Исследовательская работа "духовные памятники села полойка". Памятники материальной и духовной культуры Территория славянской прародины

Памятники материальной и духовной культуры - это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические : стоянки - остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние- неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику-глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла-бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники- древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа- поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры -творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы , возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа-узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера- резьбой по камню и т. д.

Юные краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество- фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс.

В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи магнитофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические : стоянки-остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Юные краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор , изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Памятники материальной культуры

Памятники материальной культуры, произведения искусства и предметы религиозного культа во многом дополняют свидетельства письменных источников. Обычай хоронить вместе с мумией покойного целый ряд предметов повседневной жизни, различные статуи, статуэтки, амулеты, украшения, оружие, а также украшать стены гробницы сценами из жизни умершего способствовал сохранению огромного количества памятников материальной культуры и искусства древних египтян. Эти памятники хорошо сохранились до наших дней благодаря сухому воздуху пустынных окраинных областей, где обычно устраивались кладбища, называвшиеся греками «некрополи» (города мёртвых). Около царских пирамид Древнего Царства, в Гизэ и в Саккара, были найдены огромные некрополи с многочисленными гробницами царских родственников, вельмож и чиновников. Многочисленные бытовые предметы и произведения искусства были обнаружены и в развалинах городов. Например, в развалинах Кахуна было найдено много орудий и оружия времени Среднего Царства, а в Ахетатоне было обнаружено внутреннее оборудование жилых зданий, стекольно-керамическая мастерская и мастерская скульптора, остатки складов и торговых помещений и большое количество произведений искусства и бытовых предметов (сосуды, бритвы, печати, детские игрушки и т. д.). Обнаруженные многочисленные орудия, оружие и другие предметы из меди и бронзы дают возможность тщательно изучить египетскую металлургию, которая в значительной степени основывалась на привозной руде и крайне медленно развивалась. Медные рудники на Синайском полуострове и каменоломни в различных местах Египта позволяют изучить технику горного дела в древнем Египте. Роскошные и высокохудожественные драгоценные украшения, золотые и серебряные ожерелья, кольца, браслеты и диадемы, богато орнаментированная мебель, наконец, различные сорта прекрасно выделанных тканей, от очень прочных до самых тонких, позволяют говорить о высоком развитии и специализации ремесла. Большое количество оружия и развалины крепостей, особенно сохранившиеся на южных границах Египта, дают возможность тщательно изучить технику военного дела и крепостного строительства древних египтян. Храмы, многочисленные гробницы, остатки дворцов и жилых зданий позволяют подробно изучить замечательную древнеегипетскую архитектуру. Сохранившиеся солнечные и водяные часы, таблички расположения звёзд и визирные, пассажные инструменты указывают на уровень развития науки, в частности астрономии, в древнем Египте.

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 1. Формирование материальной основы современной цивилизации Иногда кажется, что все необходимое для цивилизованного существования человека было создано еще древними греками. В материальной и повседневной жизни люди почти 2 тыс. лет использовали достижения далеких

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Памятники материальной культуры Большие раскопки, упорно производившиеся в течение целого столетия на всей территории Месопотамии, обнаружили огромное количество памятников материальной культуры, которые ныне дают возможность довольно подробно изучить развитие

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Памятники материальной культуры Памятники материальной культуры, произведения искусства и предметы религиозного культа во многом дополняют свидетельства письменных источников. Обычай хоронить вместе с мумией покойного целый ряд предметов повседневной жизни,

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

«Они сохраняли самобытность материальной и духовной

Из книги 100 пророчеств Распутина автора Брестский Андрей Иванович

страшное распространение таких неизлечимых болезней, как рак и

Из книги Цивилизация Просвещения автора Шоню Пьер

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Археологические культуры Мезоамерики Археологические памятники

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

171. Причастность русской культуры к насилию над людьми. Беззащитность советской культуры перед чекизмом - Должно уразуметь истинную сопричастность русской культуры насилию над русскими людьми. У России с Германией, кстати, есть сходство в этом вопросе. Культуры

автора Семенов Юрий Иванович

1.4.2. Культуры (локальные культуры) и человеческая культура в целом Культура есть общезначимый опыт. Поэтому она всегда есть опыт определенных совокупностей людей. Разные человеческие общности жили в различных условиях. Поэтому в каждой из них складывался свой

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры Вопреки всем утверждениям сторонников субстанционального понимания культуры, она все же представляет собой не субстанцию, а акциденцию. Она есть творение людей, всегда живущих в

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

Политическая история материальной культуры Описывать вестиментарную историю можно по-разному. Николь Пельгрен показала, что одежда особенно хорошо вписывается во всеобщую историю - экономическую, социальную, антропологическую, эстетическую, символическую и т. д.{36}

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Особенности материальной культуры Специфика материальной культуры - один из существенных признаков любого этноса. Однако, как было убедительно показано С. А. Токаревым [Токарев, 1970], материальная культура имеет различные функции, среди которых наряду с

Из книги Дагестанские святыни. Книга вторая автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Из книги Дагестанские святыни. Книга третья автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Памятники исламской культуры Тадж-Махал Сказочно прекрасный памятник любви, воспетый многими поколениями поэтов, находится недалеко от города Агра на территории Индии. Это подобный прекрасному миражу мавзолей Тадж-Махал, архитектор которого точно неизвестен. Молва

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Памятники Кавказской культуры Замок «Вовнушки» Одно из самых таинственных и загадочных мест на территории Ингушетии – средневековый замок, который обычно называют «Вовнушки», хотя на ингушском языке звучит «Воувнушке», что переводится на русский язык как «Место

Когда народ Израильский пересек Иордан для того, чтобы войти в обетованную землю, Бог дал Иисусу Навину следующее повеление: "Возьмите себе из народа 12 человек... ночевать в эту ночь" (Иисус Нав. 4:2-3). Эти камни должны были стать для народа Израильского символом или знамением (знаком). Далее Иисус Навин пояснил: "Когда спросят вас в последующее время... памятником навек" (Иисус Нав. 4:6-7).

Эти камни должны были напомнить о тех великих делах, которые Бог сотворил со Своим народом. Есть много других случаев, когда люди строили жертвенники или собирали вместе камни в память о важных встречах с Богом.

Выберем ОДНОГО из нижеперечисленных героев.

Сделай отметку слева от его имени. Прочитай о встрече выбранного тобою героя с Богом. Потом ответь на нижеперечисленные вопросы:

􀁔 НОЙ - Быт. 6-8

􀁔 МОИСЕЙ - Исх. 17:8-16 или 24:1-11

􀁔 АВРАМ - Быт. 12:1-8 или 13:1-18

􀁔 ИИСУС НАВИН - Иисус Нав. 3:5-4:9

􀁔 ИСААК - Быт. 26:17-25

􀁔 ГЕДЕОН - Суд. 6:11-24

􀁔 ИАКОВ - Быт. 28:10-22 и 35:1-7

􀁔 САМУИЛ - 1 Царств. 7:1-13

1. Коротко опиши встречу этого человека с Богом. Что делал Бог?

2. Почему, по твоему мнению, герой воздвиг жертвенник или собрал камни для памятника?

3. Какое в этом случае особое имя дано Богу или жертвеннику (памятнику)?

Люди Ветхого Завета часто воздвигали жертвенники или складывали камни в знак памяти о своей встрече с Богом. Такие места, как Вефиль ("дом Бога"), стали памятниками великих дел Богасреди Своего народа. Моисей назвал жертвенник "Господь – знамя мое", а Самуил назвал камень "Авен-Езер", сказав "До сего места помог нам Господь" (1 Царств. 7:12). Эти камни становились материальными знаками великих духовных встреч с Богом. Они должны были помочь людям рассказывать своим детям о том, что сотворил Бог для Своего народа.

ВИДЕТЬ ГЛАЗАМИ БОГА

Бог последовательно действует для достижения Своих святых целей. Все, что делалось в прошлом, делалось с учетом целей Царства Небесного. Все, что делается в настоящем, связано с прошлым и делается с учетом тех же целей Небесного царства.

Каждое действие Бога строится на Его прошлых действиях и с целью на будущее.

Бог, обратившись к Аврааму, начал создавать для Себя народ (Быт. 12). Исаак видел Божью точку зрения, когда Бог обратился к нему и напомнил о взаимоотношениях, которые Он имел с Авраамом, его отцом (Быт. 26:24). Иакову Бог представился как Бог Авраама и Исаака (Быт. 28:1-30). Когда Бог пришел к Моисею, Он показал ему Свой взгляд на то, как Он действовал на протяжении истории. Он представился Моисею как Бог Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6-10). Для каждого нового шага выполнения Своего божественного плана Бог призывал человека. Чтобы этот человек мог видеть глазами Бога то, что Он делает, Бог часто во время первого общения напоминал ему о Своих действиях в прошлом.

Во Второзаконии Моисей вспоминает все, что Бог совершил с Израилем. Бог готовил народ к переселению в обетованную землю.

Он хотел, чтобы народ, прежде чем сделать следующий шаг, видел то, что уже произошло в прошлом. В 29 гл. Второзакония Моисей кратко пересказывает историю народа. В этот момент, когда осуществлялось обновление завета, Моисей хотел напомнить народу о том, что они должны быть верными Богу. Шла подготовка народа к смене лидера (Иисус Навин на место Моисея) и к входу в обетованную землю. Народу нужно было увидеть этот новый шаг глазами Бога. Людям нужно было увидеть, что этот шаг

соответствует всему тому, что Бог уже сделал.

На схеме, приведенной на 3 странице обложки, цели и намерения Бога изображены стрелкой в верхней части рисунка.

Посмотри, какую точку зрения Бог показал Моисею, когда обратился к нему у горящего куста в 3 главе книги Исход. В этом упражнении:

Напиши ПРОШЛОЕ там, где Бог говорит о том, что делал с народом в прошлом.

Напиши НАСТОЯЩЕЕ перед теми пунктами, где Бог говорит о Своей деятельности в момент Его

Обращения к Моисею.

Напиши БУДУЩЕЕ там, где Бог говорит о том, что намерен делать в будущем.

1. "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова" (стих 6).

2. "Я увидел страдания народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его" (стих 7).

3. "Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян" (стихи 7-8).

4. "Итак, пойди. Я пошлю тебя к Фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" (стих 10).

5. "Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда

ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение на этой горе" (стих 12).

6. "Я выведу вас от угнетения Египетского... в землю, где течет молокои мед" (стих 17).

7. "И дам народу сему милость в глазах Египтян, и когда пойдете, пойдете не с пустыми руками... и оберете Египтян (стихи 21-22).

Теперь видишь, как Бог поступил с Моисеем? Он помог Моисею увидеть свое призвание с Его точки зрения.

Бог работал с Авраамом, Исааком, Иаковом и даже с отцом Моисея, чтобы создать для Себя новый народ.

Бог обещал Аврааму, что выведет народ из рабства и даст им обетованную землю.

Бог наблюдал за ними в Египте.

Теперь Он готов ответить на их вопли.

Бог избрал Моисея для того, чтобы привлечь его для исполнения Своих Божественных намерений в отношении Израиля. Моисея Он желал использовать для того, чтобы освободить Израильтян от рабства в Египте и в то же время обобрать Египет.

Если Моисей будет послушен, Бог приведет его на это же место для поклонения. Это поклонение должно стать для Моисея знамением того, что Бог послал его.

Пункты 1 - 2 и 6 - прошлое . Пункты 3 и 4 - настоящее . Пункты 5 и 7 - будущее .

Бог хочет привлечь тебя к выполнению Своих целей. Бог действует во всем мире (Иоан. 5:17). Он трудится в твоей жизни со дня твоего рождения. По Своему замыслу Он действовал даже до твоего рождения. Бог сказал через пророка Иеремию: "Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, я познал тебя... поставил те-

бя" (Иер. 1:5). Когда Бог подготавливал для тебя новую ступень или новое направление твоей жизни, они связаны с тем, что до сих пор Он делал в твоей жизни. У Него нет внезапных отклонений от маршрута или бессмысленных "объездов". Он всегда видит перед собою Свои Божественные цели, когда определенным образом формирует твой характер.

ДУХОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Я убедился, насколько полезно устанавливать в жизни "духовные памятники". После каждой моей встречи с Богом, когда Он призывал меня или менял направление моей жизни, я мысленно строил на этом месте духовный памятник. Духовные памятники напоминали мне о времени перемен, принятия решений, изменения направления движения, когда я ясно сознавал, что Бог вел меня. По прошествии времени я мог оглянуться на эти памятники, чтобы снова увидеть, как Бог неизменно направлял мою жизнь в соответствии с Его божественными планами.

Я обращаюсь к этим духовным памятникам, когда мне необходимо принять решение о выборе верного направления, указанного Богом. Перед тем, как предпринять следующий шаг, я размышляю о том, насколько он логически связан со всей деятельностью Бога в моей жизни. Это помогает мне видеть мое прошлое и будущее глазами Бога. После этого я рассматриваю все возможные варианты действий. Рассматриваю, чтобы определить, какой из них является продолжением того, что Бог уже сотворил в моей жизни. Очень часто такой вариант действий находится. Если ни один из вариантов не показался мне связанным с тем, что в настоящее время Бог уже творит вокруг меня, я продолжаю молиться и ждать руководства Бога. Когда обстоятельства не согласуются с тем, что Бог говорит через Библию и молитву, я делаю вывод, что еще не настало определенное Богом время. Тогда я жду, когда Бог укажет Свое время.

Дай свое определение "духовным памятникам". Используя предыдущий абзац, опиши своими словами, каким образом духовные памятники могут оказать помощь при определении Божьих направлений в момент принятия решений.

Видишь ли ты пользу в "духовных памятниках"? В чем их польза для тебя?

Однажды мне предложили поехать в Дирекцию Местных Миссий, чтобы работать в области молитвы и духовного пробуждения. Я никогда не делал ничего подобного. Только один Бог мог открыть мне, является ли это дело частью Его божественных намерений или нет. Тогда я обратился к своим духовным памятникам, чтобы принять решение, взглянув на него Божьими глазами.

Родом я из Англии, где некоторые члены моей семьи заканчивали Колледж Сперджена в то время, когда Сперджен проповедовал в Англии. Сам я вырос в Канаде, в городке, где не было евангельских верующих. Мой отец служил вольнонаемным пастором, помогая в деле организации миссии в том городе. Еще в

подростковом возрасте я начал ощущать растущее беспокойство о городках по всей Канаде, в которых не было евангельских церквей. В 1958 году, когда я еще учился в семинарии, Бог вселил в меня уверенность, что Он любит мой народ, и что Он готов провести великое духовное пробуждение по всей стране. Когда я

принял зов Бога отправиться пастором в Саскатун, Бог, чтобы подтвердить мое призвание, использовал план духовного пробуждения. Ты об этом прочитаешь в 11 разделе; духовное пробуждение, которое началось в этом месте, потом распространилось п всей Канаде в начале семидесятых.

В 1988 году мне позвонил Боб Гамблин из Дирекции Местных Миссий. Он сказал: "Генри, мы долго молились о том, чтобы Бог послал человека, который бы возглавил молитвенное служение о духовном пробуждении. Более двух лет мы искали человека на эту должность. Не хотел бы ты приехать, чтобы возглавить Южную Баптистскую конвенцию в деле духовного пробуждения?"

Когда я стал анализировать, каким образом Бог действует в моей жизни (я стал оглядываться на свои духовные памятники), я заметил, что духовное пробуждение является важным элементом, сопровождающим мое служение. Я ответил Бобу: "Ты мог бы просить меня о чем угодно, но я никогда бы не стал даже молиться о деле, для которого я должен покинуть Канаду, за исключением одного - духовное пробуждение. Я чувствую, что духовное пробуждение, подобно глубокому потоку, влечет меня всю жизнь, начиная с подросткового возраста, и особенно сильно с 1958 года". После долгих молитв, подтвержденных Словом и мнением других верующих, я принял должность в Дирекции Местных Миссий. Бог не изменил направление моей жизни, Он лишь направил меня к тому, что Он делал на всем ее протяжении.

Найди духовные знаки в своей жизни. Определи свои духовные памятники. Они могут быть связаны с твоим происхождением, это может быть время твоего покаяния, время принятия важных решений, касающихся твоего будущего и т.д. Вспомни, когда в твоей жизни происходили изменения, принимались решения или направления и ты ясно чувствовал, что Бог ведет тебя. Возьми отдельный лист бумаги или записную книжку и начни составлять список. Начни сегодня, но не думай, что ты должен в один день дать исчерпывающий ответ. Дополняй этот список, когда ты молишься и размышляешь о действиях Бога в твоей жизни. На этой неделе у тебя будет возможность рассказать о некоторых твоих духовных памятниках в своей группе.

Проанализируй сегодняшний урок. Попроси Бога открыть тебе одну или несколько истин, которые ты должен понять, изучить и применить на практике. Затем ответь на следующие вопросы:

Какая истина (или место Писания) из прочитанного сегодня была для тебя самой важной?

Перефразируй истину или место Писания в ответную молитву к Богу.

Каким образом ты должен отреагировать на то, что ты сегодня изучил?

ОСНОВНЫЕ ИСТИНЫ УРОКА

Часто во время принятия решения сложность состоит не в том,чтобы выбирать между хорошим и плохим, а в том, чтобы выбрать между хорошим и наилучшим.

Два слова из лексикона христианина никогда не должны стоять рядом: Нет, Господи.

Бог при достижении Своих святых целей всегда действует последовательно.

Когда Бог ведет меня к новому шагу или указывает мне новое направление Своей деятельности, они всегда связаны с тем, что Он до сих пор делал в моей жизни.

Духовные памятники означают время перемен, принятия решений, изменений, когда я точно уверен, что Бог ведет меня.

Памятники природы

Это создания живой и неживой природы - пещеры, водопады, утесы, гейзеры, геологические обнажения, валуны, отдельные деревья или рощи, долины, луга и природные объекты, имеющие научную, учебно-просветительную, историческую или культурную ценность.
Много в нашей стране замечательных пещер. Мировую известность имеет Кунгурская ледяная пещера карстового происхождения на Урале, в которой более 100 гротов. В другой уральской пещере - Каповой - открыты наскальные рисунки человека каменного века. Более 120 пещер и гротов известно в Прибайкалье, много их в Крыму, в горах Средней Азии, на Кавказе; в некоторых из них жили доисторические люди.
Объявлены памятниками природы группа грязевых вулканов Восточного Крыма, гранитный останец «Чертово Городище», окаменевшие следы динозавра близ г. Кутаиси.
К уникальным природным объектам относятся также некоторые места обитания редких растений или животных. Например, на «Галичьей Горе», на берегу Дона, обитают своеобразные растительные сообщества; здесь выходят на поверхность девонские известняки (возрастом около 400 млн. лет) и создались особые геохимические условия.

Памятники материальной и духовной культуры

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.
Древнейшие памятники - археологические: стоянки - остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.
Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства.
К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры, интересно знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и две-рей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, на Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.
Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти и т. д.
Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс.

 

Возможно, будет полезно почитать: