Проект родословная в детском саду. Педагогический проект в детском саду: Моя семья. Подготовительная группа. Как же лучше всего знакомить ребенка с родословной

Конспект занятия в детском саду для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя семья. Родословная»

Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте исто-рии родной страны.
Задачи:
- Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях.
- Знать понятия «родословная», «генеалогическое древо»
- Уметь составлять генеалогическое древо
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа
Ознакомление с окружающим:
а) «Я и моя семья» (о чём рассказал семейный альбом);
б) рассказы детей о членах их семей.
Беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотогра-фий), «Мне хорошо, когда…», «Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи»
Составление рассказов «Мои родственники», «Наши семейные традиции»
Методическое обеспечение:
- фотографии членов семьи
- рисунок дерева (на каждого ребёнка)
- панно с изображением дерева.

Ход:
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Да-вайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
- Ребята, приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ла-дошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш счастлив? Почему?
- Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?
- Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?
(ответы детей).

Разгадывание кроссворда о семье.
* Живет в твоей семье девчонка, ну а тебе она (сестренка) .
* Кто вылазит из пеленок, это маленький (ребёнок) .
* Кто вас дети, больше любит? Кто вас нежно так голубит? И заботится о вас не смыкая ночью глаз? (мама) .
* Пусть вашу семью обходят ненастья, желаю вам дети огромного (счастья) .
* Тебе дано, а другие пользуются (имя) .

Воспитатель:
Правильно Семья- это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью.
Вот послушайте стихотворение Михаила Шварца «Семья»

На мольберте картинка 7 Я

Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я»
-А если есть собака?
Выходит восемь «Я»
-Нет, если есть собака,
Выходит. Во! семья!

Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание. Де-монстрируют чувственное восприятие к стихотворению.
Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит, семья?» Давайте про-верим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).
Воспитатель:
– Давайте поговорим о семье. Что такое семья? Ответы детей.
– Семья – это мама, папа и дети. Семья – это любящие и заботливые роди-тели и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники. – Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково. Как вы думаете, какое слово первое произносит ребенок?
Правильно, МАМА.
Игра «Мама какая?» .
(Единственная, ласковая, заботливая, родная, добрая.)
Ребята, подумайте и скажите чем вы похожи со своей семьей и какие есть различия.
Дети определяют характерное отличие каждой семьи - это схожесть членов семьи. Затем дети определяют второе характерное отличие семьи - общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родите-лей.
Проводится игра «Назови отчество». С мячом.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него полу-чится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сы-ночков:
Александр - Александровна - Александрович;
Олег - Олеговна - Олегович;
Иван - Ивановна - Иванович;
Василий - Васильевна - Васильевич.
Семья бывает дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортив-ная. Все семьи разные – бывают маленькие и большие, если в семье много детей – это многодетная семья. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдают в семье.

Физкультминутка
У меня есть семья
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем. (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

Семья – это родные люди, живущие вместе, ваши родственники. Скажите, кого называют родственниками? Близких по родству людей. Родственниками называют бабушек, дедушек, братьев, сестер. А что озна-чает слово «РОД»? РОД – все родственники, имеющие одну и ту же фами-лию. У нас на столе лежат колечки.
Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо - это (дедушка и бабушка). Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа)
Это кольцо - дети, т.е. вы. Следующее - это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?
Дети: пирамидка.
- По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная?
Родословная это история какого- либо рода или семьи. А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева.
(Показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи.)
А дерево это стали называть «Генеалогическим древом»

Мы ведь с вами не появились на свет сами по себе, все мы ветви и ли-стья огромного человеческого дерева.
Как растет дерево, так растет и каждая семья – от самых древних предков (корней) до юных представителей рода (зеленых листочков). Мам и пап в семейном древе можно сравнить с ветками, бабушек и дедушек – с крепким стволом. Именно благодаря такой ассоциации схематическое изображение родословных связей каждой семьи называют генеалогическим деревом (древом).
- Родословное дерево – это изображение истории рода в виде раз-ветвленного дерева. Родословное дерево помогает хранить память о пред-ках, благодаря ему мы лучше знаем историю своего рода. Как дерево сильно за счет своих корней, так и сила семьи держится на его корнях. С помощью семейного дерева можно узнать о жизни своих предков. Такое дерево есть у каждого из нас. У некоторых оно большое у некоторых ма-ленькое. Это поток наших предков. Дерево уходит своими корнями далеко в прошлые века. Таким образом, зная свои корни, мы иногда можем объ-яснить самим себе свой выбор, да и свое происхождение тоже.
Генеалогия или родословие - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле - наука о родственных связях.
Воспитатель: – А теперь давайте сядем за столы. Посмотрите, перед вами на тарелочках лежат фотографии, найдите пожалуйста свои.
– В самом верху на кроне дерева располагается ваша фотография (Колина, Танина и т. д.) Если у вас есть братик или сестрёнка, то вы при-клеиваете её рядом со своей фотографией, а ниже справа – папа, слева – мама. Еще ниже под родителями, их родители, то есть ваши бабушки и де-душки.

Заключение.
– Мы сегодня с вами говорили о родословном дереве
* Что вам больше всего запомнилось?
* Понравилось ваше дерево жизни, почему?
* Будете ли вы продолжать дома с родителями работу над вашим дере-вом?
* Что вы нового узнали из нашего занятия?
(Ответы ребят)

Цель: уточнить представления детей о родственных отношениях и способах их схематичного изображения; активизировать в речи детей слова, обозначающие близкородственные отношения и образные выражения о семье и близких людях; воспитывать уважение и преданность своему роду и патриотические настроения к своему народу.

Предварительная работа:

1. Уточнение представлений детей о дереве как растении, упражнение в выделении его частей, назывании характерных признаков дерева; сравнение дерева и человека: чем похожи и чем отличаются; выделение «простых аналогий» типа «У человека - руки, а у дерева - … (ветки).»

2. Разглядывание семейных фотографий, оформление стенда с фото детей и их семей.

3. Домашнее задание: совместно с родителями выполнить какую-либо поделку или принести родителям на совместное занятие предметы домашнего обихода, одежды, выполненные своими руками или руками бабушек, дедушек (вязание, плетение макраме, соломка, резьба по дереву, глина и т. п.).

4. Беседа с родителями и приглашение на совместное занятие.

Оборудование: , фото детей и их семей, схема-карта Беларуси, рисунки различных домов, предметы белорусских народных промыслов (соломка, глина, самотканое и вышитое полотно и т. п.).

Ход занятия

Под музыку дети и гости (родители) занимают места в групповой комнате.

В. У каждого ли из вас есть свой дом? Ответьте, в каких домах вы живете? (При ответах детей показывать рисунки домов одно- и много-этажных.) Да, у каждого человека должен быть свой дом, свой угол, где собирается его семья. Дети, а какая у вас семья, расскажите, с кем вы живете? (Дети рассказывают о составе своей семьи с опорой на семейные фотографии.) Скажите, один человек - это семья? А сколько человек может быть в семье?

Игра с пальчиками «Вот и вся моя семья»

В. Семьи бывают маленькими и … (большими). Маленькая семья - это только мама, папа и ребенок. А вот кто же может быть в большой семье? (Дети могут называть и фотографиям и с помощью родителей: дядя, тетя, братья и сестры, бабушки и дедушки и т. д.)

Шутка.

В. Разучим скороговорку вместе:

«Папы маминого брата сестры бабушки свекровь» - это кто?

В. Посмотрите все, пожалуйста, на это дерево (показывать схему родового древа). Это дерево необычное - его называют родословного древом. Ствол - это человек сегодня, будущее человека - это его дети, молоденькие веточки, которые растут и тянутся к солнышку, а вот прошлое человека - это его корни, его предки, которые раньше жили на этой земле и дали жизнь этому человеку-дереву.

Каждая семья имеет свою историю.

Сейчас мама Саши нам покажет и расскажет о родословном древе своей семьи, а мы послушаем.

Физкультминутка «Ты, бабуля, расскажи»

Рисование древа.

Сейчас мы с вами научимся составлять родословное древо каждый для своей семьи. Для этого возьмем карандаши и бумагу, нарисуем посередине листа линию земли.

Наша опора - это мама и папа: мы их нарисуем в виде двух вертикальных линий, т. е. ствола. Вы - дети своих пап и мам, т. е. веточки, которые растут и тянутся к солнышку вверх. Нарисуйте этому дереву веточку.

Когда вы вырастете и окрепнете, у вас будут свои дети - на этом дереве появятся еще маленькие веточки. (По ходу рассказа можно прикладывать к рисункам маленькие фотографии членов семьи.) Теперь разберемся, как же это дерево появилось на земле, из чего оно выросло? (Из корней.) Откуда появились ваши родители, кто их родил? (Бабушки и дедушки.)

Мы их нарисуем в виде мощных корней, благодаря которым дерево может крепко стоять на земле, не бояться бурь и невзгод. У мамы - свои, а у папы - свои корни, т. е. у каждого есть и мама, и папа. Значит, у нас на рисунке сколько будет корней? (Четыре.)

Все части дерева можно подписать именами родственников или наклеить на них маленькие фото.

В. У каждой семьи есть не только своя история, а еще и свои традиции.

Например, есть традиция гостеприимства, и мы сейчас с вами покажем нашим гостям - мамам и папам, бабушкам и дедушкам - наш танец.

В. Какие традиции вы знаете? (Ответы детей дополняют родители.) Во всех семьях отмечают дни рождения! Кто из вас может рассказать, как в вашей семье интересно отмечают дни рождения?

(Можно предложить сначала рассказ кого-то из гостей, можно послушать домашнюю заготовку рассказа о дне рождения, потом уже дать высказаться самим детям.) Обязательно принято у всех людей отмечать такие семейные праздники, как свадьба и рождение ребенка. Существует также и религиозный обряд крещения детей, в результате которого у ребенка появляются еще и крестные мать и отец. Существуют праздники, которые отмечает не только одна семья, а и вся страна - это народные праздники.

Кроме праздничных традиций, в каждой семье складываются и трудовые традиции: например, женщины могут передавать из поколения в поколение умение ткать, шить или вязать, кулинарные премудрости; мужчины передают умения резьбы по дереву, гончарное искусство, виноделие или земледелие. Какими трудовыми традициями богата ваша семья?

(Дети совместно с родителями могут рассказать и показать предметы, принесенные из дома.)

Завершить занятие можно в виде праздничного ужина, когда все пробуют кулинарные «премудрости» с чаем.

Детям можно предложить рассказать гостям стихи о семье.

Л.Ладутько, С.Шкляр

Ольга Гуркина
Проект «Моя родословная»

ВИД ПРОЕКТА : творческий, краткосрочный, информационный, групповой.

УЧАСТНИКИ : дети подготовительной группы №4, воспитатели, родители.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ : 1 неделя.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

ЗАДАЧИ :

Формировать у детей представление о семье;

Формировать представления о родственных отношениях;

Закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;

Обогащать детско-родительские отношения путём совместной творческой деятельности;

Воспитывать уважительное отношение и любовь к своим близким;

Воспитывать уважение к труду членов своей семьи.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Сформированы представления детей о семье и родственных отношениях;

Вовлечены родители к участию в проектной деятельности ;

Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП :

Составление плана :

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья» ;

Подбор литературных произведений;

Рассматривание репродукций картин;

Просмотр мультфильмов;

Заучивание стихов о семье;

Разработка консультаций для родителей;

Подбор игр и развлечений.

Источники информации : воспитатели, родители, телепередачи, книги, мультфильмы, репродукции картин.

Материалы : Альбомы «Моя семья» ; «Мамы нашей группы» ; репродукции картин; пособия «В мире мудрых пословиц» ; «Как наши предки открывали мир» ; «Народы мира» ; мультфильмы; художественная литература; материалы для развлечений, игр, рисования.

НООД :

1. Развитие речи «Моя семья» , «Наши бабушки и дедушки» ;

2. Ознакомление с окружающим миром «Мужчины и женщины в семье» ;

3. Рисование «Генеалогическое древо» , «Мама, папа, я – дружная семья» , «Привет! А это я!» ;

4. Лепка «Буквы моего имени» ;

5. Ручной труд «Мои буквы» .

- Сюжетно-ролевые игры : «Семья» , «Дочки-матери» , «Дом» , «День рождения» .

- Дидактические игры : «Как мы помогаем родным» , «Родство» , «Семья» , лото «Моя семья» , «Кто ты для… «, «У кого сегодня день рожденья?» , упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?» , «Кто ты для бабушки?» , «Огорчится ли мама, если.» .

- Строительные игры : «Дом для кукол» , «Мебель для дома» .

Беседы с детьми :

«Наша дружная семья» ;

«Мой папа самый лучший друг» ;

«Профессии наших родителей» .

Заучивание пословиц и поговорок на тему семья, дружба.

Рассматривание репродукций картин :

Ф. П. Решетникова «Опять двойка» ,

З. Серебряковой «За завтраком» , «Дочка Катя с куклами» , «Моя семья» .

Чтение художественной литературы :

1. В. Осеев «Волшебное слово» , «Сыновья» ;

2. В. Катаев «Цветик - семицветик» ;

3. Татарская народная сказка «Три дочери» ;

4. РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Гуси-лебеди» ;

5. О. Осеева «Сыновья» , «Мальчик с пальчик» .

Разучивание стихотворений :

Е. Благинина «Посидим в тишине» ,

О. Чусовитина «Самый лучший» .

Просмотр мультфильмов :

1. «Маша больше не лентяйка» ;

2. «Встречайте бабушку» ;

3. «Самый маленький гном» ;

4. «Разноцветная семейка» ;

5. «Осторожно, обезьянки!» ;

6. «Мама для мамонтёнка» .

Взаимодействие с родителями :

1. Консультации «Родословная – моя гордость » , «Рекомендации для заботливых родителей» , «Путь в страну книг» .

2. Конкурс «Наше генеалогическое древо» ;

3. Выставка «Герб моей семьи» ;

4. Составление альбомов «Моя семья» , «Мамы нашей группы» .

3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП :

Конкурс «Наше генеалогическое древо»

Выставка «Герб нашей семьи»

Рисование «Моя семья»

Лепка «Буквы моего имени»

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Моя родословная - железнодорожная династия» Цель: Вовлечь в образовательное пространство ДОУ родителей воспитанников, детей, педагогов. Задачи; 1. Закрепить знание детей о железнодорожном.

Детско-родительский проект «Моя семья, моя родословная» Актуальность проекта. “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Л. Н. Толстой Патриотическое воспитание дошкольников - приоритетное направление.

Исследовательская работа ученика 4 класса «Моя родословная» Меня зовут. Денис. Я ученик 4 класса. Тема моей исследовательской работы: «Моя родословная» Я живу в д.. , где очень много родственников.

Программное содержание: 1. Раскрыть понятия «род», «родословная», «семья», «право детей на воспитание в семье». 2. Вызвать интерес к истории.

Проект «Моя родословная» Паспорт проекта Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский. Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: дети подготовительной.

Лобакова Лариса
Конспект проекта в подготовительной к школе группе «Моя родословная. Генеалогическое древо»

Конспект проекта познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Моя родословная . Генеалогическое древо ».

Цель :

Познакомить детей с понятиями «родословная » и «генеалогическое древо » , «поколение» ;

Расширять представление «семья» , расширить знания о своих близких родственниках;

Учить строить генеалогическое древо семьи , способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;

Активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по теме «Семья» .

Задачи :

Развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;

Выразительность движений в ходе физминутки.

Воспитывать : уважение к старшим членам семьи; умение почувствовать энергию своего рода, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа .

Материал :

Макет генеалогического древа ;

Кувшин с водой для игры;

Семейные фотографии;

Карточки с моделью «генеалогического древа » ;

Музыкальное сопровождение;

Интерактивное оборудование.

Предварительная работа с детьми :

1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.

2. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.

3. Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа » .

4. Загадки на тему «Семья» .

Ход НОД.

Педагог. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)

Педагог. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим :

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (на доске ребус : «7 я» )

Дети. Слово «семья» .

Педагог. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей) . Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

В нашей группе много ребят . У каждого из вас есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Или, может быть, они разные? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.) Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. (счёт на разных языках)

Пальчиковая игра

Ребята род – одна большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи – бабушка, дедушка или прабабушка, прадедушка. Как вы думаете, почему?

Дети : Они много прожили. Мудрые.

Педагог : Мы их ещё уважаем за то, что они дали жизнь нашим родителям.

Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? (Ответы детей)

Педагог выставляет стержень от пирамидки, кольца лежат рядом.

Вызывает ребёнка, который составляет пирамидку.

Педагог : Попробуем представить род человеческий в виде колец.

Самое большое кольцо – это ваши прабабушки и прадедушки.

Следующее по размеру кольцо – дедушка и бабушка.

Как мы назовем следующее кольцо?

Дети : Мама и папа.

Педагог : Осталось самое маленькое. Как вы думаете кого оно обозначает?

Дети : Детей.

Педагог : У нас получилась пирамидка. Это наша семья.

Физминутка «Семья» .

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (поднимают плечи)

Раз, два, три, четыре, пять (прыгают на месте)

Папа, мама, брат, сестра.

Бабушка и дедушка, (показывают ладошкой)

Кошка Мурка, два котенка (наклоняются в право, влево)

Мой сверчок, щегол и я (повороты в право, влево)

Вот и вся моя семья. (Хлопают)

На мольберте модель генеалогического древа .

Педагог : С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. - Ваши непосредственные родственники : родители, бабушки, дедушки – это ваша семья. А вы знаете, что такое родословная ? (Ответы детей.)

Так вот, ребята у каждой вашей семьи есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. Все это из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи так же можно найти много интересного и полезного.

Семейная история, по –другому, родословная . Так как родственников было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными » .

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную » в виде дерева, (показ генеалогического древа , где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом » . Дети, а как вы думаете, легко ли составить родословную своей семьи ? (Ответы детей.)

Это трудно, но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа .

Ребята, нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше своих бабушек и дедушек,

Составление генеалогического древа .

Педагог : Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве , то есть, изобразить генеалогическое древо . Внизу размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?

Рассматривание работ.

(Дети берут свои деревья и встают в круг) .

Педагог. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.

Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.

Игра «Кувшин доброты» .

Педагог У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать.

Музыка останавливается.

Педагог Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

Педагог : Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.

Педагог раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.

Вахнина Юлия Игоревна,

воспитатель

МАДОУ д/с №101 города Тюмени

Педагогический стаж 2,5 года

Возрастная группа : подготовительная к школе группа (6-7 лет)
В детском саду № 101 города Тюмени, в подготовительной к школе группе «Стрекозки», в рамках темы недели «Моя семья»,был создан проект «Моё генеалогическое древо».Дети и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта.

Актуальность проекта. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Изучив тему проекта, мною была обозначена проблема : не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную. Мало развито чувство гордости за свою семью.

Гипотеза: знание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Цель проекта: Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Наш проект исследовательско-творческий, рассчитан сроком на 2 недели для детей подготовительной группы (6-7 лет), педагогов и родителей, включая в себя несколько этапов.

1 этап: подготовительный

  • Определение цели и задач проекта
  • Ознакомление детей и родителей с целью проекта
  • Создание необходимых условий для реализации проекта
  • Сбор информации о генеалогическом древе

На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, намибыли определены цель и задачи проекта. Ознакомили родителей с целью и задачами проекта. Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья», выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья»).

2 этап: основной

  • Разработка консультации для родителей « Что такое генеалогическое древо?»
  • Создание папки – передвижки «Тайна имени»
  • Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»
  • Разработка конспекта образовательной деятельности по теме «Что такое генеалогическое древо»
  • Проведение бесед по данной теме
  • Создание с детьми и родителями альбома «Моя семья»

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?» и папка – передвижка «Тайна имени». Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья»: «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д.Родари, «Мамина дочка» В.Белов, «Косточка» К.Ушинский, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Т.А.Шорыгина.Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?» и беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем» помогли сформировать представление о роде и родословии, о происхождении фамилии. Дети совместно с родителями изготовили альбом «Моя семья».

3 этап: заключительный

  • Выставка детских рисунков «Моя семья»
  • Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»
  • Обобщение материала по реализации проекта

На заключительном этапе была организованна выставка детского творчества «Моя семья». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье.

Выводы:

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

Гипотеза нашего проекта подтвердилась: знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.

Литература

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

 

Возможно, будет полезно почитать: