Художественный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…. Анализ стихотворения тютчева эти бедные селенья Федор тютчев эти бедные селенья анализ

Сочинение


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» - одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста­новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен­ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива­ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про­блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо­комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ве­дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос­сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву­чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо­дил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение - вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Свет - устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен­ность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, напри­мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли­теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю­щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле­ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч­ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное - образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - известный русский поэт, который произошел из небогатой дворянской семьи. С юности он жил за границей, куда отбыл в составе дипломатической миссии. Тютчев на протяжении многих лет жил в Европе, лишь иногда заезжал в Россию. Каждый свой приезд на родину поэт воспринимал как праздник. Он очень любил Россию. Понимая, что по уровню культуры страны Европы, Германия и Франция, стоят выше России, он все же считал, что Россия славится своим народом. Ведь именно у русского народа есть черты, свойственные ему как никакому другому народу: отзывчивость, доброта, широкая душа, терпение, смирение, человеколюбие и целеустремленность.

Анализ «Этих бедных селений» Тютчева показывает то, с каким достоинством крестьяне несли свой крест. Это восхищало поэта. Ни одному самому именитому европейскому аристократу данное качество не свойственно.

Духовность - сила русского народа

По возвращении на родину поэт пишет стихотворение, в котором объясняет читателю, чем же ближе и лучше для него нищая, голодная Россия, по сравнению с сытой и избалованной Европой. Вместе с тем, Тютчев не старается сгладить проблемы России, отмечая, что она очень далека от совершенства. Крепостное право, огромная пропасть между социальными слоями населения, голод, разруха, нищета. Но для него это не важно, так как он называет ее великой державой. Духовность - это то, чем сильна и может гордиться Россия. По мнению Тютчева, Россия избрана Богом и благословлена.

В стихотворении поэт говорит о величии России, несмотря на нищету народа, рабский труд людей.

Патриотизм поэта

Стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья…» было написано во время поездки из Москвы в родовое имение Овстуг. Это стихотворение представляет собой синтез повествовательной и описательной лирики. В нем поэт рассказывает читателю о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от увиденного вокруг себя. В его строках слышится призыв разглядеть окружающую действительность. В стихотворении Тютчев в обобщенном виде показывает образ русской жизни и быта, изображает поэтическую картину жизни народа. Анализ «Этих бедных селений» Тютчева демонстрирует, что поэт сочувствует людям, которые живут в бедных селениях. Он надеется, что Всевышний не оставит благословенную землю и людей, живущих на ней. Он восхищается нравственными качествами русских людей.

Социальная проблематика стихотворения

В стихе «Эти бедные селенья…» на первый план выходит социальная проблематика вместо привычных философских мотивов. Тютчев сопоставлял комфортную и сытую жизнь европейцев и нищету русского народа, прекрасно понимая, что причина этого является основной проблемой России - крепостное право. Противопоставление «своего» и «чужого».

"Эти бедные селенья, эта скудная природа" - нищета, ущербность и бесхозяйственность, которые видел поэт вокруг себя, совершенно не совместимы с духовностью народа. Повторы строк стихотворения лишь усиливают чувство безысходности. Ознакомившись с анализом «Этих бедных селений» Тютчева, узнаешь, что поэт говорит о том, что высокомерным европейцам неведомо, какое богатство и красота русской души, какая духовность скрывается за рабской нищетой и неустроенностью быта. Для постороннего взгляда Россия видится убогой, отсталой и дикой страной, в которой народ смиренно принимает угнетение и тяжелую судьбу. Однако поэт знает, что русский народ может справиться с любыми жизненными трудностями.

Свет в поэзии Тютчева

Анализ «Этих бедных селений» Тютчева показывает, что символом в поэзии Ф.Тютчева становится свет, который автор ассоциирует с духовной красотой - высшей земной ценностью. Свет - это глубокая религиозность, патриархальность, вера, которая свойственна русскому народу.

Красота родной земли поэта неяркая. Но она горячо любима поэтом. Тютчев глубоко патриотичен, его восхищает русский народ. На протяжении всего стихотворения он часто с благоговением употребляет слова «Россия», «Русь».

В стихотворении Тютчева «Эти бедные селенья…» можно увидеть три направления. Первое - это образ страдающей России, которую поглотили нищета и рабство. Второе - противопоставление родной страны и европейских стран. Иноземец, не знающий русскую действительность, не в силах понять русский народ. И, наконец, третье - религиозный символизм через образ Царя небесного, который становится свидетелем народного страдания и терпения, и на которого только и остается уповать угнетенным и обездоленным русским людям.

Написанное в 1855 году, стихотворение является выражением взгляда поэта на состояние России. Данное произведение - политическая лирика.

Тютчев на протяжении всей своей жизни интересовался политикой, однако свободы слова как таковой в то время не было, и поэтому он был вынужден оформлять свои мысли в завуалированные строки стихотворений.

Главная тема произведения

Основная идея "Бедных селений" - осуждение внутренней политики царя и крепостного права, которое существовало на территории нашей страны довольно долгое время. Строки "край родной долготерпенья" именно об этом.

Тютчев пишет о несвободе русского человека и косвенно указывает на его неспособность противостоять власти.

Строки "бедные селенья" и "скудная природа" являются указанием на бедность и униженность народа, а также общую истощенность страны.

И хотя лирический герой исытывает душевную боль, видя истинное положение вещей, он все равно остается горд за свою родину, о чем свидетельствует строка с восклицанием: "Край ты русского народа!".

Судьба россиян предстает в строках стихотворения не только как несправедливая ноша, но и как нечто святое. Тютчев возывашает народ и воспевает его смирение, косвенно упоминая в стихотворении о христианских ценностях. "Гордый взор" иностранцев противопоставляется спокойствию и кротости русских жителей.

В этом контексте автор упоминает, что русский народ находятся под покровительством Иисуса Христа - "царя небесного", который благославляет наши земли. В то же время в стихотворении образ Христа и образ русского народа как бы сближаются и становятся единым целым. Это видно из выражений "в рабском виде" и "удрученный ношей".

Символика стихотворения и применяемые средства

Размер: четырехстопный хорей. Тип рифмы в стихотворении перекрестный.

Следует также обратить внимание на обилие и чередование звуков "с" и "р". Первый является приглушенным, а второй - звонким. Это задает ритм и отражает общую направленность: смирение и рабская покорность противопоставляются благословению и гордости за свою родину.

Средства выразительности:

  • Иносказания (царь небесный);
  • Метафоры (взор иноплеменный, край долготерпенья);
  • Эпитеты (смиренной, скудная, бедные).

Основные символы:

1. Христос

Произведение не просто наполнено христианскими мотивами.

В первую очередь, Христос является выражением архетипа Героя. Сближая в своих строках Христа и простых людей, автор негласно заявляет о героизме русского народа.

В поэтике Тютчева свет принято толковать как выражение чего-то высшего и знак благословения.

Кроме того, в широком смысле свет - символ обновления и надежды.

Авторский посыл

Это стихотворение является неким посланием русскому народу, а также "душевным криком" автора о несправедливости и несовершенстве тех политических и экономических реалий, во время которых он жил.

Тютчев анализирует главные проблемы, свойственную нашему менталитету, и подводит небольшой итог. Русский народ по природе своей - смиренный мученик, которого спасают терпение и вера.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» - одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста­новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен­ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива­ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про­блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо­комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ве­дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос­сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву­чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо­дил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение - вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Свет - устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен­ность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, напри­мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли­теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю­щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле­ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч­ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное - образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.

Начинается стихотворение с анафорически построенных строк, которыми поэт призывает разглядеть окружающую действительность:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Эпитеты «бедные», «скудная» несвойственны природной лирике поэта, они заставляют задуматься о действительно трудной судьбе «русского народа».

Во второй строфе особо ярко нашла отражение славянофильская позиция поэта:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Красочно просматривается противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». У России свой путь, своя неповторимая судьба. Для западного взгляда это лишь отсталая и дикая страна, в которой угнетенный народ подавлен и смиряется со своей долей.

Однако Россия озарена «тайным», то есть почти невидимым, непонятным и неразличимым светом, рассмотреть и понять который не в силах иноземец, не знающий истинную русскую действительность. А свет этот представляет собой глубокую патриархальность, веру. Самая высшая красота - это религиозное чувство, а оно свойственно русским людям.

Россия – страна, хранимая Богом, благословленная им. Поэтому и появляется в стихотворении религиозная символика:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Христос у Тютчева словно бы становится свидетелем народного «долготерпения», народного страдания. Он - единственный, на кого можно уповать и надеяться.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, перекрестные женские рифмы придают ему некую плавность, песенность и, в то же время, законченность.

 

Возможно, будет полезно почитать: