Заготовка. Истории морских профессий Откуда пошла боцманская дудка? Сигнал морской дудкой "Побудка"

Боцманский свисток (боцманская дудка) — один из старейших и наиболее заслуживающих внимания предметов военно-морского снабжения. Дудка употреблялись в глубокой древности на галерах греков и римлян для регулирования гребков рабов-гребцов, посаженных на весла. Служит на кораблях ВМС одним из средств внутренней связи.

Сигналы на морской дудке подаются вахтенной и дежурной службами корабля, а при производстве авральных и других работ и старшинами команд, непосредственно руководящими работами.Дудкой снабжаются главные боцманы, боцманы, старшины вахтенных постов, рассыльные и дневальные по жилым помещениям

Приказом № 64 Главнокомандующего Во-енно-морскими силами 15 мая 1948 года было введено в действие пособие «Сигна-лы на морской дудке». Документ причис-лял морскую дудку к средствам внутрен-ней связи и определял 16 различных сигналов, подаваемых ею.

Часть из них: побудка, передаточный, на завтрак, на обед, на ужин, большой сбор (все наверх), аврал, вызов смены на вахту, подвахтенные вниз, подъем (или спуск) флага — предва-рялись командой, подаваемой голосом.
Другие сигналы: тали нажать, пошел (выбрать) тали, завернуть (лопарь, швартов), травить (лопарь, швартов), раздернуть! — выполнялись без подачи команд голосом.Для облегчения изучения и практичес-кого воспроизводства все сигналы изобра-жаются графически, наподобие нотного письма, но при этом вместо пятилинейно-го используется трехлинейный нотный стан. Все сигналы изображаются на трех горизонтальных линиях комбинацией ус-ловных обозначений: длинная черта — постоянный, непрерывный звук; ряд ко-ротких тире — прерывистый звук; ряд маленьких кружков — трель.

Звуки высо-кого тона нанесены выше средней линии, низкого — ниже ее, а знаки, изображен-ные наклонно от верхней и нижней час-тей этого своеобразного нотного стана, оз-начали затухающий и нарастающий по силе звук.Для определения продолжитель-ности звука или паузы между звуками го-ризонтальные линии разделяются на рав-ные отрезки вертикальными линиями.
Это пособие во многом способствовало сохра-нению доброй флотской традиции — со-провождать подаваемые команды сигналом боцманской дудки. И очень жаль, что сегодня у нас на флоте нет подобного по-собия.

Конечно, теперь, когда с главного командного пункта во все уголки боевого корабля команды передаются мощными динамиками, боцманскую дудку трудно назвать средством внутренней связи. Но ведь ею по-прежнему снабжается млад-ший командный состав кораблей флота, находящийся при исполнении вахтенной либо дежурной службы на верхней палу-бе или в низах.Другое дело, что теперь боц-манская дудка не более чем простой ак-сессуар дежурно-вахтенной формы одеж-ды, и все реже и реже можно услышать правильно поданный ею сигнал. Но что правду таить — вид дудки под вырезом матросской форменки рождает в сердце моряка чувство грусти по утраченным тра-дициям.

Когда на судах основным движителем было весло, а число гребцов на самых боль-ших из них исчислялось сотнями, возникла потребность добиться синхронности их рабо-ты, ритмичного темпа гребли. Только так можно было обеспечить необходимую скорость и маневренность тогдашних кораблей.


Нужный ритм в действиях гребцов обеспечивался звуковыми сигналами. Как прави-ло, их подавали свистком, флейтой или гонгом. С появлением парусного флота роль звуко-вых сигналов, предваряющих команды, возросла еще более.

Тогда-то и родилась дудка-свисток особого устройства для подачи сигналов на корабле. История сохранила бесспор-ный факт — еще в XIII веке дудка употреблялась крестоносцами для вызова команды корабля наверх при схватке с противником на абордаж.

В своей оде «Темпест» о дудке упоминает и Шекспир. Одно время она была симво-лом должности и даже атрибутом высшей власти.
Самый старший из английских адми-ралов, лорд-адмирал, носил на шее золотую дудку на золотой цепи . Подобную же дудку, но только серебряную и на серебряной цепочке, носили адмиралы английских эскадр в бою.

Указом британского короля масса золотой дудки была определена равной одной унции (28,35 г), а цепочка по своей массе была эквивалентна золотому дукату (3,4 г). История военного флота Великобритании свидетельствует, что дудка в ее сегодняшнем виде была введена там как память о захвате в морском бою знаменитого шотландского пирата Эндрю Бартона, с шеи которого и была снята дудка.
Ее взяли за образец и приняли в британском флоте, а до этого времени в употреблении были самые разнообразные свистки.


Боцман. Справка.

Существуют доказательства , что боцманская дудка, похожая на ту, что была изъята у Бартона, то есть плоский никелированный ящичек с полым шариком на конце, в кото-рый вставлялась слегка согнутая трубка, крепившаяся к никелированной цепочке, при-шла в Россию во второй половине царствования Петра I.

Представим себе на минуту... Чудесная погода, характерная для тропиков, ровный упругий пассат и русский бриг, идущий вперед под всеми парусами...

Не занятые вахтой матросы занима-ются обычными корабельными делами, а подвахтенные, как водится, отдыхают. Сигнальщик и вахтенный начальник вни-мательно осматривают слегка волнующий-ся океанский простор.
Вдруг вахтенный офицер, вниматель-но вглядываясь в лазурную даль, на мгно-вение замер — на самом горизонте по-явилось небольшое облако, быстро дви-гавшееся с севера в сторону корабля. Оно на глазах увеличивалось в размерах.
Ста-ло ясно — идет шквал. И тут же с мости-ка прозвучала команда: «Унтер-офицеры, к люкам!» Они быстро заняли свои мес-та у люков и, сжав боцманские дудки в ладонях, набрали в легкие побольше воз-духа.

«Свистать всех наверх! Рифы брать!» — последовала очередная коман-да. Переливчатые трели дудок, прижатых к губам унтер-офицеров, зазвучали на па-лубе брига, и сразу же — новая команда: «Все наверх! Рифы, брать!»

Прошли считанные минуты, и «взя-тые» рифы заметно уменьшили площадь парусов брига. Теперь уже кораблю не гро-зила опасность от внезапно налетевшего шквала.

Так использовались боцманские дуд-ки на кораблях русского флота. И сейчас еще, когда хотят собрать личный состав, шутливо говорят: «Свистать всех на-верх!»

Подавать сигналы дудкой — особое искусство . Для этого ее надо взять в ладонь правой руки, прижав шарик, а затем, по-лусогнув над ним пальцы, сильно подуть в трубку. От дутья и манипуляции пальца-ми над отверстием шарика дудка меняет тон свиста — от мягкого и глубокого до пронзительно резкого и высокого. Всего существует до 15 различных мелодий, ко-торые трудно изобразить какими-либо нотными знаками. Мелодии эти, как и многие флотские традиции, передаются из поколения в поколение моряков показом и на слух.

В прежние годы младшим флотским чинам (унтер-офицерам, боцманматам и боцманам) дудку вручали в пожизненное владение . Она была как бы эмблемой их власти и получила название боцманской.

В романе «Капитальный ремонт» Ле-онид Соболев писал: «Немыслим россий-ский военный корабль без дудки. Всякое приказание на корабле предваряется дуд-кой. Приказание, отданное вахтенным начальником или старшим офицером, птицей летит по кораблю, гонимое сви-стком дудок из люка в люк, из кубрика в кубрик, пока не отыщет тех или того, к кому оно относится.
В матросе же вы-работан условный рефлекс: свист дудки заставляет его насторожиться и ждать приказания, которое сейчас будет произ-несено...
Немыслим Российский-военный корабль без дудки . Ритмическим подсви-стыванием ее дают темп тяге снастей: резким, нарастающим свистом ее — вы-гоняют сон из людей по утрам в подмогу горну, особыми переливами — соловь-ем — команду собирают к полуденной чарке вина, долгой замирающей трелью приветствуют поднимаемый и спускае-мый кормовой флаг...»

Отданное приказание покрывалось свистом и трелью дудок, после чего млад-шие командиры повторяли (репетовали) слова командира громким и ясным голо-сом без изменений и дополнений.

Исстари и по сей день живет боцман-ская дудка на наших военных кораблях. Приказом № 64 Главнокомандующего Во-енно-морскими силами 15 мая 1948 года было введено в действие пособие «Сигна-лы на морской дудке». Документ причис-лял морскую дудку к средствам внутрен-ней связи и определял 16 различных сиг-налов, подаваемых ею. Часть из них: побудка, передаточный, на завтрак, на обед, на ужин, большой сбор (все наверх!), аврал, вызов смены на вахту, подвахтенные вниз, подъем (или спуск) флага — предва-рялись командой, подаваемой голосом. Другие сигналы: тали нажать, пошел (выбрать) тали, завернуть (лопарь, швартов), травить (лопарь, швартов), раздернуть! — выполнялись без подачи команд голосом.

Для облегчения изучения и практичес-кого воспроизводства все сигналы изобра-жаются графически, наподобие нотного письма, но при этом вместо пятилинейно-го используется трехлинейный нотный стан. Все сигналы изображаются на трех горизонтальных линиях комбинацией ус-ловных обозначений: длинная черта — постоянный, непрерывный звук; ряд ко-ротких тире — прерывистый звук; ряд маленьких кружков — трель.
Звуки высо-кого тона нанесены выше средней линии, низкого — ниже ее, а знаки, изображен-ные наклонно от верхней и нижней час-тей этого своеобразного нотного стана, оз-начали затухающий и нарастающий по силе звук.
Для определения продолжитель-ности звука или паузы между звуками го-ризонтальные линии разделяются на рав-ные отрезки вертикальными линиями. Это пособие во многом способствовало сохра-нению доброй флотской традиции — со-провождать подаваемые команды сигналом боцманской дудки. И очень жаль, что сегодня у нас на флоте нет подобного по-собия. Конечно, теперь, когда с главного командного пункта во все уголки боевого корабля команды передаются мощными динамиками, боцманскую дудку трудно назвать средством внутренней связи.
Но ведь ею по-прежнему снабжается млад-ший командный состав кораблей флота, находящийся при исполнении вахтенной либо дежурной службы на верхней палу-бе или в низах. Другое дело, что теперь боц-манская дудка не более чем простой ак-сессуар дежурно-вахтенной формы одеж-ды, и все реже и реже можно услышать правильно поданный ею сигнал. Но что правду таить — вид дудки под вырезом матросской форменки рождает в сердце моряка чувство грусти по утраченным тра-дициям.

И нынче можно видеть дудки на гру-ди у ассистентов знаменосца и старшин, идущих в строю в первой шеренге.

И кажется, что милые сердцу всех мо-ряков боцманские дудки никогда не уйдут из нашего флота.


Когда на судах основным движителем было весло, а число гребцов на самых боль­ших из них исчислялось сотнями, возникла потребность добиться синхронности их рабо­ты, ритмичного темпа гребли. Только так можно было обеспечить необходимую скорость и маневренность тогдашних кораблей.

Нужный ритм в действиях гребцов обеспечивался звуковыми сигналами. Как прави­ло, их подавали свистком, флейтой или гонгом. С появлением парусного флота роль звуко­вых сигналов, предваряющих команды, возросла еще более. Тогда-то и родилась дудка-свисток особого устройства для подачи сигналов на корабле. История сохранила бесспор­ный факт - еще в XIII веке дудка употреблялась крестоносцами для вызова команды корабля наверх при схватке с противником на абордаж.

В своей оде «Темпест» о дудке упоминает и Шекспир. Одно время она была симво­лом должности и даже атрибутом высшей власти. Самый старший из английских адми­ралов, лорд-адмирал, носил на шее золотую дудку на золотой цепи. Подобную же дудку, но только серебряную и на серебряной цепочке, носили адмиралы английских эскадр в бою.

Указом британского короля масса золотой дудки была определена равной одной унции (28,35 г), а цепочка по своей массе была эквивалентна золотому дукату (3,4 г). История военного флота Великобритании свидетельствует, что дудка в ее сегодняшнем виде была введена там как память о захвате в морском бою знаменитого шотландского пирата Эндрю Бартона, с шеи которого и была снята дудка Ее взяли за образец и приняли в британском флоте, а до этого времени в употреблении были самые разнообразные свистки.

Существуют доказательства, что боцманская дудка, похожая на ту, что была изъята у Бартона, то есть плоский никелированный ящичек с полым шариком на конце, в кото­рый вставлялась слегка согнутая трубка, крепившаяся к никелированной цепочке, при­шла в Россию во второй половине царствования Петра I.

Представим себе на минуту... Чудесная погода, характерная для тропиков, ровный упругий пассат и русский бриг, идущий вперед под всеми парусами...

Не занятые вахтой матросы занима­ются обычными корабельными делами, а подвахтенные, как водится, отдыхают. Сигнальщик и вахтенный начальник вни­мательно осматривают слегка волнующий­ся океанский простор.

Вдруг вахтенный офицер, вниматель­но вглядываясь в лазурную даль, на мгно­вение замер - на самом горизонте по­явилось небольшое облако, быстро дви­гавшееся с севера в сторону корабля. Оно на глазах увеличивалось в размерах. Ста­ло ясно - идет шквал. И тут же с мости­ка прозвучала команда: «Унтер-офицеры, к люкам!» Они быстро заняли свои мес­та у люков и, сжав боцманские дудки в ладонях, набрали в легкие побольше воз­духа.

«Свистать всех наверх! Рифы брать!» - последовала очередная коман­да. Переливчатые трели дудок, прижатых к губам унтер-офицеров, зазвучали на па­лубе брига, и сразу же - новая команда: «Все наверх! Рифы, брать!»

Прошли считанные минуты, и «взя­тые» рифы заметно уменьшили площадь парусов брига. Теперь уже кораблю не гро­зила опасность от внезапно налетевшего шквала.

Так использовались боцманские дуд­ки на кораблях русского флота. И сейчас еще, когда хотят собрать личный состав, шутливо говорят: «Свистать всех на­верх!»

Подавать сигналы дудкой - особое искусство. Для этого ее надо взять в ладонь правой руки, прижав шарик, а затем, по­лусогнув над ним пальцы, сильно подуть в трубку. От дутья и манипуляции пальца­ми над отверстием шарика дудка меняет тон свиста - от мягкого и глубокого до пронзительно резкого и высокого. Всего существует до 15 различных мелодий, ко­торые трудно изобразить какими-либо нотными знаками. Мелодии эти, как и многие флотские традиции, передаются из поколения в поколение моряков показом и на слух.

В прежние годы младшим флотским чинам (унтер-офицерам, боцманматам и боцманам) дудку вручали в пожизненное владение. Она была как бы эмблемой их власти и получила название боцманской.

В романе «Капитальный ремонт» Ле­онид Соболев писал: «Немыслим россий­ский военный корабль без дудки. Всякое приказание на корабле предваряется дуд­кой. Приказание, отданное вахтенным начальником или старшим офицером, птицей летит по кораблю, гонимое сви­стком дудок из люка в люк, из кубрика в кубрик, пока не отыщет тех или того, к кому оно относится. В матросе же вы­работан условный рефлекс: свист дудки заставляет его насторожиться и ждать приказания, которое сейчас будет произ­несено... Немыслим Российский-военный корабль без дудки. Ритмическим подсви­стыванием ее дают темп тяге снастей: резким, нарастающим свистом ее - вы­гоняют сон из людей по утрам в подмогу горну, особыми переливами - соловь­ем - команду собирают к полуденной чарке вина, долгой замирающей трелью приветствуют поднимаемый и спускае­мый кормовой флаг...»

Отданное приказание покрывалось свистом и трелью дудок, после чего млад­шие командиры повторяли (репетовали) слова командира громким и ясным голо­сом без изменений и дополнений.

Исстари и по сей день живет боцман­ская дудка на наших военных кораблях. Приказом № 64 Главнокомандующего Во­енно-морскими силами 15 мая 1948 года было введено в действие пособие «Сигна­лы на морской дудке». Документ причис­лял морскую дудку к средствам внутрен­ней связи и определял 16 различных сиг­налов, подаваемых ею. Часть из них: побудка, передаточный, на завтрак, на обед, на ужин, большой сбор (все наверх!), аврал, вызов смены на вахту, подвахтенные вниз, подъем (или спуск) флага - предва­рялись командой, подаваемой голосом. Другие сигналы: тали нажать, пошел (выбрать) тали, завернуть (лопарь, швартов), травить (лопарь, швартов), раздернуть! - выполнялись без подачи команд голосом.

Для облегчения изучения и практичес­кого воспроизводства все сигналы изобра­жаются графически, наподобие нотного письма, но при этом вместо пятилинейно­го используется трехлинейный нотный стан. Все сигналы изображаются на трех горизонтальных линиях комбинацией ус­ловных обозначений: длинная черта - постоянный, непрерывный звук; ряд ко­ротких тире - прерывистый звук; ряд маленьких кружков - трель. Звуки высо­кого тона нанесены выше средней линии, низкого - ниже ее, а знаки, изображен­ные наклонно от верхней и нижней час­тей этого своеобразного нотного стана, оз­начали затухающий и нарастающий по силе звук. Для определения продолжитель­ности звука или паузы между звуками го­ризонтальные линии разделяются на рав­ные отрезки вертикальными линиями. Это пособие во многом способствовало сохра­нению доброй флотской традиции - со­провождать подаваемые команды сигналом боцманской дудки. И очень жаль, что сегодня у нас на флоте нет подобного по­собия. Конечно, теперь, когда с главного командного пункта во все уголки боевого корабля команды передаются мощными динамиками, боцманскую дудку трудно назвать средством внутренней связи. Но ведь ею по-прежнему снабжается млад­ший командный состав кораблей флота, находящийся при исполнении вахтенной либо дежурной службы на верхней палу­бе или в низах. Другое дело, что теперь боц­манская дудка не более чем простой ак­сессуар дежурно-вахтенной формы одеж­ды, и все реже и реже можно услышать правильно поданный ею сигнал. Но что правду таить - вид дудки под вырезом матросской форменки рождает в сердце моряка чувство грусти по утраченным тра­дициям.

И нынче можно видеть дудки на гру­ди у ассистентов знаменосца и старшин, идущих в строю в первой шеренге.

И кажется, что милые сердцу всех мо­ряков боцманские дудки никогда не уйдут из нашего флота.

Использовались весла, а скорость и маневренность корабля зависела как от числа гребцов, так и от их слаженной работы. Чтобы процесс гребли был ритмичным, подавались специальные звуковые сигналы. Для этого использовались флейты и гонги. С развитием парусного флота появилось еще одно приспособление, которое вошло в историю мореходства как боцманский свисток.

Происхождение приспособления

В тринадцатом веке крестоносцы для того, чтобы собрать команду на палубе корабля, использовали специальные дудки. Данное приспособление упоминается также в оде Шекспира «Темпест» как символ и атрибут высшей власти. В Великобритании золотая дудка предназначалась для лорд-адмирала как самого старшого чина. Аналогичными серебряными духовыми изделиями пользовались английские адмиралы. С развитием британского флота королем были сформулированы требования к дудкам, согласно которым боцманский свисток, изготовленный из золота, должен был весить одну унцию (28,35 г), а шейная цепь, на которой устройство носилось, своей массой не должна была превышать один золотой дукат (3,4 г).

Конструкция современного изделия

Сегодня устройства, применяемые в Англии, по своей конструкции аналогичны дудке, снятой с шеи шотландского пирата Эндрю Бартона. До его захвата на английских суднах использовали различные боцманские свистки.

Изделие представляет собой плоский никелированный ящичек. Его конец имеет вид полого шарика, в который вставлена немного согнутая трубка. Носится она на шее на специальных цепочках из никеля.

Как называется боцманский свисток сегодня

Этим вопросом часто бывают озабочены любители разгадывать кроссворды. В истории ВМФ Великобритании трофей стал символом победы над знаменитым шотландским пиратом, а сами свистки теперь официально называются дудками образца Бартона.

Боцманский свисток в России

Впервые дудки образца Бартона начали использовать в российском военно-морском флоте в годы правления царя Петра I. Свистки предназначались для младших флотских чинов: унтер-офицеров и боцманов. В 1925 году для военнослужащих рабоче-крестьянского красного флота были утверждены Правила ношения формы и одежды. Согласно данному документу, дудки образца Бартона были введены в оснащение служащих российского ВМФ. С 1930 года они стали неотъемлемыми элементами форменной одежды парадных расчетов. Позже боцманский свисток получил новое название - «сигнальная дудка» - и начал использоваться боцманами, строевыми старшинами, а также краснофлотцами, несущими вахту на верхней палубе.

В годы Советского Союза боцманские свистки изготавливались на Московском музыкальном заводе духовых инструментов, а также на Киевском заводе № 37. Каждая дудка оснащалась клеймом «МЗДИ» или цифрой «37».

Правила ношения

Согласно утвержденным в 1925 году Правилам для военнослужащих РККФ, боцманские свистки носили следующим образом:

  • На бушлатах или шинелях сигнальные дудки подвешивались справа к петле второй пуговицы.
  • Если военнослужащий был одет в рубашку (фланелевую, форменную или рабочую), то дудку следовало цеплять к краю воротничка.
  • При использовании противогаза цепочку сигнальной дудки нужно было расположить таким образом, чтобы она перекрывала его плечевую лямку.

Подача сигнала

Согласно приказу № 64, изданному в 1948 году Главкомом ВМС СССР, был приведен в действие документ «Сигналы на морской дудке», в котором было изложено, как правильно дудеть в боцманский свисток. С этого времени дудка считается средством внутренней связи, рассчитанным на шестнадцать мелодий. Каждая из них является сигналом к действию. Подача сигнала при помощи дудки считается настоящим искусством. Чтобы звук был правильным, боцманский свисток следует держать в ладони правой руки, прижимая полусогнутыми пальцами его шарик.

После в свисток нужно дунуть, перебирая при этом пальцами. В зависимости от перекрытий отверстия в шарике и создаются мелодии различных тонов. Они могут быть как мягкими и глубокими, так и пронзительно резкими.

Изучают сигналы боцманских дудок, используя графические изображения, которые очень похожи на нотное письмо. Но в случае с сигнальными дудками применяется не пятилинейный, а трехлинейный стан.

Заключение

Сейчас боцманские свистки, как и прежде, используются младшим командным составом, несущим вахтенную либо дежурную службу на верхних палубах. Как свидетельствуют отзывы моряков, сегодня все реже можно услышать звук боцманского свистка. Теперь он является обычным аксессуаром, представляющим один из неотъемлемых элементов дежурно-вахтенной формы.

Во все времена существовало большое количество различных морских званий и должностей как среди рядового, унтер-офицерского (старшинского), офицерского (командного), так и адмиральского (высшего командного) состава. Об истории возникновения некоторых из них и пойдет речь в нашей статье.
В художественной литературе о море и его тружениках часто встречаются повествования о юнгах. Само же наименование «юнга» произошло от английского слова «young» – молодой. На флоте так называли подростка, исполняющего обязанности матроса и обучающегося морскому делу. Еще в эпоху парусного флота английским адмиралам и командирам военных кораблей разрешалось брать в команду в качестве уборщиков и вестовых (денщиков) мальчиков девяти-десяти лет, которые одновременно с исполнением своих прямых обязанностей в обязательном порядке осваивали различные морские специальности. С годами некоторые из них дослуживались до офицерских чинов – лейтенантов и даже капитанов, как, например, известный английский капитан Джеймс Кук.
Юнги были и на кораблях российского военного морского флота, а позднее и на гражданских судах. Широкое распространение институт юнг получил в годы Советской власти. Значительное количество юных матросов служило в годы Великой Отечественной войны на боевых кораблях и гражданских судах. Из их числа впоследствии вышло много известных мореплавателей – штурманов и капитанов дальнего плавания, военноначальников, ученых, писателей. Так, в годы Великой Отечественной войны прошел свой боевой путь на торпедных катерах юнга Валентин Пикуль, впоследствии ставший известным в нашей стране и за ее пределами писателем.
В далеком прошлом корабельный (судовой) повар, готовящий пищу для команды на камбузе (кухне), получил свое название от голландского слова «кок», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «кокус» – повар. Это название сохранилось в повседневном обиходе моряков и в наши дни, как на военном, так и гражданском флотах.
Современная корабельная и судовая специальность «матрос» произошла от голландского слова, означающего «товарищ по мачте, по работе, напарник». Она получила широкое распространение на различных флотах мира и подразделяется на матросов 1-го и 2-го классов, матроса-рулевого, камбузника, ловца, матроса-обработчика, матроса, марсового матроса (специалиста по такелажным работам: на парусных судах – матроса, работающего на марсе), матроса-артиллериста (комендора), фалрепного (матрос, посылаемый с вахты подать фалреп) и т.д. Существует в военно-морском флоте и воинское звание старший матрос, что соответствует армейскому званию ефрейтор. На судах гражданского флота имеется должность старшего матроса, на которую назначаются высококвалифицированные специалисты из числа матросов 1-го класса.
В некоторых иностранных армиях существует звание капрал, соответствующее ефрейтору в российской армии. В российском же флоте официально такой чин отсутствует, однако на военном флоте «капралом» прозывали морских унтер-офицеров. А вот первый унтер-офицерский чин квартирмейстер не получил своего распространения на флоте.
В XVII веке в российском военно-морском флоте существовала унтер-офицерская должность «баталер», произошедшая от голландского слова «виночерпий». Изначально этот человек ведал содержанием и распределением продовольственных и винных припасов на кораблях. Позднее баталером стали называть унтер-офицера или кондуктора хозяйственной специальности, заведующего денежным, пищевым и вещевым довольствием. Сегодня это люди, на общественных началах занимающиеся лишь вопросами содержания на складах различного продовольствия и выдачей его на камбуз.
Назовем еще один младший унтер-офицерский чин российского флота, существовавший в XVIII веке, – «шхиман», который имел в подчинении шхимаимата. Однако это звание не прижилось на флоте.
Сегодня, как и сотни лет назад на судах довольно распространена должность плотника, который подчиняется боцману и при необходимости заменяет его. За неимением такого специалиста его обязанности на судне выполняет старший матрос или матрос 1-го класса.
А такой морской чин, как «комит» (аргузин, альгвазил), существовал лишь на галерах и принадлежал начальнику команды, руководившему действиями гребцов и распределявшему их для работы на веслах в три смены. С помощью своих помощников – подкомитов – они руководили действиями гребцов во время плавания. На галерах стран Средиземноморья в VII-ХVII веках комит по отношению к гребцам-каторжанам исполнял также обязанности надсмотрщика и палача. На груди комиты носили серебряную дудку – отсюда и пошли впоследствии на военных кораблях всем известные «боцманские дудки».
На греческих же кораблях-галерах гребцами командовал погоняла – «келеустос». А его помощников, отвечающих за каждый ярус весел, а также инструменты для отбивания такта гребли и плети, именовали «тойархами». Гребцы по ярусам палуб галеры подразделялись на «франитов», «цигитов» и «таламитов» (сверху вниз, соответственно). О прибытии галеры в порт извещал горнист – «буканет», а глубину моря при заходе в порты измерял с носовой части судна с помощью «болиса» (лота) «прореус».
Название чина «шкипер» (шхипер-корабельщик) пришло из датского языка. В наше время шкипером называют старшину или даже капитана несамоходного судна. Производным этого чина стало наименование «подшкипер», который выполнял обязанности по содержанию корабельного имущества (унтер-офицер) по морской части. В наши дни этот человек ведает имуществом на палубной части крупных судов.
Корабельный чин, а позднее должность «боцман» произошло от голландских слов, переводимых как «лодка» (корабль, судно) и «человек». В российском флоте боцман – старший над всеми корабельными унтер-офицерами и матросами, заведующий всеми работами по морской части и отвечающий за содержание корабля в чистоте. Позднее на гражданских судах боцманом именовался представитель младшего командного состава, которому был подчинен рядовой состав палубной команды по судовым хозяйственным работам. В обязанности боцмана входила организация судовых работ и содержание судна в чистоте, наблюдение за исправным состоянием трюмов, обучение рядового состава палубной команды. Он также следил за такелажными, якорными, буксирными и швартовыми устройствами и принадлежностями, тросами, блоками и т.д.
В настоящее время боцман подчиняется старшему помощнику капитана и является непосредственным начальником палубной команды. Этот человек обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, грузовых и судовых помещений, надстроек, танков пресной воды, измерительных, приемных и воздушных труб, рангоута, такелажа, включая и антенное хозяйство, трапных конструкций, кранцевой защиты, рулевого, грузового, якорного, швартового и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного и аварийно-спасательного оборудования и прочих устройств. Он ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением, кладовыми своего заведования и является непосредственным руководителем судовых работ.
В российском военно-морском флоте существовал еще и так называемый боцманмат – старший строевой унтер-офицер, который в отсутствии боцмана исполнял его обязанности. На современных учебных парусных судах служат сразу несколько боцманов по различным заведованиям (например, мачтам), во главе которых стоит главный боцман.
И, наконец, на кораблях российского военно-морского флота существовал и свой «кондуктор». Это был промежуточный чин между унтер-офицером и офицером, принадлежавший ближайшим помощникам офицеров-специалистов.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ

 

Возможно, будет полезно почитать: