Освящение храма: значение и чинопоследование. Чин великого освящения храма Церковное освящение

Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви Пономарев Вячеслав

Краткий устав-схема чинопоследования освящения храма архиереем

I. Установка Престола

Кропление столпов Престола и воскомастиха.

Нанесение воскомастиха на престольные столпы.

Повторное кропление столпов Престола.

Чтение молитвы: «Господи Боже Спасителю…».

Кропление доски (столешницы) Престола.

Укрепление доски на престольных столпах с пением 144-го псалма.

Чтение 22-го псалма.

Повторный возглас архиерея: «Благословен Бог наш…».

Окропление святой водой гвоздей и камней.

Установка («утверждение»)Престола – прибивание верхней доски к столпам.

Протодиакон: «Паки и паки, преклоньше колена…».

Коленопреклонная молитва, читаемая архиереем: «Боже безначальный…».

II. Омовение и помазание Престола святым Миром

Протодиакон – Великая ектенья со специальными прошениями.

Тайная молитва архиерея над водой, родостамном (смеси вина с розовой водой) и вином.

Троекратное омовение Престола с пением 83-го псалма.

Славословие, произносимое архиереем: «Слава Богу нашему во веки веков».

Возливание воды и вина на Престол и кропление антиминса с чтением стихов из 50-го псалма.

Вытирание гу?бами (губками) Престола.

Возглас архиерея: «Благословен Бог наш…».

Помазание Престола и антиминса святым Миром.

Чтение 132-го псалма.

III. Облачение Престола и жертвенника

Облачение Престола в срачицу с пением 131-го псалма.

Обвязывание Престола вервием.

Облачение Престола в индитию с пением 92-го псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…».

Священнослужители кладут сверху илитон, антиминс, напрестольные крест и Евангелие и покрывают их пеленой.

Облачение и украшение жертвенника.

Кропление жертвенника святой водой.

Каждение Престола, жертвенника, алтаря и всего храма с пением 25-го псалма.

IV. Окропление святой водой и помазание Миром всего храма

Окропление святой водой и помазание Миром внутренних стен храма.

Диакон – малая ектенья.

Молитва, произносимая архиереем: «Господи небеси и земли…».

Тайная молитва архиерея: «Благодарим Тя, Господи Боже сил…».

V. Крестный ход со святыми мощами

Архиерей: «С миром изыдем».

Крестный ход за святыми мощами в соседний храм с пением тропарей «Иже во всем мире мученик Твоих…» и «Яко начатки естества…».

Диакон – малая ектенья.

Возглас: «Яко свят еси, Боже наш…».

Хор: «Господи, помилуй».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже наш, верный в словесех Твоих…».

Тайная молитва архиерея: «Господи Боже наш…».

Каждение архиереем святых мощей.

Крестный ход к освящаемому храму со святыми мощами с пением тропарей «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже…» и т. д.

Крестный ход вокруг храма.

Окропление святой водой и помазание Миром наружных стен храма.

Пение тропарей: «Святии мученицы…» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже наш, апостолов похвало…» (один раз) перед западными вратами храма.

Закрывание церковных врат.

Возглас архиерея: «Благословен еси, Христе Боже наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Каждение «трижды по трижды» мощей, икон, Евангелия, креста, священнослужителей.

Архиерей: «Возмите врата князи ваша…».

Хор: «Кто есть сей Царь славы?»

Протодиакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Молитва: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа…».

Тайная молитва входа, произносимая архиереем: «Владыко Господи Боже наш…».

Восклицание архиерея: «Господь сил, той есть Царь славы».

Шествие архиерея и сослужащих в открывшиеся двери при пении тропаря «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту Святаго селения славы Твоея, Господи», вход в алтарь и возложение дискоса с мощами на Престол.

VI. Положение святых мощей под Престол и в антиминс

Каждение мощей.

Помазание мощей святым Миром.

Укрепление ковчега с мощами на столпе («основании») под Престолом.

Вкладывание частицы мощей в мешочек и укрепление его воскомастихом на антиминсе.

Диакон – малая ектенья.

Протодиакон: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже, иже и сию славу…».

Возглас архиерея: «Яко Твое есть Царство…».

Возглашение диакона: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся!».

Молитва, произносимая архиереем: «Господи Боже наш, иже тварь единым словом создавый…».

Возглас архиерея: «Яко свят еси…».

Диакон – ектенья: «Помилуй нас, Боже…».

Архиерейское благословение крестом на четыре стороны.

Многолетие Патриарху и кропление святой водой предстоящих.

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги автора

Из книги автора

Чинопоследования при основании и освящении храма

Из книги автора

Великое освящение храма архиереем Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.К

Из книги автора

Краткий устав-схема общего молебна I часть I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Царю Небесный…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».Псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…».«Бог Господь…» со стихами.Тропари: «К Богородице прилежно ныне

Из книги автора

Краткий устав-схема чина благословения нового дома Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».Молитва призывания Святого Духа: «Царю Небесный…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Слава, и ныне».«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалом 90-й:

Из книги автора

Краткий устав-схема канона молебного на исход души Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалом 50-й.Канон молебный.После 6-й песни канона:кондак Великого канона;икос

Из книги автора

Краткий устав-схема канона молебного на разлучение души от тела Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалмы: 69-й, 142-й и 50-й.Канон молебный.После 6-й песни канона:кондак

Из книги автора

Краткий устав-схема последования по исходе души от тела Возглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».Тропари: «Со духи праведных скончавшеся…».Заупокойная ектенья «Помилуй нас, Боже…».Псалом 90-й.Канон 8-го гласа.«Господи, помилуй» (12

Из книги автора

Краткий устав-схема чинопоследования панихиды I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…».«Господи, помилуй» (12 раз).«Приидите, поклонимся…» (трижды).Псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…».Диакон – мирная ектенья: «Миром

Из книги автора

Краткий устав-схема чинопоследования отпевания мирян I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».«Обычное начало».Псалом 90-й.Чтение кафизмы 17-й:первая статия, по окончании – ектенья;вторая статия, по окончании – ектенья;третья статия, по окончании – тропари «по

Из книги автора

Краткий устав-схема отпевания мирян в Пасху I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».Хор: «Христос Воскресе…» со стихами: «Да воскреснет Бог…».Ектенья заупокойная: «Помилуй нас, Боже…».II частьКанон Пасхи.По 6-й песни канона:Ектенья – «Паки и паки…»; «Со святыми

Из книги автора

Краткий устав-схема отпевания священников I часть I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».Псалом 118-й (3 статии):После 1-й и 2-й статии – малая заупокойная ектенья: «Паки и паки…»;После 3-й статии – тропари «по Непорочных» и «Паки и паки…».Тропари: «Покой, Спасе наш…»,

Из книги автора

Краткий устав-схема отпевания младенцев I частьВозглас иерея: «Благословен Бог наш…».Псалом 90-й.«Аллилуиа», глас 8-й.Трисвятое по «Отче наш…».Тропари: «Глубиною мудрости…».Псалом 50-й.II частьКанон, глас 8-й, «Воду прошед…».По 3-й песни канона: ектенья с особыми прошениями и

ЧИН АРХИЕРЕЙСКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА

Встреча, полное облачение архиерея.

Архиерей и иереи надевают запоны и входят в алтарь. (Иереи вносят столик, если он еще не внесен).

Архиерей благословляет сослужащих и кропит столпы престола.

Приносят кипящий воскомастих, архиерей кропит его и обильно возливает на столпы крестообразно. Опять кропит столпы. Иереи дуют на столпы, чтобы воскомастих остыл.

Архиерей читает молитву. Иереи отвечают, как хор.

Иереи подносят правильно сориентированную крышку престола, архиерей кропит ее с двух сторон, крышку кладут на престол. В гнезда под гвозди вливается воскомастих, иереи ножами счищают излишки.

Гвозди кладутся на престол, архиерей кропит их и вставляет в столпы.

4 камня кладутся на престол, архиерей кропит их. Архиерей и иереи забивают гвозди камнями.

Царские врата открываются, иереи остаются в алтаре, а архиерей выходит и читает коленопреклонную молитву, потом он заходит в алтарь, царские врата закрываются.

После ектеньи, приносят теплую воду, вино и розовую воду. Архиерей молится, трижды возливает теплую воду на трапезу. Архиерей с иереями вытирает платами трапезу.

Архиерей кропит вино и розовую воду. Вино и розовую воду сливают в один сосуд, и архиерей трижды возливает крестообразно смесь на трапезу. Архиерей с иереями растирают смесь по трапезе. Архиерей читает молитву.

Приносят губки и отирают ими престол досуха.

На горнюю часть престола кладется антиминс. Архиерей помазывает престол миром, потом помазывает антиминс.

Иереи подают архиерею срачицу, он кропит ее снаружи и изнутри, и она надевается на престол.

Престол обвязывают веревкой, ее предварительно кропят.

Иереи подают архиерею одежду, он кропит ее снаружи и изнутри, и она надевается на престол, покрывается покрывалом. Кладется антиминс в илитоне, Евангелие и крест. Всё покрывается пеленой и кропится святой водой.

Если жертвенник еще не облачен, старший иерей молча облачает его.

Снимаются запоны, открываются царские врата, архиерей кадит алтарь и затем весь храм.

За архиереем идут 2 иерея: один кропит стены (не архиерея!!!), а другой крестообразно помазывает миром над горним местом, над входными дверями, на южной стороне и на северной.

Возвратившись в алтарь, архиерей после малой ектеньи читает 2 молитвы, зажигает свечу

и ставит ее за престолом (до этого в алтаре не горят свечи и лампады).

Начинается крестный ход с мощами вокруг храма. Архиерей несет дискос с мощами над головой, поддерживаемый старшими иереями. Впереди идет священник и кропит стены храма (не архиерея).

Остановившись перед входом в храм, архиерей ставит мощи на заранее приготовленный столец. Певчие уходят в храм, врата закрываются. «Перекличка» архиерея и хора, в ходе которой архиерей читает две молитвы. Архиерей идет в алтарь царскими вратами и ставит дискос с мощами на престол.

Архиерей помазывает мощи миром, влагает в коробочку и заливает воскомастихом. Иерей кладет мощи под престолом в среднем столпе. Влагает мощи и в антиминс, также миром помазывает и заливает воскомастихом.

Архиерей читает 2 молитвы (вторая коленопреклонная) и идет на облачальное место, иереи выстраиваются по чину. Сугубая ектенья.

Иерей подносит архиерею крест на блюде для осенения на 4 стороны.

Отпуст, многолетие.

Архиерей кропит святой водой народ. Начинаются часы, если не прочитаны заранее (как оно на самом деле и бывает).

Последование освящения храма

Храм есть видимый образ духовного тела, называемого Цер-ковью Христовою, Глава которого есть Христос, а члены - ве-рующие во Христа. Потому как каждый человек вступает в Церковь через принятие таинств крещения и миропомазания, так и каждый новый храм становится домом Божьим для раздаяния в нем благодатных даров Св. Духа только после освя-щения его посредством священнодействий, похожих на свя-щеннодействия таинств крещения и миропомазания.

Чин на основание храма. Чин этот совершается при ос-новании храма и состоит из положения основного камня, ко-торый называется закладкою Епископ или уполномочен-ный им священник приходит с крестом и иконами к месту закладки. Служба начинается молебном с водосвятием; потом при пении тропарей лицу, в честь которого созидается храм, настоятель (епископ или священник) кадит около оснований здания и произносит молитву, в которой просит, чтобы Гос-подь сохранил делателей храма невредимыми и основания его незыблемыми и чтобы помог совершить (построить) дом во славу Божью. После этой молитвы он берет четырехугольный камень, на котором высечен крест, а под крестом место для святых мощей, окропляет камень святой водой и, совершив им знамение креста, полагает его в основание здания со слова-ми: «Вышний основа сию Церковь, Бог посреде ея и не подвижится, поможет ей Бог утро заутро» . На камень полагается металлическая доска с надписью, в которой указа-но, в честь кого основан храм, и поименованы: Государь Им-ператор, местный епископ и храмосоздатели, строящие храм на свое иждивение, а если положены мощи какого-либо святого, то указано и его имя.

На том месте, где будет находиться престол, настоятель с молитвою ставит крест. На кресте тоже делается надпись с ука-занием, во чье имя будет освящен храм, а также при державе какого государя и по благословению какого епископа, в какой год, месяц и число положено основание храму.

Чин освящения храма. Накануне освящения в новосозданном храме совершается всенощное бдение перед алтарем, при закрытых царских вратах.

Самое освящение храма бывает различно, смотря по тому, кто освящает его: епископ или священник, уполномоченный епископом.

Чин освящения храма епископом. Для освящения хра-ма делаются следующие приготовления: перед царскими вра-тами на столе, покрытом скатертью, полагаются: Евангелие, крест, св. сосуды, лжица, копие, пелены, воздухи, одежды на престол и жертвенник, веревка (шнур) для скрепления пре-стола и гвоздья; вокруг этого стола ставятся четыре подсвеч-ника. В алтаре у горнего места на особом столе поставляются св. миро, розовая вода, стручец для помазания миром, кропило и камни. Перед местным образом Спасителя на аналое по-лагаются св. мощи, покрытые на дискосе звездицей и воздухом.

В день освящения св. мощи переносятся из новосозданного храма в ближайшую церковь и там полагаются на престоле. Если же поблизости нет храма, то мощи остаются в новосозданном храме у образа Спасителя.

Чин освящения начинается молебном с водосвятием, по окончании которого священнослужащие облачаются во все одежды, надевают поверх запоны (широкие длинные пере-дники, подвязанные около шеи, под мышками и по поясу); затем вносят стол с церковными вещами в алтарь, и царские врата затворяются.

По закрытии царских врат и выходе из алтаря всех посто-ронних совершается утверждение престола: епископ ок-ропляет святой водой столпы престола, вливает в отверстия, сделанные в них для гвоздей, растопленный воскомастих (воск, соединенный с благовонными вязкими веществами, ладаном и белой серой) и окропляет верхнюю доску престола, гвозди и камни. После этого священники кладут доску на стол-пы и заколачивают гвозди камнями. Во время означенных дей-ствий поются псалмы (144 и 22). По утверждении престола царские врата отворяются и епископ с коленопреклонением произносит молитву, в которой просит, чтобы Господь нис-послал Св. Духа и освятил храм и жертвенник (то есть пре-стол). После молитвы епископ входит в алтарь, и царские врата снова затворяются.

Тогда начинается омовение престола. Епископ кресто-образно натирает престол мылом и возливает на него теплую воду, освященную молитвами; затем священники берут платы и вытирают престол (при пении Пс 83). По омовении престо-ла епископ берет красное вино, смешанное с розовой водой, крестообразно возливает его на престол и этою смесью натирает верхнюю доску престола, причем епископу помогают свя-щенники. Тем же вином епископ окропляет и приготовлен-ный для храма антиминс. Священники берут губки, напоен-ные св. водой, и вытирают престол. Омовение престола указы-вает на его высокое значение. Теплая вода служит символом благодати Св. Духа, согревающей сердца верующих, розовое масло напоминает о драгоценном мире, принесенном женщи-нами на погребение Христа, а красное вино указывает на кровь Христову, пролитую для нашего спасения.

После омовения епископ помазует св. миром верхнюю доску и столпы престола, а также и антиминс, для него приго-товленный, после чего поют Пс 132. Затем совершается обла-чение престола: на него надевают сначала белую одежду и кре-стообразно обвязывают ее (по престолу) шнуром (при пении Пс 131); на первую одежду надевают вторую, блестящую, ко-торая называется индитией, и полагают на престол илитон, а в илитон - антиминс. Все эти вещи возлагаются после окроп-ления их водой, при пении Пс 92. Так оканчивается освяще-ние престола; после чего епископ и священники снимают за-поны и царские врата отворяются.

Епископ приступает тогда к освящению храма. В предше-ствии светильников при пении Пс 25 он обходит с каждением весь храм; за ним идут два священника: один окропляет стены св. водой, а другой помазывает их св. миром над горним мес-том, над западными дверями и стены, южную и северную, над дверями или окнами. Возвратясь в алтарь после обхождения храма, епископ зажигает на горнем месте светильник; от этого светильника берется свет, которым зажигаются прочие светиль-ники храма.

Освятив храм, епископ с крестным ходом при пении тро-парей в честь мучеников идет в соседний храм за св. мощами. Здесь, подойдя к престолу, на котором положены мощи, он с коленопреклонением молит, чтобы Господь по молитвам св. мучеников дал нам часть и наследие с ними; затем кадит св. мощи, берет дискос с ними на свою главу, с крестным ходом возвращается к новосозданному храму и обходит его с пением тропарей о создании и утверждении Церкви Спасителем, при-чем окропляет св. водой наружные стены храма. Затем он ос-танавливается перед западными дверями, полагает дискос со св. мощами на аналой и благословляет сослужащих. Тогда пев-чие входят в храм, и двери за ними затворяются. Крестный ход вокруг храма служит знаком посвящения этого здания Богу навечно.

Примечание. Если св. мощи находились не в близлежа-щем, а в новосозданном храме, то епископ, взяв их на голову при пении тропарей в честь мучеников и после произнесе-ния молитвы, совершает крестный ход около храма. Если крестного хода вокруг храма совершить нельзя, то епископ, взяв св. мощи, полагает их на аналой перед западными две-рями храма или перед завесою, на время устроенною вместо этих дверей.

Перед закрытыми дверями храма епископ возглашает: «Возмите врата князи (верхние бревна на воротах) ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Пев-чие, стоящие в храме, отвечают: «Кто есть сей Царь сла-вы?» Во время пения этих слов епископ совершает каждение перед мощами. Затем он во второй раз возглашает: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы», - певчие из храма опять отвечают на возглас: «Кто есть сей Царь славы?» Тогда епископ произносит молитву, в которой просит, чтобы «Господь утвердил новосозданный храм непоколебимым до скончания века», потом бе-рет дискос со св. мощами и, совершая им крест перед вратами храма, произносит: «Господь сил, Той есть Царь славы». Возглас епископа повторяют певчие, стоящие в храме. При этом пении западные врата отворяются, и епископ с крестным ходом входит в храм, неся дискос с мощами на голове, постав-ляет св. мощи на престол, потом помазывает св. миром части-цу мощей, кладет ее в ящичек и заливает воскомастихом, а свя-щенник, приняв от него ящичек, закрывает его и полагает под престолом в среднем столпе; другую частицу св. мощей епис-коп влагает в антиминс, также помазав ее предварительно св. миром. По положении св. мощей произносится молитва о со-здателях храма и бывает отпуст освящения храма, после кото-рого совершаются службы часов и литургии.

Чин освящения храма священником. Особенности ос-вящения храма священником состоят в том, что 1) в новосоз-данном храме перед иконой Спасителя на аналое ставится дис-кос не со св. мощами, а с антиминсом, который предваритель-но освящен епископом и в который вложены уже св. мощи; 2) при утверждении престола поются положенные псалмы, но молитва не произносится, так как она произнесена епис-копом при освящении антиминса; 3) при омовении престола он не омывается красным вином с розовой водой и после этого не помазывается св. миром, так как означенные дей-ствия совершены епископом над антиминсом; 4) престол об-вязывается шнуром не крестообразно, а просто; 5) стены хра-ма не помазываются св. миром;

В настоящее время бывает отступление от этого правила по особому разрешению (сравн. Большой Требник Послед. на освяще-ние храма, опр. Св. Синода 1732 г. и Большой Требник изд. в Киеве, в 1862 г.).

6) обхождение вокруг храма совершается с антиминсом и 7) св. мощи под престолом не полагаются.

Чин исповедания

Когда христианин после крещения впадает в грех, он нару-шает этим обеты, данные при крещении, отлучает себя от Цер-кви и теряет право приобщаться Святых Таин. Но у него оста-ется возможность снова очиститься от грехов и получить спа-сение, а именно: Иисус Христос дал ученикам Своим право прощать грехи кающимся и снова присоединять их к Своей Церкви; апостолы передали это право своим преемникам - епископам, а те уполномочили священников выслушивать раскаяние верующих и разрешать им грехи именем Иисуса Христа, если увидят, что раскаяние их искренно и твердо. Та-кое разрешение грехов сообщается в таинстве покаяния, которое потому называется вторым крещением и крещением слезами, а богослужение, при котором оно совершается, на-зывается чином исповедания.

Покаяние есть таинство, в котором христианин, испове-дующий грехи свои перед всею Церковью или ее предстояте-лем и просящий прощения, получает разрешение грехов от священника и тогда же невидимо разрешается от них Самим Иисусом Христом. Поэтому священнодействие таинства по-каяния состоит: из молитв о прощении грехов, исповеди их перед священником и разрешения их именем Иисуса Христа.

По прочтении начальных молитв, покаянных тропарей, покаянного псалма и молитв о даровании прощения грехов кающийся исповедует перед иконой Спасителя свои грехи священнику, ничего не скрывая и никакими извинениями не уменьшая вины своей, а затем просит прощения и разре-шения. После исповеди он становится на колени и прекло-няет голову. Тогда священник молится, чтобы Господь про-стил грехи кающемуся и присоединил его к Своей святой Церкви, покрывает его голову епитрахилью в знак того, что по благодати Божьей имеет власть прощать грехи именем Иисуса Христа, благословляет кающегося и при этом произ-носит слова разрешения грехов: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколю-бия да простит ти, чадо, вся согрешения твоя; и аз, не-достойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». При этих словах благодать Св. Духа нисходит на душу кающегося и очищает ее от грехов, так что он по благодати Божьей выходит от исповеди чистым и святым человеком.

Так как разрешение грехов от Господа Иисуса Христа полу-чает только тот, кто истинно в них раскаивается, глубоко сожа-леет, что совершил их, и твердо решился от них воздерживать-ся, то к такому раскаянию нужно приготовиться, для чего и назначается определенное время. Приготовление к таинству покаяния называется говением. Во время говенья христианин, отстраняясь от земных занятий, посвящает себя посту, молит-ве, размышлению о своей душе, и для этого уединяется и уда-ляется от всяких развлечений и удовольствий. Продолжительность говенья зависит от того, на сколько времени человек может освободить себя от своих житейских обязанностей.

Священник, принимающий исповедь кающегося, входит с ним в тесную душевную связь и, следовательно, в близкое родство, а потому называется духовником или духовным от-цом кающегося; последний же - духовным его сыном. Ду-ховник не только выслушивает исповедь грешника и судит о состоянии души его: он, как врач, старается узнать душевную болезнь, показывает беспечному грешнику важность и глуби-ну его грехов, а того, кто отчаивается в своем исправлении и спасении, поддерживает и ободряет надеждой на милость Бо-жью. Значит, чем лучше духовник знает своих духовных детей, чем дольше следит за их душой, тем полезнее для них его советы и наставления. Оттого существует правило не переме-нять духовника без крайней необходимости.

Иногда случается, что духовник разрешает грехи под ус-ловием, что кающийся выполнит назначенное правило, ка-кое-либо запрещение или повеление; правило это называет-ся епитимией. Духовник налагает на кающегося епитимию для того, чтобы или помочь ему удерживаться от греховной привычки, или уничтожить его беспечность о своем исправ-лении, или успокоить совесть его, смущенную грехом, и не допустить его до отчаяния. Епитимия, наложенная одним духовником, не может быть снята другим, за исключением случая опасной болезни кающегося или смерти самого ду-ховника.

Совершение таинства священства

Священство есть таинство, в котором правильно избран-ный, при рукоположении епископа, получает благодать Свя-таго Духа и поставляется на то, чтобы совершать таинства и пасти стадо Христово, то есть управлять христианской Церковью. Так как благодать Святаго Духа сообщается в этом таин-стве через возложение рук святителя, то и самое совершение таинства называется хиротонией, то есть рукоположени-ем. Хиротония совершается одинаково для всех степеней свя-щенства, епископской, пресвитерской и диаконовской, отли-чаясь только тем, что совершается в разное время литургии. Чин посвящения состоит из приведения лица, избранного на священную степень, обхождения его вокруг престола, молитвы посвящения с рукоположением и облачения во священные одежды.

Рукоположение во диакона. Так как диакон не совер-шает таинства причащения, а только служит при его совер-шении, то посвящение его на литургии совершается после освящения Св. Даров. Избранного во диакона ведут два ипо-диакона с середины храма к епископу, восседающему в это время на кафедре с северной стороны престола, а диаконы произносят: «Повели (дай повеление), повелите, повели, преосвященнейший Владыко». Первое «повели» отно-сится к народу, второе - к клиру, а третье - к епископу. Эти возгласы указывают, что в древности народ и клир вместе с епископом участвовали в избрании лиц на священные долж-ности. Новоизбранный, который называется ставленни-ком, поклоняется до земли епископу и принимает от него благословение. Затем диаконы трижды обводят его вокруг" престола в знак того, что он дает обет навсегда посвятить себя служению Церкви. При обходе вокруг престола ставлен-ник целует углы его в знак благословения к престолу Божью, и после каждого обхождения делает земной поклон епископу, целует его руку и палицу в знак своего подчинения его власти. Во время этого обхождения престола поются священные пecни: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим. Сла-ва Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие, ихже проповедь Троица Единосущная. Исаие ликуй, Дева им во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: Его же величающе, Деву ублажаем».

Этими песнопениями указывается, что посвященный должен в своей жизни и исполнении своего дела следовать примеру мучеников, что проповедью его должно служить учение о Пресвятой Троице и что основанием Церкви и священства послужило воплощение Сына Бо-жия от Девы.

После обхождения престола рукопола-гаемый во диакона становится у престола на одно правое коле-но, так как на него возлагается неполное священнослужение, и полагает руки и чело на престол в знак посвящения на слу-жение Богу всех сил своих. Тогда епископ, встав с кафедры, покрывает голову ставленника краями омофора, благословля-ет его, возлагает руку на его голову и произносит молитву ру-коположения: «Божественная благодать, всегда не-мощная (слабое) врачующая и оскудевающая (недостающее) восполняющая, проручествует (переходит через руки) благоговейнаго иподиакона сего во диакона; по-молимся убо так) о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Сослужащие в алтаре трижды поют «Господи, помилуй», а певцы «Кирие елеисон» («Гос-поди, помилуй» по-гречески). Эта молитва поется певчими по-гречески в знак того, что наша русская Церковь приняла рукоположение священства от греческой и до сих пор сохра-няет связь с ней. Во время молитвы рукоположения посвя-щаемый получает благодать Святаго Духа, поставляющую его на священную степень. После рукоположения епископ пере-дает новопоставленному диакону одежды и вещи его звания: поручи и рипиду, произнося: «Аксиос» (что с греческого значит достоин); тоже повторяют клир и за ним певцы от лица народа. Приняв рипиду, новопоставленный диакон ста-новится со стороны престола и веет ею над дарами, оберегая Святая и напоминая себе при этом, что он должен служить при престоле Божьем с таким же благоговением, с каким пред-стоят ему св. ангелы. За тою же литургией новопоставленный диакон приобщается Святых Таин и произносит Благодар-ственную ектению при окончании литургии.

Рукоположение во священника. Диакона, рукополага-емого во священника, диаконы приводят с середины церкви к епископу по окончании херувимской песни, чтобы он мог пос-ле своего посвящения участвовать в совершении таинства при-чащения. Вокруг престола обводит его священник. Ставлен-ник становится у престола и полагает руки и чело на престол как и диакон, но становится на оба колена в знак того, что принимает на себя и служение большее, и дар высший, неже-ли диакон. После молитвы рукоположения епископ дает новопоставленному одежды его звания: епитрахиль, пояс и фе-лонь, и вручает ему служебник (книгу, по которой он должен совершать службу). Новопоставленный священник принима-ет после этого участие в служении литургии. По преложении Св. даров епископ вручает ему часть св. Агнца со словами: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти (в котором у тебя потребуется отчет) во второе и страшное пришествие великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Означенный обряд совершается в знак того, что священник есть совершитель Святых Таин и должен хранить их святыню, допуская к их приобщению только достойных. Перед возгласом: «Святая святым» , - залог этот возвращается епископу. Новопоставленный приобщается за-тем Св. Таин и читает заамвонную молитву при окончании литургии.

Рукоположение во епископа. Посвящение во епископа совершается в начале литургии, так как епископ имеет право не только совершать таинство причащения, но и рукополагать во диакона и пресвитера. Кроме того, оно совершается не од-ним епископом, а несколькими, то есть собором епископов. Перед началом литургии протоиерей и диакон приводят по-свящаемого к амвону среди церкви, на котором находятся епис-копы. Здесь посвящаемый, став на орлецы, произносит Сим-вол веры, подробно излагает учение о свойствах Лиц Пресвятыя Троицы и воплощении Сына Божия, затем дает обещание сохранять каноны апостолов и Соборов, блюсти предания Церкви и повиноваться Святейшему Синоду и, наконец, прино-сит две присяги: общую, государственную, о нелицемерном служении Престолу и повиновении Государю и законам, от Него исходящим, и особую, установленную для духовных властей, об исполнении ими своих обязанностей по чувству совести и в страхе Божьем. По окончании присяги посвящае-мый принимает благословение от старейшего епископа и це-лует руки других епископов, которые будут рукополагать его. После входа с Евангелием протоиерей и протодиакон при-водят поставляемого к царским вратам. Принятый здесь епис-копами, он становится перед престолом на оба колена и пола-гает на престол свои руки и голову. Тогда епископы возлагают разогнутое Евангелие письменами на его голову, как руку Хри-ста Спасителя. В это время первенствующий епископ произ-носит молитву посвящения; «Господи, помилуй», - поют после нее священники. Первенствующий епископ благослов-ляет посвящаемого трижды, и затем все епископы возлагают на голову его свои правые руки. По окончании посвящения новопоставленный епископ облачается в саккос и омофор, причем произносится: «Аксиос». Затем новопосвящаемый принимает участие в служении литургии. По окончании ли-тургии на амвоне среди церкви старейший епископ вручает ему пастырский жезл.

Примечание 1-е. Доставление церковнослужителей. Церковнослужители при поступлении на служение Церкви не принимают таинства священства, а получают только благо-словение епископа. При этом благословении епископ возла-гает на них руки, но не испрашивает благодати Св. Духа, а потому и посвящение их называется не хиротонией, а хиротесией. Такое посвящение обычно совершается после облаче-ния епископа перед чтением часов. Епископ благословляет из-бранного в чтецы и свещеносцы, возлагает на него руку и про-износит молитву, чтобы Господь помог ему достойно прохо-дить свое служение, затем крестообразно постригает волосы его во имя Отца и Сына и Святаго Духа. После этого на посвя-щенного надевают короткий фелонь и дают ему книгу «Апостол», из которой он читает несколько стихов; потом снимают с него фелонь, облачают в стихарь и вручают ему лампаду (пе-реносной подсвечник), с которой он и стоит во время литур-гии. Книга «Апостол» и лампада даются ему, как знаки его служения. Священнодействие это обыкновенно называется посвящением в стихарь.

При посвящении чтеца в иподиакона епископ опоясывает его поверх стихаря орарем, потом благословляет его и, возло-жив на него руки, произносит молитву. Затем новопоставленному иподиакону вручаются полотенце и лахань (блюдо), как знаки служения его епископу при Божественной службе и как указание на то, что главная обязанность его - смотреть за чи-стотой престола и жертвенника.

Примечание 2-е. Возведение в церковные чины прото-диакона, протоиерея, игумена и архимандрита совершается на литургии перед входом с Евангелием. Производимый в выс-ший церковный чин приводится к амвону среди церкви, где в это время находится епископ. Епископ благословляет его и произносит молитву, чтобы господь «одел его благодатию, украсил честностию и удостоил его быть добрым образом для других»; затем, благословляя его, говорит, в какой церковный чин он возводится, и произносит: «Аксиос». Игумену и ар-химандриту вручается жезл, а на архимандрита, кроме того, возлагается митра, палица и наперсный крест.

Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви Пономарев Вячеслав

Малое освящение храма

Малое освящение храма

Малое освящение храма совершается в том случае, если в уже освященном храме проводились ремонтные работы или его незначительная перестройка. Обязательным условием совершения в этом случае именно малого освящения является неприкосновенность Престола (то есть если Престол при совершении работ не был передвинут или поврежден).

Малый чин освящения бывает до совершения Часов и последующей Божественной литургии. Посреди церкви совершают молебное пение тому, во имя кого храм построен: поется канон храмового праздника, совершается малое освящение воды и читаются две молитвы на обновление храма.

Затем предстоятель окропляет святой водой Престол со всех сторон, алтарь, иконостас и весь храм, а другой священнослужитель совершает каждение. После этого возглашается «Премудрость» и отпуст и начинается чтение Часов.

Особенности совершения чина малого освящения храма вследствие тяжелых обстоятельств следующие.

1. Если во время пожара, землетрясения или других стихийных бедствий руки непосвященных (то есть не священнослужителей) касались Престола, священных сосудов и одежд, – читаются особые молитвы, положенные в Требнике «на отве?рзение храма, осквернившагося от языков, еще же и от еретиков».

2. Если в храме скоропостижно умер человек или была пролита кровь в результате несчастного случая или насилия, – читают особую молитву «на отве?рзение храма».

3. Если храм осквернен рождением или смертью животного, священник при входе в церковь до обычных молитв читает молитву «на отве?рзение храма», положенную в предыдущем случае.

При закрытии храма по тем или иным причинам какого-либо чина не совершается. Единственное требование при этом – чтобы вся освященная утварь была перенесена в другой храм и не подверглась бы поруганию.

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Два перенесенных храма В 1813 г. швейцарский исследователь И.Л. Буркхардт обнаружил в 300 км к югу от Асуана необыкновенный ансамбль Абу-Симбела. Из-за строительства высотной Асуанской плотины большой храм Рамсеса II и малый храм Нефертари оказались под угрозой затопления.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Если позволительно сравнивать малое с великим С латинского: Si licet parva componere magnis [си лицет парва компонэрэ магнис].Из сборника «Буколики» римского поэта Вергилия (Публий Вергилий Марон, 70-19 до н. э.), который позже повторил эту фразу и в поэме «Георгики».Впоследствии этой

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

При согласии и малое растет, при раздорах и великое разрушается С латинского: Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur [конкордиа парвэ рэс крэскунт, дискордиа максимэ дилабунтур].Слова нумидийского царя Миципса (II в. до н.э.), которые приводит римский историк Саллюстий (86 - ок. 35 до

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Проклятые места планеты автора Подольский Юрий Федорович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Освящение новопостроенного или перестроенного храма По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов.1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин

Из книги автора

Великое освящение храма архиереем Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.К

Из книги автора

Освящение архиереем одних антиминсов Если архиерей по каким-либо причинам не может освятить храм, он освящает только антиминс или несколько антиминсов, если церковь имеет приделы. Впоследствии эти антиминсы отправляются в церковь, для которой они предназначены, а

Из книги автора

Освящение храма священником Если храм освящается священником, совершаемые при этом священнодействия почти не отличаются от тех, что бывают во время архиерейского чинопоследования обряда. Основные особенности таковы.1. Накануне дня освящения перед иконой Спасителя у

Из книги автора

Освящение колоколов Любое храмовое здание имеет либо колокольню, либо специальное место для размещения колоколов, собирающих христиан в храм на богослужения. В первой части справочника подробно говорилось о разновидностях колоколен и видах колоколов, используемых в

Из книги автора

Освящение церковных вещей и принадлежностей Новые вещи и принадлежности храма (дискос, Потир, звездица, лжица, покрова?, кивот для Святых Даров, илито?н, индития, священнические одежды, крест и многое другое) могут быть освящены отдельно от освящения всего храма. При этом

Из книги автора

Малое водоосвящение Если Великое водоосвящение совершается всего дважды в год, малое водоосвящение может совершаться почти круглогодично и в разных местах: в храме, в домах христиан или под открытым небом, когда это предусмотрено правилами.Церковью установлены дни, в

Чтобы ответить на эти вопросы, следует начать с самого, казалось бы, очевидного… Любой первоклассник расскажет нам, что православный храм ― это место, где люди молятся Богу.

Господь сподобил нас жить в те времена, когда купола церквей можно увидеть в каждом районе города, особенно в центре, и более того ― вход в эти церкви свободен для всех. «Но подождите, - возразят нам некоторые, - разве так это необходимо: идти в церковь, стоять среди теснящей тебя толпы и в определённые моменты со всеми просить об одном и том же? Мне дома спокойней, иной раз зажгу там свечу перед иконой, помолюсь своими словами об одном, о другом ― Бог же меня и так услышит…».

Да, совершенно верно, Господь слышит всякого, призывающего Его во истине, как сказано словами Апостолов, однако между этими двумя вещами есть огромная разница.

Преподобный Иосиф Волоцкий в своём труде «Просветитель» пишет: «Помолиться дома возможно - но помолиться так, как в церкви, где множество отцов, где единодушно воссылается к Богу пение, где единомыслие, и согласие, и союз любви, - невозможно.

В это время, о возлюбленный, не только люди вопиют трепетным гласом, но и ангелы припадают к Владыке, и архангелы молятся… И Петра избавила от темницы молитва: «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12, 5). Если Петру помогла церковная молитва - как же ты не веришь в ее силу, и какой ответ ты надеешься получить?».

Следовательно, храм ― место особенного присутствия Бога. Да, мы говорим о Творце в молитве Святому Духу, что Он «везде пребывает и всё наполняет Собой» («…иже везде Сый и вся исполняяй…»), однако очевидно, что Его присутствие в гипермаркете, где непрерывно играет рассеивающая внимание музыка, ощутимо различно с присутствием в храме, где совершается великое славословие Ему.

«Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там», - молился некогда царь Соломон, построив Господу первый храм в Иерусалиме (3 Цар. 8:29). Эти же слова произносит во всеуслышание архиерей во время чина великого освящения храма. Во время этого священнодействия происходит нечто, очень напоминающее святые Таинства, совершаемые Богом над человеком.

Врата алтаря закрыты и ещё ни одна свеча в храме не горит. Священнослужители подготавливают престол за Царскими вратами и, подобно тому, как были вонзены в руки и ноги Христа гвозди, так и они вбивают их в четыре угла престола, заливая после этого ароматным составом, быстро застывающим на воздухе.

Будущий Престол омывается освящёнными молитвой архиерея водой и вином, смешанным с благовонием, в знак памяти о том, что из Раны Христа, когда Он был пронзён на Кресте сотником Лонгином, истекли Кровь и вода…

Престол помазывается миром ― тем самым миром, через которое на всех христиан сразу же после Крещения снисходит Святой Дух. Стяжание Духа Святого, по слову преподобного Серафима Саровского и есть цель христианской жизни. Такое миропомазание совершается в дальнейшем и над стенами храма. Удивительно, что миро, заготавливаемое исключительно для совершения Таинства над человеком, используется здесь, освящая неодушевлённые предметы. Именно это священнодействие порождает ту невыразимую разницу между обычным зданием и храмом, домом Всемогущего Господа. Благодаря ему даже полуразрушенные и осквернённые годами безбожия храмы сохраняют эту атмосферу некогда совершавшейся в нём молитвы…

Важным моментом является и то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей мученика. Это преемственность от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие ― Божественную Литургию ― в катакомбах, подземных захоронениях.

И делали они это непременно над гробницами тех, кто своей жизнью даже до смерти засвидетельствовал о воплотившемся Спасителе, что Он победил смерть. Ведь именно так слово мученик изначально переводится с древнегреческого языка ― свидетель.

Логика древних была удивительно проста и изящна: на земле нет более достойного места для пребывания Тела и Крови Господа, чем мощи тех, кто за Него пострадал. Именно поэтому и по сей день священная Литургия совершается на мощах мучеников, вложенных в основание престола, и именно поэтому перед тем моментом службы, когда будет петься Херувимская песнь и хлеб с вином переноситься с Жертвенника на Престол, священник полностью раскрывает антиминс ― особый плат, лежащий на престоле, в котором также находится частичка мощей мученика Христова. Именно здесь хлеб и вино буду становиться Телом и Кровью воплотившегося Бога.

Мощи, перед тем, как быть заложенными в основание престола, торжественно износятся архиереем вместе со всем духовенством из церкви и совершается крестный ход вокруг новоосвящённого храма.

Процессия останавливается на улице перед закрытыми вратами, за которыми находится только церковный хор ― эти люди изображают ангельское воинство, которое, видя Иисуса Христа в день Его преславного Вознесения на Небо, недоумевая о тайне Боговоплощения, вопрошали словами Псалма: «Кто есть Сей Царь славы?» и слышали ответ: «Господь сил, Той есть Царь славы!». Такой диалог происходит и здесь, между архиереем и певчими, в память о тех событиях.

И только по окончании священнодействия архиерей возжигает первую свечу в храме, огонь от которой распространяется на все остальные свечи. Далее совершается первая литургия, после которой храм начинает жить новой богослужебной жизнью.

Как мы видим, освящение храма не только символичное действие, оно имеет, кроме того, очень важное духовное значение. Само место собрания людей во имя Господне становится приобщённым благодати Святой Троицы. Поэтому, подобно тому, как человек через Таинство Крещения и Миропомазания по слову апостола Петра, избирается в удел Господу (1 Пет. 2:9), так и православный храм становится особым местом присутствия Бога на Земле.

Диакон Даниил Маслов

Фото Антония Тополова/ryazeparh.ru

 

Возможно, будет полезно почитать: