Орф-педагогика: музыкальная методика раннего развития. Орф-педагогика в домашних условиях

Сегодня существует множество самых разных методик развития ребёнка. И почти в каждой уделяется внимание музыке. Рассказываем об одной из самых популярных творческих систем воспитания.

Автором орф-педагогики, которая направлена на всестороннее развитие ребёнка, является Карл Орф (собственно, отсюда и название метода). Этот немецкий композитор и педагог прославился благодаря кантате «Кармина Бурана», а также за счёт изобретения собственной педагогической концепции, получившей название Орф-Шульверк. Классический «шульверк» Орфа - это обучающие занятия с детьми, во время которых юные музыканты не только играют на инструментах, но и поют, танцуют, а также учатся аккомпанировать.

Орф-воспитание: суть системы

Согласно концепту орф-педагогики, эта система не предполагает чёткий набор правил и обязательных ступеней развития - в отличие, например, от музыкальной школы, где ребёнку нужно пройти «нотную грамоту», и по мере обучения сдавать обязательные экзамены.

Главная задача орф-педагогики - помочь малышу раскрыть и развить собственный творческий и . Именно поэтому в этой методике большое внимание уделяется импровизации и активации фантазии.

При этом на «уроках» нет как такового строгого алгоритма: дети слушают различную по жанрам музыку, воспроизводят звуки, приплясывая или отбивая ритм, учатся , двигаться в пространстве и общаться с другими детьми.


Орф-практика: урок - импровизация

Как правило, каждое занятие имеет определённую тему. К примеру, море. Чтобы обозначить тему, педагог создаёт визуальный ряд (рисует картинку), который дополняет звуковой схемой, передающей особенности выбранного аспекта. А потом начинается самое интересное: учитель предлагает дошколятам придумать свой собственный вариант воплощения темы «моря». В помощь малышам - весь арсенал выразительных средств: музыка и самые разные звуки, пение, движение и танец, театральные приёмы и речь. Можно использовать самые разные музыкальные инструменты (а такими может стать и самый обычный стакан или кусок ткани), хлопать в ладоши и топать ногами, превращая заданную тему в музыку, а затем - и в движения, слова.

Продолжительность урока в среднем не превышает часа, и, как правило, он длится не менее 20 минут. Что касается возраста, когда можно приобщать кроху к креативным занятиям, то жёстких рамок нет: орф-педагогика рекомендована для детей от 0 до 3 лет, ведь эти музыкальные занятия не являются академическим образованием, зато отлично подготавливают ребёнка к «классическим урокам».


Орф-педагогика: домашние уроки

Занятие «Звуки»

С помощью этой практики малыш сможет изучить различные стихии и те звуки, которые им соответствуют: вода, дерево, бумага, металл, ткани.

Начните с ванной: вместе со своим чадом послушайте звуки воды - как она льётся, стекает, капает. Попробуйте воспроизвести услышанные звуки разными способами. Выберите наиболее схожий и самый удачный приём.

18.05.2017 Вебинар: «Современные формы работы с дошкольниками на музыкальном занятии Недирективные, латентные формы обучения »

Дата проведения: 18 мая 2017 года
Категория участников: музыкальные руководители дошкольных образовательных организаций, преподаватели музыки в школе, воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Ведущая: Грот Ольга Эдуардовна-музыкальный руководитель гимназии 1505, орф-педагог

Анонс:
Мировая музыкальная педагогика выработала множество синкретических подходов и форм музыкально-танцевальной работы с дошкольниками. Все их можно определить как общее поле креативно-развивающей педагогики, которая становится все более востребованной в современном образовании. А как быть с привычной на этом поле директивно-наглядной?
Вопросы для обсуждения:
- Учим или играем?
- Репетируем или придумываем варианты?
- Готовимся к утреннику или прекрасно проводим время?
- Утренник - это отчет для руководства или праздник для души детей?

11.05.2017 Вебинар: «Все поют с удовольствием. Современные формы работы по пению с дошкольниками»
Категория участников: музыкальны руководители, воспитатели, педагоги дошкольного и начального образования, педагоги дополнительного образования
Ведущая:

Анонс:

Природа наградила человека тонким и чутким инструментом - голосом. Наша задача сделать так, чтобы пение было очень интересным и увлекательным процессом. Ведь в процессе пения у детей развивается большое количество способностей, такие как слух, чувство ритма, память, дикция. Развивается эмоционально-нравственная сфера дошкольника и его творческая любознательность. Благодаря пению укрепляется здоровье. Важно, чтобы уже в детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту искусства. Взрослый, который сможет передать свою любовь к пению и музыке.

Прослеживается тенденция, что в настоящее время в детских садах пением занимаются по шаблону. Занятие пением сводится к натаскиванию к праздникам. Как сделать занятия интересными и полезными? Какие игровые приемы можно использовать в музыкальном развитии детей?

Своими находками я поделюсь в ходе вебинара.

  • Мы рассмотрим цикл упражнений и игр на развитие дыхания.
  • Обсудим возможные варианты развития голосового аппарата, артикуляции и интонации в игре.
  • Поговорим о том, как разнообразить вводную и основную часть музыкального занятия. Как мотивировать застенчивых детей к пению.
  • Как сохранить голосовую работоспособность педагога при большой нагрузке.
  • Поговорим о различных вариантах исполнения песен.
  • Об участиях в конкурсах и концертах.
  • Мы покажем методические приемы, которые позволят вам в игровой форме раскрыть перед детьми увлекательный мир пения. Будут показаны видео с практическими приемами.

Обсу ждаемые вопросы:

1 «Петь приятно и удобно?» Как сделать пение любимым видом деятельности.
2. Игры, сказки, упражнения для развития голоса.
3. Водная и основная часть занятия. Вариативный и индивидуальный подход.
4. Варианты исполнения песен. Приемы и идеи.
5. Показ методических видеофрагментов


25.01.2017 Вебинар: «Мониторинг и диагностика в свете реализации ФГОС ДОО. Как наблюдать за детьми на музыкальных занятиях и праздничных мероприятиях?»

Дата проведения: 25 января 2017 года
Категория участников: музыкальные руководители дошкольных образовательных организаций, преподаватели музыки в школе, воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Ведущая:

Тютюнникова Татьяна Эдуардовна

Канд. искусствоведения,доцент МПГУ, зав. Лабораторией Элементарного музицирования, руководитель секции «Музыка» Педагогического общества России, автор и ведущая семинара «Учусь творить».

Методист-эксперт международного класса в области детского музыкального образования, соавтор Программы и методики обучения детей музыке в активном, творческом музицировании « Тутти».

Научно-практический интерес автора связан с темой всестороннего творческого развития детей 3-7 лет средствами элементарного музицирования. По этой теме в России издано более 70 публикаций и более 20 книг и пособий по методике начального музыкального обучения.

Анонс:
Данный вебинар проходит в рамках проекта «Дневник музыкального руководителя (ссылка на проект ). Наша сегодняшняя тема – « Мониторинг и диагностика в свете реализации ФГОС ДОО. Как наблюдать за детьми на музыкальных занятиях и праздничных мероприятиях?»

  • Как соединить систематическую работу и подготовку к празднику?
  • Как наблюдать за детьми на музыкальных занятиях и праздничных мероприятиях?
  • Мониторинг и диагностика в деятельности музыкального руководителя, как их трактует ФГОС.
Ответ на эти вопросы мы попытаемся дать во время вебинара.
Мы будем говорить о том, что сложно найти в какой-то методической литературе или «умных» книжках. Умение понимать «суть невыразимого» это компетенция, приобретаемая с годами. Научиться правильно наблюдать – вот задача нашего вебинара.
Слова «смотреть» и «видеть» - разные по смыслу. Как смотреть и что видеть? Музыкальному руководителю важно также еще и «правильно слышать». И не только музыку в исполнении детей. Он должен уметь «видеть душой» и «слышать сердцем».
В деятельности музыкального руководителя наблюдение за детьми – это инструмент анализа и оценки своей педагогической деятельности. Если проводить аналогии, то «мониторинг» и «диагностика» соотносятся между собой как «путь, во время которого собирается информация», и «карта, на которой она фиксируется».
Что наблюдать? Для кого? Для чего? Где фиксировать? Об этом поговорим на вебинаре.
Мы будем учиться смотреть и видеть на примере методических видео и дискуссионных размышлений.

Творческие упражнения из журнала «Орф-фокус» №1:

  • «Чепуховая считалка» (Т.Э. Тютюнникова);
  • Озвучиваем сказку «Наступила осень» (Е. Чуйкова);
  • «Мышка снов» сказка со звуками (Байба Брице);
  • «Уж как шла лиса по травке» (Т.Э. Тютюнникова);
  • «Гусята и цыплята» (Т.Э. Тютюнникова).

18.05.2016 Вебинар: «Современные подходы к слушанию музыки в дошкольном возрасте»

В рамках вебинара:

О принципах развития способности к восприятию музыки;

О приоритетности слушания музыки в детском саду в связи со словом и движением;

О том, что такое моторное звено восприятия музыки и что такое слушание музыки с помощью движения;

О том, как речевое музицирование, связь со словом и детскими музыкальными инструментами формируют основы понимания музыкальных интонаций;

О том, какую музыку способны воспринимать дошкольники и какой продолжительности;

О том, почему разговоры о музыке не помогают ее понять; невербальное понимание музыки;

О приоритетности активных форм слушания музыки - в процессе музицирования.

11.05.2016 Вебинар: «Обучение пению дошкольников»

В рамках вебинара:

О возможностях и особенностях детского голоса; связи между голосом и музыкальным слухом в дошкольном возрасте;

В 30-х годах прошлого столетия мир узнал замечательного немецкого композитора-экспрессиониста и педагога Карла Орфа, который стал известен на весь мир благодаря кантате «Кармина Бурана» и педагогической концепции Орф-Шульверк. Шульверк Карла Орфа основан на обучении детей через игру на музыкальных инструментах, аккомпанировании, пении, создании танцевальных движений.

Смысл орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. При этом Орф не был сторонником ограничения музыкального развития детей только классической музыкой, которая, как считают многие, единственная возможность развить правильный музыкальный слух и творческое начало. Он считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются вскрикиванием, дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств. Кроме того, когда ребенок слышит все музыкальные стили: джаз, авангард, классика и т.д. – он учиться ее правильно воспринимать.

Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.

Как строится урок по орф-педагогике?

Качество и результат урока зависит от педагога, от его умения создать правильную атмосферу в группе. Сначала педагог выбирает тему урока, например, аквариум. Затем он демонстрирует детям нарисованных рыбок и звуковую схему. После этого он предлагает детям импровизацию – придумать свой собственный «аквариум». При этом можно, например, демонстрировать морскую волну, которая должна сопровождаться пением буквы «А»: педагог рисует волну - дети поют, педагог остановился – дети остановились и т.д.

Тематика уроков обширная, при этом можно использовать практически все музыкальные инструменты и не только – в ход можно пустить и ладоши, и ложки, и свист и т.д. Одним словом – необходимо превращать придуманную тему в музыку, или музыку превращать в движения. Можно также делить детскую группу – одни поют или играют, а другие демонстрируют движения.

Продолжительность урока от 20 минут и до часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы малыш и весело провел время, и получил необходимые навыки для дальнейшего развития.

Достоинства орф-педагогики

  • Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
  • В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
  • Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
  • Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
  • Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
  • Развитие слуха, восприятия;
  • Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.

С какого возраста можно заниматься с ребенком орф-педагогикой?

Как уже было сказано выше, никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения. Как только вы видите, что малыш уже проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание и реагирует на звуки, вы можете начать занятия. Обычно в специальных группах по орф-педагогике проводятся занятия для детей от 0 до 3 лет. Разумеется, группы разделены между собой по возрасту.

Орф-педагогика в домашних условиях

Конечно, лучше всего отдать ребенка в надежные руки профессионального педагога. Но и в домашних условиях вы можете принять участие в развитии вашего малыша.

Предлагаем вам два примерных урока.

«Звуки стихий»

1. Идем с малышом в ванную, включаем кран и начинаем слушать звуки воды. Сначала включаем совсем маленький напор и слушаем, как она журчит и льется, затем практически полностью закрываем, даем возможность ей только капать. Придумываем разные способы производить эти звуки. Также можно включить душ и попробовать изобразить звук дождя или водопада.

2. Придумываем разные способы звукоизвлечения из бумаги или газеты – шуршание, хлопанье, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.

«Маша шла»

Маша шла шла шла.

Апельсин нашла.

Апельсин какой?

Апельсин большой!

1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.

Пробуем разные варианты текста:

Меняем имя;

Меняем предмет, например, самолет, чемодан, пирожок и т.д.;

Соответственно меняем качество предмета - сухой, большой, смешной и т.д.

2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.

3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.

4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.

(«Маша шла» – левая, «шла шла» – правая)

5. Делим ритм между частями тела.

(«Маша шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)

Классическое Орф — занятие — это движение и музицирование на Орф-инструментах. Эти занятия продолжают Вальдорфскую традицию .
Орф-общества есть в десятках стран мира. Некоторые из них насчитывают несколько тысяч членов (США). Во многих странах регулярно проходят конференции, семинары и многоуровневые курсы. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс в Орф-Институте в Австрии.

Кто такой Орф?
Карл Орф — немецкий композитор и педагог. Он наиболее известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937).

Что такое Орф-подход?
Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи. Она не предполагает только одну ограниченную цель или фиксированный набор шагов для её достижения.

Каковы задачи Орф- уроков?
Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять), понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. При этом мама знакомится с массой новых идей и инструментов для игры с ребенком.

Из чего состоит урок?
— движение и танец (традиционный и художественный;
— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
— пение;
— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);
— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

Какие инструменты используются на Орф-уроке?
— барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
— ксилофоны;
— звучащие жесты (body percussion) — это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы.
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.

Каковы принципы Орф-обучения?
1. Обучение нужно для развития.
2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом очень постепенно разделяются.
3. Процесс важнее результата.
4. Практика важнее теории (нот).

В музыкальной школе все наоборот:
1. Обучение оторвано от развития.
2. Все предметы сразу отдельные — движения вообще нет, дети сидят весь урок.
3. Важен только результат
4. Сначала теория – ноты.

Значит ли это, что Орф-подход противоречит академическому? Нет. Просто академический подход рассчитан на взрослых, сознательных и замотивированных детей. А с малышами не работает. Орф-уроки дополняют, предваряют и готовят к академическому образованию.

Примеры занятий с мамой
«Звуки»
Исследование звуковых миров разных стихий: вода, дерево, бумага, металл, ткани.
1. Идем в ванную, начинаем слушать звуки воды – как она капает, льется, журчит. Придумываем разные способы производить эти звуки.
2. Другой день – газетный: рвем газеты, делаем из них разные фигуры, клеим газетные костюмы. Играем газетную музыку – придумываем разные способы звукоизвлечения – шуршание, хлопание, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.

«Катя шла»
Катя шла шла шла.
Апельсин нашла.
Апельсин какой?
Апельсин большой!

1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— заменяя имя (Маша Саша Варя);
— заменяя предмет (мандарин, самолет, магазин, огурец, чемодан);
— заменяя качество (большой, сухой, живой).
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
(«Катя шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
(«Катя шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)

«Винни-Пух»
Идем вперед тирлим-бом-бом
И снег идет тирлим-бом-бом
Хоть нам совсем совсем не по дороге
Но только вот тирлим-бом-бом
Скажите от- тирлим-бом-бом
Скажите от- чего так мерзнут ноги!

(из «Винни-Пуха», перевод Б. Заходера)
1. Ходим и читаем вслух это стихотворение, пока не выучим наизусть.
2. Хлопаем на «тирлим-бом-бом».
3. Хлопаем вместо «тирлим-бом-бом».
4. Делимся на две партии. Один читает основной текст, другой произносит или хлопает «тирлим-бом-бом». Меняемся ролями.
5. Вместо хлопания стучим по любому предмету.
6. Под основной текст тоже стучим или хлопаем, попадая ударами в слоги.
7. Делимся на те же две партии и только стучим, а слова произносим беззвучно.
8. Основную часть произносим, вместо «тирлим-бом-бом» прыгаем (бегаем, садимся на корточки – каждый раз разное). Поняв правила игры, ребенок каждый раз придумывает новое задание.

Сайты
Орф в Москве
Музей и фонд Орфа
Орф-Шульверк Форум — международная организация, координирующая Орф-движения во всем мире

Литература
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сб. Статей под ред. Л. Баренбойма. — М., 1978
Леонтьева О. Карл Орф. — М.. 1984.
Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа. Методическое пособие для учителей музыки. М.: АСТ, 2000.

Курсы
Обо всех курсах, проходящих на территории России можно узнать на сайте.
__________________________________________________________________________

Статья подготовлена по материалам Вадима Каневского , композитора и Орф-педагога.

 

Возможно, будет полезно почитать: