Нормы поведения человека в обществе. Совокупность норм поведения. Формы социального поведения людей

Я знаю, как на мед садятся мухи
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон

Иногда мы можем переступить ту черту, которую, казалось бы, переступить невозможно. Иногда мы ведем себя таким образом, что даже сами осуждаем себя за свои проступки. Почему?

Мы не можем дать объяснения многим вопросам относительно своего поведения. Влияют ли на него другие люди, и каким образом? Что мы знаем о себе и о своей психологии? Самостоятельны ли мы в своих сужениях? Кто решил, как надо себя вести в обществе?

Поведение - это сложившийся в процессе жизни образ взаимодействия живого существа с окружающей его средой.

Наше поведение выглядит сложно и необъяснимо. Считается, что сущность человека непонятна, и действительно это так. Никому неизвестно, как может повести себя даже очень близкий человек в стрессовой или опасной ситуации, так как в каждом из нас заложен инстинкт самосохранения. И это не главное. Поведение человека зависит от многих факторов.

В обычных условиях загрузка культуры или поведения личности начинается с самого рождения. Ребенок, как и все живое, пытается сохранить свою жизнь.

Для него возможной единственной угрозой считается негативная оценка родителей. Малыш пытается выяснить, как избежать такой угрозы, а еще лучше – получить одобрение, он старается подстроить свое поведение так, чтобы избежать любой угрозы.

К сожалению, многие взрослые люди считают, что из ребенка вырастет только то, что было в него заложено с момента рождения, не уделяя особого внимания его воспитанию. В итоге, дети не в самых лучших местах собирают информацию, отсюда и неадекватное поведение детей.

Люди неплохо могут различать шутки и искренне верят в то, что преподносится с эмоциями, когда информация выглядит подлинно и серьезно. На этом отчасти основывается наше поведение. А вот отличить подлинных эмоций от качественной игры актеров нам сложно.

Если информация поступает как приоритет в определенной деятельности, с признательными эмоциями, то человек начнет стремиться к получению этого приоритета. Это легко понять на примере рекламы. Мы все с доверием относимся к рекламируемому товару, покупаем его и надеемся на то, что получим такой же результат, о котором так искренне рассказывали рекламодатели.

Виды поведения

С точки зрения соблюдения правил и ценностей общества выделяют социальное и асоциальное поведение человека.

Социальное поведение – это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду.

Асоциальное поведение – это поступки, которые не соответствуют нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.

Основы для любой культуры

Видовое поведение человека – это определенное взаимодействие с окружающим миром, но все части мира взаимодействуют друг с другом.

Поэтому то, что мы называем поведением, должно быть определенным классом реакций. Когда о нем заходит речь, то предполагается целесообразное взаимодействие с окружающей действительностью. Значит, если мы видим цель, к которой стремится рассматриваемый человек, то тогда мы говорим о действиях этой личности.

Рассмотрим потребности всех живых существ, в силу которых формируется их поведение:

  • Самосохранение. Проявляется этот инстинкт либо в поиске пропитания, либо во избежание неблагоприятного воздействия.
  • Стремление к воспроизводству своего вида. Образ действий человека, связанное с размножением довольно сложное, и принимает достаточно причудливые формы. У животных есть своеобразные брачные ритуалы, а у людей стремление к размножению, и связанное с ним поведение личности, тесно переплетено с местом в иерархии в том сообществе, в котором обитает. Чем выше положение в иерархии, тем больше шансов у человека оставить потомство и его воспитать.
  • Стремление к безопасности. Это стремление к обеспечению условий своего существования, которое проявляется в поиске или строительстве убежища, а также в накоплении впрок средств пропитания и материального достатка. В этом случае действия человека проявляются в зависимости от его желаний, приобретенных в том обществе, в котором он обитал.
  • Очередной тип стремления, который свойственен человеку – это действия личности, связанное с заботой о потомстве и даже о членах своего общества.
  • Поведение, связанное со стремлением к чистоте свойственно более ограниченному числу человечества. Чистота – это создание определенных условий своего существования или стремление к определенному качеству жизни.
  • Поведение личности, которое связано со сложной психической организацией. Человек стремится к тому, чтобы образ реальности соответствовал тому окружающему миру, в котором человек себя находит.

Построение видового поведения личности основывается на шести главных вышеперечисленных потребностях. А культура является надвидовой организацией потребностей человека.

Совершенно очевидно, что каждая культура должна учитывать и давать возможности для проявления всех естественных потребностей, свойственных человеку. Видовые потребности нередко контролируются или подавляются культурой.

Наши заблуждения

Мы считаем, что наши оценки и само наше поведение исходят от нас самих. Только вот принципы наших оценок, поступков и явлений у нас внешние.

Возьмем пример, калькулятор выполняет сложные математические вычисления сам, но для того чтобы получить результат вычислений мы производили с ним некоторые манипуляции. Так и у нас, в нас вводит информацию окружающий мир, а мы стараемся вычислить свое отношение к этому современному миру и создать свое поведение.

Никому не захочется тратить свои силы на действия, которые не будут хоть одним человеком оценены. Нет, попробовать сделать что-либо человек может, но если он не найдет поддержки хотя бы одного человека, то все усилия прекратятся. Мы работаем, если эта работа оценивается, и не работаем, если не находим поддержку окружающих.

Наша любознательность тоже смысла бы не имела, если бы об ее результатах не сообщалось еще кому-нибудь. Мы обучаемся в надежде на то, что это даст возможность произвести впечатление. Мотивы действий личности регламентируются приобретенными общественными нормами и средой ее воспитания.

Влияние эмоций

На поведение личности большое влияние оказывают эмоции. Возьмем ситуацию, когда один человек из небольшой компании увидит хищника, он испугается и закричит, на что вся компания отреагирует так же, при этом кто-то мог даже и не увидеть того хищника.

Если бы такая ситуация произошла в толпе людей, то масштабы последствий были бы серьезней, началась бы паника. Для такого поведения объяснения в словах нет необходимости, все происходит на уровне автоматики.

В общении животных интересным является тот феномен, который объединяет их в одну группу и удерживает там. Животные не разговаривают, поэтому в их головах не вертятся слова, как у людей, но эмоциональная информация природой запрограммирована в виде их своеобразного поведения.

Эмоциональная семейная зависимость отдельных видов животных, благодаря эволюции преобразовалась в некую социальную систему. Это говорит о том, что животные живут одним семейством и удерживаются в нем благодаря количеству эмоций, подходящим всем членам семейства, так как животным предложить больше нечего.

Иерархия равенства

В семействах животных существует иерархия в различной степени. Особь ищет среди своих собратьев специфической реакции для того, чтобы стать вожаком.

Если бы добиться эмоций признания от членов семейства не представлялось бы возможным, то особь не стала бы напрягаться. Получается, если особь добивается внимания окружающих, то любыми путями пытается стать вожаком, то есть воинственным поведением добивается своих целей.

Поведение людей практически такое же - как только окружающие предоставляют свои эмоции признания, один из членов общества становится вожаком. Например, эмоции признания достаются авторитетным людям, которые каким-то образом привлекли внимание общества. У людей, воспитанных в жестких условиях домашней иерархии, проявляется агрессивное поведение к членам их семьи или к более слабым людям.

Иерархия отличий

От животных людей отличает то, что получить признание они могут разнообразными способами. Человек может добиваться эмоциональной поддержки, то есть уважения окружающих демонстрацией своих талантов. Это развивает в личности самоуважение, так как оно невозможно без признания общества, которое их окружает.

Именно на этих принципах живет современное общество. Остается добавить только то, что человек, который добивается эмоционального признания общества, начинает владеть мнением этого общества, а значит, становится авторитетом, который в последствие может повлиять на поведение общества в целом.

Люди отыскивают любые возможности для получения уважения, и если им не удается получить признание собственными способностями, то для достижения цели в ход идут любые способы.

Некоторые пытаются получить уважения в своем вероисповедании или в названии национальности, а другие демонстрируют уровень своих автомобилей и брендов одежды или же неприемлемым обществом поведением.

Эти вещи ничего не говорят об умственном уровне их обладателей, хотя производят впечатления на многих членов общества. Есть люди, которые покоряют горы или бросаются в пропасти, греются на пляжах или едут в путешествия, лишь бы их действия хоть кто-то оценил как достижения.

Ошибки и условия

Легко наблюдать за поведением подростков, которые своими не всегда адекватными действиями стараются произвести впечатление, показать свою особенность или привлечь внимание окружающих.

Если человека лишить свободы действий, где ему не доступен цивилизованный способ достижения признания общества, то он, подобно диким предкам, старается получить эмоции признания своим агрессивным поведением.

Ученые проводили множество экспериментов, которыми они пытались объяснить поведение людей в различных ситуациях. Психолог Милгрем доказал, что не только в экстремальных условиях даже самый принципиальный человек может повести себя неадекватно под давлением авторитета.

Система общества и ее влияние

Система общества довольно просто выглядит, но в сочетании с баснословным количеством информации цивилизованного мира, относительно которой измеряется положение личности в обществе, вносит разнообразие в современные отношения в обществе и в поведение личности.

Всю информацию, которую получает общество, называют культурой поведения или моралью. В этой общественной информации есть один незаметный факт – мы руководствуемся ею, но убеждены, что информация наша собственная. Но только общество и опыт поколений диктует нам как надо себя вести в той или иной ситуации.

Дважды наукой был замечен факт того, что когда ребенок воспитывается не в человеческом обществе, а животными, то его поведение разительно отличается от человеческого поведения.

Попадая в человеческое общество, дети приобретали человеческое поведение, но и культура животных у них сохранялась. Из чего следует, что поведение людей определяет то, что их окружало ранее.

Человеческое поведение вообще можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека - сугубо его лич­ное дело. Однако живя в обществе, любой инди­вид практически постоянно находится (физически или мыслен­но) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер. Социальное поведение - это действия че­ловека по отношению к обществу, другим людям, к окружаю­щим его природе и вещам. Люди «задевают» друг друга не толь­ко при непосредственном контакте, но и через вещи, природу, через общую среду обитания. При этом взаимодействия людей чрезвычайно сложны и многообразны и могут быть разделены во времени и пространстве.

Так, к примеру, производитель недоброкачественных продук­тов может повредить здоровью сотен людей, о существовании ко­торых он, к сожалению, даже никогда не задумывался. Автомоби­лист, прогревающий во дворе мотор своего «железного коня», за­ставляет жильцов вокруг морщиться и плотнее закрыть окна. Со­баковод, не убирающий отходы своего питомца, вынудит ругаться и чиститься того, кто случайно наступит в них темным вечером. А возьмите законодателей, заседающих в сотнях больших и малых парламентов повсюду в мире: жизнь скольких незнакомых им людеймогут облегчить или затруднить принимаемые ими решения?! И так далее...

По своему характеру социальное поведение может быть са­мым разнообразным: альтруистическим или эгоистическим, за­конопослушным или противоправным, серьезным или легкомыс­ленным, мужественным или трусливым, добродетельным или по­рочным, независимым или приспособленческим, деликатным, корректным или грубым и неучтивым и т. д. Оно определяется очень многими факторами как общественного, так и личност­ного характера.

К основным общественным факторам можно отнести существующие в обществе обычаи, традиции, социальные цен­ности и нормы, характер поведения социальной элиты (как об­разец для подражания), сложившиеся в обществе условия для позитивного пли негативного поведения (скажем, ^чрезмерные налоги вызывают волну укрывательства от них, раздутость гос­аппарата - злоупотребления и коррупцию чиновников, слабый социальный контроль и безнаказанность нарушений - разгул не­нормативного поведения, "отсутствие на улицах урн и общедо­ступных туалетов - рост загрязнения среды и т. д.).

Личностные факторы поведения - это те, что исходят от самого индивида. Среди них можно выделить следующие шесть. (1) Врожденные инстинкты человека, состояние его психики, тип темперамента. Так, древнегреческий врач, «отец медицины» Гип­пократ (460 - 377 или 356 до н.э.) определил четыре основных типа темперамента - сангвинический, холерический, флегматичес­кий и меланхолический (табл. 3.1).


(2) Личные жизненные цели и интересы индивида, его ценно­стные ориентации и привычки. (3) Тип референтной группы, которую индивид избрал себе в качестве эталона- поведения (ска­жем, космонавты, банкиры, артисты, политики). (4) В то же время степень его самобытности, самостоятельности, умение оставаться самим собой, не поддаваясь голому подражательству. (5) Способ­ность индивида к честной и трезвой самооценке, к самоконтро­лю, к осознанию и сдерживанию негативных тенденций в собствен­ном поведении. (6) Наконец, его умение жить в обществе и ла­дить с людьми: способность подчиняться социальным нормам и ролевым предписаниям; умение быть свободным в своих дей­ствиях, не мешая свободе других; терпимость (или толерант­ность 3) к особенностям других людей; умение следовать изве­стному «золотому правилу» - не делай другими того, чего не хо­чешь, чтобы причинят тебе, и т. д.

Понятно, что в мире нет ничего совершенного. Поэтому и в социальном поведении людей, к сожалению, имеет место множе­ство нежелательных отклонений. С ними связано еще одно соци­ологическое понятие - так называемое девиант,ное поведение.

С малых лет до преклонного возраста индивидуум вынужден взаимодействовать с себе подобными. На становление личности в социуме влияют воспитание, образование и даже стихийные факторы, то есть, никем не запланированные воздействия, возникающие в процессе ассимиляции людей в группах. Совокупность поведенческих принципов, согласно которым отдельно взятый человек реагирует на жизнь в обществе, называют социальным поведением.

Некоторые общие моменты

Каждому человеку приходится осваивать несколько ролей. Они меняются, благодаря попаданию индивидуума на разные фазы развития:

  • детство - здесь идет усвоение элементарных правил, первичная социализация;
  • юношество - активное взаимодействие со сверстниками, вторичная социализация;
  • зрелость - превращение в самостоятельного деятеля общества;
  • старость - уход от активной деятельности.

На каждом этапе существует свой набор поведенческих навыков и статусных ролей. Обуславливается поведение индивидуума мотивацией, степенью участия в выбранном им общественном процессе.

Социальные роли личности

Социальное поведение следует рассматривать в противовес индивидуальному. Оно рассчитано на оказание психологического влияния на окружающих, занятие личностью своей ниши в социуме и условно делится на виды:

  1. Просоциальное: «помогающее», «послушное».
  2. Конкурентное по типу А, по типу Б.
  3. Скандальное, «эпатажное».
  4. Антисоциальное, асоциальное: девиантное, проблемное, противоправное.
  5. Другие разновидности.

Просоциальное или «правильное» поведение

Просоциальным называют поведение, при котором индивидуум стремится оказать всемерную и добровольную помощь окружающим. К нему по праву относят «послушное» и «помогающее» поведение. Эти формы приветствуются всеми культурами и традициями. Их считают разумным способом взаимодействия.

Личностям, попадающим под вышеназванные виды, приписываются хорошие манеры, наличие воспитанности, их ставят в пример, всячески поощряют в обществе.

Конкурентное по нескольким типам

При конкурентном поведении индивидуум видит в окружающих членах общества потенциальных соперников и подсознательно начинает с ними соревноваться во всем: от внешних данных, умственных способностей до уровня собственного благосостояния.

Конкурентное поведение по типу А предусматривает проявление в человеке враждебности к своим соперникам, постоянной раздражительности из-за чужих успехов, выражения недоверия даже близким. Тип Б, в свою очередь, отличает людей доброжелательностью.

Скандальное, «эпатажное»

Этот вид можно наблюдать у общественных деятелей, например, политиков, журналистов, артистов. Своим эмоциональным состоянием некоторые известные люди способны заводить целые толпы людей. Их личная заинтересованность в успехе затмевает остальные стороны бытия. При этом они получают отклик и поддержку приверженцев.

Цель преследуется одна - манипулировать остальными для достижения собственных вершин успеха. При этом они пользуются запрещенными приемами ведения борьбы между собой и даже повсеместной ложью. Например, придя к власти, не все политики спешат выполнять «обещанное».

Антисоциальное и асоциальное

Прямой противоположностью «послушного» и «помогающего» считается «проблемное» поведение. Личности, которым оно присуще, попадают в неприятные ситуации, чаще всего действуют против норм морали, принятых в обществе. Нужно отметить, что проблемное поведение вызывает отторжение у многих индивидуумов.

Ближе всего «проблемное» поведение находится к девиантному и делинквентному, то есть противоправному. Все отклонения от принятого этикета, условных норм резко осуждаются общественностью.

Антисоциальное, в противовес предыдущим - «правильным» видам, предусматривает враждебность и агрессивный настрой. Такие формы поведения изучаются специалистами уже много десятков лет и считаются неустранимыми. В условиях кризиса могут носить тотальный характер.

Другие виды

Кроме стандартных градаций видов социального поведения, специалисты выделяют в отдельный раздел социализацию людей внутри различных по масштабу сообществ: массовое, групповое.

Сложнее всего управлять массовым поведением, особенно среди больших масс, организованных стихийно. К ним относятся мода, слухи, различные политические, религиозные движения. Групповым поведением принято называть действия малых или средних сообществ и групп. Например, рабочий коллектив, учебный класс.

Не нужно забывать, что все градации условны. Иногда можно наблюдать, как привычные поступки людей меняются на противоположные под воздействием определенных условий. Поэтому нельзя считать устойчивым тот или иной вид поведения.

Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение — это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции — смех, плач — также являются поведением.

Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией повеления, следует из того факта, что Н. Камерон попытайся обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание — это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционал истекая парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорировать ее данных, рассматривая человеческое поведение.

Формы социального поведения человека

Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Следовательно, социальное поведение -это форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Поэтому социальное поведение можно рассматривать как качественную характеристику социального действия и взаимодействия.

В социологии социальное поведение трактуется как: о поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм; о внешнее проявление деятельности, форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам; о приспособление человека к социальным условиям своего существования.

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек может использовать два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.

«Естественное» поведение , индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. «Естественное» поведение индивида социапьно не регламентируется, поэтому оно, как правило, аморально или «бесцеремонно». Такое социальное поведение носит «натуральный», природный характер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей. В обществе «натуральное» эгоцентрическое поведение «запрещено», поэтому оно всегда базируется на социальных конвенциях и взаимных уступках со стороны всех индивидов.

Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, постоянно убеждаясь в незыблемости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.

Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить «естественного» эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, всегда оказывается более выгодным для индивида, нежели «ритуальное» поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы «натурального» социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.

На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:

  • кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
  • родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.

Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.

Концепции человеческого поведения

Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии — в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, следует назвать прежде всего психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, А. Адлером.

Представления Фрейда основываются на том, что поведение индивида формируется в результате сложного взаимодействия уровней его личности. Таких уровней Фрейд выделяет три: низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, определяемые врожденными биологическими потребностями и комплексами, сформировавшимися под влиянием индивидуальной истории субъекта. Этот уровень Фрейд называет Оно (Ид), чтобы показать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я включает в себя рациональное целеполагание и ответственность за свои действия. Высший уровень составляет Сверх-Я — то, что мы назвали бы результатом социализации. Это совокупность интериоризованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества (запретные) импульсы и влечения и не дать им реализоваться. По мнению Фрейда, личность любого человека — это непрекращающаяся борьба Оно и Сверх-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, поскольку представляет собой всего лишь ее символическое отражение. Такими символами могут быть образы сновидений, описки, оговорки, навязчивые состояния и страхи.

Концепция К. Г. Юнга расширяет и видоизменяет учение Фрейда, включая в сферу бессознательного не только индивидуальные комплексы и влечения, но и коллективное бессознательное — уровень общих для всех людей и народов ключевых образов — архетипов. В архетипах зафиксированы архаические страхи и ценностные представления, взаимодействие которых определяет поведение и мироощущение личности. Архетипические образы фигурируют в базисных повествованиях — народных сказках и преданиях, мифологии, эпосе — исторически конкретных обществ. Социально-регламентирующая роль таких повествований в традиционных обществах очень велика. Они содержат идеальные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. Например, мужчина-воин должен вести себя, как Ахилл или Гектор, жена — как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетииических повествований постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения.

Психоаналитическая концепция Адлера имеет в своей основе бессознательную волю к власти, которая, по его мнению, является врожденной структурой личности и определяет поведение. Особенно сильна она у тех, кто в силу тех или иных причин страдает комплексом неполноценности. В стремлении компенсировать свою неполноценность они способны достигать больших успехов.

Дальнейшее расщепление психоаналитического направления привело к возникновению множества школ, в дисциплинарном отношении занимающих пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Подробно остановимся на творчестве Э. Фромма.

Позиции Фромма - представителя неофрейдизма в и — точнее можно определить как фрейломарксизм, поскольку наряду с влиянием Фрейда он испытывал не менее сильное влияние социальной философии Маркса. Своеобразие неофрейдизма по сравнению с ортодоксальным фрейдизмом обусловлено тем, что, строго говоря, неофрейдизм — это скорее социология, тогда как Фрейд, безусловно, является чистым психологом. Если Фрейд объясняет поведение индивида комплексами и импульсами, скрытыми в индивидуальном бессознательном, короче, внутренними биопсихическими факторами, то для Фромма и фрейломарксизма в целом поведение индивида детерминируется окружающей социальной средой. В этом его сходство с Марксом, объяснявшим социальное поведение индивидов в конечном счете их классовым происхождением. Тем не менее Фромм стремится найти в социальных процессах место психологическому. По фрейдистской традиции обращаясь к бессознательному, он вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая иод ним психический опыт, общий для всех членов данного общества, но у большинства из них не попадающий на уровень сознания, потому что он вытесняется специальным социальным по своей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытеснения общество сохраняет стабильное существование. Механизм социального вытеснения включает в себя язык, логику обыденного мышления, систему социальных запретов и табу. Структуры языка и мышления формируются под влиянием общества и выступают орудием социального давления на психику индивида. Например, огрубленные, антиэстетичные, нелепые сокращения и аббревиатуры «новояза» из оруэлловской антиутопии активно уродуют сознание употребляющих их людей. В той или иной степени достоянием всех в советском обществе стала чудовищная логика формул типа: «Диктатура пролетариата — самая демократическая форма власти».

Главная составляющая механизма социального вытеснения — социальные табу, действующие, как фрейдовская цензура. То в социальном опыте индивидов, что угрожает сохранению существующего общества, если будет осознано, не допускается в сознание с помощью «социального фильтра». Общество манипулирует сознанием своих членов, внедряя идеологические клише, которые из-за частого употребления становятся недоступными критическому анализу, утаивая определенную информацию, оказывая прямое давление и вызывая страх социальной изоляции. Поэтому из сознания исключается все то, что противоречит социально одобряемым идеологическим клише.

Такого рода табу, идеологемы, логические и языковые эксперименты формируют, по Фромму, «социальный характер» человека. Люди, принадлежащие к одному и тому же обществу, помимо своей воли как бы отмечены печатью «общего инкубатора». Напр и мер, мы безошибочно узнаем на улице иностранцев, даже если не слышим их речи, — по поведению, внешнему облику, отношению друг к другу; это люди из другого общества, и, попадая в чуждую им массовую среду, они резко выделяются из нее благодаря сходству между собой. Социальный характер - это воспитанный обществом и неосознаваемый индивидом стиль поведения — от социального до бытового. Например, советского и бывшего советского человека отличают коллективизм и отзывчивость, социальная пассивность и нетребовательность, покорность перед властью, персонифицированной в лице «вождя», развитый страх оказаться не таким, как все, доверчивость.

Свою критику Фромм направил против современного капиталистического общества, хотя много внимания уделял и описанию социального характера, порождаемого тоталитарными обществами. Как и Фрейд, он разработал программу восстановления неискаженного социального поведения индивидов посредством осознания того, что было вытеснено. «Превращая бессознательное в сознание, мы тем самым превращаем простое понятие всеобшно- сти человека в жизненную реальность такой всеобщности. Это не что иное, как практическая реализация гуманизма». Процесс дерепрессии — освобождения социально угнетенного сознания заключается в устранении страха перед осознанием запретного, развитии способности к критическому мышлению, гуманизации социальной жизни в целом.

Иную трактовку предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хоманс), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы.

Концепция Скиннера по сути является биологизаторской, так как в ней полностью сняты различия между поведением человека и животного. Скиннер выделяет три типа поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное и оперантное. Первые два вида реакций вызываются воздействием соответствующих стимулов, а оперантные реакции представляют собой форму адаптации организма к окружающей среде. Они активны и произвольны. Организм как бы методом проб и ошибок отыскивает наиболее приемлемый способ адаптации, и в случае удачи находка закрепляется в виде устойчивой реакции. Таким образом, главным фактором формирования поведения выступает подкрепление, а научение превращается в «наведение на нужную реакцию».

В концепции Скиннера человек предстает как существо, вся внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства. Изменения подкреплений механически вызывают изменения поведения. Мышление, высшие психические функции человека, вся культура, мораль, искусство превращаются в сложную систему подкреплений, призванных вызывать определенные поведенческие реакции. Отсюда следует вывод о возможности манипулирования поведением людей путем тщательно разработанной «технологии поведения». Этим термином Скиннер обозначает целенаправленный манипуляционный контроль одних групп людей над другими, связанный с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления.

Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. и Дж. Болдуин, Дж. Хоманс.

Концепция Дж. иДж. Болдуин базируется на понятии подкрепления, заимствованном из психологического бихевиоризма. Подкрепление в социальном смысле — это вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. Например, для голодного человека пиша выступает как подкрепление, но если человек сыт, она не является подкреплением.

Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации у данного индивида. Поддепривацией понимается лишенность чего-то такого, в чем индивид испытывает постоянную потребность. Насколько субъект депривирован в каком-либо отношении, настолько его поведение зависит от данного подкрепления. От депривации не зависят так называемые генерализованные подкрепители (например, деньги), действующие на всех без исключения индивидов в силу того, что концентрируют в себе доступ сразу ко многим видам подкреплений.

Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители — это все, что воспринимается субъектом как вознаграждение. Например, если определенный контакт с окружающей средой принес вознаграждение, велика вероятность того, что субъект будет стремиться повторить этот опыт. Негативные подкрепители — это факторы, определяющие поведение через отказ от какого-то опыта. Например, если субъект отказывает себе в каком-то удовольствии и экономит на этом деньги, а впоследствии извлекает выгоду из этой экономии, то данный опыт может послужить негативным подкрепителем и субъект станет поступать гак всегда.

Действие наказания противоположно подкреплению. Наказание есть опыт, вызывающий желание больше его не повторять. Наказание также может быть позитивным или негативным, но здесь по сравнению с подкреплением все перевернуто. Позитивное наказание — это наказание с помощью стимула подавления, например удара. Негативное наказание влияет на поведение через лишение чего-то ценного. Напри мер, лишение ребенка сладкого за обедом — типичное негативное наказание.

Формирование оперантных реакций имеет вероятностный характер. Однозначность характерна для реакций простейшего уровня, например ребенок плачет, требуя к себе внимания родителей, потому что родители всегда подходят к нему в таких случаях. Реакции взрослых гораздо сложнее. Например, человек, продающий газеты в вагонах электрички, далеко не в каждом вагоне находит покупателя, но из опыта знает, что покупатель в конечном счете найдется, и это заставляет его настойчиво ходить из вагона в вагон. В последнее десятилетие такой же вероятностный характер приняло получение заработной платы на некоторых российских предприятиях, но тем не менее люди продолжают ходить на работу, надеясь на ее получение.

Бихевиористская концепция обмена Хоманса появилась в середине XX в. Полемизируя с представителями многих направлений социологии, Хоманс утверждал, что социологическое объяснение поведения должно обязательно базироваться на психологическом подходе. В основе интерпретации исторических фактов также должен лежать психологический подход. Хоманс мотивирует это тем, что поведение всегда индивидуально, социология же оперирует категориями, приложимыми к группам и обществам, поэтому исследование поведения является прерогативой психологии, а социология в этом вопросе должна идти вслед за ней.

По мнению Хоманса, при изучении поведенческих реакций следует абстрагироваться от природы вызвавших эти реакции факторов: вызваны они воздействием окружающей физической среды или других людей. Социальное поведение — это всего лишь обмен имеющей какую-то социальную ценность деятельностью между людьми. Хоманс считает, что социальное поведение можно интерпретировать с помощью поведенческой парадигмы Скинне- ра, если дополнить ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях между людьми. Отношения индивидов между собой всегда представляют собой взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, короче говоря, это взаимное использование подкреплений.

Теорию обмена Хоманс кратко сформулировал в нескольких постулатах:

  • постулат успеха — с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаше всего встречают социальное одобрение;
  • постулат стимула — сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение;
  • постулат ценности — вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат этого действия;
  • постулат депривапии — чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение;
  • двойной постулат агрессии-одобрения — отсутствие ожидаемого вознаграждения или неожиданное наказание делает вероятным агрессивное поведение, а неожиданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказания приводит к повышению ценности вознаграждаемого поступка и способствует его более вероятному воспроизведению.

Важнейшими понятиями теории обмена являются:

  • цена поведения — то, во что обходится индивиду тот или иной поступок, — негативные последствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, это расплата за прошлое;
  • выгода — возникает тогда, когда качество и размер вознаграждения превышают цену, в которую обходится данный поступок.

Таким образом, теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск выгоды. Данная концепция выглядит упрощенной, и не удивительно, что она вызвала критику самых разных социологических направлений. Например, Парсонс, отстаивавший принципиальное различие между механизмами поведения людей и животных, критиковал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на основе психологических механизмов.

В своей теории обмена Я. Блау предпринял попытку своеобразного синтеза социального бихевиоризма и социологизма. Понимая ограниченность чисто бихевиористской интерпретации социального поведения, он поставил целью переход от уровня психологии к объяснению на этой основе существования социальных структур как особой реальности, несводимой к психологии. Концепция Блау представляет собой обогащенную теорию обмена, в которой вычленяются четыре последовательные стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения.

Блау показывает, что начиная с уровня межличностного обмена обмен не всегда может быть равным. В тех случаях, когда индивиды не могут предложить друг другу достаточного вознаграждения, образовавшиеся между ними социальные связи тяготеют к распаду. В таких ситуациях возникают попытки укрепить распадающиеся связи иными способами — через принуждение, через поиск другого источника вознаграждения, через подчинение себя партнеру по обмену в порядке генерализованного кредита. Последний путь означает переход на ступень статусной дифференциации, когда группа лиц, способных дать требуемое вознаграждение, в статусном отношении становится более привилегированной, чем другие группы. В дальнейшем происходят легитимация и закрепление ситуации и выделение оппозиционных групп. Анализируя сложные социальные структуры, Блау выходит далеко за пределы парадигмы бихевиоризма. Он утверждает, что сложные структуры общества организуются вокруг социальных ценностей и норм, которые служат как бы опосредующим звеном между индивидами в процессе социального обмена. Благодаря такому звену возможен обмен вознаграждениями не только между индивидами, но и между индивидом и группой. Например, рассматривая феномен организованной благотворительности, Блау определяет, что отличает благотворительность как социальный институт от простой помощи богатого индивида более бедному. Отличие втом, что организованная благотворительность — это социально ориентированное поведение, в основе которого лежит стремление богатого индивида соответствовать нормам обеспеченного класса и разделять социальные ценности; через нормы и ценности устанавливается отношение обмена между жертвующим индивидом и социальной группой, к которой он принадлежит.

Блау выделяет четыре категории социальных ценностей, на основе которых возможен обмен:

  • партикуляристские ценности, объединяющие индивидов на почве межличностных отношений;
  • универсалистские ценности, выступающие как бы мерилом для оценки индивидуальных заслуг;
  • легитимный авторитет — система ценностей, обеспечивающая власть и привилегии какой-то категории людей по сравнению со всеми другими:
  • оппозиционные ценности — представления о необходимости социальных изменений, позволяющие оппозиции существовать на уровне социальных фактов, а не только на уровне межличностных отношений индивидуальных оппозиционеров.

Можно сказать, что теория обмена Блау представляет собой компромиссный вариант, сочетающий элементы теории Хоманса и социологизма в трактовке обмена вознаграждениями.

Ролевая концепция Дж. Мида представляет собой подход символического интеракционизма к изучению социального поведения. Ее название напоминает о функционалисте ком подходе: ее также называют ролевой. Мид рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, взаимодействующих друг с другом в свободно принимаемых и проигрываемых ролях. Согласно Миду, ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставить себя на место другого, оценивать себя с позиции другого.

Синтез теории обмена с символическим интеракционизмом также попытался осуществить П. Зингельман. Символический интср- акционизм имеет ряд точек пересечения с социальным бихевиоризмом и теориями обмена. Обе эти концепции делают акцент на активном взаимодействии индивидов и рассматривают свой предмет в микросоциологическом ракурсе. Согласно Зингельману, отношения межличностного обмена требуют умения поставить себя в положение другого, чтобы лучше понять его запросы и желания. Поэтому он считает, что есть основания для слияния обоих направлений в одно. Однако социальные бихевиористы критически отнеслись к появлению новой теории.

Огромнейшее значение в современной имеет тема социального поведения. Социальное поведение подразумевает психологическое воздействие на людей и занятие среди них конкретного положения. Как правило, такой тип поведения рассматривается как противоположность поведению индивидуальному, которое, в свою очередь, не связано с положением человека, занимаемым им в социуме, и с отношениями, складывающимися между ним и окружающими его людьми, а также не рассчитано на оказание на отдельных людей или общество в целом какого-либо влияния.

Психологи выделяют несколько видов социального поведения. Мы же рассмотрим следующие:

  • Массовое поведение
  • Групповое поведение
  • Полоролевое поведение
  • Просоциальное поведение
  • Конкурентное поведение
  • Послушное поведение
  • Девиантное поведение
  • Противоправное поведение
  • Проблемное поведение
  • Поведение типа привязанности
  • Материнское поведение
  • Некоторые другие формы

Рассмотрим каждый из видов несколько подробнее.

Массовое поведение

Массовое поведение является плохо управляемой социальной активностью большого количества людей, которые не организованы и не преследуют конкретной цели. Нередко его называют и стихийным поведением. В качестве примера можно назвать моду, слухи, панику, различные религиозные, политические и экономические движения и т.п.

Групповое поведение

Групповым поведением называются действия людей, которые объединены в социальную группу. Чаще всего оно возникает по причине особых процессов, происходящих в таких группах. Отличается оно тем, что члены группы действуют согласованно, постоянно взаимодействуя друг с другом, даже когда находятся за пределами группы.

Полоролевое поведение

Полоролевое поведение представляет собой поведение, которое свойственно людям конкретного пола и связано с основными социальными ролями, выполняемыми этим людьми в процессе жизнедеятельности какого-либо социума.

Массовое, групповое и полоролевое поведение характерны для групп и отдельных личностей и зависят от того, какие социальные функции они выполняют и какие цели преследуют. Нижеизложенные виды социального поведения описывают личность в процессе её взаимодействия с другими личностями.

Просоциальное поведение

Основой просоциального поведения человека является его стремление к помощи и поддержке окружающих. Когда просоциальное поведение направлено на прямую помощь кому-либо, кому она нужна, тогда его называют помогающим поведением .

Конкурентное поведение

Конкурентным называется поведение, когда окружающие люди воспринимаются человеком как потенциальные или реальные конкуренты, и он вступает с ними в борьбу или соревнование. Такое поведение рассчитано на достижение преимущества и победы. Функционально или содержательно с конкурентным поведением связано поведение типа A , согласно которому человек является нетерпеливым, раздражительным, враждебным и недоверчивым, и поведение типа B , согласно которому, человек не стремится ни с кем конкурировать, и выражает всем доброжелательное отношение.

Послушное поведение

Под послушным поведением понимаются формы социального поведения, обеспечивающие цивилизованное и культурное взаимодействие между людьми. Довольно часто такой вид поведения называется правопослушным поведением, а ему в противовес называют девиантное, противоправное и проблемное поведение.

Девиантное поведение

Девиантным поведением является поведение, идущее вразрез с принятыми в обществе социальными, моральными и/или этическими нормами. Несмотря на это, девиантное поведение нельзя назвать противоправным, которое предполагает осуждение по закону.

Противоправное поведение

Противоправное поведение представляет собой поведение, нарушающее установленные социальные нормы. Данная форма поведения предполагает осуждение судом – человек за него может получить наказание, исходя из действующего законодательства.

Проблемное поведение

Под проблемным поведением понимается любое поведение, служащее причиной возникновения у человека психологических проблем. В большинстве случаев проблемное поведение состоит из непонятных и неприемлемых для других форм поведения, могущих быть дезадаптивными, деструктивными или антисоциальными.

Помимо прочих форм социального поведения, можно встретить и такие, которыми будут характеризоваться и близкие отношения между людьми. Такими видами являются поведение типа привязанности и материнское поведение.

Поведение типа привязанности

Поведение типа привязанности выражается в стремлении человека всё время быть рядом с другими. Представленная форма поведения проявляется уже в детстве, а объектом привязанности в большинстве случаев является мать.

Материнское поведение

В общем и целом материнское поведение – это поведение, присущее матерям в отношении своих детей, а также поведение любого человека вообще, которое схоже с поведением матери по отношению к ребёнку.

Есть также и некоторые другие формы социального поведения, взаимосвязанные со складывающимися в обществе отношениями людей. Таким поведением можно назвать поведение, целью которого является избегание неудач и достижение успехов, получение власти или подчинения кому-либо; уверенное или беспомощное поведение, а также некоторые другие.

Другие формы социального поведения

Стремление к успеху – это особая форма социального поведения, оказывающая влияние на успехи человека и в определённой степени на его судьбу. Наибольшее развитие стремление к успеху получило в прошлом столетии, и сегодня характеризует огромное количество успешных людей.

Избегание неудач – это альтернативная форма стремления к успеху. Проявляется такой вид поведения в озабоченности тем, чтобы не оказаться последним среди остальных людей, не быть хуже их, не стать неудачником.

Также можно выделить такие виды социального поведение как стремление к коммуникации с другими людьми и его противоположность – избегание людей. Отдельной формой можно назвать стремление к власти и стремление к сохранению власти , если она уже есть у человека. Противоположностью последних двух является стремление к покорности.

Другой формой социального поведения, на которую обратили внимание учёные, является уверенное поведение, когда человек уверен в себе, стремится к новым достижениям, ставит перед собой новые задачи, решает их и .

Однако довольно часто можно видеть, как способные люди, желающие добиться успехов и имеющие способности к этому, терпят неудачи по причине неуверенности и в тех случаях, когда проявлять их не следовало. Называется такое поведение беспомощным поведением , и определяется как поведение, при котором человек, имея всё, что нужно для достижения успехов, остаётся в бездействии, обрекая тем самым себя на неудачи.

Заключение

В последнее время внимание социологов привлекают именно те виды социального поведения, которые оказывают наибольшее влияние на состояние социума, положение отдельного человека и его судьбу.

Таковыми можно считать всевозможные проявления добра и зла, дружественности или враждебности, стремление к успеху и власти, уверенность или беспомощность. Большое внимание среди проявлений добра и зла уделяется альтруизму и просоциальному поведению.

А что касается антисоциального поведения, то среди его форм особо изучаются проявления агрессии. Интересно также и то, что агрессия и агрессивное поведение стали интересовать учёных по той причине, что враждебные поведенческие формы и враждебность между людьми вообще существует на протяжении многих веков, а для некоторых исследователей агрессивность является такой формой социального поведения, которую невозможно устранить из жизни общества.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: На то, как ведёт себя человек, и какая форма социального поведения является для него наиболее комфортной и приемлемой, в огромной степени оказывают влияние устойчивые черты его . Но важнее то, что зная о них, человек получает возможность провести корректировку своего образа действий, а также понять, в чём состоят его преимущества и недостатки. И если уж вы читаете эту статью, то, вполне вероятно, вас самих интересуют подобные вопросы, пусть и не с целью изменения себя, а с целью . Так что предлагаем вам пройти наш специальный курс по самопознанию, который расскажет вам много интересного о самом себе. Найти его вы можете вот .

 

Возможно, будет полезно почитать: