Игорь ткаченко русские витязи катастрофа. Биография. Гибель Игоря Ткаченко. Как это было

Чтобы доверить человеку управление машиной стоимостью в несколько миллионов долларов, обладающей мощью в несколько тысяч лошадиных сил, его мало несколько лет усердно обучать: для этого он должен обладать не только физической силой, выносливостью и вообще — идеальным здоровьем, но и колоссальными техническими знаниями, высочайшим уровнем интеллекта.

Игорь Ткаченко: 3 месяца в небе

Ткаченко был именно таким. Совершенствуя мастерство пилотирования, осваивая новые типы самолётов, он постоянно стремился узнавать новое. Он родился в 1964 году в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Вскоре родители Игоря уехали на стройку БАМа и взяли сына с собой в Тынду. Его детство прошло вдали от аэродромов, но мальчика тянуло в небо: несмотря на то, что в семье не было связанных с авиацией людей, а большинство сверстников шли учиться на строителей и железнодорожников, Игорь выбрал Борисоглебское высшее военное училище им. Чкалова, которое закончил в 1985 году. В Кубинке он служил с 1987 года, и становление российских пилотажных групп шло на его глазах. Пилотами первых в России пилотажных групп становились лучшие лётчики. В их числе был и Игорь Ткаченко.

Уже будучи признанным 35-летним пилотом группы «Русские Витязи», он получил второе образование в Военно-Воздушной Академии им. Ю. А. Гагарина. Его общий налёт на реактивных истребителях составлял 2300 часов (3 месяца в воздухе). Один из немногих российских лётчиков, Ткаченко летал на иностранных истребителях «Мираж» 2000 и F-16. Именно огромный опыт, наряду с лидерскими качествами и всеобщим уважением, позволили Ткаченко стать в 2002 году командиром группы.

Трагедия, произошедшая во время подготовки к пилотажу на МАКС-2009, — не первая в истории пилотажной группы. 12 декабря 1995 года при заходе на посадку разбились три Су-27. Тогда Ткаченко находился в ведущем Ил-76 в качестве пассажира: у его самолёта возникли проблемы с гидравликой, и, возможно, именно это и спасло ему жизнь. Близкие люди позже увидели в этом некое «предупреждение» лётчику.

Роковое стечение обстоятельств

Во время тренировочного полёта перед авиасалоном «МАКС-2009» истребитель Су-27 УБ, который пилотировали Игорь Ткаченко и Игорь Куриленко , пилотом которого был Виталий Мельников . Все три пилота катапультировались, но . Один из самолётов упал на дачный посёлок, из-за чего сгорело три дома и пострадало несколько человек. Женщина, получившая ожог 80 % тела, скончалась через 2 дня в больнице.

Катастрофы на авиасалонах всегда вызывают огромный резонанс в обществе, ведь трагедия происходит перед телекамерами, на глазах у тысяч зрителей. К тому же, пилотажные группы — лицо авиации страны, и за любыми происшествиями с ними пристально следят. Именно поэтому сразу после трагедии появилось множество версий произошедшего: в катастрофе видели отражение состояния ВВС России.

Вспоминали и интервью Ткаченко «Независимому военному обозрению» 2005 года, в котором он жаловался на плохое состояние техники: «Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолётов, оснащённых современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27 <...> Те самолёты, которые нам дали ВВС, — это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть и прислали к нам. Я слетал на этом самолёте и не посажу на него ни одного лётчика, так как это небезопасно».

Вскоре были обнародованы результаты следствия, согласно которым в столкновении был виноват сам полковник Ткаченко, который из-за стресса неправильно рассчитал расстояние до другого самолёта, и роковое стечение обстоятельств. «Витязям» пришлось на ходу менять программу из-за неисправности одного из самолетов, а перед вылетом истребители не прошли весь цикл предполетной подготовки. В частности, не были проверены регуляторы двигателя Су-27. В дополнение ко всему на аэродром в Раменское не успел вовремя прибыть диспетчер «Витязей», который должен отслеживать полеты с земли и подсказывать пилотам действия во время выполнения фигур высшего пилотажа. Стоит также добавить, что сам по себе групповой пилотаж на тяжёлых боевых истребителях Су-27 является очень сложной задачей: больше нигде в мире нет ни одной пилотажной группы, которая летала бы на машинах такого класса.

Сгоревший парашют

Если по поводу причин катастрофы следствие дало окончательное заключение, то о причинах, почему Ткаченко погиб, несмотря на катапультирование, спорят до сих пор. По одной из версий, система катапультирования была повреждена во время столкновения самолётов, по другой — парашют загорелся в воздухе, по третьей — пилот погиб ещё в кабине сразу после столкновения. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур предполагал, что Ткаченко мог пытаться спасти машину, посадив ее: «Вы же знаете, какое сейчас положение с авиационной техникой в ВВС. И такой лётчик, как Ткаченко, не мог об этом не думать», — предположил пилот.

18 августа открытие авиасалона было начато минутой молчания в честь погибшего лётчика. «Русские Витязи» сначала отменили выступления авиасалоне МАКС-2009, однако впоследствии, 23 августа, авиасалон всё же был закрыт проходом четвёрки Су-27, который они посвятили своему погибшему командиру. Похоронили лётчика на кладбище села Никольское, близ города Кубинка, рядом с аэродромной стоянкой «Русских витязей». Сын полковника Игорь Игоревич Ткаченко закончил Армавирское училище лётчиков и продолжает дело отца.

Оба тяжелых истребителя, столкнувшихся в небе Подмосковья, входили в известную на весь мир пилотажную группу “Русские витязи”.

В авиакатастрофе погиб командир этого подразделения Игорь Ткаченко. Останки летчика были найдены около деревни Захариха – рядом с креслом-катапультой и парашютом.

Пилоты другой двухместной “сушки” тоже успели покинуть падающий самолет, но приземлились живыми.

Президент Дмитрий Медведев выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким Игоря Ткаченко в связи с трагической гибелью заслуженного пилота.

Начальник службы информации и общественных связей Военно-воздушных сил РФ подполковник Владимир Дрик сообщил корреспонденту “РГ”, что полеты проводились в рамках подготовки к Международному авиационно-космическому салону, который открывается завтра на аэродроме в Жуковском. Представитель ВВС подтвердил, что ЧП произошло в результате столкновения в воздухе одноместного боевого истребителя Су-27 и двухместного учебно-боевого Су-27УБ из состава знаменитой российской пилотажной группы. Для расследования аварии создана комиссия минобороны и Главного штаба ВВС. Но уже известно, что криминальная версия столкновения истребителей исключена – самолеты задели друг друга при выполнении пилотажной фигуры.

Пока эта версия рассматривается в качестве приоритетной. По мнению заслуженного летчика-испытателя Анатолия Квочура, косвенную роль в авиакатастрофе могла сыграть изношенность самолетов (подробнее см. ниже – прим. ред.).

Также известно, что столкновение машин произошло во время совместного полета пилотажных групп “Русские витязи” и “Стрижи”. В полете участвовали девять машин – пять истребителей Су-27 и Су-30 из группы “Русские витязи” и четыре истребителя МиГ-29 из пилотажной группы “Стрижи”. Полет проходил успешно, и после разделения группы на две “Русские витязи” вышли из зоны пилотирования для последующего перестроения. В это самое время и произошло столкновение истребителей. “Сушки” по неизвестной причине не разлетелись, зацепившись друг за дружку хвостовым оперением.

По данным правоохранительных органов, оба самолета упали в поле недалеко от двух деревень Раменского района. По заявлению замглавы города Жуковский Ивана Смирнова, повреждений в черте города нет. Обломки нанесли ущерб в пригородном дачном кооперативе. По предварительным данным с места происшествия, в результате падения истребителей на садовый кооператив полностью сгорели 3 жилых дома и гараж с дорогой машиной. Ожоги получила женщина, проживавшая в одном из уничтоженных огнем домов. Когда дом загорелся, она пыталась спасти своего мужа.

– Регламент проведения показательных выступлений полностью отработан и применяется уже не один год, – сказал после ЧП почетный президент авиасалона, Герой России Магомед Толбоев. – Несмотря на происшествие, тренировки перед авиасалоном “МАКС-2009” и выступления в небе во время выставки пройдут в запланированном режиме. По его словам, “никогда в практике авиасалонов, как наших, так и зарубежных, полеты не приостанавливаются”.

Военная прокуратура начала проверку по факту столкновения самолетов, возбуждено уголовное дело по статье “нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека”.

Вчера вечером на аэродром Раменское прибыли именитые иностранные гости “МАКС- 2009” – итальянские летчики из пилотажной группы “Фречче Триколори” и французские асы из “Патруль де Франс”. Они почтили память погибших русских коллег.

Это не первое происшествие с самолетами “Русских витязей”. 12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя этой группы. Тогда погибли четыре летчика.

Напомним, что “Русские витязи” – авиационная группа высшего пилотажа ВВС России. Создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России.

Изношенные самолеты?

Об изношенности техники “Стрижей” и “Русский витязей” четыре года назад, в 2005 году, в “Независимом военном обозрении ” писал Роберт Игнатьевич Быков – публицист, полковник запаса.

Авиатехника, используемая на показах в 70-80-х, служила не более двух лет, так как из нее “выжимали” все. Сейчас пилотажные группы летают на самолетах двадцатилетнего возраста. На последней выставке в Абу-Даби в прошлом году мы сумели “утереть нос” “Миражам-2005”. После полетов подошли арабы и спросили: “Почему вы летаете на таких старых самолетах?” Ответили: “А наш бронепоезд стоит на запасном пути”.

Ведь “Русские витязи”, как и “Стрижи”, – это лицо российской авиации, а летчики пилотажных групп – это национальная элита. Потеряем пилотажные группы – потеряем лицо нашей авиации.

Единственная в мире авиационно-пилотажная группа (АПГ) “Русские витязи” создана на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба. Зарубежный дебют АПГ “Русские витязи” состоялся в сентябре 1991 года в небе Великобритании, в Фарнборо, где наши пилоты поразили мир каскадом фигур высшего пилотажа. Сейчас они выполняют такие уникальные фигуры высшего пилотажа, как “Колокол”, “Тюльпан”, “Кобра Пугачева”. Группа выступала в составе шестерки истребителей, в последнее время – в составе четверки и даже двойки. Все время ощущается дефицит пилотажников высшего класса и современной исправной авиатехники.

Летчиков-пилотажников по всей России пока удается набрать и подготовить, хотя и с ними есть проблемы. А вот с оснащением их новой авиатехникой совсем плохо. Еще 11 января 2002 года главком ВВС Анатолий Корнуков сказал: “Все три пилотажные группы: “Витязи”, “Стрижи”, “Небесные гусары”, – реанимированы. “Витязи” сменили поколение пилотов и сейчас облетывают новые Су-27М. Им эта модификация пока не очень нравится”.

Много позже, на авиасалоне в Геленджике, мне лично удалось поговорить в неформальной обстановке с членами пилотажной группы “Русские витязи”: Игорем Ткаченко, Игорем Качковским, Игорем Шпаком и Олегом Ряполовым.

Перед этим мы вместе с руководителем Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС генералом Александром Николаевичем Харчевским наблюдали парный полет Ткаченко и Качковского. В какой-то момент один из них “недокрутил бочку”, и чуть не возникла внештатная ситуация. Казалось, многотонные махины сейчас столкнутся. Харчевский с большой тревогой заметил: “Летают без запаса, а надо фигуры выполнять с запасом по скорости и высоте. Все равно здесь никто не понимает степени риска”.

Командир АПГ “Русские витязи” Игорь Ткаченко сказал примерно следующее: “Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолетов, оснащенных современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27: у одной остался гарантийный резерв по налету 57 часов, у другой – 37 часов, а третья уже стоит “у забора”. Те самолеты, которые нам дали ВВС, – это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть, и прислали к нам. Я слетал на этом самолете и не посажу на него ни одного летчика, так как это небезопасно. На кабину этого самолета без слез не взглянешь. В кабине нет никакой эргономики: педаль нельзя до конца дожать без ухищрений. Пилотирование чрезвычайно затруднено. Мы были вынуждены принять неординарное решение: двигатели с этих самолетов снять и использовать на наших старых машинах. Они сначала не совсем подошли, но после доработки на московском заводе “Салют” сгодились”.

Для справки: самолет Су-35 (Су-27М) – это модернизированный Су-27, испытания которого не были завершены ОКБ “Сухой”. Работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. Выпустили 12 штук и “столкнули” их в ВВС и пилотажные группы. Летать на них можно, но воевать нельзя: СУВ, авионика и другие бортовые системы в комплексе не работают.

Сам главком ВВС Владимир Михайлов в июне 2004 года в ответ на вопрос журналиста: “Будут ли наши ВВС приобретать самолеты Су-35?” – ответил:

“Какое-то количество этих самолетов мы возьмем хотя бы для того, чтобы оказать экспортную поддержку нашим промышленным предприятиям, но опять-таки будем исходить из критерия “эффективность-стоимость”. Цена Су-35 составляет более 30 миллионов долларов”. Оценка и прогноз весьма сомнительного качества.

После трагедии во Вьетнаме, в Камрани (в декабре 1995 года два Су-27 и Су-30 “Русских витязей” в низкой облачности столкнулись с горой), известный конструктор Михаил Коржуев обеспечил современными навигационными системами один “борт” “Русских витязей” и эта спарка стала лидером при всех перелетах, особенно дальних.

Вопрос оснащения группы “Русские витязи” авиатехникой может быть решен по максимуму путем государственного целевого заказа на специально оборудованные 5 самолетов, но надежды на такое решение вопроса мало из-за ограниченности государственного оборонного заказа.

После триумфального полета пятерки “Русских витязей” и “Стрижей” над Красной площадью 9 мая 2005 года на приеме в Кремле президент Путин задал ряд вопросов о перспективах пилотажной группы “Русские витязи” ее командиру Игорю Ткаченко, который сказал буквально следующее: “Мое личное мнение и мнение всех летчиков нашей пилотажной группы, а также летчиков из липецкого центра подготовки, – больше всего подходят для решения задач подготовки пилотов, пилотирования на большие расстояния и показательных выступлений самолеты Су-30МКИ (индийский вариант). Президент внимательно выслушал мнение лучшего пилота России.

Второй вариант более реалистичен: есть модернизированные истребители СУ-30КН, которые стоят без применения в Жуковском. Главком Михайлов требует привести их в исходное состояние, но никто не даст на это денег. Так и будут ржаветь на земле, а их ресурс, система навигации вполне устраивают “Витязей”. Есть два самолета Су-30МКИ, которые использовались при проведении испытаний в Ахтубинске. Их нельзя передать в боевой состав ВВС, но на них могут успешно летать “Витязи”. Затраты при втором варианте решения со всех сторон приемлемы.

Одно из самых больших достижений в направлении модернизации существующей авиатехники – создание модификации Су-30КН. Фактически это почти борт самолета 5-го поколения и в то же время это первый шаг модернизации в условиях строевых частей. Самолет получился многофункциональный, работает по воздушным и наземным целям днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Аппаратура точной навигации позволяет эффективно применять неуправляемые средства поражения. Точность боевого поражения проверена на полигоне “Глиц” в Ахтубинске. Управляющее поле кабины при одном индикаторе позволяет решать все задачи. Это не тупиковый вариант: кабину можно насыщать другим оборудованием и, таким образом, доводить ее до существующего на определенный момент времени уровня самолетов 5-го поколения. В Су-30КН может быть реализована задача исключения влияния человеческого фактора на безопасность полетов.

Доступность реализации этой модели дает возможность без больших затрат кардинально расширить возможности летательного аппарата и за предельно короткие сроки решить еще одну важную задачу – подготовки летного и инженерно-технического состава. А у летного состава на Су-30КН совсем другие возможности при выполнении поставленных задач: без дополнительной информации с земли отыскание цели и подтверждение точности боевого применения в любых условиях (при 5-6 баллах облачности, за облаками).

14 января 2004 года главком ВВС Владимир Михайлов заверил: “Пилотажная группа “Русь” будет сохранена. Они летали на самолетах, принадлежащих ВВС, а не РОСТО. В этом был вопрос. ВВС передает сверхштатные самолеты Л-39 РОСТО для сохранения этой пилотажной группы “Русь”. Но, тут же оговорился: “Мы полностью отказались от модернизации Л-39”.

И это при том, что, по заключению ЛИИ, на старом Л-39 по новым ГОСТам нельзя летать: нет соответствия требованиям по навигации, по контролю работы аппаратуры, по энергетике. “Русская авионика” уже подняла в воздух модернизированный на ее базе Л-39, который отвечает новым требованиям подготовки и отбора курсантов и может взять на себя отработку большей части режимов полета Су-30КН. Более того, “Русская авионика” приступила к разработке модернизации Л-39 с расширенными боевыми возможностями.

Игорь Валентинович Ткаченко

Ткаченко Игорь Валентинович родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края, РСФСР, СССР.

Российский военный лётчик-снайпер, воздушный ас, заслуженный военный лётчик России, начальник 237 гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка 16-й воздушной армии командования специального назначения, центра показа авиационной техники имени маршала авиации И.Н. Кожедуба.

Гвардии полковник Игорь Ткаченко – ведущий и соло-пилот пилотажной группы “Русские Витязи”.

Награждён орденом Мужества (2005).

Погиб 16 августа 2009 года при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэропорта города Жуковский, Московская область, Россия.

Игорь Ткаченко окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В.П. Чкалова (ВВАУЛ, 1985) и Военно-воздушную Академию имени Ю.А.Гагарина (2000).

В Борисоглебском училище служил в качестве лётчика-инструктора, затем поступил на авиабазу города Кубинка Одинцовского района Московской области (с 1987).

Освоил самолеты “Л-29”, “МиГ-21”, “МиГ-29”, “Су-27”, “Су-35”, а также летал на французском многоцелевом истребителе “Мираж-2000” (“Dassault Mirage 2000”) и на американском лёгком истребителе “F-16 Файтинг Фалкон” (General Dynamics F-16 Fighting Falcon).

Налетал 2 300 часов.

Высшим пилотажем занимается с 1989 года, в составе пилотажной группы “Русские Витязи” (“Russian Knights”) числится с 1993 года, командиром группы стал в мае 2002 года.

Авиационная группа высшего пилотажа “Русские Витязи” была создана 5 апреля 1991 года из лучших лётчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших технику высшего пилотажа на истребителях 4-го поколения Су-27. “Русские Витязи” – единственное пилотажное подразделение в мире, которое выполняет групповой высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. “Русские Витязи” не раз демонстрировали комплекс фигур высшего пилотажа, таких как петля Нестерова, “бочка”, вираж на форсаже, роспуск “тюльпан”, “колокол” на встречных курсах, косая петля в “стреле”. Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя “Су-27”: повороты на “горке”, проходы на скорости менее 170 км/ч. Выполнение таких фигур пилотажа выходит за рамки руководства по лётной эксплуатации боевых машин.

Среднегодовой налёт лётчиков пилотажной группы “Русские витязи” составляет 130-150 часов.

12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань потерпели крушение сразу три истребителя “Русских Витязей”. Погибли гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Через два года после этой трагедии был сформирован новый состав пилотажной группы из шести самолетов (1997). Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым – Иван Кирсанов.

16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону “МАКС-2009” проходила тренировка пилотажных групп “Русские Витязи” и “Стрижи”. В ходе перестроения столкнулись два истребителя “Су-27”, одним из которых управлял Игорь Ткаченко. Пилоты обоих машин катапультировались. Игорь Ткаченко погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

26 июля 1964 - 16 августа 2009

российский военный лётчик, ведущий пилотажной группы «Русские витязи», начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, гвардии полковник

Биография

Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Переехал в столицу БАМа вместе с родителями. Окончил школу № 7 города Тында. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году - Военно-Воздушную Академию им. Ю. А. Гагарина.

Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства: «Мираж» 2000, F-16.

Высшим пилотажем занимался с 1989 года. В составе пилотажной группы «Русские Витязи» числился с 1993 года, командиром группы стал в мае 2002 года.

Авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи» была создана 5 апреля 1991 года из лучших лётчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших Су-27. «Русские витязи» - одно из немногих пилотажных подразделений в мире, которое выполняет групповой высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. «Русские Витязи» не раз демонстрировали комплекс фигур высшего пилотажа, таких как петля Нестерова, «бочка», вираж на форсаже, роспуски «фонтан» и «ножницы», «колокол», пилотаж на встречных курсах, косая петля в «стреле».

Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя СУ-27: «повороты на горке», проходы на скорости менее 170 км/ч. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи».

Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями.

Гибель

Игорь Ткаченко погиб, выполняя полёт 16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону «МАКС-2009» пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Самолёт Су-27УБ, в котором находились Игорь Ткаченко и старший штурман ЦПАТ Игорь Куриленко, столкнулся с Су-27, пилотируемым Виталием Мельником.

В результате падения самолёта Ткаченко и последующего за этим пожара на земле погибла жительница посёлка «Сосны-2», ещё 4 человека получили ожоги.

Все трое лётчиков обеих машин катапультировались. Причина, по которой, несмотря на катапультирование, погиб Игорь Ткаченко, на данный момент достоверно не известна. По некоторым данным, система катапультирования Игоря Ткаченко была повреждена во время столкновения самолётов, и парашют не раскрылся, по версии некоторых очевидцев, парашют загорелся в воздухе, по версии специалистов НПП «Звезда», катапультировавшемуся пилоту могло не хватить высоты для раскрытия парашюта. По другой версии, Ткаченко погиб ещё в самолёте в результате удара врезавшегося в него истребителя, а система катапультирования сработала автоматически или была активирована штурманом Игорем Куриленко.

Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко в связи с его трагической гибелью.

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков принял решение представить Игоря Ткаченко к награждению государственной наградой посмертно «за мужество и героизм». Из-за гибели командира пилотажная группа «Русские витязи» отменила свои показательные выступления на авиасалоне МАКС-2009. Впоследствии, памяти своего командира лётчики команды «Русские витязи» посвятили свой полёт на закрытии этого авиасалона.

Похоронен 19 августа 2009 года на кладбище села Никольское, близ города Кубинка , неподалёку от аэродромной стоянки «Русских витязей».

Награды

  • Кавалер государственных орденов и медалей СССР и России:
    • Герой Российской Федерации (2009, посмертно)
    • Орден Мужества (2005)
    • Орден «За военные заслуги»
    • Медаль «В память 850-летия Москвы»
    • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
    • Медаль «За отличие в военной службе» (Минобороны) 1-й, 2-й и 3-й степени
    • Заслуженный военный лётчик Российской Федерации
  • Почётный гражданин города Тында (решение Тындинской городской Думы № 35 от 3 апреля 2006 года)

Семья

Был женат, воспитывал сына и дочь. Сын Игорь Игоревич Ткаченко закончил Армавирское училище лётчиков и продолжает дело отца.

Память

18 августа 2009 года в память о погибшем лётчике авиасалон МАКС-2009 был начат с минуты молчания. В брифингах и конференциях пилотажных групп и командования ВВС РФ на авиасалоне неоднократно поднималась тема гибели лётчика и причин произошедшего. Пилотажная группа «Русские витязи» приняла участие в авиасалоне - 23 августа пилотажная программа авиасалона была закрыта проходом четвёрки Су-27.

16 августа 2009 года в День воздушного флота России, который традиционно отмечается в третье воскресенье августа, неподалеку от аэродрома в подмосковном Жуковском произошла авиакатастрофа. В ходе выполнения учебно-тренировочного полета в преддверии авиасалона МАКС-2009, в воздухе столкнулись два истребителя пилотажной группы «Русские Витязи». Погиб начальник 237-го ЦПАТ и ведущий пилотажной группы «Руские Витязи» гвардии полковник Игорь Валентинович Ткаченко .

В тренировочном полете принимали участие четверка истребителей МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи» и 4 самолета (Су-27УБ и 3 Су-27) пилотажной группы «Русские Витязи». После разделения со «Стрижами», примерно в 13 часов четверка «Витязей», завершала программу традиционным и давно отработанным «тюльпаном» - роспуск истребителей в форме симметрично расходящихся в стороны лепестков цветка. При последующем сборе над поймой Москва-реки в походный строй, которым летчики собирались идти на аэродром базирования в Кубинку, на высоте около 1200 м произошло столкновение Су-27УБ с б/н «18» (Игорь Ткаченко, Игорь Куриленко) и Су-27 Виталия Мельника с б/н «14» (должен был быть замыкающим, но заменил левого в ромбе б/н «08», вернувшегося с отказом на Кубинку).

Вот как описывают очевидцы сам момент катастрофы: «Один самолёт другому в сопло попал носом, он пустил дым, пошёл разворачиваться и упал. Лётчики катапультировались. Потом был страшный взрыв.» , «Спарка "догнала" Су-27, повредила нос и переднюю кабину, у Су-27 возгорание двигателя.» , «Начал наблюдать группу где-то за минуту до столкновения. Все происходило у меня на глазах... Ужас... Могу только подтвердить, что один из пилотов просто "догнал" предыдущего.» , «3 первых самолета шли визуально с одинаковой скорстью. Четвертый отставал и шел немного другим курсом. Затем он ускорился, догнал группу и вспышка...» , «Тройка сушек шла от Раменского почти прямо на нас, они прошли под большим таким кучевым облаком и начали маневр, а а четвертый нагонял их сзади-сверху, это облако пробил и упал на ведущего аки стервятник (...) после столкновения один выпустил факел из двигателя и медленно начал уходить влево за реку в сторону Бронниц, а второй почти потерял нос и крутясь падал направо на Белозериху. Почти сразу появились два оранжевых купола (судя по всему очевидец говорит о потерянных тормозных парашютах б/н «14» - РС), пока они опускались, третий ходил кругами высоко над ними, потом сместился к Соснам и минут 15-25 нарезал круги над местом падения, пока не появились пожарные вертушки...» , «Боевой Су-27 проскочил вперед над командирской спаркой, затем резко сдал вниз, ударив хвостом по ее передней части...» .

При столкновении удар пришелся по «передней кабине, где сидел Ткаченко. Удар получился сверху внахлест по движению, вперед и вниз» , - отмечает источник Infox.ru в Минобороны. Задняя кабина, в которой находился Куриленко, при ударе не пострадала. Он привел в действие катапульту - самолет уже был неуправляем и падал. (Для Куриленко это уже второй случай катапультирования - предыдущий был на МиГ-29 в 2006 году.) «Если передняя или задняя кабина приводят катапульту, то выстреливаются обе с интервалом 0,6 секунды. В данном случае не важно, кто дернет» , - пояснил эксперт. «У кресла Ткаченко от удара заголовник отвалился сразу, а в заголовнике - стабилизирующий парашют. Игорь - камнем вниз. Но он уже был мертв» , - отмечает источник.

«Три самолета летели практически над нашими участками, вдруг мы услышали глухой удар и увидели, что столкнулись два из них. Посыпались искры, сразу же катапультировался пилот из одного самолета. Потом самолеты разлетелись в разные стороны: один с огневым хвостом полетел в сторону Бронниц (...), а другой стал резко снижаться, почти перпендикулярно земле... когда из самолета уже совсем около земли катапультировался пилот, и самолет вошел носом в землю, и поднялся столб из черного дыма и огня, поняли, что произошла трагедия. Все произошло в какие-то секунды.» , «Самолёт который упал на дома отстрелил пилота метров за 100 до земли, а сам рухнул справа от моего участка.» , «Мы видели как самолёт без носа, сваливаясь в штопор резко набрал высоту, выбросил одного пилота и потом рухнул...» , «Спарка, сразу после удара, никуда не маневрировала, а просто рухнула вниз. Это то, что я видел.» , «Упавший Су-27УБ. Раскрылся только один купол. Второго небыло точно.» , «Белых парашютов в небе было всего ДВА...!!! Один слева от нас, где мы стояли на Старой Рязанке у В. Велино... другой справа - опускался в поле...» .

«Тело одного из пилотов обнаружено в поле в районе деревни Малаховка» , - сказал собеседник РИА Новости. По словам 72-летней москвички Нины П., летчик был без шлема и при падении сильно разбил голову. «Ткаченко лежал в поле и без кресла и парашюта - он разбился. Огня в месте падения не было. Когда он падал, парашюта я не видел. Видел только, что отдельно кресло летело и отдельно пилот.» «Ни кресла-катапульты, ни парашютного купола рядом не было. Не обнаружил я и каких-либо следов его крепления вроде оборванных строп или лямок на теле летчика» , - рассказал «Ъ» житель Захарихи Владимир, нашедший тело пилота на поле за крайними домами и вызвавший к месту происшествия спасателей. По словам свидетеля, на теле пилота также не было открытых ран, которые он мог бы получить при столкновении - только травмы, характерные для падения с большой высоты: труп был как бы распластан по земле, а его руки и ноги неестественно вывернуты.

Спарка, упавшая почти вертикально на садоводческое товарищество «Сосны-2», расположенное недалеко от деревни Белозериха, полностью разрушила трехэтажный кирпичный коттедж и несколько близлежащих строений, пострадали автомобили владельцев дачных домиков. Фрагменты самолета разлетелись на десятки метров. Возник сильный пожар. «Всего с ожогами госпитализированы пять человек, четверо - в состоянии средней степени тяжести, еще одна женщина находится в реанимации» , - сказал представитель МЧС Московской области (51-летняя Ольга Елизарова умерла от полученных ожогов на 6-е сутки после катастрофы). У земли парашют Куриленко зацепился за ветки густых деревьев. Примерно через 40 минут лётчик был эвакуирован с сотрясением головного мозга, ушибом позвоночника и коленного сустава.

В результате столкновения б/н «14» потерял отсек фюзеляжа с тормозным парашютом. У самолета возник пожар правого двигателя. Мельник выключив двигатели катапультировался. При приземлении лётчик получил ушиб обеих стоп. Его машина упала в поле около деревни Тяжино. На земле обошлось без разрушений. «Загоревшийся самолет потушен, пострадавших нет» , - сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах Подмосковья.

Самолет Су-27 с б/н «01» (Игорь Шпак), будучи замыкающим, получил повреждения от обломков столкнувшихся истребителей, но долго не покидал зону проишествия, кружа над ней с одним работающем двигателем и наводя поисковые группы. После этого Шпак благополучно приземлился в Кубинке «на самолете в котором в крыльях дыры с пару кулаков, кили все в копоти» .

Почетный президент авиасалона, Заслуженный летчик-испытатель России, Герой РФ Магомет Толбоев видел столкновение двух истребителей своими глазами. «Я просто оказался случайно, как бы свидетелем. Отлетали нормально. Свою программу показали. Потом был роспуск, потом ведомый должен был присоединиться к своему ведущему. Ну, на большой скорости зацепил его, вот и самое страшное, что ведомый катапультировался, а ведущий Ткаченко, командир базы Кубинки, он погиб. Он был самый опытный, один из опытнейший, мы с ним очень много летали, и 10 лет назад, еще когда он молодой был. Но, к сожалению, это не его ошибка. Ведомый, видите как, не рассчитал... Ведомый отстал от ведущего на огромной скорости и, равняясь, на расстоянии 1,5..2 метра от хвоста самолета к носу второго, по-видимому, в него врезался... Видимо, тут произошло превышение скорости сближения. У нас никогда не было отказа техники, это редчайший случай; в основном, играет роль человеческий фактор, к сожалению, 80% - это человек; это несчастный случай» , - сказал Толбоев.

Бывший главком ВВС России Владимир Михайлов считает, что авария произошла из-за неосторожности одного из ведомых Ткаченко. «В этой катастрофе Игорь не виноват. На него сзади наехали, а дальше все произошло, вы знаете больше, наверное, чем я» , - сказал Михайлов.

Сотрудник аэродрома в Жуковском, отвечающий за техническую сторону испытаний истребителей, на условиях анонимности, сообщил GZT.RU, что, скорее всего, причиной катастрофы стала ошибка в пилотировании. «Не попадала птица в турбину, пилоты неудачно выполнили фигуру , - сказал он. - Это такая работа, где никто не застрахован от таких вещей.»

«Для расследования причин происшествия создана комиссия, которая состоит из представителей министерства обороны РФ и главнокомандования ВВС России» , - сказал начальника службы информации и общественных связей ВВС России Владимир Дрик. Обнаружены «черные ящики» разбившихся самолетов. Бортовые самописцы находятся в удовлетворительном состоянии. Следственными органами военно-следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Московскому военному округу по факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким командира «Русских Витязей» Игоря Ткаченко. В свою очередь, премьер-министр Владимир Путин назвал гибель летчика «невосполнимой утратой не только для российской, но и мировой авиации» . Обязательно будет рассмотрено предложение министра обороны о представлении к государственной награде Игоря Валентиновича Ткаченко, сказал Владимир Путин на встрече с пилотажной группой «Русские Витязи». Как сообщили в Минобороны, Ткаченко посмертно наградят за «мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга» . Какой именно награды будет удостоен погибший, пока не уточняется.

По иронии судьбы, 16 августа в Калужской области потерпел катастрофу учебно-спортивный самолет Як-52 на котором находились Чемпионка мира по высшему пилотажу 37-летняя пилот-инструктор Светлана Федоренко и сын бывшего пилота «Русских Витязей» Дмитрия Михайловича Хачковского (в 2003 году старший штурман ЦПАТ ушел в запас) - курсант Ульяновского Высшего авиационного училища гражданской авиации Антон Хачковский. Катастрофа произошла в 12:50 мск недалеко от деревни Гурьево. Самолет вылетел с аэродрома Дракино (руководитель полётов - муж Светланы), расположенного в Серпуховском районе Московской области, и спустя некоторое время упал на землю, члены экипажа погибли на месте происшествия. На земле жертв и разрушений нет. По факту авиакатастрофы Як-52 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта») Уголовного кодекса РФ. Причины авиакатастрофы выясняются.

19 августа при большом стечении народа в гарнизонном доме офицеров п. Новый городок (Никольское сельское поселение Одинцовского района) состоялось прощание с гвардии полковником, Заслуженным летчиком России, командиром 237 ЦПАТ Игорем Валентиновичем Ткаченко. Он был предан земле на Никольском кладбище, рядом с погибшими в Камрани товарищами. У летчика остались жена Галина Александровна, дочь, студентка Дарья и сын Игорь - курсант пятого курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.

19 августа врио замглавкома по вооружению генерал-майор Олег Бармин сообщил, что «предварительно никаких претензий к техническому состоянию самолетов нет. "Черные ящики" найдены, они целые, полетная информация будет расшифрована и представлена в комиссию. Как только комиссия завершит работу, она озвучит истинные причины» . Эксперты ВВС установили предварительно причину столкновения, официально она озвучена будет позже, а к катастрофе, как и в большинстве случаев, привело «трагическое стечение обстоятельств» , добавил Бармин. На следующий день Главком ВВС РФ Александр Зелин так же не стал сообщать какие-либо итоги расследования комиссии по выяснению причин столкновения 16 августа двух истребителей Су-27 под Жуковским, но сообщил, что есть объективные данные контроля полета, которые помогут расследовать этот инцидент. «Существует видеосъемка столкновения, она арестована, ею занимается комиссия по расследованию. Она поможет сделать объективный вывод о причинах катастрофы» , - заявил главком РИА Новости.

23 августа ромб пилотажной группы «Русские Витязи» в составе Андрея Алексеева, Игоря Шпака, Олега Ерофеева и Александра Богдана выполнил прощальный проход с долгим отстрелом ЛТЦ на МАКС-2009, в знак памяти ушедшему командиру. «Они вернулись, чтобы проводить своего командира в самый бесконечный, последний полет» , - объявил диктор. Самолеты ромбом совершили два круга над летным полем, после чего взяли курс на аэродром постоянного базирования в Кубинке. Прощаясь со зрителями, летчики подарили гостям и участникам салона небольшой фейерверк, осветив хмурое подмосковное небо яркими бело-желтыми огнями.

22 сентября власти Москвы приняли решение о выплате компенсации в размере 150 тыс. рублей родственникам Ольги Елизаровой, которая не приходя в сознание, скончалась 21 августа в отделении реанимации ожогового центра московской городской больницы №36. Она была доставлена в московскую больницу с сильными ожогами. Врачи констатировали у нее 80% ожога кожного покрова. Средства будут выделены из городского бюджета по программе социальной защиты жителей Москвы, сообщили «Вести».

29 сентября комиссия по расследованию причин столкновения двух истребителей Су-27 из пилотажной группы «Русские витязи» назвала причину трагедии. Как сообщили информационным агентствам источники в Минобороны, по мнению экспертов, виной катастрофы стал человеческий фактор, а именно - ошибка пилота одной из машин. То, что самолеты были исправны, специалисты заявили практически сразу после аварии, а ее причиной поначалу называли загадочное «стечение различных обстоятельств», не объясняя, что именно это были за обстоятельства. Впрочем, официально причину трагедии пока так никто и не подтвердил. В ВВС вчера заявили, что она будет обнародована не ранее ноября, сообщило «Время новостей».

Как тогда утверждали эксперты ВВС, оба истребителя были исправны и «отработали штатно». Как заявил временно исполняющий обязанности заместителя главкома ВВС России по вооружению генерал-майор Олег Бармин, причиной трагедии стало «трагическое стечение различных обстоятельств». Тогда же он заявил, что версия катастрофы уже установлена и будет озвучена в ближайшее время. Но произошло это лишь спустя полтора месяца после ЧП, да и то «неофициально».

Как заявил информагентствам источник в Министерстве обороны РФ, комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стал человеческий фактор. Вместе с тем он сообщил, что официальные итоги расследования будут обнародованы не раньше ноября. Он также опроверг появившиеся в последние дни сообщения некоторых СМИ о том, что авария произошла из-за отсутствия связи пилотов с диспетчерами, назвав это «выдумкой». «В это время диспетчеры работали наиболее интенсивно, и потеря связи диспетчера и самолета в это время исключена. Тем более что вторая пилотажная группа - «Стрижи» - также уже была в воздухе», - заявил он.

По мнению специалистов, наиболее вероятной причиной трагедии стала ошибка пилота Виталия Мельника, а именно - потеря им ориентации в пространстве, когда самолеты проходили облака. Как посчитали эксперты, г-н Мельник, судя по всему, перепутал направление и совершил ошибочный маневр, пойдя наперерез «спарке» Ткаченко. В результате его Су-27 задел носовую часть «спарки», подытожили «Время новостей».

Следствие проверит деятельность всех должностных лиц Минобороны России, имевших отношение к функционированию пилотажной группы "Русские витязи", сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в комиссии по расследованию авиакатастрофы в Подмосковье 16 августа.

В настоящее время следствие проверяет всех должностных лиц, так или иначе имевших отношение к пилотажной группе "Русские витязи". Проверка коснется всех, начиная с инженеров и механиков, поддерживающих техническое состояние самолетов, до командиров высшего звена, отдававших приказы, среди которых и командование Военно-воздушных сил, сказал источник.

По его словам, следователи запросили всю документацию, имеющуюся в ВВС и Минобороны России, которая имеет хоть какое-то отношение к пилотажной группе, рассказал 30 сентября сайт AVIA.RU.

По сообщению Балтийского Информационного агентства от 26 августа 2010 года, два истребителя Су-27 столкнулись в воздухе на авиасалоне «МАКС-2009» в августе 2009 года из-за нарушения правил полетов, допущенного командиром «Русских витязей» Игорем Ткаченко. Об этом сообщает Следственный комитет при прокуратуре РФ. Уголовное дело по факту авиакатастрофы расследовалось Военным следственным управлением СКП.

Как отмечается, военными следователями были изъяты и осмотрены фрагменты обоих самолетов, бортовые самописцы, необходимая техническая и полетная документация, другие материалы. Допрошены сотни свидетелей, проведены все необходимые экспертизы, изучены и проанализированы все документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение показательных полетов.

«На основании материалов уголовного дела, включая заключение экспертов Межгосударственного авиационного комитета и Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил России, следствие пришло к выводу, что непосредственной причиной авиакатастрофы явился ряд нарушений правил полетов, допущенных самим Игорем Ткаченко» , - говорится в сообщении СКП.

27 апреля 2010 года уголовное дело прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - в связи со смертью летчика. Данное решение военным прокурором Московского военного округа признано законным и обоснованным.

Кроме того, следствие внесло в адрес главнокомандующего Военно-воздушными силами представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Как следует из полученного ответа, по фактам, изложенным в представлении, в ВВС принят комплекс мер организационного и профилактического характера.

«На момент вынесения постановления о прекращении данного уголовного дела всем пострадавшим, за исключением родственников Ольги Елизаровой, причиненный материальный ущерб был возмещен. Согласно имеющейся информации, вопрос о размере компенсационных выплат семье погибшей Елизаровой рассматривается в Министерстве обороны РФ» , - добавили в СКП.

Малая планета - астероид главного пояса 269390 (2009 QA34), открытый в августе 2009 года - названа в честь российского военного летчика, командира пилотажной группы "Русские витязи" Игоря Ткаченко, погибшего в 2009 году, сообщил 24.09.2013 г. СМИ первооткрыватель астероида, астроном Леонид Еленин. Сейчас в базе данных малых тел Солнечной системы Лаборатории реактивного движения NASA указывается, что этот объект носит также название Igortkachenko.

  • Учебно-боевой истребитель Су-27УБ

    Источники :
    1. Интернет-СМИ, блоги

  • Герой Российской Федерации (2009, посмертно)

    Орден Мужества (2005)

    Орден «За военные заслуги»

    Медаль «В память 850-летия Москвы»

    Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»

    Медаль «За отличие в военной службе» (Минобороны) 1-й, 2-й и 3-й степени

    Заслуженный военный лётчик Российской Федерации

    Почётный гражданин города Тында (решение Тындинской городской Думы № 35 от 3 апреля 2006 года)

    Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края.

    В 1985 году он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков имени Валерия Чкалова, а в 2000 году — Военно-Воздушную Академию имени Юрия Гагарина.

    Он проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы Ткаченко освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Су-35, налетав на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства - «Мираж» 2000 и F-16. Высшим пилотажем Ткаченко занимался с 1989 года, он был ведущим и соло-пилотом пилотажной группы «Русские витязи». Игорь Ткаченко был женат, воспитывал сына и дочь.

    Игорь Ткаченко был не только командиром группы «Русские витязи», он также был начальником 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженным военным лётчиком Российской Федерации, военным лётчиком-снайпером в звании гвардии полковника.

    Его голос телезрители слышали во время Парада Победы на Красной площади. Во время пролета 9 мая над Красной площадью самолетов МИГ-29 и СУ-27 пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» заслуженный военный летчик России гвардии полковник Игорь Ткаченко поздравил ветеранов прямо в воздухе.

    Ткаченко имел огромный полетный опыт. Такие люди идут на риск сознательно, расширяя возможности человека, и мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют «Русские витязи», не могут повторить нигде в мире.

    Когда во время Парада Победы Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью, его запомнили зрители спокойным, веселым, уверенным в себе летчиком-асом.

    Игорь Ткаченко дал интервью «Вестям» сразу после Парад Победы, после того, как самолеты приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делился впечатлениями: «Первые впечатления — наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали».

    16 августа 2009 года в районе аэродрома «Раменское» в воздухе столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Во время этого происшествия командир группы Игорь Ткаченко погиб. Еще двое пилотов остались живы, однако у одного — тяжелая травма. Были пострадавшие и среди местных жителей. Оказались разрушены и сгорели несколько домов. Столкновение произошло во время подготовки к Международному авиакосмическому салону МАКС.

    «Пара Су-27 во время пилотажа на параллельных курсах разбились, — рассказывал один из очевидцев ЧП. — Во время столкновения произошла оранжевая вспышка, а потом появилось облако черного дыма. Когда облако рассеялось, один из самолетов в штопоре упал».

    За тренировкой Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» перед выступлением на авиасалоне МАКС наблюдали сотни людей с земли. Трагедия разыгралась буквально у них на глазах.

    «Они шли друг напротив друга, и один другому врезался в «хвост», — добавляет местная жительница. - «Хвост» загорелся, и уже было понятно, что у этого самолета не было выбора».

    По одной из версий, картина случившегося могла выглядеть так: заходя на круг для перестроения, один из ведомых самолетов отстал от ведущего и нагонял его на огромной скорости. Равняясь, он подошел к командиру на расстоянии полутора-двух метров, и, не рассчитав, врезался.

    Самолет с разбитым «хвостом» буквально камнем упал прямо на один из домов дачного поселка Сосны. Обломки разбросало в радиусе сотен метров. Где-то — детали обшивки, где-то — части двигателя. Авиационное топливо взорвалось мгновенно. Загорелись дома.

    В общем хаосе кто-то искал своих родных. Те, кто был поблизости от места падения, пытались убежать подальше. Несколько человек получили ожоги. «К нам доставлены трое пострадавших, один - с небольшими ожогами - до 5% тела, это ожоги первой-второй степени. И двое - с ожогами 15-20% тела. Один из пострадавших сейчас — в реанимации», — сообщил Игорь Сундуков — заместитель главного врача центральной раменской больницы.

    В ядовитом дыму горящего топлива люди спасали, что могли. В поселке Сосны полностью сгорели три дома и одна машина. Через несколько минут после падения в небе сначала появились истребители, а потом и вертолеты МЧС.

    Минут через 10 в поселок въехали первые машины спасателей и военных. Сначала, конечно, искали троих летчиков, которые успели катапультироваться. «Я видел, что он там приземлился в лесу - летчик, — рассказывает один из местных жителей. — Он один висел на дереве в районе магазина».

    Второй Су-27 — тот, который повредил крыло, разбился в нескольких километрах от первого. Пилот, скорее всего, успел увести машину от жилых домов, и самолет упал в поле, поэтому здесь не было ни сильного пожара, ни человеческих жертв на земле.

    Перед столкновением летчики комментировали маневры: технических проблем у обоих истребителей не было.

    Хроника катастрофы СУ-27 отражена в радиоэфире - последние переговоры участников пилотажной группы «Витязи» с командиром Игорем Ткаченко прерываются 35-секундной паузой.

    Уверенный голос командира четко раздает распоряжения: «Влево пошли, продолжаем». В этот момент в воздухе тяжеленные самолеты, словно послушные ласточки, выстраиваются в ровные фигуры. Все это происходит на огромной скорости.

    Примерно в 13.02 по московскому времени в эфире происходит следующее:

    «...2-41 наблюдаем справа...». «Плавно на поворотный 1200». «Понял, наблюдаю». «Переходим на... пятый...». «3800»...

    Судя по этой команде, летчики заканчивают маневр и расходятся, перестраиваясь для выполнения новой фигуры.

    Вдруг среди мерного развития эфира раздаются гудки, писк, и наступает тишина... пауза длится около 35 секунд. Получается, что голос заслуженного летчика России Игоря Ткаченко звучит в последний раз... на этой записи этого нет, но радиоперехват уловил голос другого летчика: «Дым из двигателя, прыгай!».

    Дальше на радиоволне, на которой велись переговоры подготовки летчиков, готовящихся к авиасалону МАКС, появляются голоса руководителей полетом. Сразу же принимается решение о подъеме в воздух вертолета. Доложено о том, что над местом падения виден купол парашюта:

    «Двигатели выключай!». «2-44-й. Засекайте отметку, наблюдаю парашют». «2-44 - 900 метров над точкой падения». «Я понял вас, поднимаю вертолет. Упал в чистое поле. Саксофон-контроль, саксофон-контроль, 75-243. Зафиксировали координаты?».

    Становится ясно, что потерпели катастрофу два борта - 2-42 и 2-41. Эти названия фигурируют в переговорах:

    «2-41? 2-41 катапультировался, купол видел. 2-44 позволяю».

    На перекличку в эфире не отзывается «пятый»:

    «Пятый, ответь шестому. Третий. Второй. Четвертый. Четвертый шестому отвечаю... Пятый, где? Потерял. Я его не видел. Не отвечает. Столкновение с ним? Да. Понял. Отвечаю: 2-44. Так точно. Наблюдал 2-41-го. У 2-42-го был пожар.

    С пожара наблюдал катапультирование 2-42-го. 2-43 наблюдал катапультирование 2-42-го, борт 14 был. Купол наблюдал».

    Обстановка во время переговоров накаляется. Становится ясно, что катастрофа может обернуться серьезной трагедией.

    «Стою над местом падения 2-41-го. Четвертый шестому ответил. Наблюдал падение 14-го борта. В поле упал. Ничего не повредил. Есть, понял. Купол тоже его наблюдал. Что вы в заблуждение вводите? Б**. Не нервничайте».

    Пилоты «Витязя» готовили к показу самые рискованные фигуры высшего пилотажа. В частности, отрабатывали «звезду», «коверт» и «смешанный ромб». Эти фигуры «Русские витязи» и «Стрижи» собирались показать на авиасалоне. Они отрабатывали новую программу, стремясь довести ее до полного автоматизма.

    При расхождении самолетов из строя и случилась катастрофа - ведомый самолет врезался в ведущего. По какой причине это произошло, пока неясно. Возможно, это отказ системы управления. Возможно, пилоты на какой-то момент потеряли друг друга из вида и столкнулись. Во время выполнения фигур высшего пилотажа расстояние между самолетами бывает от метра до пяти, скорость - более семисот километров в час.

    Командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе. По словам жителей подмосковного дачного поселка в районе Жуковского, над которым произошла авария, парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как падавший истребитель в этот момент горел.

    «Он, действительно, был маэстро в своем деле — как летчик, как человек, — рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. — И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним - сказал: «Привет, маэстро» (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало».

    Текст подготовил Андрей Гончаров

    chtoby-pomnili.com

     

    Возможно, будет полезно почитать: