План-конспект урока по живописи на тему,,Натюрморт из предметов различных по материалу".6 класс. План-конспект урока по живописи "Декоративный натюрморт" (монохром) Занятие по живописи

План-конспект урока по живописи

преподавателя Детской художественной школы № 1

Сиразиевой Сагиды Фавзиевны

Место проведения : ДХШ № 1

Тема урока : Декоративный натюрморт (монохром)

Время исполнения - 8 часов.

Цели урока:

    обучающая: ознакомление с декоративной техникой исполнения гуашью; более глубокое изучение возможностей монохромной живописи; развитие понятия тона в живописи гуашью;

    развивающая: продолжение изучения жанра «натюрморт»; ознакомление с монохромной живописью; эмоциональное воздействие контрастных тональных отношений;

    воспитательная: воспитание любви к живописи во всем ее разнообразии; воспитание усидчивости и аккуратности; воспитание любви к видам национального декоративного искусства.

Тип урока : изучение нового материала.

Материалы к уроку : бумага ¼ листа, гуашь, карандаши ТМ, М, кисти, кнопки, резинка, баночка для воды, палитра для смешивания красок.

Оборудование к уроку :

    Наглядное пособие с образцами работ учащихся третьего класса.

    Наглядное пособие «Последовательность выполнения натюрморта в монохромной живописи» (2 таблицы).

    Наглядное пособие «Цветовой круг».

    Наглядное пособие «Цветовая гармония».

План урока

    Организационная часть (5 мин.).

    Сообщение нового материала (25 мин.).

    Самостоятельная работа (1 ч. 70 мин.)

    Завершение урока и сообщение домашнего задания (5 мин.).

Ход урока

Здравствуйте, ребята! (учащиеся здороваются, отмечаю присутствующих).

Тема нашего урока - живопись гуашью, но не обычная, а монохромная живопись. В живописи много цветовых гармоний (показ таблицы). Одним из видов является монохром. Что такое монохром? (Ребята отвечают на вопрос). Разновидность живописи, живопись с ограниченным колоритом. Моно- (одно) или однотонная живопись. Имея один цвет, мы можем создать красивые работы не только композиции, но и натюрморты. Посмотрите, ребята, на образцы монохромной живописи в младших классах и каких результатов мы достигаем в старших классах. Сегодня мы знакомимся не только с монохромом, но делаем работы в декоративной технике. Прошлую четверть мы работали в живописной технике. Чем отличается живописная техника от декоративной? (аккуратностью, введением узоров, т.е. декором, а живописная - пишем мазочками). Как мы работаем в гуашевой живописи (чернение, беление). Берем по выбору один цвет, растягиваем черной и белой краской. Посмотрите на таблицу, где есть растяжка тона. Мы берем краску, на палитре глубокими углублениями смешиваем до однородной массы, не густо и не жидко, при наложении на бумагу она не должна просвечивать. Последовательность работы показана на наглядном пособии. (Показываю на палитре, как смешивать и как начинать работу). Ребята, 1 этап работы мы начинаем с фона, растяжки с белилами, потом растяжка с серой краской (плоскость стола, поднос), растяжка черной краской (часть чайника, подноса). По желанию когда закончена первая прописка, начинаем работу с орнаментом (орнамент на фоне, плоскость стола, поднос и часть чайника). Орнамент делаем сначала простым карандашом, потом гуашью на темном светлый, на светлом темный, т.е. используем контраст.

Самостоятельная работа.

Завершение урока. Анализ работ. Задание на дом: эскизы композиций в монохроме на тему «Жара», «Холод».

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

муниципального образования города Братска

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

дополните льной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6)лет),

учебного предмета «Живопись», 1 класс, I полугодие

ТЕМА: «ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ. ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ. ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ»

Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская

Братск 2013

Пояснительная записка

Представленный урок учебного предмета ПО.01. УП.02, ПО.01.УП.05 «Живопись» дополнительной предпрофессиональная общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6) лет), разработан для учащихся 1 класса художественного отделения. Согласно календарно-тематический плану занятий, выбранная тема урока №9 «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт», является продолжением изучения цветовых гармоний. Тема предыдущего урока №8 «Световой контраст (ахроматический контраст)». Данный открытый урок «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт» является занятием по закреплению акварельной практики в разделе «Акварельная живопись». Урок рассчитан на 3 академических часа по тематическому плану занятий. Основными задачами урока являются отход от традиционного академического преподавания художественных дисциплин и формирование у учащихся самостоятельных альтернативных решений.

Главное условие успешного проведения урока – это побуждение к художественному самовыражению и активное проявление индивидуальной творческой инициативы. Ключевым моментом для проведения занятия выбрана творческая интрига. Это обеспечивает постоянную мотивацию на развитие интереса к содержанию урока. Наличие элементов творческого эксперимента активизируют эмоциональное состояние учащихся, способствуют развитию познавательной деятельности и стремление к результату.

Для эффективного усвоения теоретической части урока создана особая тематическая среда в виде выставки предметов китайской культуры, музыкального сопровождения и компьютерной презентации.

Практическая часть урока представлена в форме мастер-класса, что обеспечивает высокую степень активности аудитории и развивает творческую смелость. Различные формы обучения - от групповой до индивидуальной – создают динамичную картину смены видов деятельности и активизируют творческий процесс.

Методическая разработка содержит развёрнутый сценарий урока с указанием целей и задач, а также предполагаемого результата. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя с учащимися. В приложении содержится технологическая карта занятия, описание технологии и методик, их эффективность на занятии, дидактическое обеспечение (опорные термины, карточки-задания). Презентация зрительного ряда выполнена в MS Power Point.

Открытый урок опирается на объём знаний пройденного материала, а так же параллельно, преследует цель, первичного закрепления нового учебного материала, теоретических и практических возможностей в живописи, т. е. освоения предпрофессиональных навыков учащихся по данному учебному предмету.

Открытый урок по «Живописи» в 1 классе II полугодие

преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская

Дата и время проведения урока: 12.10.2013, 15 00 – 17 20 .

Раздел учебного предмета: Цветовая гармония. Полярная гармония.

Тема урока : «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт»

Номер урока : 8.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цель урока: развитие абстрактного мышления, совершенствование навыков владения живописной техникой, композиционного владения пространством листа; восприятие и передача цветовой гаммы.

Задачи урока:

Обучающие:

Знать:

Свойства и специфику акварельной живописи, её возможности и эстетические качества;

Художественные и эстетические свойства цвета;

Основные закономерности создания цветового строя;

Уметь:

Видеть и передавать цветовые отношения;

Развивающие:

Развитие художественных способностей;

Развитие элементов творческой деятельности;

Воспитательные:

Воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах;

Воспитание потребности в творческом самовыражении;

Воспитание эстетических представлений и художественного вкуса;

Предполагаемый результат:

Развитие практических навыков акварельной живописи в натюрморте;

Поиск цветовых отношений;

Формирование реальных представлений о своих художественных способностях.

Используемые технологии:

Личностно-ориентированные технологии.

Длительность урока: 45 мин. + 45 мин. + 45 мин. с переменами

Оснащение урока:

Метаплан;

Лист формата А2;

Скотч, зажимы,

Планшеты для оформления картин (паспорту)

Музыкальное сопровождение (MP3 аудио центр)

Компьютерная презентация (видеопроектор)

Ноутбук

Художественные инструменты и материалы: акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка» (№5, №3, №2), черная тушь;

Методические таблицы по цветоведению, репродукции натюрмортов, фрукты или овощи.

Интеграция: - цветоведение, композиция станковая.

План урока :

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 10 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочих мест, организация внимания);

2 . Постановка цели и задач урока. Знакомство с предпрофессиональной ситуацией.

Вступление

Приветствие аудитории

Знакомство с предпрофессиональной ситуацией:

Ход урока.

Преподаватель - Наше занятие мне бы хотелось начать с приглашения на выставку, где участниками творческого просмотра можете стать вы сами. Ежегодно в конце учебного года проходит выставка лучших работ учащихся по различным художественным направлениям. Каждый из вас имеет возможность предоставить на выставку свои работы. После завершения работы выставки будут подведены итоги. По результатам голосования посетителей выставки будут определены победители в различных номинациях. Вас ждёт реальный успех! Вам осталось только определиться с темой вашей будущей творческой работы.

3. Актуализация знаний. Работа с теоретической информацией.

Преподаватель – что могут изобразить художники в картинах и что хотят выразить своими произведениями? Они могут рассказать о различных событиях, вещах, показать, какими были люди прежде и передать их характер и настроение, как относится художник к тому, что он изображает.

Учащийся 1 – натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16 и 17 столетий, сам же термин, появился в начале 19 в. во Франции (мертвая натура), вытеснив голландское слово (неподвижная натура). Натюрморт это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями.

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека. Его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира и другое. Художник изображает внешний мир. Форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны. Художник разглядывает предметы вблизи – спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые. Разрезанные, разбитые. Все это позволяет зрителю по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.

Преподаватель – одна из основных тем жанра – любовь к природе, тема ее познания и освоения, вдохновения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразности.

Учащийся 2 – в натюрмортах звучат и философские темы смысла жизни человека. Объекты, изображенные в натюрмортах, можно разделить на две большие группы. Природные предметы (цветы, плоды, рыба, дичь). И вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).

Особенность природных объектов – их недолговечность, цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привлекательную для зрителя, что удачно выражено в стихах:

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож, не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Ни кем не выпито вино.

И на салфетку не пролито.

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно.

И кто ответит, почему,

Как в прошлый день,

Так будет завтра

Кого-то ждать накрытый завтрак –

И не притронуться к нему.

А. Векслер.

Преподаватель – когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только потому, что изображено (содержанию), как изображено (средствами выразительности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся лирическими, интимными, другие торжественными, героическими, монументальными

Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые или смешанные натюрморты.

Учащийся - Однопорядковые (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, ягоды и т.д. На картине может быть изображена и разнообразная снедь (продукты питания); хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др. И. Машков, «Снедь московская. Хлебы». Если на картине представлены разнообразные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и т.д.), определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию И. Хруцкий, «Цветы и плоды».

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый стол»: «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и др. И. Грабарь, «Неприбранный стол». В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы их обозначаем. Как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», С. Жуковский, «Перед террасой».

Преподаватель – Как мы уже отметили, что главными героями в натюрморте являются предметы. Вещи, которые подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту. Каждый предмет имеет свою форму, фактуру, плотность и т.д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай на ощупь».

Цель игры: закрепить знания о форме овощей, фруктов, осязательное обследование формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.

Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.

Руководство: Группа учащихся сидит полукругом перед столом. Мешочек с фруктами и овощами находится на столе. По очереди каждый подходит к мешочку, опустив руку в мешочек. Нащупать какой-то овощ или фрукт и попытаться отгадать, что это. Рассказать о предмете, какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность – гладкая или шероховатая. А в конце сказать, что это за предмет. Потом достать его из мешочка и посмотреть, правильно ли его узнали.

Следующее задание - на мольберте пять репродукций определить, какой натюрморт написан в помещении, какой на пленэре, чем они отличаются.

2. Преподаватель – Мы с вами рассмотрели много разных натюрмортов, они самые разнообразные, выполненные в разной технике и в разных тонах. Как же цвет помогает понять настроение картины.

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Одни художники пишут красками теплого оттенка, другие холодного оттенка, некоторые в яркой или пастельной цветовой гамме. И все они передают разное настроение, состояние (веселое, солнечное, праздничное, грустное, мрачное и др.). Разные ощущения (прохлады, свежести, нежности, мягкости, звонкости и др.). Мы подошли к цветовой гамме, обратим внимание на цветовой круг. На первом этапе цветовой круг можно разделить на три цветовые гаммы:

    Родственные гаммы цветов;

    Контрастные гаммы цветов;

    Родственно-контрастные;

    Полярная;

Мы же с вами разберем первую цветовую гамму. Родственная цветовая гамма (4 цвета подряд, включая один главный, который может быть в начале или в конце):

    Желтый - оранжево-красный;

    Красный – ультрамарин;

    Синий – гороховый;

    Зеленый – лимонный;

    Красный – желто-оранжевый.

Разберем одну из них. Как правило, самую популярную – золотистую, от желтого до красного. Мы имеем четыре ярких, сочных цвета насыщенные – сила выражения цветового тона. Краски бывают, насыщенны в чистом виде, а не когда они смешаны с другими, желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный. Каждый из этих цветов мы можем обогатить, сделав из них пастельные (+ белила) малонасыщенными (+ черный), мы получим светло-желтые и бледно-золотистые (пастельные), золотисто-зеленоватые и красно-коричневые (малонасыщенные) цвета. Какая богатая гамма.

Представьте себе. Что каждый из этих четырех цветов 100% насыщенности мы обогатили до трех состояний как минимум (пастельные, малонасыщенные, ненасыщенные).

4. Первичное усвоение новых знаний. Выполнение практической работы

Переходим к следующему этапу нашей работы, акварельной живописи.

Преподаватель – в зависимости от замысла выбираем цветовую гамму и приступаем к работе по уже готовому эскизу (эскиз был подготовлен на предыдущем занятии). Выполнить декоративно-плоскостной натюрморт в полярной цветовой гамме.

В ходе практической работы учащихся, учителем ведется индивидуальная работа с учащимися, по подбору цветовой гаммы, распределение его на плоскости и т. д.

5. Первичная проверка понимания. Выставка

Итак, ваши работы завершены. Но окончательный свой вид они приобретут тогда, когда получат достойное обрамление. К вашим услугам есть багетная мастерская. (На одном из столов организована стилизованная багетная мастерская: заранее заготовленные рамки из цветной бумаги) Подберите к своей работе соответствующую рамку, согласно её цветовому содержанию, проявив свой вкус и знание цветоведения. (Учащиеся подходят к месту с рамками и выбирают образцы. Оформляют работы, закрепляя их на планшете. Преподаватель консультирует)

Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Не забудьте про «Гору успеха». Возможно у каждого из вас появилось желание переместить свой стикер на новое место т.е. по новому оценить свои возможности после выполнения работы. (Учащиеся смотрят работы и работают со стикерами ). Теперь давайте обсудим наши впечатления по поводу вернисажа. Чьи работы Вам понравились больше всего? Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки?

6. Первичное закрепление. Оценивание

Преподаватель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая её достоинства.

Учащиеся оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж

по его выполнению

Преподаватель:

Найти иллюстрацию или открытку, определить цветовое сочетание.

Учащиеся записывают полученное задание.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Преподаватель:

С какими трудностями вы столкнулись при выборе цветов соответствующих многоцветной гармонии? (Выбор цветов и оттенков на этюде и соответствие цветов и оттенков на иллюстрации)

Какой этап был самым трудным? (Начало работы, определить степень завершённости)

Какой этап был самым интересным? (Деталировка, оформление работы, просмотр работ и сравнение себя с другими)

Какие перспективы обозначились у каждого по этому виду художественной деятельности?

(Есть желание ещё повторить эту работу, написать другую)

Преподаватель:

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.

    Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.

    Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.

    Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С-П. 1999 г.

    Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. http://www.linteum.ru/article254.html

2. http://decko.ru/dizain/100-colorist

6.

7.

8. http://aversin.livejournal.com/11713.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕКСТОВЫЕ ОПОРЫ

ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ

ЖИВОПИСЬ

НАТЮТМОРТ

АКВАРЕЛЬ

ПРОЗРАЧНОСТЬ

ХРОМОТИЧНОСТЬ

ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись водными красками.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - белый, серый, черный

ГАРМОНИЯ происходит от греческого слова, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу, закон красоты

ГАРМОНИЯ ОДНОТОННАЯ (в цветоведческой литературе её также называют моно хромной т.е. один цвет) строится на сочетании оттенков одного цветового "лучика", которые различаются по светлоте и насыщенности одного цвета. Общий цветовой тон придает цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер.

ГАРМОНИЯ РОДСТВЕННАЯ основывается на наличии в них примесей одного и того же главного цвета. Главными называются цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Это могут быть соседние цвета: красный и красно-оранжевый, желтый и желто-красный, но не желтый и красный.

ГАРМОНИЯ ПОЛЯРНАЯ построена на противопоставлении двух главных цветов. Например: красный и зеленый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться несколько оттенков главных полярных цветов. Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортную для глаз, в этом проявляется стремление нашего организма к равновесию и самозащите.

ГАРМОНИЯ ТРЕХЦВЕТНАЯ построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.

ГАРМОНИЯ МНОГО ЦВЕТНАЯ в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (КОНТРАСТНЫЕ) ЦВЕТА - это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый).

ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства , произведения которого

создаются с помощью красок , наносимых накакую - либо твёрдую поверхность .

КОНТРАСТ - заключает в себе явную противоположность предметов или цветов по каким-либо свойствам.

МОНОХРОМНОСТЬ - одноцветность

НЮАНС - означает едва заметные, незначительные отличия предметов или цветов по каким-либо свойствам.

НАСЫЩЕННОСТЬ – это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: желтый, красный, синий.

НАТЮРМОРТ - это , предметом которого является изображение предметов быта, цветы, овощи и фрукты.

ПРОЗРАЧНОСТЬ - свойство объекта, позволяющее свету проходить через него без значительного искажения

СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Составные цвета получаются смешением двух основных цветов:
Оранжевый = красный + желтый

Фиолетовый = красный + синий

Зеленый = желтый + сини
Все остальные цвета состоят из смешения этих цветов в разных пропорциях.

Плюс разница в насыщенности и светлоте.
ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ - выделение части композиции, изображения, объекта с целью придания большого значения.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - «цветные»

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ = ЦВЕТОВОЕ РАВНОВЕСИЕ.

ЦВЕТОВОЙ ТОН – наличие основного цвета в сложном цвете,
который определяет его место в цветовом круге.
Цветовой тон определяется названием цвета: алый, малиновый.

Рисунок1>

Разделы: МХК и ИЗО

Цель:
а) Обучающая : закрепить знания о “цветовом контрасте”; повторить новые методы фактурной акварели; учить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.
б) Развивающая: Развитие творческого воображения студентов, развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.
в) Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.
воспитывать культуру труда.

Тип занятий: Комбинированный.

Задача урока: Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:
1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.
2. Студенческие творческие работы II-х курсов Лениногорского педучилища;
3. Фотографии студенческих творческих работ I-II-х курсов Казанского художественного училища;
4. Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
5. Работы преподавателя Жуковой Г.В, паоказывающие первоначальный этап натюрморта в цвете.
6.Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в цвете”
7. Упражнения студентов II-х курсов, выполненные в технике “фактурной акварели”

Для студентов:
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; маскирующая жидкость; полиэтиленовые пакеты; подготовительный рисунок (форматА3).

Структура урока :
1.Организационный момент (1мин)
2.Повторение (12мин)
3.Объяснение (8мин)
4.Самостоятельная работа (20мин)
5.Анализ работы (3мин)
6.Окончание урока (1мин).

Источник информации :
1.“Основы техники акварели” под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф;
2.“Основы живописи”, ав. Н.М. Сокольникова;
3.“Полный курс рисунка и живописи”, ав. Хейзл Гаррисон;
4. “Акварель. Мастер – класс”, под редакцией Татьяны Минеджян.
5. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.
6. “Уроки живописи для школьников 10-14 лет”, ав. М. Михейшина.

Ход урока :

Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и
фруктов” , с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте. Начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания о живописи: “Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема.
Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости”.
Автор Эжен Дэлякруа

Повторение пройденного материала

Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: “Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “Живопись ” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность
- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:
- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.
- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?
“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он поставлен
на тему “Цветовой контраст”.
- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?

Рассматриваем репродукции картин художников.

Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.
Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия
цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.
Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).
Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи:
Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;
Во-вторых , цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.
В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Задача урока:

Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения – раскладку предметов
по светлотному и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”.
- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.
- Что называется хроматическими цветами?
- Все цвета солнечного спектра.
2. Ахроматическую (нецветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
- Что называется ахроматическими цветами?
- Это цвета черный, белый и серый.
- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?
- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.
- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:
- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.
- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?
- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический

Показываю таблицу на светлотный контраст:

  1. Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону. Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на белом темнеет.

Показываю таблицу на хроматический контраст

  1. Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под

действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст
а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.
б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки
дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый
оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет.
Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной
светлотой, т.е. тоном.
При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
- объем предметов натюрморта;
- фактуру предметов (их материальность);
- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).
Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварельными
красками.
- Ребята, давайте их перечислим.
Первый метод – “по сырому” (а 1а prima)
Второй метод – “по сухому”, или мозаичный.
Третий метод – комбинированный.

II-х курсов ЛХМПУ.

Рассматриваем работы по живописи студентов I- II-х курсов Казанского художественного
училища
Так же здесь представлены фотографии студенческих работ I-II-х курсов Казанского
Художественного училища. Необычность данных натюрмортов состоит в применении
оптического способа смешивания красок. Этот способ заключается в чередовании 2-3-х красок,
положенных рядом мазками. На расстоянии эти разноцветные мазки объединяются в общий,
сложный цвет, отличающийся живописностью, чистотой, игрой красочных оттенков.

Показываю упражнения выполненные в технике “фактурной акварели”
Давайте назовем новые, уже знакомые нам методы фактурной акварели:
- нанесение маскирующей жидкости;
- применение пленки;
- соскребание краски пластиковой карточкой и концом черенка кисти;
- рисование сухой кистью по сырой краске;
- “соляные брызги”.

Объяснение нового материала
Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете.

Сособ №1

В одних учебниках советуют начинать работу с освещенных частей предметов, т.е. со
световых отношений, и последовательно вести работу от самого светлого предмета к самому
темному.
Для этого сначала нужно сделать мысленно раскладку предметов по цветотональности (по
цвету и светлоте) по следующей схеме

Демонстрирую схему №1

Схема №1.

Теперь по этой схеме сделаем цветотональную раскладку предметов одного из натюрмортов. Например, с желтым керамическим чайником, глиняной крынкой и соломенной корзинкой с фруктами:

Записываю на месте бумаги:

  1. желтый чайник – самый светлый предмет;

Предметы средней тональности:

  1. фрукты; 3. плетеная корзинка; 4. вертикальная поверхность; 5. горизонтальная поверхность; 6. глиняный кувшин; 7. синяя драпировка – самый насыщенный по тону и цвету предмет.

Работу в цвете ведем по следующей схеме

Схема № 1(а)

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам I. I(а):

Итак, если мы в натюрморте определили самый светлый предмет – это желтый керамический чайник, то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько. Затем переходим к более насыщенным по тону предметам – это мандарин на переднем плане и перцы в плетеной корзинке. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном; потом переходим к освещенной части глиняного кувшина на дальнем плане, и показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении напишем свет на синей драпировке – на самом темном и насыщеном предмете натюрморта, который находится на первом плане,
Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предидущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет.
Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.

Способ №2 выполнения работ в цвете.
Существует еще один вариант выполнения работы в цвете. Его мы используем на уроках по
рисунку при выполнении графических работ, и сегодня на уроке живописи я советую
использовать именно эту последовательность.
Он заключается в следующем: сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по
цветотональности, но уже не от светлого к темному, как в первом варианте, а наоборот – от самого
насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте- до самого светлого.

Демонстрирую схему № II

Схема II

Например, рассмотрим натюрморт с красным чайником, бутылкой и фруктами в керамической
вазочке; красный чайник – самый насыщенный по цвету и тону предмет.

Записываю на месте бумаги:

  1. Красный чайник

предметы средней тональности:

  1. зеленая драпировка; 3. виноград; 4. бутылочка; 5. перец; 6. вазочка; 7. вертикальная плоскость; 8. горизонтальная плоскость – самый светлый предмет в натюрморте.

Работу ведем по следующей схеме:

Демонстрирую схему № II(а)

Схема II(а)

5. Свет на предмете + касание с фоном

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам II. II(а):
Итак, сначала пишем собственную тень на красном керамическом чайнике – самом насыщенном по тону и цвету предмете. Затем переходим к более светлому предмету – это зеленая драпировка. Пишем складки с теневой стороны, показываем толщину ткани. Потом рассматриваем еще более светлые по цветосиле предметы – это виноград и бутылочка. Они очень близки по цвету и тону, однако, разные по фактуре и по значимости. Начинаем писать сначала собственные тени на виноградинах, т. к. они находятся на первом плане, различая их по цветосиле (некоторые ближе к источнику света – блики и рефлексы ярче, контрастнее, иные дальше – светлее, мягче).
Далее пишем собственную тень на бутылочке, она находится на дальнем плане и имеет
матовую поверхность. Затем показываем теневые отношения на перце, керамической вазочке и вертикальной плоскости – самого светлого предмета в натюрморте.
Нужно отметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предидущего, чтобы определить насколько светлее нужно взять цвет на кисточку.
Затем, в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее – полутени на предметах и в заключении – освещенные части предметов натюрморта.
Этот вариант работы я советую вам использовать для того, чтобы не перетемнить самые темные предметы, чтобы ваша работа не была затертой и белесой в результате многочасовой работы акварелью.
Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они кнтрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета).
Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру.
Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом.
Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона, потом три, потом четыре, пять одновременно, и, наконец как дирижер оркестра который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас и так далее, вы разовьете свои глаза настолько, что будете видеть все одновременно, а ваша рука будет не две – три ноты, целые аккорды живописи. Тогда вы станете мастером живописи.
- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.
Задача урока :
- Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение начала цветового решения натюрморта, т. е. первоначальная раскладка предметов по светлотному и цветовому и цветовому контрастам.

Самостоятельная работа.
Анализ работы.
Итог урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЖИВОПИСИ

Тема урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу»

Преподаватель спецдисциплин: Тюренкова Ольга Алексеевна

Место работы: МБОУ ДОД «Брянская детская художественная школа»

Предмет: Живопись

Класс: 6

Тема и номер урока: «Натюрморт из предметов различных по материалу». Урок 2

Количество часов по теме: 12 ч.

Продолжительность урока: 40 мин

Цели:

а) обучающие:

    закрепить знание о жанре живописи «натюрморт»;

    обучить приёмам выполнения поэтапной работы над натюрмортом с натуры большими цвето-тоновыми отношениями согласно правилам и законам передачи формы, объёма, материальности предметов в живописи;

б) развивающие:

    развитие творческого воображения учащихся;

    развитие образного мышления;

    развитие мыслительных способностей;

    развитие навыков работы кистью;

    развитие мелкой моторики;

в) воспитательные:

    воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету «живопись»;

    воспитывать культуру труда, внимание, усидчивость, научить осуществлять самооценку выполненных работ.

Задачи урока: выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта, согласно поэтапности ведения работы над натюрмортом; передать цвето-тоновые отношения больших пятен, тени предметов «собственные» и тени от предметов в натюрморте в смешанной технике работы акварелью.

Тип занятий: комбинированный:

а) объяснительно-иллюстративный (беседа);

б) практический (работа учащихся).

Материалы и оборудование:

для преподавателя:

    Методическое пособие «Поэтапность работы над натюрмортом в технике «акварель» (4 листа).

    Творческие работы учащихся 5-6 классов Брянской детской художественной школы по теме «Натюрморт из предметов различных по материалу».

    Репродукции картин художников по теме «Натюрморт».

для учащихся:

    акварельные краски;

    подготовительный рисунок на бумаге формата АЗ;

    кисти №№ 7, 5, 3;

    палитра бумажная;

    кнопки;

    баночки с водой.

Структура урока:

    Организационный момент - 3 мин.

    Изложение учебного материала - беседа, опрос по теме урока, изучение поэтапности работы над натюрмортом - 12 мин.

    Самостоятельная работа - 20 мин.

    Анализ работы - подведение итогов урока - 4 мин.

    Окончание работы - 1 мин.

ХОД УРОКА № 2

    Организационный момент

Проверка присутствия учащихся. Подготовка рабочих мест к выполнению задания, размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление эскизов, размещение инструментов, красок, палитры, кистей, баночек с водой.

    Изложение задачи урока

Изложение учебного материала - опрос по предыдущему уроку, беседа, изучение поэтапного выполнения натюрморта в цвете по таблице.

Цель: закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, научить детей выполнению начала цветового решения натюрморта.

Вопросы учащимся (в ходе беседы).

    Что такое живопись?

«Живопись - вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль».

    Назовите известные нам жанры живописи.

«Портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр».

    Что такое натюрморт?

«Натюрморт - мёртвая натура (франц.). То есть постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода».

Рассматриваем репродукции натюрмортов художников.

    Что мы видим на этих репродукциях? и т.д.

Теперь рассматриваем наш натюрморт. Даём цветовую и тоновую характеристику предметов натюрморта. Даём характеристику фактуры предметов, из которых составлен натюрморт.

Мы ещё раз убедились, что цвет является основой живописи:

во-первых, цвет можно по-разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;

во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние;

в-третьих, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объём.

Сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения. Учениками выполнен первый этап выполнения натюрморта - графическое построение. Выполнены предварительные эскизы - поиск композиции предметов натюрморта в формате листа. Выполнен предварительный эскиз цветового решения натюрморта.

Принцип работы над натюрмортом в цвете акварелью - от тёмного к светлому. Рассматриваем методическое пособие - «выполнение натюрморта в цвете».

Этап второй. Работа будет выполняться в следующем порядке.

Сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по цветотональности - от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте до самого светлого:

а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону в натюрморте. Это зелёная драпировка, синяя драпировка;

б) затем переходим к предметам, менее насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности). Это светло-синяя драпировка, чайник, яблоко, лимон;

в) определяем самый светлый предмет в натюрморте - белая чашка из керамики.

Работу ведём по следующей схеме:

    Собственная тень на предмете.

    Падающая тень от предмета на плоскости.

    Рефлекс на предмет + касание с фоном.

    Полутень на предмете.

    Свет на предмете + касание с фоном.

Анализируем последовательность работы в цвете.

Итак, сначала пишем зелёную и синюю драпировки с теневой стороны. Затем пишем складки с теневой стороны на светло-синей драпировке. Потом рассматриваем яблоко и чайник. Эти предметы разные по фактуре и значимости. Начинаем писать собственные тени на чайнике. Чайник металлический, имеет блестящую поверхность. На нём есть тёмные места - ржавчина. Яблоко находится на переднем плане. Пишем собственную тень на яблоке. Затем пишем собственную тень на лимоне. Затем показываем теневые отношения на самом светлом предмете натюрморта - чашке.

Нужно заметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предыдущего.

Затем в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее - полутени на предметах и в заключении - освещённые части предметов натюрморта.

В работе идём от самых тёмных и насыщенных теней (собственных и падающих) предметов натюрморта, с учётом среды, к более светлым, не забывая при этом, что при искусственном освещении тени собственные и падающие имеют холодный оттенок.

Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне и оттенках цвета с учётом того, что, чем предметы ближе к нам - тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета.

Не забываем о том, что мазки накладываем по форме предметов. Все предметы быта представляют собой простейшие комбинации геометрических тел. Обратимся к пособию - работам учащихся. Рассмотрим их. Если предмет напоминает нам форму шара, то мазки кладутся по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность - то по вертикали или горизонтали (под углом) и т.д.

    Самостоятельная работа учащихся - 20 минут, в течение которых учащиеся выполняют первый этап цветового решения натюрморта в смешанной технике акварелью. В течение урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа.

    Подведение итогов урока -- выставка работ. Выделяются наиболее грамотно выполненные работы. Выполняется анализ работ, разбираются отдельные (типичные) ошибки.

Выставляются оценки за урок.

    Завершение урока

По окончании урока проводится уборка рабочих мест.

Тема урока «Живопись».

Цели урока:

Дидактическая: Содействовать формированию знаний о живописи, о её видах, подразделениях.

Развивающая: познакомить с творчеством А. А. Пластова. Способствовать развитию творческого мышления, эмоциональной отзывчивости, умения описывать картины.

Воспитательная: содействовать формированию эстетического вкуса; потребности в самостоятельном общении с изобразительным искусством; способствовать развитию коммуникативной культуры (умению общаться, развитию монологической речи); чувства патриотизма, любви к своей Родине.

Методы урока: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Формы урока: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения и оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Формирование общих компетенций: 3.Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 6.Разработать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

План урока:

1. Сообщение цели урока(2 мин.)

II.Основная часть (40 мин.)

1.Обобщение и систематизация знаний (терминологическая разминка (4 мин.)

2.Изучение нового материала.

А) «Живопись», подразделения живописи, виды (10 мин.)

Б) Советское искусство, доклад про А.А. Пластова (8 мин.)

В) Описание репродукций (10 мин.)

3.Закрепление материала.

А) описание репродукции обучающимися, по памятке - подсказке (8 мин.)

III. Заключительная часть- (3 мин.)

1.Сообщение о достижении цели урока.

2.Выставление оценок.

3.Домашнее задание.

Ход урока.

I.Организация начала занятия.

1. Приветствие, сообщение темы урока, целей и задач,(2 мин.)

II.Основная часть.

1.Терминологическая разминка, (4 мин).

На доске расположены основные понятия курса. Обучающиеся дают их определение.

1. Скульптура, 2. эстетика,3. перечислите виды киноискусства, 4.музыка, 5.архитектура.

1. В переводе с греч. строитель. Искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы) создающие материальную организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.

2.Наука о прекрасном, о закономерностях возникновения, функционирования и оценки выразительных форм в природе, обществе, искусстве.

3. игровое кино, короткометражное кино, документальное кино.

4.В переводе с греческого «искусство муз». Вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определённым образом организованные музыкальные звуки.

5.Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

2.Изучение нового материала.

а) Преподаватель раскрывает содержание понятия «живопись». Подразделения живописи, виды живописи.(10 мин.)

Живопись (от рус. живо и писать) - вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.

Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи - цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок - колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.

Живопись является одним из самых старых и потому интересных видов искусства. С годами появлялись новые техники, материалы и приемы, но живопись по прошествии столетий остается главным инструментом передачи незабываемых, вполне естественных или причудливых зрительных образов. Живопись может выполнять воспитательную или документальную функции, но, прежде всего, она позволяет восторгаться эстетическими возможностями и особенностями любого стиля, уникальностью работы мастера, каждой запечатленной им сцены. Живопись всегда самодостаточна – качественная рамка лишь говорит о бережном отношении к работе, но именно запоминающаяся картина может стать настоящей изюминкой любого интерьера.

Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись» (слайд). А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись (слайд ) - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика (слайд ) и витраж (слайд ), которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.

В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.

По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная (слайд), - одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества, темперная (слайд) - краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов. Темперные краски - одни из древнейших. До XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками, восковая (слайд)- вид живописной техники, при которой связующим краски веществом служит воск, произведения сохраняют в течение многих веков первоначальную свежесть локального цвета, плотность и фактуру красочного слоя, эмаль (слайд) - основу эмали составляет стекловидный сплав - «плавень» - пережженные олово и свинец, смешанные с толченым стеклом, добавками поташа, натрия, серы. Цвет эмали придают различные окислы металлов, клеевая (слайд)- вид живописной техники, при котором связующим пигмента служит клей. При большом содержании клея в краске поверхность приобретает блеск, краски - повышенную интенсивность, фреска (слайд)- техника живописи красками на чистой или известковой воде по свежей, сырой штукатурке. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике. Графика (слайд) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного чёрного) в редких случаях – два.

б) Советское искусство, доклад А.А.Пластова.(8 мин.)

Советское искусство может гордиться выдающимися художниками, определившими лицо советской художественной культуры. Такими как:

Шишкин Иван Иванович, Суриков Василий Иванович, Васнецов Виктор Михайлович, Рерих Николай Константинович (слайды портретов художников и репродукций) .

Знакомство с творчеством А.А. Пластова. (слайды картин художника на интерактивной доске).

Это великолепный мастер сложной картины и беглого этюда, прекрасный иллюстратор, художник чрезвычайно разносторонний по своим творческим устремлениям. Вместе с тем его искусство отличается удивительной цельностью. Это объясняется тем, что с первых шагов его искусство глубоко и непосредственно связано с борьбой, думами и чувствами родного народа и в первую очередь с людьми, которых он великолепно знает, - с крестьянством.

Доклад биографии.

Аркадий Александрович Пластов

(1893-1972)

Родился и вырос в деревне Прислониха Ульяновской области. Здесь, уже окончив Московское училище живописи, он крестьянствовал в первые годы после революции. Здесь в 1930-х годах он всецело посвятил себя любимому искусству. В 1931 году, когда А.А. Пластову было около сорока лет, его дом и мастерская в Прислонихе сгорели. Сгорели все его работы. Но художник не пал духом и нашел в себе силы для создания новых произведений. Это был расцвет его творчества.

Пластов был живописцем деревни, ее уроженцем, ее жителем. Он не любил покидать родную Прислониху. Не стремился перебраться в Москву, где некогда в Строгановском художественно-промышленном училище он получил художественное образование. Оставался, верен себе и выбранному некогда пути.

Жизнь родной деревни - неизменная тема картин Пластова, хотя в них порой мы и не найдем конкретных примет именно этой деревни и ее обитателей. Как и всякий большой художник, Пластов - мастер художественного отбора и обобщения, умеющий в конкретном видеть общее, присущее времени. Непосредственное участие в ней позволило этому прекрасному живописцу в его многочисленных работах избежать декларативности и прямолинейности. Его произведения проникнуты живым и трепетным ощущением действительности. Зритель никогда не сомневается в реальном существовании героев Пластова. Его глубоко волнуют те чувства, которые выражает художник, - чувство гордости силой простых людей, восхищение их самозабвенным трудом на родных полях.

Искусство Пластова яркое, смелое, жизнеутверждающее. Это объясняется склонностью художника к изображению таких сторон жизни, в которых раскрывается оптимизм русского человека. В сцене деревенского труда или шумного праздника, в эпизоде из жизни деревенских ребятишек или портрете молодой колхозницы - везде чувствуется уверенность в духовной стойкости русских людей, наших современников, исполненных чувства собственного достоинства и внутренней силы.

в) Описание репродукций А.А.Пластова.(10 мин.)

На интерактивной доске поочерёдно расположены репродукции «Фашист пролетел», «Ужин трактористов», «Первый снег».

… 1942 год, страшное время войны, когда тень поражения еще не скрылась за горизонтом истории. Тогда Пластов создал картину, прославившую его. "Фашист пролетел" - страшное откровение ужаса и смерти войны. Слепая жестокость войны в обрамление неуместно красивой природы. Кровь невинных, бьющая по глазам, режущая по сердцу. Крик души художника, в котором идеалы христианской любви и милосердия были взращены с раннего детства. Ибо Пластов, как не парадоксально, живя в стране воинствующего атеизма и будучи художником признанным, чьи произведения регулярно показывались на всесоюзных выставках, оставался человеком глубоко религиозным.

«Фашист пролетел»(1942)

Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых березках, порыжелая трава. На опушке леса пасется стадо, здесь же бегает крестьянский мальчонка-пастушок...

Но вот пролетел фашистский самолет, и летчик, прижав машину к земле, бессмысленно жестоко полоснул из пулемета... Упал мальчонка на землю, уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. Разбежалось стадо. А над пробуждающимся к жизни полем озимых, постепенно скрываясь вдали, улетал самолет...

Трудно утверждать, что художник Пластов был очевидцем подобной сцены. Может быть, именно такого эпизода он и не видел. Но не в этом дело.

Тяжелая боль и гнев переполняли сердце художника. Oт рук фашистских извергов погибали советские люди. Кровь, смерть и слезы принесла с собой война. Она ворвалась в далекие уголки России, пришла на мирные поля. В огне пожарищ полыхали деревни, разрушались города. Шел 1941 год. Враг приближался к Москве.

Художник чувствовал потребность рассказать о зверстве фашистов, об их бессмысленной жестокости, об убийстве ни в чем не повинных детей и стариков. Так родился замысел картины. Такой глубины чувства, такой эмоциональной взволнованности ранее Пластов не достигал.

На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление. Пластов не случайно взял осенний мотив, который своей печальной красотой образно оттеняет трагическую гибель пастушка. Склон косогора художник написал похожим на драгоценный, переливающийся теплыми тонами ковер. Золото молодых березок, тут и там вспыхивающие красные пятна осенней листвы, зеленый бархат озими - все это воспринимается как красивое музыкальное сопровождение к печальной, нежной, лирической песне, полной глубокого внутреннего трагизма.

Преподаватель: В этой картине не было ничего случайного, лишнего. Предельно проста и вместе с тем необычайно выразительна каждая деталь. Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый, чуть грустный, но такой близкий сердцу национальный пейзаж. В эти тоненькие, кажется, колеблющиеся на ветру молоденькие березки, в это серое небо и далекие поля - и вы почувствуете щемящее чувство боли и возмущения, обиды и гнева за так рано оборвавшуюся жизнь мальчонки, за поруганную землю.

Обучающийся даёт характеристику репродукции.

«Ужин трактористов»(1951)

На землю спускаются сумерки, вспаханное поле потемнело, и свет заходящего солнца окрасил все в жгучие красновато-золотистые тона. Около трактора расположились на ужин тракторист и мальчик - его подручный, которым в поле принесла хлеб и молоко девочка в аккуратном белом халате. Сейчас для трактористов наступила блаженная минута недолгого отдыха (ведь им предстоит работать и ночью): старший режет хлеб, парнишка следит за густой струей парного молока, которое наливает девочка.

Художник посвящает свое произведение изображению труда простого советского человека, хотя сам трудовой процесс и не показан. Перед зрителем предстают люди, немало и успешно поработавшие за долгий день. Ему ясно, что труд этот нелегкий, что он потребовал и от тракториста и от парнишки больших усилий.

Пластов расположил фигуры компактной группой, и это сообщило ей большую цельность. Группа людей расположилась на земле, заросшей густой травой и дикими полевыми цветами. А за ними расстилается необозримый простор свежевспаханного поля. Это уходящее к далекому горизонту пространство, над которым раскинулось небо, затянутое белесыми вечерними облаками, производит величественное впечатление. Оно рождает чувство торжественного покоя, сообщая картине эпическое звучание. Тишина полей отвечает состоянию задумчивости, в которое погружен тракторист, и молчанию девушки и парня. Природа, подобно людям, наслаждается покоем после солнечного дня.

Преподаватель: «Ужин трактористов» - одна из самых поэтичных картин Пластова. Но нелегко ответить на вопрос, в чем секрет этой поэтичности. Быть может, в волшебном вечернем освещении, придающем мягкость очертаниям фигур, пейзажу, предметам. Может быть, в удивительном слиянии человека и природы. А вернее всего, в величайшей простоте и сюжетного мотива, и облика людей, и пейзажа, простоте, которая является высоким проявлением жизненной правды. В этом полотне Пластов избегает всего, что может усложнить повествование, нарушить мерный, неторопливый и проникновенный ритм рассказа. Проста сама композиция картины, плоскость которой делится на две почти равных части: внизу крупные фигуры людей, вверху вспаханное поле и высокое небо. Просты линейные ритмы. Прост, непритязателен облик изображенных людей. Просты в своей неиссякаемой силе окрашенные заходящим солнцем тяжелые пласты земли и буйная поросль трав.

В 1931 году, когда А.А. Пластову было около сорока лет, его дом и мастерская в Прислонихе сгорели. Сгорели все его работы. Но художник не пал духом и нашел в себе силы для создания новых произведений. Это был расцвет его творчества. В этот период и была написана картина «Первый снег».

Обучающийся даёт характеристику репродукции.

«Первый снег»(1931)

На этой картине художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает.

Сюжет картины незамысловат. Маленький мальчик собрался идти гулять, вышел на улицу и увидел первый снег, который хлопьями падал на землю. Малыш забежал обратно в дом и позвал сестру посмотреть на снегопад. Девочка выбежала на крыльцо дома в легком ситцевом платье, в валенках на босу ногу, накинув на плечи мамин платок. Она, широко раскрыв глаза, наблюдает за происходящим, как и ее брат. На лицах ребят улыбки. Брат с сестрой радуются первому снегу той радостью, которая свойственна только детям. А снег все падает и падает с неба, покрывая крыши домов, крыльцо деревенского дома, дорогу. Любопытная ворона, важно шагая, все же с некоторой опаской ступает по первому снегу. Она удивлена не менее ребят, возможно, ей впервые довелось увидеть снег.

Преподаватель: Эта картина вызывает у меня чувство радости, потому что снег – это так здорово! Сразу вспоминается детство, когда мы, будучи такими же малышами, радовались приходу зимы, а с ней и первому снегу, ловили ртом снежинки, лепили снеговиков. Да, это время ушло, но в нашей памяти оно останется навсегда, и картина «Первый снег» напомнит об этой чудесной поре. Всегда приятно после пасмурной темной осени наслаждаться чистотой первого снега.

3.Закрепление материала.

а) На интерактивной доске расположена репродукция « Лето ». Обучающиеся устно описывают картину, опираясь на памятку – подсказку. (8 мин.)

Памятка – подсказка:

1.Внимательно рассмотрите картину.

2.Постарайтесь уловить, понять настроение, которое передал художник.

3.Какое время года изображено на картине?

4.Действующие лица картины: первый план, второй план.

5.Какие предметы изображены на картине?

“Летом”(1953-1954)

Любимые герои художника – дети. На полотне мастер изобразил знойный летний день. Под берёзкой расположились грибники и их собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платье и красной косыночке. Она сидит на траве, вытянув босые ноги, обрывает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружечку. Лицо девочки загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из-под косыночки выбиваются темные волосы, падая на грудь. Рядом с девочкой, положив голову на лапы, лежит собака. Она очень устала, ей жарко.

На втором плане изображена уставшая бабушка в синем платье и синем платке. Женщина дремлет. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла от солнца лицо. Очень ясно нарисована рука женщины, поднятая вверх. Рука у нее загорелая, сильная, видно, что эта женщина-крестьянка – труженица.

На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды. Можно сделать вывод, что женщина и девочка ходили в лес по грибы и по ягоды.

Грибники расположились под березой на красивой полянке. Среди изумрудной травы виднеются какие-то желтые цветочки. Яркие лучи солнца падают на листочки, и они кажутся золотистыми.

Яркие краски поднимают настроение, глядя на картину, вспоминается жаркое лето, вдыхается запах ягод и цветов. Создается такое впечатление, что мы находимся на этой прекрасной поляне, где расположились уставшие грибники.

III.Заключительная часть:

1.Подведение итогов урока.

2.Преподаватель выставляет оценки.

3.Домашнее задание: Подготовить описание картины любимого художника.


 

Возможно, будет полезно почитать: