О названии «Китай». Почему современный Китай называется по-русски Китаем. Китай — происхождение названия China происхождение слова

Перенесемся мысленно на 2,5 тысячи лет назад, в середину I тыс. до н.э. В то время формально на территории Великой китайской равнины царствовала династия Чжоу (XII в. до н.э. – 256 г. до н.э.). Фактически же Китай был разделен на ряд независимых царств, которые вели междоусобные войны.

Царство Чжоу пришло на смену государству Шан-Инь (1600-1027 до н.э.), первому государственному образованию, существование которого подтверждено как археологическими находками, так и письменными источниками. В истории династии Чжоу выделяются два периода: правление Западной Чжоу (1026-770 до н.э.) и Восточной Чжоу (770-256 до н.э.), когда столица была перенесена на восток страны, в Лои (совр. Лоян). Правление Восточной Чжоу, в свою очередь, подразделяется на два периода: Чунь-цю (Весны и осени, 770-481 до н.э.), получивший свое название от одноименной летописи царства Лу – «Чунь-цю», редактором которой считается , и Чжань-го (Сражающиеся царства, 475 или 403 – 256 или 221 до н.э.).

Срединные царства окружали слабозаселенные территории и пустоши. К северу от Китая простирались бескрайние степи, заселенные кочевыми племенами сюнну (известные в Европе как гунны); на западе – высочайшие горные плато и хребты, где жили свирепые племена цянов (предки тибетцев); на юге, за рекой Янцзы – непроходимые болота и тропические леса; на востоке – безбрежные пространства Бохайского залива (который китайцы называют морем), Желтого и Восточно-Китайского морей, а также аллювиальные прибрежные болотистые низменности. Неудивительно, что китайцы ощущали себя жителями центра мира!

Китай в период Сражающихся царств (примерно на 260 до н. э.)

Поднебесная

Другое самоназвание Китая – Тянься 天下, или Поднебесная . Согласно древним представлениям, Небо имеет форму круга, а земля – квадрата. Там, где круг (Небо) проецируется на квадрат (Земля), по мнению древних китайцев, и находились Срединные Земли. По углам располагались территории, заселенные варварами, которые, как считали китайцы, были лишены покровительства благого Неба.

Китай – континентальная страна. Для древних китайцев их земля вмещала в себя весь мир. В китайском языке есть два выражения, которые можно перевести как “мир”. Одно – “все под Небом”, и другое – “все в пределах четырех морей”. Для народа морской державы, какими были греки, синонимичность этих выражений была бы непредставима. Но в китайском языке это произошло, и тому есть причины.

Со времен Конфуция и вплоть до конца прошлого века (имеется в виду XIX в. – Ред.) ни один из китайских мыслителей не плавал по морям. Конфуций и Мэн-цзы, если судить по нынешним меркам, жили недалеко от моря. Тем не менее в «Беседах и рассуждениях» Конфуций говорит о нем только однажды: “Если мне не суждено достигнуть цели, я сяду на плот и поплыву в открытое море…” (V, 6) … Мэн-цзы не пошел дальше Конфуция, лишь подумывавшего о “путешествии к морю”. Насколько отличались от них Сократ, Платон и Аристотель, жившие в морской стране и путешествовавшие от острова к острову! (Фэн Ю-лань. «Краткая история китайской философии»)

Хуася

Еще одно неформальное название Китая и китайцев — Хуася 华夏, где «хуа» означает «пышный», «великолепный», «цветущий», а «Ся» — название первой, легендарной династии Ся (2205-1765 до н.э.), известной только по позднейшим конфуцианским письменным источникам и не подтвержденной археологическими материалами.

Согласно традиционной китайской историографии, Ся является первой династией. Существует несколько датировок ее правления: 2700, 2205, 2070 – 1765 до н.э. Основателем династии был легендарный Юй, который спас Поднебесную от потопа. До настоящего времени письменных памятников, относящихся к этой эпохе, не обнаружено. Ряд китайских историков и археологов связывают династию Ся с урбанистической археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу (центр находится в 10 км к востоку от Лояна).

Император Цинь Шихуанди, родоначальник династии Цинь (221-206 до н.э.), покоривший разрозненные царства Великой китайской равнины, создал первое в истории Китая централизованное государство. Китайцы стали именоваться циньцами, людьми Цинь. В эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) произошла консолидация китайского этноса. Китайцы стали называть себя хань жэнь 汉人 (люди Хань, ханьцы), или просто хань 汉, а свой язык – хань юй 汉语 (речи Хань). Эти слова существуют в китайском языке до сих пор.

Китай

Русское слово «Китай» произошло от названия кидани (китаи), с которыми первоначально столкнулись русские в результате освоения Сибири и Дальнего Востока в XVII-XVIII вв. Это были кочевые монголоязычные племена, которые некогда обитали на территории Внутренней Монголии, Монголии и Маньчжурии. В 907 году они основали государство Ляо, границы которого протянулись от Японского моря до Восточного Туркестана. Империя Ляо просуществовала до 1125 г. и стала одной из могущественных империй Азии, неоднократно воевавшей с Китаем. В период правления династии Сун (宋, 960-1279) кидане захватили значительные территории Северного Китая и императорский Китай вел длительную борьбу с ними.

China

Обсуждение: 6 комментариев

    Cамоназваний встречается достаточно много: Шеньчжоу - божественная земля- 神州 , Чжун юань - Центральная равнина - 中原, Ванчао чжунюань - династии центральной равнины - 王朝中原, Сыхай ицзя - одна семья в пределах четырех морей - 四海一家. Что касается происхождения названия Китая - Чжунго - 中国, то китайские ученые предложили такую логику происхождения названия: 中土,中州,中原,中华。

    Ответить

    Для меня Китай неоднозначная страна: с одной стороны - загадочная, с высочайшим уровнем культуры, но с другой, то какое мы ощущаем влияние Китая на себе - вызывает опасение. Наплыв людей в поисках работы, низкокачественные товары - это совсем другой Китай. Может я в чём-то ошибаюсь.

    Ответить

    Здравствуйте,Мария! Ответьте, пожалуйста, ну почему название Китай связывают с киданями? С народом, с которыми русские никак не могли пересечься? Не правильнее ли будет связать название Китай с китаем — стеной? Ведь первое, что видели наши предки — это Великую стену. По-русски китай — укрепление, Великая стена сделана по такому же принципу. Также с тюркского китай переводится как средина, а самоназвание Китая и есть Срединное государство. Ну при чём тут кидани?

    Ответить

    1. Татьяна, дело в том, что Великая китайская стена не проходит по границе Китая. Она идет в глубине страны — по тем границам, которые были в древности, в эпоху Цинь (221-206 до н.э.), когда началось строительство Стены. Со временем территория страны значительно расширилась, в том числе и на север. На территории Маньчжурии как раз и жили кидане.

      Существует немало китайских источников по истории и культуре киданей. Первая обстоятельная информация о киданях появляется в династийной хронике Бэйвэйшу (北魏书, «История династии Северная Вэй», 386-534). Есть упоминания о киданях и в тибетских текстах. В 907 году кидани основывают государство Ляо, которое просуществовало до 1127 года, которое занимало территорию Северо-Восточного Китая. Затем эта территория была завоевана династией Сун. Кстати, на месте нынешнего Пекина была южная столица государства Ляо, город Наньцзин. Часть киданей была оттеснена в Центральную Азию, где они основали государство Западное Ляо. А на территории, прежде занятой киданями, возникло государство чжурчжэней Цзинь, которое спустя века трансформировалось в династию Цин (1644-1911).

      Русское слово «китай», которое употреблено в названии «Китай-город» происходит от слова «кита» — вязка жердей, использовавшихся при строительстве городской стены. Есть также другие версии: от итальянского сitta (от cittadelle - цитадель, укрепление), тюркского катай - город, крепость, английского city - центр города. Строительством китайгородской стены в Москве руководил итальянский архитектор Петрок Малый Фрязин. Так что «итальянская» версия весьма вероятна. Строительство стены было закончено в 1538 году. Тогда же эту стену и стали так называть.
      Первые русские появились в Китае в 1330-х годах, когда стены Китай-города в Москве еще не было. В Китае в это время правила монгольская династия Юань — собственно, благодаря этому русские в качестве пленных и очутились в Китае. Потом был долгий период «затишья». Лишь в конце XVII века русские отряды вышли к границам с Китаем. И первые, с кем они столкнулись, были именно кидане. О племени киданей пишут в китайских хрониках.

Откуда взялись китайцы. Краткая история народа.

Исследованиями установлено, что Великая Китайская Стена на самом деле построена не китайцами, а их соседями... А самый «понятный» язык на Земле - китайский. Его понимают более 1,5 миллиарда человек. Очевидно, поэтому оптимисты учат английский, пессимисты - китайский, а реалисты - автомат Калашникова… Некоторые положения автора статьи не бесспорны, однако их актуальность от этого не уменьшается, а в каждой шутке...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В то время как предки европейцев ещё орудовали каменными топорами и кормились охотой и собирательством диких растений, на территории нынешнего Китая уже выращивали рис, из которого делали лапшу и даже гнали бражку. Компас и порох здесь тоже изобрели раньше, чем в Европе. И флот ко времени Колумба был совершеннее и мощнее европейского. При этом морской путь в богатую Индию китайцы, в отличие от того же Колумба, проложили легко, но особых выгод из этого не извлекли и заморскими колониями не обзавелись. Не то чтобы эта цивилизация была такой уж безобидной и мирной, нет. Просто она всегда жила по своей особой логике, которая для европейца так же непонятна, как логика инопланетян.

Золотой век
Древнейший период существования китайских племён оставил много легенд. Археологические находки в общем подтверждают эти предания.
По легенде, первые правители территории были большими изобретателями. Один из них научил подданных добывать огонь и делать рыболовные крючки. Второй приручил животных и разработал триграммы - сочетания прерывистых и сплошных линий, в которых зашифрована информация о Вселенной. Третий, Шань Нун, изобрёл плуг и иглоукалывание. В память об этом последующие китайские императоры каждую весну пахали золотым плугом священное поле - не всё, конечно, а так, проводили первую борозду, а потом работу доделывали приближённые.
А изобретатель плуга Шань Нун кончил плохо. Экспериментируя с едой, он проглотил тысяченожку, которая и прогрызла его кишки. Но китайцев эта печальная история не остановила. Сейчас они, кажется, употребляют в пищу всех тварей, которые только водятся на их территории.
Ещё с того легендарного периода до нашего времени дошло слово «юань», так назывались связки морских раковин, используемые в качестве денег.
В поисках вечной жизни
За несколько тысяч лет существования китайской государственности она много раз перетасовывалась в разных комбинациях, но первым настоящим императором Китая считается Цинь Шихуан, в III веке до нашей эры победивший многочисленных местных правителей и сколотивший из их вотчин одну страну.
Чтобы утихомирить соединённые территории, император конфисковал у населения оружие, велел срыть все внутренние укрепления, а те стены и валы, что находились на северной границе империи, наоборот, укрепил и соединил между собой. Так родилась Великая Китайская стена. Последующая история показала, что это мощное сооружение не защитило империю от кочевников, которые обходили его или спокойно проходили через ворота, подкупив стражников. Но стена стала больше, чем просто укреплением, - она провела черту между степным населением и оседлыми китайцами, заставила их осознать своё отличие, да и просто не позволяла подданным империи покидать её. Своего рода железный занавес.
Кроме государственной деятельности, Цинь Шихуан извес тен поисками эликсира бессмертия, это стало его идефиксом. Император знакомился с кудесниками и гадателями, чтобы выведать у них тайну вечной жизни. А когда последователи философа Конфуция попытались доказать, что всё это суеверия, рассерженный властитель приказал зарыть 460 из них живьём в землю.
Не сумев добиться физического бессмертия, император постарался обеспечить себе посмертное существование. Для этого был построен огромный бункер, где в озере ртути плавала лодка с его телом. А охраняли усопшего 8 тысяч глиняных воинов-пехотинцев и кавалеристов.
Интересно, что последующие властители Китая идею бессмертия не оставили. На открытие волшебного средства тратилось много денег, некоторые императоры даже скончались раньше времени, отравившись в ходе экспериментов. В процессе поиска был случайно изобретён порох. В конце концов китайская мысль направилась в другую сторону: смерть решили победить с помощью вампиризма.
День донора
Нет, кровь никто не сосал - вампиризм был чисто энергетическим. Здесь китайским императорам помогли даосы, объяснившие, что во время полового акта мужчина теряет жизненную энергию вместе с семенем. Но из этого не следовал отказ от секса, наоборот, даосы рекомендовали совокупляться как можно чаще и с разными женщинами, по возможности юными и не рожавшими. При этом на каждый десяток эротических контактов должно приходиться не более двух-трёх эякуляций, лучше ещё меньше. А вот женщину желательно доводить до оргазма как можно чаще: именно при таком раскладе она выплёскивается и отдаёт «экономному» партнёру драгоценную жизненную энергию.
Назывался такой метод «воровским походом на небо». «Поход» был строго регламентирован: «Следует просто, без каких-либо особых поз совокупляться и не извергать семя... Входить нужно, пока член ещё мягкий, выходить - когда он становится напряжённым... Если заниматься любовью таким образом десятки раз в день, жизнь удлинится сама по себе... Чем больше будет женщин, тем лучше... Если кто-либо постоянно спит с одной и той же женщиной, то её жизненные силы постепенно ослабевают вплоть до того, что она больше не может принести мужчине пользу. Она начинает питаться его силой, а он из-за этого худеет».
Главным в процессе омоложения было не нарваться на женщину, владеющую теми же вампирскими методиками. В противном случае - болезнь и преждевременная смерть.
Можно спорить об эффективности такой практики, но для «доноров» она явно не была мучительной. Чего не скажешь о других сексуальных затеях китайской аристократии.
Походка лотоса
Идеал женской красоты для китайца включал в себя ступню детского размера, но если бы дело ограничивалось только этим!
Начиная с двух лет девочек из аристократических и состоятельных семей приводили к специалисту, который ломал им по четыре пальчика на каждой ноге, оставляя нетронутыми только большие. После этого сломан ные пальцы подгибались к стопе, как бы собираясь в кулачок, и туго бинтовались. Через несколько лет таких перевязок ступни на всю жизнь оставались миниатюрными, не более 7 сантиметров в длину. Естественно, женщина с такими ногами ходила очень своеобразно, «походкой лотоса», но эта неуклюжесть и бессилие страшно нравились китайским мужчинам. А недеформированные ступни нормальных размеров считались плебейскими.
В эротических руководствах описывались многочисленные забавы со «стопами лотоса», но при этом мужчине в процессе забав не рекомендовалось смотреть на голые пятки любимой, чтобы «не осквернить эстетическое чувство». В крайнем случае изуродованные ножки следовало упаковать в изящные шёлковые футлярчики.
Обычай бинтования полностью был искоренён только при коммунистах, но ещё до недавнего времени по Китаю ковыляли аристократические старушки. Специальная «обувь лотоса» была снята с производства только в 1998 году.
Желанные и не очень
Император считался сыном Неба, поэтому ничего недоступного и запретного на Земле для него не существовало в принципе, и осуждать его вкусы тоже никто не мог. У одного из китайских владык помимо жён и наложниц имелся ещё и Дворец желанных чудовищ. В нём жили самые уродливые женщины, собранные со всех концов Поднебесной: карлицы и великанши, горбатые и безногие, и даже, по свидетельству хроник, женщина о двух головах. Впрочем, подобные экзотические пристрастия встречались не так часто.
Обычно в императорской резиденции, называвшейся Запретным городом, монарха окружали сотни молодых женщин, делившихся на пять рангов. При этом реальный шанс переспать со своим господином имелся лишь у первых двух, а девушки низших рангов, как правило, не доходили до императорской спальни, они занимались разными хозяйственными делами. Хотя удача могла улыбнуться кому угодно. Если счастливица всё-таки попадала в спальню и задерживалась там сверх точно регламентированного времени, управляющий за дверью громко провозглашал:
- Время пришло! - после чего заходил в комнату и спрашивал у господина, оставлять ли «семя дракона»? Если импера тор приказывал не оставлять, опытный слуга давил на живот наложницы так, что семя вытекало. Если же господин был не против зачатия, то в специальной книге делалась запись «В такой-то месяц, такого-то числа, в такой-то час император осчастливил такую-то».
Империя евнухов
После заката в Запретном городе не должно было оставаться ни одного мужчины, кроме самого императора. Компанию ему составляли женщины и евнухи. Число последних при китайском дворе доходило до десятков тысяч, они частенько составляли верхушку администрации, управляли государством и возглавляли армии. А иногда эта могущественная прослойка возводила императоров на трон или, наоборот, убивала их. Ряды кастратов пополнялись за счёт наказанных за какую-то провинность, и за счёт пленных солдат, и за счёт добровольцев - ведь оскопление способствовало карьере. И дело здесь не только в допуске к дворцовым женщинам.
Император воплощал абсолютное мужское начало «ян», народ - женское «инь», а бесполые евнухи служили посредниками между Небом и Землёй. Таким образом сохранялась гармония - главный принцип, на котором стояло китайское государство. Тем более что самому сыну Неба заниматься рутинным управлением было не к лицу. Кроме того, евнухи иногда служили громоотводом - здоровые народные массы относились к ним неприязненно, и значит, в случае кризиса на них всегда можно было свалить вину и отдать на растерзание.
С другой же стороны, искалеченные слуги по-женски любили своего господина, а накопленную в результате ущербности злобу выплёскивали на его врагов.
Так, в VIII веке, когда император Сюань Цзун решил урезать привилегии буддийских монахов, он послал к ним кастрата-карателя Гао Лиши. И тот дал волю своей фантазии. Оскопив провинившихся, он велел сварить их гениталии и накормить ими монахинь. После чего отрезал у накормленных груди и, в свою очередь, покормил этим деликатесом искалеченных мужчин.
В завершение темы нужно заметить, что Китай был единственной страной, где евнухи иногда имели... гаремы. Не только потому, что мучились от неудовлетворённой похоти, но и потому, что, как и императоры, верили в эротическую магию. Облизывая и тиская девушек, кастрат надеялся на регенерацию отрезанного - отрастают же хвосты у ящериц!
Прогулялись, и хватит
Лет за тридцать до экспедиций Колумба от берегов Китая отчалила эскадра из 250 огромных кораблей. И если генуэзец искал Индию и лишь по ошибке заплыл в Америку, то у китайцев всё шло по плану. Эскадра прошла через Индийский океан, высадилась в Южной Индии, дошла до Персидского залива и Африки.
В принципе китайцы могли и до европейских берегов добраться, но не захотели. В отличие от европейских авантюристов, плывших за наживой, подданные императора выполняли государственный заказ. Властитель Поднебесной хотел ознакомиться со своими заморскими «владениями» и по возможности получить от них дань. Дело в том, что «Поднебесная» означает «Вселенная», которая по китайским понятиям вся принадлежала китайскому владыке, а раз так, неплохо познакомиться с «подданными». Естественно, что удивлённые «подданные» не очень спешили с данью, так что дорогая экспедиция не окупилась.
Неповиновение удивило мореплавателей, но не огорчило, ведь у варваров с окраин Вселенной «лишь облик как у людей, а душа и разум - как у птиц и диких зверей». Императору что-то наврали, чтобы не расстраивался.
А когда через несколько лет очередной китайский Колумб захотел организовать новую экспедицию, дворцовые чиновники «потеряли» все документы о предыдущем плавании, чтобы «воспрепятствовать дальнейшей растрате государственных средств и бесцельной гибели сограждан».
Ритуальные услуги
Вообще китайцы не стремились к внешней торговле, потому что всё необходимое у них было, а новинок они в силу консерватизма не принимали. В западных купцах и послах в Пекине видели вассалов, приехавших, чтобы выразить верноподданнические чувства. Поэтому на их дары отвечали намного более ценными подарками, чтобы не уронить престиж Империи.
Естественно, у западного купчины, совершившего такой обмен, тут же загорались глаза и возникало желание продолжить «торговлю». Но туг на его пути вставала китайская бюрократия, понимавшая экономическую невыгодность схемы: на прибытие торговых караванов вводились лимиты.
Так что связи с Европой налаживались плохо. Им мешали ещё и жёсткие ритуалы, на которых была построена китайская жизнь. Например, представитель любого государства должен был двигаться к императорскому трону ползком, отбивая по дороге поклоны. Это было железное правило для всех подданных императора, а таковыми, как мы помним, являлись все земляне. Гостей это коробило.
Британский посол лорд Макартни, в 1793 году прибывший в Поднебесную, ещё как-то смирился с тем, что на его корабле китайцы вывесили плакат «Дань от управителя Англии», тем более что надпись была не на английском. Но уж ползание перед «дикарем» на коленях и поцелуй его туфли были покушением на честь британского монарха. На это англичанин никак не мог согласиться и в результате не был принят императором.
Русские послы оказались гибче. Понимая, что за срыв дипломатической миссии их не похвалят, они выполнили унизительный обряд, но в Петербург об этом не сообщили. А ушлые голландцы вообще не имели комплексов и ради выгодных сделок кланялись и ползали столько, сколько требовалось.
Чуть позже китайское правительство всё-таки разрешило торговлю с варварами. Но только через один порт и только за наличные. То есть свои шёлк и чай китайцы продавали, а чужие товары не импортировали. Это бесило англичан. Они долго ухаживали за «китайской девицей», пытались её уломать... Наконец, не выдержали и лишили её невинности грубо и в извращённой форме.
Опиум для народа
Орудием взлома стал опиум, который Китай закупал в небольших количествах для нужд медицины. Под прикрытием легальных поставок англичане развернули широкую контрабандную торговлю - по приемлемым для населения ценам. Но только за серебро, никакого бартера.
В 1775 году в Китае нелегально было продано чуть более 20 ящиков опиума (примерно 1,4 тонны). К 1820 году число продаж возросло до 5150 ящиков (309 тонн), а к концу 1830-х годов в Китай ввозилось более 30 тысяч ящиков (свыше 1800 тонн) опиума в год. Серебро потекло в Британскую империю мощным потоком.
Через несколько лет население приморских районов Китая составляли одни наркоманы. Зараза пошла и в глубь страны, проникла в армию и высшее китайское общество. Отток серебра был столь велик, что оно почти исчезло из оборота. Платить налоги стало нечем.
В 1839 году на покупку опиума китайцы потратили 100 миллионов лян, в то время как затраты правительства составили только 40 миллионов. Деловая активность резко сократилась, население обнищало, государственный аппарат разъела коррупция. Опиумом торговали все представители государства - от мелких чиновников до императорских цензоров. Власть императора становилась всё призрачнее.
А когда в 1839 году императорский комиссар Линь Цзэсюй арестовал полторы тысячи наркотовговцев и конфисковал 20 тысяч ящиков с опиумом, англичане объявили Китаю войну.
Армия Китая была плохо вооружённой и неопытной, да к тому же ещё и сильно наркотизированной. Так что «опиумные войны» Поднебесная проиграла. В результате - выплата огромных контрибуций, открытие рынка и в общем потеря суверенитета на многие годы.
За эти годы случалось всякое: и Боксёрское восстание, когда озверевшие китайцы ловили христиан и поедали их сердца, и возмездие со стороны европейцев, и революция, и японская оккупация, и долгая гражданская война, и эксперименты Мао. И, наконец, серьёзная модернизация экономики.
Китайцы хорошо помнят свою историю, учатся на ошибках, но по-прежнему уверены, что Вселенная принадлежит им. Очень может быть, что вскоре эту истину признают и живущие на окраине Поднебесной варвары.

Кита́й (中国, пиньинь Zhōngguó , палл. Чжунго , «центральное государство», «срединное государство») — культурный регион и древняя цивилизация Восточной Азии.

Китай относится к наиболее древним цивилизациям, которая вобрала в себя большое число государств и культур в течение 6 тысяч лет. После окончания Второй мировой войны гражданская война в Китае привела к фактическому разделению этого региона на два государства, которые продолжают использовать в своем названии слово «Китай». Это — Китайская Народная республика (КНР), которая занимает территорию материкового Китая, и Республика Китай, которая контролирует остров Тайвань и прилежащие к нему острова.

Чжунго (中國/中国) — самоназвание Китая. Первый иероглиф «чжун » (中) обозначает «центр» или «середину». Второй знак «го » (國 или 国) толкуется как «страна» или «государство». Начиная с XIX века это название Китая переводят как «Срединое государство» или «Серединная империя». Однако такой перевод не совсем верен, поскольку слово «чжунго » издавна обозначало центр Поднебесной — государства китайского императора, то есть собственно Китай. Соответственно, точным переводом является «Центральная страна» или «Центральное государство».

В начале XX века термин «чжунго» был впервые использован в названии государства Республики Китай (中華民國, «Народное государство Чжунго»). С1949 года Китайская Народная Республика (中华人民共和国) также вписала в своё официальное название это слово.

«China»
Латинское название Китая «China », которое перекочевало во многие европейские языки, вероятно, происходит от имени китайской династии Цинь (221 - 206 до н.э.) Скорее всего, китайские купцы, которые торговали на шёлковом пути и путешествовали в Римскую империю называли себя циньцами. Это название «Цинь » записывалось римлянами как «Cina », что со временем превратилось в «China ».

«Китай» и «Катай»
Слово «Китай » происходит от имени «Катай », которое, в свою очередь, возникло от названия не-китайской, а прото-монгольской группы кочевых племён из Маньчжурии — киданов (китаев). В 907 году они захватили Северный Китай и основали в нём свою династию Ляо. Их место в XII—XIII веках заняли другие кочевники — чжурчжэни и монголы, однако этноним их предшественников закрепился как топоним Северного Китая. Благодаря европейским купцам, в частности, Марко Поло, это название в форме «Катай » («Cathay ») попало в средневековую Западную Европу, вытеснив латинское «China ». Отсюда оно перешло в большинство славянских языков, где превратилось в «Китай». На Западе «Катай » изредка употребляется как поэтическое название «Китая ».

По материалам свободной энциклопедии Википедия.

Впервые о слове «Китай» в России узнали в конце XIV века из «Софийской второй летописи 6903 года». Текст попал в Московское княжество от монголов. Летопись описывает захват Тимуром-Тимерланом различных территорий в ходе расширения империи. Среди перечисленных государств впервые упоминается Китай.

Изначально в русском языке слово Китай не обозначало государство. Это была транскрипция слова «цзи-дань», «киданъ». Кидани были могущественным кочевым племенем. В X веке они захватили обширные территории северо-востока Китая и образовали государство Ляо (916–1125). После захвата Суньская империя признала новое государство и ежегодно выплачивала ему дань. Владения Ляо включали земли нынешней Внешней и Внутренней Монголии и северо-восточных провинций Китая. Их земли простирались от озера Балхаш на севере, гор Алтая на востоке и доходили до реки Аму-Дарья на юге. Свои родные земли жители Ляо называли Кидани.

Позднее территории государства Ляо были захвачены другими кочевниками - чжурчжэни, которые основали новую империю Цзинь (1115–1234), но и они продолжали называть эти земли «Кидани». Через монголов слово Кидани попало на Запад, где им обозначали северную часть расколотого Китая.

Южная территория Китая находилась тогда под управлением династии Южная Сун. Её название было «чин» или «чина». В Индии, которая была хорошо знакома с Китаем, страна звучала как «маха- чина». По мнению лингвистов, это слово произошло от названия первой централизованной империи Китая - Цинъ (221–206 гг. до н. э.). Отсюда произошли некоторые западные названия Китая - Thin, Sinae, China, Chinois.

В связи с расколом Китая на Северную и Южную часть учёные того времени называли их по-разному. Северный Китай обозначали Китайа, Сатай, Хатай или Кидани. Южную часть именовали Чин, Цинь, Син, Чжина, Манзи или Манци. После того как Китай вновь воссоединился, то по-прежнему имел для западных стран несколько названий.

В конце XV века известный русский путешественник Афанасий Никитин странствовал по Индии и написал в путевых записках «Хождение за три моря» о государстве Хатай. По его словам, в эту отдалённую восточную страну можно было попасть из Индии за 6 месяцев движения по суше и 4 месяца по воде. Его северную часть путешественник именовал Хатай, а южную часть называл «Чин» или «Мачин».


Афанасий Никитин в книгохранилище, карта Великой Тартарии. Картина Всеволода Иванова

О самом государстве в записках сказано: «А Чинское же да Мачинское пристанище велми велико, да делают в нём чини (фарфор), да продают же чини на вес, а дёшево». По одной из версий, английское слово China произошло от китайского слово «чина» - фарфор.

В 1603 году путешественник Обэньду к своему удивлению обнаружил, что Хатай, который он искал - это и есть Чина. Тогда путаница с названиями на Западе прекратилась и названием Южный Китай (Чина) заменили название Северного Китая (Сатай).

Но в государствах, которые находились на северо-западе Китая и исторически имели длительные отношения с Китаем по сухопутному пути, сохранилось прежнее название - «Кидани», которым называли весь Китай. Такая ситуация сложилась в России, Персии, Греции и др. Попав в тюркские и монгольские языки слово преобразовалось. Перейдя из монгольского в русский язык, слово произносилось «Катай», а затем «Китай», и стало обозначением в России всех китайцев.

Иероглиф «Срединное государство»

Интересно, как свою страну именовали сами китайцы. Одно из первых названий «Хуася» - обозначение древнего этноса Китая. Здесь «ся» - древнейшая китайская династия, а «хуа» означает «пышный», «цветущий». Позднее китайцы называли свою страну «Ханъ» - от названия самой великой и знаменитой китайской династии. Часто они обозначали Китай «Тянься» - «Поднебесная». Наиболее известное название, которое дошло до наших дней - это «Чжунго» - «Срединная империя». А сами китайцы до сих пор называют себя «Чжунго жэнъ» - «люди Срединного государства».

Для того чтобы понять почему Китай называют Китаем, нужно обратиться к истории X века. Именно в это время на территорию современного северо-восточного Китая приходят кочевые племена киданей или китаев. Сейчас уже трудно определить точное происхождение киданей, но, по всей видимости, этот народ относился к тунгусо-маньчжурской группе.

В 907 году кидани вытесняют с обжитых мест племена чжурчжэней и основывают на завоёванных территориях собственное государство Ляо, просуществовавшее до 1125 года. Однако в языках соседних народов за новым государством закрепилось иное название — «Катай» (Cathay). Это одновременно была и отсылка к имени обосновавшихся тут племён, и характеристика государства: слово «Cathay» можно перевести как «цветущая страна». После путешествия итальянского купца по Азии (1271-75) этот топоним перешёл в европейские языки. Необходимо заметить, что Поло опять же таки обозначал этим словом только северо-восточные регионы страны. В XV веке несколько трансформированное «Cathay» попадает и в Московскую Русь. Здесь это название начинает звучать как «Китай». Но в широкое употребление слово «Китай» вошло только в XVII-XVIII веках, после начала освоения Сибири и Дальнего востока.

Народа киданей уже много веков не существует. В начале XII века чжурчжэни взяли реванш, уничтожили государство Ляо и вернули себе свои земли. Выжившие кидане бежали обратно в степи и постепенно стали частью великой Монгольской империи, растворившись в составляющих её племенах. Однако Китай и по сей день называют по имени этого кочевого народа.

Происхождение слова «Chine»

Ещё более древнее происхождение имеет слово «Chine» и его производные, которыми обозначают Поднебесную в европейских языках. Название позаимствовано из санскрита и, по всей видимости, восходит к имени династии Цин, правившей Китаем в III веке до н. э. Понятием «Cīna» в индуистских писаниях обозначаются земли, лежащие на северо-востоке от Индии. Вскоре через греческих и римских купцов это слово попадает и в латынь, которая была прародительницей большинства европейских языков.

На протяжении столетий в Европе использовались оба названия: и монгольское «Cathay», и латинское «Cine». Из-за того что Китай долгое время был разделён на две обширные области, до начала XVII века эти два слова не были тождественными. Топоним «Китай» закрепился за северными регионами страны, где когда-то жили кидани. А «государством Чин» прозвали южные территории, а также фарфоровые изделия, которые отсюда экспортировались в Европу. Подобное разделение можно встретить даже в сочинении тверского купца А. Никитина «Хождение за три моря», где он описывал своё путешествие по Индии. Но со временем в большинстве романо-германских языков название «Cathay» оказалось вытесненным из обыденной речи и стало использоваться исключительно в поэтических произведениях, а термин «Chine» и его производные прочно закрепились в повседневном языке.

Самоназвание

Сами китайцы называют свою страну «Чжунго». Это слово можно перевести как «Срединная империя». Изначально этим термином назывались государственные образования, бывшие преемственными по отношению к династии Западное Чжоу (XII-VIII века до н.э.). Сначала этот топоним распространялся только на территории, расположенные в долине Хуанхэ. По мере новых завоеваний и расширения территории, на которой проживали этнические китайцы, «Чжуньго» стали называть всю территорию современного Китая. Понятием «Срединная империя» подчёркивались исключительность и сакральность китайского государства, противостоящего варварским народам.

Эта древняя формулировка не потеряла своей актуальности до сих пор. С 1949 года слово «чжунго» закреплено в официальном названии страны.

 

Возможно, будет полезно почитать: