Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и Мир. Сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир Душевные искания андрея болконского

Эпопея «Война и мир» выросла из за-мысла Толстого написать роман «Декаб-ристы». Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова воз-вращался к нему, пока в центре его вни-мания не оказалась Великая француз-ская революция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечествен-ная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом — Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в истори-ческом масштабе показан подвиг рус-ского народа в войне 1812 года. В то же время «Война и мир» — это и «семейная хроника», показывающая дворянское об-щество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, дол-жен обладать декабрист, Толстой наде-лил Андрея Болконского.

В романе показана вся жизнь князя Ан-дрея. Наверное, каждый человек однаж-ды в жизни задумывается над вопроса-ми: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и многие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на страницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконско-му. Это подтверждает тот факт, что Тол-стой наделил князя Андрея многими сво-ими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводни-ком идей самого автора.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Шерер. Уже тогда мы ви-дим, что это неординарная личность. Князь Андрей хорош собой, он безупреч-но и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счи-талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про-износит с ударением на последнем сло-ге, как француз. Князь Андрей — свет-ский человек. В этом смысле он подвер-жен всем влияниям моды не только в одежде, но и в поведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и ску-ку во взгляде. На его лице мы читаем пре-восходство и самоуверенность. Окружа-ющих он считает ниже себя, а значит и ху-же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожиданно доброю и приятною». Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива-ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Кня-зю Андрею предстоит пройти через вой-ну, ранение, любовь, медленное умира-ние, и все это время князь будет позна-вать самого себя, искать тот «момент истины», через который ему откроется правда жизни.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправ-ляется на войну 1805 года. Андрей жаж-дет стать героем. В своих мечтах он ви-дит, как армия попадает в опасное по-ложение и он в одиночку ее спасает. Кумиром князя, предметом его поклоне-ния является Наполеон. Надо сказать, что многие молодые люди того времени увлекались личностью Наполеона. Анд-рей хочет быть на него похожим и пыта-ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол-конский и отправляется на войну. Мы ви-дим князя Андрея в Аустерлицком сра-жении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом пада-ет, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высо-кое, бесконечное небо, по которому бе-гут облака. Оно так зовет, манит, завора-живает своим величием, что князь Анд-рей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Анд-рей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стре-мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима-ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Князь Андрей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы-сых Горах, где остались отец, жена, сест-ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен-ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес-точенные схватки, озлобленные лица лю-дей показали ему настоящий облик вой-ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой. Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не-сколько охладел к ней, и теперь он чита-ет в ее глазах боль и упрек. После смер-ти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит нов-шества в своей деревне. Духовное со-стояние князя Болконского, его подав-ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый...» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от-далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон-ского задуматься над словами Пьера «...ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс-шее счастье человека состоит в том, что-бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо-тря на то, что князю Андрею тогда показа-лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момен-та начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остал-ся только обман. И князь Андрей соглаша-ется с дубом: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы зна-ем жизнь, — наша жизнь кончена!»

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — поду-мал князь Андрей. Но он уже бросает вы-зов судьбе. Он понимает, что нельзя се-бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич-ный дуб «весь преображенный, раски-нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Анд-рей говорит: «Мало того... что есть во мне, надо, чтоб и все знали это... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петербург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразова-тельных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербур-ге он проводит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратившись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болкон-ский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме-ну. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе незаживаю-щую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Боро-динским сражением. Пьер чувствует, что Андрею не суждено жить, кажется, пони-мает это и Андрей. В Бородинском сра-жении Болконский снова получает ра-нение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната-шей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему от-крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то-го, он прощает и Анатоля. Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры-лось новое счастье, неотъемлемое от че-ловека... счастье, находящееся вне мате-риальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает На-ташу. Минуты, проведенные с ней, ока-зываются для Андрея самыми счастливы-ми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Ан-дрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво-ему. В жизни есть два несчастья: угрызе-ния совести и болезнь. И счастлив чело-век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд-рей осознал истинное счастье — жить для других.

«Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека... Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних явлений на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один бог» (Л. Н. Толстой)


Персонажей великого романа-эпопеи «Война и мир» Льва Николаевича Толстого можно разделить на две категории: «герои вне пути» и «герои пути».
Первые отличаются отсутствием внутренней динамики характера, имеют устойчивую жизненную позицию. К таким героем можно отнести ветреного Анатоля Курагина, блистательную светскую Элен, Платона Каратаева, представителя народного мировоззрения, великого стратега Кутузова.
Герои второй категории постоянно находятся в нравственных исканиях, их внутренние ценности постоянно эволюционируют. Представителями «героев в пути» являются Пьер Безухов, Наташа Ростова и Андрей Болконский.

Внутреннее развитие последнего героя условно можно разделит на пять этапов. Каждый из них я детально рассмотрю в моем сочинении. О
В начале романа князь Андрей предстает перед нами довольно холодным и язвительным человеком. Он разочарован в женитьбе и в светской жизни, его целью является достижение славы на военном поприще. Кумир Болконского - гениальный жестокий полководец, враг России, Наполеон.
Во время австрийской кампании князь проявлял истинный героизм, сочувствовал русским солдатам, однако полного духовного единения с ними не испытывал. Перелом в сознании Болконского произошел во время Аустерлицкого сражения. Бесстрашный князь, чтобы воодушевить войско, взял знамя и побежал впереди солдат. За свою смелость Болконский страшно поплатился - его ранили. Глядя на небо, князь осознал ложность своих идеалов. Разочаровался он и в Наполеоне: кумир показался ему мелочным и ничтожным. Второй этап жизни князя ознаменован смертью жены, желанием жить для себя, воспитанием маленького сына, занятием хозяйством и крестьянским вопросом. Болконский разочарован в службе в действительной армии, он растворен в Богучарове. В его душе мрачно и пусто...
Третий период начинается знакомством с Наташей Ростовой, которая привнесла в жизнь князя житейскую радость и духовное обновление. Болконский теперь желает жить для народа, он работает в комиссии Сперанского с целью изменения правового положения крестьян. Все перспективные начинания обрушились. Князь Андрей разочаровался в Сперанском. Увлечение Наташи Анатолем он посчитал предательством...
Шел одна тысяче восемьсот двенадцатый год...Четвертый период своей жизни Болконский начал решением вернуться в армию командиром полка. Его настрой патриотичен, он верит в победу и в Кутузова.
Последний период жизни князя самый трагичный, в то же время он является пиком эволюции личности Болконского. Во время битвы на Бородинском поле князь был смертельно ранен. На операционном столе он прочувствовал духовное единение с народом, простил всех. Момент ожидания смерти и возврат в детство был идеальным состоянием человеческой души. Истинный путь Болконского был рассказан Пьером маленькому князю Андрею. Безухов был уверен, что Болконский идейно был бы на стороне декабристов...

Цель:

  • на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенство-вания;
  • создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа (Андрея Болкон-ского);
  • способствовать совершенствованию навыков фи-лологического чтения и анализа художественного текста;
  • пробуждать интерес к духовному миру личности; способ-ствовать воспитанию читательской культуры. Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к ро-ману.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа;

характеризуют Андрея Болконского, выделяя и анали-зируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отноше-ние к герою.

Беседа

Необходимо ли изучение романа JI. Н. Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современно-сти вы обнаружили в романе JI. Н. Толстого?

Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что JI. Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете объяснить это?

Слово учителя

— Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей ли-тературных анкет: “величайший роман в мире”,— я выбрал бы “Войну и мир”. В романе “Война и мир” сошлись, пересеклись все самые яркие, все самые зна-чительные силовые поля русской словесности. Главные герои романа — Анд-рей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической литературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в настоящие “опоры” русского на-ционального сознания, приобрели символическое значение. А сама четырёх-томная книга Толстого стала вершиной отечественной культуры “золотого века” »...

«Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, сво-бодных от бедности, от невежества и независимых...» — писал JI. Н. Толстой. Человек и его душа были предметом творческих исследований JI. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл свой жиз-ненный путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетель-ствуют его дневниковые записи). Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев. Любимые и близкие Толстому герои — люди с богатым вну-тренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищу-щие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская. У каждого героя есть свой путь духовных исканий, который не является прямым и лёгким. Можно сказать, что он напо-минает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования.

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фи- гур романа «Война и мир». С первого своего появления на страницах произве-дения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.

IV. Работа над темой урока

1.Объяснение учителя (Учащиеся составляют тезисы.)

Жизненный путь и искания героев

— «Война и мир» — произведение с огромным количеством персонажей (их насчитывается более 500). Героев романа нельзя по традиции разделить услов-но на отрицательных и положительных. Автор предлагает другой подход: герои не меняющиеся, застывшие и изменяющиеся.

Такое деление определяется убеждением Л. Н. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы назы-ваем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, текучее вещество».

В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем от-личается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, простой вопрос играет важную роль в искусстве Л. Н. Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хо-рошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признаёт, ставит его пред собой во всей его унизительно-сти и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его | лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуа-ция, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть j достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом». Такой приём изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».

2. Комментированное чтение отрывка из романа (раздаточный материал)

Карточка

♦ Прочитайте отрывок, выпишите ключевые слова.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

Князь Андрей не только знал, что он умрёт, но он чувствовал, что он уми-рает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия...

Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.

Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивьё, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобождённый от удерживавшего его гнёта жизни, распустился этот цветок любви, ной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не ал о ней.

Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило жить этою земною жизнию. И, чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну ж, тем лучше...

«Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечно-му источнику...

Да, это была смерть. Я умер — я проснулся. Да, смерть — пробуждение!»

Ключевые слова

  • Андрей Болконский
  • Вечная любовь
  • Всех любить
  • Любовь мешает смерти
  • Любовь — жизнь
  • Любовь — Бог
  • Вечный источник
  • Смерть — пробуждение

3. Постановка и решение проблемных вопросов

  • Какими тремя понятиями определяется ценность человека?
  • Какие черты характера члена семьи Болконских особенно близки Толстому?
  • На чём основана семейная близость Болконских?

4.Исследовательская работа: путь духовных исканий князя Андрея Болконского (в группах)

1-я группа «биографы» князя Андрея — выстроить жизненный путь героя.

2-я группа «наблюдатели» — определить приёмы, используемые автором для развития образа Андрея Болконского.

5.Составление таблицы «Духовные искания Андрея Болконского» (запись в тетрадях)

Духовные искания Андрея Болконского

Лучшие минуты

жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустер-лицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, кото-рое он видел и понял»

Князь осознал великую истину: жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понят-но, и величия чего-то непонятного, но важнейшего»

Открытие

богат-ства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнаёт о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мёртвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймёт и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе начинают превалировать естественные потребности любви и добра

Лучшие минуты

жизни

Что меняется в герое

Встреча с Пье-ром

в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой на-чалась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, но

и вечную, в Бога

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, оказывающие на Болкон-ского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счаст-лив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: “Господи, помилуй меня”»

Встреча с Ната-шей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость об-щения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским

Эмоциональность Наташи, её искренность и восторг дают толчок к душевному возро-ждению князя

Любовь к Ната-ше Ростовой

Меняет своё отношение к Сперанскому, которого уже начал почи-тать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше? »

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 г.

В армии князь — заботливый и внимательный командир. Он отка-зывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь»

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движут не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы

Прощение Ана- толя Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Рас-пустился... цветок любви, вечной, свободной, независимой от этой жизни...»

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжёлого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Росто-вой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней»

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою зем-ною жизнью»

Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способно-го искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело — умер спокойно и достойно

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

— Нелёгок путь героев JI. Н. Толстого к искренним чувствам, стремлениям, не подверженным ложным законам общества. Такова дорога чести Андрея Болкон-ского. Не сразу он открывает для себя истинную любовь к Наташе, скрываемую за маской лживых представлений о чувстве собственного достоинства; трудно даёт-ся ему прощение Курагина, «любовь к этому человеку», которая всё же наполнит «его счастливое сердце». Перед смертью Андрей обретёт «любовь, которую пропо-ведовал Бог на земле», но жить на этой земле ему уже не суждено. Долог был путь Болконского от поисков славы, удовлетворения своего честолюбия к состраданию и любви к ближним, он прошёл этот путь и дорого заплатил за него — жизнью.

VI. Домашнее задание

Духовные искания Андрея Болконского

Героев книги “Война и мир” можно условно разделить на три категории: “мертвые жизни”, статичные персонажи, полагающие внешние салонные проявления жизни ее сущностью; герои, ”ощущающие” жизнь, обладающие способностью чувствовать “полноту жизни” настолько, что не видят необходимости в рефлексии, анализе; и герои, ищущие истину, наиболее близкие и интересные Толстому. К таким героям относится кн. Андрей. Отправной точкой сложных духовных и философских исканий А.Б. становятся его психологические противоречия с петербургским салонным обществом.

Начинающаяся война и назначение на должность адъютанта Кутузова увлекли его возможностью осуществления мечты о личном подвиге, который бы его прославил. Примером такого подвига для А.Б. было взятие Тулона Наполеоном. Проникнутость наполеоновской идеей обнаруживается в первых словах кн. Андрея, вступающего в спор с виконтом на вечере у Анны Павловны. Потом, уже став адъютантом, он настойчиво вызывает в воображении ту ситуацию - решающую минуту сражения, его Тулон или Аркольский мост, где он сможет себя проявить. Ночью перед Аустерлицким сражением эта мысль захватывает его настолько, что он готов, кажется, отказаться от семьи, самых дорогих ему людей, “за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей”, которых он даже не знает. Честолюбие заставляет его осматривать местность и позиции перед сражением, составлять свой план диспозиции. Желание самому быть в трудных местах военных действий вызвано мыслью о том, что “ему-то именно предназначено вывести русскую армию в Австрии из безнадежного положения”. Мысль о славе нераздельна с мыслью о торжестве над людьми. Это проявляется в желании принимать наибольшее участие в жизни других людей. Оно видно, скажем, в “особенном оживлении кн. Андрея, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе”.

Желание быть благодетелем в жизни других людей носит черты того не наполеоновского величия “в госпитале в Яффе, где тот чумным подает руку”. Встреча кн. Андрея с капитаном Тушиным и гл. Багратионом готовит перелом в честолюбивых планах. Его представления о героизме, славе сталкиваются с тем героизмом, который он видит в действиях батареи Тушина, т.е. нетщеславным, вызванным сознанием своего воинского долга. Тогда же еще не наступило разочарования в Тулоне или Аркольском мосте. Кн. Андрею только показалось, что “все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся”, эгоизм его славы раскрывается ему на Аустерлицком поле после ранения.”

Вид высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему облаками” рождает осознание того, что “все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”, тишины и успокоения. В тот же вечер, увидев своего кумира, Болконский “думал о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих”. Этот “строгий и величественный строй мысли”, поднятый “высоким, справедливым и добрым небом”, был тем этапом духовных исканий Андрея, который открыл ему ничтожность интересов, занимавших Наполеона, мелочность его героя, с его мелким тщеславием и радостью победы”. И собственные мысли, занимавшие его до сих пор, в сравнении с открывшейся истиной, должны были казаться. Вернувшись из плена, Андрею пришлось испытать чувство вины перед женой и ответственность за ее смерть. Когда он уходил на войну, жена “связывала” его (он был убежден, что свобода от брака - одно из условий достижения цели), но разочарование в Наполеоне привело и к чувству вины. После Аустер. кампании кн. Андрей твердо решил бросить военную службу, убедив себя в том, что к ней больше не имеет интереса. Он поселился в Богучарове, ограничив себя заботами об имении и о ребенке. Это именно самоограничение, которое внутренне ему не свойственно.

После того, как кн. Андрей отказался от “наполеоновских идей”, которые “не почти, а совсем” погубили его жизнь, он, по его словам, стал “жить для одного себя”. В споре с Пьером, который, напротив, пытается в этот период “жить для других”, “делать добро” крестьянам, Андрей утверждает, что крестьяне не нуждаются в переменах, их нынешнее состояние для них естественно и потому счастливо. Жизнь для себя не нарушает этой естественности и приносит большую пользу, чем “преобразования” Пьера (или, по крайней мере, не приносит вреда). Кн. Андрей, видимо, не считает направленной деятельностью “для других” те реформы, которые он с легкостью осуществлял в своем имении. В разговоре с Пьером он резко высказал равнодушие по всем внешним событиям мира, но они продолжали его по-прежнему занимать. Окончательное возрождение интереса к жизни происходит после его поездки в Отрадное и встречи с Наташей Ростовой. Этот очередной этап духовных поисков Болконского подчеркнут (отмечен) известными сценами встречи с “огромным, в два обхвата дубом” на краю дороги. Его хмурый, неподвижный вид вызывает в душе кн. Андрея “целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных”: он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, решил, что она уже кончена, “что начинать ничего не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”.

Вынужденная поездка в Отрадное и задержка там, встреча с девушкой, довольной “своей отдельной,- верно, глупой,- но веселой жизнью”, случайно услышанный разговор Сони с Наташей,- все это вызвало “неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни”.

После второй встречи с тем же дубом, но уже “преображенным, раскинувшимся шатром сочной темной зелени”, кн. Андрей вдруг окончательно, беспеременно решил, что “жизнь не кончена в 31 год”. “Надо, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, но и чтобы на всех она отражалась”. Из вновь возникшего стремления участвовать в жизни людей возникает и жажда активной деятельности. По сути, это те же наполеоновские идеи, только на новом витке, иначе представленные. “Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни”.

“Дело” привлекает теперь кн. Андрея как способ помочь людям. “Но непременное условие своей деятельности он видит в том, чтобы на всех она отражалась”. Поэтому его привлекает сфера государственных интересов, “высшие сферы”, где “готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов”. Новый кумир, заменивший Наполеона, был Сперанский, “лицо таинственное и представлявшееся ему гениальным”. В фигуре Сперанского он старался искать живой идеал совершенства, к которому он стремился. И легко поверил в него, увидев “разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России”. Однако вместе с возвышением Сперанского, “огромное количество людей” кн. Андрей стал считать “презренными и ничтожными существами”. “Страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте”, было, однако, ослаблено некоторыми недостатками Сперанского, которые “неприятно поражали” кн. Андрея - это слишком большое презрение к людям и “разнообразность приемов в доказательствах” своего мнения. Увлечение реформами, впрочем, почти бессознательно усиливалось, и Андрей занимался составлением законов. Разочарование в Сперанском наступает после вечера, где кн. Андрей танцует с Нат. Ростовой. Новое чувство возникающей любви контрастно становится к “административным” увлечениям Болконского. После бала он замечает, что ужин у Сперанского, на который он был приглашен, ему не интересен. Увидев Сперанского в домашней обстановке, смеющегося, он, возможно, “нашел его слабые, человеческие стороны”, которых он раньше не замечал в силу “другого воспитания и нравственных привычек”. Кроме того, все, что раньше казалось Андрею “таинственно и привлекательно в Сперанском”, теперь “вдруг стало ясно и непривлекательно”. Представив себе своих богучаровских крестьян и попытавшись приложить к ним “Права лиц”, разработкой которых он занимался, Болконский удивился, “как он мог так долго заниматься такой праздной работой”. Разочарования и очередной крайности в мировоззрении Болконского не последовало. Общение с Наташей дало ему ощущение сопричастности к совершенно особенному миру, преисполненному каких-то неизвестных ему радостей. Присутствие этого мира в Наташе он почувствовал еще в Отрадном и сейчас “находил в нем новое для себя наслаждение”. Открытие героем чего-то нового - это очередной этап его поисков. В душе Болконского произошло что-то новое и счастливое”, когда он услышал пение Наташа. Хотя он не сознавал, пока, что влюблен в Ростову, вся жизнь представлялась ему в новом свете. Будущее открылось со всеми его радостями; желание пользоваться свободой, силой и молодостью открывает ему новую истину: “Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастия”. После помолвки с Наташей кн. Андрей совершает ошибку, согласившись с отцом отложить свадьбу на год. Видимо, он не вполне сумел понять существо Наташи Ростовой. Она привлекла его полнотой жизни, но именно это исключало в ней рационализм, расчетливость в любых ее проявлениях. Она не могла подчиниться заранее заготовленной схеме: подождать год, который даст ей возможность проверить свои чувства до свадьбы. Для Наташи, которой было ценно каждое мгновение, год ожидания был оскорбителем своей пустотой, остановкой жизни. Но жизнь неостановима, она требует движения. Наташа нашла его в бегстве из дома с Курагиным. Для Андрея Болконского наступило третье, самое тяжелое разочарование в жизни. Единственным стимулом, живым интересом, им испытываемым, становится месть Курагину. Он вновь возвращается на военную службу, но уже без тщеславных мыслей. Душевной драмой, тем не менее, его философские поиски не заканчиваются, но, наоборот, обостряются. Этому во многом способствует эпоха 1812 года. Кн. Андрей от “высоких сфер”, к которым прежде стремился, спускается к народу, поступал служить в полк. Он пришел к пожеланию того, что история делается в полку, с народом и меньше всего зависит от распоряжения штабов. “От нас действительно будет зависеть завтрашний день”,- говорит Андрей Пьеру перед Бородинским сражением. Болконский получает здесь возможность реально участвовать в совершении крупного исторического события, а значит, в изменении судеб многих людей. Это осуществление его наполеоновской мечты, но на другом уровне. Слияние личной жизни и устремлений с общими, которое здесь становятся возможным,- это выражение кутузовского начала. Таким образом, путь кн.А. от наполеоновского идеала к кутузовской мудрости еще раз утверждает толстовскую историческую концепцию о роевой жизни и решающей роли народа в событиях. Смотря на упавшую рядом гранату и сознавал близость смерти, Болконский думает: “Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь...” Обостренное чувство любви к жизни открывает ему понимание той любви, ”которую проповедовал бог на земле”: ”сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, которой учила кн.Марья”. Мысли кн. Андрея во время болезни были деятельнее, яснее, но действовали вне его воли. Они могли оборваться, заменяться неожиданными представлениями. Теперь все его прошедшее представлялось собой здание из иголок или лучинок, воздвигающееся и разрушающееся под звуки равномерно “шепчущей” музыки. Выстроив это здание, сумев удержать его в мысленном равновесии, кн. Андрей понял сущность “божеской любви”: “Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто... не может разрушить ее. Она есть сущность души”. Слова кн. Андрея, сказанные Наташе (“Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”), подразумевают, что его прежняя - человеческая любовь, соединившись с силой приобретенной, становится “больше” и “лучше”. Но следующий этап душевной эволюции Болконского состоит в противопоставлении божеской и человеческой любви и Андрей, вдумываясь в новое, открытое ему начало вечной любви, отрекался от земной жизни: “Всех любить, жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”. Любовь к земной жизни, временно пробужденная появлением Наташи, терпит поражение в борьбе со смертью. Состояние Болконского, которое Наташа назвала “это сделалось”, было проявлением победы смерти над жизнью.

Уничтожение преграды между жизнью и смертью одновременно воздвигало преграду непонимания живыми уже “наполовину умершего”. Для кн. Андрея сознание отчужденности от всего земного, радостной и странной легкости бытия дало возможность понять и ощутить близость смерти, которой прежде он боялся, а теперь увидел в ней “пробуждение” от жизни, освобождение прежде связанной в нем силы.

Духовные искания Андрея Болконского в романе Л. И. Толстого. В 1856 году Л. Н. Толстой начинает работу над романом «Война и мир» о бывшем декабристе, который возвращается с семьей в Россию из-за границы. Но в ходе работы, автор все более отодвигал действие вглубь истории, пока в конце концов не пришел к выводу, что истоки декабристского движения следует искать в событиях войны 1812 года,

Когда в борьбе с завоевателями объединились все слои русского общества, дворянство и крестьянство сражалось плечом к плечу за освобождение родины. Так возник замысел романа «Война и мир». Первоначально Толстой предполагал написать классический семейнолюбовный роман. Но произведение, вышедшее из-под его пера после шести лет кропотливой работы, оказалось гораздо шире этих условных рамок. Оно стало развернутой панорамой всей русской жизни, на протяжении пятнадцати - двадцати лет. Судьбы отдельных героев автор умело вплетает в общую картину исторического процесса. Но отнюдь не внешние события составляют основное содержание, этого произведения. Главная цель автора - показать духовную эволюцию и духовные искания своих героев,становление их личности, Один из главных героев - Андрей Болконский. В начале романа мы наблюдаем его увлечение Наполеоном. Он разочарован пустотой светской жизни, ее однообразием и бессмысленностью и томится жаждой деятельности. Он женат всего лишь пол года, но уже глубоко разочарован в семейной жизни и в своей хорошенькой куколке - жене, с которой обращается вежливо, но холодно, как с посторонней женщиной. Ища возможности для приложения своих сил, князь отправляет беременную жену к отцу для того, чтобы ехать в армию, чем вызывает у нее искреннюю обиду. Избалованная, привыкшая к обожанию и поклонению маленькая княгиня, обижена тем, что муж покидает ее в таком положении, хотя имеет возможность блестяще устроить карьеру через ее дядю, став флигель-адъютантом. Но князь Андрей мечтает о настоящей военной карьере, о славе. В тот момент он всерьез увлечен Наполеоном, которого считает великим полководцем. Он мечтает о своем Тулоне^ который принесет ему славу и поможет возвыситься. Он верит, что рожден для подвига. В мечтах он видит, как армия попадает в трудное положение, а он спасает ее и выигрывает войну. Но следует заметить, что для князя Андрея стремление к славе - это не эгоистичное побуждение, а наоборот, благородная потребность служения обществу. Именно она заставляет Болконского подхватить падающее знамя и кинуться вперед навстречу врагу. Вот он - его Тулон, долгожданный момент подвига, о котором он мечтал. Но, как ни странно, в этот момент герой не ощущает особого душевного подъема, наоборот, в глаза ему бросается что-то мелкое, второстепенное. Потом он падает раненый вместе со знаменем и перестает замечать что-либо вокруг. Он не заметит даже похвалы своего вчерашнего кумира - Наполеона. Он увидит лишь высокое небо над головой и поразится тому, что не видел его раньше. И все его мечты и честолюбивые замыслы покажутся Андрею Болконскому пустыми и мелочными. Здесь, под высоким небом Аустерлица откроется ему смысл истинных ценностей и истинного счастья. Залогом этого счастья для него становится семья - жена, любовь к которой вновь возродится в его душе, и будущий сын. Теперь уже он считает свое презрение и холодность к жене жестоким и несправедливым. Он возвращается с твердым намерением все исправить. Но застает жену при смерти и тяжело страдает от вины перед ней, от того, что «оскорбил близкое и дорогое существо, и знаешь, что ничем загладить нельзя…». После смерти жены Болконский убеждается в несбыточности своих надежд на счастье и живет тихой домашней жизнью, наполненной заботой о сыне.

Но постепенно Андрей пробуждается к новой жизни. И понимает, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Ему открылась новая истина. Он хочет, «чтобы не для одного меня шла моя жизнь». Он вновь стремится жить для других. И свою роль в его пробуждении сыграла встреча с Наташей Ростовой. Он впервые увидел ее в Отрадном. И ему стало отчего-то больно, что он совсем чужой для этой тоненькой черноглазой девочки, и ей дела нет до его существования. И вот он вновь в Петербурге, в центре подготовки гражданских реформ. Здесь происходит его новая встреча с Наташей. И после нее он вдруг понимает, что его абсолютно не занимает законодательная деятельность, а вещи, еще вчера казавшиеся важными, пусты и не интересны. С Наташей связано возрождение его надежд на счастье. Но, несмотря на все попытки сближения между ним и Наташей останется какая-то отчужденность. Не случайно княжна Марья не поверит в известие о помолвке брата, а старый князь открыто воспротивится этому браку и потребует отсрочки. А для старой графини Ростовой Болконский будет «чужим и страшным для нее человеком» несмотря на искреннее стремление «любить его как сына». Жених так и останется закрыт и таинственен и для самой Наташи. И хотя это придаст их отношениям особую романтичность, разделяющая их дистанция, в конечном счете разведет их в разные стороны. Наташа, в ее стремлении к свободе, изменит жениху, согласившись бежать с Анато-лем, пустым и эгоистичным человеком. Князь Андрей не так давно наставлявший Пьера в необходимости простить развратную и не способную на искреннее чувство женщину, сам не может простить увлечения неопытной девушке. То, что Наташа с легкостью променяла его на пустого хлыща, стало для него крахом всех иллюзий. Этот крах усиливает начавшаяся война, вторжение в Россию французов и разорение его родного гнезда. И вот он снова в рядах армии, но он по-прежнему, как бы и вне общей массы.

В момент смертельного ранения, когда рядом с ним вертится готовая взорваться граната, князь Андрей ощущает острый прилив любви к жизни. Он с завистью смотрит на траву и полынь. А затем, узнав в окровавленном и рыдающем раненом своего врага Анатоля, он испытает чувство сострадания и даже любви к нему. Но эта абстрактная христианская любовь к врагу, по сути, означает его прощание с жизнью. Удержать его может лишь иная любовь - земная, мирская - любовь к женщине, которая возрождается в нем, после новой встречи с Наташей Ростовой. Но в этом поединке чувств побеждает идеально-абстрактная христианская любовь, то есть фактически побеждает смерть.

Несмотря на все предпринятые попытки, Андрей Болконский так и не смог преодолеть свою отчужденность от жизни, не смог слиться с ней, как не смог он барахтаться вместе с солдатами в грязном пруду. Не захотел стать таким же «человеческим мясом». Князь Андрей умирает не от раны. По всем медицинским показателям он должен был остаться жить. Но, как чутко подметит сердцем Наташа: «…он слишком хорош, он не может, не может жить…». Герой действительно не может жить, потому, что все его духовные поиски и метания в конечном счете ни к чему не приводят. На протяжении всей жизни он последовательно утрачивает веру в то, что на тот момент кажется ему значимым. Под конец ему открывается единственная истина христианской любви и прощения, которой пыталась научить его княжна Марья, и которая теперь все дальше уводит его по пути к смерти.

 

Возможно, будет полезно почитать: