Согласование определений с существительными. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе Существительное и прилагательное не согласованы в роде

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»

Предварительная работа:

Усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
- усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
- усвоены понятия «единственное и множественное число».
- проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Оборудование:

Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

Программное содержание:

Продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
- продолжать развивать умение подбирать местоимения - мой, моя, мое, мои к существительным;
- развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
- закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
- развивать словарный запас детей;
- формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
  3. Работа с картинками.
  4. Определение темы занятия.
  5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
  6. Игра «Четвертый лишний».
  7. Физкультминутка.
  8. Игра «Угадай-ка».
  9. Работа с карточками.
  10. Игра «Светофор».
  11. Физкультминутка.
  12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»
  13. Антонимы.
  14. Упражнения на релаксацию.
  15. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
Как пыхтит тесто?
Пых- пых- пых…
Как паровоз выпускает пар?
Чух - чух - чух…
Как шипит гусь?
Шшшшшшшшшш……
Как мы смеемся?
Ха- ха- ха……
Как накачиваем насос?
Ссссссссссссссссс….
Как дуем на одуванчик?
Фффффффффф…..



Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

Речевая гимнастика:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

3. Работа с картинками:

Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
пианино, пальто.
Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

4. Определение темы занятия:

Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
группах.
Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:

У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода - красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

6. Игра «Четвертый лишний»:

Инструкция : назови 4-й лишний, объясни - почему?

1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
2. Корова, лиса, собака, тигр .
3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
7. Лимон, персик, апельсин, груша .
8. Репа , чеснок, салат, огурец.
9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
12. Конь , собака, корова, свинья.
13. Лиса , заяц, волк, медведь.

7. Физкультминутка:

«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

8. Игра «Угадай-ка»:

Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
Ответьте, про кого мы можем так сказать:
- крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
- глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
- длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
- красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
- серый, голодный, злой- Серый Волк.
- рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
- толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
- зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
- лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
- дикий, отважный, ловкий - Маугли.

9. Работа с карточками по вариантам:

1 вариант: Тигренок

Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

2 вариант: Синица

Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

3 вариант: Цветы цветут

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..

10. Игра «Светофор»:

Инструкция: разделите предметы на группы - по цветам:
Вопросы: какой, какая, какое, какие?

Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок.
Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

11. Физкультминутка:

«Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
(садятся за парты)

12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»

Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

Мяч - резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

13. Антонимы:

Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

Большой - маленький
Толстый - тонкий
Голодный - сытый
Тупой - острый
Твердый - мягкий
Широкий - узкий
Короткий - длинный
Веселый - грустный
Легкий - тяжелый
Чистый - грязный
Добрый - злой

14. Упражнения на релаксацию:

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

Комплекс упражнений:
«Роняем руки» - поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ - руки висят, как веревочки.
«Трясем кистями» - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев» - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Поднимаем и опускаем плечи» - как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

15. Подведение итогов:

Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

, учитель-логопед, МОУ “СОШ № 28” г.Сыктывкара.

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными . При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса учащихся.

Овладение практикой согласования имен прилагательных с именами существительными начинается с осваивания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосочетаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказывания.

Специфическим отличием при обучении этому материалу является то, что на примере согласования ученики осваивают условия, определяющие правильность построения словосочетания: слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Специфика использования согласования в самостоятельной речи детей связана с общими

недостатками, затрудняющими освоение грамматического строя детьми с речевой патологией. В их устной речи наблюдаются многочисленные недочеты:

  • генерализация окончаний - окончание прилагательного полностью совпадает с окончанием имени существительного, например, “под большОМ дубОМ”.
  • ошибочная идентификация грамматических признаков имени существительного, приводит к тому, что эти же неправильные категории присваиваются прилагательному. Это свидетельствует не столько о недостатках согласования, сколько о неумении определять грамматические категории имени существительного, например, “под огромнОЙ дубОЙ”.
  • трудности удержания грамматической связи в дистантных конструкциях. Например, ученик, подбирая определения к слову “солнышко”, по мере удаления от этого слова теряет формальную связь между прилагательным и существительным: “солнышко яркое, блестящее, теплый, весенний и т.п.”.
  • неполноценность звуко-буквенных обобщений приводит к тому, что окончания прилагательных в сознании ребенка носят неустойчивый размытый характер. В результате в устной речи не всегда можно четко проконтролировать, какое окончание использовал ребенок. Порой наблюдается даже такое явление как “зажевывание” окончаний. Ребенок вроде бы какое-то окончание проговаривает, но оно произносится настолько смазано, что не поддается транскрибированию.

    Естественно, что эти недостатки позже проявятся на письме и могут послужить значительным препятствием при записи сочинений и изложений.

    Особенностью работы над освоением согласования является привлечение письменного материала для анализа. Это позволяет добиться наглядных представлений о явлении согласования.

    Если на уроках русского языка согласование является объектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего оказывается объектом практического освоения. Поэтому на уроке русского языка учат подбирать окончание имени прилагательного по вопросу, который ставится от существительного, например:

    какОЙ? деревяннЫЙ

    какАЯ? деревяннАЯ

    какОЕ? деревяннОЕ

    какОМУ? деревяннОМУ

    какОЙ? деревяннОЙ

    какОМУ? деревяннОМУ

    Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамматическую форму имени существительного и подбирает к этой форме необходимый вопрос.

    Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.

    1. На первом этапе у учащихся формируются умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в именительном падеже.
    2. На втором этапе осваиваются способы постановки вопросов в косвенных падежах и использование вопросов в качестве вспомогательных средств.

    Остановимся подробнее на первом этапе.

    У учащихся уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существительных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Ученики умеют соотносить эти существительные с личными местоимениями “он”, “оно”, “она”, “они” и притяжательные местоимения “мой”, “моя”, “моё”, “мои”. На основе этого соотнесения проводится обучение согласованию. На доске и голосом в устной речи выделяются окончания, которые и являются ориентиром для образования нужной формы прилагательного:

    ложкА онА мОЯ болъшАЯ окончание).

    блюдО онО мОЁ болъшОЕ

    Выделение и соотнесение окончаний является механизмом, который впоследствии обеспечит навыки оформления согласования и в устной и в письменной речи. Далее ученикам предлагается соотнести звучание и написание окончаний имен прилагательных и окончание вопросов к ним. Ученики находят общее и отличное, выявляются варианты окончаний имен прилагательных. Формируется алгоритм грамматического действия:

    Окончание

    названия

    предмета

    Окончание

    названия

    признака

    предмета

    Постепенно вопросы начинают играть роль вспомогательного средства. По мере того, как ученики осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется и обучающиеся осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

    Для того, чтобы дети осваивали многовариативные окончания имен прилагательных, необходимо проводить длительную работу по автоматизации и дифференциации флексий. Только в ходе длительной отработки у учащихся формируются устойчивые звуко-буквенные представления о их составе. Поэтому на протяжении всего времени обучения логопед возвращается к теме согласования, предлагая ученикам выполнить различные виды упражнений:

    * Подстановочного характера :

    • дописать окончания в прилагательных по образцу /мудрая пословица, зелен... улица/ в словосочетаниях, предложениях;

    “Подбери предмет к признаку” - Морозный…, морозная…, морозное…

    “Подбери признак к предмету” - елка (какая?) - …, Дед Мороз (какой?) - …

    Подобрать как можно больше признаков к слову зима : снежная, суровая, холодная…

    Вставить в словосочетание (предложение) подходящий признак.

    *Корректорского типа, на преобразование готовых образцов

    “Исправь ошибку” - красивая сапоги, теплый шапка…

    *На классификацию

    Выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая?, какие?)

    Из предложенных слов выписать прилагательные;

    *Составление словосочетаний и предложений

    составить словосочетание с данным словом /снежная, скользкий, морозное/;

    * Дидактические игры : “Назови цвет” - моковь (какая?)… оранжевая и т.д.

    “Назови форму” - огурец (какой?)…овальный и т.д.

    “ Подбери признак” - яблоко (какое?)…

    “Отгадай, что это?” - Круглый, полосатый, сахарный?,

    “Волшебный мешочек”, “Лото” (1: логопед – предмет, дети – цвет (материал), 2: логопед – цвет, дети – предмет).

    Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой, т. е. с отсутствием жестко привязанных значений слов к признакам. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов, обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

    Учитывая грамматические особенности прилагательных (зависимость их формы от грамматической категории существительного), удобно отрабатывать согласование данных частей речи в роде и числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного.

    Предъявление материала с повышенной наглядностью и выделением составных частей слова значительно упрощает усвоение ребенком категорий рода и числа.

    Первый вариант. Отрабатывается согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода.

    Готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета. К ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Логопед называет предмет на картинке и соответствующее ему прилагательное, но не договаривает окончание. Ребенок находит карточку соответствующего цвета. Кладет картинку к карточке и произносит прилагательное полностью.

    Картинки соответствующих цветов:

    Второй вариант.

    На карточках крупного формата (половина альбомного листа) одним из основных цветов печатаются окончания единственного и множественного числа прилагательных. В нижней части карточки крепятся прозрачные кармашки (можно прошить скрепкосшивателем прямоугольники из папок-уголков).

    Ребенку предлагается выбрать картинку определенного цвета, назвать словосочетание (например, “желтая репка”) и положить картинку в кармашек к соответствующему окончанию прилагательного.

    Третий вариант. На большой карте с изображением продуктов питания (используются карты из различных лото) под картинками печатаются соответствующие слова. На квадратиках подходящего к картинкам размера крупно пишутся окончания прилагательных “вкусный”, “съедобный” или “душистый”. Логопед спрашивает ученика: “Огурец – какой?” “Мороженое – какое?” Ребенок отвечает: “Вкусный”. “Вкусное”. Потом находит нужное окончание прилагательного и кладет карточку на картинку со словом.

    Окончания.

    Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки для чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово “копытный” без окончания. Окончания – АЯ, – ЫЙ пишутся на квадратиках (6x6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам “копытный” или “копытная” и кладет к карточке со словом без окончания.

    Тему “Животные” можно аналогично отработать с прилагательным “хвостатый”, согласуя его с существительными мужского и женского рода.

    Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи.

    Виды заданий.

    Подбор слов-определений к существительным.

    Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

    Подбор существительных к прилагательным.

    На полосах бумаги написаны прилагательные. Ученики должны подобрать к ним существительные.
    Свежая, свежие, свежий, свежее.
    Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.

    Ученики узнают предмет по признакам и записывают его название.

    Весеннее, чистое, голубое … (небо).
    Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
    Интересная, смешная, поучительная … (книжка).
    Хищный, голодный, злой … (зверь).
    Летнее, желтое, горячее … (солнце).
    Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).

    Согласование прилагательных с существительными.

    Игра “Про что я задумала”. На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: “Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака”.

    Чудесный мешочек
    Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
    Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
    Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
    1 вариант: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
    2 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

    3 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и, не называя предмет, перечислять его свойства, дети отгадывают предмет по описанию.

    Что бывает в это время года
    Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
    Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, “Зимний лес”, “Цветущий луг” и так далее).

  • В карман таблицы ученики вставляют подходящее окончание прилагательного, читают получившееся словосочетание и записывают его в тетрадь.
    Сладк.. (печенье), легк.. (задача), мелк.. (озеро), тяжел.. (портфель).
  • К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
    Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
    Весна - ветер.
    Лес - озеро.
    Пух - одеяло.
    Вкус - еда.
    Чай - куст.

    Слуховой диктант.

    Ученики записывают словосочетания в единственном числе в первый столбик, во множественном - во второй.
    Новая школа. Летние дожди. Дальние поля. Летняя ночь. Высокое дерево. Дальнее поле. Высокие деревья. Летний дождь. Новые школы. Летние каникулы.

    Работа с деформированными предложениями.

    Ученики составляют предложения, записывают их в тетрадь и подчеркивают волнистой линией прилагательные, прямой - относящиеся к ним существительные.
    Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)
    По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)
    Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)
  • Логопед читает стихотворение, ученики перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.
    Есть сладкое слово - конфета,
    Есть быстрое слово - ракета,
    Есть кислое слово - лимон,
    Есть слово с окошком - вагон,
    Есть слово колючее - еж,
    Есть слово промокшее - дождь,
    Есть слово зеленое - ель,
    Есть слово упрямое - цель.
  • Ученики описывают овощи и фрукты по плану.
    Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.
  • Игра “Один - много”. Ученики образуют словосочетания во множественном числе от единственного.
    Интересная книга - интересные книги.
    Спелая груша - …
    Душистый ландыш - …
    Полное ведро - …
    Чистое стекло - …
    Сочный арбуз - …
    Дождливый день - …
    Грозовая туча - …

    Игра с мячом “Наоборот”. Один ученик называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.
    Холодная вода - горячий песок.
    Светлые волосы - …
    Добрый человек - …
    Трудолюбивая девочка - …
    Ранняя весна - …
    Высокое дерево - …
    Веселая песня - …
    Глубокий пруд - …
    Солнечный день - …
    Хорошая хозяйка - …

    Работа с индивидуальными карточками.

    Ученики находят в тексте прилагательные и подчеркивают их волнистой линией.

    Работа над согласованием существительного с прилагательным
    Учитель. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
    На доске ставятся карточки со словами-признаками.
    Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
    Солнце - теплое, ласковое, яркое.
    Облака - легкие, воздушные.
    Цветы - нежные.
    Птицы - перелетные.

    Список использованной литературы.

    1. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М.: АРКТИ, 1997
    2. Грибова О.Е. Методика развития речи учащихся вторых классов школы v вида (I отделение) на уроках “окружающий мир (развитие речи)” - ж. “ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПЕД” №4, 2009, с. 5-8
    3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999
    4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008
    5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
    6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - https://med-tutorial.ru/med-books/book/70/
  • УРОК 38

    Тема урока: “Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде”

    Дата: 06.12.2106 г.

    Обучающийся: Афанасенков Иван

    Класс: 9 (УО)

    Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

    Цель : закрепить полученные знания по данной теме;

    Задачи:

    1. Формировать умения и навыки определения рода имён прилагательных.

    2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, самостоятельность; активизировать речевую и мыслительную деятельность.

    3. Воспитывать любовь к предмету и к учебной деятельности, чувство патриотизма через интерес к советским мультфильмам.

    Оборудование : электронная тетрадь, отрывки из мультфильмов.

    Ход урока:

    Как настроение?

    Я надеюсь, что к концу урока оно не испортится, ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-сюрприз. Посмотри на картинку. Что на ней изображено? (Торт)

    Кого ты видишь на торте? (Героев мультфильмов)

    А как ты думаешь, почему я вдруг начала урок с изображения торта, да ещё с мультипликационными героями?

    Может быть, это в честь какого-нибудь праздника?

    Да, в этом году студия “Союзмультфильм” отмечает своё 80-летие.

    Наш урок будет посвящён этой теме. Каких героев советских мультфильмов ты знаешь и любишь?

    Задание 1.

    - Ответь, про кого из героев мы можем так сказать:

      Толстый, подвижный, смешной - Карлсон.

      Весёлый, забавный, косолапый - Винни-Пух

      Серый, злой, голодный - Волк

      Глупый, непоседливый, любопытный - Незнайка.

      Длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.

      Зелёный, большой, добрый - Крокодил Гена.

      Лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.

      Красивая, нарядная, воспитанная - Мальвина.

    Как называются слова, которые мне помогли описать этих героев? (Прилагательные)

    Скажи, какой же будет тема нашего урока, о чём будем говорить? (“Имя прилагательное”)

    Правильно. Мы продолжим изучать эту интересную часть речи.

    Давай вспомним, что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)

    На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? какая? какое? какие?)

    От какого слова зависят имена прилагательные? (От имени существительного)

    Как ты понимаешь “прилагательные зависят от существительных”? (Стоят в том же числе и роде, что и существительные)

    Ну что ж, продолжим работу по изучению имени прилагательного. А помогут нам в этом герои мультфильмов. Послушай и скажи, кто придёт к нам первым.

    https://www.youtube.com/watch?v=TCvxXvlCTbY - м/ф “Винни-Пух” (с 0.48 до 1.01)

    Задание 2.

    Мультфильм “Винни-Пух и все-все-все” был выпущен в 1969 году. Автор сценария Борис Заходер и Фёдор Хитрук. С озвучкой мишки возникли трудности. Как вспоминал режиссёр картины Фёдор Хитрук , при подборе актёров для озвучивания главных героев мультфильмов о Винни-Пухе возникли сложности. Перепробовали множество актёров, но никто не подходил. Попробовали Евгения Леонова ,

    но его голос также не устроил создателя мультфильма. Тогда звукооператор Георгий Мартынюк неожиданно предложил немного ускорить голос быстрой перемоткой плёнки - результат оказался замечательным. Голос попал точно в персонажа. Тот же приём использовали для других героев мультфильма.

    Винни-Пуху нужна твоя помощь - он принёс картинки. Посмотри на них и скажи, про какие предметы можно сказать мой? моя? моё?





    Запиши слова в таблицу.

    Мой

    Моя

    Моё

    Как одним словом назвать все слова, которые мы записали в таблицу? (Слова-предметы или имена существительные)

    Что мы определяли у имён существительных? (Род)

    Подбери к двум любым существительным прилагательные. Определи их род.

    У имён прилагательных тот же род, что и существительных? (Да)

    Почему? (Прилагательные имеют тот же род, что и существительные)

    Физкультминутка.

    - Давай отдохнём. Угадай, с кем ты будешь отдыхать.

    Любит есть он бутерброд

    Не как все, наоборот,

    Он в тельняшке, как моряк.

    Звать кота, скажи мне, как?

    (Матроскин из м/ф “Трое из Простоквашино”)

    Мультфильм впервые вышел на экран в 1978 году. Автор сценария Эдуард Успенский. Озвучивал Матроскина Олег Табаков (остальных Валентина Талызина, Борис Новиков, Лев Дуров...).

    В опросе, проведённом фондом “Общественное мнение” среди жителей России, трилогия «Трое из Простоквашино» поделил третье место с анимационным фильмом «Шрек», второе место занял мультфильм “Маша и Медведь”, 1 место - мультфильм “Ну погоди!”

    Так как мы сегодня на занятии проходим прилагательные, то Матроскин предложил провести игру “Покажи”. Я буду называть прилагательные, а ты будешь показывать их с помощью действий. Например, морской - изобразить руками волны.

    Высокий, низкий, широкий, узкий, крылатый, плавательный.

    Задание 3.

    Третье задание тебе предложит наш следующий гость. Чтобы узнать, кто он, посмотри мультфильм.

    https://www.youtube.com/watch?v=TZTjr-DN9xY - м/ф “Малыш и Карлсон” (с 3.23 до 3.52)

    Мультфильм “Малыш и Карлсон” был создан в 1968. Автор сценария Борис Ларин. Малыша озвучивала Клара Румянова, а Карлсона - Василий Ливанов.

    И здесь озвучить Карлсона помог случай. На его озвучку тоже пробовались многие актёры. А Василий Ливанов часто заходил в группу, в шахматы играл. Сценарист ему пожаловался, что никак не получается найти главного героя, и вдруг Василий Ливанов говорит: «Давай я попробую!» Пошли в студию, записали, и всем понравилось.

    http://learningapps.org/1469208 - упражнение в определении рода прилагательных

    Подведение итогов урока.

    Вежливый, старательный,

    Скромный и внимательный.

    Добрый, ласковый и смирный,

    Нежный, вежливый и мирный,

    Злой, сердитый и крикливый,

    И ленивый, и драчливый.

    Сколько качеств разных - знай.

    Себе любое выбирай!

    Итак, над какой частью речи мы сегодня работали? (Над именем прилагательным)

    А что мы определяли у прилагательных? (Род)

    Какое слово нам помогает определить женский род? (Моя)

    Кто помогал нам сегодня на уроке?

    Сколько лет исполняется студии “Союзмультфильм”? (80)

    Тебе было интересно?

    А как ты работал на уроке? Оцени свою работу.

    У меня получилось ____

    Я смог ____

    Я допускал ошибки, когда _____

    За урок я бы себе поставил ___

    И героям очень понравилось заниматься вместе с тобой. Они решили подарить тебе воздушные шарики.

    - Герои “Союзмультфильма” прощаются с тобой!

    Зависящими от числительных

    При словах мужского и среднего рода употребляется определение в форме родительного падежа множественного числа (два больших дома ), а при словах женского рода - и форме именительного падежа множественного числа (две большие комнаты ).

    Если формы именительного падежа множественного числа существительных женского рола отличаются по ударению от формы родительного единственного числа (горы́ - го́ры ), то определение может ставиться в родительном падеже множественного числа (2 огромных горы ).

    Притяжательные прилагательные, оканчивающиеся на -ин, -ов, ставятся в родительном падеже множественного числа (три сестриных подруги, два чертовых ущелья ).

    Если определение стоит перед числительным, то оно имеет форму именительного падежа независимо от рода имени существительного (за последние два месяца, но за два последних месяца).

    Если определение стоит после счетного оборота, то чаще оно употребляется в форме именительного падежа множественного числа: Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой); Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали (Чехов).

    Согласование двух однородных определений

    С одним существительным

    При одном существительном могут употребляться два определения, при этом определяемое существительное может быть как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

    Единственное число определяемого существительного употребляется в следующих случаях:

    1) если существительное не имеет формы множественного числа (политическое, экономическое и культурное сотрудничество);

    2) если существительное во множественном числе имеет другое значение (католическая и протестантская церковь – старинные церкви);

    3) если определения выражены порядковыми числительными или местоименными прилагательными (ученики первого и второго класса; в том и другом случае);

    4) при наличии между определениями противительных, разделительных и сопоставительных союзов (не каменный, а деревянный мост; песчаная или глинистая почва; как в этой, так и в соседней комнате );

    5) для подчеркивания внутренней связи перечисляемых разновидностей предметов, обычно в сочетаниях терминологического характера (головной и спинной мозг, глаголы совершенного и несовершенного вида ).

    Имя существительное ставится в форме множественного числа:

    1) если подчеркивается наличие нескольких предметов, например: золотая и серебряная медали; в западной и восточной частях страны;

    2) если имеется предшествующее определение в форме множественного числа: новые мировой и отечественный рекорды, древнерусские первое и второе склонения;

    3) если определяемое существительное стоит впереди определений: формы залогов действительного и страдательного.

    Согласование определения с существительными - однородными членами

    Форма единственного числа определения используется в следующих случаях:

    1) когда по смыслу ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим (морской прилив и отлив, школьная успеваемость и дисциплина );

    2) при наличии разделительного союза между определяемыми существительными определение согласуется с ближайшим из них (прочитать интересный роман или повесть, купить плюшевого мишку или собачку );

    3) если определение относится только к ближайшему существительному (каменный дом и гараж ).

    Форма множественного числа определения используется, чтобы показать, что определение связано со всем рядом однородных членов (способные ученик и ученица, мелко нарезанные зелень и мясо ).

    Определение ставится в форме множественного числа, если оно постпозитивно (даже при наличии разделительного союза между определяемыми словами): Мелкие повреждения кожи смазываются настойкой йода или бриллиантовой зеленью, предохраняющими от гнойничковых заболеваний.

    При существительных, стоящих в форме множественного числи, определение (в зависимости от значения существительных) может относиться или только к ближайшему существительному, или ко всем однородным: топкие болота, кустарники, молодые деревца; орфографические правила, упражнения, задания ). В некоторых случаях может возникнуть неясность, например: На дворе валялись обгоревшие бревна и кирпичи. Таких конструкций следует избегать.

    Согласование приложений

    Не согласуются, т.е. сохраняют начальную форму:

    1) приложения, выраженные прозвищами или условными названиями: в газете «Известия», в программе «Субботний вечер», у Всеволода Большое Гнездо;

    2) приложения, присоединяемы словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т.п.: мой друг по фамилии Смирнов, познакомиться с девушкой по имени Ирина;

    3) существительные в сочетаниях известный как, нужный как со значением «в качестве»: в суд вызвали Иванова, нужного как свидетель преступления;

    4) слова после сочетания будь то: В подобных чрезвычайных случаях, будь то бой или затишье, политработник вправе и обязан приказывать;

    5) заключенные в скобки слова-вставки, относящиеся к предшествовавшему определяемому слову: Чехов проявил себя как блестящий мастер художественного слова в самых разнообразных жанрах (рассказ, новелла, театральная пьеса).

    Части сложносоставных наименований согласуются в падеже и числе: на витринах-стендах, в письме-открытке.

    В сочетаниях типа ракета-носитель, образованных соединением неодушевленного существительного и одушевленного существительного, в винительном падеже вторая часть в целях согласования имеет форму именительного падежа: наблюдать ракету-носитель, увековечить в памяти города-герои, обязать предприятия-поставщики.

    Согласуются в косвенных падежах с определяемым словом следующие географические названия, выступающие в роли приложения:

    1) названия городов, выраженные склоняемыми существительными (в городе Рязани ), однако в географической и военной литературе, в официальных документах и сообщениях географические названия сохраняют начальную форму: бои шли около города Волгоград, встреча состоялась недалеко от города Магдебург.

    Обычно не согласуются составные названия городов, редко встречающиеся названия, а также некоторые названия на –о : в городе Старый Оскол; близ города Ницца; до города Ровно .

    2) названия сел, деревень, хуторов: в селе Горюхине, с хутора Дубровки.

    Отступления наблюдаются у тех названий, род и число которых расходится с грамматическим родом и числом слов деревня, село и т.д.: в селе Пушкари, около деревни Высокое.

    3) названия рек (на реке Оке ), однако не согласуются малоизвестные названия рек: на реке Рось, у реки Гильменд;

    4) названия зарубежных республик, имеющих форму женского рода: в Республике Колумбии, в Республике Швейцарии ;

    5) названия улиц, главным образом женского рода: на улице Сретенке, на углу улицы Петровки .

    Названия улиц, имеющих форму мужского рода или представляющих собой составное название не согласуются: на улице Балчуг, на улице Коровий Брод.

    Не согласуются:

    1) названия местечек, кишлаков, аулов, застав, озер, каналов, заливов, бухт, островов, гор, горных хребтов, пустынь: на озере Байкал, извержение вулкана Везувий, в проливе Босфор ;

    2) названия зарубежных административно-территориальных единиц: в штате Техас, в княжестве Лихтенштейн;

    3) астрономические названия: к планете Венера, Яркий свет звезды Сириус;

    4) названия станций и портов: на станции Рязань-1, из польского порта Гдыня.

    4. Выбор правильной формы управления едва ли не самое трудное в современной устной и письменной речи.

    Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания: разъяснение о допущенных ошибках (вместо: разъяснение допущенных ошибок ), показатели по использованию электроэнергии (вместо: показатели использования... ) и т.п.

    Некоторые предложные сочетания, сравнительно недавно образовавшиеся (так называемые новые предлоги - в деле, по линии, в части, за счет и др.), при неуместном их использовании придают речи канцелярский характер: в части удовлетворения запросов молодежи, в деле изучения литературных произведений и т.п.

    Предлоги в - на и их антонимы из - с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде - на поезде, вернуться с кухни - из кухни . Предлог в , употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направление внутрь чего-нибудь (с предложным падежом); предлог на соответственно обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности; предлог из имеет значение «изнутри», а предлог с - значение «с поверхности»: в столе, на столе, из стола, со стола.

    После переходных глаголов с отрицанием употребляется как родительный, так и винительный падеж: не читал этой книги - не читал эту книгу .

    Родительный падеж обычно употребляется при отрицании в следующих случаях:

    а) в предложениях с усиленным отрицанием: Море не отталкивает от себя ни единой реки (Т. Фуллер);

    б) при разделительно-количественном значении дополнения: не приводил примеров; не знает дат; не сделал вычислений, не достал тетрадей ;

    в) после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, желать, чувствовать, ждать и т.п., обозначающих восприятие, желание, ожидание: не слышал крика; не чувствовал желания; не видел опасности;

    г) при словах, выражающих отвлеченные понятия: не теряет времени; не имеет желания; не скрывает подозрений; не осуществляет контроля; не объясняет правил; не уяснил всей важности.

    Винительный падеж обычно употребляется при отрицании в следующих случаях:

    а) для подчеркивания конкретности объекта: Руку, которую невозможно укусить, придется поцеловать;

    б) при одушевленных существительных или при собственных именах: не любит свою дочь; не наказывал Васю ;

    в) при постановке дополнения перед глаголом (хотя это не обязательно): Эту книжку я не брошу, потому что я хороший;

    г) для внесения ясности, чтобы избежать совпадения одинаково звучащих форм: Оптимист - это человек, который еще не читал газету (Неизв.). (Здесь слово «газеты» могло бы обозначать множественное число);

    д) при двойном отрицании, т.е. когда смысл высказывания - в утверждении, а не в отрицании: нельзя не признать пользу чтения;

    е) при наличии наречий со значением ограничения: учитель едва не потерял терпение; ученик чуть не проспал урок;

    ж) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к сказуемому и дополнению: не нахожу эту книгу скучной;

    з) во фразеологических оборотах: не скалить зубы.

    Если прямое дополнение относится не к самому глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то чаще такое дополнение ставится в винительном падеже: не хотел читать эту книгу; не могут признать его правоту.

    Дополнение ставится только в винительном падеже, если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове: не часто слушаю музыку; не вполне усвоил урок .

    После глаголов с приставкой недо -, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в винительном падеже: недовыполнить план .

    Часто встречаются ошибки в оборотах с предлогами. Следует помнить, что:

    ‒ предлоги ввиду, вследствие, в силу, по причине, кроме, вместо, помимо требуют родительного падежа: ввиду недостатка времени, по причине неуспеваемости ;

    ‒ предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: благодаря полученным знаниям, согласно приказу, вопреки непогоде ;

    ‒ предлог в связи с требует творительного падежа: в связи с частыми дождями.

    Необходимо различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления: воплотить (во что?) в жизнь - претворить (в чем?) в практике, выйти (откуда?) из вагона, из автобуса - сойти (с чего?) с поезда, парохода, идентичный (чему?) прежнему ответу – сходный (с чем?) с прежним ответом, превосходство (над кем?) над другими – преимущество (перед кем?) перед другими .

    Некоторые глаголы могут иметь дополнение в разных падежах в зависимости от различных смысловых или стилистических оттенков: бросить камень - бросить камнем; вертеть пальцы - вертеть пальцами; двигать ногу - двигать ногой; жертвовать деньги - жертвовать жизнью; завязать узел - завязать узлом; лежать на постели - лежать в постели; наблюдать затмение - наблюдать за порядком; удовлетворять просьбу - удовлетворять требованиям; удостоить награды - удостоить ответом.

    Некоторые глаголы имеют при себе сразу два дополнения, поэтому выбор нужного падежа зависит от смысла: обеспечить школьников учебниками - обеспечить школьникам каникулы .

    Разница между конструкциями типа выпить воды - выпить воду заключается в том, что родительный падеж обозначает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторое его количество, тогда как винительный падеж указывает, что действие полностью переходит на предмет. Разница между конструкциями типа просить деньги - просить денег заключается в том, что первый вариант указывает на определенный, конкретный предмет (известная сумма денег), а второй имеет общее значение (неопределенное количество денег).

    Следует избегать конструкций типа дом племянника жены шофера брата доктора с одинаковыми падежными формами (чаще всего - в родительном падеже), зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предложения.

    При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: увлекаться и заниматься спортом ; нельзя говорить: любить и заниматься спортом .

    5. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель (столы, стулья, книжный шкаф – это мебель).

    Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом... на дачу (А.П. Чехов). Из магазина была совершена кража пылесоса и другого медицинского оборудования (нужно: кража пылесоса и медицинского оборудования ).

    Однородные члены должны лексически сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу: Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса (нельзя «внести замечания »).

    В перечисление не должны входить скрещивающиеся понятия: Его [Остапа Бендера] любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина - зубной техник (И. Ильф и Е.Петров) (домохозяйки, домработницы, вдовы – это тоже женщины).

    Можно опускать одинаковые предлоги, в то время как разные предлоги опускать нельзя: Афоризмы можно найти в книгах, сборниках, в интернете, на страницах газет (нельзя: в книгах, сборниках, в интернете, страницах газет ).

    Обобщающее слово уточняется, конкретизируется однородными членами. Оно является тем же членом предложения, что и однородные члены. Согласование в падеже однородных членов с обобщающим словом обязательно: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского (нельзя: великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский ).

    Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю (нужно: Портфель, лежащий на столе и принадлежащий преподавателю или Портфель, который лежит на столе и который принадлежит преподавателю ).

    Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив: Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции (везде следовало использовать или существительное, или инфинитив).

    Каждая из частей двойного сопоставительного союза ставится перед соответствующим однородным членом, изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы: Необходимо не только обратить внимание на знание учащихся, но и на их практические навыки (нужно: Необходимо обратить внимание не только на знание учащихся, но и на их практические навыки ).

    Иногда создаются неправильные пары союзов типа не только… а также (вместо: не только… но и ), как… а также (вместо: как… так и ): Хорошо отвечали на экзаменах как первокурсники, а также студенты второго курса (нужно: как первокурсники, так и студенты второго курса ).

    6. Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами должен полностью стоять до или после определяемого существительного не должны включать его в свой состав: Он не мог вынести укора, написанного в глазах товарищей или Он не мог вынести написанного в глазах товарищей укора (нельзя: Он не мог вынести, написанного укора в глазах товарищей ).

    Причастные обороты и придаточные предложения могут взаимозаменять друг друга. Однако причастный оборот и придаточные предложения не могут быть однородными.

    При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, я вспомнил).

    Деепричастный оборот может употребляться в односоставных определенно-личных предложениях и безличных со сказуемым инфинитива: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции; Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль .

    Деепричастный оборот не может быть употреблен:

    1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам или предметам: Сидя на заборе, солнце закатилось;

    2) в безличном предложении: Подходя к лесу, мне стало холодно. В этом предложении вообще отсутствует подлежащее (нет ни логического, ни грамматического подлежащего);

    3) если предложение выражено страдательной конструкцией: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена па причалах Нижнего Новгорода .

    7. При построении сложных предложений часто возникают следующие виды речевых ошибок:

    1) разнородность частей сложного предложения: После предзащиты члены кафедры долго обсуждали представленную работу и нет ли возможности внести в нее коррективы (нужно: После предзащиты члены кафедры долго обсуждали представленную работу и возможность внесения в нее корректив );

    2) смещение конструкции, при котором главное предложение «перебивается» находящимся внутри придаточным предложением: Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции книги (нужно: Последнее, на чем следует остановиться, ‒ это композиция книги ).

    3) неправильное употребление союзов и союзных слов: Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий (вместо наречия где следует употребить союзное слово в которых ); Вот тот дом, который построил мой отец (не нужно употреблять в первой части местоимение тот ); Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы (лишние частицы бы в придаточном предложении).

    4) неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным: Мы нередко получаем письма от наших читательниц, в которых они рассказывают о своих встречах с потусторонним миром (придаточное предложение должно следовать сразу за словом, к которому оно относится).

    5) Смешение прямой и косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у нас был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками (нужно: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарить только то, что сделано было своими руками ); Товарищ сказал, что и я поеду с тобой (нужно: Товарищ сказал, что и он поедет со мной ).

    Вопросы и задания для самопроверки

    1. Что регулируют синтаксические нормы?

    2. Какова роль порядка слов с точки зрения синтаксических норм на уровне предложения?

    3. Каковы особенности согласования главных членов предложения?

    4. Назовите типичные ошибки, связанные с глагольным и именным управлением.

    5. На что следует обратить внимание при употреблении однородных членов?

    6. Какие ограничения существуют при употреблении деепричастных оборотов?

    7. Перечислите речевые ошибки, возникающие при построении сложных предложений.

    8. Составьте портфолио «Трудные случаи управления».

    Лекция 6 Коммуникативные качества речи

    План

    1. Богатство и разнообразие речи.

    2. Точность речи.

    3. Понятность речи.

    4. Чистота и уместность речи.

    5. Логичность речи.

    6. Выразительность речи.

    Коммуникативные качества речи – такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. К основным коммуникативным качествам речи относят богатство и разнообразие, точность и понятность, чистота, уместность, логичность, выразительность. Каждое из этих качеств проявляется в речи в разной степени и в разных соотношениях с другими свойствами речи.

    1. Русский язык – один из богатейших языков мира. Он имеет огромный лексический запас. Богатство и разнообразие русской речи позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т.п., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет.

    Богатство ‒ очень важный компонент не столько собственно речи, сколько именно культуры речи, поскольку культура речи предполагает выбор языковых и речевых средств из нескольких вариантов, а богатство языка и речи дает возможность для осуществления этого выбора.

    Богатство языка и речи в целом отражает обилие разнообразных средств языка и речи, которые могут быть использованы в любой ситуации общения и в любом речевом жанре. Богатство речи ‒ это показатель степени разнообразия использованных ре­чевых и языковых средств. Любой язык богат, но богатство речи каждого конкретного человека, говорящего или пишущего на дан­ном языке, определяется не столько уровнем богатства языка, сколько тем, какую часть этого общего языкового и речевого бо­гатства конкретный человек может использовать.

    Богатство речи ‒ качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремле­нии разнообразить свою речь использованием различных языко­вых и речевых средств. Соответственно речь разнообразную назы­ваютбогатой, а речь однообразную ‒бедной .

    Многие люди склонны рассматривать богатство речи только как украшение речи, заботу исключительно об эстетической ее стороне. Эстетическая функция богатства действительно очень важна как показатель ее высокого качества. Но богатство речи в целом и его эстетическая составляющая оказываются еще более важными в коммуникативном и этическом плане, так как:

    Богатая речь отражает высокий уровень культуры ее автора и тем самым способствует повышению его статуса в общении;

    Забота о богатстве речи ‒ это способ проявить уважение автора речи к ее адресату;

    Богатство речи адресата, в свою очередь, способствует лучшему пониманию им чужой речи и т. д.

    Таким образом, богатство речи ‒ обязательное условие успеш­ного общения в разных ситуациях и потому одно из важнейших ее достоинств. В этом отношении богатая речь ‒ это норма, а речь бедная ‒ отступление от нормы, ее нарушение.

    В то же время уровень богатства свидетельствует об общей куль­туре человека еще и потому, что разнообразие, множество, обилие разных средств при недостаточности или отсутствии вкуса могут стать самоцелью. Излишнее многообразие без учета уместности и целесообразности речи, вредит единству речи и затрудняет вос­приятие, поскольку требует от слушателя (читателя) гораздо боль­ших усилий по соотнесению слов с подразумеваемым значением и необходимостью перекодирования информации. Следовательно, богатство речи оценивается как достоинство только тогда, когда разнообразные средства языка и речи употреблены целесообразно.

    Выделяются два основных вида богатства: богатство языка и богатство речи.

    Богатство языка ‒ разнообразие единиц всех уровней языка ‒ те сокровища языка, из которых строится речь. Большая часть этих богатств собрана в словарях. Существуют словари толковые, словообразовательные, фразеологические, словари синонимов, антонимов, паронимов, иностранных слов, словари терминологические по той или иной области знаний и т. д.

    Но богатство языка ‒ это только основа, база для богатства речи. Богатство речи каждого носителя языка ‒ это плод его личных «накоплений», причем накоплений, заработанных в процессе активного овладения речью. Богатство речи достигается только осознанным стремлением к постижению новых для личности средств языка и активным их освоением ‒ стремлением разно­образить свою речь, использовать те средства, которые дает нам язык, постичь его красоту и возможности в процессе совершенствования своей речи. Один человек не в состоянии владеть и пользоваться в полном объеме богатством языка, но каждый из нас в той или иной мере черпает из этой сокровищницы, общей для говорящих на одном языке.

    Богатство языка и богатство речи тесно взаимосвязаны, поскольку не только язык «питает» речь, но и индивидуальное речевое творчество (например, новые слова) пополняет богатство языка.

    Богатство любого языка определяется прежде всего богатством его словаря. Лексическое богатство отражено в различных лингвистических словарях. Так, В.И. Даль включил в свой «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» - около 90 тысяч слов, «Словарь современного русского литературного языка» (в 17 томах) состоит из более чем 120 тысяч слов.

    Исследователи считают, что современный образованный человек активно употребляет в устной речи примерно 10-12 тыс. слов. Для сравнения можно отметить, что Пушкин употребил в своих произведениях более 21 тыс. слов, Есенин – 18890, Сервантес использовал около 17 тыс. слов, Шекспир – около 15 тыс. слов (по другим подсчетам – около 20 тыс.), Гоголь только в поэме «Мертвые души» использовал более 10 тыс. слов. Сопоставление этих цифр позволяет увидеть главный показатель речевого богатства: чем больше слов находится в распоряжении одного человека, тем богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает он свои мысли, чувства, настроения, желания, тем реже повторяет одни и те же слова, тем точнее выражает сложные и тонкие оттенки мысли. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли ясно и четко. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, чтобы не превратиться в Эллочку-«людоедочку», высмеянную И. Ильфом и Е. Петровым, словарный состав которой составлял всего 30 слов.

    Речевое богатство основывается не только на языковых, но и на собственно речевых единицах. В него входит интонационное богатство, семантическое, стилистическое, жанровое, тематичес­кое и т. п., отражающие все параметры речи. Речевое богатство в целом ‒ это гораздо более широкое и емкое понятие, чем язы­ковое.

    Русский язык богат фразеологией. Умелое использование в речи фразеологических единиц помогает по-разному оценивать человека, явления, образно выражать своё отношение, например, одобрение, иронию, восторг. Всё это делает речь привлекательной, экспрессивной: мальчик на побегушках, мерить по себе, пальчики оближешь, обойтись в копеечку, семь пятниц на неделе, чудо гороховое, одного поля ягоды, язык без костей, капать на мозги, искать вчерашний день.

    Разнообразие интонации тоже важная составляющая богатства речи. Интонация выражает конкретные эмоции, различает типы высказывания: вопрос, восклицание, побуждение, повествование; по интонации можно охарактеризовать говорящего, условия и ситуацию общения, она обладает эстетическим воздействием на слушателя. Компоненты интонации: мелодика, логическое ударение, громкость, темп речи, паузы. Все интонационные средства делают речь богатой, придают ей яркость, выразительность. Понятно, что интонационный рисунок, разнообразящий речь, особенно значим в устной, звучащей речи. Однако и в письменной речи интонация воспроизводится автором графически, например, подчёркиванием, выделением, изменением шрифта и способствует пониманию смысла текста.

    В русском языке немало слов, обладающих экспрессией . Передавая положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету речи, они также вносят разнообразие и указывают на индивидуальность выбора говорящего. Великодушный, очаровательный, волшебный, совершенный, изящный ‒ эти слова заключают в себе положительную экспрессию. Зазнайка, растяпа, лгун, недотёпа, невежда – характеризуются отрицательной экспрессией.

    О богатстве речи свидетельствует наличие пословиц и поговорок . Общеизвестно, что это образцы народной мудрости. Счастье придёт – и на печи найдёт. Молчание - золото. Не по хорошему мил, а по милому хорош. Где лад, там и клад. Не спеши языком - торопись делом. Что посеешь, то и пожнёшь.

    Богатство речи ‒ это разнообразие различных средств языка и речи и способов их использования. Поэтому применительно к данному качеству речи трудно говорить о нормах. По сути, это не нормы, а рекомендации, которые заключаются прежде всего в том, чтобы на основе знания всех источников богатства речи не нарушать ее гармонии, не забывать, что использование каждого средства должно быть целесообразным. Так, осо­бенностью профессиональной деловой речи является то, что в не­которых жанрах (например, в договорах, инструкциях) точность словоупотребления, учет малейших нюансов в подборе и постро­ении предложений гораздо важнее разнообразия в использова­нии речевых средств. А в устной речи важнее всего сиюминут­ность использования средства, поэтому в ней так велик процент «готовых» выражений и оборотов ‒ клише, штампов, которые «приходят на помощь», когда нет возможности подумать и подо­брать более удачный вариант.

    Обогащая речь, необходимо знать меру в использовании еди­ниц речи, принадлежащих другому стилю, например, включать разговорные элементы в научную, публицистическую или офи­циально-деловую речь нужно очень осторожно, в соответствии с требованиями уместности речи.

    Особо следует подчеркнуть, что иногда разнообразие может переродить­ся в недостаток речи. Так, обилие прилагательных, предназначен­ных для украшения речи, в тех или иных случаях затрудняет ее восприятие.

    Таким образом, главным критерием оценки соблюдения/не­соблюдения норм относительно богатства речи становится целесообразность/нецелесообразность использования тех или иных средств в тех или иных их сочетаниях с обязательным учетом осо­бенностей ситуации общения.

    Таким образом, и разнообразие, и однообразие могут стать достоинством или недостатком речи, поэтому главным критерием при выборе тех или иных средств всегда должна быть целесообразность. Если же использование разнообразных языковых и речевых средств целесообразно, то при их употреблении важно стремиться к гармонии, и поэтому богатство как достоинство речи всегда предпо­лагает, что ее автор обогатит свое высказывание и другими дос­тоинствами: уместностью, точностью, логичностью, доступнос­тью, правильностью, выразительностью и др.

    Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами. Разнообразие и самобытность русского языка позволяет каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь, не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Бедность, серость, однообразие языка связываются с бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

    2. Точность речи – это ее безусловное достоинство, показатель речевого мастерства ее автора. Точность речи – необходимое условие ее адекватного и полного понимания, а значит, и эффективности речевого общения в целом. Точной называют речь, если значения слов и словосочетаний, употребляемых в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи.Стремясь создать точную речь, автор заботится о том, чтобы ее нельзя было понять приблизительно, неправильно или по-разному.

    Точность зависит, во-первых, от того, насколько полно и ясно в содержании речи отображена действительность, и, во-вторых, от того, насколько емко и полно эта действительность осмысле­на. Точность призвана помогать автору текста верно отражать в своем высказывании свя­зи между действительностью и мыслями о ней, ее восприятием и оценкой.

    Для успешного полноценного общения так важно точно определить, какой смысл вкладывается в каждое слово. Точность прежде всего предпола­гает совпадение представлений людей о том, что называется каж­дым словом.

    Точность ‒ подчеркнуто коммуникативное качество речи, потому что оно призвано не просто помочь адре­сату понять речь, но помочь понять как можно более адекватно выраженному смыслу. Иначе говоря, «мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять» ? (Вергилий). На первый взгляд, в этом отноше­нии точность совпадает с требованием доступности речи, но это не совсем так. Разница между точностью и доступностью заклю­чается в том, что точность больше ориентируется на предмет речи и на свое понимание об этом предмете, а доступность связа­на прежде всего с характером адресата. Речь становится точной только тогда, когда автор речи, с одной стороны, точно знает, о чем и что именно он хочет сказать, чего хочет добиться своей речью, а с другой стороны, он на основе осознанного понимания своей речевой задачи отбирает из всех возможных языковых и речевых средств те, что позволяют наиболее успешно решить эту задачу. Иначе говоря, действует всем известная формула: «Кто ясно мыс­лит ‒ ясно излагает».

    Различаются два вида точности: предметная (фактическая) и понятийная (речевая, коммуникативная).

    Предметная точность создается благодаря соответствию содержания речи отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение «речь – действительность». Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности. Примером нарушения предметной точности может служить высказывание Солнце вращается вокруг Земли . Правда, иногда говорить о соответствии мысли реальной действительности приходится весьма условно. Говорящий (пишущий) не всегда передает адресату мысли, отражающие реально происходящие события (например, многие мысли, выраженные в художественных произведениях). С лингвистической точки зрения важно, чтобы мысли (адекватные или неадекватные отображаемой действительности) были правильно выражены, возбудили в сознании адресата адекватную мысль - копию.

    Тема урока : Согласование имени прилагательного с именем существительным

    Тип урока : комбинированный

    Цели урока : - формирование умений и навыков определения имен прилагательных в тексте, умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными; совершенствование каллиграфии письма, обогащение словарного запаса;

    Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения, коррекция внимания и восприятия;

    Воспитывать интерес к предмету.

    Ход урока:

    I. Организационный момент. (2 мин.)

    II. Повторение пройденного материала. (7 мин.)

    (слайд № 2)

    1.Вступительное слово:

    «Дорогие ребята, на прошлом уроке мы уже познакомились с самостоятельной частью речи - именем прилагательным. Сегодня мы узнаем, с кем и как эта часть речи «дружит».

    Вот в этом красивом доме живёт красивая художница-волшебница Имя прилагательное. Она будет нас сопровождать во время урока. Позвольте вам представить её:

    (слайд № 3)

    Я слово замечательное, -

    Говорит нам прилагательное,

    Я равного себе не знаю:

    Я признаки обозначаю.

    Без признаков предмета нет-

    об этом знает целый свет.

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь

    Меня вам надо знать, беречь.

    Прилагательным меня называют

    И по падежам меня склоняют.

    Признаки обозначаю,

    Все предметы украшаю,

    Разукрашу, опишу,

    Какой есть предмет скажу

    (слайд № 4)

    Что представить наглядно как выглядит Имя прилагательное в тексте предлагаю вам следующее стихотворение:

    Эта страница зелёного цвета,

    Значит, на ней постоянное лето .

    Бродят в траве золотые б укашки .

    Вся голубая , как бирюза,

    Села, качаясь, на венчик ромашки,

    Словно цветной самолёт, стрекоза.

    Вот тёмно-красная божья коровка ,

    Спинку свою разделив пополам,

    Вскинула крылья прозрачные ловко

    И полетела по важным делам .

    III. Воспроизведение и коррекция знаний (7 мин.)

    (слайд № 4)

    «Игра разведка». Вот вам небольшой текст, в котором жудожница- волшебница Имя прилагательное описывает снег. Найдите слова, с помощью которых она это сделала:

    Снег белый. Но бывает голубой, синий, с еребристый , на закате даже красный, а по форме - пушистый , рассыпчатый . Его можно потрогать - он холодный, свежий, колючий .

    Если мы уберём из текста все прилагательные, то текст наш останется бедным, неярким, тусклым, неинтересным. Посмотрите, что у нас получилось:

    Снег. Но бывает, на закате даже, а по форме - , . Его можно потрогать - он,.

    (слайд № 5)

    2. А сейчас попробуем определить предметы по признакам, которые обнаружим в загадках:

    Загадки

    Я родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (гриб)

    Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелёк. (одуванчик)

    Стоит в саду кудряшка- белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)

    Аленький, маленький, круглый, блестящий, в руке его тросточка, внутри его косточка. (вишня).

    (слайд № 6)

    «Отгадай, кто это?». А теперь мы проверим, как вы знаете сказочных героев из мультфильмов:

    Ответьте, про кого мы можем так сказать:
    - крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
    - глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
    - длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
    - красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
    - серый, голодный, злой- Серый Волк.
    - рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
    - толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
    - зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
    - лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
    - дикий, отважный, ловкий - Маугли.
    (слайд № 7)

    4. Как художница Имя прилагательное украшает слова, вы можете увидеть на следующих примерах:

    (слайд № 8) Дерево- зелёное, ветвистое..

    (слайд № 9) Кошка - рыжая, усатая, домашняя.

    Гриб - большой, несъедобный, ядовитый.

    (слайд № 11) ТОРТ.

    5. А теперь скажите, какие из признаков-прилагательных относятся к торту, а какие нет? Не ошибитесь, а то торт станет несъедобным!

    IV. (слайд № 12) Физминутка для глаз. (4 мин.)

    V. Актуализация знаний к новой теме. Сообщение темы урока.

    1. (слайд № 13) Кластер «Имя прилагательное»

    Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

    VI. Сообщение новых знаний

    1. (слайд № 14) Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным и «надевает ту же одежду, что и имя существительное», т.е. стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

    «Прилагательное + существительное».

    2. (слайд № 15) Вот какое нарядное платье у нашей художницы. Это различные окончания украсили его.

    3. (слайд № 16). Имя прилагательное отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

    4. Словарь: (слайд № 17).

    5. (слайд № 18).Измените прилагательные по родам и числам.

    6. . (слайд № 19).Исправьте ошибки: (письменно)

    роза садовое,

    чистый пруды,

    белая пароход,

    красивая платье,

    хорошей друга,

    у синих забора,

    у высокой столба,

    трудный задача,

    кислая яблоко,

    7. . (слайд № 20). Алгоритм работы с именем прилагательным.

    8. (слайд № 21). Согласуйте имя прилагательное с существительным

    родн... (краем, отечества, городом).

    VIII. (слайд № 22). Физминутка.

    IX. Закрепление знаний

    1. (слайд № 23). Дописать окончания.

    Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк____, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

    2.(слайд № 24). Подобрать имена прилагательные к именам существительным.

    Вечер, ночь, утро (сырой, лунная, раннее, осенний, ясное, прохладный, долгий, летняя, радостное, тихая, тёплое, звёздная).

    3. (слайд № 25). Антонимы (устно).

    Большой -маленький
    Толстый - тонкий
    Голодный - сытый
    Тупой - острый
    Твердый - мягкий
    Широкий - узкий
    Короткий - длинный
    Веселый - грустный
    Легкий - тяжелый
    Чистый - грязный
    Добрый - злой

    4. (слайд № 26). Самостоятельная работа.

    За грибами

    Два друга пошли в лес за грибами. У (какого-то) Миши была (какая-то) корзинка, а у (какого-то) Коли (какое-то) лукошко. Они собирали грибы и перекликались (какими-то) голосами. Вдруг (какое-то) небо потемнело и пошел (какой-то) дождь. Миша и Коля побежали домой.

    5. (слайд № 27).

    Знаешь ли ты, что… (опрятный)

    . (слайд № 28). (красный)

    6. (слайд № 28). Игра «Ласковые слова)

    Вспомните и назовите все ласковые слова, которыми тебя когда-либо называла мама, папа, бабушка и др. люди.

    А теперь назовите этими словами своих соседей по парте.

    VII. Повторение и обобщение. (3 мин.)

    (слайд № 29).Имя прилагательное.

    (слайд № 30). «Верные-неверные утверждения»

    (слайд № 31). Синквейн

    Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

    1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

    2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

    3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Прилагательное

    Какое, какая, второстепенные

    Согласуется, склоняется, изменяется

    Обозначает признак предмета

    Часть речи

    VIII. Подведение итогов. (3 мин.)

    IX. Домашнее задание. (2 мин) (Упр. 141)

     

    Возможно, будет полезно почитать: