Дипломированный специалист и специалист разница. Чем отличаются специалист и бакалавр. Что такое специалист

Основная цель высшего образования - обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, которые смогут работать на всех основных направлениях общественно-полезной деятельности. Дипломированный специалист - это тот, в котором нуждается и общество, и государство. Высшее образование направлено на полное удовлетворение потребностей человека в развитии, получение углубленных и расширенных знаний, научно-педагогической квалификации.

Поступать в бакалавриат или специалитет могут только те лица, которые уже имеют среднее общее образование, то есть окончили 11 классов школы.

Есть также программа магистратуры. Осваивать ее могут лица, уже имеющие высшее образование.

Болонская декларация

В 1998 году Франция, Германия, Великобритания и Италия выступили с инициативой создания Европейского единого образовательного пространства. Спустя год, в 1999 году, 29 европейских государств подписали документ, получивший название «Болонская декларация».

Через несколько лет Российская Федерация тоже подписала эту декларацию. С 2003 года российское образование постепенно переходит на двухступенчатую европейскую систему высшего образования. Два основных направления этой системы:

  • бакалавриат - первая ступень;
  • магистратура - вторая ступень.

До этого в стране была единая форма высшего образования - специалитет.

Европейская система образования

Сейчас стандарты образования, принятые на Болонском процессе, соблюдают больше 50 стран. В основном это европейские страны. Двуступенчатая система образования в Европе традиционна. На бакалавра студенты обучаются в среднем 3-4 года, а на магистра - 1-3 года после бакалавриата. Оба вида образования приравнены к полноценному высшему. После получения диплома бакалавра молодой специалист может устраиваться на работу. Некоторые предпочитают продолжить обучение и идут в магистратуру.

Высшее образование в России

Сейчас в России действует несколько уровней высшего образования:

  • Получение степени «бакалавр».
  • Квалификация «дипломированный специалист».
  • Получение степени «магистр».

В нашей стране успешно сосуществуют обе ступени образования: и традиционная, и европейская. Отменить квалификацию «дипломированный специалист» на данный момент невозможно в ряде вузов страны: технических, военных и медицинских.

Сроки обучения по ступеням следующие:

  • На бакалавра учатся 4 года.
  • На дипломированного специалиста - 5 лет.
  • Получение степени «магистр» возможно после 6 лет обучения. То есть студенты-бакалавры будут обучаться еще 2 года, а специалисты - 1 год.

Получение степеней образования

Чтобы поступить на бакалавра или на специалиста, школьнику достаточно успешно сдать ЕГЭ. Обучаясь на бакалавра, студент изучает базовую образовательную программу, по окончании которой получает диплом об общем высшем образовании.

Специалист после пяти лет учебы получает диплом дипломированного специалиста, в котором указана выбранная им специальность.

Магистром же именуют эксперта в научной области. Поступление в магистратуру возможно после сдачи экзаменов по профильным предметам.

Специалист от магистра отличается тем, что первого целенаправленно готовят к практической деятельности по определенной отрасти, а второго - к научной.

Следующая степень образования - аспирантура. Обучаться на этой ступени могут магистры и специалисты.

Бакалавр

Если пару десятков лет назад звание «бакалавр» присуждалось только тем, кто обучался в европейских высших учебных заведениях, то сейчас его успешно можно получить и в российских вузах. Сейчас, когда бывшие школьники могут пойти учиться как на специалиста, так и на бакалавра, получается путаница. Эти понятия стали взаимозаменяемыми, и многие не знают, в чем между ними разница. Попробуем разобраться.

Произошло звание «бакалавр» от средневекового названия рыцаря, не имевшего собственного знамени. Оно плавно перекочевало к студентам европейского Средневековья. Сейчас бакалавром именуют выпускника вуза, окончившего 4 года обучения и получившего базовое высшее образование. Программа подготовки специалистов достаточно широка. Их обучают всем общеобразовательным дисциплинам, а также ряду специальных.

Дипломированный специалист

Появилось это понятие в советское время. Что значит «дипломированный специалист»? Это выпускник высшего учебного заведения, который получил диплом с присвоением квалификации. Специалист - это не что иное, как присвоение выпускнику профессиональной квалификации по определенной узкой специальности.

Если студент не отучился требуемый срок, он не получает ничего. То есть, если он учился на специалиста в течение 4 лет, а потом решил бросить, диплом бакалавра он не получит.

Отличия бакалавра и дипломированного специалиста

Не стоит путать эти понятия. Да, в них много схожего, но различия весьма существенны. Бакалавр предполагает получение ученой степени, а дипломированный специалист - это уже профессиональная квалификация.

Различны и сроки обучения в вузах. Напомним, бакалавры обучаются четыре года, а специалисты - пять лет. Первые пару лет обучение на обеих ступенях почти не отличается. Позже программы обучения расходятся. Специалистов готовят по более узкому направлению, относящемуся к определенной профессиональной деятельности.

Европа охотно признает звание "бакалавр". "Дипломированный специалист" нужен лишь в постсоветском пространстве. В России на выпускников-бакалавров смотрят несколько недоверчиво, предпочитая брать на работу специалиста.

Звание «специалист»

Квалификация «дипломированный специалист» присуждалась в России лицам, приступившим к обучению вплоть до окончания 2008 года. Затем вступил в силу закон, принятый 24 октября 2007 года, согласно которому высшие учебные заведения могут обучать своих воспитанников по программе специалитета.

По большому счету, между понятиями «дипломированный специалист» и «специалист» разница состоит в самом документе об образовании. В первом случае Государственная экзаменационная комиссия после защиты выпускником дипломной работы присваивает ему соответствующую квалификацию. Она отображается в дипломе в виде записи «Географ», «Юрист» и так далее.

Дипломы о высшем образовании «дипломированным специалистам» выдавались вплоть до 2013 года. Все они соответствуют единому образцу, утвержденному еще в 1994 году. Диплом дипломированного специалиста, фото которого представлено ниже, в настоящее время получить уже не представляется возможным.

С начала 2014 года выпускники высших учебных заведений получают диплом, который подтверждает, что они получили уровень специалиста по определенному направлению. В нем есть запись «Специалист».

Сейчас уже нельзя стать дипломированным специалистом. Новая система образования, включившая понятия бакалавриата и магистратуры, привела к изменению и традиционной формы обучения. И теперь в стране можно увидеть дипломы с надписью «дипломированный специалист» и «специалист». Разница между ними минимальна - сроки обучения. Все те, кто поступил учиться с 2011 года, являются просто специалистами, без присуждения квалификации.

В заключение

Современная система образования стремится к единому образцу во всем мире. Чтобы специалисты нашей страны были востребованы по всему миру, Россия подписала Болонскую декларацию и добавила к уже имеющейся системе образования европейскую.

Так в нашей стране появилась возможность получить диплом не только специалиста, но и бакалавра, а также магистра. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, и выпускники школ сами решают, куда им идти учиться дальше.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 30, ст. 3120, № 33, ст. 3348, № 44, ст. 4399; 2002, № 7, ст. 631; № 12, ст. 1093; № 26, ст. 2517, № 30, ст. 3029, № 52 (ч. 1) ст. 5132; 2003, № 2, ст. 163, № 28, ст. 2892, № 50, ст. 4855; 2004, № 10 ст. 835, № 27, ст. 2714, № 30, ст. 3086, № 35, ст. 3607) следующие изменения и дополнения:

1) в статье 9:

подпункт 3 пункта 5 дополнить словами «(программы бакалавриата; программы магистратуры и программы подготовки специалиста)»;

пункт 7 после слов «настоящим Законом» дополнить словами «, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами»;

2) абзац первый пункта 3 статьи 16 дополнить двумя предложениями следующего содержания:

«Прием граждан на конкурсной основе в высшие учебные заведения проводится отдельно для обучения по программам бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры. Правом участвовать в конкурсе для обучения по программам магистратуры или подготовки специалиста пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата.»;

3) пункт 3 статьи 23 изложить в следующей редакции:

«Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования.»;

4) в статье 24:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам бакалавриата.»;

пункт 4 исключить;

5) в статье 27:

а) абзац первый пункта 4 после слов «муниципальном образовательном учреждении» дополнить словами «по программам»;

6) в пункте 5:

подпункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) высшее профессиональное образование - бакалавриат»; дополнить подпунктом 6 следующего содержания: «6) высшее профессиональное образование - магистратура или подготовка специалиста;»;

б) абзац третий пункта 20 статьи 33 изложить в следующей редакции: «Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также высшего профессионального образования может проводиться поэтапно соответственно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее - и уровням образования: бакалавриат, магистратура и (или) подготовка специалиста.».

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2000, № 29, ст. 3001, № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163, № 14 ст. 1254, № 28, ст. 2888; 2004, № 35, ст. 3607) следующие изменения и дополнения:

1) в статье 6:

а) в заголовке статьи слово «Ступени» заменить словом «Уровни»;

б) в пункте 1 слова «непрерывно и по ступеням» заменить словами «по уровням»;

в) в пункте 2:

в абзаце первом слово «ступени» заменить словом «уровни»; абзац третий исключить;

абзац четвертый дополнить словами «или квалификации «специалист»»;

г) абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:

«3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе бакалавриата, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца о неполном высшем профессиональном образовании.»;

д) в пункте 4:

«4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования при очной форме обучения составляют:»;

в абзаце втором слова «не менее чем четыре года» заменить словами «- от трех до четырех лет в зависимости от направления подготовки (специальности)»;

абзац третий исключить;

в абзаце четвертом слова «не менее чем шесть лет» заменить словами «- два года»;

дополнить пункт двумя новыми абзацами следующего содержания:

«для получения квалификации «специалист» - от одного до двух лет в зависимости от направления подготовки (специальности).

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

е) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенного уровня, имеют право продолжить на конкурсной основе (в том числе без перерыва в учебе) обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующего уровня.»;

ж) в пункте 6 слово «ступеней» заменить словом «уровней»;

з) в пункте 7:

в абзаце первом слова «соответствующей ступени» заменить словами «соответствующего уровня»; слово «основанием» заменить словом «условием»;

абзац второй после слов «Квалификация «бакалавр»» дополнить словами «, квалификация «специалист», квалификация «магистр»»; после слова «право» дополнить словом «претендовать», а после слов «высшее профессиональное образование» дополнить словами «соответствующего уровня»;

дополнить пункт абзацем четвертым следующего содержания:

«Порядок допуска к определенной профессиональной деятельности может предусматривать сдачу претендентом квалификационного экзамена (экзаменов) и (или) выполнение иных требований, установленных федеральным законом.»;

2) в статье 7:

а) в пунктах 1 и 2 слова «о соответствующем образовании» заменить словами «о соответствующем уровне образования»;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных уровней:

диплом бакалавра;

диплом магистра, диплом специалиста.»;

3) в статье 10:

а) в пункте 3 слова «Право на реализацию образовательных программ высшего» заменить словами «Право на реализацию образовательных программ бакалавриата, магистратуры и (или) подготовки специалиста»;

б) в пункте 4:

в абзаце первом слова «по образовательным программам высшего и» заменить словами «по образовательным программам бакалавриата, магистратуры и (или) подготовки специалиста, а также»;

абзац третий после слов «по новым для него» дополнить словами «уровням высшего профессионального образования и послевузовскому профессиональному образованию, а также»;

в) абзац второй пункта 6 дополнить словами «и уровням высшего профессионального образования»;

г) во втором абзаце пункта 7 слово «ступени» заменить словом «уровни»;

4) в статье 11:

а) в пункте 1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям граждан на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Прием в высшие учебные заведения проводится отдельно для обучения по программам бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры. Правом участвовать в конкурсе для обучения по программам бакалавриата пользуются лица, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Правом участвовать в конкурсе для обучения по программам магистратуры или подготовки специалиста пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата. Порядок приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется учредителем высшего учебного заведения.»;

в абзаце втором слова «соответствующих уровня и (или) ступени» заменить словами «соответствующего уровня»;

в абзаце третьем второе предложение дополнить словами «соответствующего уровня»;

б) в абзаце первом пункта 2 первое предложение изложить в следующей редакции:

«Уровни высшего профессионального образования и направления подготовки (специальности) определяются лицензией.»;

в) в пункте 4 в первом предложении слова «в соответствии с настоящим Федеральным законом» заменить словами «подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» или квалификации «специалист»»;

г) в абзаце первом пункта 7 слова «по ускоренной образовательной программе высшего профессионального образования» заменить словами «по ускоренной образовательной программе бакалавриата»;

5) в статье 24:

а) пункт 2 дополнить подпунктом 10 следующего содержания:

«10) установление перечня направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные по сравнению с предусмотренными настоящим Федеральным законом нормативные сроки освоения программ бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста.»;

6) подпункт 14 пункта 3 после слов «учрежденные федеральными органами исполнительной власти,» дополнить словами «для обучения по программам соответствующего уровня высшего профессионального образования».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Прием в высшие учебные заведения для обучения по программам, предусматривающим присвоение лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист», прекращается с 2007 года.

Диплом специалиста с высшим профессиональным образованием выдается лицам, обучающимся по программам, предусматривающим присвоение лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист», до прекращения в Российской Федерации обучения по этим программам в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Квалификация «дипломированный специалист», полученная в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении до прекращения в Российской Федерации обучения по программам подготовки дипломированного специалиста, приравнивается к квалификации «специалист».

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)

1. Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает введение в Российской Федерации двухуровневой системы высшего профессионального образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень).

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями по состоянию на 7 июля 2003 г.) предусматривает, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням:

- «бакалавр» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем четыре года);

- «дипломированный специалист» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами);

- «магистр» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем шесть лет).

Соотношение между названными ступенями высшего профессионального образования законом не установлены, условия перехода с одной ступени на другую не определены. Преобладает линейный подход к формированию основных образовательных программ высшего профессионального образования, т.н. монопрограммы.

3. Настоящим законопроектом бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными вступительными испытаниями при поступлении для обучения по соответствующим программам, отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр» или «магистр» либо квалификация «специалист».

Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно.

Предлагается установить нормативный срок обучения по программам бакалавриата - от 3 до 4 лет в зависимости от направления подготовки (специальности). Для поступления на обучение по программам магистратуры (нормативный срок обучения - два года) или по программам подготовки специалиста (нормативный срок обучения - от 1 до 2 лет) необходимо будет иметь степень бакалавра. Доступ в аспирантуру получают только лица, имеющие квалификацию (степень) «магистр» или квалификацию «специалист». Для некоторых направлений подготовки и специальностей (например, медицинские специальности) возможно установление иных нормативных сроков обучения. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.

Прием в высшие учебные заведения для обучения по программам, предусматривающим присвоение лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист», предлагается прекратить с даты, определенной законодателем. Квалификацию «дипломированный специалист», полученную в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении до прекращения в Российской Федерации обучения по программам подготовки дипломированного специалиста, предлагается приравнять к квалификации «специалист».

4. Необходимость разработки проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования) обусловлена рядом причин.

В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации 1999 года. Тем самым Россия взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство Европы и обрела наравне с другими государствами - участниками процесса (а их уже 40) право влиять на принимаемые решения. Речь идет о том, чтобы к 2010 году добиться полной гармонизации систем высшего образования стран континента, а значит, повысить его конкурентоспособность и привлекательность на мировом рынке. Однако для полноценного участия в Болонском процессе нашей стране, в соответствие с решением Берлинской конференции 2003 года, предстоит в 2004 - 2010гг. принять ряд мер по модернизации образования, и, в частности, ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр).

5. Принятие предлагаемого законопроекта создаст предпосылки для устранения остро проявляющихся на рынке труда структурных несоответствий между спросом и предложением кадров с высшим профессиональным образованием. Двухуровневая система позволит восстановить управляемость в системе взаимосвязей высшего профессионального образования и экономики, резко повысит эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени.

Введение в Российской Федерации двухуровневой системы высшего профессионального образования позволит реализовать один из основных принципов Болонского процесса, направленный на гармонизацию российской и европейской образовательных систем, будет способствовать развитию экспорта российских образовательных услуг. Дипломы российских вузов станут пользоваться признанием в странах Европы. При этом следует подчеркнуть, что содержание образовательных программ должно отражать национальные традиции Российской высшей школы.

Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

КОНЦЕПЦИЯ

проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)»

1. Предлагаемый законопроект предусматривает введение в Российской Федерации двухуровневой системы высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата. Данная мера позволит усилить фундаментальный характер образования и существенно облегчить адаптацию выпускников на рынке труда. Вместе с тем она обеспечит необходимые предпосылки для эффективного государственного регулирования взаимосвязей между системой образования и динамично развивающейся современной экономикой.

Бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата рассматриваются в качестве двух уровней (образовательных цензов) высшего образования с отдельными вступительными испытаниями при поступлении для обучения по соответствующим программам, отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр» или «магистр» либо квалификация «специалист». Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно.

Предполагается установить нормативный срок обучения по программам бакалавриата - от 3 до 4 лет в зависимости от направления подготовки (специальности). Для поступления на обучение по программам магистратуры (нормативный срок обучения - два года) или по программам подготовки специалиста (нормативный срок обучения - от 1 до 2 лет) необходимо будет иметь степень бакалавра. Доступ в аспирантуру получают только лица, имеющие квалификацию (степень) «магистр» или квалификацию «специалист». Для некоторых направлений подготовки и специальностей (например, медицинские специальности) возможно установление иных нормативных сроков обучения. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.

Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования по программам соответствующего уровня будет устанавливаться Правительством Российской Федерации на основе консультаций с представителями работодателей и исходя из социально-экономических потребностей страны в кадрах.

2. В настоящее время в Российской Федерации действует система высшего профессионального образования, в которой переплетаются элементы двухуровневой системы с элементами системы высшего образования советского времени.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 7 июля 2003г.) предусматривает, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

Законом установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем четыре года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем шесть лет).

Завершение высшего профессионального образования различных ступеней удостоверяется дипломом бакалавра, дипломом специалиста с высшим профессиональным образованием, дипломом магистра. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца, хотя такие дипломы не дают права заниматься соответствующей профессиональной деятельностью и юридическое их значение соответствует значению академической справки.

Соотношение между названными ступенями высшего профессионального образования Законом не установлено.

Действующий Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 773 на основании ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» и с принятием в 1996г. Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не изменялся. Названным постановлением определено, что Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утверждается:

в части общих требований к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему - Правительством Российской Федерации;

в части государственных требований к минимуму содержания, уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования, к образцам документов о высшем профессиональном образовании, перечня направлений (специальностей), правил государственного контроля за соблюдением стандарта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление высшим образованием, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых имеются высшие учебные заведения.

Таким образом, даже на уровне подзаконного акта не предусматривается участие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также участие представителей работодателей в обсуждении перечня направлений (специальностей) высшего профессионального образования.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 773 утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940), содержащий структуру высшего профессионального образования, как минимум терминологически отличную от закрепленной в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В названном Государственном образовательном стандарте установлены три уровня (не ступени) высшего профессионального образования (пункты 3.1 - 3.3).

Первый уровень высшего профессионального образования по Стандарту является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по части основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет обучения. Завершение студентом указанной части основной профессиональной образовательной программы должно позволять ему продолжить высшее образование или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Конкретный объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.

Второй уровень высшего профессионального образования по Стандарту является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Основная профессиональная образовательная программа должна включать гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и практику, имеющие профессиональное назначение. Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр», удостоверенной дипломом.

Третий уровень высшего профессионального образования согласно Стандарту является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией - «инженер», «учитель», «агроном», «экономист» и т.п. (обобщенное наименование квалификации - «специалист»). При этом подготовка магистра предусматривает освоение основной профессиональной образовательной программы, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет (п. 3.1.1).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940, содержит также общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования, которые заключаются в следующем (пункты 7.1 -7.2):

перечень должен охватывать существующие и перспективные области науки, техники и культуры. Каждое направление (специальность) должно иметь социальную и личностную значимость;

перечень утверждается федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами.

перечень является частью настоящего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и именуется: «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования».

Таким образом, перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, включающий перечень направлений подготовки бакалавров и магистров, перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов и перечень направлений подготовки дипломированных специалистов составляет элемент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждается в настоящее время Министерством образования Российской Федерации (действующий Перечень утвержден приказом Минобразования России от 8 ноября 2000 г. № 3200 (с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2003 г.) без участия государственных органов, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также консультаций с работодателями.

Необходимость принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)» обусловлена рядом причин.

Для современной экономики характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной подготовки кадров высокой квалификации. Во-первых, перспективная потребность в такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Во-вторых, сохраняющаяся потребность в узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со стороны государственных органов и работодателей не более чем на два года. Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые реализуются с помощью бюджета. Таким образом, объективно необходим переход от бюджетирования узкоспециализированной подготовки сроком на пять лет к сочетанию среднесрочного бюджетирования подготовки широкого профиля с бюджетированием специализаций с горизонтом один - два года. Это в свою очередь требует изменений в организации высшего образования, которая сложилась в период всеобъемлющего пятилетнего планирования производства и была элементом интеграции вузов в отраслевую систему управления.

В конечном счете, объективные потребности современной экономики обусловили последовательный переход к двухуровневому высшему образованию в странах ЕС (Болонский процесс). Соответствующие изменения в нашей стране позволят сохранить и укрепить конкурентоспособность отечественного высшего образования.

Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования при формировании перечня направлений подготовки при участии государственных органов, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также консультаций с работодателями позволит сократить число специальностей и направлений подготовки. Первый уровень высшего образования (бакалавриат) обеспечит возможность успешной работы там, куда сегодня идут многие выпускники вузов - дипломированные специалисты (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Трех- или четырехлетняя подготовка на первом уровне будет проводиться по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет происходить на втором уровне - в магистратуре или «специалитете», исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Таким образом, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования должен способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, качества высшего образования, его востребованности экономикой и социальной сферой страны.

В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации 1999 года. Тем самым Россия взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство Европы и обрела наравне с другими государствами - участниками процесса (а их уже 40) право влиять на принимаемые решения. Речь идет о том, чтобы к 2010 году добиться полной гармонизации систем высшего образования стран континента, а значит, повысить его конкурентоспособность и привлекательность на мировом рынке. Однако для полноценного участия в Болонском процессе нашей стране, в соответствие с решением Берлинской конференции 2003 года, предстоит в 2004 - 2010гг. принять ряд мер по модернизации образования и, в частности, ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр).

Законодательно оформить введение двухуровневой системы высшего профессионального образования в Российской Федерации предлагается путем внесения изменений и дополнений в отдельные статьи действующих федеральных законов об образовании.

Предлагается изменить или дополнить следующие статьи Закона Российской Федерации «Об образовании»:

статью 9 (в части уточнения состава программ высшего профессионального образования и правовых способов установления нормативных сроков их освоения);

статью 16 (в части отдельного приема граждан на конкурсной основе в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и по программам магистратуры или специалиста);

статьи 24 и 27 (в части установления двух уровней высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста);

статью 33 (в части отдельного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и (или) подготовки специалиста).

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предлагается изменить и дополнить следующие статьи:

статью 6 (в части установления двух уровней высшего профессионального образования - ба

лицо, получившее высшее профессиональное образование, успешно прошедшее итоговую аттестацию, подтверждаемое присвоением ему квалификации "дипломированный специалист". Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами.

  • - лицо, сдавшее квалификационный экзамен, установленный Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров и получившее лицензию на право работы в аудиторских и консультационных фирмах...

    Большой экономический словарь

  • - Бухгалтер; аудитор, получивший соответствующий сертификат. Член Ассоциации утвержденных бухгалтеров-аудиторов...

    Словарь бизнес терминов

  • - См.: Королевский институт дипломированных инспекторов...

    Словарь бизнес терминов

  • - См.: дипломированный королевской грамотой бухгалтер; бухгалтер-аналитик...

    Словарь бизнес терминов

  • Словарь бизнес терминов

  • - Высококвалифицированный специалист – член Института дипломированных бухгалтеров в Англии и Уэльсе, Института дипломированных бухгалтеров в Шотландии или Института дипломированных бухгалтеров в Ирландии...

    Словарь бизнес терминов

  • - См.: Институт дипломированных секретарей и администраторов...

    Словарь бизнес терминов

  • - См.: дипломированный королевской грамотой бухгалтер...

    Финансовый словарь

  • - Ассоциация страхователей и страховых брокеров. Время ее возникновения относится к 1873 г....

    Финансовый словарь

  • - Высококвалифицированный специалист – член Института дипломированных бухгалтеров в Англии и Уэльсе, Института дипломированных бухгалтеров в Шотландии или Института дипломированных...

    Финансовый словарь

  • - прич....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДИПЛОМИ́РОВАННЫЙ, дипломированная, дипломированное; дипломирован, дипломирована, дипломировано. прич. страд. прош. вр. от дипломировать; получивший какой-нибудь диплом. Дипломированные работники...

    Толковый словарь Ушакова

  • - дипломи́рованный прил. Имеющий диплом I 1....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - диплом"...

    Русский орфографический словарь

  • - ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ая, ое. diplôme. Имеющий диплом. БАС-2. В Зальтаусском лагере <для фр. и бельгийских военнопленных>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"СПЕЦИАЛИСТ, ДИПЛОМИРОВАННЫЙ" в книгах

Специалист по донованам

автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Специалист по донованам

Из книги До и после динозавров автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Специалист по донованам «Дункан, застыв от ужаса, смотрел, как Цита разделилась на тысячи живых комков, которые заметались по яме, пытаясь взобраться по стенам, но тут же они падали обратно, на дно ямы, и вслед им со стен осыпался песок… Среди них были маленькие крикуны,

Глава тринадцатая Дипломированный врач: июнь 1884 - апрель 1885 года

Из книги Жизнь Антона Чехова автора Рейфилд Дональд

Глава тринадцатая Дипломированный врач: июнь 1884 - апрель 1885 года Шестнадцатого июня 1884 года ректор университета Боголепов выдал Чехову удостоверение лекаря; благодаря этому документу он освобождался от военной службы, податного состояния и получал кое-какие

Специалист по питию

Из книги Воспоминания. От крепостного права до большевиков автора Врангель Николай Егорович

Специалист по питию Мне невероятно повезло, что я должен был поехать в Москву по делам. Времени задержаться в городе хоть ненадолго у меня не было. Пять дней я ехал поездом до Москвы и столько же назад. В Москве я провел всего шесть часов, но не без пользы. Хорошие люди, у

Глава 13 Дипломированный врач июнь 1884 – апрель 1885 года

Из книги Жизнь Антона Чехова [с иллюстрациями] автора Рейфилд Дональд

Глава 13 Дипломированный врач июнь 1884 – апрель 1885 года Шестнадцатого июня 1884 года ректор университета Боголепов выдал Чехову удостоверение лекаря; благодаря этому документу он освобождался от военной службы, податного состояния и получал кое-какие дворянские

Специалист

Из книги Рассказы автора Листенгартен Владимир Абрамович

Специалист (быль)В 1937 году в Москве арестовали известного ученого, специалиста в области мостостроения. К счастью, его не расстреляли, а отправили с большой партией заключенных в далекий сибирский лагерь. Вскоре его вызвали к начальнику лагеря, который сидел в своем

«Но я же не специалист!»

Из книги Как работать по четыре часа в неделю автора Феррис Тимоти

«Но я же не специалист!» Вы не специалист? Ну и что?Во-первых, специалистом применительно к продаже товара называется человек, которому известно о преимуществах товара больше, чем покупателю. Только и всего. Не обязательно быть лучшим: просто превосходите небольшое

«Специалист»

Из книги …Para bellum! автора Паршев Андрей Петрович

«Специалист» Давайте смотреть на Тухачевского не как на предателя, а как собственно на военного специалиста, хотя это, по большому счёту, и невозможно. С 1931 по 1936 г. он был заместителем наркома обороны по вооружению Красной Армии, а на начало 1937 г. – первым заместителем.

«Специалист»

Из книги Военная мысль в СССР и в Германии автора Мухин Юрий Игнатьевич

«Специалист» Давайте смотреть на Тухачевского не как на предателя, а как собственно на военного специалиста, хотя это, по большому счету, и невозможно. С 1931 по 1936 г. он был заместителем наркома обороны по вооружению Красной Армии, а на начало 1937 г. – первым заместителем.

Специалист

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Специалист

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

11.11. Специалист

Из книги Права пациентов на бумаге и в жизни автора Саверский Александр Владимирович

11.11. Специалист Медицинские организации, обладающие большим количеством связей в медицинском мире, стремятся привлечь специалистов для выступления в суде на своей стороне. Однако формально согласно ст. 55 ГПК РФ консультация и вообще мнение специалиста не входит в число

Специалист

Из книги Идем на восток! Как росла Россия автора Вершинин Лев Рэмович

Специалист Для понимания логики событий необходимо иметь в виду, что русские в Сибири чужими не были. Право собирать дань с северных народов они (тогда еще новгородцы) оспаривали у татар еще со времен «старых ханов». При Иване III, вновь заинтересовавшемся сибирской

Специалист

Из книги Памфлеты, фельетоны, рассказы автора Ларни Мартти

Специалист Нью-Джонсон был небольшим идиллическим городком, в котором никогда не рождались великие люди. Там появлялись на свет только младенцы. В городке насчитывалось десять тысяч жителей, тридцать церквей и полсотни кабачков. Добрая половина населения городка

Специалист

Из книги Создание предприятия которое бы работало автора Гербер Майкл

Специалист Специалист - это творец.«Если ты хочешь, чтобы все было правильно, делай все сам» - вот кредо специалиста.Специалист обожает ремонтировать что-нибудь. Вещи существуют для того, чтобы их разбирать и собирать. О вещах нужно не мечтать - их нужно делать.В то время

Основная цель высшего образования - обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, которые смогут работать на всех основных направлениях общественно-полезной деятельности. Дипломированный специалист - это тот, в котором нуждается и общество, и государство. Высшее образование направлено на полное удовлетворение потребностей человека в развитии, получение углубленных и расширенных знаний, научно-педагогической квалификации.

Поступать в бакалавриат или специалитет могут только те лица, которые уже имеют среднее общее образование, то есть окончили 11 классов школы.

Есть также программа магистратуры. Осваивать ее могут лица, уже имеющие высшее образование.

Болонская декларация

В 1998 году Франция, Германия, Великобритания и Италия выступили с инициативой создания Европейского единого образовательного пространства. Спустя год, в 1999 году, 29 европейских государств подписали документ, получивший название «Болонская декларация».

Через несколько лет Российская Федерация тоже подписала эту декларацию. С 2003 года российское образование постепенно переходит на двухступенчатую европейскую систему высшего образования. Два основных направления этой системы:

  • бакалавриат - первая ступень;
  • магистратура - вторая ступень.

До этого в стране была единая форма высшего образования - специалитет.

Европейская система образования

Сейчас стандарты образования, принятые на Болонском процессе, соблюдают больше 50 стран. В основном это европейские страны. Двуступенчатая система образования в Европе традиционна. На бакалавра студенты обучаются в среднем 3-4 года, а на магистра - 1-3 года после бакалавриата. Оба вида образования приравнены к полноценному высшему. После получения диплома бакалавра молодой специалист может устраиваться на работу. Некоторые предпочитают продолжить обучение и идут в магистратуру.

Высшее образование в России

Сейчас в России действует несколько уровней высшего образования:

  • Получение степени «бакалавр».
  • Квалификация «дипломированный специалист».
  • Получение степени «магистр».

В нашей стране успешно сосуществуют обе ступени образования: и традиционная, и европейская. Отменить квалификацию «дипломированный специалист» на данный момент невозможно в ряде вузов страны: технических, военных и медицинских.

Сроки обучения по ступеням следующие:

  • На бакалавра учатся 4 года.
  • На дипломированного специалиста - 5 лет.
  • Получение степени «магистр» возможно после 6 лет обучения. То есть студенты-бакалавры будут обучаться еще 2 года, а специалисты - 1 год.

Получение степеней образования

Чтобы поступить на бакалавра или на специалиста, школьнику достаточно успешно сдать ЕГЭ. Обучаясь на бакалавра, студент изучает базовую образовательную программу, по окончании которой получает диплом об общем высшем образовании.

Специалист после пяти лет учебы получает диплом дипломированного специалиста, в котором указана выбранная им специальность.

Магистром же именуют эксперта в научной области. Поступление в магистратуру возможно после сдачи экзаменов по профильным предметам.

Специалист от магистра отличается тем, что первого целенаправленно готовят к практической деятельности по определенной отрасти, а второго - к научной.

Следующая степень образования - аспирантура. Обучаться на этой ступени могут магистры и специалисты.

Бакалавр

Если пару десятков лет назад звание «бакалавр» присуждалось только тем, кто обучался в европейских высших учебных заведениях, то сейчас его успешно можно получить и в российских вузах. Сейчас, когда бывшие школьники могут пойти учиться как на специалиста, так и на бакалавра, получается путаница. Эти понятия стали взаимозаменяемыми, и многие не знают, в чем между ними разница. Попробуем разобраться.

Произошло звание «бакалавр» от средневекового названия рыцаря, не имевшего собственного знамени. Оно плавно перекочевало к студентам европейского Средневековья. Сейчас бакалавром именуют выпускника вуза, окончившего 4 года обучения и получившего базовое высшее образование. Программа подготовки специалистов достаточно широка. Их обучают всем общеобразовательным дисциплинам, а также ряду специальных.

Дипломированный специалист

Появилось это понятие в советское время. Что значит «дипломированный специалист»? Это выпускник высшего учебного заведения, который получил диплом с присвоением квалификации. Специалист - это не что иное, как присвоение выпускнику профессиональной квалификации по определенной узкой специальности.

Если студент не отучился требуемый срок, он не получает ничего. То есть, если он учился на специалиста в течение 4 лет, а потом решил бросить, диплом бакалавра он не получит.

Отличия бакалавра и дипломированного специалиста

Не стоит путать эти понятия. Да, в них много схожего, но различия весьма существенны. Бакалавр предполагает получение ученой степени, а дипломированный специалист - это уже профессиональная квалификация.

Различны и сроки обучения в вузах. Напомним, бакалавры обучаются четыре года, а специалисты - пять лет. Первые пару лет обучение на обеих ступенях почти не отличается. Позже программы обучения расходятся. Специалистов готовят по более узкому направлению, относящемуся к определенной профессиональной деятельности.

Европа охотно признает звание "бакалавр". "Дипломированный специалист" нужен лишь в постсоветском пространстве. В России на выпускников-бакалавров смотрят несколько недоверчиво, предпочитая брать на работу специалиста.

Звание «специалист»

Квалификация «дипломированный специалист» присуждалась в России лицам, приступившим к обучению вплоть до окончания 2008 года. Затем вступил в силу закон, принятый 24 октября 2007 года, согласно которому высшие учебные заведения могут обучать своих воспитанников по программе специалитета.

По большому счету, между понятиями «дипломированный специалист» и «специалист» разница состоит в самом документе об образовании. В первом случае Государственная экзаменационная комиссия после защиты выпускником дипломной работы присваивает ему соответствующую квалификацию. Она отображается в дипломе в виде записи «Географ», «Юрист» и так далее.

Дипломы о высшем образовании «дипломированным специалистам» выдавались вплоть до 2013 года. Все они соответствуют единому образцу, утвержденному еще в 1994 году. Диплом дипломированного специалиста, фото которого представлено ниже, в настоящее время получить уже не представляется возможным.

С начала 2014 года выпускники высших учебных заведений получают диплом, который подтверждает, что они получили уровень специалиста по определенному направлению. В нем есть запись «Специалист».

Сейчас уже нельзя стать дипломированным специалистом. Новая система образования, включившая понятия бакалавриата и магистратуры, привела к изменению и традиционной формы обучения. И теперь в стране можно увидеть дипломы с надписью «дипломированный специалист» и «специалист». Разница между ними минимальна - сроки обучения. Все те, кто поступил учиться с 2011 года, являются просто специалистами, без присуждения квалификации.

В заключение

Современная система образования стремится к единому образцу во всем мире. Чтобы специалисты нашей страны были востребованы по всему миру, Россия подписала Болонскую декларацию и добавила к уже имеющейся системе образования европейскую.

Так в нашей стране появилась возможность получить диплом не только специалиста, но и бакалавра, а также магистра. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, и выпускники школ сами решают, куда им идти учиться дальше.

 

Возможно, будет полезно почитать: