Герои романа отцы и дети тургенева сочинение. «Отцы и дети»: герои бессмертного произведения Тургенева Отцы и дети гл герои

Творчество И.С. Тургенева стало огромным вкладом в развитие русской литературы. Многие его произведения хорошо знакомы читателям разных возрастов. Но самым популярным был и остается роман Тургенева «Отцы и дети», который стал ответом на многие вопросы современности писателя. История создания романа «Отцы и дети» началась в 1860 году, с замысла, посетившего Ивана Сергеевича.

Начальный этап

Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Тогда он задумывает крупную повесть, героем которой должен стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Начало работы

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа. Он чувствует огромное удовлетворение от своей работы. Его безумно привлекает образ Евгения Базарова. Но со временем он чувствует, что не может более работать в Париже. Писатель возвращается на родину.

Завершение романа

Возвращение в Россию дает Тургеневу возможность окунуться в атмосферу современных общественных движений. Это помогает ему завершить роман. Незадолго да конца работы над «Отцами и детьми» в России происходит знаменательное событие – отмена крепостного права. Последние главы произведения дописываются Иваном Сергеевичем в родном селе Спасском.

Первые публикации и споры

Впервые «Отцы и дети» явились миру на страницах популярного литературного издания «Русский вестник». Как и опасался Тургенев, неоднозначный образ Базарова вызвал бурную реакцию в литературных кругах. Его обсуждение порождало массу споров в печати. Множество великолепных критиков посвящали свои статьи разбору идейного содержания романа и характеристике главного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным гимном молодому нигилистическому течению.

Последняя редакция романа

После появления романа в «Русском вестнике» Тургенев занимается небольшой переработкой текста произведения. Он сглаживает некоторые особо резкие черты характера главного героя, и делает образ Базарова более привлекательным, чем в первоначальном варианте. Осенью 1862 года в печать выходит отредактированная версия романа. На титульной странице стоит посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому. Тургенев и Белинский были очень близкими друзьями, и благодаря влиянию Виссариона Григорьевича формировались некоторые общественные взгляды Ивана Сергеевича.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал уникальным произведением, отразившим вечное противостояние двух поколений не только в рамках отдельно взятого семейства, но и на уровне общественно-политической жизни целой страны.

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.
  6. Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

    Характеристика героев романа

    Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.
  • Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

    • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
    • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
    • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
    • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
    • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
    • Этот человек глубоко несчастен.

    Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

    • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
    • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

    Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

    • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
    • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
    • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

    Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

    Конфликт «отцов» и «детей»

    Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

    Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

    Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

    Главные темы

    Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

    Главные темы в романе «Отцы и дети» :

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Меню статьи:

Проблема поколений – одна из вечных тем, которые затрагиваются литературой, философией, психологией и другими областями. Произведение «Отцы и дети», герои в котором призваны продемонстрировать этот конфликт, является бессмертным, ведь идеи романа Тургенева актуальны и по сей день.

Особенности конструкции и сюжета романа

Специфика произведения Тургенева – в насыщенности деталями быта. Читатель погружается в атмосферу естественного течения жизни, простых событий, непритязательности и обыденности. Обстановка романа такова: двое товарищей приезжают на отдых в деревню. Отдых, забота родителей окружает молодых людей. Аркадий занимается «сибаритствованием», с отличием защитив диплом. Его друг – Базаров – студент медицинского университета – уделяет время опытам и экспериментам. Сюжет романа воплощается в кратковременных, но частых путешествиях героев: то товарищи гостят у родителей Аркадия, то уезжают в отцовский дом Базарова, то заезжают к Анне Сергеевне – женщине, встреченной на балу.

Иван Тургенев следует советам Антона Чехова, который говорил, что художественный вымысел должен повторять жизнь в соединении сложности и «святой простоты». Читателю кажется, что писатель изображает обычный обед или ужин, но в это время люди обретают счастье или напротив – теряют радость жизни. Самые существенные события начинаются здесь – за кухонным столом.

Родители и дети – классическая «вечная» тема»

В литературной критике бытует мнение, что одной из центральных проблем Тургеневского романа является вечный конфликт отцов и детей. Но в «Отцах и детях» (не зря ведь писатель дал произведению такое название) на примере разницы между поколениями продемонстрирована также разница между нравственными нормами и глубиной чувств.

Сайт Реальный Книги вам рад! Предлагаем вашему вниманию познакомиться с написал Иван Тургенев.

Родители – это выражение наиболее искренней, трогательной, беззаветной и жертвенной любви. Такими изображены родители Базарова – ничего не требующие взамен. Отец и мать – старички, которые скучают по сыну, ведь уже три года, как их чадо не навещало отчий дом. Однако психология сына отличается от родительской: несмотря на то, что Базаров тоже любит родителей, привязанность герой выказывает иначе. Чувства Базарова к отцу и матери не требуют постоянной коммуникации и контакта. Юноша спокойно наслаждается гостеприимством Кирсановых, выезжает вместе с товарищем в город, потом посещает дом новой знакомой в Никольском, возвращается в поместье товарища – Аркадия, и лишь после этого решается, наконец, навестить родителей.

Образ интеллигенции в романе Тургенева

Постмодерная литература сосредотачивает внимание на том, что произведения – это многоплановые, многоуровневые конструкции, учитывающие потребности и интересы представителей разных читательских аудиторий. Однако тенденция к многоплановости появилась раньше. Роман Ивана Тургенева тому пример, ведь читать этот текст можно по-разному. Кто-то обращает внимание на сюжетную канву, кто-то – на политические конфликты между «левыми» и «правыми», между либерально-демократическими силами и консерваторами и т. д.


Интеллигенция – молодое поколение, это «дети». Консерваторы, монархисты – это поколение старое, «отцы». Некоторые литературные критики считают, что автор уничижительно отозвался о старом поколении в романе. Вспомним образ отца Базарова. Это мужчина старой закалки, который, однако, исключительно из любви к сыну, из желания быть ближе к Евгению, читает новомодные книги, газеты и рассуждает в контексте новой, либеральной риторики. Между тем, это лишь маска, потому что герой остается на уровне консервативных идей.

1850-е годы вошли в историю России как время, отличившееся консолидацией разрозненной интеллигенции. События романа происходят за некоторое время до отмены крепостного права, в конце 1850-х годов. На носу – 1861-й год и революция. Биография автора тоже повлияла на общую атмосферу романа.

В этот период писатель работает в штате «Современника» – известного в те годы журнала. В творчестве у Тургенева также намечается трансформация: от поэтических текстов к прозе, от романтизма к реалистическим тенденциям.

В социальном устройстве Российской империи в это время также появляются изменения: например, родился новый строй так называемых разночинцев. Это были люди, которых нельзя было классифицировать как дворян, купцов, мещан, ремесленников и т. д. Происхождение человека, таким образом, перестает играть какую-либо роль.

Дорогие вы наши! Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под его пера в 1857 году и, опубликованная в журнале «Современник», вызвала восторг у многих писателей, а также не оставила равнодушной читательскую аудиторию.

Разрыв с «Современником» вынуждает Тургенева напечатать роман в журнале консервативной направленности. «Отцы и дети» выходят в «Русском вестнике». Вокруг произведения сразу же после публикации возникает острая полемика. Однако споры ведутся касательно не литературной стороны романа, а политической: это полемика между революционно-демократическим крылом и консерваторами. В итоге, роман не удовлетворил никого – ни одну из сторон. Между тем, нельзя отрицать актуальность произведения Тургенева, ведь писатель показал причины разлада между поколениями, мотивы недоразумений, возникающих между родителями и детьми, а также губительные последствия, к которым приводит этот конфликт поколений.


Таким образом, роман Тургенева опубликовали в 1862-м году, а реакция литературных критиков и читателей на произведения была неоднозначной. Палитра отзывов на «Отцов и детей» отличалась разнообразием: от бурного восхищения романом до крайнего его отторжения и даже осуждения.

Анализ особенностей центральных персонажей «Отцов и детей»

Иван Тургенев использует классический метод: с помощью характеристики героев, поведения и решений персонажей писатель доносит до читателя главные идеи романа «Отцы и дети». Поэтому следует обратиться к анализу специфики действующих лиц произведения.

Основные фигуры произведения Тургенева

Базаров

Евгению Васильевичу Базарову уже стукнуло тридцать. Это взрослый мужчина, который имеет сложившуюся систему взглядов на мир. Базаров – скептик и даже нигилист. Евгений отвергает устоявшиеся ценности, подвергает сомнению консервативные идеалы. Тургенев описывает Базарова как героя, отличающегося холодностью, жесткостью, саркастичным и циничным характером. Евгений отбрасывает всяческие принципы – как и подобает нигилисту. Герой производит впечатление человека заносчивого, уверенного в себе, гордого и высокомерного. Часто эти черты определяются уверенностью в интеллектуальном превосходстве над большей частью окружения.

Роль нигилизма в жизни Базарова

Сам Тургенев признавал, что отказался от всего «художественного», когда работал над образом Базарова. Фигура Евгения отличается резкостью и даже некоторой бесцеремонностью. Базаров демонстрирует образ одного из политических течений, которые в том числе вдохновили Тургенева на создание романа. Революционно-демократические идеи писатель вложил в уста именно Базарова. Революционные и реформаторские идеалы – это то, что отличало «нового человека» середины XIX века. На второй стороне доски – либерально настроенное дворянство.

Базаров обладает независимым характером, скептическим отношением к действительности, самостоятельностью суждений и действий, незаурядным, оригинальным умом.

Биография, происхождение героя тоже повлияли на мировоззренческую систему Базарова. Евгений родился в семье полкового врача, поэтому Базаров гордился, что его дедушка работал на земле вместе с крестьянами. Базаров также презирает аристократов, не скрывая этой позиции. Нигилизм чувствуется в речи героя, в особенностях внешнего вида, в манерах и социальной позиции.

Поведение Базарова – это откровенный вызов. Герой нарочито небрежен, демонстративно ленив, а в речи часто пользуется простонародными словами. Весь вид Базарова выказывает отрицание и протест против авторитетов.

Кирсановы

Николай

Отец Аркадия Кирсанова. Тургенев описывает Николая как, пожалуй, наиболее положительного героя романа. Мужчине 44 года, он чист – помыслами и в бытовых привычках. Николаю свойственна романтичность, спокойствие, уравновешенность. Кирсанов испытывает искреннюю любовь к сыну. Жена Николая умерла, с тех пор он вдовствовал, находясь в подавленном состоянии после кончины возлюбленной супруги. Однако потом Николаю посчастливилось встретить Фенечку – простую крестьянку, которая в итоге стала его женой.

Аркадий

Юноша происходит из благополучной, состоятельной дворянской семьи. Аркадий значительно младше Базарова: молодому Кирсанову недавно исполнилось 23 года. Молодость, наивность и сентиментальность – черты, присущие образу Аркадия. Юноша подвержен влиянию товарища и друга – Евгения Базарова. Аркадий окончил учебу в университете, успешно защитив диплом. После этого оба друга решили погостить у родителей Кирсанова. Аркадий старается во всем наследовать Базарову, но нигилизм плохо сочетается с мягкостью, великодушием, добротой и романтичностью натуры Аркадия. Юноша – справедливый, робкий и целомудренный мальчик. Несмотря на то, что Аркадий считает Базарова примером, юноша все же верит в настоящую любовь.

Однажды Аркадия встречается Катю – красивую девушку, с которой у Кирсанова развиваются романтические отношения. Влюбленность окончательно доказывает Аркадию, что нигилизм – это не его философия. Так дружба молодого Кирсанова и Базарова постепенно идет на спад.

Павел

Герою исполнилось 45 лет. Павел приходится братом Николаю Кирсанову и, соответственно, дядей Аркадию. Когда-то мужчина служил гвардейским офицером. Потомственный аристократ, Павел исповедует систему взглядов и убеждений, характерных для аристократии того времени. Это значит, что Кирсанов – сторонник либеральной идеологии. Типичный дворянин, выказывающий своими поступками и поведением гордыню и самолюбие. Однажды Павел настрадался из-за несчастливой любви. После того случая Кирсанов не верит в любовь. Он также приобрел черты мизантропа, скептика и циника. С родственниками Павел практически разорвал общение, уехав за границу.

«Отцы и дети»: фигуры второго плана

Базаров-старший

Василий Базаров – старичок, который отличается добродушием, простотой. Базаров-старший выказывает любовь и уважение к сыну, гордясь тем, насколько Евгений умен и образован. Старается наследовать сыну. Раньше Василий Иванович служил военным лекарем, однако теперь Базаров продолжает медицинскую практику на безвозмездной основе: он лечит крестьян, которые работают у Базаровых в имении. Василий Иванович любит поговорить, ему свойственно вести «философские» беседы. Герой читает новомодные книги и журналы, впрочем, очень мало понимая оттуда.

Убежденный консерватор, Базаров демонстрирует приверженность революционно-демократическим идеалам, чтобы быть ближе к сыну. Быт Базарова-старшего – скромный и простой.

Мать Евгения Базарова

Арина Власьевна – женщина из дворянского сословия, вышедшая замуж за простого полкового лекаря Василия Базарова. Имение, в котором обитают Базаровы, – это приданое Арины. Женщина добра и отзывчива, однако Арина Власьевна отличается излишней набожностью и мнительностью. Базарова содержит дом в идеальной чистоте и опрятности, сама же героиня – образец аккуратности, заботы и ласки.

Женщина нежно любит сына, стараясь во всем угодить Евгению. Зная, что Базаров не сторонник демонстративного и открытого выражения эмоций, избегает сына, пытаясь поменьше контактировать с ним. В отличие от мужа, Василия Ивановича, не может понять Евгения и его мировоззрения.

Анна Одинцова

Анне Сергеевне только 28 лет, но женщина уже успела овдоветь. Анна – высокомерна и жестока. Писатель описывает героиню как женщину несчастную, потому что Одинцова не знает любви и никогда не питала ни к кому искренних чувств. Привыкшая к роскошной жизни, горделивая и высокомерная красавица строит отношения, основываясь на расчете. Принимает у себя в гостях Базарова и Аркадия Кирсанова.

Катя

Катерина – возлюбленная Аркадия Кирсанова. Девушку воспитывала старшая сестра. Молодую героиню отличает кроткий и спокойный характер. Катя умна, добра, девушке свойственная привязанность к природе, любовь к музыке. Между тем, сестра Катерины – строгая и принципиальная, характер старшей сестры куда более сильный, чем у Кати. Поэтому героиня страшится сестры.

Виктор

Виктора Сотникова Тургенев описывает как выходца из дворянской семьи, который, между тем, скрывает свое происхождение из-за стыда. Сотников не отличается большим умом, он скорее подражает авторитетам, наследует моде, чем является законодателем новаций. Характер у героя слабый, слишком мягкий и трусливый. В поведении Сотникову свойственна пошлость и глупость, назойливость и бездумное перенимание всего нового. Виктор хочет славы любой ценой: в этом герой напоминает Герострата – персонажа античных легенд, который прославился тем, что сжег храм Артемиды.

Базаров для Сотникова предстает в роли наставника и учителя. Однако после женитьбы Виктор попадает под каблук жены и оставляет былые увлечения.

Авдотья

Авдотью Кукшину автор изобразил помещицей, выказывающей интерес к новым веяниям. Кукшина дружит с Базаровым, Кирсановым и Сотниковым. Авдотья принимает дома маргинальную интеллигенцию и позиционирует себя как эмансипированную женщину. Внешность героиня поддерживает нарочито небрежную, а поведение женщины отличается развязностью – это Кукшина считает признаком прогрессивных взглядов.

Фенечка

Фенечка – некий женский идеал. Простая, чистая, кроткая и нежная девушка, о которой читатель не получает слишком много информации. Естественность, уютность, склонность проводить время дома и с семьей – вот некоторые черты Фенечки. В итоге девушка-крестьянка становится супругой Николая Кирсанова.

Дуня

Служанка Фенечки, помогающая девушке в уходе за младенцем. Простая, наивная и непритязательная крестьянская женщина, Дуня любит веселье и смех. Хотя дома, во время исполнения обязанностей по хозяйству героиня выказывает строгость и дисциплинированность.

Петр

Петя служит у Павла Ивановича Кирсанова. Петр позиционирует себя как человека умного и просвещенного, хотя герой – глуповатый, невежественный и темный юноша. Однако это не мешает Петру быть гордым и самовлюбленным.

Нелли

Княгиня Р., или же Нелли, – это та сама несчастная любовь Павла Кирсанова. О Нелли автор говорит мало, что делает героиню загадочной и таинственной. В глазах читателя княгиня предстает женщиной эксцентричной, под влияние которой легко подпадают юные умы. Но однажды Павел Иванович узнает, что Нелли умерла: с того момента жизнь теряет для Кирсанова былой смысл и окрас.

Основной темой романа Тургенева, является проблема взаимоотношений старого и современного поколения. Судьба всех персонажей тесно переплетена с решением насущной задачи, каждый из них по-своему определяет свои жизненные приоритеты. В романе Тургенева, создан конфликт поколений, главные герои «Отцов и детей», являются антагонистами, не желающими понять друг друга.

Характеристика героев «Отцы и дети»

Главные герои

Евгений Васильевич Базаров

Взрослый человек, примерно 30 лет. К окружающему миру скептическое отношение. В его образе преобладают холодные и жесткие черты. Беспринципный и не высоконравственный. Сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете, самоуверенный. Умирает от заражения крови.

Николай Петрович Кирсанов

Самый чистый и положительный герой книги. 44-летний вдовец, приходится отцом Аркадию, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, отучился в университете, поддается влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.

Павел Петрович Кирсанов

Бывший гвардейский офицер. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.

Второстепенные персонажи

Василий Иванович Базаров

Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына.

Анна Сергеевна Одинцова

Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету.

Катерина

В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия.

Виктор Ситников

Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.

Авдотья Кукшина

Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение - признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.

Фенечка

Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова.

Дуняша

Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго.

Петр

Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком.

Княгиня Р. (Нелли)

Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.

Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

 

Возможно, будет полезно почитать: