Лев и собачка смысл рассказа. Лев и собачка. Литературоведческий анализ произведения Л.Н. Толстого "Лев и собачка"

(6)

Лев Николаевич Толстой — автор большого количества рассказов, повестей, романов — писал произведения и для детей. Многие его рассказы, простые и правдивые, вошли в «Азбуку» — книгу, написанную специально для обучения крестьянских детей.

«Лев и собачка» — необычайно трогательная и грустная история о дружбе двух животных. Злые и жестокие люди бросили маленькую беззащитную собачку в клетку льву на съедение. Однако лев, всегда дикий, сильный, жестокий, её не тронул. С собачкой он был заботлив и внимателен: «Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней». Через год собачка умерла. Поразительно горе льва, который «бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих».

Привязанность льва к собачке оказалась настолько сильной, что он разорвал другую собачку, а спустя несколько дней, умер. Толстой очень краток, рассказывая эту историю. Он не описывает чувства героев, свои впечатления и отношение к происходящему. Но этот рассказ никого не может оставить равнодушным. Мы словно чувствуем страдания одинокого льва. Правдивость автора, который ничего не приукрашивает и не смягчает происходящие события, только усиливает впечатление. Это рассказ о преданности и верности. Прочитав его, чувствуешь грусть, печаль и восхищение.

Библиотека
материалов

Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка". Рассказ быль.

Учитель: Трибунская И.В.

КГУ СШ№13 с.Озёрное

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Ознакомление с содержанием рассказа «Лев и собачка» Л.Толстого; понимание основной идеи, воспитание сочувствия, доброты к животным.

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш урок.

Доброе утро, дети!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).

-Это быль.

Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это?

Что вы знаете о таком животном, как лев ?

А это кто?

Что можно сказать о собаке ? (

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ?

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .

Почему?

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

Как лев относился к собачке?

Найди и прочитай этот момент в тексте.

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении?

- Что же происходит с собачкой ? ( Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

Какие чувства испытывает лев от потери собачки?

С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку?

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

Прочитайте про себя последние два предложения.

печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это …

-

варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока: Ознакомление с содержанием рассказа «Лев и собачка» Л.Толстого; понимание основной идеи, воспитание сочувствия, доброты к животным.

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш урок.

Доброе утро, дети!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о жизни Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

III. Актуализация знаний учащихся.

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).

-Это быль.

– Что означает слово быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

Посмотрите, кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

Что вы знаете о таком животном, как лев ? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

Что можно сказать о собаке ? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Кто догадался, как называется эта быль ? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

Где происходит действие? (в зверинце )

Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание текста.

Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег, но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

Подберите синоним к слову «ухватил».

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

Прочитайте, как лев повел себя ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

(.. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)

-Что же происходит с собачкой ? (Собачка заболела и умерла)

Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют, был ей предан )

С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

Какой конец в этой истории? (печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V. Итог урока: рефлексия.

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ ? (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

"СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ"

Тема сострадания в произведении Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

М. Н. Перестенко, учитель начальных классов,

г. Белгород, МОУ - лицей №32

Время, в котором мы живем, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения известных писателей. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро, дети! Доброе утро, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Возьмитесь за руки и покажите своё хорошее настроение, пожелайте друг другу успехов на уроке.

2. Сообщение целей урока.

Сегодня я хочу назвать вас «юными читателями». Как вы думаете, почему? Ответы детей. Сегодня мы продолжим учиться быть внимательными читателями.

3. Речевая гимнастика

Скороговорка «Щенки» Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

4. Знакомство с новым произведением.

Сегодня к нашему у року я выбрала эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны» (на доске)

Прочитайте его про себя. – Что помогают понять эти слова?

Автобиография писателя (рассказывает один ученик)

История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает? Но дело в том, что "Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории то плакал, и его за это звали "Лева-рева”.

Согласны ли вы. Что Толстой в детстве был «рёвой». Ответы.

А что заставляло его плакать, расстраиваться? Ответы.

Молодцы! Все эти качества можно назвать одним словом – сострадание. (на доске)

Эта черта называется - сострадание . Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича, и узнаем более точное определение слову сострадание.

Словарная работа Сострадание - это умение чувствовать чужие страдания, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.

5.Чтение художественного произведения

Рассказ "Лев и собачка”. Читают хорошо читающие дети.

– Прислушайтесь к себе. – Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.) – Какой эпизод показался вам самым напряженным? Найдите и подтвердите словами из текста, так, чтобы было понятно, что чувствовала собачка.

Деление рассказа на три части.

На какие смысловые части можно разделить текст этот текст? Ответы?

1. Человек и собака. 2. Собака в клетке. 3. Дружба льва и собаки. 4. Разлука друзей.

6. Организация художественного анализа текста

1) Чтение первой части (начало)

– Какие чувства вызвал поступок этого человека?

Как вела себя собака, оказавшись в клетке у льва?

– Прочитайте, то она чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

На доске – слово "тревога”.

2) Чтение второй части

– Как ведет себя лев, увидев маленькое существо в своей клетке?

На доске – слово "забота”.

Физкультминутка

3) Чтение третьей части

– Прошло ли чувство тревоги у собачки? Прочитайте (Вечером... и сложила свою голову.)

– Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске – слово "доверие”.

-Что произошло в отношениях между животными, когда с одной стороны мы видим заботу. А с другой доверие? (Табличка «дружба» вывешивается на доску).

– Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

4) Чтение четвертой части

Что произошло в 4 части? Почему животные расстались, что их разлучило? (Смерть собачки)

– Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)

На доске – слово "тоска”.

- Сразу ли лев принял смерть собачки?

- Каким стало поведение льва, когда он понял, что собачка умерла? Ответы. Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту тоску?(вспрыгнул, ощетинился….) -Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

– Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. "Чуткому сердцу откроются тайны”.

Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное. Всегда может понять душевное состояние человека)

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

Моделирование обложки.

Выбери правильную модель. Что общего у этих обложек? (тема). Назови произведения, которые подходят к этим обложкам.

(жанр - рассказ (прямоугольник), тема – о животных (коричневый))

5. Работа в парах

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Разыграйте диалог.

Домашнее задание

Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

9. Итог урока

Чему оно учит?

Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа!

10. Рефлексия

В конце звучит песня Энтина Ю. «Дорогою добра».

Литература

1. Учебник литературного чтения М. И. Оморокова. Ч. 1. Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

2.Беседы с учителем. Четвёртый класс четырёхлетней начальной школы
Под ред. Журовой.- М. Вента – Графф, 2002.

3.Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.. Воронеж. 1997-178 с.

4.Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами художественных произведений. М., 2007 г.

Программное содержание: учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи, добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, анонимами.

Ход занятия

Ребята послушайте одно из произведений Л. Толстого «Лев и собачка» (воспитатель читает быль).

Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ?

Почему? (здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы).

Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.

Какие события происходили: грустные или весёлые?

Какими словами ещё можно назвать это произведение, эти события? (грустные, печальные, тоскливые).

Где происходят события? (в зверинце).

Кто главный герой? (лев и собачка).

Что можно сказать о льве? Какой он? (величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный).

А какая собачка? (маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, весёлая, дружелюбная).

Что было в начале? (собачку бросили в клетку льву на съедение).

Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (лев обнюхал собачку, тронул её лапой смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собачку).

Как вела себя собака? Что она делала? (вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом).

Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собака спала положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли.)

Что произошло однажды? (барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать её обратно.)

Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал).

Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый год.)

Что случилось потом? (собачка заболела и умерла).

Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал её лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал).

Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев?

(тотчас разорвал её на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней)

Что стало со львом? (Он умер.).

Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.).

Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».).

Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим?

Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история?

Сейчас я прочту вам быль Л. Толстого «Лев и собачка» ещё раз; слушайте внимательно и запоминайте.

Читаю текст.

Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.

Пересказ рассказа.

Класс: 3

  • Цели:
  • обеспечить условия для:
  • открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы и музыки;
  • освоение детьми приемов художественного анализа рассказа (выявление ключевых слов для понимания сути произведения).

Чуткому сердцу откроются тайны

Оборудование:

  • портрет Л.Н.Толстого, на партах конверты с кружочками черного, темно-синего, розового, желтого, красного цветов, магнитофонная запись пьесы Э.Грига “Смерть Озе”.

Ход урока

I. Организация художественного восприятия произведения

Каждый человек в течение жизни испытывает разные чувства: радость, грусть, печаль.

Размышляя над этим, я часто представляю себе, как падает с неба звезда, как стучит дождь, как светит яркое солнце, как осенью улетают журавли.

Человек почувствовал радость и грусть и поведал об этом другим людям.

Сядьте поудобнее. Настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, никогда не слышали о нем, но который прислал вам звуковое письмо.

Звучит музыка Э.Грига “Смерть Озе”.

(Ответы детей.)

Эдвард Григ показал сцену смерти пожилой женщины, которая была брошена собственным сыном. Она умирает одна от голода и холода.

– Покажите, какого цвета печаль? (Черная.)

– Вы очень чуткие. Это помогло мне понять, как вы прочувствовали это произведение.

– Когда вам тяжелее: когда вы кричите и плачете, или когда комок к горлу подкатывается и хочется плакать, а заплакать не получается или нельзя?

Учитель вывешивает на доске портрет Л.Н. Толстого.

Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

– Как он относится к людям?

Нашим помощником будет эпиграф “Чуткому сердцу откроются тайны”. Прочитайте его про себя.

– Что помогают понять эти слова?

(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

II. Чтение художественного произведения

Послушайте рассказ “Лев и собачка”.

Учитель читает рассказ.

– Прислушайтесь к себе. Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какое чувство вызвал этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Какие слова помогли это определить?

– Давайте перечитаем рассказ и выделим карандашом важные слова.

III. Организация художественного анализа текста

1) Чтение первой части (начало)

– Какие чувства вызвал поступок этого человека?

– Подчеркните слова, которые характеризуют этого человека?

Выслушиваются ответы детей.

Подчеркните слова, которые раскрывают поведение собачки.

– Что она чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

На доске – слово “тревога”.

2) Чтение второй части

– Какое это животное? (Хищник, царь зверей.)

– Как ведет себя лев? Прочитайте.

– Какое это чувство? (Забота.)

На доске – слово “забота”.

3) Чтение третьей части

– Какие чувства испытывает собачка? (Вечером... и сложила свою голову.)

– Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске – слово “доверие”.

– Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

4) Чтение четвертой части

– Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)

На доске – слово “тоска”.

– Что лев не может понять?

Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла.

Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев – хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

Прочитайте два последних предложения.

– Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)

– Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (Чуткое сердце – отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце – ледяное, спящее.)

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

IV. Организация художественного исполнения

Прочитайте этот рассказ друг другу с чувством, выделяя голосом ключевые слова, чтобы еще раз подумать о прочитанном произведении.

– Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление, прочитайте его.

– Что потеряет текст, если убрать из него описание дружбы между львом и собачкой?

Вывод : в произведении все важно.

V. Организация художественного творчества

Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы – печальную музыку. Зачем? (Чем больше это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.)

Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.

VI. Итог урока

Какого цвета радость? Покажите.

– Как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?

– Кому удалось понять что-то новое о себе?

Спасибо, что вы были очень чуткими и смогли понять глубокий смысл этого рассказа.

 

Возможно, будет полезно почитать: