказчика: в основе юмористических повествований всегда лежало событие, случившееся с кем-нибудь из знакомых. Но в своих историях он так «сгущал краски», так причудливо соединял правду и вымысел и говорил с таким серьезным и деловым видом, что все слушатели смеялись без остановки. В этот раз история его касалась неудавшейся женитьбы брата, Николая Николаевича.

Вставая из-за стола, Вера непроизвольно пересчитала гостей – их оказалось тринадцать. И, поскольку княгиня была суеверна, ей стало неспокойно.

После обеда все, кроме Веры, сели играть в покер. Она собиралась выйти на террасу, когда горничная позвала ее. На стол в кабинете, куда зашли обе женщины, прислуга выложила небольшой пакет, перевязанный лентой, и объяснила, что его принес посыльный с просьбой передать лично Вере Николаевне.

Вера обнаружила в пакете золотой браслет и записку. Сначала она стала рассматривать украшение. В центре низкопробного золотого браслета выделялись несколько великолепных гранатов, каждый из которых был размером с горошину. Рассматривая камни, именинница повернула браслет, и камни вспыхнули, как «прелестные густо-красные живые огни» . С тревогой Вера поняла, что огни эти похожи на кровь.

Он поздравлял Веру с Днем ангела, просил не держать на него зла за то, что несколько лет назад осмелился писать ей письма и ожидать ответа. Просил принять в дар браслет, камни которого принадлежали еще его прабабушке. С ее серебряного браслета он, в точности повторив расположение, перенес камни на золотой и обращал внимание Веры на то, что браслет еще никто не носил. Он писал: «впрочем, полагаю, что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас» и признавался, что все, что теперь осталось в нем – «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность» , ежеминутное желание счастья Вере и радость, если она счастлива.

Вера размышляла, стоит ли показывать подарок мужу.

Глава 6

Вечер протекал ровно и оживленно: играли в карты, разговаривали, слушали пение одного из приглашенных. Князь Шеин демонстрировал нескольким гостям домашний альбом с его собственными рисунками. Альбом этот был дополнением к юмористическим рассказам Василия Львовича. Рассматривающие альбом смеялись так громко и заразительно, что гости постепенно передвигались к ним.

Последняя история в рисунках называлась «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», и текст самой повести, по словам князя, еще «изготовлялся» . Вера попросила мужа: «Лучше не нужно» , но он то ли не услышал, то ли не обратил внимания на ее просьбу и начал свое веселое повествование о том, как княгиня Вера получала страстные послания от влюбленного телеграфиста.

Глава 7

После чая несколько гостей уехали, оставшиеся разместились на террасе. Генерал Аносов рассказывал истории из своей армейской жизни, Анна и Вера слушали его с удовольствием, как в детстве.

Перед тем, как пойти провожать старого генерала, Вера предложила мужу прочитать письмо, которое она получила.

Глава 8

По дороге к экипажу, ожидавшему генерала, Аносов разговаривал с Верой и Анной о том, что не встречал в своей жизни настоящей любви. По его представлению, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» .

Генерал спросил Веру о том, что в истории, рассказанной мужем, является правдой. И она с удовольствием поделилась с ним: «какой-то безумец» преследовал ее своей любовью и отправлял письма еще до замужества. Княгиня рассказала и о посылке с письмом. В раздумье генерал заметил, что вполне возможно, жизнь Веры пересекла «единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная» любовь, о которой мечтает любая женщина.

Глава 9

Проводив гостей и вернувшись в дом, Шеина включилась в разговор брата Николая и Василия Львовича. Брат считал, что «глупости» поклонника нужно немедленно прекратить – история с браслетом и письмами могла испортить репутацию семьи.

После обсуждения, как поступить, решено было, что на следующий день Василий Львович с Николаем найдут тайного обожателя Веры и, потребовав оставить ее в покое, вернут браслет.

Глава 10

Шеин и Мирза-Булат-Тугановский, муж и брат Веры, нанесли визит ее поклоннику. Им оказался чиновник Желтков, мужчина лет тридцати-тридцати пяти.

Николай сразу объяснил ему причину прихода – своим подарком тот преступил черту терпения близких Веры. Желтков сразу согласился с тем, что виноват в преследовании княгини.

Обращаясь к князю, Желтков заговорил о том, что любит его жену и чувствует, что никогда не сможет разлюбить ее, и все, что остается ему – смерть, которую он примет «в какой угодно форме» . Прежде, чем говорить дальше, Желтков попросил разрешения отлучиться на несколько минут, чтобы позвонить Вере.

Во время отсутствия чиновника в ответ на упреки Николая в том, что князь «раскис» и жалеет поклонника жены, Василий Львович объяснил шурину, что чувствует. «Этот человек не способен обманывать и лгать заведомо. Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя» . Князю не просто жаль было этого человека, он понял, что стал свидетелем «какой-то громадной трагедии души» .

Вернувшись, Желтков попросил разрешения написать последнее письмо Вере и обещал, что больше о нем посетители не услышат и не увидят его. По просьбе Веры Николаевны он «как можно скорее» прекращает «эту историю» .

Вечером князь передал супруге подробности визита к Желткову. Она не удивилась услышанному, но была слегка взволнована: княгиня почувствовала, что «этот человек убьет себя» .

Глава 11

Следующим утром из газет Вера узнала, что из-за растраты государственных денег чиновник Желтков покончил с собой. Весь день Шеина думала о «неведомом человеке» , которого ей так и не пришлось увидеть, не понимая, почему предчувствовала трагическую развязку его жизни. Вспомнила она и слова Аносова о настоящей любви, возможно, встретившейся на ее пути.

Почтальон принес прощальное письмо Желткова. Тот признавался, что любовь к Вере расценивает как огромное счастье, что вся его жизнь заключена только в княгине. Просил простить за то, что «неудобным клином врезался в жизнь» Веры, благодарил просто за то, что она живет на свете, и прощался навсегда. «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое» , – писал он.

Прочитав послание, Вера сказала мужу, что хотела бы поехать посмотреть на человека, который любил ее. Князь поддержал это решение.

Глава 12

Вера нашла квартиру, которую снимал Желтков. Ей навстречу вышла хозяйка квартиры, и они разговорились. По просьбе княгини женщина рассказала о последних днях Желткова, потом Вера зашла в комнату, где он лежал. Выражение лица покойного было таким умиротворенным, как будто человек этот «перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь» .

На прощанье хозяйка квартиры рассказала Вере, что в случае, если вдруг умрет и к нему попрощаться придет женщина, Желтков просил передать ей, что лучшее произведение Бетховена – его название он записал – «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

Вера заплакала, объяснив свои слезы тягостным «впечатлением смерти» .

Глава 13

Домой Вера Николаевна вернулась поздно вечером. Дома ее ждала только Женни Рейтер, и княгиня бросилась к подруге с просьбой что-нибудь сыграть. Не сомневаясь, что пианистка исполнит «то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков» , княгиня с первых аккордов узнала музыку. Душа Веры как будто разделилась на две части: одновременно думала о повторяющейся раз в тысячу лет любви, которая прошла мимо, и о том, почему именно это произведение она должна слушать.

«В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое» . Слова эти были о великой любви. Вера плакала о прошедшем мимо чувстве, а музыка будоражила и успокаивала ее одновременно. Когда звуки сонаты стихли, княгиня успокоилась.

На вопрос Женни, почему она плачет, Вера Николаевна ответила только ей понятной фразой: «Он меня простил теперь. Все хорошо» .

Заключение

Рассказывая историю искренней и чистой, но безответной любви героя к замужней женщине, Куприн подталкивает читателя к размышлению о том, какое место занимает чувство в жизни человека, на что дает право, как меняется внутренний мир того, кто имеет дар любить.

Знакомство с произведением Куприна можно начинать с краткого пересказа «Гранатового браслета». А затем, уже зная сюжетную линию, имея представление о героях, с удовольствием погружаться в остальное повествование писателя об удивительном мире настоящей любви.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 13559.

События, описанные в повести, основаны на реальных событиях. Трогательная история любви до сих пор волнует читателей, заставляя перечитывать произведение вновь и вновь. Образ и характеристика Веры Николаевны Шеиной в повести «Гранатовый браслет» является ключевым. Что такое настоящая любовь, женщина узнала только после смерти своего поклонника. Он раскрыл ей глаза на то, что она достойна большего. Чистая и беззаветная любовь ушла вместе с ним и вряд ли ей доведется еще хоть раз испытать в жизни что-то подобное.

Вера Николаевна Шеина – главная героиня повести. Княжна. Замужем за Василием Львовичем Шеиным.

Образ

Вера совсем непохожа на сестру Анну. Она напоминала собой английскую леди. Вся в мать, которая была англичанкой по происхождению. Черты лица утонченные. Лицо холодный фарфор. Фигура высокая, гибкая. Внешне могла показаться неприступной и гордой, но на самом деле женщиной она была доброй и чуткой. Немного большими казались руки, но красота покатых плеч перетягивала внимание на себя. Одевалась Вера элегантно: костюм, шляпка и непременно туфельки.

Характеристика

Вера давно замужем. С мужем знакома с детства. Спустя несколько лет брака чувств к супругу не осталось. На смену любви пришли дружба, и привычка быть рядом. Детей у них не было, хотя Вера мечтала наполнить дом детскими голосами, но не сложилось.

«…жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались…».

Женой она была хорошей. Всячески поддерживала мужа, прекрасно зная, что их семья находится на грани банкротства. Где могла, экономила. Никто из знакомых не догадывался, как обстоят дела на самом деле.

Дом постоянно полон гостей. Их семья любила устраивать светские приемы, хотя доходы не соответствовали расходам. Князь Шеин любил шиковать, ни в чем себе не отказывая.

Образована. Отучилась в институте благородных девиц в Петербурге. Именно там познакомилась с Женни Рейтер, знаменитой пианисткой, ставшей для нее близкой подругой.

Музыкальна. Обожает музыку. Посещает все концерты. Любимый композитор Бетховен.

Верит в приметы. Суеверна. Обращает внимание на знаки судьбы. Из тех женщин, для кого число 13 несет особый смысл.

Азартна. Любит карточные игры. С сестрой на пару частенько резались в покер.

Не читает газет. Равнодушна к прессе. Не любит марать руки о газетные листы.

Любовь в жизни Веры

На именинах Вера получает в подарок от таинственного незнакомца гранатовый браслет. Это было не в первый раз. Кавалер был настойчив, чем раздражал ее. Его влюбленность казалась назойливой. Размеренная жизнь с его появлением сбилась с привычного ритма. Женщина не знала, как реагировать. После выяснилось, что этот человек уже восемь лет любит ее с того момента, как первый раз увидел в опере. Это было до замужества, но открыто заявить о чувствах у мужчины не хватало духа. На семейном совете было принято решение нанести визит тайному обожателю и попросить его больше никогда не лезть в их семью. Она сама дала ему понять, что эта история ей порядком надоела.

«Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее».

Он прекратил, выбрав страшный способ – самоубийство. После смерти Желткова, так звали таинственного поклонника, Вера поняла, что возможно упустила любовь, о которой мечтают все женщины, но было слишком поздно.

 

Возможно, будет полезно почитать: