Название балетов. Самые известные балеты мира. «Баядерка», музыка Л. Минкуса, хореография М. Петипа

Лебединое озеро

Балет – вид искусства, в котором основным выразительным средством является танец. Танцевальный сюжет тесно связан с музыкой и драматургической основой. Русский балет приобрел известность благодаря гениальным композиторам.

Самые известные балеты русских композиторов воплощали в музыкально-хореографических образах эмоции, всецело захватывающие зрителей.

Из наиболее знаменитых балетов можно выделить «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Премьера балета состоялась 4 марта 1877 года в Большом театре. Первыми постановщиками балета были Мариус Петипа и Лев Иванов. Именно их имена связывают с постановкой знаменитых «лебединых» сцен. Предпосылкой для написания балета было посещение Чайковским имения в Черкасской области, где он много времени проводил на берегу озера. Там великий композитор и любовался белоснежными птицами. Балет «Лебединое озеро» по праву считается общепризнанным шедевром мировой балетной школы. А образ Белого Лебедя и сегодня остается символом русского балета.

Щелкунчик

«Энциклопедией классического балетного танца» часто называют и еще один балет Чайковского - «Спящая красавица». Постановщиком-хореографом балета явился опять же Мариус Петипа. Центральная фигура музыкально-танцевального действия – балерина. Сам балет поражает многообразием тщательно поставленных хореографических сцен. А вершиной этого танцевального великолепия – торжественная танцевальная миниатюра юной красавицы Авроры и принца Дезире.

Известные балеты недаром соотносят с именем Петра Ильича Чайковского. Еще одно произведение прославленного композитора - «Щелкунчик». Премьера балета успешно прошла в декабре 1892 года в Мариинском театре. Сценическое действие не оставляет зрителей равнодушными. В основу балета была взята одноименная сказка Гофмана с классическим сказочным сюжетом о противоборстве добра и зла.

Балет «Ромео и Джульетта»

Еще один из самых знаменитых балетов двадцатого века – «Ромео и Джульетта», произведение русского композитора Сергея Прокофьева. Балет был поставлен по одноименному творению Шекспира. Замечательная музыка и изумительная хореография принесли балету мировую популярность. Премьера шедевра состоялась в Чехословакии в 1938 году. Но наибольшую известность приобрела постановка, впервые представленная в Ленинграде в 1940 году.

Выдающийся русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев создал еще одно известное творение - «Золушка». С. Прокофьева по праву называют «мастером музыкального портрета». Так тонко он с помощью музыки передал характер и переживания героев. Музыку к «Золушке» Прокофьев писал четыре года. Премьера «Золушки» состоялась в Большом театре в ноябре 1945 года. Постановщиком балета был Ростислав Захаров, роль Золушки исполняла Ольга Лепешинская, а впоследствии, Галина Уланова.

В список известных балетов русских композиторов внесено и произведение Игоря Стравинского «Весна Священная». Предпосылкой создания балета послужил сон композитора. В нем он увидел танцующую молодую девушку среди окружающих ее старцев. Для пробуждения весенней природы девушка танцует, теряя силы, и умирает. Душа девушки возрождается в «Светлое Воскрешение природы».

«Весна Священная» уже в космосе

Премьера балета прошла в Париже на Елисейских полях в мае 1913 года. Но нельзя сказать, что она была успешной. Зрители не поняли оригинальности музыки и танцев и освистали артистов. «Весна Священная», как одно из 27 музыкальных произведений, была записана на пластинку «Вояджера» и отправлена в космическое пространство для внеземных цивилизаций.

Мировой классический балет немыслим без русских композиторов. Именно русская балетная школа явилась локомотивом мирового искусства. Она славится на весь мир, затрагивая тончайшие струны души каждого зрителя.

Несмотря на то, что балет ассоциируется с трудноусваиваемым искусством, это одна из тех форм, которая всегда понятна в любой точке мира. Танец не зависит от слов, а значит способен достучаться до каждого.

Конечно, это в большей степени относится к классическому балету, в котором всегда можно разобраться, что к чему, даже не прочитав либретто. Современный балет часто грешит тем, что понимание смысла лежит исключительно в границах разума смотрящего. И это тоже интересный опыт.

1.«Дон Кихот», музыка Л. Минкуса, хореография М. Петипа

Вполне известный сюжет о чистом сердцем чудаке, который боролся с ветрянными мельницами. Но балет, конечно же, о любви, долге и чести! Только вот любовь не между Доном Ламанчским и Дульсинеей (спойлер). Светлый, чудесный и просто приятный спектакль равнодушным не оставит. И это один из немногочисленных сюжетов, который не заканчивается массовой смертью.

2.«Щелкунчик», музыка П. Чайковского, хореография М. Петипа

Сказка о храбром короле, смелой девочке и мерзком властолюбивом крысе. История знакома практически всем, причём с детства. Думать о том, что спектакль предназначен исключительно детям, не стоит. Взрослые уходят в не меньшем восторге, а то и в большем. Опять же, спектакль со счастливым концом.
Купить билет в Мариинский театр

3.«Корсар», музыка А. Адана, Ч. Пуни, Л. Делиба, Р. Дриго, П. Ольденбургского, хореография М. Петипа

Приключенческая история с восточными мотивами. Пиратский дух всё ещё теплится после прочитанного в глубоком детстве Стивенсона? Тогда вам точно сюда! Смелый и решительный Конрад разберётся со всем: и с предательством, и с любимой женщиной. Не то, чтобы здесь совсем никто не умирал (только злодеи), но заканчивается всё определённо точно хорошо!
Купить билет в Мариинский театр
Купить билет в Михайловский театр

4.«Спящая красавица», музыка П. Чайковского, хореография М. Петипа

Весёлая и безумно красивая сказка, костюмы на грани катарсиса, все движения отточены настолько, что буквально «слышно все слова» (которые никто не произносит, естественно). Дети в нем увидят волшебную историю, взрослые обязательно найдут юморные моменты. Отказывать себе в таком удовольствии категорически запрещено!
Купить билет в Мариинский театр
Купить билет в Михайловский театр

5.«Спартак», музыка А. Хачатуряна, хореография Л. Якобсон/Г. Ковтун

Страстная и темпераментная история о восставшем рабе-гладиаторе. Эмоции зашкаливают, поэтому готовьтесь к необычно проведённому вечеру в классическом антураже. В Мариинском театре идёт версия в постановке Леонида Якобсона, а в Михайловском - Георгия Ковтуна.
Купить билет в Михайловский театр

6.«Баядерка», музыка Л. Минкуса, хореография М. Петипа

Один из стерейших балетов в репертуаре русских спектаклей. Тем не менее, учитывая национальный колорит (а действие разворачивается в Индии), «Баядерка» - яркая, запоминающаяся постановка с интересными танцевальными решениями и бесподобными костюмами (у Болливуда было, чем вдохновиться). Сложная история любви с трагичным финалом.
Купить билеты в Мариинский театр
Купить билеты в Михайловский театр

7.«Чиполлино», музыка К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова

Конечно, это детский балет, но если это любимая книга детства (как у некоторых в нашей редакции), то вам его определённо стоит посмотреть. Яркий, с замечательными декорациями и говорящими танцами. Он настолько сложен в исполнении, что его прозвали «детским «Спартаком». А побеждает дружба и справедливость! (ну где-то ж они должны побеждать)
Купить билет в Михайловский театр

8.«Кармен-сюита», музыка Ж. Бизе и Р. Щедрина, хореография А. Алонсо

Испанские страсти, захватывающие и трагичные. Хозе любит Кармен, Кармен - молодого Тореро. Ревность, буря, безумие, мёртвая Кармен. Спектакль одноактный, короткий, часто на сцене показан вместе с ещё какими-нибудь одноактными балетами. И чем их меньше, тем приятней цена.
Купить билет в Мариинский театр

9.«Шехеразада», музыка Н. Римского-Корсакого, хореография М. Фокина

Чувственный и страстный, глаз не оторвать. Одноактный спектакль о чарующем востоке (а точнее о «клюкве» с ним связанной). Герои только сошли со страниц «Тысячи и одной ночи» и тут же устроили оргию. Не, ну а почему бы и нет? Думайте, нужно ли показывать его детям, но взрослым понравится определённо! Также ставится вместе с другими одноактными балетами.
Купить билет в Мариинский театр

10. Балеты Бориса Эйфмана

Волшебное сценическое искусство, зародившееся в Италии в XVI веке, прошло немалый путь и к нашему времени стало популярным во всем мире. Многочисленные балетные школы и театральные труппы, чье количество увеличивается с каждым годом, бывают как классическими, так и современными.

Но если известных шоу-балетов десятки, и, по сути, они отличаются от других танцевальных ансамблей лишь уровнем мастерства, то национальные театры балета с многовековой историей можно пересчитать по пальцам.

Русский балет: Большой и Мариинский Театры

Нам с вами есть чем гордиться, ведь одним из лучших в мире является именно русский балет. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», знаменитые пластические балеты, появившиеся в нашей стране в начале XX века, сделали Россию второй родиной этого искусства и обеспечили нашим театрам нескончаемый поток благодарных зрителей со всего света.

В наши дни за звание лучшей соревнуются труппы Большого и Мариинского театров, чье мастерство совершенствуется день ото дня. Танцоров обе труппы отбирают среди воспитанников петербургской Академии имени А. Я. Вагановой, и с первых дней обучения все ее ученики мечтают однажды исполнить сольную партию на главной сцене страны.

Французский балет: Гранд-опера

Колыбель мирового балета, чье отношение к постановкам неизменно уже три века, и где существует лишь классический академический танец, а все остальное расценивается как преступление против искусства, является пределом мечтаний для всех танцоров мира.

Каждый год ее состав пополняется лишь тремя танцорами, которые прошли столько отборов, конкурсов и испытаний, сколько не снилось даже астронавтам. Билеты в Парижскую оперу недешевы, и позволить их себе могут лишь самые обеспеченные ценители искусства, однако зал полон во время каждого выступления, поскольку помимо самих французов сюда приезжают все европейцы, мечтающие полюбоваться классическим балетом.

Соединенные Штаты: Американский Театр Балета

Приобретший широкую известность после выхода «Черного лебедя», American Ballet Theatre был основан солистом русского Большого театра.

Имеющий собственную школу, балет не нанимает танцоров со стороны и обладает своеобразным русско-американским стилем. В постановках уживаются классические сюжеты, например знаменитый «Щелкунчик», и новые танцевальные направления. Многие ценители балета утверждают, что в ABT забыли о канонах, однако популярность этого театра растет год от года.

Великобритания: Бирмингемский королевский балет

Курируемый самой королевой, балет Лондона невелик по числу танцоров, однако отличается строгостью отбора участников и репертуара. Здесь не встретить современных веяний и жанровых отклонений. Быть может, именно поэтому, не выдержав суровых традиций, многие юные звезды этого балета покидают его и начинают создавать собственные труппы.

Попасть на представление королевского балета непросто, этого удостаиваются лишь самые знатные и богатые люди мира, однако раз в три месяца здесь организуются благотворительные вечера с открытым входом.

Австрийский балет: Венская опера

История Венской оперы насчитывает полтора века, и все это время первыми солистами труппы остаются русские танцоры. Известная своими ежегодными балами, которые не проходили лишь во время Второй мировой войны, Венская опера является самой посещаемой достопримечательностью Австрии . Сюда приходят и для того, чтобы полюбоваться талантливыми танцорами, и чтобы, глядя на соотечественников на сцене, с гордостью говорить на родном языке.

Публикации раздела Театры

Знаменитые русские балеты. Топ-5

К лассический балет - удивительный вид искусства, родившийся в Италии в эпоху зрелого Возрождения, «переехавший» во Францию, где заслуга его развития, включая основание Академии танца и кодификацию многих движений, принадлежала королю Людовику XIV. Франция экспортировала искусство театрального танца во все европейские страны, включая Россию. В середине XIX века столицей европейского балета был уже не Париж, подаривший миру шедевры романтизма «Сильфиду» и «Жизель», а Петербург. Именно в Северной столице в течение почти 60 лет работал великий хореограф Мариус Петипа, создатель системы классического танца и автор шедевров, которые до сих пор не сходят со сцены. После Октябрьской революции балет хотели было «сбросить с корабля современности», но его удалось отстоять. Советское время ознаменовалось созданием немалого количества шедевров. Представляем пять отечественных топ-балетов - в хронологическом порядке.

«Дон Кихот»

Сцена из балета «Дон-Кихот». Одна из первых постановок Мариуса Петипа

Премьера балета Л.Ф. Минкуса «Дон Кихот» в Большом театре. 1869 год. Из альбома архитектора Альберта Кавоса

Сцены из балета «Дон-Кихот». Китри - Любовь Рославлева (в центре). Постановка А.А. Горского. Москва, Большой театр. 1900 год

Музыка Л. Минкуса, либретто М. Петипа . Первая постановка: Москва, Большой театр , 1869, хореография М. Петипа. Последующие постановки: Санкт-Петербург, Мариинский театр , 1871, хореография М. Петипа; Москва, Большой театр, 1900, Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1902, Москва, Большой театр, 1906, все - хореография А. Горского .

Балет «Дон Кихот» - полное жизни и ликования театральное представление, вечный праздник танца, которое никогда не утомляет взрослых и на которое родители с удовольствием ведут детей. Хотя он и называется именем героя знаменитого романа Сервантеса , но отталкивается от одного его эпизода, «Свадьбы Китерии и Базилио», и рассказывает о приключениях молодых героев, любовь которых в конце концов побеждает, невзирая на противодействие упрямого папаши героини, захотевшего выдать ее замуж за богатого Гамаша.

Так что Дон Кихот тут почти ни при чем. Весь спектакль высоченный худой артист в сопровождении низенького пузатенького коллеги, изображающего Санчо Пансу, расхаживает по сцене, порою мешая смотреть сочиненные Петипа и Горским прекрасные танцы. Балет, в сущности, является концертом в костюмах, праздником классического и характерного танца, где всем артистам любой балетной труппы находится дело.

Первая постановка балета состоялась в Москве, куда Петипа время от времени наезжал, дабы поднять уровень местной труппы, которую нельзя было сравнить с блистательной труппой Мариинского театра. Но в Москве дышалось посвободнее, так что балетмейстер, по существу, поставил балет-воспоминание о прекрасных годах молодости, проведенных в солнечной стране.

Балет имел успех, и два года спустя Петипа перенес его в Петербург, что вызвало необходимость переделок. Там характерными танцами интересовались гораздо меньше, чем чистой классикой. Петипа расширил «Дон Кихота» до пяти актов, сочинил «белый акт», так называемый «Сон Дон Кихота», настоящий рай для любителей балерин в пачках, обладательниц хорошеньких ножек. Количество амурчиков в «Сне» достигало пятидесяти двух...

До нас «Дон Кихот» дошел в переделке московского хореографа Александра Горского, который увлекался идеями Константина Станиславского и желал сделать старый балет более логичным и драматически убедительным. Горский разрушил симметричные композиции Петипа, отменил пачки в сцене «Сна» и настаивал на использовании смуглого грима у танцовщиц, изображающих испанок. Петипа обозвал его «свиньей», но уже в первой переделке Горского балет прошел на сцене Большого театра 225 раз.

«Лебединое Озеро»

Декорации к первому преставлению. Большой театр. Москва. 1877 год

Сцена из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов). 1895 год

Музыка П. Чайковского , либретто В. Бегичева и В. Гельцера. Первая постановка: Москва, Большой театр, 1877, хореография В. Рейзингера. Последующая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1895, хореография М. Петипа, Л. Иванова .

Всеми любимый балет, классическая версия которого была поставлена в 1895 году, на самом деле родился восемнадцатью годами ранее в московском Большом театре. Партитура Чайковского, мировая слава которого была еще впереди, была своеобразным собранием «песен без слов» и казалась слишком сложной для того времени. Балет прошел около 40 раз и канул в Лету.

После смерти Чайковского «Лебединое озеро» поставили в Мариинском театре, и от этой версии, ставшей классической, отталкивались все последующие постановки балета. Действию были приданы большая ясность и логичность: балет рассказывал о судьбе прекрасной принцессы Одетты, волею злого гения Ротбарта обращенной в лебедя, о том, как Ротбарт обманул полюбившего ее принца Зигфрида, прибегнув к чарам своей дочери Одиллии, и о смерти героев. Партитура Чайковского была сокращена приблизительно на треть дирижером Рикардо Дриго и переоркестрована. Петипа создал хореографию первого и третьего действий, Лев Иванов - второго и четвертого. Это разделение идеальным образом отвечало призванию обоих гениальных хореографов, второму из которых пришлось жить и умереть в тени первого. Петипа - отец классического балета, создатель безупречно гармоничных композиций и певец женщины-феи, женщины-игрушки. Иванов - балетмейстер-новатор, необычайно чутко чувствующий музыку. В роли Одетты–Одиллии выступила Пьерина Леньяни, «королева миланских балерин», она же первая Раймонда и изобретательница 32 фуэте, самого трудного вида вращения на пуантах.

Можно ничего не знать о балете, но «Лебединое озеро» известно всем. В последние годы существования Советского Союза, когда престарелые лидеры довольно часто сменяли один другого, проникновенная мелодия «белого» дуэта главных героев балета и всплески рук-крыльев с экрана телевизора возвещали о печальном событии. Японцы так любят «Лебединое озеро», что готовы смотреть его утром и вечером, в исполнении любой труппы. Ни одна гастрольная труппа, которых в России и особенно в Москве множество, не обходится без «Лебединого».

«Щелкунчик»

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Марианна - Лидия Рубцова, Клара - Станислава Белинская, Фриц - Василий Стуколкин. Мариинский театр. 1892 год

Сцена из балета «Щелкунчик». Первая постановка. Мариинский театр. 1892 год

Музыка П. Чайковского, либретто М. Петипа. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1892, хореография Л. Иванова .

По книгам и сайтам до сих пор кочует ошибочная информация о том, что «Щелкунчик» поставлен отцом классического балета Мариусом Петипа. На самом деле Петипа сочинил лишь сценарий, а первую постановку балета осуществил его подчиненный, Лев Иванов. На долю Иванова выпала непосильная задача: сценарий, созданный в стиле модного тогда балета-феерии с непременным участием итальянской гастролерши, находился в очевидном противоречии с музыкой Чайковского, которая хоть и была написана в строгом соответствии с указаниями Петипа, но отличалась большим чувством, драматической насыщенностью и сложным симфоническим развитием. Кроме того, героиней балета была девочка-подросток, а балерине-звезде было уготовано лишь финальное па-де-де (дуэт с партнером, состоящий из адажио - медленной части, вариаций - сольных танцев и коды (виртуозного финала)). Первая постановка «Щелкунчика», где первый - по преимуществу пантомимный акт, резко отличался от второго - дивертисментного, не имела большого успеха, критики отмечали лишь Вальс снежных хлопьев (в нем участвовали 64 танцовщицы) и Па-де-де Феи Драже и Принца Коклюша, источником вдохновения для которого послужило Иванову Адажио с розой из «Спящей красавицы», где Аврора танцует с четырьмя кавалерами.

Зато в ХХ веке, который смог проникнуть в глубины музыки Чайковского, «Щелкунчику» было уготовано воистину фантастическое будущее. Не счесть постановок балета в Советском Союзе, странах Европы и США. На российских просторах особенно популярны постановки Василия Вайнонена в ленинградском Государственном академическом театре оперы и балета (ныне Мариинский театр в Санкт-Петербурге) и Юрия Григоровича в московском Большом театре.

«Ромео и Джульетта»

Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта – Галина Уланова, Ромео – Константин Сергеев. 1939 год

Миссис Патрик Кемпбепл в роли Джульетты в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». 1895 год

Финал балета «Ромео и Джульетта». 1940 год

Музыка С. Прокофьева , либретто С. Радлова, А. Пиотровского, Л. Лавровского. Первая постановка: Брно, Театр оперы и балета, 1938, хореография В. Псоты. Последующая постановка: Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета им. С. Кирова, 1940, хореография Л. Лавровского .

Если шекспировская фраза в известном русском переводе гласит «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» , то о написанном на этот сюжет балете великого Сергея Прокофьева говорили: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете» . Воистину изумительная по красоте, богатству красок и выразительности партитура «Ромео и Джульетты» в момент ее появления показалась слишком сложной и неподходящей для балета. Артисты балета попросту отказывались под нее танцевать.

Прокофьев написал партитуру в 1934-м, и первоначально она предназначалась не театру, а прославленному Ленинградскому академическому хореографическому училищу для празднования его 200-летия. Проект не был осуществлен в связи с убийством в 1934 году в Ленинграде Сергея Кирова, в ведущем музыкальном театре второй столицы грянули перемены. Не осуществился и план постановки «Ромео и Джульетты» в московском Большом. В 1938 году премьеру показал театр в Брно, и только два года спустя балет Прокофьева наконец был поставлен на родине автора, в театре тогда уже имени Кирова.

Балетмейстер Леонид Лавровский в рамках весьма приветствовавшегося советской властью жанра «драмбалета» (формы хореографической драмы, характерной для балета 1930-50-х годов) создал впечатляющее, волнующее зрелище с тщательно вылепленными массовыми сценами и тонко очерченными психологическими характеристиками персонажей. В его распоряжении была Галина Уланова , утонченнейшая балерина-актриса, которая так и осталась непревзойденной в роли Джульетты.

Партитуру Прокофьева быстро оценили западные хореографы. Первые версии балета появились уже в 40-х годах XX века. Их создателями были Биргит Кулберг (Стокгольм, 1944) и Маргарита Фроман (Загреб, 1949). Известные постановки «Ромео и Джульетты» принадлежат Фредерику Аштону (Копенгаген, 1955), Джону Кранко (Милан, 1958), Кеннету МакМиллану (Лондон, 1965), Джону Ноймайеру (Франкфурт, 1971, Гамбург, 1973).И. Моисеева , 1958, хореография Ю. Григоровича, 1968 .

Без «Спартака» понятие «советский балет» немыслимо. Это настоящий хит, символ эпохи. Советский период разрабатывал иные темы и образы, глубоко отличные от традиционного классического балета, унаследованного от Мариуса Петипа и Императорских театров Москвы и Петербурга. Волшебные сказки со счастливым концом были сданы в архив, и на смену им пришли героические сюжеты.

Уже в 1941 году один из ведущих советских композиторов Арам Хачатурян говорил о намерении написать музыку к монументальному, героическому спектаклю, который должен быть поставлен на сцене Большого театра. Темой для него был выбран эпизод из древнеримской истории, восстание рабов под руководством Спартака. Хачатурян создал красочную партитуру, использующую армянские, грузинские, русские мотивы и насыщенную прекрасными мелодиями и огненными ритмами. Постановку должен был осуществить Игорь Моисеев.

Понадобилось много лет, чтобы его произведение вышло на суд зрителей, и появилось оно не в Большом театре, а в Театре им. Кирова. Хореограф Леонид Якобсон создал потрясающий новаторский спектакль, отказавшись от традиционных атрибутов классического балета, в том числе от танца на пуантах, использовав свободную пластику и обув балерин в сандалии.

Но хитом и символом эпохи балет «Спартак» стал в руках хореографа Юрия Григоровича в 1968 году. Григорович поразил зрителя совершенно выстроенной драматургией, тонкой прорисовкой характеров главных героев, искусной постановкой массовых сцен, чистотой и красотой лирических адажио. Он назвал свое произведение «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом» (кордебалет - артисты, занятые в массовых танцевальных эпизодах). В роли Спартака выступил Владимир Васильев, Красса - Марис Лиепа , Фригии - Екатерина Максимова и Эгины - Нина Тимофеева. Кардебалет был по преимуществу мужской, что делает балет «Спартак» единственным в своем роде.

Помимо известных прочтений «Спартака» Якобсоном и Григоровичем, существует еще около 20 постановок балета. Среди них версия Иржи Блазека для Пражского балета, Ласло Сереги для Будапештского балета (1968), Юри Вамоша для Арена ди Верона (1999), Ренато Дзанеллы для балета Венской государственной оперы (2002), Натальи Касаткиной и Владимира Василёва для руководимого ими Государственного академического театра классического балета в Москве (2002).


Классика - это не только симфонии, оперы, концерты и камерная музыка. Некоторые из самых узнаваемых классических произведений появились в форме балета. Балет возник в Италии в эпоху Возрождения и постепенно превратился в техническую форму танца, которая требовала очень большой подготовки от танцовщиц. Первой созданной балетной труппой был Парижский оперный балет, который сформировался после того, как король Людовик XIV назначил Жан-Батиста Люлли режиссером Королевской Академии музыки. Композиции Люлли для балета считаются многими музыковедами поворотным пунктом в развитии этого жанра. С тех пор популярность балета постепенно угасала, «кочуя» из одной страны в другую, что предоставляло композиторам разных национальностей возможность составить некоторые из их самых известных произведений. Приведем семь самых популярных и любимых балетов в мире.


Чайковский написал в 1891 году этот вневременной классический балет, который является наиболее часто исполняемым балетом современной эпохи. В Америке впервые «Щелкунчик» появился на сцене только в 1944 году (его исполнил балет Сан-Франциско). С тех пор стало традицией ставить «Щелкунчика» в новогодне-рождественский сезон. Этот великий балет не только обладает самой узнаваемой музыкой, но и его история приносит радость как детям, так и взрослым.


Лебединое озеро - самый технически и эмоционально сложный классический балет. Его музыка намного опередила свое время, а многие из его ранних исполнителей утверждали, что «Лебединое озеро» слишком сложно танцевать. На самом деле, об оригинальной первой постановке известно очень мало, а то, к чему все привыкли сегодня, это переработанная известными хореографами Петипа и Ивановым постановка. «Лебединое озеро» всегда будет считаться стандартом классических балетов и будет исполняться на протяжении веков.


Сон в летнюю ночь

Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» была адаптирована ко многим стилям искусства. Первый полнометражный балет (на весь вечер) по этому произведению поставил в 1962 году Джордж Баланчин на музыку Мендельсона. Сегодня «Сон в летнюю ночь» -очень популярный балет, который любят многие.


Балет «Коппелия» был написан французским композитором Лео Делибом, а хореографию под него поставил Артур Сен-Леон. «Коппелия» - это беззаботная история, изображающая конфликт человека между идеализмом и реализмом, искусством и жизнью, с яркой музыкой и оживленными танцами. Его мировая премьера в Парижской опере была крайне успешной в 1871 году, и балет остается успешным и сегодня, находясь в репертуаре многих театров.


Питер Пен

Питер Пэн - великолепный балет, подходящий для всей семьи. Танцы, декорации и костюмы столь же красочны, как и сама история. Питер Пэн является относительно новым в мире балета, и поскольку не существует его классической единой версии, балет может быть интерпретирован по-разному каждым балетмейстером, хореографом и музыкальным руководителем. Хотя каждая постановка может отличаться друг от друга, история остается почти одной и той же, поэтому данный балет был отнесен к классике.


Спящая красавица

«Спящая красавица» была первым знаменитым балетом Чайковского. В нем музыка ничуть не менее важна, чем танцы. История «Спящей красавицы» - идеальное сочетание балетно-королевских торжеств в великолепном замке, битвы добра и зла и торжествующей победы вечной любви. Хореография была создана всемирно известным Мариусом Пепита, который также поставил «Щелкунчик» и « Лебединое озеро». Этот классический балет будет исполняться до скончания времен.


Золушка

Существует множество версий «Золушки», но наиболее распространенной является версия Сергея Прокофьева. Прокофьев начал свою работу над «Золушкой» в 1940 году, но из-за Второй мировой войны закончил партитуру только в 1945 году. В 1948 году хореограф Фредерик Эштон сделал постановку в полном объеме с использованием музыки Прокофьева, которая снискала огромный успех.

 

Возможно, будет полезно почитать: