В назначенный час энола грей. Энола Гэй: один из всадников Апокалипсиса. Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия

28 июля 2014 года умер Теодор Ван Кирк — последний оставшийся в живых член экипажа американского бомбардировщика «Энола Гэй», 6 августа 1945 года осуществившего первую в истории атомную бомбардировку японского города Хиросима.

Последний исполнитель

93-летний Теодор Ван Кирк, штурман бомбардировщика, никогда не выражал сожаления относительно своего участия в бомбардировке Хиросимы. Он заявлял:

В тот момент истории атомная бомбардировка была необходима, она спасла жизни тысяч американских солдат.

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки были осуществлены 6 и 9 августа 1945 года по личному приказу президента США Гарри Трумэна.

Непосредственное выполнение боевой задачи было поручено стратегическим бомбардировщикам В-29 509-го смешанного авиационного полка, базировавшегося на острове Тиниан в Тихом океане.

6 августа 1945 года В-29 «Энола Гэй» под командованием полковника Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима урановую бомбу «Малыш» эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила, в результате чего погибли от 90 до 166 тысяч человек.

9 августа 1945 года В-29 «Бокскар» под командованием майора Чарльз Суинисбросил на японский город Нагасаки плутониевую бомбу «Толстяк» мощностью до 21 килотонны тротила, в результате чего погибли от 60 до 80 тысяч человек.

Их было 24

В экипаж «Энолы Гэй» во время бомбардировки 6 августа входили 12 человек, в экипаж «Бокскара» 9 августа - 13 человек. Единственным человеком, который участвовал в обеих бомбардировках, был специалист по противорадарной борьбе лейтенант Джекоб Безер. Таким образом, в двух бомбардировках в общей сложности приняли участие 24 американских летчика.

Теодор Ван Кирк был последним живым участником не только бомбардировки Хиросимы, но и последним живым участником обеих бомбардировок - последний из членов экипажа «Бокскара» скончался в 2009 году.

Командир «Энолы Гэй» превратил трагедию Хиросимы в шоу

Большинство летчиков, бомбивших Хиросиму и Нагасаки, не проявляли публичной активности, но при этом не выражали сожалений о содеянном.

В 2005 году, к 60-летию бомбардировки Хиросимы трое остававшихся к тому моменту членов экипажа самолета «Энола Гей» - Тиббетс, Ван Кирк и Джеппсон - заявили, что не сожалеют о случившемся. «Применение атомного оружия было необходимо », - сказали они.

Самым известным из участников бомбардировок является Пол Уорфилд Тиббетс-младший - командир «Энолы Гэй» и 509-го авиаполка. Тиббетс, который считался один из лучших летчиков ВВС США в годы Второй Мировой войны и являлся личным пилотом Дуайта Эйзенхауэра, в 1944 году был назначен командиром 509-го авиаполка, выполнявшего полеты по перевозке компонентов атомных бомб, а затем получившего задание на нанесение атомного удара по Японии. Бомбардировщик «Энола Гэй» получил имя в честь матери Тиббетса.

Тиббетс, служивший в ВВС до 1966 года, дослужился до звания бригадного генерала. Впоследствии он много лет работал в частных авиационных компаниях. На протяжении всей своей жизни он не только выражал уверенность в правильности атомного удара по Хиросиме, но и заявлял о готовности сделать это еще раз. В 1976 году из-за Тиббетса вспыхнул скандал между США и Японией - на одном из авиашоу в Техасе пилот сделал полную постановку бомбардировки Хиросимы. За этот инцидент правительство США принесло Японии официальные извинения.

Тиббетс умер в 2007 году, в возрасте 92 лет. В своем завещании он просил, чтобы после смерти не устраивали похорон и не устанавливали мемориальной плиты, так как демонстранты, выступающие против ядерного оружия, могли сделать ее своеобразным местом своих протестов.

Летчиков не мучили кошмары

Пилот «Бокскара» Чарльз Суини закончил службу в авиации в 1976 году в звании генерал-майора. После этого он писал воспоминания и выступал с лекциями перед студентами. Как и Тиббетс, Суини настаивал, что атомный удар по Японии был необходим и спас жизни тысяч американцев. Чарльз Суини умер в 2004 году в возрасте 84 лет в клинике Бостона.

Непосредственным исполнителем «приговора Хиросиме» был 26-летний на тот момент бомбардир Томас Фереби. Он также никогда не сомневался в том, что осуществленная им миссия была правильной, хотя и выражал сожаление относительно большого числа жертв:

Мне жаль, что так много людей погибло от этой бомбы, и мне неприятно думать, что подобное понадобилось для того, чтобы скорее закончить войну. Сейчас нам следует оглянуться назад и вспомнить, что могут сделать всего одна-две бомбы. А затем, я думаю, нам следует согласиться с мыслью, что подобное никогда не должно повториться.

Фереби вышел в отставку в 1970 году, спокойно прожил еще 30 лет, и умер в возрасте 81 года в городке Уиндемер во Флориде, в год 55-й годовщины бомбардировки Хиросимы.

Прожили долгую и счастливую жизнь и никогда не жалели о том, что сделали, Чарльз Олбери (умер в 2009 году в возрасте 88 лет), Фред Оливи (умер в 2004 году в возрасте 82 лет) и Фредерик Эшворт (умер в 2005 году в возрасте 93 лет).

«Комплекс Изерли»

На протяжении многих лет ходили разговоры о раскаянии, которое испытывают участники бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. На деле никто из основных действующих лиц в действительности какой-либо вины не испытывал. Летчик Клод Роберт Изерли, действительно вскоре сошедший с ума, входил в экипаж одного из самолетов, выполнявших во время налета вспомогательные функции. Он много лет провел в психиатрической клинике, и в его честь даже был названо новое заболевание, связанное с повреждением психики людей, применивших оружие массового поражения - «комплекс Изерли».

У его коллег психика оказалась значительно крепче. Чарльз Суини и его экипаж, бомбивший Нагасаки, смог лично оценить масштаб содеянного через месяц. Американские летчики после подписания Японией капитуляции привезли в Нагасаки ученых-физиков, а также медикаменты для пострадавших. Жуткие картины, которые они увидели на том, что осталось от улиц города, произвели на них впечатление, но психику не поколебали. Хотя один из летчиков признавался затем - хорошо, что оставшиеся в живых жители не знали, что перед ними именно те пилоты, что сбросили бомбу 9 августа 1945 года…

93-летний Теодор Ван Кирк , штурман бомбардировщика, никогда не выражал сожаления относительно своего участия в бомбардировке Хиросимы. «В тот момент истории атомная бомбардировка была необходима, она спасла жизни тысяч американских солдат», — заявлял Ван Кирк.

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки были осуществлены 6 и 9 августа 1945 года по личному приказу президента США Гарри Трумэна .

Непосредственное выполнение боевой задачи было поручено стратегическим бомбардировщикам В-29 509-го смешанного авиационного полка, базировавшегося на острове Тиниан в Тихом океане.

6 августа 1945 года В-29 «Энола Гэй» под командованием полковника Пола Тиббетса сбросил на японский город Хиросима урановую бомбу «Малыш» эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила, в результате чего погибли от 90 до 166 тысяч человек.

9 августа 1945 года В-29 «Бокскар» под командованием майора Чарльз Суини сбросил на японский город Нагасаки плутониевую бомбу «Толстяк» мощностью до 21 килотонны тротила, в результате чего погибли от 60 до 80 тысяч человек.

Ядерный гриб над Хиросимой и Нагасаки Фото: Commons.wikimedia.org / Charles Levy, Personel aboard Necessary Evil

Их было 24

В экипаж «Энолы Гэй» во время бомбардировки 6 августа входили 12 человек, в экипаж «Бокскара» 9 августа — 13 человек. Единственным человеком, который участвовал в обеих бомбардировках, был специалист по противорадарной борьбе лейтенант Джекоб Безер . Таким образом, в двух бомбардировках в общей сложности приняли участие 24 американских летчика.

В экипаж «Энолы Гэй» входили : полковник Пол В. Тиббетс, капитан Роберт Льюис, майор Томас Фереби, капитан Теодор Ван Кирк, лейтенант Джекоб Безер, капитан ВМС США Уильям Стерлинг Парсонс, младший лейтенант Моррис Р. Джеппсон, сержант Джо Стиборик, сержант Роберт Карон, сержант Роберт Шумард, шифровальщик первого класса Ричард Нельсон, сержант Вэйн Дазенберрай.

В экипаж «Бокскара» входили : майор Чарльз Суини, лейтенант Чарльз Дональд Альбери, лейтенант Фред Оливи, сержант Кермит Бихан, капрал Айб Спитцер, сержант Рэй Галлахер, сержант Эдвард Бакли, сержант Альберт Дехарт, старший сержант Джон Кухарек, капитан Джеймс Ван Пельт, Фредерик Эшворт, лейтенант Филипп Барнес, лейтенант Джекоб Безер.

Теодор Ван Кирк был последним живым участником не только бомбардировки Хиросимы, но и последним живым участником обеих бомбардировок — последний из членов экипажа «Бокскара» скончался в 2009 году.

Экипаж «Бокскара». Фото: Commons.wikimedia.org / Original uploader was Cfpresley at en.wikipedia

Командир «Энолы Гэй» превратил трагедию Хиросимы в шоу

Большинство летчиков, бомбивших Хиросиму и Нагасаки, не проявляли публичной активности, но при этом не выражали сожалений о содеянном.

В 2005 году, к 60-летию бомбардировки Хиросимы трое остававшихся к тому моменту членов экипажа самолета «Энола Гей» — Тиббетс, Ван Кирк и Джеппсон — заявили, что не сожалеют о случившемся. «Применение атомного оружия было необходимо», — сказали они.

Пол Тиббетс перед атакой, утро 6 августа 1945 года. Фото: Commons.wikimedia.org / US Air Force employee (unnamed)

Самым известным из участников бомбардировок является Пол Уорфилд Тиббетс-младший — командир «Энолы Гэй» и 509-го авиаполка. Тиббетс, который считался один из лучших летчиков ВВС США в годы Второй Мировой войны и являлся личным пилотом Дуайта Эйзенхауэра, в 1944 году был назначен командиром 509-го авиаполка, выполнявшего полеты по перевозке компонентов атомных бомб, а затем получившего задание на нанесение атомного удара по Японии. Бомбардировщик «Энола Гэй» получил имя в честь матери Тиббетса.

Тиббетс, служивший в ВВС до 1966 года, дослужился до звания бригадного генерала. Впоследствии он много лет работал в частных авиационных компаниях. На протяжении всей своей жизни он не только выражал уверенность в правильности атомного удара по Хиросиме, но и заявлял о готовности сделать это еще раз. В 1976 году из-за Тиббетса вспыхнул скандал между США и Японией — на одном из авиашоу в Техасе пилот сделал полную постановку бомбардировки Хиросимы. За этот инцидент правительство США принесло Японии официальные извинения.

Тиббетс умер в 2007 году, в возрасте 92 лет. В своем завещании он просил, чтобы после смерти не устраивали похорон и не устанавливали мемориальной плиты, так как демонстранты, выступающие против ядерного оружия, могли сделать ее своеобразным местом своих протестов.

Летчиков не мучили кошмары

Пилот «Бокскара» Чарльз Суини закончил службу в авиации в 1976 году в звании генерал-майора. После этого он писал воспоминания и выступал с лекциями перед студентами. Как и Тиббетс, Суини настаивал, что атомный удар по Японии был необходим и спас жизни тысяч американцев. Чарльз Суини умер в 2004 году в возрасте 84 лет в клинике Бостона.

Непосредственным исполнителем «приговора Хиросиме» был 26-летний на тот момент бомбардир Томас Фереби. Он также никогда не сомневался в том, что осуществленная им миссия была правильной, хотя и выражал сожаление относительно большого числа жертв: «Мне жаль, что так много людей погибло от этой бомбы, и мне неприятно думать, что подобное понадобилось для того, чтобы скорее закончить войну. Сейчас нам следует оглянуться назад и вспомнить, что могут сделать всего одна-две бомбы. А затем, я думаю, нам следует согласиться с мыслью, что подобное никогда не должно повториться». Фереби вышел в отставку в 1970 году, спокойно прожил еще 30 лет, и умер в возрасте 81 года в городке Уиндемер во Флориде, в год 55-й годовщины бомбардировки Хиросимы.

Прожили долгую и счастливую жизнь и никогда не жалели о том, что сделали, Чарльз Олбери (умер в 2009 году в возрасте 88 лет), Фред Оливи (умер в 2004 году в возрасте 82 лет) и Фредерик Эшворт (умер в 2005 году в возрасте 93 лет).

B-29 над Осакой. 1 июня 1945 года. Фото: Commons.wikimedia.org / United States Army Air Force

«Комплекс Изерли»

На протяжении многих лет ходили разговоры о раскаянии, которое испытывают участники бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. На деле никто из основных действующих лиц в действительности какой-либо вины не испытывал. Летчик Клод Роберт Изерли, действительно вскоре сошедший с ума, входил в экипаж одного из самолетов, выполнявших во время налета вспомогательные функции. Он много лет провел в психиатрической клинике, и в его честь даже был названо новое заболевание, связанное с повреждением психики людей, применивших оружие массового поражения — «комплекс Изерли».

У его коллег психика оказалась значительно крепче. Чарльз Суини и его экипаж, бомбивший Нагасаки, смог лично оценить масштаб содеянного через месяц. Американские летчики после подписания Японией капитуляции привезли в Нагасаки ученых-физиков, а также медикаменты для пострадавших. Жуткие картины, которые они увидели на том, что осталось от улиц города, произвели на них впечатление, но психику не поколебали. Хотя один из летчиков признавался затем — хорошо, что оставшиеся в живых жители не знали, что перед ними именно те пилоты, что сбросили бомбу 9 августа 1945 года...


  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org / Хиросима до и после взрыва.

  • © Commons.wikimedia.org / Экипаж «Enola Gay» с командиром Полом Тиббетсом в центре

  • © Commons.wikimedia.org / Бомбардировщик B-29 «Enola Gay»

  • © Commons.wikimedia.org / Атомный взрыв над Хиросимой

  • ©

1 ноября 2007 года в своем доме в Коламбусе, штат Огайо, в возрасте 92 лет скончался американский пилот Пол Тиббетс, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму. Он на три года пережил генерала Суини, который бомбил Нагасаки. "Смерть любит своих поставщиков" - генерал Тиббетс, как и большинство других офицеров, участвовавших в атомных бомбардировках Японии, прожил долгую жизнь и сделал хорошую (хоть и не головокружительную) карьеру, уйдя в запас в звании бригадного генерала ВВС США. До конца жизни Тиббетс не сомневался в том, что действовал правильно.

Смерть самого известного в мире летчика ВВС США вновь привлекла внимание к той единственной операции, которая увековечила его имя. Этот интерес тем более велик, что бомбардировки Хиросимы и Нагасаки стали первым и, пока что, последним боевым применением ядерного оружия.

Предпосылки атаки на Хиросиму появились в сентябре 1942 года, когда в США стартовал известный "Манхэттенский проект", в рамках которого велась разработка ядерного оружия. Научным руководителем проекта стал выдающийся ученый Роберт Оппенгеймер, куратором и организатором - генерал Лесли Гроувз, получивший практически неограниченные полномочия (впоследствии такую схему скопируют в СССР, где научное руководство проектом будет возложено на Игоря Курчатова, а организационные и контрольные функции - на Лаврентия Берию).

В "Манхэттенском проекте" была задействована плеяда выдающихся ученых, уже имевших или получивших впоследствии всемирную известность - Эдвард Теллер, Энрико Ферми, Лео Сциллард, Джон фон Нейман и многие другие. Следует, впрочем, отметить, что вопреки популярному заблуждению, Альберт Эйнштейн, чье совместное с Лео Сциллардом и другими учеными письмо Рузвельту, написанное еще в 1939 году, стало отправной точкой для начала предварительных работ по проекту, не участвовал в создании бомбы - американские спецслужбы не были уверены в его благонадежности. Сам Эйнштейн до конца жизни задавался вопросом о моральности (или аморальности) применения ядерного оружия.

Пол Уорфилд Тиббетс-младший (Paul Warfield Tibbets Jr.). Родился 23 февраля 1915 года в Куинси, штат Иллинойс. Отец - Пол Уорфилд Тиббетс-старший, мать - Энола Гей Тиббетс (Хаггард). В 1937-м поступил кадетом в авиационный корпус армии США, в 1938-м получил звание второго лейтенанта. Участвовал в боевых действиях с августа 1942 года. Командовал 340-й бомбардировочной эскадрильей 97-го тяжелого бомбардировочного авиакрыла на Средиземноморском театре военных действий. После нескольких боевых вылетов был отозван в США для переучивания на новейший бомбардировщик Б-29. 17 декабря 1944 года был назначен на должность командира 509-й смешанной авиационной группы.

К середине 1944 года стало ясно, что создание эффективного ядерного заряда - дело ближайших месяцев. Командование армии США начало подготовку к практическому применению нового оружия. Первой воинской частью, которой предстояло применить атомную бомбу, стала 509-я смешанная авиационная группа, изначально создававшаяся для испытаний и применения авиационных бомб большой мощности. В качестве самолета-носителя был выбран стратегический бомбардировщик B-29, обладавший уникальными для того времени летными характеристиками. Какие города - немецкие или японские - станут целью, еще не было ясно. Участники проекта спешили - осенью 1944 года все полагали, что немцы, открывшие в свое время эффект цепной реакции распада ядер урана, также находятся в завершающей стадии разработки ядерного оружия.

Кроме бомбардировщиков, в состав 509-й группы были включены транспортные самолеты C-54, что определило ее классификацию как "смешанной". Новая воинская часть была сформирована 9 декабря 1944 года и приступила к боевой подготовке 17 декабря на авиабазе Уэндовер в штате Юта. Используемые группой самолеты B-29 были модернизированы по проекту Silverplate. От оригинальных самолетов они отличались увеличенными размерами бомболюка и усиленными замками бомбодержателей. Кроме того, самолеты были оснащены камерами для фиксации результатов взрыва и шторками на стеклах кабины и блистерах, позволявшими защитить экипаж от ослепительной вспышки. Внешне самолеты-носители ядерных бомб отличались от остальных светлой "отражающей" окраской - самолеты окрашивали в светлые тона - белый, серебристый, голубой. Часть самолетов просто не красили - тяжелые бомбардировщики сверкали в лучах солнца полированным дюралем с нанесенными опознавательными знаками и номерами.

К апрелю 1945 в составе 509-й группы было 14 подготовленных экипажей, каждый из которых совершил не менее 50 учебных полетов со сбросом инертного боеприпаса, и полковник Тиббетс объявил о боеготовности группы. Началась подготовка к переброске самолетов и экипажей за океан. К этому времени уже было ясно, что целью для атомных бомб станут города Японии - у Германии шансов продержаться до готовности первых боеприпасов нового типа уже не было.

Подготовка

Стратегический бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress.
Первый полет - 21 сентября 1942 года
Взлетный вес норм/макс - 56/61 тонна
Силовая установка - 4 двигателя Райт-Циклон R-3350-23(23A)-18, мощностью по 2200 л.с.
Максимальная скорость - 604 км/ч
Радиус действия в зависимости от нагрузки - 1200-2700 километров
Потолок - 10.000 метров
Вооружение - 11 пулеметов в пяти огневых установках, до 9072 килограммов бомб
Экипаж - 7-10 человек в зависимости от задания
Выпускался на заводах компаний Boeing, Bell и Glenn L. Martin

21 июля 1944 года американские войска высадились на острове Тиниан – маленьком клочке суши, входящем в обширный архипелаг Марианских островов. Несколько квадратных километров скал, болотистых зарослей и пляжей, засыпанных белым коралловым песком, представляли слабый стратегический интерес для Японии, хотя армия Страны Восходящего Солнца и дралась за него как всегда до последнего солдата. Но США получили неоспоримое стратегическое преимущество: теперь у них была база, с которой воздушные сверхкрепости могли вести бомбардировку Японских островов.

Cледующий шаг был сделан в апреле 1945 года, когда разразилась битва за Окинаву, обернувшаяся крупномасштабной мясорубкой даже по меркам привыкших за время войны к большим потерям Германии и СССР, не говоря уже о США. С захватом этого острова США получили возможность атаковать японские острова с помощью тактических бомбардировщиков и истребителей.

Первые транспортные самолеты 509-й авиагруппы с экипажами и техниками прибыли на театр военных действий 18 мая 1945 года, приземлившись на острове Тиниан. 29 мая на Тиниан прибыли вспомогательные подразделения и персонал группы. Бомбардировщики начали прибывать с 11 июня. 509-я группа вошла в состав 313 бомбардировочного крыла, принимавшего участие в бомбардировках Японии с февраля 1945 года. В связи с секретностью новой части район ее базирования был отнесен на несколько миль в сторону от остальных частей и тщательно охранялся.

В это же время командир группы подобрал себе самолет для боевых действий - B-29 серии 45-MO, модификации Silverplate, серийный номер 44-86292, сошел с производственной линии фирмы Glenn L. Martin 9 мая 1945 года.

После завершения наземных тренировок экипажи приступили к боевой подготовке. Как сообщает журнал боевых действий 509-й смешанной группы, 13 самолетов ее 393-й эскадрильи в течение июля и первой недели августа 1945 года совершили:

  • 17 индивидуальных тренировочных полетов без боеприпасов.
  • 15 групповых вылетов на боевое применение по целям на островах Трук, Маркус, Рота, Гугуан. Вылеты совершались в составе крупных соединений численностью до 90 бомбардировщиков с использованием фугасных авиабомб.
  • 12 групповых вылетов на боевое примение против целей на территории Японских островов с использованием фугасных боеприпасов.
    Между 22 и 29 июля самолеты сбросили на цели 37 фугасных бомб, имитировавших ядерную бомбу "Толстяк", которая впоследствии будет сброшена на Нагасаки.
  • 8 учебных полетов со сбросом инертных сборок, имитирующих боеприпасы "Малыш" (пять полетов) и "Толстяк" (три полета).
  • 1 практический полет с загруженной инертной сборкой "Малыша" на остров Иводзима с проведением выгрузки/погрузки бомбы на запасном аэродроме с целью проверить возможность смены бомбардировщика-носителя в случае возникновения неполадок на основной машине в ходе полета.

    Бомбардировщик B-29 "Суперфортресс" Фото ВВС США

    Полковник Тиббетс активно участвовал в подготовке - за июль 1945 года он совершил восемь тренировочных и два боевых вылета, каждый из которых длился от 8 до 12 часов.

    Тем временем в США прошли испытания "Устройства" (Device) - так был назван первый ядерный боеприпас. "Устройство" было взорвано на полигоне в Аламогордо в штате Нью-Мексико 17 июля 1945 года. Находившийся в это время в Потсдаме президент США Гарри Трумэн сообщил об успехе Черчиллю и Сталину. Это сообщение - фактически первый в истории акт "ядерной дипломатии" - стало поводом для активизации работ над советским ядерным проектом.

    Трумэн, который сам узнал о настоящем содержании Манхэттенского проекта только после смерти президента Рузвельта, рассчитывал на испуг, однако Сталин оставался спокоен. Он внимательно выслушал президента Трумэна, поздравил его с выдающимся достижением американских ученых и инженеров и уехал в свою резиденцию. Из докладных записок Курчатова он знал, что скрывается за "бомбой огромной разрушительной силы", а советская разведка уже подбиралась к главным исполнителям Манхэттенского проекта.

    Боевое применение

    16 июля бомба, в которой не хватало небольшой доли урана, была погружена на борт крейсера "Индианаполис", немедленно вышедшего в море. 26 июля он доставил на остров Тиниан первый ядерный боеприпас - бомбу "Малыш". 29 июля на Тиниан прибыл генерал Карл Спаатс, командовавший стратегической авиацией на тихоокеанском ТВД. Подготовка к боевому применению ядерного боеприпаса вошла в завершающую стадию. 28 июля и 2 августа 1945 года на Тиниан самолетами были доставлены компоненты бомбы "Толстяк".

    Комиссия по выбору целей, заседавшая в Вашингтоне в мае-июне 1945 года, рекомендовала в качестве возможных целей Киото, Хиросиму, Ниигату и арсенал в Кокуре. Комиссия отвергла идею использования этого оружия против чисто военной цели, поскольку был шанс промахнуться мимо маленькой цели, не окруженной обширной городской зоной. Кроме того, говорилось, что "это снизит психологический эффект, оказываемый на противника". В качестве основной цели генерал Гроувз рассматривал Киото, аргументируя это тем, что "во-первых, этот город имеет больше миллиона населения, что, следовательно, обещает хороший эффект взрыва; во-вторых, он занимает огромную площадь, на которой вполне укладывается предполагаемый диаметр зоны разрушения".

    Бомба "Малыш". Фото из музея в Лос-Аламос

    Однако министр обороны США Генри Стимсон вычеркнул Киото из списка из-за его культурного значения. По словам профессора Эдвина О. Райшауэра, Стимсон "знал и ценил Киото со времен его медового месяца там десятилетиями ранее". Так первое место в списке заняла Хиросима.

    27 июля в Потсдаме начальник Объединенного комитета начальников штабов генерал Маршалл подписал приказ на боевое применение ядерного оружия. Приказ привез на Тиниан 29 июля Карл Спаатс. Документ, разработанный Лесли Гроувзом, предписывал нанести удар "в любой день после третьего августа так скоро, как только позволят погодные условия". B-29 мог нанести бомбовый удар и по закрытой облаками цели, но для детального контроля результатов атаки и анализа ее эффективности требовалась безоблачная погода.

    Погоды ждали три дня.

    Пятого августа полковник Тиббетс "окрестил" свою машину - B-29 "бортовой номер 82-черный" получил имя Enola Gay в честь матери командира группы. Глубокой ночью, в 2:45 6 августа 1945 года "Энола Гей" оторвалась от взлетной полосы аэродрома Норт Филд и направилась к Японии в составе соединения из семи машин - ее самой, запасного самолета, трех разведчиков и двух контролеров. Разведчикам предстояло определить точную цель из четырех назначенных.

    Миссия грозила провалиться - майоры Джон Вильсон и Ральф Тейлор, командиры разведчиков-бомбардировщиков "Джебит III" и "Фулл Хаус", посланные к Кокуре и Нагасаки, сообщили о плотной облачности над целями.

    Бомба "Толстяк". Фото с сайта dkimages.com

    Но в 7:10 майор Клод Изерли, пилот бомбардировщика-разведчика B-29 c собственным именем "Стрэйт Флэш", послал сигнал "Бомбите первую цель" - небо над Хиросимой было безоблачным. Тем временем "Энола Гей" исправно шла по маршруту, и запасной бомбардировщик - "Топ Сикрет" под управлением капитана Чарльза Макнайта - совершил посадку на Иводзиме. На Хиросиму выходило звено из двух машин - "Энола Гей" с бомбой и B-29-45-MO 44-86291, "бортовой номер 91-черный", пилотируемый капитаном Джорджем Маркуортом, который должен был осуществлять контроль результатов налета. (После ядерной бомбардировки Нагасаки Маркуорт назовет свой самолет Necessary Evil - "Необходимое зло".) Позади них шел самолет "Грейт Артист" под управлением майора Чарльза Суини - на нем была установлена аппаратура для анализа продуктов взрыва и замера его мощности.

    Примерно в 7:15 самолеты были замечены радарами ПВО Японии, но малочисленность соединения заставила японцев предположить, что B-29 выполняют разведывательную миссию, в связи с чем истребители на перехват было решено не поднимать (к этому времени японские ВВС испытывали критический дефицит топлива). В 8:00 в Хиросиме была отменена воздушная тревога - по радио было объявлено, что при появлении самолетов надлежит укрыться, однако скорее всего они выполняют разведывательный полет и бомбового удара опасаться не следует.

    В 7:45 капитан ВМС США Уильям Стерлинг Парсонс – главный технический специалист по эксплуатации ядерной бомбы - установил предохранители в электрической цепи бомбы и включил питание. Возвращение самолета с бомбой на борту стало невозможным.

    "Энола Гей". Фото музея авиации и космонавтики США

    08:14:17 - бомболюк открыт, бомба сброшена. Тиббетс вводит самолет в боевой разворот, на максимальной скорости уходя от точки сброса.
    08:15:02 - в шестистах метрах над одним из мостов в центре Хиросимы произошел подрыв ядерного боеприпаса "Малыш". Зафиксированная мощность взрыва равнялась тринадцати килотоннам, радиус сплошного разрушения - 1,6 километра, площадь пожаров - 11,4 километра. 90 процентов зданий Хиросимы были разрушены либо тяжело повреждены. Число жертв, по средневзвешенным оценкам, составило около 80 тысяч человек из 255-тысячного населения города. Разрушения оказались столь значительными еще и вследствие того, что "японская" застройка легко поддавалась огню и совершенно не выдерживала ударной волны. Будь на месте Хиросимы "типовой" европейский город с каменной и бетонной застройкой, радиус разрушения и процент уничтоженных зданий оказался бы многократно меньшим. Число жертв впоследствии возросло из-за лучевой болезни, составив в общей сложности около 140 тысяч человек.

    "Сначала появилась яркая молния взрыва. Затем - слепящий свет, в котором была видна приближающаяся взрывная волна, потом - грибообразное облако. Впечатление было такое, словно над городом бурлило море кипящей смолы. Только края его оставались видны…"

    То, что в Хиросиме что-то произошло, в Токио поняли, как только оборвалась связь - город не отвечал ни по радио, ни по телефону, ни по телеграфу. С полустанка в 16 километрах от города передали сообщение "об ужасном взрыве". Происходящее поставило японский генштаб в тупик - там знали, что Хиросима не была целью крупного налета и что там не было больших складов взрывчатых веществ, которые могли бы взорваться вследствие диверсии или самопроизвольно. Вскоре в Хиросиму вылетел самолет с офицером, который имел приказ "разобраться и доложить". Прибыв в город около полудня, офицер застал там сплошной пожар. Истинная причина происходящего стала ясна спустя 16 часов после взрыва, когда в Вашингтоне объявили об успешном применении нового оружия.

    Поскольку Япония не проявляла готовности капитулировать, то 9 августа настала очередь второй цели. На сей раз жертвой стал Нагасаки. В этом вылете полковник Тиббетс участия не принимал. Удар наносил "Бокскар" под управлением Чарльза Суини, а "Энола Гей" под управлением Маркуорта выполняла роль метеоразведчика над запасной целью - городом Кокура. Вместе с самолетом Суини на Нагасаки выходили "Грейт Артист" и "Биг Стинк" под управлением капитана Фредерика Бока и майора Джеймса Хопкинса. "Грейт Артист", как и 6 августа, собирал информацию о взрыве, "Биг Стинк" вел фотоконотроль.

    Жертвами ядерной бомбардировки Нагасаки стали 74 тысячи человек. Так же, как и в Хиросиме, впоследствии это число возросло из-за лучевой болезни. К этому моменту японское руководство уже полностью осознало масштаб происходящего - японские физики смогли оценить произошедшее и составить соответствующий доклад. В сочетании с начавшимся наступлением советской армии в Маньчжурии, взрывы ядерных бомб заставили Империю капитулировать.

    Взрывы ядерных бомб над Хиросимой и Нагасаки положили начало эпохе ядерного сдерживания. Монополия США на обладание новым оружием была недолгой - с августа 1949 года и до нашего времени мир существует в условиях "равновесия страха" - когда последствия войны равно ужасны для обеих сторон, нет смысла ее начинать.

    Cчета судьбы

    Полковник Тиббетс продолжил службу в авиационном корпусе армии США, в 1947 году преобразованном в ВВС США.

    Взрыв "Малыша". Фото с сайта doe.gov

    В 1959 году он получил звание бригадного генерала. В начале 60-х годов был назначен на должность военного атташе в Индии, но к исполнению обязанностей не приступил из-за начавшихся протестов. В 1966 году Тиббетс уволился в запас.

    Бомбардировщик "Энола Гей" был сохранен, и в настоящее время находится в национальном музее авиации и космонавтики США. 509-я смешанная авиагруппа продолжила свое существование. В настоящее время она известна как 509-я оперативная группа ВВС США. В ее состав входят бомбардировщики-невидимки B-2.

    Крейсер CA-35 Indianapolis, доставивший "Малыша" на Тиниан, заплатил самым первым и дороже всех - на полпути к заливу Лейте, в 00:14 30 июля 1945 года, крейсер-ветеран был торпедирован японской подводной лодкой I-58. Противоторпедная защита устаревшего корабля не выдержала одновременного попадания двух торпед, и крейсер быстро пошел ко дну. Из 1196 человек, находившихся на борту "Индианаполиса", в течение четырехдневной спасательной операции были спасены только 316. Большинство погибших стали жертвами акул.

    Большинство офицеров 509-й группы никогда не раскаивались в содеянном, не испытывая ни страха, ни сомнений по поводу сделанного. Бомбардир "Энолы Гей" Томас Ферби, непосредственно нажавший на кнопку сброса, иногда выражал сожаление по поводу большого количества жертв. Тиббетс и Суини, ставшие генералами, всю жизнь считали, что выполняли свой долг, и заявляли что готовы повторить ядерную атаку, если такая необходимость возникнет. "Я спокойно сплю по ночам", - сообщил Тиббетс журналистам. Расплачиваться по счетам своих товарищей в итоге пришлось Клоду Роберту Изерли, сошедшему с ума вскоре после событий 1945 года. Он и умер раньше всех, в 1978 году.

  • Срок назначен на 6 августа. Особый «509-й» получил приказ бомбить один из четырех оставленных невредимыми специально для этой цели японских городов: Хиросима, Нагасаки, Ниигата, Кокура. Окончательный выбор цели оставался за командиром полка в зависимости от погодных условий над объектами. Зато условие предпринять атомный удар до 8 августа было непременным. Детали операции командир «509-го», полковник Тпббетс продумывал сам. Вылет он назначил на 6 августа. Лететь предстояло семи машинам. Главную из них, ту, что понесет к цели «Малыша», он решил пилотиро-нать сам. Полковник не был маньяком-убийцей, всего лишь хорошим командиром, знавшим, что труднейшую часть работы лучше взять на себя. Его самолет № 82 с размашистой надписью «Энолла Гей» в передней части фюзеляжа в полете должны были сопровождать еще две «крепости». Впереди главных сил выдвигалась тройка метеоразведчиков. Они должны были оценить состояние погоды над Хиросимой, Кокурой и Нагасаки и доложить, где лучше видимость. Замыкал боевой порядок экипаж, везущий научную аппаратуру для сброса над местом атомного взрыва. После последних приготовлений старт назначили на 2.40 утра 6 августа.

    Полковник Тиббетс. В назначенный час «Энолла Гей» оторвалась от тинианской взлетной полосы и взяла курс на Японию. Полет проходил тяжело, внизу была сплошная облачность. Тиббетс беспокоился, что миссия провалится. Но в 7.10 утра майор Изерли, посланный на разведку к Хиросиме, прислал утешительное сообщение: над городом облаков нет. Хиросима оказалась в небольшом просвете хорошей погоды. Впоследствии, осознав, что натворил, майор Изерли, отличный командир с крепкими нервами и доброй сотней боевых вылетов над Германией, станет нервозной развалиной. Его карьера закончится в психолечебнице, куда он попадет за навязчивые попытки добиться суда над собой как над убийцей. Всю пенсию он будет отсылать до востребования па Хиросимский почтамт для детей убитого города.

    Ужас взрыва. Все это будет потом, и будет несправедливо, поскольку он только выполнял свой солдатский долг. А тогда утром 6 августа это сообщение вернуло Тиббетсу нормальное рабочее настроение. «Б-29», названный в честь матери полковника, завернул и лег на исполнительный курс к Хиросиме. В 8.14 «сверхкрепость» Тиббетса оказалось над облачным просветом. Внизу показался город. Командир нажал кнопку, распахнувшую створки бомболюка, «Малыш» устремился вниз. Менее чем через минуту над Хиросимой вспыхнуло нестерпимо яркое свечение, сформировался и начал пухнуть шар белого огня. Он продержался в небе около 4-х секунд, достиг поперечника в 60-100 м и начал меркнуть. Температуру внутри этой «рукотворной звезды» ученые на глазок оценили в 5-10 миллионов градусов. Тем, кто оказался в радиусе километра от эпицентра, повезло - они сгорели сразу, не почувствовав боли. Кроме них сгорели: бетон строений, обратившийся в мелкую серую пыль, железо и сталь, шариками покатившиеся по горящему асфальту, стекло оконных проемов. Все! Меньше повезло тем, кто оказался вдали, но чей взгляд был направлен в сторону шара, они навсегда лишились зрения. Тепловая энергия взрыва превратила зону в 3 километра от взрыва в район сплошного пожара.

    Когда световой клубок, растратив ярость, стал меркнуть, на город обрушилась ударная волна. Спрессовашая воздух понесся от эпицентра со скоростью в 160 км/ч, ударил по постройкам, круша и опрокидывая все, что попадалось на пути. Над Хиросимой повисла противоестественная световая пелена невиданного атмосферного катаклизма. Не пылевая дымка, всю пыль смела ударная волна, такое освещение возникает в вакууме. Воздух сгорел или был изгнан из эпицентра, и красноватое свечение растущего гриба взрыва рассыпало вокруг непреломлявшиеся лучи.

    Лучевая болезнь. Через минуту на землю просыпался черный дождь из хлопьев сажи и прочего мусора, увлеченного взрывом к небу. О том, что эта, безобидная па фоне прочих явлений, грязь таит главную опасность, знали немногие. Уцелевшие не прятались от черного снега и получали огромные дозы радиации. Прежде такого не было, выжившие при «обычной» бомбежке, оставались жить, по крайней мере, до следующей. На этот раз было иначе. Сам взрыв «Малыша» унес жизни 80 тысяч горожан, меньше, чем в Дрездене, но потом, но прошествии двух суток, начался новый мор. От неизвестной болезни, позже названной лучевой, стали умирать десятки тысяч хиросимцев и жителей окрестностей. Из-за эпидемии 80 тысяч погибших в ближайшие недели превратились в 180, а по прошествии месяцев - в 240. Такова конечная цифра жертв «натурного эксперимента» президента Трумэна.

    Сам город, расположенный на ровной как стол местности, был разрушен и сожжен до основания. Американская фоторазведка дала экспериментаторам снимки, демонстрирующие Хиросиму как проплешину с изменением цвета от насыщенно-черного внутри круга до коричневого и серого но краям.

    Зачем нужна была демонстрация? Испытание удалось. С новой бомбой один бомбардировщик за секунды сделал то, для чего в прежних условиях требовались тысячи машин и несколько суток. Налицо был несомненный прогресс американской военной науки. Другой вопрос, возникающий снова и снова, зачем демонстрировался этот прогресс. Военных объектов заметного значения в Хиросиме не было. В городе располагалось несколько войсковых штабов, но управляли они по преимуществу ополченцами-пикинерами. Так что их возможная роль в обороне островов более чем дискуссионная. Кроме того, не грех вспомнить, что в Ковентри, Роттердаме, Варшаве и Лондоне тоже жили и работали высокопоставленные военные деятели. Но это обстоятельство вполне справедливо считается недостаточным поводом для бомбардировки упомянутых городов. За это в Нюрнберге судили нацистов.

    Большого морального эффекта уничтожение Хиросимы, как ни странно, тоже не имело…

    К тому времени полному или частичному разрушению подверглись 92 японских города. Связь работала ненадежно, и известия до центральной власти доходили весьма отрывочные, и то не всегда. В стране решили, что состоялся очередной налет, и погиб новый город. Однако к этому уже привыкли. Транспортная система не работала, жители не могли, перемещаясь, рассказать соотечественникам о том, что случай с Хиросимой имеет некоторые особенности. О том, что произошедшее носит особый смысл, догадывались лишь только высший генералитет и правительство, но им и раньше было известно, что война проиграна. Более того, всю суть хиросимского кошмара до согласия на капитуляцию правительство и командование так и не осознали. Специальная комиссия на месте катастрофы работала, но изучение проблемы было закончено уже после оккупации страны, последовавшей за сдачей. Так что паника в Японии, последовавшая за атомной бомбардировкой, а паче того, то обстоятельство, что народное брожение подтолкнуло императора к капитуляции, это в основном плод воображения позднейших исследователей хиросимской проблематики.

    Нагасаки. Вторая бомба, упавшая на Нагасаки 9 августа, имела еще меньший эффект. Город был расположен но берегам извилистого залива, почти фьорда, окруженного горами. Из-за чего основные поражающие факторы взорвавшегося «Толстяка» были в значительной мере нейтрализованы. Разрушению подверглась лишь часть города, и человеческие жертвы были «относительно невелики», «всего около 60 тысяч человек», чуть больше, чем в Гамбурге.

    Бомба, сброшенная на Нагасаки - «Толстяк»

    Еще до трагедии Нагасаки, СССР начал запланированную операцию по разгрому японской армии в Маньчжурии, которая, в отличие от атомных бомбежек, имела определенный военно-политический смысл. Квантунская армия, дислоцированная в Маньчжоу-Го, имела собственную хозяйственную систему, которая в 1945 г. сильно превосходила экономические возможности метрополии. Потому громить следовало именно эту последнюю надежду самураев. С этой задачей Советская Армия справилась с блеском, осуществив красивейшую из операций Второй мировой войны. Бомбить Нагасаки после вступления в войну СССР было уже незачем, даже с точки зрения Трумэна, но удар американцы все же нанесли.

    Уроки. Затем последовала пауза, дающая императору Хирохито время на реакцию. Время японцы использовали с толком, 15 августа противоборствующие стороны решились на прекращение огня и преступили к выработке условий капитуляции, последовавшей 2 сентября 1945 г. Соответствующий акт был подписан на борту американского линкора «Миссури», бросившего якорь в Токийском заливе. Так закончилась Вторая мировая война, последний этап которой был насыщен явно неадекватным применением силы, если выражаться языком современных американских политиков. Неадекватность была порождением растерянности администрации США в свете незапланированных превратностей мира послевоенного периода. Получив вместо ожидаемой возможности перекроить мировой порядок под себя необходимость соотносить свои желания с интересами Советского Союза, Белый дом в смятении решился на фактическое преступление, продемонстрировав тем самым возросшие возможности человечества, достигшего критической точки возможного самоуничтожения, с одной стороны. На другую чашу легло понимание необходимости создания сбалансированной системы, страхующей от опрометчивости «монополистов зла».

    Именно такой облик и обрела послевоенная планета, где страх взаимоуничтожения возымел благотворный эффект, долго исключавший возможность крупных конфликтов. Отпущенный на волю «атомный джинн» был быстро связан и, вопреки предназначению, до сих пор несет в себе позитивный смысл. Поистине человечество достойно уважения за то, что, достигнув апогея насилия, нашло достаточно разума для быстрого обуздания «абсолютного зла». Хотя японцам, имевшим несчастье проживать в августе 1945 г. в Хиросиме и Нагасаки, от этого вряд ли легче.



    | |

    Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия.

    Или ДЕНЬ ХИРОСИМЫ

    В 1945 году Соединенные Штаты СОВЕРШЕННО СОЗНАТЕЛЬНО провели атомную бомбардировку японских городов Хиросимы и Нагасаки. Подавляющее большинство погибших были мирными гражданами .

    6 августа 1945 года на японский город Хиросиму была сброшена атомная бомба с урановым зарядом, тротиловый эквивалент которого составлял около 20 тысяч тонн .

    9 августа атомная бомба с плутониевым зарядом такой же мощности была сброшена на Нагасаки .

    Делался этот «эксперимент на кошках»… простите мирных японцах — (впрочем даже для кошек это было бы ЧУДОВИЩНО) более чем основательно —

    6 августа за час до бомбардировки в намеченные районы впереди взлетевшего самолета-носителя Б-29 «ЭНОЛА-ГЭЙ » вышли 3 разведчика погоды . На удалении 6-7 км от самолета-носителя следовал самолет с аппаратурой, регистрирующей параметры ядерного взрыва. В 70 км от самолета-носителя шел бомбардировщик с целью фотографирования результатов взрыва.

    Экспериментаторы, блин…

    Американский бомбардировщик B-29 Энола Гэй и его "славный экипаж"

    Система ПВО Японии обнаружила бомбардировщики, но из-за их малочисленности воздушная тревога, объявленная в Хиросиме, вскоре была отменена .

    «Подумаешь, фигня какая…» Сказали себе, наверное, японцы … А по сути, похоже, что ТАК ОНО И БЫЛО…

    Не оказали противодействия воздушному противнику японские истребители и зенитная артиллерия…..

    В 8 часов 15 минут после визуального прицеливания с высоты 10000 метров на ХИРОСИМУ была сброшена ядерная бомба «Малыш» , взорвавшаяся на высоте 600 метров. В результате нанесенного удара были убиты и пропали без вести около 200 тыс человек , ранены и подверглись радиоактивному облучению около 160 тыс человек .

    В радиусе 4 км от эпицентра взрыва в течение многих часов продолжались пожары. На площади 12 км2 строения были полностью разрушены, из 90 тыс домов уничтожены 62 тыс.

    Организация удара по НАГАСАКИ была аналогичной. 9 августа в 11.01, используя радиолокационный прицел, экипаж самолета- носителя сбросил атомную бомбу на мирный густонаселенный город. Пересеченный характер местности и отклонение эпицентра взрыва на 2 км от намеченной точки (центр города) несколько снизили потери и разрушения. В результате взрыва были убиты 73 тыс человек, позднее от облучения и ранений умерли еще 35 тыс человек.

    ***********************************************************************************

    Город Хиросима располагался в широкой равнине дельты реки Ота , которая, втекая в море семью протоками, делит город на 6 островов , вдающихся в Хиросимский залив . Город стоял почти полностью в низине, лишь немного выше уровня моря; к северо-западу и северо-востоку возвышаются холмы, высотой до 700 футов. Единственный холм в восточной части города около полумили в длину и 221 фут в высоту до некоторой степени препятствовал распространению разрушений. Остальной город был полностью незащищен от бомбы. Площадь Хиросимы составляла около 26 кв. мил ь, из них только 7 были полностью застроены. Там не было явно выделенных коммерческих, промышленных и жилых кварталов. 75% населения проживало в плотно застроенном районе в центре города.

    Хиросима имела важное военное значение. В ней располагался штаб 2-й армии, занимавшейся обороной всей южной Японии. Город был узлом связи, перевалочным и сборным пунктом для войск. По словам донесения из Японии — «Может быть более тысячи раз с момента начала войны провожали хиросимские жители с криками «Банзай!» отплывающие от причала войска «. В центре находился ряд как железобетонных, так и легких зданий. Пространство вне центра города было переполнено маленькими деревянными мастерскими среди множества японских домиков; несколько больших производств находились невдалеке от окраины города. Дома были деревянными с черепичными крышами. Множество промышленных построек тоже были деревянными каркасными конструкциями. Целиком город представлял легкую добычу для огня.

    ****************************************************************************************

    26 июля крейсер «Индианаполис » доставил атомную бомбу «Малыш » на остров Тиниан . . В начале августа все было готово к «операции » — ждали только благоприятной погоды . С экипажами провели инструктаж , показали фотографии с испытаний — чтобы впечатленные фотографиями летчики ПОНЯЛИ смысл необычного маневра УХОДА после сброса бомбы . Осознав историческую роль , отведенную подразделению (и ГОРДЯСЬ ею) , командир авиаполка полковник Пол Тиббетс дал своему самолету имя «Энола Гей » — в честь своей МАТЕРИ….

    Представляю, как мама Тибетса была счастлива…

    Американский бомбардировщик B-29 Энола Гэй - назван так любящим сыном в мамину честь...

    6-го августа ударная группа взлетела с Тиниана. Корпус атомной бомбы, находящейся в бомболюке «Энолы Гей», был покрыт множеством как шутливых так и СЕРЬЕЗНЫХ лозунгов . Среди них была надпись «От парней с «Индианаполиса » — того самого крейсера, что доставил бомбу на Тиниан. .. На обратном пути крейсер был атакован подводной лодкой и погиб почти со всем экипажем .

    Предпочтительной целью была Хиросима . Кроме того, что там находился штаб армии и 25-тысячный гарнизон, ее размеры, расположение, площадь застройки позволили впоследствии ТОЧНЕЕ УСТАНОВИТЬ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ БОМБЫ.

    ОНИ были, помимо прочего. еще и «пытливыми исследователями… «

    Самолеты-разведчики вылетели заранее, чтобы оценить метеообстановку в районе основной и запасных целей. Убедившись в хорошей погоде над Хиросимой, майор Изерли дал радиограмму Тибетсу.

    «ЭНОЛА ГЕЙ» ВЗЯЛА КУРС НА ХИРОСИМУ.

    *****************************************************************************************************

    Ему было 25 лет, когда он сбросил бомбу на Нагасаки

    ИХ ГЕРОИ...Фред Оливи - второй пилот

    ************************************************************************************************

    ИТАК….

    И взяли курс на Хиросиму

    *************************************************************************************************

    ….И вот 6 августа около 8 часов утра над Хиросимой появились два бомбардировщика «Б-29».

    Сигнал тревоги был ДАН … Но, видя, что самолетов мало , все подумали, что это не крупный налет, а разведка . Около часа до этого, японские радары дальнего обнаружения зафиксировали приближение нескольких американских самолетов, следовавших к южной части Японии. Было выдано предупреждение и радиограмму приняли во множестве городов — среди них и в Хиросиме . Самолеты приближались к побережью на очень большой высоте. Приблизительно в 8:00 оператор радиолокатора в Хиросиме определил, что число подлетающих самолетов очень мал о — вероятно, не более трех — и воздушная тревога была отменена . По обычному радио прозвучало предостережение для людей спуститься в убежища, если B-29 действительно появятся, но после рекогносцировки налет не ожидался . Люди продолжали работу, не заходя в убежище, и разглядывали вражеские самолеты . Когда бомбардировщики достигли центра города, один из них сбросил небольшой парашют , после чего самолеты улетели прочь. Немедленно после этого, в 8 часов 15 минут, раздался оглушительный взры в, который, казалось, в одно мгновение разорвал небо и землю. Бомба взорвалась ослепительной вспышкой в небе, огромным мчащимся порывом воздуха и оглушительным грохотом, распространившимся за много миль от города; первые разрушения сопровождались звуками рушащихся домов, разрастающимися пожарами, гигантское облако пыли и дыма отбросило тень на город.

    Вот так все было "просто"...

    На рисунке:

    1. Американский бомбардировщик В-29 Энола Гэй (Enola Gay) подлетает к Хиросиме на высоте примерно в 9357 метров и начинает бомбардировку

    2 . В 08:15 бомба «Малыш» покидает бомбовый отсек

    3 . Затем самолет совершает резкий поворот на 155 градусов вправо и снижается на 518 метров

    4. Бомба взрывается примерно в 576 метрах над городом. Мощность взрыва составляет 13 килотонн

    5. Спустя примерно минуту самолет настигает первая ударная волна, распространявшаяся со скоростью примерно в 335 метров в секунду

    Ослепительная вспышка и страшный грохот разрыва - после чего весь город покрыли огромные тучи дыма. Среди дыма, пыли и обломков один за другим вспыхивали деревянные дома , до конца дня город был объят дымом и пламенем. И когда, наконец, пламя улеглось, весь город представлял собой одни развалины .

    Это было ужасное зрелище, которого до сих пор не видела история. Всюду громоздились обугленные и обожженные трупы, многие из них застыли в той позе, в которой их застал взрыв. Трамвай, от которого остался один остов, был набит трупами, державшимися за ремни. Многие из тех, кто остался в живых, стонали от ожогов, покрывавших все тело. Повсюду можно было столкнуться со зрелищем, напоминавшим сцены из жизни ада.

    Хиросима. Взрыв. Эпицентр

    Хиросима. После ядерного взрыва. Эпицентр

    А вот ЭТО фотографии из Хиросимы и Нагасаки, снятые на ВТОРОЙ день после взрыва

    Так вот…

    Одна эта бомба, мощностью 20 тыс. тонн тротилового эквивалент а, взорвавшаяся на высоте 600 метров над городом , в одно мгновение разрушила до основания 60 процентов города Хиросима . Из 306545 жителей Хиросимы пострадало от взрыва 176987 человек. Погибло и пропало без вести 92 133 человека, тяжелые ранения получили 9 428 человек и легкие ранения - 27 997 человек.

    Эти сведения были опубликованы в феврале 1946 г. штабом американской оккупационной армии в Японии. И это при том, что стремясь уменьшить свою ответственность, американцы, насколько возможно, ЗАНИЗИЛИ число жертв. Так, при подсчете потерь не было учтено число убитых и раненых военнослужащих . Кроме того, надо иметь в виду, что многие и тяжело и легко раненные через несколько дней, месяцев или даже лет погибли от лучевой болезни . Поэтому в действительности число погибших, по-видимому, превышает 150 000 (СТО ПЯТЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ) ЧЕЛОВЕК . Различные здания в радиусе 2 километров от эпицентра взрыва были полностью разрушены , а в радиусе 12 километров подверглись более или менее значительным разрушениям . Люди погибали или получали сильные ожоги в пределах 8,6 километра , деревья и трава обуглились на расстоянии до 4 километров . В результате взрыва и последовавших вслед за ним пожаров было превращено в пепел до 9/10 всех домов города , которых насчитывалось 95 тысяч .

    НИКОГДА ЕЩЕ человеческое воображение не могло представить себе ПОДОБНЫХ размеров ущерба и подобной жестокости и ЦИНИЗМА…..

    На город пролился черный дождь , который не мог затушить пожары и лишь усилил панику. Спасательные работы, оказание медицинской помощи в первые часы затруднялись пожарами и разрушениями инфраструктуры. Точное число жертв, вероятно, никогда не будет установлено — считать было некому .

    От тех, кто был вблизи эпицентра, не осталось НИЧЕГО – взрыв буквально испарил людей.

    **************************************************************************************************

    И, наконец, самое ГЛАВНОЕ и убийственное :

    Атомные удары по Хиросиме и Нагасаки НЕ БЫЛИ ВЫЗВАНЫ именно ВОЕННОЙ необходимостью : всем ходом Второй мировой войны и вступлением СССР в войну против Японии ее разгром был предрешен .

    Правительство президента Трумэна преследовало прежде всего ПОЛИТИЧЕСКИЕ цели — оно рассчитывало продемонстрировать особое могущество вооруженных сил США, рассматривая атомное оружие как главное средство УСТРАШЕНИЯ… .

    Уже позже, в 1963 году, генерал Эйзенхауэр , верховный главнокомандующий экспедиционными войсками союзников в Западной Европе, (ставший затем президентом Соединенных Штатов ), сделал заявление журналу «Ньюсуик «: «Японцы вот-вот готовы были капитулировать — и НЕ БЫЛО НЕОБХОДИМОСТИ сбрасывать на них эту страшную штуку «…..

    Ну да, конеШно — это они просто «развлеклись» таким образом…

    Подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой министром иностранных дел СССР А. А. Громыко. Москва. Кремль. 5 августа 1963.

    Но это было уже в 1963 — когда уже БЫЛ ядерный полигон под Семипалатинском… (Да и не только там. И стало окончательно ясно, что мы не только ТОЖЕ имеем ядерное оружие , но где-то даже чего-то «опережаем» в этом плане…

    Когда уже «грохнула» в 1961 году на Новой земле «Кузькина мать » — мощнейшая в истории человечества водородная бомба - 100 -мегатонная Царь-бомба, испытанная на половину своей мощности …. Испытанная, между прочим, в БЕЗЛЮДНЫХ местах…Но послужившая «симметричным ответом» ТАКОГО «устрашения», что в результате таки ТАМ, наконец поняли — кто к нам с ядерным мечом придет… В общем тому тоже мало не покажется… «Протрезвели» в общем,…. НЕМНОГО. .. Причем ВЫНУЖДЕННО и ненадолго… (админ )

    ******************************************************************************************************

    И вот еще очень интересный факт:

    Атомные бомбардировки были проведены С ВЕДОМА ПРАВИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ , давшего ОФИЦИАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ на это 4 июля 1945 года. В составе экипажа самолета-носителя при атомной бомбардировке Хиросимы был представитель английских ВВС.

    И КАК оно вам?….

    Интересно — хоть КТО-НИБУДЬ из власть предержащих ТАМ ответил хоть КАК-НИБУДЬ за ТАКОЕ свое решение?…

    **************************************************************************************************

    Наши (простите, ИХНИЕ) "герои": Команда, осуществившая ядерную бомбардировку

    Весьма жизнерадостные ребята… Впрочем…

    Полковник ВВС США Клод Изерли , который с самолета сопровождения передал на борт «Энолы Гэй » приказ: «Бомбите первую цель! » впоследствии сошел с ума от содеянного и провел остаток жизни в психиатрической лечебнице . Его заболевание получило название «КОМПЛЕКС ИЗЕРЛИ» — заболевание, которым страдают люди, применившие оружие массового поражения.

    А ведь он «всего лишь» в свою очередь исполнил ЧЕЙ-ТО приказ как и полагается военному. .. Зато у тех, кто «принимал решение» , (насколько я в курсе) со психикой до конца жизни все было в порядке Отсюда вывод — человек может добраться до опредлеленных высот управления исключительно с напрочь атрофированной совестью…

    В марте 2000 года на 82-м году жизни скончался американский летчик Томас Уилсон Фирби , который непосредственно «нажал на кнопку «, сбросив с «Энолы Гэй» — первую атомную бомбу на Хиросиму. К концу войны в Европе он считался лучшим наводчиком-бомбардиром в американской бомбардировочной авиации, и командир «Энолы Гэй» Пол Тиббетс взял его в свой экипаж именно для выполнения миссии, продемонстрировавшей всему миру страшную разрушительную мощь только что созданного оружия.

    По словам Фирби, он никогда не чувствовал себя виноватым — хотя и выражал сожаление по поводу столь огромного числа человеческих жертв. «Мне жаль, что так много людей погибло от этой бомбы, и мне неприятно думать, что подобное понадобилось для того, чтобы скорее закончить войну. Нам следует оглянуться назад и вспомнить, ЧТО могут сделать всего одна-две бомбы. А затем, я думаю, нам следует согласиться с мыслью, что подобное никогда не должно повториться «.

    Наводчик-бомбардир Кермит Бихан, сбросивший бомбу на Нагасаки, умер в 1989 году.

    Четверо остальных членов экипажа «Энолы Гэй» — штурман Тед ван Кирк , бортинженер Моррис Йепсон , радист Ричард Нельсон и командир Пол Тиббетс — пребывают в полном здравии.

    Жертвы этой бомбардировки продолжают умирать от лучевой болезни до сих пор, ежегодно увеличивая список жертв на 5 тысяч имен. …

    Жертвы Хиросимы

    ***

    Хиросима стала вечным символом борьбы против оружия массового уничтожения. День Хиросимы стал отмечаться международным сообществом как Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия .

    В самом городе в этот день ежегодно проходит церемония памяти . Как постоянное напоминание о страшной трагедии в центре города оставлен нетронутым кусочек земли. Здесь все так же, как и десятки лет назад — развалины, тени на стенах — призраки атомной смерти. У входа в Мемориальный музей мира разбит парк, где горит вечный огонь установленный перед сферическим памятником жертвам бомбардировки с надписью «Спите спокойно — ошибка не повторится «. Ежегодный ритуал церемонии включает минуту молчания, стаи голубей, скорбные удары поминального колокола. После этого в мемориальный памятник помещаются списки людей, которые в УШЕДШЕМ ГОДУ скончались от последствий ядерного взрыва.

    В Парке мира у Мемориального музея висит колокол, надпись на нем гласит: пусть каждый проходящий мимо ударит в колокол — чтобы тот всегда напоминал нам об угрозе атомной войны.

     

    Возможно, будет полезно почитать: